Лабораторная работа №4

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Исследование наглядно-образного мышления

(Методика «Пиктограмма»)

Цель: оценка особенностей наглядно-образного мышления.

Вводные замечания.

Данная методика относится к числу наиболее распространенных

методик исследования мышления. Методика была предложена отече-

ственным нейропсихологом А.Р. Лурией в 1936 г. Первоначально ме-

тодика предназначалась только для клинических испытаний, но ее

простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу

ее применения. Методика позволяет получить достаточно обширные

сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного

мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуе-

мых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет

использовать методику для самых разнообразных целей, например,

при оценке межличностных отношений, при установлении иерархии

ценностей, в арт-терапии.

Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо,

когда предметы, события, действия обозначаются рисунками или ус-

ловными знаками. Сущность методики состоит в передаче какого-либо

вербально обозначенного понятия через его образ, который впоследст-

вии подвергается оценке через ряд критериев: адекватности, воспроиз-

ведения, конкретности-абстрактности, стандартности-оригинальности.

Стимульный материал и оборудование.

Бланк с указанием понятий (см. Бланк для методики «Пикто-

грамма»).

Ручка или карандаш.

Ход работы.

Исследование проводит преподаватель, все студенты выступают

в роли испытуемых. Испытуемым предлагается изобразить в виде ри-

сунка предлагаемые понятия. При этом не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу ис-

пользуемых материалов, цвета, размера, времени. Для удобства прове-

дения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым

выполнять задание на определенном бланке.

Бланк для методики «Пиктограмма»

п/п Понятие Пикто-

грамма

Крите-

рий адек-

ватно-

сти

Критерий

воспроиз-

ведения

Критерий

конкрет-

ности/

абст-

рактно-

сти

Критерий

стандарт-

ности/

оригиналь-

ности

1 Веселый

праздник

2 Развитие

3 Тяжелая

работа

4 Зимний

день

5 Разлука

6 Легкая

работа

7 Болезнь

8 Счастье

9 Обман

10 Бедность

Всего (%)

Инструкция испытуемому.

«Вам предложен список понятий. Ваша задача попытаться изо-

бразить эти понятия в виде какого-либо образа. Никаких ограничений

для этого у Вас нет».

Обработка результатов.

При обработке экспериментальных данных учитываются качест-

венные показатели. Для этого вводится ряд критериев:

Критерий адекватности (+ или -);

Критерий воспроизведения спустя отсроченный период (+ или -);

Критерий конкретности-абстрактности образа в баллах (от 1 до

3);

Критерий стандартности-оригинальности образа в баллах (от 1

до 3).

Кроме предложенных критериев анализу также подвергаются

процедурные моменты: легкость выполнения задания, эмоциональное

отношение к нему, потребность в более широком пространстве и т. д.

Для получения основных экспериментальных результатов сту-

денты обмениваются бланками и экспертным способом оценивают

пиктограммы.

Критерий адекватности. В случае обоснованности связи между

предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+»,

при отсутствии связи – знак «-». Иногда для оценки достаточно одного

рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его

автора.

Норма характеризуется высокими показателями по критерию

адекватности – от 70 % и выше.

Критерий воспроизведения. Спустя некоторое время (15–20

минут) после выполнения задания эксперт проверяет способность ис-

пытуемого восстановить список исходных понятий по его собствен-

ным пиктограммам. Для этого закрывается список понятий, и испы-

туемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если ис-

пытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же

пиктограммы, он допускает ошибки и неточности типа синонимии,

сокращения сложного понятия, перепутывания. По этому показателю

можно судить о роли памяти в мышлении.

Норма для критерия восстанавливаемости понятий спустя от-

сроченный период – от 80 % и выше.

Критерий конкретности-абстрактности. Критерий оценивает-

ся экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объек-

ту. Если это соответствие максимально конкретно, то эксперт дает

оценку в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный харак-

тер, то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть смешанные

образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они

получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и

подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют ве-

личине в 2 балла.

Для единообразия представления данных общее количество бал-

лов испытуемых следует перевести в проценты.

Критерий стандартности-оригинальности. Данный критерий

оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению и, во-вторых, по степени совпадения содержания образов у

разных испытуемых. Совпадения свидетельствуют о стандартности

выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл,

равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают

оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную

2 баллам. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются

средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Для единообразия представления данных общее количество бал-

лов испытуемых следует перевести в проценты.

Контрольные вопросы:

1. Для каких целей используется методика «Пиктограмма»?

2. Перечислите критерии методики «Пиктограмма».

3. Приведите примеры использования рисуночного письма (пик-

тограммы) в реальной жизни.

