Глава 3

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ

Дизайн рекламного объявления

При разработке дизайна рекламы главное – позаботиться о ее читаемости. Привлечь внимание читателя нелегко. Это требует серьезных творческих усилий.

Если брошюра отсылается по почте, самое главное – заставить абонента открыть конверт (или конверт-проспект). Занятый деловой человек получает от 90 до 110 подобных рекламных конвертов в неделю как на домашний, так и рабочий адрес. Только небольшую их часть он открывает, а еще меньше – читает. Ваша реклама должна выделяться «в толпе». Броский заголовок, выразительная графика, конверт необычного размера – такая техника часто используется организаторами семинаров для привлечения внимания.

Задайтесь вопросом, привлекает ли, удерживает ли внимание читателя ваша брошюра? Являются ли привлекающие внимание элементы самыми главными? Приводят ли они читателя к следующей, еще более важной детали? Понял ли он содержание объявления? Учтите при этом, что графическое оформление должно контролировать и направлять внимание читателя.

В нем надо выделить сильные стороны программы и представить их в наилучшем свете. Люди реагируют как на эмоциональном, так и рациональном уровне. Так что ваша реклама должна обладать и мотивацией и логикой. Опишите информацию, которую можно будет получить на занятиях, отметьте преимущества, предоставляемые курсом, – расскажите о возможных изменениях к лучшему после учебы. Не бойтесь повторять все это многократно, ибо это прекрасно впишется в рекламную брошюру. «Кашу маслом не испортишь».

В рекламной брошюре концентрируйте внимание читателей на той пользе, которую даст семинар. Если в ней во всех подробностях описывается семинар и читатель заранее получает ответ на самый насущный вопрос, «что он в итоге даст», – это почти потеря.

Изложение должно быть четким и конкретным, ведь рядовой читатель должен понять содержание брошюры с первого раза.

Хорошая реклама зрительно привлекает и визуально информирует. Свободно «разбросанные» фотоснимки и рисунки должны быть информативными и вдохновляющими. Ваше фото (если внешность привлекательна), снимки материалов семинара, фотофрагменты занятий, – все это помогает сделать программу более реальной и осуществимой в глазах читателя. Наше общество визуально ориентировано, и потому большинство может получить больше информации от стиля и графического оформления брошюры, чем от рекламного текста. Однако наилучшим будет вариант, содержащий и визуальную, и вербальную информацию. С первого класса все учатся читать слова под картинками в букваре. Используйте место под фотоснимками для самых убедительных рекламных предложений по программе. Не пытайтесь только объяснять происходящее на снимке, ведь это и так очевидно.

При подготовке рекламы можно воспользоваться и услугами профессионалов. Разброс цен на печать и графическое оформление велик. Так что присмотритесь, прежде чем сделать окончательный выбор. Если семинар уже имеет успех, то можно будет позволить себе воспользоваться услугами профессионалов. Однако на стадии начальных испытаний дорога каждая копейка. Профессиональное оформление может быть очень дорогим, но результаты окажутся того не стоящими. Чтобы сэкономить на подобных расходах, но при этом все же получить привлекательный буклет, можно научиться самому делать графическое оформление и монтаж. Курсы графического дизайна в местном общественном колледже окупятся многократно. Окончив их, вы сможете вполне профессионально сделать рекламный проспект – за ничтожную в сравнении с рыночной, цену. Например, напечатанный на машинке материал будет выглядеть как типографски набранный, если для него использовалась определенная гарнитура шрифта, поля оставлялись справа, а затем было применено фотографическое уменьшение. Печатные бюро сделают все это по цене $1 за страницу. Конечно, если у вас есть компьютер и принтер, вы сделаете такую работу самостоятельно и практически без затрат.

С размером и цветом брошюры вполне можно экспериментировать. В некоторых случаях чем меньше брошюра, тем лучше. Ее дешевле сделать, легче читать и хранить. В других же случаях брошюра должна быть крупной – для возбуждения большего интереса и создания доверия. Если текст рекламы сложен и объемен, то он не вместится в брошюру малого формата. Цвет брошюры должен сочетаться с общим дизайном. Реакцию читателя на цвет и размер трудно предсказать, а потому лучше следовать собственному вкусу и интуиции. Попробуйте использовать различные варианты, чтобы найти наилучший результат. Если какое-то сочетание удачно, не меняйте его, но время от времени проверяйте и другие.

Отзывы

Реакция на отзывы, содержащиеся в брошюре, различна в зависимости от читателей. Есть люди, не верящие отзывам. Другим же безразлично чужое мнение, а потому от них не стоит ждать положительной реакции на отзывы. Бывает и наоборот – отзывы помогают создать доверие тех, кто не любит рисковать и знает, стоит ли регистрироваться. Если вы продемонстрируете, что другие нашли вашу программу стоящей, они могут решиться и рискнуть. Если вы используете отзывы в качестве рекламной техники, они обязаны быть убедительными (ничего расплывчатого и подверженного различным интерпретациям). Новые отзывы для рекламы лучше всего получить в конце занятий, когда участников просят заполнить анкету, оценивающую семинар. Когда вам попадется отзыв, годящийся к использованию в рекламе, напишите письмо автору, поблагодарите и попросите разрешения использовать его для маркетинга. Обеспечьте этого рецензента стандартной формой-разрешением и конвертом с адресом и маркой, чтобы ответ его не затруднил.

