Лабораторная работа № 15

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Исследование речи с помощью метода

семантического дифференциала Ч. Осгуда

Цель работы: построение субъективных семантических про-

странств с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгу-

да.

Вводные замечания.

Метод «Семантический дифференциал» (СД) принадлежит к ме-

тодам экспериментальной семантики и является одним из методов по-

строения субъективных семантических пространств. Техника СД

предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий

испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, ко-

торое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуе-

мого индивида в результате его жизненного опыта.

Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских пси-

хологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов сине-

стезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с

восприятием и поведением человека, с анализом социальных устано-

вок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социоло-

гии, теории массовой коммуникаций и рекламе, а также в области эс-

тетики. Как полагает Ч. Осгуд, метод СД позволяет измерять так назы-

ваемое коннотативное значение – те состояния, которые следуют за

восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют ос-

мысленным операциям с символами. Наиболее близким к аналогам

коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной пси-

хологии является понятие личностного смысла субъекта.

Ч. Осгуд и коллеги при разработке методики и ее применении в

различных областях выявили общую меру, на основе которой выно-

сятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или факто-

ров, которые в совокупности определяют эмоциональный аспект зна-

чения исследуемого объекта.

Каждый из 3-х факторов (оценки, силы и активности) представ-

лен набором тесно связанных между собой шкал, отражающих отдель-

ные аспекты человеческого восприятия.

Наиболее употребительными для фактора оценки являются шка-

лы: «хороший – плохой», «светлый – темный», «чистый – грязный».

Наиболее употребительными для фактора силы являются шка-

лы: «сильный – слабый», «тяжелый – легкий», «твердый – мягкий».

Наиболее употребительными для фактора активности являются

шкалы: «активный – пассивный», «быстрый – медленный», «горячий –

холодный».

Суть методики СД сводится к следующей процедуре. Исследуе-

мый объект, в качестве которого может выступить слово, понятие,

символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соот-

несения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными

по значению признаками. Пространство шкалы между противополож-

ными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный кон-

тинуум градаций выраженности значений, переходящий от средней

нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака. СД является, таким образом, комбинацией метода контролируе-

мых ассоциаций и процедуры шкалирования. Оценка значения поня-

тия в шкале СД позволяет поместить его в точку семантического про-

странства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными

показателями: направленностью от начала координат – нейтральной

позицией шкалы (качественная характеристика, поляризация знака);

удаленностью от начала координат (количественная характеристика,

интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности СП от нейтральной

позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого

оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры СД коли-

чественные данные изображаются в виде семантического профиля ис-

следуемого понятия – ломаной линии, соединяющей отмеченные ис-

пытуемым точки на шкалах. Комплекс семантического профиля харак-

теризует оцениваемое понятие.

Помимо анализа особенностей психосемантики и отношений к

различным объектам и явлениям СД позволяет проводить исследова-

ния самооценки. Анализ индивидуального СП, самооценки и других

показателей с помощью метода СД в ряде отношений более выгоден,

чем простая шкалированая оценка конкретных альтернативных харак-

теристик. Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой»

структуры индивидуальных значений, оценок, отношений. Совокуп-

ность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополни-

тельные «маскирующие» оси для получения информации о потенци-

ально болезненных или интимных сторонах самооценки.

В рамках данной лабораторной работы студентам предлагается

принять участие в двух заданиях (опытах) с использованием метода

семантического дифференциала для исследования речи.

Задание 1. Исследование соответствия семантической и зву-

ковой стороны слова

Цель: изучение сходства между значением слова и его звуковой

стороной с помощью построения семантических пространств.

Стимульный материал и оборудование.

Список субъективных шкал, два списка слов (на русском и ино-

странном языке) для оценки (см. приложение 18).

Ручки разных цветов.

Ход работы.

Испытуемый работает с двумя списками слов. В первом списке

предлагаются иностранные слова, затем слова на русском языке. Слова

предлагаются в свободном порядке. Необходимо проследить за тем,

чтобы испытуемый до опыта не был знаком с эквивалентами русских

слов.

