1.1. Мышление человека: понятие, операции, виды
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Мышление относится к рациональному, логическому этапу по-
знания человеком окружающего мира, отличному по своему содержа-
нию от уровня непосредственного, чувственного познания, при кото-
ром картина мира складывается преимущественно при помощи ощу-
щения и восприятия.
Под мышлением понимают опосредованное, обобщенное от-
ражение действительности человеком в ее существенных связях и от-
ношениях.
Мышление включает в себя систему мыслительных операций
(операционные компоненты мышления): анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. И если
рассматривать мышление как процесс решения задач, то данный про-
цесс появляется, начинается только тогда, когда человек начинает что-
то анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.
Каждая из мыслительных операций выполняет определенную
функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с
другими операциями.
Функцией анализа является разделение целого на части, выделе-
ние отдельных признаков, сторон целого. Синтез служит средством
объединения отдельных элементов, которые выделены в результате
анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие
отдельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение суще-
ственных признаков и отвлечение от несущественных. Обобщение яв-
ляется средством объединения предметов или явлений по их сущест-
венным признакам и свойствам. Классификация направлена на разде-
ление и последующее объединение объектов по каким-либо основани-
ям. Систематизация обеспечивает разделение и последующее объеди-
нение, но не отдельных объектов, как это происходит при классифика-
ции, а их групп, классов.
Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи
друг с другом. Кроме того, каждая из мыслительных операций может
быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.
Умственная деятельность человека может быть направлена на
распознавание тех или иных объектов, на их преобразование, на кон-
троль над ходом этого преобразования. В каждом из этих случаев ре-
шение задачи осуществляется по-разному.
В случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие
мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совер-
шить действия по выделению определенного объекта или класса объ-
ектов, установить те существенные признаки, по которым можно раз-
личать явления.
При совершении умственного действия преобразования анализ,
сравнение и другие мыслительные операции оказываются непосредст-
венно включенными в конкретное содержание деятельности и обеспе-
чивают целенаправленное изменение объекта. Аналогично оказывают-
ся включенными и все другие мыслительные операции. Они и будут
составлять содержание всей мыслительной деятельности.
Умственные действия контроля предполагают направленность
мыслительных операций на сличение наличного состояния объекта с
образцом (эталоном) и контроль над самим осуществлением операций.
Таким образом, операционными компонентами мышления яв-
ляются анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д.,
которые целесообразно рассматривать и как операции, и как умствен-
ные действия, направленные на решение определенных познаватель-
ных задач.
Операционные компоненты мышления образуют единство с
компонентами содержательными. Любые знания, которыми овладевает
человек, могут быть им усвоены только в том случае, если совершает-
ся вся система мыслительных операций. Вместе с тем ни одной из
мыслительных операций человек овладеть не может вне процесса ус-
воения каких-то знаний.
Кроме того, все качественные характеристики усвоенных чело-
веком знаний прямо зависят от того, какие умственные действия со-
вершались человеком для усвоения этих знаний.
В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют такие
виды мышления, как:
наглядно-действенное (элементарный вид мышления, высту-
пающий основой для формирования более сложных видов мышления;
решение мыслительной задачи непосредственно в процессе деятельно-
сти);
наглядно-образное (содержание мыслительной задачи основа-
но на образном материале);
словесно-логическое (задача решается в словесной форме, при
помощи логических операций с понятиями).
По характеру решения задач выделяют мышление теоретическое
(направлено на открытие законов, свойств объектов, анализ сущест-
венных характеристик и пр., опосредованно связанных с практикой) и
практическое (связано с постановкой целей, созданием планов, проек-
тов и их реализацией в практической деятельности).
По степени развернутости мышление может быть аналитиче-
ским (совершается путем логических умозаключений, приводящих к
пониманию основных принципов, закономерностей) и интуитивным
(осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «ус-
мотрение» решения без осознания путей и условий его получения).
Творческое (продуктивное) мышление также является разновид-
ностью мышления и характеризуется созданием субъективно нового
продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятель-
ности по его созданию. Основными свойствами творческого мышле-
ния являются: новизна, оригинальность, гибкость. Противоположным
творческому считается мышление репродуктивное, шаблонное или
воспроизводящее.
