4.2.3. Рыночная экономика
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.
Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.
Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.
Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы: классический капитализм и постиндустриальная хозяйственная система, наиболее типичной формой которой является смешанная экономика. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Классический капитализм
Этот вид рыночной экономики существовал в ныне развитых странах с XVII в. до первых десятилетий XX в. Именно он исследован К. Марксом. Классический капитализм характеризуется следующими признаками:
наличие частной собственности на экономические ресурсы;
свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок и перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
наличие множества независимых производителей, которые сами решают, что, для кого и как производить;
наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельное решение о том, какую продукцию и у каких товаропроизводителей покупать;
личная свобода всех участников рынка, которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;
эквивалентный обмен по стоимости;
ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, бережливо относиться к живому и овеществленному труду.
Классический капитализм развивался стихийно и не предусматривал государственного регулирования экономики. Он исповедовал принцип А. Смита «laisserfaire» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику.
Однако в начале XX в. его хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. Поэтому в большинстве развитых стран он постепенно трансформировался в постиндустриальную, или новую, экономику (как теперь ее называют).
Что же такое постиндустриальная хозяйственная система, или новая экономика? Если рассматривать процесс развития общества линейно, поступательно, непременно от худшего к лучшему, от несовершенного к совершенному, от низшего к высшему, то постиндустриальная хозяйственная система (новая экономика) представляет собой на сегодня высшую ступень экономического развития человечества. Постиндустриальное общество – это общество, которое приходит на смену «классическому капитализму». В системе исторических координат с тремя ступенями развития производства оно занимает самое высокое место.
Выдающийся вклад в определение важнейших характеристик западного общества последней четверти ХХ в. принадлежит Д. Беллу. Он полагал, что история развития цивилизации складывается из трех больших этапов (доиндустриального, индустриального и постиндустриального; аграрного, индустриального и информационного; «первой», «второй» и «третьей» волн). Они разделены между собой переходами, содержание которых может быть квалифицированно как социальные революции. Понятие «постиндустриальное» противопоставляется понятиям «доиндустриальное» и «индустриальное».
Рис. 4.1. Три ступени развития производства
Доиндустриальный сектор является в основном добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. Индустриальный сектор имеет прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров.
Переход к «новой экономике» обусловлен начавшейся в середине ХХ в. научно-технической революцией, которая качественно преобразовала производительные силы, кардинально изменив материально-техническую базу производства, привнеся в нее автоматизацию, огромный информационный ресурс, который образовал самостоятельную отрасль знаний – теорию информационной экономики, а также компьютерную технику с мировой системой Интернет, ставшей классическим примером так называемых всеобщих производительных сил, создаваемых и используемых только коллективно. Возник новый сектор производства – информация. Преобразования, происходящие в производительных силах, потянули за собой длинную цепь модификаций, которые и сделали постиндустриальное общество новой экономикой. Рассмотрим их.
1. Изменившиеся производительные силы модифицировали производственные отношения, т. е. отношения собственности. На смену собственнику-капиталисту, который доминировал в индустриальную эпоху, пришел собственник-менеджер и собственник – специалист компьютерных сетей.
2. Возник новый вид конкуренции: конкуренция сетей, и новый фактор производства – «время», ибо скорость получения информации определяет итог конкуренции производителей и выявляет ее лидера.
3. Развитие сети Интернет привело к поиску новых условий рациональности. Классическая, неоклассическая и постклассическая школы увязывали рациональность с эгоизмом «экономического человека».
С появлением сети Интернет вырабатываются новые критерии рациональности. Они обусловлены работой главного субъекта Интернета, названного В. В. Тарасенко «человеком кликающим», пальцы которого «кликают» на то, что ему хочется, что удобно, практично, рационально и утилитарно (Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. N 5).
