Глава 1
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
НАЧАЛО
Нет лучшей проверки силы духа американского предпринимательства, чем участие в семинарском бизнесе. Успешных программ тут в избытке на каждую тему (от «Как общаться с начальником» до «Как беседовать с подсознанием»). Если вы хотите изучать причины повышения налогов за ужином из омаров во вращающемся на вершине небоскреба ресторане, не сомневайтесь, что додумались до этого не первым. Вы можете посетить низкобюджетные лекции в одолженных помещениях или роскошные мероприятия по выходным, состоящие из плавания, игры в гольф или теннис. На некоторых семинарах распорядок такой строгий, что участникам даже говорят, когда можно пойти в туалет. На других, наоборот, свобода доходит до крайности, когда трудно найти руководителя или план.
Где же во множестве этих предприятий искать причины процветания одних и поражения других? Какие меры предпринять, чтобы именно ваше предприятие увенчалось успехом? Легкого ответа нет, несмотря на пустые предсказания «гадателей по хрустальным шарам». Эти «эксперты» применяют к бизнесу многообразные формулы, отрицающие стандартизацию. Отсутствие единообразия, однако, не означает, будто нельзя рассчитать с определенной степенью точности возможную реакцию общественности на вашу программу. Не нужно ставить на карту сбережения всей жизни для одной драматичной игры. Путем тщательного планирования можно рассчитать потенциальную прибыль и свести к минимуму риск провала: первое капиталовложение может быть скромным.
Существуют два способа «замерить пульс эмбриона» вашего предприятия прежде, чем оно полностью вырастет. Проведение исследований рынка – один из способов проверки жизнеспособности идеи перед окончательным вложением в нее средств. Для определения реакции потенциальных участников семинара исследование рынка часто проводят с помощью опросного листа. Чтобы собрать информацию, полезную для составления программы, надо узнать у опрашиваемых, посетят ли они семинар на избранную тему, сколько смогут заплатить и какого типа мероприятия, по их мнению, следует включить в программу. Исследование рынка наиболее полезно при обучении по контракту, т.е. при внутрифирменном – для клиентов организации. При точном и определенном составлении вопросов, в каких областях потенциальные участники должны пройти подготовку для наилучшего выполнения своей работы, исследования рынка могут стать эффективным способом сбора нужной информации.
Другим способом определения потенциального успеха является маркетинговый тест программы, содержащий рекламу, проведение семинара/курсов и оценку их результатов. Хотя этот метод кажется дороже и рискованнее, чем исследование рынка, именно он обходится дешевле, ибо дает более надежную основу для составления долгосрочных планов [в случае, если семинар (не внутрифирменный) понравится].
Исследование рынка определяет ожидание поведения, маркетинговый же тест определяет его само. Обычно существует разница между устными заявлениями, намерениями и реальными делами в определенной ситуации. Большинство посещают семинары якобы для личного или профессионального роста. Эти люди так считают и хотят, чтобы другие тоже о них думали подобным образом. Так что если вы представительны и вежливо задаете свои вопросы, им это может польстить. Тогда наверняка они наговорят вам комплиментов. Если поверить результатам подобного «исследования рынка», то ваша программа не провалится. Хорошо, если полученная информация проста и не оставляет места для различий между планом и действием. В противном случае исследование рынка приведет к формированию ошибочного представления. Результаты маркетингового теста, с другой стороны, отражают решения, принятые с учетом реальных факторов – недостатка средств, плотного расписания, предыдущих обязательств – т.е. всех элементов, влияющих на принятие решений.
Итак, маркетинговый тест обеспечивает возможность составить правильное представление о шансах программы на успех. Использование программы-теста (подробно описываемое в шестой главе) позволяет при низкой себестоимости провести испытание в реальных («полевых») условиях, в которых возможно высокоэффективное применение средств массовой информации. Это будет похоже на условия и место вашего семинара. Таким образом, основываясь на результатах маркетингового теста, можно будет точнее делать прогнозы о реакции будущих рынков. Изменения, основанные на результатах маркетинговых тестов, должны хорошо «перемещаться», то есть реакция на них в разных местах проведения должна быть предсказуемой. Способность программы приспосабливаться к новым местам и обстоятельствам называется ролл-аут – «раскатка» (подобно тесту). Например, если вы собираетесь проводить семинар о законах, регулирующих арендную плату в Лос-Анджелесе, то в самом этом городе семинар будет иметь успех. Но этого не произойдет в Денвере, Чикаго или Нью-Йорке без изучения законов, регулирующих арендную плату в этих городах, и без разработки новой концепции. Составляя расписание и подбирая материалы, нужно убедиться, что они не ограничиваются интересами какой-то определенной группы, местности и не имеют временных рамок. Программу нужно составить так, чтобы при любых условиях ее можно было бы использовать с небольшими модификациями.
