1.3. Проблема исследования мышления и речи
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Мышление относительно поздно стало предметом эксперимен-
тального исследования. Долгое время считалось, что мышление вооб-
ще может быть изучено только с помощью интроспективного метода –
самонаблюдения. Сейчас экспериментальная психология располагает
целым комплексом объективных научных методов – от наблюдения и
самонаблюдения до лабораторного и реального эксперимента, тести-
рования мыслительных особенностей субъекта, психофизиологических
способов регистрации мыслительных действий, их моделирования.
Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление
рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного
отражения действительности при обязательном участии языка (речи).
Начальным моментом мышления является проблемная ситуация,
в которой субъект ориентируется и выбирает задачи, наиболее близкие
и нужные ему. Для решения задач и скорейшего достижения цели
субъект мыслительной деятельности должен найти наиболее подходя-
щие способы, правила, средства. Это – первая фаза решения задачи,
так называемое предрешение задачи, заканчивающееся формулирова-
нием гипотез, выбором подходящих средств и способов. Фаза предре-
шения называется еще продуктивной фазой, поскольку именно на ней
сосредоточено создание новой продуктивной информации. Она закан-
чивается появлением чувства понимания («ага-эффект», инсайт – вне-
запное озарение, догадка, эврика – «понял»). Длительность первой фа-
зы различна у разных субъектов. Кроме того, она зависит от степени
трудности выбранных задач, стратегий мышления, эмоционального
состояния субъектов, особенностей ситуации.
Многие методы исследования мышления посвящены как раз
этой первой и наиболее сложной фазе мыслительного процесса.
Вторая фаза мыслительного процесса связана с действием, когда
субъект использует найденные средства для конкретного решения и
проверяет ценность выдвинутых гипотез. Иногда, если этой фазе не
предшествует обдумывание, она представляет собой ряд действий,
часто беспорядочных и быстрых, с целью каким-то образом нащупать правильное решение (метод проб и ошибок). Такой вид мышления на-
зывают импульсивным, и чаще всего ему соответствует азартная или
консервативная стратегия, когда вообще не выдвигается и не рассмат-
ривается никакая исходная гипотеза.
Если же второй фазе предшествует фаза предрешения с выдви-
жением одной или нескольких гипотез и их предварительным обдумы-
ванием, то такое мышление называется рефлексивным, и ему чаще
всего соответствуют микро- и макростратегии, различающиеся между
собой по количеству участвующих в рассмотрении переменных, их
масштабности.
Процесс мышления не замыкается, однако, только на сознатель-
ных уровнях. Поскольку сама проблемная ситуация возникает в сфере
потребностей, желаний, эмоций, многими своими сторонами мышле-
ние обращается к сфере подсознания. Цели, задачи, мотивы, их на-
правленность и динамика могут быть не сразу осознаны субъектом
мышления, но уже формироваться в сфере интуитивного невербально-
го мышления, зачастую доминируя в общей структуре мыслительных
процессов.
По мере развития человека в онтогенезе мышление приобретает
те или иные виды, формы, может быть неоднородным по составу, что
затрудняет возможность его экспериментального исследования. Веду-
щие виды мышления у ребенка – это допонятийные: наглядно-
действенное и наглядно-образное, в которых можно выделить основ-
ные единицы в виде рационального действия и образа. У взрослого
человека формируется понятийное мышление, позволяющее ему отой-
ти от непосредственной реальности и заменить ее вербальными знака-
ми. Переход к знакам позволяет субъекту расширить свои возможно-
сти в познании действительности, максимально обобщить и абстраги-
ровать их. В данном случае уместно исследовать такие формы мышле-
ния, как понятие, суждение, умозаключение, а также изучать особен-
ности мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, класси-
фикации, обобщения, абстрагирования.