Включите в брошюру или объявление приглашение прийти в ваш офис и прочитать оригиналы отзывов. Эта мера не только укрепляет доверие, но в некоторых регионах даже является юридической необходимостью.

Имена известных людей и организаций, посетивших вашу программу, могут стать хорошим дополнением к брошюре или объявлению (особенно если вы мало известны, а некоторые из таких участников – известны весьма). Это вдохновит потенциальных, но нерешительных людей. Советуем получить письменное разрешение от клиентов прежде, чем использовать их фамилии в своей рекламе.

Что необходимо для рекламного объявления

В вашем маркетинговом объявлении должны содержаться:

мотивация – подчеркните достоинства семинара и пользу участия;

стоимость, процедуры регистрации и оплаты – включите наименования принимаемых вами кредитных карточек и порядок приема чеков и ордеров;

ваш адрес и номер телефона – эти элементы часто забываются (или содержатся только на открытках-ответах), что может расстроить потенциального посетителя, получившего брошюру не по почте, а от третьего лица;

имена преподавателей – информация об их личностях и образовании (можно включить фотоснимки);

материалы семинара – описание получаемой информации и формата семинара (включите хорошие снимки материалов);

объяснение того, что предпринять не сумевшим принять участие в семинаре (смогут ли они сделать это на следующем семинаре или купить материалы прошедшего – по выбору);

механизм ответа – оставьте номер телефона (бесплатный звонок), пошлите карточки-ответы (сделайте так, чтобы ответ вам был прост и удобен);

возможность немедленных действий – найдите причину, по которой они должны с вами связаться прежде, чем отложат брошюру и забудут о ней;

подтверждения спонсоров, отзывы или любой другой вид признания – поддержка известных людей или организаций с хорошей репутацией укрепит доверие к вам (потенциальные участники найдут ее менее рискованной);

исключение из суммы, подлежащей обложению подоходным налогом (там, где оно применимо). Стандартная фраза для этого: «Исключение из суммы, облагаемой подоходным налогом, разрешается для расходов на образование по повышению уровня профессиональной квалификации, что включает в себя регистрацию, расходы на поездку, питание и проживание (в такой формулировке Акт налогового законодательства 1987 года об исключении оплаты за семинары из суммы, облагаемой налогом, остается в каком-то смысле неопределенным и открытым для интерпретации. Информационный бюллетень «Professional Consultant and Seminar Business Report» за октябрь 1986 года содержит такую информацию – «Организаторам, использующим в рекламе сведения о том, что оплата за семинар исключается из суммы, облагаемой налогом, придется изменить маркетинговую стратегию. В новом законе оговаривается, что прежде чем исключать оплату за семинар из суммы, облагаемой налогом, индивидуум должен истратить $1000 на образование в целях повышения профессионального уровня. В этом случае привилегия в области налогов будет определяться категорией налогообложения. По старым правилам расходы на регистрацию, материалы, поездки и пр. полностью попадали в категорию необлагаемых налогами. Так как корпорации все-таки сохраняют возможность избежать налогов на подобные расходы, новое законодательство отразится только на гражданах, тратящих собственные деньги. На состоящих в объединениях по ведению бизнеса новый Акт тоже не отразится. Не состоящие в объединениях составляют приблизительно 11% от всех участников общих семинаров и курсов. Больше всех пострадают колледжи, университеты и районные школы, представляющие передовую линию образования. Если компании, организующие семинары, зарабатывают только 7% от общего дохода, который приносят индивидуумы, не состоящие в объединениях, то органы образования – 47%»;

политика отмены – если вы сохраняете за собой право отмены семинара, то должны это упомянуть в своей рекламе. Вот стандартные, часто употребляемые для этого формулировки: «Если участников для проведения семинара недостаточно, об этом будет объявлено не позднее... (дата)»; «Все места проведения и даты подлежат перемене с письменным извещением зачисленных». Оговорите условия отказа участника от семинара, что обычно представляется в виде даты, до которой зачисленный получает полное или частичное возмещение или использование платы, внесенной за семинар, на другие услуги – после определенной даты;

контакты для дальнейшей информации – предоставьте фамилию, номер телефона или адрес для связи с вами по поводу дальнейшей информации (полезно ознакомиться с предоставлением подобной информации на примере брошюры для моего собственного семинара, данном на следующей странице в уменьшенном виде).

Как сделать так, чтобы на рекламу было просто ответить

Людям надо дать возможность записаться на семинар с минимальными затратами усилий и денег. Вот как это делается.