Если накладные и начальные расходы невелики, то и стоимость проведения маркетингового теста невелика – около $600. Тест внутрифирменной программы может быть дешевле. Бизнес курсов и семинаров отличается низкой себестоимостью. Капиталовложения в него обладают низкой степенью риска и высокой ценностью активов. Вот два фактора этого удачного сочетания:
Эффективное использование «рекламных долларов».
Тщательная проверка до вложения денег.
Эффективное использование средств, отпущенных на рекламу
Около 2/3 общей стоимости семинара уходит на обманчиво простое предприятие по созданию интереса и привлечению участников. Эффективность маркетинговой кампании – в глубине и широте рекламного освещения, доступного вашему бюджету. Это – самый важный из факторов будущего успеха или провала программы. Если вы даете рекламу в газете, надо, чтобы объявление попалось на глаза именно той группе населения, которую семинар может заинтересовать больше всего. Если же вы делаете рекламу методом прямой почтовой рассылки дорогих брошюр, прежде найдите потенциальных участников. Существуют техники, усиливающие эффективность вашей рекламы. Такие «сбреют» доллары с ее стоимости на каждом повороте (описываются в частях 2 и 3). Только через правильное понимание средств массовой информации и добросовестную оценку результата их деятельности, считая каждый доллар ожидаемой отдачи, вы сможете найти самый эффективный вид рекламы. Внимательное наблюдение за притягательной силой вашего маркетинга позволит быстро пресекать убытки от негативного вида рекламы. По результатам маркетингового теста легче сформировать реальный стандарт, позволяющий оценить эффективность рекламы. Другие же программы могут не подойти к вашей конкретной ситуации.
Проверить прежде, чем вкладывать деньги
С этой истиной хорошо знакомы книжные издательства, рекламирующие книгу до ее написания для проверки притягательности. Если реакция хороша, писатель и типография получают заказ на работу. Если же идея оказывается непопулярной, то немногим соблазненным рекламой заказчикам сообщается об отмене издания и возвращаются деньги. Однако для семинара такой метод не подходит. Разве что принцип снижения степени риска остается. Проверьте поэтому концепцию программы прежде, чем делать серьезные затраты на ее разработку и материалы. Есть две причины, по которым ваши первые семинары должны быть недорогими и иметь простую структуру.
Чтобы можно было быстро изменить различные элементы расписания в зависимости от меняющихся обстоятельств и реакции.
Чтобы сохранить капитал и изменить маркетинговый подход для еще одного теста, если на первые занятия не придет ожидаемое количество участников.
Вам не следует, подобно «General Motors», тратить миллионы долларов на составление схемы основных изменений в будущих мероприятиях. Если ваш «птенчик» не отягощен стоимостью разработки, он взлетит даже при помощи скромных вложений. Сохраните возможность вносить недорогие изменения. Во время фазы маркетингового теста семинар с простой повесткой дня будет свидетельствовать о разумном планировании не только экономического свойства. Во-первых, если разработчик не сделал больших финансовых вложений в программу, он склонен прислушиваться к новым предложениям, которые обеспечат прогресс программы в будущем. Для улучшения программы в результате продолжающегося диалога между разработчиком и участниками семинара необходимы гибкость, и готовность активно вносить изменения, основанные на надежной обратной связи. Во-вторых, повестка дня, совершенствующаяся таким образом, имеет больше шансов удовлетворить потребности рынка, нежели составленная без учета «полевых» испытаний.
Непредвзятое отношение к переменам должно распространяться на все аспекты программы, а не только на повестку дня и маркетинг. Вот, например, изменяющиеся факторы, влияющие на качество и успех мероприятия.
Тема
Существует ли достаточно крупная, легко определяемая группа, постоянно интересующаяся выбранной вами темой?
