Лабораторная работа № 6
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование продуктивного и репродуктивного мышления
(влияние установки на оригинальность мыслительной
деятельности)
Цель: экспериментальная проверка влияния установки на ори-
гинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.
Вводные замечания.
Большая роль установки в мышлении была доказана еще предста-
вителями Вюрцбургской школы. Вслед за Н. Ахом в психологии мыш-
ления под установкой понимают возникающее у человека при постанов-
ке перед ним задачи неосознаваемое состояние готовности к определен-
ному способу ее решения. Направляющая роль установки эксперимен-
тально доказана в отношении не только процесса мыслительной дея-
тельности, но и результата мышления. Цель настоящего задания – экс-
периментальная проверка влияния установки на результат решения за-
дач разного уровня сложности. Индикатором наличия установки будет
считаться оригинальность решений задач экспериментальной группой
испытуемых. В связи с особенностью обработки стимульного материала
данной методики разъясним используемые при этом понятия: продук-
тивный и репродуктивный виды мышления. Под продуктивным мышле-
нием понимается вид мышления, характеризующийся созданием субъ-
ективно нового продукта; результат такого мышления обогащает чело-
века новым содержанием. Репродуктивное мышление, несмотря на на-
звание, все же не является только воспроизведением ранее усвоенной
информации, так как оно основано на преобразовании ранее усвоенных
знаний при решении новых задач.
Стимульный материал и оборудование.
Для работы по данной методике для каждого испытуемого под-
готовлено два набора задач (см. приложение 11). Каждый набор со-
держит по две задачи, требующие продуктивного мышления, и по од-
ной в расчете на репродуктивное мышление.
Для регистрации ответов испытуемые готовят чистые листы бу-
маги и ручки. Время опыта фиксируется при помощи секундомера.
Ход работы.
Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:
экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих
группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-
бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.
На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-
провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.
Инструкция испытуемым.
Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I
этапа опыта: «На каждом из Ваших бланков написано, что именно
нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение
предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак
между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более ориги-
нальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы за-
писывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-
дачи Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа
опыта: «На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляе-
мыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,
наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы запи-
сывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи
Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым для II этапа: «На бланке даны ана-
логичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы
записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 се-
кунд».
Обработка результатов:
1. Все студенты учебной группы оценивают оригинальность ре-
шений каждой задачи отдельно у испытуемых экспериментальной и
контрольной групп. В качестве критерия студенты используют сум-
марную частоту встречаемости одинаковых решений в эксперимен-
тальной и контрольной группах. Шкала оценок – 3-балльная:
3 балла – ответы встречаются только 1 раз;
2 балла – ответы встречаются у 2–5 испытуемых;
1 балл – ответы встречаются более 5 раз.
2. Подсчитать количество баллов, набранных испытуемыми экс-
периментальной и контрольной групп, и занести их в табл. 4.
Т а б л и ц а 4
Оригинальность решения задач испытуемыми разных групп
(в баллах)
Этап Оценка группы, баллы
исследования
Номер
задачи экспериментальной контрольной
I 1
2
3
баллов:
II 1
2
3
баллов:
3. На основе количественного и качественного анализа необхо-
димо установить, имела ли инструкция влияние на оригинальность
решений. Утверждать, что инструкция (установка) повлияла на ориги-
нальность решения задач, можно в том случае, когда сумма баллов
экспериментальной группы при решении задач на первом этапе иссле-
дования значительно превышает сумму баллов испытуемых контроль-
ной группы. О данном факте также свидетельствует преобладание
продуктивности при решении задач на втором этапе исследования у
экспериментальной группы испытуемых.
4. Сравните и проанализируйте количественные показатели ис-
пытуемых экспериментальной и контрольной группы, полученные при
решении задач, требующих продуктивного мышления и рассчитанных
на репродуктивное мышление.
Контрольные вопросы:
1. Почему в продуктивном мышлении в большей степени прояв-
ляется влияние установки на оригинальность решения задач?
2. Чем можно объяснить тот факт, что на втором этапе исследо-
вания, как правило, показатели продуктивности мыслительной дея-
тельности возрастают и у экспериментальной, и у контрольной групп
испытуемых?
3. Что способствует развитию оригинальности решения мысли-
тельных задач?