Возникает новая экономическая рациональность, новая структура утилитарности. Кнопка приобретает рыночную стоимость, так как «кликающий человек», владеющий кнопкой, получает доступ к чужой информации и чужой собственности. Он не отказывается от соблазна ею завладеть. А значит, принимает участие в ее возможном переделе.
За счет деятельности «кликающего человека» система отношений собственности приобретает новые существенные стороны, которые становятся объектом изучения экономической теории. Не исключено, что «кликающий человек» как объект экономического анализа придет на смену «экономическому человеку» А. Смита и станет элементом новой парадигмы, рожденной реалиями постиндустриального общества.
4. Обострилось негативное свойство наследия индустриальной экономики – ее природоразрушительный характер. Экологическая борьба «зеленых» стала влиятельным политическим течением, а сама экология – еще одним фактором производства. Это значит, что к системообразующим факторам (труд, земля, капитал), которые изучались политэкономией, постиндустриальное общество добавило еще три: экологию, информацию, время, ставшие объектом исследования экономической теории. Производительные силы и производственные отношения, претерпев существенные изменения, насытили «новую экономику» рядом отличительных признаков.
Отличительные признаки постиндустриальной (новой) экономики
1. Произошло радикальное изменение роли и места в производстве человеческого фактора. Автоматизация производства резко сократила объем физического труда и вывела человека из непосредственного производства, поставив его рядом с производством контролером и регулировщиком. Всеобщая компьютеризация привела к победе сложного умственного труда. Интеллектуальный труд восстановил доминирование работника над средствами производства: если на доиндустриальной стадии работник подчинял себе средства производства, ибо это была эпоха ручного труда, в индустриальном производстве средства производства технологически подчиняли себе работника (он становился придатком машины), то в постиндустриальном производстве, когда высокие технологии вновь индивидуализируются, работник вновь подчиняет себе средства производства.
2. Все это отразилось на роли собственности на средства производства: в постиндустриальном обществе ее экономическая значимость стала ниже, чем в индустриальном. Индивидуальный частный собственник теряет свое значение. Преобладают ассоциированные формы собственности (кооперативные, коллективные, акционерные, партнерские, корпоративные, смешанные).
3. Изменилась общественная организация производства в соответствии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд потребовал приоритета личности работника, поэтому обезличенное экономическое принуждение эпохи «классического» капитализма вытесняется, так как становится экономически невыгодным.
4. В структуре экономики стала преобладать сфера услуг, информации и интеллектуального труда. Развитие сферы услуг и сферы информации при снижении роли традиционных отраслей привело к «деиндустриализации» (снижению доли промышленности относительно других сфер экономики). Теперь в сфере непосредственного материального производства занято только 10–15 % трудоспособного населения, тогда как 80–85 % – интеллектуальным трудом и сервисным обслуживанием.
5. Существенно изменились акценты в цепочке «производство-потребление». Приоритетный статус отводится ныне сфере потребления. Считается, что только потребление наделяет производство целевой функцией, предотвращая опасность возникновения «производства ради производства» и обеспечивая свободу потребительского выбора.
6. Существенно возросла роль институтов, в частности государства, которое призвано стать гарантом экономических, социальных и политических прав личности. Через политику социальных трансфертов государство корректирует распределение доходов, определяемое рынком.
7. Постиндустриальная (новая экономика) предполагает создание открытых национальных хозяйств с включением их в мировой процесс глобализации. Из этого следует, что предметом анализа экономической теории становится изучение таких проблем, как:
закономерности развития открытого национального хозяйства;
особенности рыночной трансформации экономики России с использованием иностранного опыта и собственной самобытности;
необходимость вхождения в мировой процесс глобализации с соблюдением своих национальных интересов.