Большую роль в мыслительных процессах играют индивидуаль-
но-психологические, личностные, социально-психологические свойст-
ва субъектов. Например, можно оценивать показатели мышления в
соответствии с фактическим возрастом субъектов. Экспериментально
установлено, что на процессы и результат мышления очень большое
влияние оказывают такие личностные и когнитивные особенности
субъектов, как их тревожность, экстра- и интровертированность, аналитичность–синтетичность, рефлексивность–импульсивность. Соци-
ально-психологические зависимости мышления определяются поло-
жением отдельного субъекта в социуме, его конформностью, склонно-
стью к отстаиванию своего мнения и своих взглядов, внушаемостью,
зависимостью от общественных оценок. Особенно ярко особенности
отдельного субъекта проявляются в ситуациях группового мышления,
где сразу же выделяются разные типы лидеров и ведомых, зависимых,
разное отношение к критическим замечаниям, разные виды эмоцио-
нального реагирования. Разработанный экспериментальными психоло-
гами метод интенсификации групповых видов мышления, названный
«групповым штурмом», основывается на снятии моментов социально-
психологического характера: запрещается любая критика, любой нега-
тив, поощряется продуктивная фаза в мышлении, когда каждый участ-
ник должен выдвинуть любую, даже абсурдную идею в течение корот-
кого промежутка времени для ее последующего анализа.
Одним из ведущих показателей мышления является его актив-
ность, или продуктивность, включающая в себя количественные пока-
затели вербального или образного мышления в вариантах беглого
(конвергентного) и гибкого (дивергентного) мышления. Эти показате-
ли могут быть также использованы для выявления собственных опти-
мальных режимов умственной деятельности в рамках суток, дней не-
дели, периодов с разным самочувствием, т. е. в рамках биоритмиче-
ской жизнедеятельности человека.
Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления
направлена на выяснение особенностей мотивационной сферы субъек-
тов (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутрен-
них, познавательных или непознавательных видов, социальной адек-
ватности), целенаправленности на близкие и дальние цели, опреде-
ляющие особенности стратегий, временных динамических свойств
(сравните сверхбыстрое мышление с замедленным или даже затормо-
женным), снижения или искажения уровней обобщенности признаков,
критичности мышления в диапазоне от очень низкой, когда все при-
нимается без какого-либо критического анализа, до сверхвысокой, ко-
гда все подвергается сомнению и критике. В экспериментально-
психологических исследованиях выявлен ряд зависимостей этих пси-
ходиагностических показателей от возраста, пола, уровня образования,
эмоционального состояния, прошлого опыта, установок и социальных
ожиданий субъектов мыслительной деятельности.
Изучение мышления тесным образом связано с исследованием
речи. Существуют два основных метода исследования речи: прямой
и косвенный. С помощью прямого метода испытуемый дает осознан-
ные ответы по поводу самых важных существенных признаков раз-
личных языковых знаков. Например, в «Словарном субтесте» Векслера
испытуемые должны последовательно определять значения различных
слов, от более простых и конкретных – «фабрика», «завтрак», «пеще-
ра» до более сложных и абстрактных – «стойкость», «периметр», «ти-
рада», «пародия». Ответ, содержащий необходимый набор признаков,
оценивается высшим баллом – 2, менее точные ответы – более низким
баллом – 1, случайные и субъективные признаки оцениваются нуле-
выми показателями.
К прямым методам относятся также различные задания анали-
тического типа: найти в предложении главные члены, перевести пред-
ложение, ответить на вопросы, задать вопросы, обобщить содержание
текста в одном предложении.
Косвенные методы, в отличие от прямых, не требуют или в го-
раздо меньшей степени требуют осознанных реакций. Среди основных
косвенных методов исследования речи выделяют психофизиологиче-
ские, ассоциативные и метод семантического дифференциала (СД).
Психофизиологические методы основываются на соотнесении
первосигнальных и второсигнальных реакций, например, на регистра-
ции работы слюнных желез в ответ на предъявляемые слова-стимулы
типа «лимон», «клюква», «клубника». Совпадение реакций указывает
на адекватное понимание семантических стимулов, отсутствие реак-
ций или их появление на словесные стимулы типа «лиман», «клюка»
указывает на искаженное представление о признаках слов.
Ассоциативные методы в экспериментальной психологии заре-
комендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Они показы-
вают не столько семантические характеристики отдельных слов-
стимулов, сколько наличие определенных связей между группами
стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языко-
вых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного экспе-
римента подтверждает это.
