Лабораторная работа № 9
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование процесса формирования искусственных понятий
(Методика Выготского–Сахарова)
Цель: изучение процесса формирования искусственных понятий
испытуемого.
Вводные замечания.
Теоретическую основу данной методики составляет теория
Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психиче-
ских функций. Методика Выготского–Сахарова известна в психологии
еще и под названием методики двойной стимуляции, так как в ней в
одинаковой степени роль стимулов играют перцептивные (чувствен-
ные) и вербальные (словесные) признаки объектов.
Впервые методика была использована в совместном исследова-
нии Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова при изучении процесса образо-
вания понятий. Сущность этой методики, писал Л.С. Выготский, за-
ключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших
психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из
которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемо-
го. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который на-
правлена деятельность испытуемого, а другой – функцию знаков, с
помощью которых эта деятельность организуется.
В исследовании Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова в качестве
стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы,
высоты и размеров, а как стимулы-средства – слова, написанные на
обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными
понятиями (они обозначали определенную совокупность признаков
стимулов-объектов). В ходе эксперимента испытуемый постепенно
раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и про-
веряя каждый раз правильность своего выбора.
Методика также используется для изучения основных мысли-
тельных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и
обобщения. Применение метода двойной стимуляции дало возмож-
ность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве
средств направления своих мыслительных операций и как в зависимо-
сти от способа употребления слова протекает и развивается весь про-
цесс образования понятий.
В дальнейшем методика получила широкое методологическое
осмысление как средство анализа развития и функционирования выс-
ших психических функций в целом.
В данном случае методика Выготского–Сахарова прежде всего
используется для изучения процесса образования понятий испытуемым.
Стимульный материал и оборудование.
Для проведения исследования необходимо подготовить набор из
21 картинки разных стереометрических фигур, отличающихся также
заливкой и величиной (см. приложение 12). Фигурам, принадлежащим
по какому-либо из этих признаков к одному классу, присваивают оди-
наковые условные надписи, которые сами по себе ничего не значат.
(Например, на красных фигурах делают надписи «биг», на больших –
«цев» и т. д.) Надписи делают лишь на одной из сторон фигур так, что-
бы испытуемому их было не видно.
Для регистрации времени решения задачи необходим ручной се-
кундомер. Для регистрации экспериментальных данных подготавли-
вают протокол и ручку.
Ход работы.
Для проведения эксперимента необходимо участие двух экспе-
риментаторов и двух испытуемых. Экспериментатор 1 определяет для
себя, с каким из классов фигур он будет работать (например, с обозна-
ченными «биг» в качестве понятия «красные фигуры»). Затем он в
беспорядке размещает весь набор фигур на столе надписанной сторо-
ной вниз и сообщает испытуемому инструкцию. Экспериментатор 2
записывает в протоколе порядковый номер выбора, выбранную фигу-
ру, гипотезу испытуемого относительно задуманного экспериментато-
ром понятия, время выбора каждой фигуры, а также реакции испытуе-
мого в ходе проведения эксперимента (табл. 7).
Каждый испытуемый должен отгадать по два понятия, т. е. при-
нять участие в двух экспериментах.
Т а б л и ц а 7
Результаты эксперимента по формированию
искусственных понятий Выготского – Сахарова (пример)
Номер
выбора Выбранная фигура Гипотеза Время
выбора, с
Реакции
испытуемого
Испытуемый (Ф.И.О.)
1
2
…
Большой красный куб
Большой зеленый куб
…
«Большие фигуры»
«Большие кубы»
…
15
20
…
М(t)=
Инструкция испытуемому.
«Сейчас я покажу Вам одну из фигур. Посмотрите на нее внима-
тельно. Скажу Вам, что на ее нижней стороне имеется надпись «биг».
Надпись эта условна. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, по
какому из признаков объединены фигуры, имеющие такую же надпись
«биг», выбрав для этого минимальное количество фигур из предъяв-
ленного Вам набора».
Обработка результатов:
1) подсчитать число выборов (п), которое нужно было сделать
испытуемым, чтобы правильно определить каждое задуманное экспе-
риментатором понятие;
2) оценить качество выдвигаемых испытуемым гипотез – их ло-
гичность и последовательность;
3) определить среднее время (Мt), понадобившееся испытуемо-
му на обдумывание одного выбора фигуры;
4) определите, на каких этапах обдумывание заняло наибольшее
и наименьшее время, почему?
Во время качественного анализа результатов опыта необходимо
обратить внимание на специфические для данного испытуемого ошиб-
ки, которые он допустил в поисках нужного признака. Для этого сле-
дует тщательно сопоставить последовательность выбранных им фигур
с последовательностью выдвигаемых гипотез. Кроме того, необходимо
обратить внимание на аффективно-личностные особенности испытуе-
мого, проявляющиеся в его реакциях на неуспех. В анализе следует указать, где проявились мыслительные действия испытуемого по ана-
лизу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению.
Контрольные вопросы:
1. Дайте краткую характеристику методики двойной стимуляции.
2. Какие мыслительные операции обеспечивают успех решения
задачи в методике Выготского–Сахарова?
3. Какие мыслительные стратегии проявляются в процессе обра-
зования понятий испытуемым?
