Лабораторная работа № 6

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

(влияние установки на оригинальность мыслительной

деятельности)

Цель: экспериментальная проверка влияния установки на ори-

гинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.

Вводные замечания.

Большая роль установки в мышлении была доказана еще предста-

вителями Вюрцбургской школы. Вслед за Н. Ахом в психологии мыш-

ления под установкой понимают возникающее у человека при постанов-

ке перед ним задачи неосознаваемое состояние готовности к определен-

ному способу ее решения. Направляющая роль установки эксперимен-

тально доказана в отношении не только процесса мыслительной дея-

тельности, но и результата мышления. Цель настоящего задания – экс-

периментальная проверка влияния установки на результат решения за-

дач разного уровня сложности. Индикатором наличия установки будет

считаться оригинальность решений задач экспериментальной группой

испытуемых. В связи с особенностью обработки стимульного материала

данной методики разъясним используемые при этом понятия: продук-

тивный и репродуктивный виды мышления. Под продуктивным мышле-

нием понимается вид мышления, характеризующийся созданием субъ-

ективно нового продукта; результат такого мышления обогащает чело-

века новым содержанием. Репродуктивное мышление, несмотря на на-

звание, все же не является только воспроизведением ранее усвоенной

информации, так как оно основано на преобразовании ранее усвоенных

знаний при решении новых задач.

Стимульный материал и оборудование.

Для работы по данной методике для каждого испытуемого под-

готовлено два набора задач (см. приложение 11). Каждый набор со-

держит по две задачи, требующие продуктивного мышления, и по од-

ной в расчете на репродуктивное мышление.

Для регистрации ответов испытуемые готовят чистые листы бу-

маги и ручки. Время опыта фиксируется при помощи секундомера.

Ход работы.

Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:

экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих

группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-

бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.

На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-

провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.

Инструкция испытуемым.

Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I

этапа опыта: «На каждом из Ваших бланков написано, что именно

нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение

предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак

между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более ориги-

нальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы за-

писывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-

дачи Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа

опыта: «На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляе-

мыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,

наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы запи-

сывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи

Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым для II этапа: «На бланке даны ана-

логичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы

записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 се-

кунд».

Обработка результатов:

1. Все студенты учебной группы оценивают оригинальность ре-

шений каждой задачи отдельно у испытуемых экспериментальной и

контрольной групп. В качестве критерия студенты используют сум-

марную частоту встречаемости одинаковых решений в эксперимен-

тальной и контрольной группах. Шкала оценок – 3-балльная:

3 балла – ответы встречаются только 1 раз;

2 балла – ответы встречаются у 2–5 испытуемых;

1 балл – ответы встречаются более 5 раз.

2. Подсчитать количество баллов, набранных испытуемыми экс-

периментальной и контрольной групп, и занести их в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

Оригинальность решения задач испытуемыми разных групп

(в баллах)

Этап Оценка группы, баллы

исследования

Номер

задачи экспериментальной контрольной

I 1

2

3

баллов:

II 1

2

3

баллов:

3. На основе количественного и качественного анализа необхо-

димо установить, имела ли инструкция влияние на оригинальность

решений. Утверждать, что инструкция (установка) повлияла на ориги-

нальность решения задач, можно в том случае, когда сумма баллов

экспериментальной группы при решении задач на первом этапе иссле-

дования значительно превышает сумму баллов испытуемых контроль-

ной группы. О данном факте также свидетельствует преобладание

продуктивности при решении задач на втором этапе исследования у

экспериментальной группы испытуемых.

4. Сравните и проанализируйте количественные показатели ис-

пытуемых экспериментальной и контрольной группы, полученные при

решении задач, требующих продуктивного мышления и рассчитанных

на репродуктивное мышление.

Контрольные вопросы:

1. Почему в продуктивном мышлении в большей степени прояв-

ляется влияние установки на оригинальность решения задач?

2. Чем можно объяснить тот факт, что на втором этапе исследо-

вания, как правило, показатели продуктивности мыслительной дея-

тельности возрастают и у экспериментальной, и у контрольной групп

испытуемых?

3. Что способствует развитию оригинальности решения мысли-

тельных задач?

Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

(влияние установки на оригинальность мыслительной

деятельности)

Цель: экспериментальная проверка влияния установки на ори-

гинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.

Вводные замечания.

Большая роль установки в мышлении была доказана еще предста-

вителями Вюрцбургской школы. Вслед за Н. Ахом в психологии мыш-

ления под установкой понимают возникающее у человека при постанов-

ке перед ним задачи неосознаваемое состояние готовности к определен-

ному способу ее решения. Направляющая роль установки эксперимен-

тально доказана в отношении не только процесса мыслительной дея-

тельности, но и результата мышления. Цель настоящего задания – экс-

периментальная проверка влияния установки на результат решения за-

дач разного уровня сложности. Индикатором наличия установки будет

считаться оригинальность решений задач экспериментальной группой

испытуемых. В связи с особенностью обработки стимульного материала

данной методики разъясним используемые при этом понятия: продук-

тивный и репродуктивный виды мышления. Под продуктивным мышле-

нием понимается вид мышления, характеризующийся созданием субъ-

ективно нового продукта; результат такого мышления обогащает чело-

века новым содержанием. Репродуктивное мышление, несмотря на на-

звание, все же не является только воспроизведением ранее усвоенной

информации, так как оно основано на преобразовании ранее усвоенных

знаний при решении новых задач.

Стимульный материал и оборудование.

Для работы по данной методике для каждого испытуемого под-

готовлено два набора задач (см. приложение 11). Каждый набор со-

держит по две задачи, требующие продуктивного мышления, и по од-

ной в расчете на репродуктивное мышление.

Для регистрации ответов испытуемые готовят чистые листы бу-

маги и ручки. Время опыта фиксируется при помощи секундомера.

Ход работы.

Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:

экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих

группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-

бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.

На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-

провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.

Инструкция испытуемым.

Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I

этапа опыта: «На каждом из Ваших бланков написано, что именно

нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение

предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак

между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более ориги-

нальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы за-

писывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-

дачи Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа

опыта: «На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляе-

мыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,

наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы запи-

сывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи

Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым для II этапа: «На бланке даны ана-

логичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы

записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 се-

кунд».

Обработка результатов:

1. Все студенты учебной группы оценивают оригинальность ре-

шений каждой задачи отдельно у испытуемых экспериментальной и

контрольной групп. В качестве критерия студенты используют сум-

марную частоту встречаемости одинаковых решений в эксперимен-

тальной и контрольной группах. Шкала оценок – 3-балльная:

3 балла – ответы встречаются только 1 раз;

2 балла – ответы встречаются у 2–5 испытуемых;

1 балл – ответы встречаются более 5 раз.

2. Подсчитать количество баллов, набранных испытуемыми экс-

периментальной и контрольной групп, и занести их в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

Оригинальность решения задач испытуемыми разных групп

(в баллах)

Этап Оценка группы, баллы

исследования

Номер

задачи экспериментальной контрольной

I 1

2

3

баллов:

II 1

2

3

баллов:

3. На основе количественного и качественного анализа необхо-

димо установить, имела ли инструкция влияние на оригинальность

решений. Утверждать, что инструкция (установка) повлияла на ориги-

нальность решения задач, можно в том случае, когда сумма баллов

экспериментальной группы при решении задач на первом этапе иссле-

дования значительно превышает сумму баллов испытуемых контроль-

ной группы. О данном факте также свидетельствует преобладание

продуктивности при решении задач на втором этапе исследования у

экспериментальной группы испытуемых.

4. Сравните и проанализируйте количественные показатели ис-

пытуемых экспериментальной и контрольной группы, полученные при

решении задач, требующих продуктивного мышления и рассчитанных

на репродуктивное мышление.

Контрольные вопросы:

1. Почему в продуктивном мышлении в большей степени прояв-

ляется влияние установки на оригинальность решения задач?

2. Чем можно объяснить тот факт, что на втором этапе исследо-

вания, как правило, показатели продуктивности мыслительной дея-

тельности возрастают и у экспериментальной, и у контрольной групп

испытуемых?

3. Что способствует развитию оригинальности решения мысли-

тельных задач?