Лабораторная работа № 15
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование речи с помощью метода
семантического дифференциала Ч. Осгуда
Цель работы: построение субъективных семантических про-
странств с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгу-
да.
Вводные замечания.
Метод «Семантический дифференциал» (СД) принадлежит к ме-
тодам экспериментальной семантики и является одним из методов по-
строения субъективных семантических пространств. Техника СД
предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий
испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, ко-
торое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуе-
мого индивида в результате его жизненного опыта.
Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских пси-
хологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов сине-
стезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с
восприятием и поведением человека, с анализом социальных устано-
вок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социоло-
гии, теории массовой коммуникаций и рекламе, а также в области эс-
тетики. Как полагает Ч. Осгуд, метод СД позволяет измерять так назы-
ваемое коннотативное значение – те состояния, которые следуют за
восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют ос-
мысленным операциям с символами. Наиболее близким к аналогам
коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной пси-
хологии является понятие личностного смысла субъекта.
Ч. Осгуд и коллеги при разработке методики и ее применении в
различных областях выявили общую меру, на основе которой выно-
сятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или факто-
ров, которые в совокупности определяют эмоциональный аспект зна-
чения исследуемого объекта.
Каждый из 3-х факторов (оценки, силы и активности) представ-
лен набором тесно связанных между собой шкал, отражающих отдель-
ные аспекты человеческого восприятия.
Наиболее употребительными для фактора оценки являются шка-
лы: «хороший – плохой», «светлый – темный», «чистый – грязный».
Наиболее употребительными для фактора силы являются шка-
лы: «сильный – слабый», «тяжелый – легкий», «твердый – мягкий».
Наиболее употребительными для фактора активности являются
шкалы: «активный – пассивный», «быстрый – медленный», «горячий –
холодный».
Суть методики СД сводится к следующей процедуре. Исследуе-
мый объект, в качестве которого может выступить слово, понятие,
символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соот-
несения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными
по значению признаками. Пространство шкалы между противополож-
ными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный кон-
тинуум градаций выраженности значений, переходящий от средней
нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака. СД является, таким образом, комбинацией метода контролируе-
мых ассоциаций и процедуры шкалирования. Оценка значения поня-
тия в шкале СД позволяет поместить его в точку семантического про-
странства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными
показателями: направленностью от начала координат – нейтральной
позицией шкалы (качественная характеристика, поляризация знака);
удаленностью от начала координат (количественная характеристика,
интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности СП от нейтральной
позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого
оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры СД коли-
чественные данные изображаются в виде семантического профиля ис-
следуемого понятия – ломаной линии, соединяющей отмеченные ис-
пытуемым точки на шкалах. Комплекс семантического профиля харак-
теризует оцениваемое понятие.
Помимо анализа особенностей психосемантики и отношений к
различным объектам и явлениям СД позволяет проводить исследова-
ния самооценки. Анализ индивидуального СП, самооценки и других
показателей с помощью метода СД в ряде отношений более выгоден,
чем простая шкалированая оценка конкретных альтернативных харак-
теристик. Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой»
структуры индивидуальных значений, оценок, отношений. Совокуп-
ность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополни-
тельные «маскирующие» оси для получения информации о потенци-
ально болезненных или интимных сторонах самооценки.
В рамках данной лабораторной работы студентам предлагается
принять участие в двух заданиях (опытах) с использованием метода
семантического дифференциала для исследования речи.
Задание 1. Исследование соответствия семантической и зву-
ковой стороны слова
Цель: изучение сходства между значением слова и его звуковой
стороной с помощью построения семантических пространств.
Стимульный материал и оборудование.
Список субъективных шкал, два списка слов (на русском и ино-
странном языке) для оценки (см. приложение 18).
Ручки разных цветов.
Ход работы.
Испытуемый работает с двумя списками слов. В первом списке
предлагаются иностранные слова, затем слова на русском языке. Слова
предлагаются в свободном порядке. Необходимо проследить за тем,
чтобы испытуемый до опыта не был знаком с эквивалентами русских
слов.