Метод «Семантический дифференциал» (СД) был разработан в
1952 г. группой американских психологов во главе с Чарльзом Осгу-
дом и принадлежит к методам экспериментальной семантики, являясь
одним из методов построения субъективных семантических про-
странств. Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методе СД измеряемые объ-
екты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются по ряду
биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса
которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий
по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью фак-
торного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих
шкал, сгруппировать их в факторы.
Таким образом, Ч. Осгуд и коллеги на основе применения мето-
дики в различных областях выявили общую меру, на основе которой
выносятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или
факторов – оценки, силы и активности, которые в совокупности опре-
деляют эмоциональный аспект значения исследуемого объекта.
Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и
группировку шкал в факторы, Ч. Осгуд считал явление синестезии.
Оценка значения в шкале СД позволяет поместить его в точку семан-
тического пространства (СП). Положение точки характеризуется двумя
основными показателями: направленностью от начала координат –
нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика, поляриза-
ция признака); удаленностью от начала координат (количественная
характеристика, интенсивность).
Метод СД разработан для измерения смысла понятий и слов и
прежде всего для дифференциации эмоциональной стороны значения
понятия, для измерения различий в интерпретации понятий испытуе-
мыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое дан-
ное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого инди-
вида в результате его жизненного опыта.
Таким образом, решение проблемы исследования мышления и
речи заключается в создании все более объективных, надежных и раз-
нообразных научных методов и методик, позволяющих выявлять и
изучать особенности этих социально и личностно значимых свойств
человека.
Используемая литература
1. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по
общей психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психоло-
го-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. С. 126–129.
2. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. инсти-
тутов / Под ред. В.В. Богословского. М.: Просвещение, 1981. С. 238–271.
3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной пси-
хологии: Учебное пособие /под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Мани-
чева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. С. 139–142, 172–174.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер
Ком, 1999. С. 381–397.
5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.
Минск: Харвест, 1997. С. 314–318, 570–573.
Мышление относительно поздно стало предметом эксперимен-
тального исследования. Долгое время считалось, что мышление вооб-
ще может быть изучено только с помощью интроспективного метода –
самонаблюдения. Сейчас экспериментальная психология располагает
целым комплексом объективных научных методов – от наблюдения и
самонаблюдения до лабораторного и реального эксперимента, тести-
рования мыслительных особенностей субъекта, психофизиологических
способов регистрации мыслительных действий, их моделирования.
Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление
рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного
отражения действительности при обязательном участии языка (речи).
Начальным моментом мышления является проблемная ситуация,
в которой субъект ориентируется и выбирает задачи, наиболее близкие
и нужные ему. Для решения задач и скорейшего достижения цели
субъект мыслительной деятельности должен найти наиболее подходя-
щие способы, правила, средства. Это – первая фаза решения задачи,
так называемое предрешение задачи, заканчивающееся формулирова-
нием гипотез, выбором подходящих средств и способов. Фаза предре-
шения называется еще продуктивной фазой, поскольку именно на ней
сосредоточено создание новой продуктивной информации. Она закан-
чивается появлением чувства понимания («ага-эффект», инсайт – вне-
запное озарение, догадка, эврика – «понял»). Длительность первой фа-
зы различна у разных субъектов. Кроме того, она зависит от степени
трудности выбранных задач, стратегий мышления, эмоционального
состояния субъектов, особенностей ситуации.
Многие методы исследования мышления посвящены как раз
этой первой и наиболее сложной фазе мыслительного процесса.
Вторая фаза мыслительного процесса связана с действием, когда
субъект использует найденные средства для конкретного решения и
проверяет ценность выдвинутых гипотез. Иногда, если этой фазе не
предшествует обдумывание, она представляет собой ряд действий,
часто беспорядочных и быстрых, с целью каким-то образом нащупать правильное решение (метод проб и ошибок). Такой вид мышления на-
зывают импульсивным, и чаще всего ему соответствует азартная или
консервативная стратегия, когда вообще не выдвигается и не рассмат-
ривается никакая исходная гипотеза.