Работа происходит следующим образом. Испытуемый читает

слово и оценивает его последовательно по 12 оценочным шкалам, ка-

ждая из которых характеризуется парой антонимов и имеет семь деле-

ний между этими полюсами-антонимами. Затем испытуемого просят

«прошкалировать» следующее слово и т. д. по всем словам, предло-

женным для оценки.

При работе с иностранными словами необходимо добиваться,

чтобы испытуемый не подбирал аналогично звучащего русского слова,

не искал перевода, а ориентировался на свое впечатление, непосредст-

венно на звучание данного слова. Необходимо, чтобы оценки произво-

дились быстро, по первому впечатлению.

Инструкция испытуемому.

«Вам будут предложены два списка слов – на иностранном и

русском языке соответственно. Каждое слово вы должны последова-

тельно оценить по 12 шкалам. Оценка должна отражать ваше впечат-

ление, представление о звучании данного конкретного слова. Слова

будут предлагаться в свободном порядке. Иностранные слова вам бу-

дут незнакомы. Не пытайтесь подбирать к ним аналогично звучащие

русские слова, искать перевода. Следует ориентироваться только на

свое впечатление, непосредственно на звучание данного слова. Вы

должны работать быстро. Для отметок в бланке лучше использовать

ручки с разным цветом чернил или для каждого слова выбирать опре-

деленное обозначение».

Обработка результатов.

Вычисляется средняя (по количеству испытуемых в группе)

оценка каждого слова по каждой шкале. Полученные данные заносятся

в таблицу (табл. 15) с учетом «парных» слов (слова на русском и ино-

странном языке).

Т а б л и ц а 1 5

Количественная и качественная оценка результатов

Слово Номер шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Приме-

чания

На основании полученного материала строится «профиль» каж-

дого слова. Для этого каждую оценку изображают в виде точки на со-

ответствующей шкале, после чего точки соединяются, образуя «про-

филь».

Сопоставьте профили русских слов и соответствующих им ино-

странных; профили одного и того же слова у разных испытуемых.

Произведите предварительный анализ относительно субъективного

сходства между значением, семантикой слова (русское слово) и его

звуковой оболочкой (иностранное слово, эквивалентное русскому).

Вычислите величину семантического дифференциала по сле-

дующей формуле:

n

2

xy i i

i 1

D `d(x,y),

≡

где D – величина дифференциала, показывающая степень различия в

отношении к объектам х и y по набору из п шкал; d – разность средних

оценок объектов х и y по шкале i.

Сделайте выводы на основе полученного показателя с учетом

того, что величина дифференциала выражается положительным чис-

лом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство в отношении к со-

поставляемым объектам.

Контрольные вопросы:

1. Что собой представляет метод семантического дифференциа-

ла?

2. Что собой представляют факторы семантического простран-

ства признаков?

3. Прокомментируйте следующий факт: многочисленными экс-

периментами выявлено, что при сопоставлении звуковой стороны сло-

ва незнакомого языка и его значения испытуемые получают опреде-

ленную «информацию» о взаимном соответствии семантической и

звуковой стороны слова.

Задание 2. Оценка свойств говорящего

Цель: составление и оценка семантического речевого профиля

говорящего.

Стимульный материал и оборудование.

Список субъективных шкал (см. приложение 18).

Ручки разных цветов

Ход работы.

Испытуемому предлагается список субъективных шкал. Каждая

шкала имеет разметку в 7 баллов от -3 до +3 включительно с нулевым

показателем в центре. Все шкалы разделены по ряду критериев или

факторов. В данном исследовании, кроме классических факторов –

оценки и активности – для выявления особенностей речи используют-

ся фактор эмоциональной выразительности, экспрессии и фактор ин-

теллекта.

Испытуемому предлагается выполнить три задания. В первом

задании испытуемый должен с помощью индексации шкал и после-

дующим соединением отметок составить свой семантический речевой

профиль. Во втором задании испытуемый должен на этих же шкалах

показать свое личное представление об идеальной речи. Точно так же,

как и в первом задании, испытуемый составляет свой идеальный рече-

вой профиль. В третьем задании испытуемый должен на тех же шкалах

получить экспертный речевой профиль от нескольких людей (2–3-х),

хорошо его знающих, способных дать достаточно объективную оценку

речи испытуемого.