Работа происходит следующим образом. Испытуемый читает
слово и оценивает его последовательно по 12 оценочным шкалам, ка-
ждая из которых характеризуется парой антонимов и имеет семь деле-
ний между этими полюсами-антонимами. Затем испытуемого просят
«прошкалировать» следующее слово и т. д. по всем словам, предло-
женным для оценки.
При работе с иностранными словами необходимо добиваться,
чтобы испытуемый не подбирал аналогично звучащего русского слова,
не искал перевода, а ориентировался на свое впечатление, непосредст-
венно на звучание данного слова. Необходимо, чтобы оценки произво-
дились быстро, по первому впечатлению.
Инструкция испытуемому.
«Вам будут предложены два списка слов – на иностранном и
русском языке соответственно. Каждое слово вы должны последова-
тельно оценить по 12 шкалам. Оценка должна отражать ваше впечат-
ление, представление о звучании данного конкретного слова. Слова
будут предлагаться в свободном порядке. Иностранные слова вам бу-
дут незнакомы. Не пытайтесь подбирать к ним аналогично звучащие
русские слова, искать перевода. Следует ориентироваться только на
свое впечатление, непосредственно на звучание данного слова. Вы
должны работать быстро. Для отметок в бланке лучше использовать
ручки с разным цветом чернил или для каждого слова выбирать опре-
деленное обозначение».
Обработка результатов.
Вычисляется средняя (по количеству испытуемых в группе)
оценка каждого слова по каждой шкале. Полученные данные заносятся
в таблицу (табл. 15) с учетом «парных» слов (слова на русском и ино-
странном языке).
Т а б л и ц а 1 5
Количественная и качественная оценка результатов
Слово Номер шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Приме-
чания
На основании полученного материала строится «профиль» каж-
дого слова. Для этого каждую оценку изображают в виде точки на со-
ответствующей шкале, после чего точки соединяются, образуя «про-
филь».
Сопоставьте профили русских слов и соответствующих им ино-
странных; профили одного и того же слова у разных испытуемых.
Произведите предварительный анализ относительно субъективного
сходства между значением, семантикой слова (русское слово) и его
звуковой оболочкой (иностранное слово, эквивалентное русскому).
Вычислите величину семантического дифференциала по сле-
дующей формуле:
n
2
xy i i
i 1
D `d(x,y),
≡
≡
где D – величина дифференциала, показывающая степень различия в
отношении к объектам х и y по набору из п шкал; d – разность средних
оценок объектов х и y по шкале i.
Сделайте выводы на основе полученного показателя с учетом
того, что величина дифференциала выражается положительным чис-
лом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство в отношении к со-
поставляемым объектам.
Контрольные вопросы:
1. Что собой представляет метод семантического дифференциа-
ла?
2. Что собой представляют факторы семантического простран-
ства признаков?
3. Прокомментируйте следующий факт: многочисленными экс-
периментами выявлено, что при сопоставлении звуковой стороны сло-
ва незнакомого языка и его значения испытуемые получают опреде-
ленную «информацию» о взаимном соответствии семантической и
звуковой стороны слова.
Задание 2. Оценка свойств говорящего
Цель: составление и оценка семантического речевого профиля
говорящего.
Стимульный материал и оборудование.
Список субъективных шкал (см. приложение 18).
Ручки разных цветов
Ход работы.
Испытуемому предлагается список субъективных шкал. Каждая
шкала имеет разметку в 7 баллов от -3 до +3 включительно с нулевым
показателем в центре. Все шкалы разделены по ряду критериев или
факторов. В данном исследовании, кроме классических факторов –
оценки и активности – для выявления особенностей речи используют-
ся фактор эмоциональной выразительности, экспрессии и фактор ин-
теллекта.
Испытуемому предлагается выполнить три задания. В первом
задании испытуемый должен с помощью индексации шкал и после-
дующим соединением отметок составить свой семантический речевой
профиль. Во втором задании испытуемый должен на этих же шкалах
показать свое личное представление об идеальной речи. Точно так же,
как и в первом задании, испытуемый составляет свой идеальный рече-
вой профиль. В третьем задании испытуемый должен на тех же шкалах
получить экспертный речевой профиль от нескольких людей (2–3-х),
хорошо его знающих, способных дать достаточно объективную оценку
речи испытуемого.