Дается бесплатный набор номера – это самый удобный способ ответа (надо только набрать номер и сказать: «Запишите меня на семинар, оплата – по кредитной карточке номер...»); проверьте процедуру оплаты и стоимость таких услуг в местной телефонной компании; можно сэкономить на подобных звонках, воспользовавшись общей линией с компанией, также этим занимающейся; таковые можно найти в рекламах деловых изданий или «Желтых страницах», где они содержатся под названием «телефонные услуги» голосовой почты; в брошюре или объявлении вы просите звонящего набрать номер и спросить нужный отдел или код – когда кто-то позвонит, телефонистка возьмет заказ, а абонент даже не заподозрит, что попал вовсе не к вам в офис. Оплата таких услуг – $2,5 за зачисление и $1,5 – за ответ.

Звонок за счет отвечающего – мало кто этим воспользуется, хотя это и дешевле голосовой почты; предложение данной услуги говорит о вашем действительном желании, чтобы эти люди участвовали в семинаре, а также рассеивает сомнения вообще не зарегистрировавшихся из-за платы за звонок.

Карточки и конверты-ответы – посланные вместе с брошюрой, маркой и вашим адресом, они представляют распространенную технику ответа; можно предположить, что заинтересованное лицо найдет конверт, марку и правильно напишет ваш адрес, но не стоит заставлять его это делать; хотите лучшего бизнеса, прилагайте больше усилий; пошлите конверт с местом для марки и такой инструкцией: «Наклейте марку здесь. Почтовое отделение не доставит конверт без марки»; Если отправлять рекламу в офисы, где имеются марки и весы для определения стоимости писем, то можно обойтись и без марки; посылайте конверты-ответы (не открытки) и бланк-заявления о регистрации, чтобы получатель выслал чек для оплаты.

Регистрация по прибытии

Некоторые люди или не могут зарегистрироваться заранее, или забывают это сделать. Они порой делают это лишь в день начала занятий, если брошюра это обещает. Ведь в рекламе говорится: «Не смогли зарегистрироваться заранее? Мы оставим для вас несколько мест и увидимся на семинаре!» Однако такое означает, что можно и не попасть на семинар, если не зарегистрироваться заранее, хотя для рискованных – любящих появляться в последнюю минуту, дверь остается открытой.

Скидка при ранней регистрации

Подарок или скидка – хорошие стимулы для предварительной регистрации, дающие повод действовать немедленно. Это, в свою очередь, уменьшит ваш риск и даст более точные ориентиры относительно размеров помещения, количества напитков и т.д.

Кредитные карточки

Карточки Мастеркард, Виза и Американ Экспресс используются чаще всего. Если семинар рассчитан на обычное население, принятие кредитных карточек увеличит количество зачисленных на 20%. В каждом регионе имеются представители банков, способные дать вам полномочия агента по приему кредитных карточек. Это слегка (на 5%) увеличит ваши расходы, однако даст дополнительных участников. В стоимость пользования кредитными карточками входит:

плата за зачисление или первичный членский взнос (обычно около $25);

устройство для прокатки карточек;

перевод денег (в зависимости от объема бизнеса и банка это может составлять от 17/8% до 51/2%; цены различны, а потому стоит поискать наименьших; можно даже вначале заплатить по высокой ставке, снизив ее по мере роста бизнеса.

Скидка при одновременной регистрации нескольких человек

Предлагайте скидки для супругов, для групп из двух и более человек из одной организации. Подумайте обо всех вариантах, способных дать больше участников. Не становитесь «полицейским» и не просите у супружеских пар свидетельств о браке. Хотя некоторые и обманут, сказав, будто женаты (ради получения скидки), большинство останутся честными.

Связи с общественностью и другая помощь

Существует много способов работы с людьми, помогающих урезать расходы на рекламу и ее распространение. В газетах и на радио есть «Календари событий» и «Недельные расписания», в которые можно поместить бесплатное объявление о семинаре. Для семинаров по купле-продаже частной собственности газеты часто предоставляют бесплатное место в соответствующей секции – в качестве особой услуги населению.

Рассказы о семинаре в радио- и телепередачах – прекрасное средство увеличения популярности и создания повышенного интереса к теме у больших групп населения. Ведущие обычно задают всевозможные вопросы о подробностях семинара. Местные же газеты часто публикуют статьи о тех, кто оказывает населению уникальные услуги. Поиски местных источников по связям с общественностью всегда увенчиваются успехом и приносят целую сеть контактов с деловыми людьми и представителями СМИ. Достоинства такого рода сетей описываются в разных источниках, а потому контакты, приобретенные через них, могут быть неожиданно ценными и стоящими культивирования.

Раздел стоимости почтовых отправлений и рекламы поможет сэкономить значительные суммы без ослабления содержания. Почтовые кооперативы, перечисленные в «Direct mail lists rates and data» от «Standard Rate and Data», включат вашу рекламу в совместный список по минимальной стоимости, обычно составляющей фракцию цены собственного списка. Если вы знаете о другой компании, предлагающей продукт или услугу на вашем же рынке, постарайтесь разделить стоимость совместных отправлений, вкладывая свою брошюру вместе с их информационными материалами за определенную сумму или комиссионные по результатам отдачи.