Инструкция испытуемому.

Инструкция 1: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-

рые соответствуют вашим представлениям о вашей речи. Какой вам

кажется ваша речь?»

Инструкция 2: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-

рые соответствуют вашим представлениям об идеальной речи. Какой

вы хотите видеть свою речь?»

Инструкция 3: «Отметьте, пожалуйста, на шкалах с помощью

знаков ваши представления о моей речи. Какой вы слышите мою речь?»

Обработка результатов.

Обработка результатов состоит в сравнении количественных по-

казателей оценки речи испытуемого с учетом факторов оценки, актив-

ности, эмоциональной выразительности, интеллекта (табл. 16).

Т а б л и ц а 1 6

Количественные показатели оценки речи испытуемого

Тип профиля Факторы Оценка Активность Экспрессия Интеллект

Реальный

Идеальный

Объективный

На основе данных первого задания испытуемым анализируется и

интерпретируется собственный речевой профиль, который затем срав-

нивается с идеальным речевым профилем. Расхождение в профилях

более чем в 1 балл свидетельствует о неудовлетворенности своими

речевыми показателями и об осознанном представлении о возможно-

стях коррекции.

Далее испытуемый сравнивает первый, собственный речевой

профиль с третьим, объективным (средние оценки экспертов). Разли-

чия более чем в один балл, т. е. расхождения между субъективной са-

мооценкой и объективной оценкой, интерпретируются как неадекват-

ность самооценки в любую сторону – завышения или занижения. Как и

во втором случае, такое расхождение позволяет осознать сущность

различий и принять ряд мер коррекционного характера.

В идеальных вариантах все три профиля имеют приблизительно

одинаковую конфигурацию, что свидетельствует об адекватной само-

оценке.

Для подтверждения достоверности полученных результатов вы-

числяется величина семантического дифференциала.

Контрольные вопросы:

1. С помощью каких методов можно оценить особенности уст-

ной речи?

2. Какую информацию о говорящем можно получить с помощью

изображения его семантического речевого профиля?

3. Есть ли по вашим результатам разница между субъективной,

собственной оценкой своей речи и объективной экспертной?

Исследование речи с помощью метода

семантического дифференциала Ч. Осгуда

Цель работы: построение субъективных семантических про-

странств с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгу-

да.

Вводные замечания.

Метод «Семантический дифференциал» (СД) принадлежит к ме-

тодам экспериментальной семантики и является одним из методов по-

строения субъективных семантических пространств. Техника СД

предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий

испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, ко-

торое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуе-

мого индивида в результате его жизненного опыта.

Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских пси-

хологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов сине-

стезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с

восприятием и поведением человека, с анализом социальных устано-

вок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социоло-

гии, теории массовой коммуникаций и рекламе, а также в области эс-

тетики. Как полагает Ч. Осгуд, метод СД позволяет измерять так назы-

ваемое коннотативное значение – те состояния, которые следуют за

восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют ос-

мысленным операциям с символами. Наиболее близким к аналогам

коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной пси-

хологии является понятие личностного смысла субъекта.

Ч. Осгуд и коллеги при разработке методики и ее применении в

различных областях выявили общую меру, на основе которой выно-

сятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или факто-

ров, которые в совокупности определяют эмоциональный аспект зна-

чения исследуемого объекта.

Каждый из 3-х факторов (оценки, силы и активности) представ-

лен набором тесно связанных между собой шкал, отражающих отдель-

ные аспекты человеческого восприятия.

Наиболее употребительными для фактора оценки являются шка-

лы: «хороший – плохой», «светлый – темный», «чистый – грязный».

Наиболее употребительными для фактора силы являются шка-

лы: «сильный – слабый», «тяжелый – легкий», «твердый – мягкий».

Наиболее употребительными для фактора активности являются

шкалы: «активный – пассивный», «быстрый – медленный», «горячий –

холодный».