Инструкция испытуемому.
Инструкция 1: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-
рые соответствуют вашим представлениям о вашей речи. Какой вам
кажется ваша речь?»
Инструкция 2: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-
рые соответствуют вашим представлениям об идеальной речи. Какой
вы хотите видеть свою речь?»
Инструкция 3: «Отметьте, пожалуйста, на шкалах с помощью
знаков ваши представления о моей речи. Какой вы слышите мою речь?»
Обработка результатов.
Обработка результатов состоит в сравнении количественных по-
казателей оценки речи испытуемого с учетом факторов оценки, актив-
ности, эмоциональной выразительности, интеллекта (табл. 16).
Т а б л и ц а 1 6
Количественные показатели оценки речи испытуемого
Тип профиля Факторы Оценка Активность Экспрессия Интеллект
Реальный
Идеальный
Объективный
На основе данных первого задания испытуемым анализируется и
интерпретируется собственный речевой профиль, который затем срав-
нивается с идеальным речевым профилем. Расхождение в профилях
более чем в 1 балл свидетельствует о неудовлетворенности своими
речевыми показателями и об осознанном представлении о возможно-
стях коррекции.
Далее испытуемый сравнивает первый, собственный речевой
профиль с третьим, объективным (средние оценки экспертов). Разли-
чия более чем в один балл, т. е. расхождения между субъективной са-
мооценкой и объективной оценкой, интерпретируются как неадекват-
ность самооценки в любую сторону – завышения или занижения. Как и
во втором случае, такое расхождение позволяет осознать сущность
различий и принять ряд мер коррекционного характера.
В идеальных вариантах все три профиля имеют приблизительно
одинаковую конфигурацию, что свидетельствует об адекватной само-
оценке.
Для подтверждения достоверности полученных результатов вы-
числяется величина семантического дифференциала.
Контрольные вопросы:
1. С помощью каких методов можно оценить особенности уст-
ной речи?
2. Какую информацию о говорящем можно получить с помощью
изображения его семантического речевого профиля?
3. Есть ли по вашим результатам разница между субъективной,
собственной оценкой своей речи и объективной экспертной?
Исследование речи с помощью метода
семантического дифференциала Ч. Осгуда
Цель работы: построение субъективных семантических про-
странств с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгу-
да.
Вводные замечания.
Метод «Семантический дифференциал» (СД) принадлежит к ме-
тодам экспериментальной семантики и является одним из методов по-
строения субъективных семантических пространств. Техника СД
предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий
испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, ко-
торое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуе-
мого индивида в результате его жизненного опыта.
Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских пси-
хологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов сине-
стезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с
восприятием и поведением человека, с анализом социальных устано-
вок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социоло-
гии, теории массовой коммуникаций и рекламе, а также в области эс-
тетики. Как полагает Ч. Осгуд, метод СД позволяет измерять так назы-
ваемое коннотативное значение – те состояния, которые следуют за
восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют ос-
мысленным операциям с символами. Наиболее близким к аналогам
коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной пси-
хологии является понятие личностного смысла субъекта.
Ч. Осгуд и коллеги при разработке методики и ее применении в
различных областях выявили общую меру, на основе которой выно-
сятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или факто-
ров, которые в совокупности определяют эмоциональный аспект зна-
чения исследуемого объекта.
Каждый из 3-х факторов (оценки, силы и активности) представ-
лен набором тесно связанных между собой шкал, отражающих отдель-
ные аспекты человеческого восприятия.
Наиболее употребительными для фактора оценки являются шка-
лы: «хороший – плохой», «светлый – темный», «чистый – грязный».
Наиболее употребительными для фактора силы являются шка-
лы: «сильный – слабый», «тяжелый – легкий», «твердый – мягкий».
Наиболее употребительными для фактора активности являются
шкалы: «активный – пассивный», «быстрый – медленный», «горячий –
холодный».