Если вы работаете совместно со спонсором или общественной организацией, попросите вложить ваши брошюры в их почтовые отправления, на которые распространяется скидка для общественных организаций.

Положительные отзывы о вашей программе – наилучший фактор создания хорошей репутации для привлечения новых участников. Для превращения бывших участников семинара в ваших «рекламных агентов» программа должна абсолютно соответствовать рекламным обещаниям. Отличный товар постоянно привлекает все новых покупателей. Прямой же путь к провалу – представить семинар, не соответствующий обещанным в рекламе и ожидаемым стандартам. Результаты низкосортной программы не заставят долго ждать. Положительные же отзывы только укрепят доверие и улучшат репутацию сильнее рекламы, ибо будут исходить из известных, заслуживающих доверия и бескорыстных источников (от друзей и коллег).

Спонсорство

Спонсорами могут быть университет, торговая, профессиональная или какая-либо другая организация, предлагающая программу в собственных рамках и платящая непосредственно презентующему семинар. Спонсор может улучшить репутацию и статус, если он так или иначе связан с известной и престижной организацией. Если вы не пользуетесь известностью, а ваш спонсор достаточно известен, он одолжит вам на время «мантию» своей репутации. Если организация известна по всей стране, сохранение ее спонсорства во время семинара в разных регионах поможет признанию вашего профессионализма и образованности всеми, кто ее уважает. Но если спонсор известен только в одном штате, то и ссылаться на него можно только там. В других же местах преимущества от этого не ждите.

Чтобы сохранить спонсорство, программа должна:

быть привлекательной и интересной для спонсирующей организации, ценной для ее членов и для обслуживаемого ею рынка;

презентоваться образованными, способными и имеющими хорошую репутацию специалистами, отвечающими стандартам спонсирующей организации;

привлекать «качественных» участников – полезных для долгосрочных целей и направлений спонсора.

Усилить привлекательность программы для какого-либо спонсора можно, узнав его точку зрения (особенно если таковая отличается от вашей). Если вы делаете бизнес на создании и презентации новых программ, то являетесь предпринимателем от природы, т.е. рискуете, ориентируясь на прибыль. Спонсирующие же организации рисковать не любят, так что вся ответственность за судьбу семинара ляжет на ваши плечи. Возможно, спонсирующая организация бюрократична, а это означает, что вам придется балансировать между их методами работы и теми, что основаны на успешном семинарском опыте. Такой баланс не только обеспечит успех программы, но и сделает ее желанной для спонсора.

Пусть ему будет легко работать с вами. Попросите бывших клиентов и спонсоров написать рекомендательные письма поддержки, содержащие сведения об эффективности и успехе (прибыльности) вашей программы, а также о продуктивности совместной с вами работы.

В США существует более 3000 колледжей и университетов, из которых 1600 проводят серьезные курсы или программы, продолжающие базисное образование. Большинство преподавателей на таких курсах – независимые подрядчики, создающие и ведущие образовательные программы на деньги спонсирующего университета или колледжа. Основной целью проведения университетами подобных образовательных программ для взрослых является расширение академических и других предложений для наилучшего качества обучения не только студентов, но и общества в целом. И хотя доход от программ не является основной мотивацией, он все же принимается во внимание при выборе обучения. Вы должны произвести на спонсора хорошее впечатление с экономической точки зрения, чтобы убедить его в выгодности проведения вашей программы.

Однако многие спонсоры смиряются с низким доходом, если риск мал. Это означает, что и фактор вашего риска, и ваша потенциальная прибыль возрастут: все встанет на свои места и рискующий сильнее получит большую выгоду. Этим-то и можно руководствоваться, предлагая спонсору различные виды распределения доходов. Попросите у него определенную сумму (при этом рискует только спонсор) или плату за каждого участника семинара с гарантированным минимумом (риск поделен) или без него (рискуете только вы). Если ваша доля зависит от посещаемости, проконтролируйте рекламу, что позволит влиять на определяющие прибыль факторы. Если вы размещаете рекламу на каналах спонсора или используете общественные связи, предложите свою помощь в дизайне маркетинговых материалов/изданий. Такая помощь весьма приветствуется, так как ваши опыт и знание маркетинга помогут сделать рекламу более эффективной и повысят посещаемость, приближая достижение общей цели. Это также уменьшит работу спонсора, что будет еще одним вашим плюсом. Многие организаторы семинаров для рекламы спонсированных программ используют стандартный бланк с указанием наименования спонсора, даты проведения семинара, описания процедур регистрации и оплаты.

Когда соглашение достигнуто, условия оговариваются в письменном контракте. Если спонсором выступает университет, вам заплатят через 1–2 месяца после окончания программы. Так что если деньги понадобятся быстрее, оговорите сроки их получения в контракте.

РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ

Дизайн рекламного объявления

При разработке дизайна рекламы главное – позаботиться о ее читаемости. Привлечь внимание читателя нелегко. Это требует серьезных творческих усилий.

Если брошюра отсылается по почте, самое главное – заставить абонента открыть конверт (или конверт-проспект). Занятый деловой человек получает от 90 до 110 подобных рекламных конвертов в неделю как на домашний, так и рабочий адрес. Только небольшую их часть он открывает, а еще меньше – читает. Ваша реклама должна выделяться «в толпе». Броский заголовок, выразительная графика, конверт необычного размера – такая техника часто используется организаторами семинаров для привлечения внимания.

Задайтесь вопросом, привлекает ли, удерживает ли внимание читателя ваша брошюра? Являются ли привлекающие внимание элементы самыми главными? Приводят ли они читателя к следующей, еще более важной детали? Понял ли он содержание объявления? Учтите при этом, что графическое оформление должно контролировать и направлять внимание читателя.

В нем надо выделить сильные стороны программы и представить их в наилучшем свете. Люди реагируют как на эмоциональном, так и рациональном уровне. Так что ваша реклама должна обладать и мотивацией и логикой. Опишите информацию, которую можно будет получить на занятиях, отметьте преимущества, предоставляемые курсом, – расскажите о возможных изменениях к лучшему после учебы. Не бойтесь повторять все это многократно, ибо это прекрасно впишется в рекламную брошюру. «Кашу маслом не испортишь».

В рекламной брошюре концентрируйте внимание читателей на той пользе, которую даст семинар. Если в ней во всех подробностях описывается семинар и читатель заранее получает ответ на самый насущный вопрос, «что он в итоге даст», – это почти потеря.

Изложение должно быть четким и конкретным, ведь рядовой читатель должен понять содержание брошюры с первого раза.

Хорошая реклама зрительно привлекает и визуально информирует. Свободно «разбросанные» фотоснимки и рисунки должны быть информативными и вдохновляющими. Ваше фото (если внешность привлекательна), снимки материалов семинара, фотофрагменты занятий, – все это помогает сделать программу более реальной и осуществимой в глазах читателя. Наше общество визуально ориентировано, и потому большинство может получить больше информации от стиля и графического оформления брошюры, чем от рекламного текста. Однако наилучшим будет вариант, содержащий и визуальную, и вербальную информацию. С первого класса все учатся читать слова под картинками в букваре. Используйте место под фотоснимками для самых убедительных рекламных предложений по программе. Не пытайтесь только объяснять происходящее на снимке, ведь это и так очевидно.

При подготовке рекламы можно воспользоваться и услугами профессионалов. Разброс цен на печать и графическое оформление велик. Так что присмотритесь, прежде чем сделать окончательный выбор. Если семинар уже имеет успех, то можно будет позволить себе воспользоваться услугами профессионалов. Однако на стадии начальных испытаний дорога каждая копейка. Профессиональное оформление может быть очень дорогим, но результаты окажутся того не стоящими. Чтобы сэкономить на подобных расходах, но при этом все же получить привлекательный буклет, можно научиться самому делать графическое оформление и монтаж. Курсы графического дизайна в местном общественном колледже окупятся многократно. Окончив их, вы сможете вполне профессионально сделать рекламный проспект – за ничтожную в сравнении с рыночной, цену. Например, напечатанный на машинке материал будет выглядеть как типографски набранный, если для него использовалась определенная гарнитура шрифта, поля оставлялись справа, а затем было применено фотографическое уменьшение. Печатные бюро сделают все это по цене $1 за страницу. Конечно, если у вас есть компьютер и принтер, вы сделаете такую работу самостоятельно и практически без затрат.

С размером и цветом брошюры вполне можно экспериментировать. В некоторых случаях чем меньше брошюра, тем лучше. Ее дешевле сделать, легче читать и хранить. В других же случаях брошюра должна быть крупной – для возбуждения большего интереса и создания доверия. Если текст рекламы сложен и объемен, то он не вместится в брошюру малого формата. Цвет брошюры должен сочетаться с общим дизайном. Реакцию читателя на цвет и размер трудно предсказать, а потому лучше следовать собственному вкусу и интуиции. Попробуйте использовать различные варианты, чтобы найти наилучший результат. Если какое-то сочетание удачно, не меняйте его, но время от времени проверяйте и другие.

Отзывы

Реакция на отзывы, содержащиеся в брошюре, различна в зависимости от читателей. Есть люди, не верящие отзывам. Другим же безразлично чужое мнение, а потому от них не стоит ждать положительной реакции на отзывы. Бывает и наоборот – отзывы помогают создать доверие тех, кто не любит рисковать и знает, стоит ли регистрироваться. Если вы продемонстрируете, что другие нашли вашу программу стоящей, они могут решиться и рискнуть. Если вы используете отзывы в качестве рекламной техники, они обязаны быть убедительными (ничего расплывчатого и подверженного различным интерпретациям). Новые отзывы для рекламы лучше всего получить в конце занятий, когда участников просят заполнить анкету, оценивающую семинар. Когда вам попадется отзыв, годящийся к использованию в рекламе, напишите письмо автору, поблагодарите и попросите разрешения использовать его для маркетинга. Обеспечьте этого рецензента стандартной формой-разрешением и конвертом с адресом и маркой, чтобы ответ его не затруднил.