Географические и региональные вариации
Будет ли семинар в одних регионах иметь такой же или больший успех, чем в других? Понравится ли он больше сельскому населению, жителям пригородов или горожанам?
Размер платы за обучение
Будет ли взимаемая плата считаться слишком высокой в одних местах и недостаточной в других?
Местоположение
В какой степени таковое, а также помещение, в котором проводится семинар, повлияют на отношение к нему?
Время проведения
Устроите ли вы вечерние занятия, чтобы люди успели на них после работы, или дневные, при которых участникам придется отпрашиваться с работы? Будут ли занятия в будни или в выходные?
Продолжительность программы
Несколько часов или несколько дней? Как это повлияет на отношение к вашей программе и на размер взимаемой платы?
Все эти составляющие нужно тщательно проверять, изменяя их в период проведения семинарских занятий и сравнивая результаты. Для поддержания жизнеспособности такой процесс усовершенствования программы вообще не должен прекращаться. Однако он особенно важен на ранних ее стадиях, когда выживание зависит от быстрой реакции на меняющиеся обстоятельства.
Как выбирать тему для семинара/курсов
Такой выбор зависит от нужд потенциальных участников и ваших собственных интересов. Нужно найти предмет, интересующий людей в принципе или по которому им необходима более объемная информация. Если сами будете проводить презентацию, тема ее должна быть особенно дорога вашему сердцу. Да и знать ее надо очень хорошо. Если тема вам неинтересна, то презентация обернется скучной и тягостной потерей времени. Самый лучший предмет тот, о котором вы можете говорить в течение нескольких дней без всякой подготовки. Больше шансов разработать самые совершенные материалы и улучшить презентацию, если тема действительно вам интересна. Самое главное преимущество программы в том, что она освобождает вас от жизни по указке. Теперь никто ничего не сможет вам диктовать.
Существует ли долгосрочный спрос на информацию по вашей теме? Некоторые темы слишком ограничены, чтобы быть жизнеспособными. Например, семинар на тему «Как продать свой дом без посредников» не будет иметь успеха по двум причинам. Во-первых, стремящихся продать собственные дома крайне мало. Поэтому не будет и интереса к такому семинару (до появления желания продать дом, как и после продажи или обращения к посреднику). Во-вторых, старающиеся сэкономить на посреднике, скорее всего, не будут тратиться на курсы и семинары. Выбирайте тему, к которой есть постоянный интерес.
За информацию какого типа люди готовы платить? Если семинар обещает им успех и большой заработок, за него обязательно заплатят, однако не станут платить за обучение, от которого, по их мнению, пользу получит кто-то другой. Ожидается, что в таких случаях скорее, должен платить тот, кто получит выгоду от улучшения их трудовых навыков, например работодатель.
Другой важный фактор – возможность получить ту же информацию, но другими путями. Темы курсов и семинаров, предлагаемых сегодня в Соединенных Штатах, почти всегда содержатся во многих других, подчас более дешевых источниках – книгах, журналах, видео- и аудиокассетах и т.п. Тем не менее, семинары и курсы продолжают процветать, ибо являются легким и эффективным средством обучения.
И все же надо знать о своих конкурентах. Работают ли они над тем же, что и вы? А вдруг по выбранной вами теме не создано ни одного другого семинара, и это означает, что она не годится? Существует лишь несколько классических случаев успеха «за ночь», когда кто-то нашел и разработал нетронутый рынок. Однако по большей части полное отсутствие конкуренции означает, что предмет недостаточно интересен для создания семинара. Небольшая конкуренция полезна. Если другие дают успешные семинары на какую-то тему, то может найтись место и для вас. Можете охватить ту часть рынка, которую не очень хорошо обслуживают конкуренты. Но избыток конкуренции вреден, ибо может означать, что рынок слишком зрелый и скоро иссякнет.
Кто платит?
От выбора темы зависит, заплатят ли за вашу программу участники или какой-нибудь спонсор (например их работодатель).
Более вероятно, что участник заплатит из собственного кармана, если семинар:
обеспечивает информацией, позволяющей заработать больше денег. В этом смысле особенно хороши темы: «Как выкупить заложенное имущество», «Как вкладывать деньги в акции», «Как начать свой собственный маркетинговый бизнес, используя прямую рассылку»;
связан с хобби или отдыхом. Путешествия, шитье, кулинария или подводное плавание – хорошие темы для подобных семинаров;
предлагает техники и стратегии для личного развития, самоосознания и общения в различных жизненных ситуациях, обучение восприимчивости, борьбе со стрессами, умению лидировать и т.п. всегда популярно.