Если же второй фазе предшествует фаза предрешения с выдви-
жением одной или нескольких гипотез и их предварительным обдумы-
ванием, то такое мышление называется рефлексивным, и ему чаще
всего соответствуют микро- и макростратегии, различающиеся между
собой по количеству участвующих в рассмотрении переменных, их
масштабности.
Процесс мышления не замыкается, однако, только на сознатель-
ных уровнях. Поскольку сама проблемная ситуация возникает в сфере
потребностей, желаний, эмоций, многими своими сторонами мышле-
ние обращается к сфере подсознания. Цели, задачи, мотивы, их на-
правленность и динамика могут быть не сразу осознаны субъектом
мышления, но уже формироваться в сфере интуитивного невербально-
го мышления, зачастую доминируя в общей структуре мыслительных
процессов.
По мере развития человека в онтогенезе мышление приобретает
те или иные виды, формы, может быть неоднородным по составу, что
затрудняет возможность его экспериментального исследования. Веду-
щие виды мышления у ребенка – это допонятийные: наглядно-
действенное и наглядно-образное, в которых можно выделить основ-
ные единицы в виде рационального действия и образа. У взрослого
человека формируется понятийное мышление, позволяющее ему отой-
ти от непосредственной реальности и заменить ее вербальными знака-
ми. Переход к знакам позволяет субъекту расширить свои возможно-
сти в познании действительности, максимально обобщить и абстраги-
ровать их. В данном случае уместно исследовать такие формы мышле-
ния, как понятие, суждение, умозаключение, а также изучать особен-
ности мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, класси-
фикации, обобщения, абстрагирования.
Большую роль в мыслительных процессах играют индивидуаль-
но-психологические, личностные, социально-психологические свойст-
ва субъектов. Например, можно оценивать показатели мышления в
соответствии с фактическим возрастом субъектов. Экспериментально
установлено, что на процессы и результат мышления очень большое
влияние оказывают такие личностные и когнитивные особенности
субъектов, как их тревожность, экстра- и интровертированность, аналитичность–синтетичность, рефлексивность–импульсивность. Соци-
ально-психологические зависимости мышления определяются поло-
жением отдельного субъекта в социуме, его конформностью, склонно-
стью к отстаиванию своего мнения и своих взглядов, внушаемостью,
зависимостью от общественных оценок. Особенно ярко особенности
отдельного субъекта проявляются в ситуациях группового мышления,
где сразу же выделяются разные типы лидеров и ведомых, зависимых,
разное отношение к критическим замечаниям, разные виды эмоцио-
нального реагирования. Разработанный экспериментальными психоло-
гами метод интенсификации групповых видов мышления, названный
«групповым штурмом», основывается на снятии моментов социально-
психологического характера: запрещается любая критика, любой нега-
тив, поощряется продуктивная фаза в мышлении, когда каждый участ-
ник должен выдвинуть любую, даже абсурдную идею в течение корот-
кого промежутка времени для ее последующего анализа.
Одним из ведущих показателей мышления является его актив-
ность, или продуктивность, включающая в себя количественные пока-
затели вербального или образного мышления в вариантах беглого
(конвергентного) и гибкого (дивергентного) мышления. Эти показате-
ли могут быть также использованы для выявления собственных опти-
мальных режимов умственной деятельности в рамках суток, дней не-
дели, периодов с разным самочувствием, т. е. в рамках биоритмиче-
ской жизнедеятельности человека.
Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления
направлена на выяснение особенностей мотивационной сферы субъек-
тов (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутрен-
них, познавательных или непознавательных видов, социальной адек-
ватности), целенаправленности на близкие и дальние цели, опреде-
ляющие особенности стратегий, временных динамических свойств
(сравните сверхбыстрое мышление с замедленным или даже затормо-
женным), снижения или искажения уровней обобщенности признаков,
критичности мышления в диапазоне от очень низкой, когда все при-
нимается без какого-либо критического анализа, до сверхвысокой, ко-
гда все подвергается сомнению и критике. В экспериментально-
психологических исследованиях выявлен ряд зависимостей этих пси-
ходиагностических показателей от возраста, пола, уровня образования,
эмоционального состояния, прошлого опыта, установок и социальных
ожиданий субъектов мыслительной деятельности.