Суть методики СД сводится к следующей процедуре. Исследуе-

мый объект, в качестве которого может выступить слово, понятие,

символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соот-

несения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными

по значению признаками. Пространство шкалы между противополож-

ными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный кон-

тинуум градаций выраженности значений, переходящий от средней

нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака. СД является, таким образом, комбинацией метода контролируе-

мых ассоциаций и процедуры шкалирования. Оценка значения поня-

тия в шкале СД позволяет поместить его в точку семантического про-

странства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными

показателями: направленностью от начала координат – нейтральной

позицией шкалы (качественная характеристика, поляризация знака);

удаленностью от начала координат (количественная характеристика,

интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности СП от нейтральной

позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого

оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры СД коли-

чественные данные изображаются в виде семантического профиля ис-

следуемого понятия – ломаной линии, соединяющей отмеченные ис-

пытуемым точки на шкалах. Комплекс семантического профиля харак-

теризует оцениваемое понятие.

Помимо анализа особенностей психосемантики и отношений к

различным объектам и явлениям СД позволяет проводить исследова-

ния самооценки. Анализ индивидуального СП, самооценки и других

показателей с помощью метода СД в ряде отношений более выгоден,

чем простая шкалированая оценка конкретных альтернативных харак-

теристик. Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой»

структуры индивидуальных значений, оценок, отношений. Совокуп-

ность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополни-

тельные «маскирующие» оси для получения информации о потенци-

ально болезненных или интимных сторонах самооценки.

В рамках данной лабораторной работы студентам предлагается

принять участие в двух заданиях (опытах) с использованием метода

семантического дифференциала для исследования речи.

Задание 1. Исследование соответствия семантической и зву-

ковой стороны слова

Цель: изучение сходства между значением слова и его звуковой

стороной с помощью построения семантических пространств.

Стимульный материал и оборудование.

Список субъективных шкал, два списка слов (на русском и ино-

странном языке) для оценки (см. приложение 18).

Ручки разных цветов.

Ход работы.

Испытуемый работает с двумя списками слов. В первом списке

предлагаются иностранные слова, затем слова на русском языке. Слова

предлагаются в свободном порядке. Необходимо проследить за тем,

чтобы испытуемый до опыта не был знаком с эквивалентами русских

слов.

Работа происходит следующим образом. Испытуемый читает

слово и оценивает его последовательно по 12 оценочным шкалам, ка-

ждая из которых характеризуется парой антонимов и имеет семь деле-

ний между этими полюсами-антонимами. Затем испытуемого просят

«прошкалировать» следующее слово и т. д. по всем словам, предло-

женным для оценки.

При работе с иностранными словами необходимо добиваться,

чтобы испытуемый не подбирал аналогично звучащего русского слова,

не искал перевода, а ориентировался на свое впечатление, непосредст-

венно на звучание данного слова. Необходимо, чтобы оценки произво-

дились быстро, по первому впечатлению.

Инструкция испытуемому.

«Вам будут предложены два списка слов – на иностранном и

русском языке соответственно. Каждое слово вы должны последова-

тельно оценить по 12 шкалам. Оценка должна отражать ваше впечат-

ление, представление о звучании данного конкретного слова. Слова

будут предлагаться в свободном порядке. Иностранные слова вам бу-

дут незнакомы. Не пытайтесь подбирать к ним аналогично звучащие

русские слова, искать перевода. Следует ориентироваться только на

свое впечатление, непосредственно на звучание данного слова. Вы

должны работать быстро. Для отметок в бланке лучше использовать

ручки с разным цветом чернил или для каждого слова выбирать опре-

деленное обозначение».

Обработка результатов.

Вычисляется средняя (по количеству испытуемых в группе)

оценка каждого слова по каждой шкале. Полученные данные заносятся

в таблицу (табл. 15) с учетом «парных» слов (слова на русском и ино-

странном языке).

Т а б л и ц а 1 5

Количественная и качественная оценка результатов

Слово Номер шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Приме-

чания

На основании полученного материала строится «профиль» каж-

дого слова. Для этого каждую оценку изображают в виде точки на со-

ответствующей шкале, после чего точки соединяются, образуя «про-

филь».

Сопоставьте профили русских слов и соответствующих им ино-

странных; профили одного и того же слова у разных испытуемых.

Произведите предварительный анализ относительно субъективного

сходства между значением, семантикой слова (русское слово) и его

звуковой оболочкой (иностранное слово, эквивалентное русскому).