За программу заплатит спонсор, если она:
производит впечатление, что обучение имеет большую ценность для кого-либо кроме участников. К этой категории относятся темы общения на работе, делового письма и т.д.;
принесет профессиональную пользу участнику семинара, но прямого экономического результата он не получит. В данном случае хороши темы распределения времени и планирования;
неинтересна потенциальному участнику. Существует вроде бы нужная, но очень уж неинтересная информация, на изучение которой многим жаль собственных денег. Например, программа по разработке информационных систем очень полезна, но мало кому «волнует кровь».
Успех семинара/курсов зависит от восприятия потенциальных участников или спонсоров. Посчитают ли они эффективным способ обучения данному предмету? В обстановке семинара люди вынуждены усваивать много практической концентрированной информации за короткий промежуток времени. Вспомогательное аудио- и видеооснащение, письменные пособия ускоряют процесс обучения и делают его более удобным. Если, однако, некоторым покажется, что книга или другой источник информации по данной теме комфортнее, они не воспользуются семинаром.
Одно из требований проведения семинара – его всестороннее удобство для участников. Многие люди чувствуют себя неловко, находясь в комнате с незнакомцами целыми днями. Другие не хотят иметь дело с транспортом, искать парковку для машины, возиться с регистрацией и т.п.
Однако программа наверняка понравится тем, кто обычно чувствует себя удобно в особой атмосфере обучения.
Многие семинары для населения можно рекламировать так же, как и предназначенные компаниям. Оплаченные спонсором имеют лучший шанс стать внутрифирменными программами. Семинары, вырабатывающие умение продавать, являются в этом случае хорошим примером. Программу можно рекламировать среди членов делового сообщества для привлечения независимых торговых представителей и агентов производителя, а также в компаниях, нанимающих торговых представителей, – типа страховых или торгующих акциями. Иногда организатору семинара удается сэкономить много денег, устраивая семинар одновременно для населения и для клиентов по контракту. Это нетипично и не является нормой, но бывает.
НАЧАЛО
Нет лучшей проверки силы духа американского предпринимательства, чем участие в семинарском бизнесе. Успешных программ тут в избытке на каждую тему (от «Как общаться с начальником» до «Как беседовать с подсознанием»). Если вы хотите изучать причины повышения налогов за ужином из омаров во вращающемся на вершине небоскреба ресторане, не сомневайтесь, что додумались до этого не первым. Вы можете посетить низкобюджетные лекции в одолженных помещениях или роскошные мероприятия по выходным, состоящие из плавания, игры в гольф или теннис. На некоторых семинарах распорядок такой строгий, что участникам даже говорят, когда можно пойти в туалет. На других, наоборот, свобода доходит до крайности, когда трудно найти руководителя или план.
Где же во множестве этих предприятий искать причины процветания одних и поражения других? Какие меры предпринять, чтобы именно ваше предприятие увенчалось успехом? Легкого ответа нет, несмотря на пустые предсказания «гадателей по хрустальным шарам». Эти «эксперты» применяют к бизнесу многообразные формулы, отрицающие стандартизацию. Отсутствие единообразия, однако, не означает, будто нельзя рассчитать с определенной степенью точности возможную реакцию общественности на вашу программу. Не нужно ставить на карту сбережения всей жизни для одной драматичной игры. Путем тщательного планирования можно рассчитать потенциальную прибыль и свести к минимуму риск провала: первое капиталовложение может быть скромным.
Существуют два способа «замерить пульс эмбриона» вашего предприятия прежде, чем оно полностью вырастет. Проведение исследований рынка – один из способов проверки жизнеспособности идеи перед окончательным вложением в нее средств. Для определения реакции потенциальных участников семинара исследование рынка часто проводят с помощью опросного листа. Чтобы собрать информацию, полезную для составления программы, надо узнать у опрашиваемых, посетят ли они семинар на избранную тему, сколько смогут заплатить и какого типа мероприятия, по их мнению, следует включить в программу. Исследование рынка наиболее полезно при обучении по контракту, т.е. при внутрифирменном – для клиентов организации. При точном и определенном составлении вопросов, в каких областях потенциальные участники должны пройти подготовку для наилучшего выполнения своей работы, исследования рынка могут стать эффективным способом сбора нужной информации.
