Лабораторная работа № 9

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Исследование процесса формирования искусственных понятий

(Методика Выготского–Сахарова)

Цель: изучение процесса формирования искусственных понятий

испытуемого.

Вводные замечания.

Теоретическую основу данной методики составляет теория

Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психиче-

ских функций. Методика Выготского–Сахарова известна в психологии

еще и под названием методики двойной стимуляции, так как в ней в

одинаковой степени роль стимулов играют перцептивные (чувствен-

ные) и вербальные (словесные) признаки объектов.

Впервые методика была использована в совместном исследова-

нии Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова при изучении процесса образо-

вания понятий. Сущность этой методики, писал Л.С. Выготский, за-

ключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших

психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из

которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемо-

го. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который на-

правлена деятельность испытуемого, а другой – функцию знаков, с

помощью которых эта деятельность организуется.

В исследовании Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова в качестве

стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы,

высоты и размеров, а как стимулы-средства – слова, написанные на

обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными

понятиями (они обозначали определенную совокупность признаков

стимулов-объектов). В ходе эксперимента испытуемый постепенно

раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и про-

веряя каждый раз правильность своего выбора.

Методика также используется для изучения основных мысли-

тельных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и

обобщения. Применение метода двойной стимуляции дало возмож-

ность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве

средств направления своих мыслительных операций и как в зависимо-

сти от способа употребления слова протекает и развивается весь про-

цесс образования понятий.

В дальнейшем методика получила широкое методологическое

осмысление как средство анализа развития и функционирования выс-

ших психических функций в целом.

В данном случае методика Выготского–Сахарова прежде всего

используется для изучения процесса образования понятий испытуемым.

Стимульный материал и оборудование.

Для проведения исследования необходимо подготовить набор из

21 картинки разных стереометрических фигур, отличающихся также

заливкой и величиной (см. приложение 12). Фигурам, принадлежащим

по какому-либо из этих признаков к одному классу, присваивают оди-

наковые условные надписи, которые сами по себе ничего не значат.

(Например, на красных фигурах делают надписи «биг», на больших –

«цев» и т. д.) Надписи делают лишь на одной из сторон фигур так, что-

бы испытуемому их было не видно.

Для регистрации времени решения задачи необходим ручной се-

кундомер. Для регистрации экспериментальных данных подготавли-

вают протокол и ручку.

Ход работы.

Для проведения эксперимента необходимо участие двух экспе-

риментаторов и двух испытуемых. Экспериментатор 1 определяет для

себя, с каким из классов фигур он будет работать (например, с обозна-

ченными «биг» в качестве понятия «красные фигуры»). Затем он в

беспорядке размещает весь набор фигур на столе надписанной сторо-

ной вниз и сообщает испытуемому инструкцию. Экспериментатор 2

записывает в протоколе порядковый номер выбора, выбранную фигу-

ру, гипотезу испытуемого относительно задуманного экспериментато-

ром понятия, время выбора каждой фигуры, а также реакции испытуе-

мого в ходе проведения эксперимента (табл. 7).

Каждый испытуемый должен отгадать по два понятия, т. е. при-

нять участие в двух экспериментах.

Т а б л и ц а 7

Результаты эксперимента по формированию

искусственных понятий Выготского – Сахарова (пример)

Номер

выбора Выбранная фигура Гипотеза Время

выбора, с

Реакции

испытуемого

Испытуемый (Ф.И.О.)

1

2

Большой красный куб

Большой зеленый куб

«Большие фигуры»

«Большие кубы»

15

20

М(t)=

Инструкция испытуемому.

«Сейчас я покажу Вам одну из фигур. Посмотрите на нее внима-

тельно. Скажу Вам, что на ее нижней стороне имеется надпись «биг».

Надпись эта условна. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, по

какому из признаков объединены фигуры, имеющие такую же надпись

«биг», выбрав для этого минимальное количество фигур из предъяв-

ленного Вам набора».

Обработка результатов:

1) подсчитать число выборов (п), которое нужно было сделать

испытуемым, чтобы правильно определить каждое задуманное экспе-

риментатором понятие;

2) оценить качество выдвигаемых испытуемым гипотез – их ло-

гичность и последовательность;

3) определить среднее время (Мt), понадобившееся испытуемо-

му на обдумывание одного выбора фигуры;

4) определите, на каких этапах обдумывание заняло наибольшее

и наименьшее время, почему?

Во время качественного анализа результатов опыта необходимо

обратить внимание на специфические для данного испытуемого ошиб-

ки, которые он допустил в поисках нужного признака. Для этого сле-

дует тщательно сопоставить последовательность выбранных им фигур

с последовательностью выдвигаемых гипотез. Кроме того, необходимо

обратить внимание на аффективно-личностные особенности испытуе-

мого, проявляющиеся в его реакциях на неуспех. В анализе следует указать, где проявились мыслительные действия испытуемого по ана-

лизу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению.

Контрольные вопросы:

1. Дайте краткую характеристику методики двойной стимуляции.

2. Какие мыслительные операции обеспечивают успех решения

задачи в методике Выготского–Сахарова?

3. Какие мыслительные стратегии проявляются в процессе обра-

зования понятий испытуемым?