Включите в брошюру или объявление приглашение прийти в ваш офис и прочитать оригиналы отзывов. Эта мера не только укрепляет доверие, но в некоторых регионах даже является юридической необходимостью.

Имена известных людей и организаций, посетивших вашу программу, могут стать хорошим дополнением к брошюре или объявлению (особенно если вы мало известны, а некоторые из таких участников – известны весьма). Это вдохновит потенциальных, но нерешительных людей. Советуем получить письменное разрешение от клиентов прежде, чем использовать их фамилии в своей рекламе.

Что необходимо для рекламного объявления

В вашем маркетинговом объявлении должны содержаться:

мотивация – подчеркните достоинства семинара и пользу участия;

стоимость, процедуры регистрации и оплаты – включите наименования принимаемых вами кредитных карточек и порядок приема чеков и ордеров;

ваш адрес и номер телефона – эти элементы часто забываются (или содержатся только на открытках-ответах), что может расстроить потенциального посетителя, получившего брошюру не по почте, а от третьего лица;

имена преподавателей – информация об их личностях и образовании (можно включить фотоснимки);

материалы семинара – описание получаемой информации и формата семинара (включите хорошие снимки материалов);

объяснение того, что предпринять не сумевшим принять участие в семинаре (смогут ли они сделать это на следующем семинаре или купить материалы прошедшего – по выбору);

механизм ответа – оставьте номер телефона (бесплатный звонок), пошлите карточки-ответы (сделайте так, чтобы ответ вам был прост и удобен);

возможность немедленных действий – найдите причину, по которой они должны с вами связаться прежде, чем отложат брошюру и забудут о ней;

подтверждения спонсоров, отзывы или любой другой вид признания – поддержка известных людей или организаций с хорошей репутацией укрепит доверие к вам (потенциальные участники найдут ее менее рискованной);

исключение из суммы, подлежащей обложению подоходным налогом (там, где оно применимо). Стандартная фраза для этого: «Исключение из суммы, облагаемой подоходным налогом, разрешается для расходов на образование по повышению уровня профессиональной квалификации, что включает в себя регистрацию, расходы на поездку, питание и проживание (в такой формулировке Акт налогового законодательства 1987 года об исключении оплаты за семинары из суммы, облагаемой налогом, остается в каком-то смысле неопределенным и открытым для интерпретации. Информационный бюллетень «Professional Consultant and Seminar Business Report» за октябрь 1986 года содержит такую информацию – «Организаторам, использующим в рекламе сведения о том, что оплата за семинар исключается из суммы, облагаемой налогом, придется изменить маркетинговую стратегию. В новом законе оговаривается, что прежде чем исключать оплату за семинар из суммы, облагаемой налогом, индивидуум должен истратить $1000 на образование в целях повышения профессионального уровня. В этом случае привилегия в области налогов будет определяться категорией налогообложения. По старым правилам расходы на регистрацию, материалы, поездки и пр. полностью попадали в категорию необлагаемых налогами. Так как корпорации все-таки сохраняют возможность избежать налогов на подобные расходы, новое законодательство отразится только на гражданах, тратящих собственные деньги. На состоящих в объединениях по ведению бизнеса новый Акт тоже не отразится. Не состоящие в объединениях составляют приблизительно 11% от всех участников общих семинаров и курсов. Больше всех пострадают колледжи, университеты и районные школы, представляющие передовую линию образования. Если компании, организующие семинары, зарабатывают только 7% от общего дохода, который приносят индивидуумы, не состоящие в объединениях, то органы образования – 47%»;

политика отмены – если вы сохраняете за собой право отмены семинара, то должны это упомянуть в своей рекламе. Вот стандартные, часто употребляемые для этого формулировки: «Если участников для проведения семинара недостаточно, об этом будет объявлено не позднее... (дата)»; «Все места проведения и даты подлежат перемене с письменным извещением зачисленных». Оговорите условия отказа участника от семинара, что обычно представляется в виде даты, до которой зачисленный получает полное или частичное возмещение или использование платы, внесенной за семинар, на другие услуги – после определенной даты;

контакты для дальнейшей информации – предоставьте фамилию, номер телефона или адрес для связи с вами по поводу дальнейшей информации (полезно ознакомиться с предоставлением подобной информации на примере брошюры для моего собственного семинара, данном на следующей странице в уменьшенном виде).

Как сделать так, чтобы на рекламу было просто ответить

Людям надо дать возможность записаться на семинар с минимальными затратами усилий и денег. Вот как это делается.