Другим способом определения потенциального успеха является маркетинговый тест программы, содержащий рекламу, проведение семинара/курсов и оценку их результатов. Хотя этот метод кажется дороже и рискованнее, чем исследование рынка, именно он обходится дешевле, ибо дает более надежную основу для составления долгосрочных планов [в случае, если семинар (не внутрифирменный) понравится].
Исследование рынка определяет ожидание поведения, маркетинговый же тест определяет его само. Обычно существует разница между устными заявлениями, намерениями и реальными делами в определенной ситуации. Большинство посещают семинары якобы для личного или профессионального роста. Эти люди так считают и хотят, чтобы другие тоже о них думали подобным образом. Так что если вы представительны и вежливо задаете свои вопросы, им это может польстить. Тогда наверняка они наговорят вам комплиментов. Если поверить результатам подобного «исследования рынка», то ваша программа не провалится. Хорошо, если полученная информация проста и не оставляет места для различий между планом и действием. В противном случае исследование рынка приведет к формированию ошибочного представления. Результаты маркетингового теста, с другой стороны, отражают решения, принятые с учетом реальных факторов – недостатка средств, плотного расписания, предыдущих обязательств – т.е. всех элементов, влияющих на принятие решений.
Итак, маркетинговый тест обеспечивает возможность составить правильное представление о шансах программы на успех. Использование программы-теста (подробно описываемое в шестой главе) позволяет при низкой себестоимости провести испытание в реальных («полевых») условиях, в которых возможно высокоэффективное применение средств массовой информации. Это будет похоже на условия и место вашего семинара. Таким образом, основываясь на результатах маркетингового теста, можно будет точнее делать прогнозы о реакции будущих рынков. Изменения, основанные на результатах маркетинговых тестов, должны хорошо «перемещаться», то есть реакция на них в разных местах проведения должна быть предсказуемой. Способность программы приспосабливаться к новым местам и обстоятельствам называется ролл-аут – «раскатка» (подобно тесту). Например, если вы собираетесь проводить семинар о законах, регулирующих арендную плату в Лос-Анджелесе, то в самом этом городе семинар будет иметь успех. Но этого не произойдет в Денвере, Чикаго или Нью-Йорке без изучения законов, регулирующих арендную плату в этих городах, и без разработки новой концепции. Составляя расписание и подбирая материалы, нужно убедиться, что они не ограничиваются интересами какой-то определенной группы, местности и не имеют временных рамок. Программу нужно составить так, чтобы при любых условиях ее можно было бы использовать с небольшими модификациями.
Если накладные и начальные расходы невелики, то и стоимость проведения маркетингового теста невелика – около $600. Тест внутрифирменной программы может быть дешевле. Бизнес курсов и семинаров отличается низкой себестоимостью. Капиталовложения в него обладают низкой степенью риска и высокой ценностью активов. Вот два фактора этого удачного сочетания:
Эффективное использование «рекламных долларов».
Тщательная проверка до вложения денег.
Эффективное использование средств, отпущенных на рекламу
Около 2/3 общей стоимости семинара уходит на обманчиво простое предприятие по созданию интереса и привлечению участников. Эффективность маркетинговой кампании – в глубине и широте рекламного освещения, доступного вашему бюджету. Это – самый важный из факторов будущего успеха или провала программы. Если вы даете рекламу в газете, надо, чтобы объявление попалось на глаза именно той группе населения, которую семинар может заинтересовать больше всего. Если же вы делаете рекламу методом прямой почтовой рассылки дорогих брошюр, прежде найдите потенциальных участников. Существуют техники, усиливающие эффективность вашей рекламы. Такие «сбреют» доллары с ее стоимости на каждом повороте (описываются в частях 2 и 3). Только через правильное понимание средств массовой информации и добросовестную оценку результата их деятельности, считая каждый доллар ожидаемой отдачи, вы сможете найти самый эффективный вид рекламы. Внимательное наблюдение за притягательной силой вашего маркетинга позволит быстро пресекать убытки от негативного вида рекламы. По результатам маркетингового теста легче сформировать реальный стандарт, позволяющий оценить эффективность рекламы. Другие же программы могут не подойти к вашей конкретной ситуации.