Изучение мышления тесным образом связано с исследованием
речи. Существуют два основных метода исследования речи: прямой
и косвенный. С помощью прямого метода испытуемый дает осознан-
ные ответы по поводу самых важных существенных признаков раз-
личных языковых знаков. Например, в «Словарном субтесте» Векслера
испытуемые должны последовательно определять значения различных
слов, от более простых и конкретных – «фабрика», «завтрак», «пеще-
ра» до более сложных и абстрактных – «стойкость», «периметр», «ти-
рада», «пародия». Ответ, содержащий необходимый набор признаков,
оценивается высшим баллом – 2, менее точные ответы – более низким
баллом – 1, случайные и субъективные признаки оцениваются нуле-
выми показателями.
К прямым методам относятся также различные задания анали-
тического типа: найти в предложении главные члены, перевести пред-
ложение, ответить на вопросы, задать вопросы, обобщить содержание
текста в одном предложении.
Косвенные методы, в отличие от прямых, не требуют или в го-
раздо меньшей степени требуют осознанных реакций. Среди основных
косвенных методов исследования речи выделяют психофизиологиче-
ские, ассоциативные и метод семантического дифференциала (СД).
Психофизиологические методы основываются на соотнесении
первосигнальных и второсигнальных реакций, например, на регистра-
ции работы слюнных желез в ответ на предъявляемые слова-стимулы
типа «лимон», «клюква», «клубника». Совпадение реакций указывает
на адекватное понимание семантических стимулов, отсутствие реак-
ций или их появление на словесные стимулы типа «лиман», «клюка»
указывает на искаженное представление о признаках слов.
Ассоциативные методы в экспериментальной психологии заре-
комендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Они показы-
вают не столько семантические характеристики отдельных слов-
стимулов, сколько наличие определенных связей между группами
стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языко-
вых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного экспе-
римента подтверждает это.
Метод «Семантический дифференциал» (СД) был разработан в
1952 г. группой американских психологов во главе с Чарльзом Осгу-
дом и принадлежит к методам экспериментальной семантики, являясь
одним из методов построения субъективных семантических про-
странств. Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методе СД измеряемые объ-
екты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются по ряду
биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса
которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий
по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью фак-
торного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих
шкал, сгруппировать их в факторы.
Таким образом, Ч. Осгуд и коллеги на основе применения мето-
дики в различных областях выявили общую меру, на основе которой
выносятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или
факторов – оценки, силы и активности, которые в совокупности опре-
деляют эмоциональный аспект значения исследуемого объекта.
Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и
группировку шкал в факторы, Ч. Осгуд считал явление синестезии.
Оценка значения в шкале СД позволяет поместить его в точку семан-
тического пространства (СП). Положение точки характеризуется двумя
основными показателями: направленностью от начала координат –
нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика, поляриза-
ция признака); удаленностью от начала координат (количественная
характеристика, интенсивность).
Метод СД разработан для измерения смысла понятий и слов и
прежде всего для дифференциации эмоциональной стороны значения
понятия, для измерения различий в интерпретации понятий испытуе-
мыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое дан-
ное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого инди-
вида в результате его жизненного опыта.
Таким образом, решение проблемы исследования мышления и
речи заключается в создании все более объективных, надежных и раз-
нообразных научных методов и методик, позволяющих выявлять и
изучать особенности этих социально и личностно значимых свойств
человека.
Используемая литература
1. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по
общей психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского психоло-
го-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. С. 126–129.
2. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. инсти-
тутов / Под ред. В.В. Богословского. М.: Просвещение, 1981. С. 238–271.
3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной пси-
хологии: Учебное пособие /под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Мани-
чева. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. С. 139–142, 172–174.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер
Ком, 1999. С. 381–397.
5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.
Минск: Харвест, 1997. С. 314–318, 570–573.