Понятно, что перечисленные признаки являются лишь обобщенной моделью «новой экономики», которая в разных странах реализуется далеко не одинаково. Следует признать, что сегодня постиндустриальное общество не является «зрелым», оно лишь формируется, постепенно обретая определенную модель. Поэтому сегодня дать такому обществу однозначную социально-экономическую характеристику крайне затруднительно. Спор разгорается по поводу того, считать ли его по-прежнему капиталистическим, либо с доминантой социалистических признаков в лице государственного регулирования и социальной защиты, либо какой-то иной экономической моделью. В результате дискуссий в экономический лексикон вошли три понятия: «централизованно планируемая экономика» (социализм), «экономика частного предпринимательства» (капитализм) и «смешанная экономика».
8. Дискутируя о социально-экономической сущности постиндустриальной хозяйственной системы, экономисты склоняются к ее смешанной сущности. Рассмотрим ее.
Социально ориентированная смешанная экономика
Социально ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: «социальность» и «смешанность». Они сформировались и тем более объединились в единую систему не сразу и в некотором роде представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической системы хозяйства. Рассмотрим каждую из них отдельно. Обратимся сначала к понятию «социальная экономика».
Методологические основы теории «социального рыночного хозяйства» были заложены еще в 30-40-е гг. ушедшего столетия авторами «теории порядка». Ими являются: В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюс-тов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее интересны взгляды профессора Фрейбургского университета, основоположника Фрейбург-ской школы Вальтера Ойкена (1891–1950). Он ввел в научный оборот понятие «хозяйственный порядок» и определил два его идеальных типа: «централизованно управляемое хозяйство» и «рыночное» (меновое). По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным. Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства. Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции. Во-вторых, сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя через бюджетное финансирование перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих. В-третьих, государство обязано проводить правильную денежную политику. Соблюдая эти условия, государство обеспечивает в стране «хозяйственный порядок».
«Теория порядка» явилась предтечей концепции «социального рыночного хозяйства», одним из основных авторов которой стал Людвиг Эрхард (1897–1977). Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим – «централизованно управляемое хозяйство» – рухнул, а «меновое (рыночное) хозяйство» уже успело породить анархию и «черный рынок». В стране царила гиперинфляция, деньги перестали выполнять свои функции, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). Порядок был настолько необходим, что без него было немыслимо возрождение страны. Поэтому разработанная в 30-40-е гг. «теория порядка» послужила методологической основой создания социального рыночного хозяйства ФРГ.
Обратимся теперь к концепции «смешанности».
В определении понятия «смешанная экономика» у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Так, Клаус Эклунд в известной книге «Эффективная экономика. Шведская модель» (М.: Экономика, 1991. С. 85) пишет, что смешанная экономика – это та, которая «обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства». Здесь налицо указание на два начала: «план» и «рынок». С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи замечают: «Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами… Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике» (Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. С. 14). Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – «рынок» и «государство». Оппонентом такой точки зрения выступает О. Ю. Мамедов. По его мнению, «рынок» и «государство» являются логически непротивопоставимыми элементами: «рынку» можно противопоставить только «нерынок», т. е. «рыночной» организации производства – «нерыночную», а «государственному» (общественному) – «негосударственное» (частное). Смешанная экономика пребывает между «чисто рыночной» и «чисто нерыночной» (Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: КноРус, 2001. С. 7).
Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание. Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании «рыночного» и «нерыночного» секторов экономики, в выяснении соотношения между «невидимой рукой рынка» и «регулирующей рукой государства», в изучении возможности использования «плана» и «рынка».
Модели смешанной экономики
Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.
Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.
Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.
Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:
система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;
обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;
главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.
Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.
Британская модель. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:
в обеспечении частного сектора правительственными заказами;
в развитии ВПК;
в финансировании НИОКР;
в финансировании социальной сферы и т. д.
Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.
Французская модель. Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.
Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:
обширным государственным сектором;
высокоразвитым крупным частным бизнесом;
укладами, оставшимися от раннего капитализма;
большим удельным весом малого бизнеса;
развивающимся кооперативным сектором.
Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.
Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.
Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).
Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.
Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.
Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.
С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.
К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.
В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.
Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.
Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.
Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.
В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.
Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.
Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.
Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы: классический капитализм и постиндустриальная хозяйственная система, наиболее типичной формой которой является смешанная экономика. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Классический капитализм
Этот вид рыночной экономики существовал в ныне развитых странах с XVII в. до первых десятилетий XX в. Именно он исследован К. Марксом. Классический капитализм характеризуется следующими признаками:
наличие частной собственности на экономические ресурсы;
свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок и перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
наличие множества независимых производителей, которые сами решают, что, для кого и как производить;
наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельное решение о том, какую продукцию и у каких товаропроизводителей покупать;
личная свобода всех участников рынка, которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;
эквивалентный обмен по стоимости;
ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, бережливо относиться к живому и овеществленному труду.
Классический капитализм развивался стихийно и не предусматривал государственного регулирования экономики. Он исповедовал принцип А. Смита «laisserfaire» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику.
Однако в начале XX в. его хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. Поэтому в большинстве развитых стран он постепенно трансформировался в постиндустриальную, или новую, экономику (как теперь ее называют).
Что же такое постиндустриальная хозяйственная система, или новая экономика? Если рассматривать процесс развития общества линейно, поступательно, непременно от худшего к лучшему, от несовершенного к совершенному, от низшего к высшему, то постиндустриальная хозяйственная система (новая экономика) представляет собой на сегодня высшую ступень экономического развития человечества. Постиндустриальное общество – это общество, которое приходит на смену «классическому капитализму». В системе исторических координат с тремя ступенями развития производства оно занимает самое высокое место.
Выдающийся вклад в определение важнейших характеристик западного общества последней четверти ХХ в. принадлежит Д. Беллу. Он полагал, что история развития цивилизации складывается из трех больших этапов (доиндустриального, индустриального и постиндустриального; аграрного, индустриального и информационного; «первой», «второй» и «третьей» волн). Они разделены между собой переходами, содержание которых может быть квалифицированно как социальные революции. Понятие «постиндустриальное» противопоставляется понятиям «доиндустриальное» и «индустриальное».
Рис. 4.1. Три ступени развития производства
Доиндустриальный сектор является в основном добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. Индустриальный сектор имеет прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров.
Переход к «новой экономике» обусловлен начавшейся в середине ХХ в. научно-технической революцией, которая качественно преобразовала производительные силы, кардинально изменив материально-техническую базу производства, привнеся в нее автоматизацию, огромный информационный ресурс, который образовал самостоятельную отрасль знаний – теорию информационной экономики, а также компьютерную технику с мировой системой Интернет, ставшей классическим примером так называемых всеобщих производительных сил, создаваемых и используемых только коллективно. Возник новый сектор производства – информация. Преобразования, происходящие в производительных силах, потянули за собой длинную цепь модификаций, которые и сделали постиндустриальное общество новой экономикой. Рассмотрим их.
1. Изменившиеся производительные силы модифицировали производственные отношения, т. е. отношения собственности. На смену собственнику-капиталисту, который доминировал в индустриальную эпоху, пришел собственник-менеджер и собственник – специалист компьютерных сетей.
2. Возник новый вид конкуренции: конкуренция сетей, и новый фактор производства – «время», ибо скорость получения информации определяет итог конкуренции производителей и выявляет ее лидера.
3. Развитие сети Интернет привело к поиску новых условий рациональности. Классическая, неоклассическая и постклассическая школы увязывали рациональность с эгоизмом «экономического человека».
С появлением сети Интернет вырабатываются новые критерии рациональности. Они обусловлены работой главного субъекта Интернета, названного В. В. Тарасенко «человеком кликающим», пальцы которого «кликают» на то, что ему хочется, что удобно, практично, рационально и утилитарно (Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. N 5).