Исследование процесса формирования искусственных понятий

(Методика Выготского–Сахарова)

Цель: изучение процесса формирования искусственных понятий

испытуемого.

Вводные замечания.

Теоретическую основу данной методики составляет теория

Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психиче-

ских функций. Методика Выготского–Сахарова известна в психологии

еще и под названием методики двойной стимуляции, так как в ней в

одинаковой степени роль стимулов играют перцептивные (чувствен-

ные) и вербальные (словесные) признаки объектов.

Впервые методика была использована в совместном исследова-

нии Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова при изучении процесса образо-

вания понятий. Сущность этой методики, писал Л.С. Выготский, за-

ключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших

психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из

которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемо-

го. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который на-

правлена деятельность испытуемого, а другой – функцию знаков, с

помощью которых эта деятельность организуется.

В исследовании Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова в качестве

стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы,

высоты и размеров, а как стимулы-средства – слова, написанные на

обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными

понятиями (они обозначали определенную совокупность признаков

стимулов-объектов). В ходе эксперимента испытуемый постепенно

раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и про-

веряя каждый раз правильность своего выбора.

Методика также используется для изучения основных мысли-

тельных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и

обобщения. Применение метода двойной стимуляции дало возмож-

ность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве

средств направления своих мыслительных операций и как в зависимо-

сти от способа употребления слова протекает и развивается весь про-

цесс образования понятий.

В дальнейшем методика получила широкое методологическое

осмысление как средство анализа развития и функционирования выс-

ших психических функций в целом.

В данном случае методика Выготского–Сахарова прежде всего

используется для изучения процесса образования понятий испытуемым.

Стимульный материал и оборудование.

Для проведения исследования необходимо подготовить набор из

21 картинки разных стереометрических фигур, отличающихся также

заливкой и величиной (см. приложение 12). Фигурам, принадлежащим

по какому-либо из этих признаков к одному классу, присваивают оди-

наковые условные надписи, которые сами по себе ничего не значат.

(Например, на красных фигурах делают надписи «биг», на больших –

«цев» и т. д.) Надписи делают лишь на одной из сторон фигур так, что-

бы испытуемому их было не видно.

Для регистрации времени решения задачи необходим ручной се-

кундомер. Для регистрации экспериментальных данных подготавли-

вают протокол и ручку.

Ход работы.

Для проведения эксперимента необходимо участие двух экспе-

риментаторов и двух испытуемых. Экспериментатор 1 определяет для

себя, с каким из классов фигур он будет работать (например, с обозна-

ченными «биг» в качестве понятия «красные фигуры»). Затем он в

беспорядке размещает весь набор фигур на столе надписанной сторо-

ной вниз и сообщает испытуемому инструкцию. Экспериментатор 2

записывает в протоколе порядковый номер выбора, выбранную фигу-

ру, гипотезу испытуемого относительно задуманного экспериментато-

ром понятия, время выбора каждой фигуры, а также реакции испытуе-

мого в ходе проведения эксперимента (табл. 7).

Каждый испытуемый должен отгадать по два понятия, т. е. при-

нять участие в двух экспериментах.

Т а б л и ц а 7

Результаты эксперимента по формированию

искусственных понятий Выготского – Сахарова (пример)

Номер

выбора Выбранная фигура Гипотеза Время

выбора, с

Реакции

испытуемого

Испытуемый (Ф.И.О.)

1

2

Большой красный куб

Большой зеленый куб

«Большие фигуры»

«Большие кубы»

15

20

М(t)=

Инструкция испытуемому.

«Сейчас я покажу Вам одну из фигур. Посмотрите на нее внима-

тельно. Скажу Вам, что на ее нижней стороне имеется надпись «биг».

Надпись эта условна. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, по

какому из признаков объединены фигуры, имеющие такую же надпись

«биг», выбрав для этого минимальное количество фигур из предъяв-

ленного Вам набора».

Обработка результатов:

1) подсчитать число выборов (п), которое нужно было сделать

испытуемым, чтобы правильно определить каждое задуманное экспе-

риментатором понятие;

2) оценить качество выдвигаемых испытуемым гипотез – их ло-

гичность и последовательность;

3) определить среднее время (Мt), понадобившееся испытуемо-

му на обдумывание одного выбора фигуры;

4) определите, на каких этапах обдумывание заняло наибольшее

и наименьшее время, почему?

Во время качественного анализа результатов опыта необходимо

обратить внимание на специфические для данного испытуемого ошиб-

ки, которые он допустил в поисках нужного признака. Для этого сле-

дует тщательно сопоставить последовательность выбранных им фигур

с последовательностью выдвигаемых гипотез. Кроме того, необходимо

обратить внимание на аффективно-личностные особенности испытуе-

мого, проявляющиеся в его реакциях на неуспех. В анализе следует указать, где проявились мыслительные действия испытуемого по ана-

лизу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению.

Контрольные вопросы:

1. Дайте краткую характеристику методики двойной стимуляции.

2. Какие мыслительные операции обеспечивают успех решения

задачи в методике Выготского–Сахарова?

3. Какие мыслительные стратегии проявляются в процессе обра-

зования понятий испытуемым?