Проверить прежде, чем вкладывать деньги
С этой истиной хорошо знакомы книжные издательства, рекламирующие книгу до ее написания для проверки притягательности. Если реакция хороша, писатель и типография получают заказ на работу. Если же идея оказывается непопулярной, то немногим соблазненным рекламой заказчикам сообщается об отмене издания и возвращаются деньги. Однако для семинара такой метод не подходит. Разве что принцип снижения степени риска остается. Проверьте поэтому концепцию программы прежде, чем делать серьезные затраты на ее разработку и материалы. Есть две причины, по которым ваши первые семинары должны быть недорогими и иметь простую структуру.
Чтобы можно было быстро изменить различные элементы расписания в зависимости от меняющихся обстоятельств и реакции.
Чтобы сохранить капитал и изменить маркетинговый подход для еще одного теста, если на первые занятия не придет ожидаемое количество участников.
Вам не следует, подобно «General Motors», тратить миллионы долларов на составление схемы основных изменений в будущих мероприятиях. Если ваш «птенчик» не отягощен стоимостью разработки, он взлетит даже при помощи скромных вложений. Сохраните возможность вносить недорогие изменения. Во время фазы маркетингового теста семинар с простой повесткой дня будет свидетельствовать о разумном планировании не только экономического свойства. Во-первых, если разработчик не сделал больших финансовых вложений в программу, он склонен прислушиваться к новым предложениям, которые обеспечат прогресс программы в будущем. Для улучшения программы в результате продолжающегося диалога между разработчиком и участниками семинара необходимы гибкость, и готовность активно вносить изменения, основанные на надежной обратной связи. Во-вторых, повестка дня, совершенствующаяся таким образом, имеет больше шансов удовлетворить потребности рынка, нежели составленная без учета «полевых» испытаний.
Непредвзятое отношение к переменам должно распространяться на все аспекты программы, а не только на повестку дня и маркетинг. Вот, например, изменяющиеся факторы, влияющие на качество и успех мероприятия.
Тема
Существует ли достаточно крупная, легко определяемая группа, постоянно интересующаяся выбранной вами темой?
Географические и региональные вариации
Будет ли семинар в одних регионах иметь такой же или больший успех, чем в других? Понравится ли он больше сельскому населению, жителям пригородов или горожанам?
Размер платы за обучение
Будет ли взимаемая плата считаться слишком высокой в одних местах и недостаточной в других?
Местоположение
В какой степени таковое, а также помещение, в котором проводится семинар, повлияют на отношение к нему?
Время проведения
Устроите ли вы вечерние занятия, чтобы люди успели на них после работы, или дневные, при которых участникам придется отпрашиваться с работы? Будут ли занятия в будни или в выходные?
Продолжительность программы
Несколько часов или несколько дней? Как это повлияет на отношение к вашей программе и на размер взимаемой платы?
Все эти составляющие нужно тщательно проверять, изменяя их в период проведения семинарских занятий и сравнивая результаты. Для поддержания жизнеспособности такой процесс усовершенствования программы вообще не должен прекращаться. Однако он особенно важен на ранних ее стадиях, когда выживание зависит от быстрой реакции на меняющиеся обстоятельства.
Как выбирать тему для семинара/курсов
Такой выбор зависит от нужд потенциальных участников и ваших собственных интересов. Нужно найти предмет, интересующий людей в принципе или по которому им необходима более объемная информация. Если сами будете проводить презентацию, тема ее должна быть особенно дорога вашему сердцу. Да и знать ее надо очень хорошо. Если тема вам неинтересна, то презентация обернется скучной и тягостной потерей времени. Самый лучший предмет тот, о котором вы можете говорить в течение нескольких дней без всякой подготовки. Больше шансов разработать самые совершенные материалы и улучшить презентацию, если тема действительно вам интересна. Самое главное преимущество программы в том, что она освобождает вас от жизни по указке. Теперь никто ничего не сможет вам диктовать.
Существует ли долгосрочный спрос на информацию по вашей теме? Некоторые темы слишком ограничены, чтобы быть жизнеспособными. Например, семинар на тему «Как продать свой дом без посредников» не будет иметь успеха по двум причинам. Во-первых, стремящихся продать собственные дома крайне мало. Поэтому не будет и интереса к такому семинару (до появления желания продать дом, как и после продажи или обращения к посреднику). Во-вторых, старающиеся сэкономить на посреднике, скорее всего, не будут тратиться на курсы и семинары. Выбирайте тему, к которой есть постоянный интерес.