Возникает новая экономическая рациональность, новая структура утилитарности. Кнопка приобретает рыночную стоимость, так как «кликающий человек», владеющий кнопкой, получает доступ к чужой информации и чужой собственности. Он не отказывается от соблазна ею завладеть. А значит, принимает участие в ее возможном переделе.
За счет деятельности «кликающего человека» система отношений собственности приобретает новые существенные стороны, которые становятся объектом изучения экономической теории. Не исключено, что «кликающий человек» как объект экономического анализа придет на смену «экономическому человеку» А. Смита и станет элементом новой парадигмы, рожденной реалиями постиндустриального общества.
4. Обострилось негативное свойство наследия индустриальной экономики – ее природоразрушительный характер. Экологическая борьба «зеленых» стала влиятельным политическим течением, а сама экология – еще одним фактором производства. Это значит, что к системообразующим факторам (труд, земля, капитал), которые изучались политэкономией, постиндустриальное общество добавило еще три: экологию, информацию, время, ставшие объектом исследования экономической теории. Производительные силы и производственные отношения, претерпев существенные изменения, насытили «новую экономику» рядом отличительных признаков.
Отличительные признаки постиндустриальной (новой) экономики
1. Произошло радикальное изменение роли и места в производстве человеческого фактора. Автоматизация производства резко сократила объем физического труда и вывела человека из непосредственного производства, поставив его рядом с производством контролером и регулировщиком. Всеобщая компьютеризация привела к победе сложного умственного труда. Интеллектуальный труд восстановил доминирование работника над средствами производства: если на доиндустриальной стадии работник подчинял себе средства производства, ибо это была эпоха ручного труда, в индустриальном производстве средства производства технологически подчиняли себе работника (он становился придатком машины), то в постиндустриальном производстве, когда высокие технологии вновь индивидуализируются, работник вновь подчиняет себе средства производства.
2. Все это отразилось на роли собственности на средства производства: в постиндустриальном обществе ее экономическая значимость стала ниже, чем в индустриальном. Индивидуальный частный собственник теряет свое значение. Преобладают ассоциированные формы собственности (кооперативные, коллективные, акционерные, партнерские, корпоративные, смешанные).
3. Изменилась общественная организация производства в соответствии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд потребовал приоритета личности работника, поэтому обезличенное экономическое принуждение эпохи «классического» капитализма вытесняется, так как становится экономически невыгодным.
4. В структуре экономики стала преобладать сфера услуг, информации и интеллектуального труда. Развитие сферы услуг и сферы информации при снижении роли традиционных отраслей привело к «деиндустриализации» (снижению доли промышленности относительно других сфер экономики). Теперь в сфере непосредственного материального производства занято только 10–15 % трудоспособного населения, тогда как 80–85 % – интеллектуальным трудом и сервисным обслуживанием.
5. Существенно изменились акценты в цепочке «производство-потребление». Приоритетный статус отводится ныне сфере потребления. Считается, что только потребление наделяет производство целевой функцией, предотвращая опасность возникновения «производства ради производства» и обеспечивая свободу потребительского выбора.
6. Существенно возросла роль институтов, в частности государства, которое призвано стать гарантом экономических, социальных и политических прав личности. Через политику социальных трансфертов государство корректирует распределение доходов, определяемое рынком.
7. Постиндустриальная (новая экономика) предполагает создание открытых национальных хозяйств с включением их в мировой процесс глобализации. Из этого следует, что предметом анализа экономической теории становится изучение таких проблем, как:
закономерности развития открытого национального хозяйства;
особенности рыночной трансформации экономики России с использованием иностранного опыта и собственной самобытности;
необходимость вхождения в мировой процесс глобализации с соблюдением своих национальных интересов.