Исследование продуктивного и репродуктивного мышления
(влияние установки на оригинальность мыслительной
деятельности)
Цель: экспериментальная проверка влияния установки на ори-
гинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.
Вводные замечания.
Большая роль установки в мышлении была доказана еще предста-
вителями Вюрцбургской школы. Вслед за Н. Ахом в психологии мыш-
ления под установкой понимают возникающее у человека при постанов-
ке перед ним задачи неосознаваемое состояние готовности к определен-
ному способу ее решения. Направляющая роль установки эксперимен-
тально доказана в отношении не только процесса мыслительной дея-
тельности, но и результата мышления. Цель настоящего задания – экс-
периментальная проверка влияния установки на результат решения за-
дач разного уровня сложности. Индикатором наличия установки будет
считаться оригинальность решений задач экспериментальной группой
испытуемых. В связи с особенностью обработки стимульного материала
данной методики разъясним используемые при этом понятия: продук-
тивный и репродуктивный виды мышления. Под продуктивным мышле-
нием понимается вид мышления, характеризующийся созданием субъ-
ективно нового продукта; результат такого мышления обогащает чело-
века новым содержанием. Репродуктивное мышление, несмотря на на-
звание, все же не является только воспроизведением ранее усвоенной
информации, так как оно основано на преобразовании ранее усвоенных
знаний при решении новых задач.
Стимульный материал и оборудование.
Для работы по данной методике для каждого испытуемого под-
готовлено два набора задач (см. приложение 11). Каждый набор со-
держит по две задачи, требующие продуктивного мышления, и по од-
ной в расчете на репродуктивное мышление.
Для регистрации ответов испытуемые готовят чистые листы бу-
маги и ручки. Время опыта фиксируется при помощи секундомера.
Ход работы.
Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:
экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих
группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-
бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.
На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-
провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.
Инструкция испытуемым.
Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I
этапа опыта: «На каждом из Ваших бланков написано, что именно
нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение
предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак
между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более ориги-
нальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы за-
писывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-
дачи Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа
опыта: «На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляе-
мыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,
наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы запи-
сывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи
Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым для II этапа: «На бланке даны ана-
логичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы
записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 се-
кунд».
Обработка результатов:
1. Все студенты учебной группы оценивают оригинальность ре-
шений каждой задачи отдельно у испытуемых экспериментальной и
контрольной групп. В качестве критерия студенты используют сум-
марную частоту встречаемости одинаковых решений в эксперимен-
тальной и контрольной группах. Шкала оценок – 3-балльная:
3 балла – ответы встречаются только 1 раз;
2 балла – ответы встречаются у 2–5 испытуемых;
1 балл – ответы встречаются более 5 раз.
2. Подсчитать количество баллов, набранных испытуемыми экс-
периментальной и контрольной групп, и занести их в табл. 4.
Т а б л и ц а 4
Оригинальность решения задач испытуемыми разных групп
(в баллах)
Этап Оценка группы, баллы
исследования
Номер
задачи экспериментальной контрольной
I 1
2
3
баллов:
II 1
2
3
баллов:
3. На основе количественного и качественного анализа необхо-
димо установить, имела ли инструкция влияние на оригинальность
решений. Утверждать, что инструкция (установка) повлияла на ориги-
нальность решения задач, можно в том случае, когда сумма баллов
экспериментальной группы при решении задач на первом этапе иссле-
дования значительно превышает сумму баллов испытуемых контроль-
ной группы. О данном факте также свидетельствует преобладание
продуктивности при решении задач на втором этапе исследования у
экспериментальной группы испытуемых.
4. Сравните и проанализируйте количественные показатели ис-
пытуемых экспериментальной и контрольной группы, полученные при
решении задач, требующих продуктивного мышления и рассчитанных
на репродуктивное мышление.
Контрольные вопросы:
1. Почему в продуктивном мышлении в большей степени прояв-
ляется влияние установки на оригинальность решения задач?
2. Чем можно объяснить тот факт, что на втором этапе исследо-
вания, как правило, показатели продуктивности мыслительной дея-
тельности возрастают и у экспериментальной, и у контрольной групп
испытуемых?
3. Что способствует развитию оригинальности решения мысли-
тельных задач?