Суть методики СД сводится к следующей процедуре. Исследуе-
мый объект, в качестве которого может выступить слово, понятие,
символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соот-
несения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными
по значению признаками. Пространство шкалы между противополож-
ными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный кон-
тинуум градаций выраженности значений, переходящий от средней
нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака. СД является, таким образом, комбинацией метода контролируе-
мых ассоциаций и процедуры шкалирования. Оценка значения поня-
тия в шкале СД позволяет поместить его в точку семантического про-
странства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными
показателями: направленностью от начала координат – нейтральной
позицией шкалы (качественная характеристика, поляризация знака);
удаленностью от начала координат (количественная характеристика,
интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности СП от нейтральной
позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого
оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры СД коли-
чественные данные изображаются в виде семантического профиля ис-
следуемого понятия – ломаной линии, соединяющей отмеченные ис-
пытуемым точки на шкалах. Комплекс семантического профиля харак-
теризует оцениваемое понятие.
Помимо анализа особенностей психосемантики и отношений к
различным объектам и явлениям СД позволяет проводить исследова-
ния самооценки. Анализ индивидуального СП, самооценки и других
показателей с помощью метода СД в ряде отношений более выгоден,
чем простая шкалированая оценка конкретных альтернативных харак-
теристик. Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой»
структуры индивидуальных значений, оценок, отношений. Совокуп-
ность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополни-
тельные «маскирующие» оси для получения информации о потенци-
ально болезненных или интимных сторонах самооценки.
В рамках данной лабораторной работы студентам предлагается
принять участие в двух заданиях (опытах) с использованием метода
семантического дифференциала для исследования речи.
Задание 1. Исследование соответствия семантической и зву-
ковой стороны слова
Цель: изучение сходства между значением слова и его звуковой
стороной с помощью построения семантических пространств.
Стимульный материал и оборудование.
Список субъективных шкал, два списка слов (на русском и ино-
странном языке) для оценки (см. приложение 18).
Ручки разных цветов.
Ход работы.
Испытуемый работает с двумя списками слов. В первом списке
предлагаются иностранные слова, затем слова на русском языке. Слова
предлагаются в свободном порядке. Необходимо проследить за тем,
чтобы испытуемый до опыта не был знаком с эквивалентами русских
слов.
Работа происходит следующим образом. Испытуемый читает
слово и оценивает его последовательно по 12 оценочным шкалам, ка-
ждая из которых характеризуется парой антонимов и имеет семь деле-
ний между этими полюсами-антонимами. Затем испытуемого просят
«прошкалировать» следующее слово и т. д. по всем словам, предло-
женным для оценки.
При работе с иностранными словами необходимо добиваться,
чтобы испытуемый не подбирал аналогично звучащего русского слова,
не искал перевода, а ориентировался на свое впечатление, непосредст-
венно на звучание данного слова. Необходимо, чтобы оценки произво-
дились быстро, по первому впечатлению.
Инструкция испытуемому.
«Вам будут предложены два списка слов – на иностранном и
русском языке соответственно. Каждое слово вы должны последова-
тельно оценить по 12 шкалам. Оценка должна отражать ваше впечат-
ление, представление о звучании данного конкретного слова. Слова
будут предлагаться в свободном порядке. Иностранные слова вам бу-
дут незнакомы. Не пытайтесь подбирать к ним аналогично звучащие
русские слова, искать перевода. Следует ориентироваться только на
свое впечатление, непосредственно на звучание данного слова. Вы
должны работать быстро. Для отметок в бланке лучше использовать
ручки с разным цветом чернил или для каждого слова выбирать опре-
деленное обозначение».
Обработка результатов.
Вычисляется средняя (по количеству испытуемых в группе)
оценка каждого слова по каждой шкале. Полученные данные заносятся
в таблицу (табл. 15) с учетом «парных» слов (слова на русском и ино-
странном языке).
Т а б л и ц а 1 5
Количественная и качественная оценка результатов
Слово Номер шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Приме-
чания
На основании полученного материала строится «профиль» каж-
дого слова. Для этого каждую оценку изображают в виде точки на со-
ответствующей шкале, после чего точки соединяются, образуя «про-
филь».
Сопоставьте профили русских слов и соответствующих им ино-
странных; профили одного и того же слова у разных испытуемых.
Произведите предварительный анализ относительно субъективного
сходства между значением, семантикой слова (русское слово) и его
звуковой оболочкой (иностранное слово, эквивалентное русскому).