Понятно, что перечисленные признаки являются лишь обобщенной моделью «новой экономики», которая в разных странах реализуется далеко не одинаково. Следует признать, что сегодня постиндустриальное общество не является «зрелым», оно лишь формируется, постепенно обретая определенную модель. Поэтому сегодня дать такому обществу однозначную социально-экономическую характеристику крайне затруднительно. Спор разгорается по поводу того, считать ли его по-прежнему капиталистическим, либо с доминантой социалистических признаков в лице государственного регулирования и социальной защиты, либо какой-то иной экономической моделью. В результате дискуссий в экономический лексикон вошли три понятия: «централизованно планируемая экономика» (социализм), «экономика частного предпринимательства» (капитализм) и «смешанная экономика».
8. Дискутируя о социально-экономической сущности постиндустриальной хозяйственной системы, экономисты склоняются к ее смешанной сущности. Рассмотрим ее.
Социально ориентированная смешанная экономика
Социально ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: «социальность» и «смешанность». Они сформировались и тем более объединились в единую систему не сразу и в некотором роде представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической системы хозяйства. Рассмотрим каждую из них отдельно. Обратимся сначала к понятию «социальная экономика».
Методологические основы теории «социального рыночного хозяйства» были заложены еще в 30-40-е гг. ушедшего столетия авторами «теории порядка». Ими являются: В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюс-тов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее интересны взгляды профессора Фрейбургского университета, основоположника Фрейбург-ской школы Вальтера Ойкена (1891–1950). Он ввел в научный оборот понятие «хозяйственный порядок» и определил два его идеальных типа: «централизованно управляемое хозяйство» и «рыночное» (меновое). По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным. Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства. Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции. Во-вторых, сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя через бюджетное финансирование перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих. В-третьих, государство обязано проводить правильную денежную политику. Соблюдая эти условия, государство обеспечивает в стране «хозяйственный порядок».
«Теория порядка» явилась предтечей концепции «социального рыночного хозяйства», одним из основных авторов которой стал Людвиг Эрхард (1897–1977). Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим – «централизованно управляемое хозяйство» – рухнул, а «меновое (рыночное) хозяйство» уже успело породить анархию и «черный рынок». В стране царила гиперинфляция, деньги перестали выполнять свои функции, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). Порядок был настолько необходим, что без него было немыслимо возрождение страны. Поэтому разработанная в 30-40-е гг. «теория порядка» послужила методологической основой создания социального рыночного хозяйства ФРГ.
Обратимся теперь к концепции «смешанности».
В определении понятия «смешанная экономика» у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Так, Клаус Эклунд в известной книге «Эффективная экономика. Шведская модель» (М.: Экономика, 1991. С. 85) пишет, что смешанная экономика – это та, которая «обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства». Здесь налицо указание на два начала: «план» и «рынок». С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи замечают: «Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами… Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике» (Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. С. 14). Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – «рынок» и «государство». Оппонентом такой точки зрения выступает О. Ю. Мамедов. По его мнению, «рынок» и «государство» являются логически непротивопоставимыми элементами: «рынку» можно противопоставить только «нерынок», т. е. «рыночной» организации производства – «нерыночную», а «государственному» (общественному) – «негосударственное» (частное). Смешанная экономика пребывает между «чисто рыночной» и «чисто нерыночной» (Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: КноРус, 2001. С. 7).
Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание. Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании «рыночного» и «нерыночного» секторов экономики, в выяснении соотношения между «невидимой рукой рынка» и «регулирующей рукой государства», в изучении возможности использования «плана» и «рынка».
Модели смешанной экономики
Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.
Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.
Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.
Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:
система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;
обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;
главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.
Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.
Британская модель. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:
в обеспечении частного сектора правительственными заказами;
в развитии ВПК;
в финансировании НИОКР;
в финансировании социальной сферы и т. д.
Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.
Французская модель. Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.
Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:
обширным государственным сектором;
высокоразвитым крупным частным бизнесом;
укладами, оставшимися от раннего капитализма;
большим удельным весом малого бизнеса;
развивающимся кооперативным сектором.
Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.
Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.
Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).
Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.
Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.
Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.
С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.
К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.
В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.
Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.
Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.
Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.