3.2 Экономические ограничения. Граница производственных возможностей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Поскольку блага редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.
Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве какого-либо определенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если участок земли занят под АЭС, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион и т. д. Значит, экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбора: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других.
Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.
Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта – масло и роботов. Масло символизирует потребительские товары, роботы – средства производства. Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 000 тонн. Если же – роботов, то будет выпущено 6000 штук. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно. Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов придется сократить количество масла и, наоборот. Это показано в табл. 3.1 и на графике (рис. 3.1).
График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 10 000 тонн масла можно также произвести 3000 роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5000 (точка D), производство масла придется сократить до 6000 тонн. Это означает, что производство 2000 дополнительных роботов (от 3000 до 5000) заставит отказаться от производства 4000 тонн масла (с 10 000 до 6000).
В данном примере правительство страны сделало выбор: пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформировалось в роботы. Поэтому кривая производственных возможностей AE называется кривой трансформации.
Предполагается, что в данной ситуации полностью использовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.
Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой – в точке Х. Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы.
Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости (англ. opportunity cost).
Выбор правительства стал альтернативным для одних товаров в ущерб другим.
В рассматриваемом случае альтернативной стоимостью потребления населения будет передовая промышленная технология.
Вывод. Каждое общество сталкивается с одной и той же проблемой – ограниченности ресурсов, т. е. своих возможностей.
А как обстоит дело с потребностями?
В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.
На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей – в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т. п.).
Духовные потребности удовлетворяются занятием наукой, искусством, получением образования, нравственным совершенствованием и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.
По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.
Таблица 3.1
Шкала производственных возможностей
Рис. 3.1. График производственных возможностей
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
физиологические (еда, питье и т. д.);
в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);
в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);
в самоуважении (достижение цели, признания);
в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).
Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй – нематериальное.
В сфере материального производства создаются вещественные ценности (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказываются материальные услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание и т. д.).
В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образование, культура и др.).
Обе сферы находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которое в современных условиях резко усилилось. Так, высокий уровень развития материального производства в ряде стран позволил им использовать в нематериальном производстве большую часть (5070 %) всех работающих в стране. В свою очередь, достижения в сфере нематериального производства в виде научных открытий, технических изобретений оказывают сильное воздействие на развитие производственной сферы.
Выводы
Потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы.
Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Описанное противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.
Источником удовлетворения потребностей является благо. Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понимание блага вещами и предметами. Другие относят к благам не только продукты труда, но и плоды природы. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо как любой положительный эффект.
В экономической литературе имеется сложная система классификации благ. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на:
материальные и нематериальные;
экономические и неэкономические;
общественные и необщественные;
настоящие и будущие;
прямые и косвенные;
долговременные и краткосрочные и т. д.
Важнейшими являются первые три группы. Рассмотрим их.
Материальные блага – это дары природы (климат, земля, воздух), продукты производства (здания, машины, продукты питания).
Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека: здравоохранение, искусство, театр, музей, образование. Нематериальные блага подразделяются на две группы:
внутренние– блага, данные человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух – музицирование, голос – пение);
внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция и т. д.).
В основе деления благ на экономические и неэкономические лежит соотношение между потребностью в благах и доступным для распоряжения ими количеством благ.
К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. те, которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов.
Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода и т. д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.
К общественным благам относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы, уличное освещение, маяки, результаты фундаментальных научных исследований и многое другое. Общественные блага отличаются от необщественных следующими двумя характеристиками:
1. Отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним слушателем не лишает такой же возможности других. 2. Невозможность воспрепятствовать потреблению общественных благ. Например, невозможно запретить использовать свет маяка одним кораблям в угоду другим.
Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают УСЛУГИ.
Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы и т. п.).
Поскольку блага редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.
Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве какого-либо определенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать. Например, если участок земли занят под АЭС, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион и т. д. Значит, экономика постоянно сталкивается с необходимостью выбора: увеличение выпуска одних товаров означает сокращение выпуска других.
Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.
Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество товаров и услуг, а лишь два продукта – масло и роботов. Масло символизирует потребительские товары, роботы – средства производства. Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 000 тонн. Если же – роботов, то будет выпущено 6000 штук. Конечно, роботы и масло могут производиться и одновременно. Так как ресурсы ограничены, то при росте производства роботов придется сократить количество масла и, наоборот. Это показано в табл. 3.1 и на графике (рис. 3.1).
График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 10 000 тонн масла можно также произвести 3000 роботов. Если потребуется увеличить производство роботов до 5000 (точка D), производство масла придется сократить до 6000 тонн. Это означает, что производство 2000 дополнительных роботов (от 3000 до 5000) заставит отказаться от производства 4000 тонн масла (с 10 000 до 6000).
В данном примере правительство страны сделало выбор: пожертвовало маслом ради роботов. Масло трансформировалось в роботы. Поэтому кривая производственных возможностей AE называется кривой трансформации.
Предполагается, что в данной ситуации полностью использовались все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.
Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться не на кривой трансформации, а где-то внутри кривой – в точке Х. Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы.
Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости (англ. opportunity cost).
Выбор правительства стал альтернативным для одних товаров в ущерб другим.
В рассматриваемом случае альтернативной стоимостью потребления населения будет передовая промышленная технология.
Вывод. Каждое общество сталкивается с одной и той же проблемой – ограниченности ресурсов, т. е. своих возможностей.
А как обстоит дело с потребностями?
В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные.
На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей – в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т. п.).
Духовные потребности удовлетворяются занятием наукой, искусством, получением образования, нравственным совершенствованием и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.
По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они имеют общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.
Таблица 3.1
Шкала производственных возможностей
Рис. 3.1. График производственных возможностей
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
физиологические (еда, питье и т. д.);
в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);
в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);
в самоуважении (достижение цели, признания);
в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).
Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй – нематериальное.
В сфере материального производства создаются вещественные ценности (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказываются материальные услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание и т. д.).
В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образование, культура и др.).
Обе сферы находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которое в современных условиях резко усилилось. Так, высокий уровень развития материального производства в ряде стран позволил им использовать в нематериальном производстве большую часть (5070 %) всех работающих в стране. В свою очередь, достижения в сфере нематериального производства в виде научных открытий, технических изобретений оказывают сильное воздействие на развитие производственной сферы.
Выводы
Потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы.
Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Описанное противоречие разрешается путем выбора товаров и услуг, которые необходимо произвести, и тех, от которых в определенных условиях следует отказаться.
Источником удовлетворения потребностей является благо. Разные авторы по-разному его определяют. Одни из них ограничивают понимание блага вещами и предметами. Другие относят к благам не только продукты труда, но и плоды природы. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо как любой положительный эффект.
В экономической литературе имеется сложная система классификации благ. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на:
материальные и нематериальные;
экономические и неэкономические;
общественные и необщественные;
настоящие и будущие;
прямые и косвенные;
долговременные и краткосрочные и т. д.
Важнейшими являются первые три группы. Рассмотрим их.
Материальные блага – это дары природы (климат, земля, воздух), продукты производства (здания, машины, продукты питания).
Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека: здравоохранение, искусство, театр, музей, образование. Нематериальные блага подразделяются на две группы:
внутренние– блага, данные человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух – музицирование, голос – пение);
внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция и т. д.).
В основе деления благ на экономические и неэкономические лежит соотношение между потребностью в благах и доступным для распоряжения ими количеством благ.
К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. те, которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов.
Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода и т. д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.
К общественным благам относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы, уличное освещение, маяки, результаты фундаментальных научных исследований и многое другое. Общественные блага отличаются от необщественных следующими двумя характеристиками:
1. Отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним слушателем не лишает такой же возможности других. 2. Невозможность воспрепятствовать потреблению общественных благ. Например, невозможно запретить использовать свет маяка одним кораблям в угоду другим.
Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают УСЛУГИ.
Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект (торговля, банно-прачечное хозяйство, ремонтные работы и т. п.).