Вычислите величину семантического дифференциала по сле-
дующей формуле:
n
2
xy i i
i 1
D `d(x,y),
≡
≡
где D – величина дифференциала, показывающая степень различия в
отношении к объектам х и y по набору из п шкал; d – разность средних
оценок объектов х и y по шкале i.
Сделайте выводы на основе полученного показателя с учетом
того, что величина дифференциала выражается положительным чис-
лом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство в отношении к со-
поставляемым объектам.
Контрольные вопросы:
1. Что собой представляет метод семантического дифференциа-
ла?
2. Что собой представляют факторы семантического простран-
ства признаков?
3. Прокомментируйте следующий факт: многочисленными экс-
периментами выявлено, что при сопоставлении звуковой стороны сло-
ва незнакомого языка и его значения испытуемые получают опреде-
ленную «информацию» о взаимном соответствии семантической и
звуковой стороны слова.
Задание 2. Оценка свойств говорящего
Цель: составление и оценка семантического речевого профиля
говорящего.
Стимульный материал и оборудование.
Список субъективных шкал (см. приложение 18).
Ручки разных цветов
Ход работы.
Испытуемому предлагается список субъективных шкал. Каждая
шкала имеет разметку в 7 баллов от -3 до +3 включительно с нулевым
показателем в центре. Все шкалы разделены по ряду критериев или
факторов. В данном исследовании, кроме классических факторов –
оценки и активности – для выявления особенностей речи используют-
ся фактор эмоциональной выразительности, экспрессии и фактор ин-
теллекта.
Испытуемому предлагается выполнить три задания. В первом
задании испытуемый должен с помощью индексации шкал и после-
дующим соединением отметок составить свой семантический речевой
профиль. Во втором задании испытуемый должен на этих же шкалах
показать свое личное представление об идеальной речи. Точно так же,
как и в первом задании, испытуемый составляет свой идеальный рече-
вой профиль. В третьем задании испытуемый должен на тех же шкалах
получить экспертный речевой профиль от нескольких людей (2–3-х),
хорошо его знающих, способных дать достаточно объективную оценку
речи испытуемого.
Инструкция испытуемому.
Инструкция 1: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-
рые соответствуют вашим представлениям о вашей речи. Какой вам
кажется ваша речь?»
Инструкция 2: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-
рые соответствуют вашим представлениям об идеальной речи. Какой
вы хотите видеть свою речь?»
Инструкция 3: «Отметьте, пожалуйста, на шкалах с помощью
знаков ваши представления о моей речи. Какой вы слышите мою речь?»
Обработка результатов.
Обработка результатов состоит в сравнении количественных по-
казателей оценки речи испытуемого с учетом факторов оценки, актив-
ности, эмоциональной выразительности, интеллекта (табл. 16).
Т а б л и ц а 1 6
Количественные показатели оценки речи испытуемого
Тип профиля Факторы Оценка Активность Экспрессия Интеллект
Реальный
Идеальный
Объективный
На основе данных первого задания испытуемым анализируется и
интерпретируется собственный речевой профиль, который затем срав-
нивается с идеальным речевым профилем. Расхождение в профилях
более чем в 1 балл свидетельствует о неудовлетворенности своими
речевыми показателями и об осознанном представлении о возможно-
стях коррекции.
Далее испытуемый сравнивает первый, собственный речевой
профиль с третьим, объективным (средние оценки экспертов). Разли-
чия более чем в один балл, т. е. расхождения между субъективной са-
мооценкой и объективной оценкой, интерпретируются как неадекват-
ность самооценки в любую сторону – завышения или занижения. Как и
во втором случае, такое расхождение позволяет осознать сущность
различий и принять ряд мер коррекционного характера.
В идеальных вариантах все три профиля имеют приблизительно
одинаковую конфигурацию, что свидетельствует об адекватной само-
оценке.
Для подтверждения достоверности полученных результатов вы-
числяется величина семантического дифференциала.
Контрольные вопросы:
1. С помощью каких методов можно оценить особенности уст-
ной речи?
2. Какую информацию о говорящем можно получить с помощью
изображения его семантического речевого профиля?
3. Есть ли по вашим результатам разница между субъективной,
собственной оценкой своей речи и объективной экспертной?