Мышление относится к рациональному, логическому этапу по-
знания человеком окружающего мира, отличному по своему содержа-
нию от уровня непосредственного, чувственного познания, при кото-
ром картина мира складывается преимущественно при помощи ощу-
щения и восприятия.
Под мышлением понимают опосредованное, обобщенное от-
ражение действительности человеком в ее существенных связях и от-
ношениях.
Мышление включает в себя систему мыслительных операций
(операционные компоненты мышления): анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. И если
рассматривать мышление как процесс решения задач, то данный про-
цесс появляется, начинается только тогда, когда человек начинает что-
то анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.
Каждая из мыслительных операций выполняет определенную
функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с
другими операциями.
Функцией анализа является разделение целого на части, выделе-
ние отдельных признаков, сторон целого. Синтез служит средством
объединения отдельных элементов, которые выделены в результате
анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие
отдельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение суще-
ственных признаков и отвлечение от несущественных. Обобщение яв-
ляется средством объединения предметов или явлений по их сущест-
венным признакам и свойствам. Классификация направлена на разде-
ление и последующее объединение объектов по каким-либо основани-
ям. Систематизация обеспечивает разделение и последующее объеди-
нение, но не отдельных объектов, как это происходит при классифика-
ции, а их групп, классов.
Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи
друг с другом. Кроме того, каждая из мыслительных операций может
быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.
Умственная деятельность человека может быть направлена на
распознавание тех или иных объектов, на их преобразование, на кон-
троль над ходом этого преобразования. В каждом из этих случаев ре-
шение задачи осуществляется по-разному.
В случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие
мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совер-
шить действия по выделению определенного объекта или класса объ-
ектов, установить те существенные признаки, по которым можно раз-
личать явления.
При совершении умственного действия преобразования анализ,
сравнение и другие мыслительные операции оказываются непосредст-
венно включенными в конкретное содержание деятельности и обеспе-
чивают целенаправленное изменение объекта. Аналогично оказывают-
ся включенными и все другие мыслительные операции. Они и будут
составлять содержание всей мыслительной деятельности.
Умственные действия контроля предполагают направленность
мыслительных операций на сличение наличного состояния объекта с
образцом (эталоном) и контроль над самим осуществлением операций.
Таким образом, операционными компонентами мышления яв-
ляются анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д.,
которые целесообразно рассматривать и как операции, и как умствен-
ные действия, направленные на решение определенных познаватель-
ных задач.
Операционные компоненты мышления образуют единство с
компонентами содержательными. Любые знания, которыми овладевает
человек, могут быть им усвоены только в том случае, если совершает-
ся вся система мыслительных операций. Вместе с тем ни одной из
мыслительных операций человек овладеть не может вне процесса ус-
воения каких-то знаний.
Кроме того, все качественные характеристики усвоенных чело-
веком знаний прямо зависят от того, какие умственные действия со-
вершались человеком для усвоения этих знаний.
В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют такие
виды мышления, как:
наглядно-действенное (элементарный вид мышления, высту-
пающий основой для формирования более сложных видов мышления;
решение мыслительной задачи непосредственно в процессе деятельно-
сти);
наглядно-образное (содержание мыслительной задачи основа-
но на образном материале);
словесно-логическое (задача решается в словесной форме, при
помощи логических операций с понятиями).
По характеру решения задач выделяют мышление теоретическое
(направлено на открытие законов, свойств объектов, анализ сущест-
венных характеристик и пр., опосредованно связанных с практикой) и
практическое (связано с постановкой целей, созданием планов, проек-
тов и их реализацией в практической деятельности).
По степени развернутости мышление может быть аналитиче-
ским (совершается путем логических умозаключений, приводящих к
пониманию основных принципов, закономерностей) и интуитивным
(осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «ус-
мотрение» решения без осознания путей и условий его получения).
Творческое (продуктивное) мышление также является разновид-
ностью мышления и характеризуется созданием субъективно нового
продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятель-
ности по его созданию. Основными свойствами творческого мышле-
ния являются: новизна, оригинальность, гибкость. Противоположным
творческому считается мышление репродуктивное, шаблонное или
воспроизводящее.