Дается бесплатный набор номера – это самый удобный способ ответа (надо только набрать номер и сказать: «Запишите меня на семинар, оплата – по кредитной карточке номер...»); проверьте процедуру оплаты и стоимость таких услуг в местной телефонной компании; можно сэкономить на подобных звонках, воспользовавшись общей линией с компанией, также этим занимающейся; таковые можно найти в рекламах деловых изданий или «Желтых страницах», где они содержатся под названием «телефонные услуги» голосовой почты; в брошюре или объявлении вы просите звонящего набрать номер и спросить нужный отдел или код – когда кто-то позвонит, телефонистка возьмет заказ, а абонент даже не заподозрит, что попал вовсе не к вам в офис. Оплата таких услуг – $2,5 за зачисление и $1,5 – за ответ.

Звонок за счет отвечающего – мало кто этим воспользуется, хотя это и дешевле голосовой почты; предложение данной услуги говорит о вашем действительном желании, чтобы эти люди участвовали в семинаре, а также рассеивает сомнения вообще не зарегистрировавшихся из-за платы за звонок.

Карточки и конверты-ответы – посланные вместе с брошюрой, маркой и вашим адресом, они представляют распространенную технику ответа; можно предположить, что заинтересованное лицо найдет конверт, марку и правильно напишет ваш адрес, но не стоит заставлять его это делать; хотите лучшего бизнеса, прилагайте больше усилий; пошлите конверт с местом для марки и такой инструкцией: «Наклейте марку здесь. Почтовое отделение не доставит конверт без марки»; Если отправлять рекламу в офисы, где имеются марки и весы для определения стоимости писем, то можно обойтись и без марки; посылайте конверты-ответы (не открытки) и бланк-заявления о регистрации, чтобы получатель выслал чек для оплаты.

Регистрация по прибытии

Некоторые люди или не могут зарегистрироваться заранее, или забывают это сделать. Они порой делают это лишь в день начала занятий, если брошюра это обещает. Ведь в рекламе говорится: «Не смогли зарегистрироваться заранее? Мы оставим для вас несколько мест и увидимся на семинаре!» Однако такое означает, что можно и не попасть на семинар, если не зарегистрироваться заранее, хотя для рискованных – любящих появляться в последнюю минуту, дверь остается открытой.

Скидка при ранней регистрации

Подарок или скидка – хорошие стимулы для предварительной регистрации, дающие повод действовать немедленно. Это, в свою очередь, уменьшит ваш риск и даст более точные ориентиры относительно размеров помещения, количества напитков и т.д.

Кредитные карточки

Карточки Мастеркард, Виза и Американ Экспресс используются чаще всего. Если семинар рассчитан на обычное население, принятие кредитных карточек увеличит количество зачисленных на 20%. В каждом регионе имеются представители банков, способные дать вам полномочия агента по приему кредитных карточек. Это слегка (на 5%) увеличит ваши расходы, однако даст дополнительных участников. В стоимость пользования кредитными карточками входит:

плата за зачисление или первичный членский взнос (обычно около $25);

устройство для прокатки карточек;

перевод денег (в зависимости от объема бизнеса и банка это может составлять от 17/8% до 51/2%; цены различны, а потому стоит поискать наименьших; можно даже вначале заплатить по высокой ставке, снизив ее по мере роста бизнеса.

Скидка при одновременной регистрации нескольких человек

Предлагайте скидки для супругов, для групп из двух и более человек из одной организации. Подумайте обо всех вариантах, способных дать больше участников. Не становитесь «полицейским» и не просите у супружеских пар свидетельств о браке. Хотя некоторые и обманут, сказав, будто женаты (ради получения скидки), большинство останутся честными.

Связи с общественностью и другая помощь

Существует много способов работы с людьми, помогающих урезать расходы на рекламу и ее распространение. В газетах и на радио есть «Календари событий» и «Недельные расписания», в которые можно поместить бесплатное объявление о семинаре. Для семинаров по купле-продаже частной собственности газеты часто предоставляют бесплатное место в соответствующей секции – в качестве особой услуги населению.

Рассказы о семинаре в радио- и телепередачах – прекрасное средство увеличения популярности и создания повышенного интереса к теме у больших групп населения. Ведущие обычно задают всевозможные вопросы о подробностях семинара. Местные же газеты часто публикуют статьи о тех, кто оказывает населению уникальные услуги. Поиски местных источников по связям с общественностью всегда увенчиваются успехом и приносят целую сеть контактов с деловыми людьми и представителями СМИ. Достоинства такого рода сетей описываются в разных источниках, а потому контакты, приобретенные через них, могут быть неожиданно ценными и стоящими культивирования.

Раздел стоимости почтовых отправлений и рекламы поможет сэкономить значительные суммы без ослабления содержания. Почтовые кооперативы, перечисленные в «Direct mail lists rates and data» от «Standard Rate and Data», включат вашу рекламу в совместный список по минимальной стоимости, обычно составляющей фракцию цены собственного списка. Если вы знаете о другой компании, предлагающей продукт или услугу на вашем же рынке, постарайтесь разделить стоимость совместных отправлений, вкладывая свою брошюру вместе с их информационными материалами за определенную сумму или комиссионные по результатам отдачи.

