Лабораторная работа №4
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование наглядно-образного мышления
(Методика «Пиктограмма»)
Цель: оценка особенностей наглядно-образного мышления.
Вводные замечания.
Данная методика относится к числу наиболее распространенных
методик исследования мышления. Методика была предложена отече-
ственным нейропсихологом А.Р. Лурией в 1936 г. Первоначально ме-
тодика предназначалась только для клинических испытаний, но ее
простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу
ее применения. Методика позволяет получить достаточно обширные
сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного
мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуе-
мых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет
использовать методику для самых разнообразных целей, например,
при оценке межличностных отношений, при установлении иерархии
ценностей, в арт-терапии.
Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо,
когда предметы, события, действия обозначаются рисунками или ус-
ловными знаками. Сущность методики состоит в передаче какого-либо
вербально обозначенного понятия через его образ, который впоследст-
вии подвергается оценке через ряд критериев: адекватности, воспроиз-
ведения, конкретности-абстрактности, стандартности-оригинальности.
Стимульный материал и оборудование.
Бланк с указанием понятий (см. Бланк для методики «Пикто-
грамма»).
Ручка или карандаш.
Ход работы.
Исследование проводит преподаватель, все студенты выступают
в роли испытуемых. Испытуемым предлагается изобразить в виде ри-
сунка предлагаемые понятия. При этом не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу ис-
пользуемых материалов, цвета, размера, времени. Для удобства прове-
дения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым
выполнять задание на определенном бланке.
Бланк для методики «Пиктограмма»
№
п/п Понятие Пикто-
грамма
Крите-
рий адек-
ватно-
сти
Критерий
воспроиз-
ведения
Критерий
конкрет-
ности/
абст-
рактно-
сти
Критерий
стандарт-
ности/
оригиналь-
ности
1 Веселый
праздник
2 Развитие
3 Тяжелая
работа
4 Зимний
день
5 Разлука
6 Легкая
работа
7 Болезнь
8 Счастье
9 Обман
10 Бедность
Всего (%)
Инструкция испытуемому.
«Вам предложен список понятий. Ваша задача попытаться изо-
бразить эти понятия в виде какого-либо образа. Никаких ограничений
для этого у Вас нет».
Обработка результатов.
При обработке экспериментальных данных учитываются качест-
венные показатели. Для этого вводится ряд критериев:
Критерий адекватности (+ или -);
Критерий воспроизведения спустя отсроченный период (+ или -);
Критерий конкретности-абстрактности образа в баллах (от 1 до
3);
Критерий стандартности-оригинальности образа в баллах (от 1
до 3).
Кроме предложенных критериев анализу также подвергаются
процедурные моменты: легкость выполнения задания, эмоциональное
отношение к нему, потребность в более широком пространстве и т. д.
Для получения основных экспериментальных результатов сту-
денты обмениваются бланками и экспертным способом оценивают
пиктограммы.
Критерий адекватности. В случае обоснованности связи между
предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+»,
при отсутствии связи – знак «-». Иногда для оценки достаточно одного
рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его
автора.
Норма характеризуется высокими показателями по критерию
адекватности – от 70 % и выше.
Критерий воспроизведения. Спустя некоторое время (15–20
минут) после выполнения задания эксперт проверяет способность ис-
пытуемого восстановить список исходных понятий по его собствен-
ным пиктограммам. Для этого закрывается список понятий, и испы-
туемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если ис-
пытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же
пиктограммы, он допускает ошибки и неточности типа синонимии,
сокращения сложного понятия, перепутывания. По этому показателю
можно судить о роли памяти в мышлении.
Норма для критерия восстанавливаемости понятий спустя от-
сроченный период – от 80 % и выше.
Критерий конкретности-абстрактности. Критерий оценивает-
ся экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объек-
ту. Если это соответствие максимально конкретно, то эксперт дает
оценку в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный харак-
тер, то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть смешанные
образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они
получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и
подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют ве-
личине в 2 балла.
Для единообразия представления данных общее количество бал-
лов испытуемых следует перевести в проценты.
Критерий стандартности-оригинальности. Данный критерий
оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению и, во-вторых, по степени совпадения содержания образов у
разных испытуемых. Совпадения свидетельствуют о стандартности
выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл,
равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают
оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную
2 баллам. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются
средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.
Для единообразия представления данных общее количество бал-
лов испытуемых следует перевести в проценты.
Контрольные вопросы:
1. Для каких целей используется методика «Пиктограмма»?
2. Перечислите критерии методики «Пиктограмма».
3. Приведите примеры использования рисуночного письма (пик-
тограммы) в реальной жизни.