Исследование процесса формирования искусственных понятий
(Методика Выготского–Сахарова)
Цель: изучение процесса формирования искусственных понятий
испытуемого.
Вводные замечания.
Теоретическую основу данной методики составляет теория
Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психиче-
ских функций. Методика Выготского–Сахарова известна в психологии
еще и под названием методики двойной стимуляции, так как в ней в
одинаковой степени роль стимулов играют перцептивные (чувствен-
ные) и вербальные (словесные) признаки объектов.
Впервые методика была использована в совместном исследова-
нии Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова при изучении процесса образо-
вания понятий. Сущность этой методики, писал Л.С. Выготский, за-
ключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших
психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из
которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемо-
го. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который на-
правлена деятельность испытуемого, а другой – функцию знаков, с
помощью которых эта деятельность организуется.
В исследовании Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова в качестве
стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы,
высоты и размеров, а как стимулы-средства – слова, написанные на
обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными
понятиями (они обозначали определенную совокупность признаков
стимулов-объектов). В ходе эксперимента испытуемый постепенно
раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и про-
веряя каждый раз правильность своего выбора.
Методика также используется для изучения основных мысли-
тельных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и
обобщения. Применение метода двойной стимуляции дало возмож-
ность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве
средств направления своих мыслительных операций и как в зависимо-
сти от способа употребления слова протекает и развивается весь про-
цесс образования понятий.
В дальнейшем методика получила широкое методологическое
осмысление как средство анализа развития и функционирования выс-
ших психических функций в целом.
В данном случае методика Выготского–Сахарова прежде всего
используется для изучения процесса образования понятий испытуемым.
Стимульный материал и оборудование.
Для проведения исследования необходимо подготовить набор из
21 картинки разных стереометрических фигур, отличающихся также
заливкой и величиной (см. приложение 12). Фигурам, принадлежащим
по какому-либо из этих признаков к одному классу, присваивают оди-
наковые условные надписи, которые сами по себе ничего не значат.
(Например, на красных фигурах делают надписи «биг», на больших –
«цев» и т. д.) Надписи делают лишь на одной из сторон фигур так, что-
бы испытуемому их было не видно.
Для регистрации времени решения задачи необходим ручной се-
кундомер. Для регистрации экспериментальных данных подготавли-
вают протокол и ручку.
Ход работы.
Для проведения эксперимента необходимо участие двух экспе-
риментаторов и двух испытуемых. Экспериментатор 1 определяет для
себя, с каким из классов фигур он будет работать (например, с обозна-
ченными «биг» в качестве понятия «красные фигуры»). Затем он в
беспорядке размещает весь набор фигур на столе надписанной сторо-
ной вниз и сообщает испытуемому инструкцию. Экспериментатор 2
записывает в протоколе порядковый номер выбора, выбранную фигу-
ру, гипотезу испытуемого относительно задуманного экспериментато-
ром понятия, время выбора каждой фигуры, а также реакции испытуе-
мого в ходе проведения эксперимента (табл. 7).
Каждый испытуемый должен отгадать по два понятия, т. е. при-
нять участие в двух экспериментах.
Т а б л и ц а 7
Результаты эксперимента по формированию
искусственных понятий Выготского – Сахарова (пример)
Номер
выбора Выбранная фигура Гипотеза Время
выбора, с
Реакции
испытуемого
Испытуемый (Ф.И.О.)
1
2
…
Большой красный куб
Большой зеленый куб
…
«Большие фигуры»
«Большие кубы»
…
15
20
…
М(t)=
Инструкция испытуемому.
«Сейчас я покажу Вам одну из фигур. Посмотрите на нее внима-
тельно. Скажу Вам, что на ее нижней стороне имеется надпись «биг».
Надпись эта условна. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, по
какому из признаков объединены фигуры, имеющие такую же надпись
«биг», выбрав для этого минимальное количество фигур из предъяв-
ленного Вам набора».
Обработка результатов:
1) подсчитать число выборов (п), которое нужно было сделать
испытуемым, чтобы правильно определить каждое задуманное экспе-
риментатором понятие;
2) оценить качество выдвигаемых испытуемым гипотез – их ло-
гичность и последовательность;
3) определить среднее время (Мt), понадобившееся испытуемо-
му на обдумывание одного выбора фигуры;
4) определите, на каких этапах обдумывание заняло наибольшее
и наименьшее время, почему?
Во время качественного анализа результатов опыта необходимо
обратить внимание на специфические для данного испытуемого ошиб-
ки, которые он допустил в поисках нужного признака. Для этого сле-
дует тщательно сопоставить последовательность выбранных им фигур
с последовательностью выдвигаемых гипотез. Кроме того, необходимо
обратить внимание на аффективно-личностные особенности испытуе-
мого, проявляющиеся в его реакциях на неуспех. В анализе следует указать, где проявились мыслительные действия испытуемого по ана-
лизу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению.
Контрольные вопросы:
1. Дайте краткую характеристику методики двойной стимуляции.
2. Какие мыслительные операции обеспечивают успех решения
задачи в методике Выготского–Сахарова?
3. Какие мыслительные стратегии проявляются в процессе обра-
зования понятий испытуемым?