Если вы работаете совместно со спонсором или общественной организацией, попросите вложить ваши брошюры в их почтовые отправления, на которые распространяется скидка для общественных организаций.

Положительные отзывы о вашей программе – наилучший фактор создания хорошей репутации для привлечения новых участников. Для превращения бывших участников семинара в ваших «рекламных агентов» программа должна абсолютно соответствовать рекламным обещаниям. Отличный товар постоянно привлекает все новых покупателей. Прямой же путь к провалу – представить семинар, не соответствующий обещанным в рекламе и ожидаемым стандартам. Результаты низкосортной программы не заставят долго ждать. Положительные же отзывы только укрепят доверие и улучшат репутацию сильнее рекламы, ибо будут исходить из известных, заслуживающих доверия и бескорыстных источников (от друзей и коллег).

Спонсорство

Спонсорами могут быть университет, торговая, профессиональная или какая-либо другая организация, предлагающая программу в собственных рамках и платящая непосредственно презентующему семинар. Спонсор может улучшить репутацию и статус, если он так или иначе связан с известной и престижной организацией. Если вы не пользуетесь известностью, а ваш спонсор достаточно известен, он одолжит вам на время «мантию» своей репутации. Если организация известна по всей стране, сохранение ее спонсорства во время семинара в разных регионах поможет признанию вашего профессионализма и образованности всеми, кто ее уважает. Но если спонсор известен только в одном штате, то и ссылаться на него можно только там. В других же местах преимущества от этого не ждите.

Чтобы сохранить спонсорство, программа должна:

быть привлекательной и интересной для спонсирующей организации, ценной для ее членов и для обслуживаемого ею рынка;

презентоваться образованными, способными и имеющими хорошую репутацию специалистами, отвечающими стандартам спонсирующей организации;

привлекать «качественных» участников – полезных для долгосрочных целей и направлений спонсора.

Усилить привлекательность программы для какого-либо спонсора можно, узнав его точку зрения (особенно если таковая отличается от вашей). Если вы делаете бизнес на создании и презентации новых программ, то являетесь предпринимателем от природы, т.е. рискуете, ориентируясь на прибыль. Спонсирующие же организации рисковать не любят, так что вся ответственность за судьбу семинара ляжет на ваши плечи. Возможно, спонсирующая организация бюрократична, а это означает, что вам придется балансировать между их методами работы и теми, что основаны на успешном семинарском опыте. Такой баланс не только обеспечит успех программы, но и сделает ее желанной для спонсора.

Пусть ему будет легко работать с вами. Попросите бывших клиентов и спонсоров написать рекомендательные письма поддержки, содержащие сведения об эффективности и успехе (прибыльности) вашей программы, а также о продуктивности совместной с вами работы.

В США существует более 3000 колледжей и университетов, из которых 1600 проводят серьезные курсы или программы, продолжающие базисное образование. Большинство преподавателей на таких курсах – независимые подрядчики, создающие и ведущие образовательные программы на деньги спонсирующего университета или колледжа. Основной целью проведения университетами подобных образовательных программ для взрослых является расширение академических и других предложений для наилучшего качества обучения не только студентов, но и общества в целом. И хотя доход от программ не является основной мотивацией, он все же принимается во внимание при выборе обучения. Вы должны произвести на спонсора хорошее впечатление с экономической точки зрения, чтобы убедить его в выгодности проведения вашей программы.

Однако многие спонсоры смиряются с низким доходом, если риск мал. Это означает, что и фактор вашего риска, и ваша потенциальная прибыль возрастут: все встанет на свои места и рискующий сильнее получит большую выгоду. Этим-то и можно руководствоваться, предлагая спонсору различные виды распределения доходов. Попросите у него определенную сумму (при этом рискует только спонсор) или плату за каждого участника семинара с гарантированным минимумом (риск поделен) или без него (рискуете только вы). Если ваша доля зависит от посещаемости, проконтролируйте рекламу, что позволит влиять на определяющие прибыль факторы. Если вы размещаете рекламу на каналах спонсора или используете общественные связи, предложите свою помощь в дизайне маркетинговых материалов/изданий. Такая помощь весьма приветствуется, так как ваши опыт и знание маркетинга помогут сделать рекламу более эффективной и повысят посещаемость, приближая достижение общей цели. Это также уменьшит работу спонсора, что будет еще одним вашим плюсом. Многие организаторы семинаров для рекламы спонсированных программ используют стандартный бланк с указанием наименования спонсора, даты проведения семинара, описания процедур регистрации и оплаты.

Когда соглашение достигнуто, условия оговариваются в письменном контракте. Если спонсором выступает университет, вам заплатят через 1–2 месяца после окончания программы. Так что если деньги понадобятся быстрее, оговорите сроки их получения в контракте.