Исследование наглядно-образного мышления
(Методика «Пиктограмма»)
Цель: оценка особенностей наглядно-образного мышления.
Вводные замечания.
Данная методика относится к числу наиболее распространенных
методик исследования мышления. Методика была предложена отече-
ственным нейропсихологом А.Р. Лурией в 1936 г. Первоначально ме-
тодика предназначалась только для клинических испытаний, но ее
простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу
ее применения. Методика позволяет получить достаточно обширные
сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного
мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуе-
мых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет
использовать методику для самых разнообразных целей, например,
при оценке межличностных отношений, при установлении иерархии
ценностей, в арт-терапии.
Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо,
когда предметы, события, действия обозначаются рисунками или ус-
ловными знаками. Сущность методики состоит в передаче какого-либо
вербально обозначенного понятия через его образ, который впоследст-
вии подвергается оценке через ряд критериев: адекватности, воспроиз-
ведения, конкретности-абстрактности, стандартности-оригинальности.
Стимульный материал и оборудование.
Бланк с указанием понятий (см. Бланк для методики «Пикто-
грамма»).
Ручка или карандаш.
Ход работы.
Исследование проводит преподаватель, все студенты выступают
в роли испытуемых. Испытуемым предлагается изобразить в виде ри-
сунка предлагаемые понятия. При этом не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу ис-
пользуемых материалов, цвета, размера, времени. Для удобства прове-
дения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым
выполнять задание на определенном бланке.
Бланк для методики «Пиктограмма»
№
п/п Понятие Пикто-
грамма
Крите-
рий адек-
ватно-
сти
Критерий
воспроиз-
ведения
Критерий
конкрет-
ности/
абст-
рактно-
сти
Критерий
стандарт-
ности/
оригиналь-
ности
1 Веселый
праздник
2 Развитие
3 Тяжелая
работа
4 Зимний
день
5 Разлука
6 Легкая
работа
7 Болезнь
8 Счастье
9 Обман
10 Бедность
Всего (%)
Инструкция испытуемому.
«Вам предложен список понятий. Ваша задача попытаться изо-
бразить эти понятия в виде какого-либо образа. Никаких ограничений
для этого у Вас нет».
Обработка результатов.
При обработке экспериментальных данных учитываются качест-
венные показатели. Для этого вводится ряд критериев:
Критерий адекватности (+ или -);
Критерий воспроизведения спустя отсроченный период (+ или -);
Критерий конкретности-абстрактности образа в баллах (от 1 до
3);
Критерий стандартности-оригинальности образа в баллах (от 1
до 3).
Кроме предложенных критериев анализу также подвергаются
процедурные моменты: легкость выполнения задания, эмоциональное
отношение к нему, потребность в более широком пространстве и т. д.
Для получения основных экспериментальных результатов сту-
денты обмениваются бланками и экспертным способом оценивают
пиктограммы.
Критерий адекватности. В случае обоснованности связи между
предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+»,
при отсутствии связи – знак «-». Иногда для оценки достаточно одного
рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его
автора.
Норма характеризуется высокими показателями по критерию
адекватности – от 70 % и выше.
Критерий воспроизведения. Спустя некоторое время (15–20
минут) после выполнения задания эксперт проверяет способность ис-
пытуемого восстановить список исходных понятий по его собствен-
ным пиктограммам. Для этого закрывается список понятий, и испы-
туемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если ис-
пытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же
пиктограммы, он допускает ошибки и неточности типа синонимии,
сокращения сложного понятия, перепутывания. По этому показателю
можно судить о роли памяти в мышлении.
Норма для критерия восстанавливаемости понятий спустя от-
сроченный период – от 80 % и выше.
Критерий конкретности-абстрактности. Критерий оценивает-
ся экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объек-
ту. Если это соответствие максимально конкретно, то эксперт дает
оценку в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный харак-
тер, то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть смешанные
образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они
получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и
подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют ве-
личине в 2 балла.
Для единообразия представления данных общее количество бал-
лов испытуемых следует перевести в проценты.
Критерий стандартности-оригинальности. Данный критерий
оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению и, во-вторых, по степени совпадения содержания образов у
разных испытуемых. Совпадения свидетельствуют о стандартности
выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл,
равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают
оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную
2 баллам. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются
средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.
Для единообразия представления данных общее количество бал-
лов испытуемых следует перевести в проценты.
Контрольные вопросы:
1. Для каких целей используется методика «Пиктограмма»?
2. Перечислите критерии методики «Пиктограмма».
3. Приведите примеры использования рисуночного письма (пик-
тограммы) в реальной жизни.