Вычислите величину семантического дифференциала по сле-

дующей формуле:

n

2

xy i i

i 1

D `d(x,y),

≡

где D – величина дифференциала, показывающая степень различия в

отношении к объектам х и y по набору из п шкал; d – разность средних

оценок объектов х и y по шкале i.

Сделайте выводы на основе полученного показателя с учетом

того, что величина дифференциала выражается положительным чис-

лом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство в отношении к со-

поставляемым объектам.

Контрольные вопросы:

1. Что собой представляет метод семантического дифференциа-

ла?

2. Что собой представляют факторы семантического простран-

ства признаков?

3. Прокомментируйте следующий факт: многочисленными экс-

периментами выявлено, что при сопоставлении звуковой стороны сло-

ва незнакомого языка и его значения испытуемые получают опреде-

ленную «информацию» о взаимном соответствии семантической и

звуковой стороны слова.

Задание 2. Оценка свойств говорящего

Цель: составление и оценка семантического речевого профиля

говорящего.

Стимульный материал и оборудование.

Список субъективных шкал (см. приложение 18).

Ручки разных цветов

Ход работы.

Испытуемому предлагается список субъективных шкал. Каждая

шкала имеет разметку в 7 баллов от -3 до +3 включительно с нулевым

показателем в центре. Все шкалы разделены по ряду критериев или

факторов. В данном исследовании, кроме классических факторов –

оценки и активности – для выявления особенностей речи используют-

ся фактор эмоциональной выразительности, экспрессии и фактор ин-

теллекта.

Испытуемому предлагается выполнить три задания. В первом

задании испытуемый должен с помощью индексации шкал и после-

дующим соединением отметок составить свой семантический речевой

профиль. Во втором задании испытуемый должен на этих же шкалах

показать свое личное представление об идеальной речи. Точно так же,

как и в первом задании, испытуемый составляет свой идеальный рече-

вой профиль. В третьем задании испытуемый должен на тех же шкалах

получить экспертный речевой профиль от нескольких людей (2–3-х),

хорошо его знающих, способных дать достаточно объективную оценку

речи испытуемого.

Инструкция испытуемому.

Инструкция 1: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-

рые соответствуют вашим представлениям о вашей речи. Какой вам

кажется ваша речь?»

Инструкция 2: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, кото-

рые соответствуют вашим представлениям об идеальной речи. Какой

вы хотите видеть свою речь?»

Инструкция 3: «Отметьте, пожалуйста, на шкалах с помощью

знаков ваши представления о моей речи. Какой вы слышите мою речь?»

Обработка результатов.

Обработка результатов состоит в сравнении количественных по-

казателей оценки речи испытуемого с учетом факторов оценки, актив-

ности, эмоциональной выразительности, интеллекта (табл. 16).

Т а б л и ц а 1 6

Количественные показатели оценки речи испытуемого

Тип профиля Факторы Оценка Активность Экспрессия Интеллект

Реальный

Идеальный

Объективный

На основе данных первого задания испытуемым анализируется и

интерпретируется собственный речевой профиль, который затем срав-

нивается с идеальным речевым профилем. Расхождение в профилях

более чем в 1 балл свидетельствует о неудовлетворенности своими

речевыми показателями и об осознанном представлении о возможно-

стях коррекции.

Далее испытуемый сравнивает первый, собственный речевой

профиль с третьим, объективным (средние оценки экспертов). Разли-

чия более чем в один балл, т. е. расхождения между субъективной са-

мооценкой и объективной оценкой, интерпретируются как неадекват-

ность самооценки в любую сторону – завышения или занижения. Как и

во втором случае, такое расхождение позволяет осознать сущность

различий и принять ряд мер коррекционного характера.

В идеальных вариантах все три профиля имеют приблизительно

одинаковую конфигурацию, что свидетельствует об адекватной само-

оценке.

Для подтверждения достоверности полученных результатов вы-

числяется величина семантического дифференциала.

Контрольные вопросы:

1. С помощью каких методов можно оценить особенности уст-

ной речи?

2. Какую информацию о говорящем можно получить с помощью

изображения его семантического речевого профиля?

3. Есть ли по вашим результатам разница между субъективной,

собственной оценкой своей речи и объективной экспертной?