За информацию какого типа люди готовы платить? Если семинар обещает им успех и большой заработок, за него обязательно заплатят, однако не станут платить за обучение, от которого, по их мнению, пользу получит кто-то другой. Ожидается, что в таких случаях скорее, должен платить тот, кто получит выгоду от улучшения их трудовых навыков, например работодатель.
Другой важный фактор – возможность получить ту же информацию, но другими путями. Темы курсов и семинаров, предлагаемых сегодня в Соединенных Штатах, почти всегда содержатся во многих других, подчас более дешевых источниках – книгах, журналах, видео- и аудиокассетах и т.п. Тем не менее, семинары и курсы продолжают процветать, ибо являются легким и эффективным средством обучения.
И все же надо знать о своих конкурентах. Работают ли они над тем же, что и вы? А вдруг по выбранной вами теме не создано ни одного другого семинара, и это означает, что она не годится? Существует лишь несколько классических случаев успеха «за ночь», когда кто-то нашел и разработал нетронутый рынок. Однако по большей части полное отсутствие конкуренции означает, что предмет недостаточно интересен для создания семинара. Небольшая конкуренция полезна. Если другие дают успешные семинары на какую-то тему, то может найтись место и для вас. Можете охватить ту часть рынка, которую не очень хорошо обслуживают конкуренты. Но избыток конкуренции вреден, ибо может означать, что рынок слишком зрелый и скоро иссякнет.
Кто платит?
От выбора темы зависит, заплатят ли за вашу программу участники или какой-нибудь спонсор (например их работодатель).
Более вероятно, что участник заплатит из собственного кармана, если семинар:
обеспечивает информацией, позволяющей заработать больше денег. В этом смысле особенно хороши темы: «Как выкупить заложенное имущество», «Как вкладывать деньги в акции», «Как начать свой собственный маркетинговый бизнес, используя прямую рассылку»;
связан с хобби или отдыхом. Путешествия, шитье, кулинария или подводное плавание – хорошие темы для подобных семинаров;
предлагает техники и стратегии для личного развития, самоосознания и общения в различных жизненных ситуациях, обучение восприимчивости, борьбе со стрессами, умению лидировать и т.п. всегда популярно.
За программу заплатит спонсор, если она:
производит впечатление, что обучение имеет большую ценность для кого-либо кроме участников. К этой категории относятся темы общения на работе, делового письма и т.д.;
принесет профессиональную пользу участнику семинара, но прямого экономического результата он не получит. В данном случае хороши темы распределения времени и планирования;
неинтересна потенциальному участнику. Существует вроде бы нужная, но очень уж неинтересная информация, на изучение которой многим жаль собственных денег. Например, программа по разработке информационных систем очень полезна, но мало кому «волнует кровь».
Успех семинара/курсов зависит от восприятия потенциальных участников или спонсоров. Посчитают ли они эффективным способ обучения данному предмету? В обстановке семинара люди вынуждены усваивать много практической концентрированной информации за короткий промежуток времени. Вспомогательное аудио- и видеооснащение, письменные пособия ускоряют процесс обучения и делают его более удобным. Если, однако, некоторым покажется, что книга или другой источник информации по данной теме комфортнее, они не воспользуются семинаром.
Одно из требований проведения семинара – его всестороннее удобство для участников. Многие люди чувствуют себя неловко, находясь в комнате с незнакомцами целыми днями. Другие не хотят иметь дело с транспортом, искать парковку для машины, возиться с регистрацией и т.п.
Однако программа наверняка понравится тем, кто обычно чувствует себя удобно в особой атмосфере обучения.
Многие семинары для населения можно рекламировать так же, как и предназначенные компаниям. Оплаченные спонсором имеют лучший шанс стать внутрифирменными программами. Семинары, вырабатывающие умение продавать, являются в этом случае хорошим примером. Программу можно рекламировать среди членов делового сообщества для привлечения независимых торговых представителей и агентов производителя, а также в компаниях, нанимающих торговых представителей, – типа страховых или торгующих акциями. Иногда организатору семинара удается сэкономить много денег, устраивая семинар одновременно для населения и для клиентов по контракту. Это нетипично и не является нормой, но бывает.