Исследование наглядно-образного мышления

(Методика «Пиктограмма»)

Цель: оценка особенностей наглядно-образного мышления.

Вводные замечания.

Данная методика относится к числу наиболее распространенных

методик исследования мышления. Методика была предложена отече-

ственным нейропсихологом А.Р. Лурией в 1936 г. Первоначально ме-

тодика предназначалась только для клинических испытаний, но ее

простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу

ее применения. Методика позволяет получить достаточно обширные

сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного

мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуе-

мых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет

использовать методику для самых разнообразных целей, например,

при оценке межличностных отношений, при установлении иерархии

ценностей, в арт-терапии.

Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо,

когда предметы, события, действия обозначаются рисунками или ус-

ловными знаками. Сущность методики состоит в передаче какого-либо

вербально обозначенного понятия через его образ, который впоследст-

вии подвергается оценке через ряд критериев: адекватности, воспроиз-

ведения, конкретности-абстрактности, стандартности-оригинальности.

Стимульный материал и оборудование.

Бланк с указанием понятий (см. Бланк для методики «Пикто-

грамма»).

Ручка или карандаш.

Ход работы.

Исследование проводит преподаватель, все студенты выступают

в роли испытуемых. Испытуемым предлагается изобразить в виде ри-

сунка предлагаемые понятия. При этом не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу ис-

пользуемых материалов, цвета, размера, времени. Для удобства прове-

дения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым

выполнять задание на определенном бланке.

Бланк для методики «Пиктограмма»

п/п Понятие Пикто-

грамма

Крите-

рий адек-

ватно-

сти

Критерий

воспроиз-

ведения

Критерий

конкрет-

ности/

абст-

рактно-

сти

Критерий

стандарт-

ности/

оригиналь-

ности

1 Веселый

праздник

2 Развитие

3 Тяжелая

работа

4 Зимний

день

5 Разлука

6 Легкая

работа

7 Болезнь

8 Счастье

9 Обман

10 Бедность

Всего (%)

Инструкция испытуемому.

«Вам предложен список понятий. Ваша задача попытаться изо-

бразить эти понятия в виде какого-либо образа. Никаких ограничений

для этого у Вас нет».

Обработка результатов.

При обработке экспериментальных данных учитываются качест-

венные показатели. Для этого вводится ряд критериев:

Критерий адекватности (+ или -);

Критерий воспроизведения спустя отсроченный период (+ или -);

Критерий конкретности-абстрактности образа в баллах (от 1 до

3);

Критерий стандартности-оригинальности образа в баллах (от 1

до 3).

Кроме предложенных критериев анализу также подвергаются

процедурные моменты: легкость выполнения задания, эмоциональное

отношение к нему, потребность в более широком пространстве и т. д.

Для получения основных экспериментальных результатов сту-

денты обмениваются бланками и экспертным способом оценивают

пиктограммы.

Критерий адекватности. В случае обоснованности связи между

предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+»,

при отсутствии связи – знак «-». Иногда для оценки достаточно одного

рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его

автора.

Норма характеризуется высокими показателями по критерию

адекватности – от 70 % и выше.

Критерий воспроизведения. Спустя некоторое время (15–20

минут) после выполнения задания эксперт проверяет способность ис-

пытуемого восстановить список исходных понятий по его собствен-

ным пиктограммам. Для этого закрывается список понятий, и испы-

туемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если ис-

пытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же

пиктограммы, он допускает ошибки и неточности типа синонимии,

сокращения сложного понятия, перепутывания. По этому показателю

можно судить о роли памяти в мышлении.

Норма для критерия восстанавливаемости понятий спустя от-

сроченный период – от 80 % и выше.

Критерий конкретности-абстрактности. Критерий оценивает-

ся экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объек-

ту. Если это соответствие максимально конкретно, то эксперт дает

оценку в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный харак-

тер, то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть смешанные

образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они

получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и

подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют ве-

личине в 2 балла.

Для единообразия представления данных общее количество бал-

лов испытуемых следует перевести в проценты.

Критерий стандартности-оригинальности. Данный критерий

оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению и, во-вторых, по степени совпадения содержания образов у

разных испытуемых. Совпадения свидетельствуют о стандартности

выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл,

равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают

оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную

2 баллам. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются

средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Для единообразия представления данных общее количество бал-

лов испытуемых следует перевести в проценты.

Контрольные вопросы:

1. Для каких целей используется методика «Пиктограмма»?

2. Перечислите критерии методики «Пиктограмма».

3. Приведите примеры использования рисуночного письма (пик-

тограммы) в реальной жизни.