Введение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
«Для любого, в том числе и психологического, профессиональ-
ного обучения необходима уравновешенность двух начал – теоретиче-
ского и практического. Практический опыт может быть значим сам по
себе, но без должной теоретической подготовки остается в границах,
как правило, синкретического обобщения. Психологический практи-
кум, таким образом, соединяет и преобразует все формы опыта: обы-
денного, экспериментального, консультативного и теоретического»
(Хозиев В.Б., 2003. С. 3).
Целью курса «Психологический практикум. Мышление и речь»
является формирование и закрепление у студентов умений и навыков
исследования психических процессов человека – мышления и речи.
Основными задачами данного психологического практикума
выступают:
знакомство студентов с основными методами эксперимен-
тального исследования и диагностики мышления и речи;
формирование умений и навыков, необходимых психологу для
исследовательской деятельности психических процессов;
освоение на практике общих принципов проведения психоло-
гических исследований, обработки, анализа и представления результа-
тов.
Методическое пособие «Психологический практикум. Мышле-
ние и речь» состоит из шести разделов. Первый раздел включает крат-
кий теоретический обзор по проблеме мышления и речи с указанием
понятий, видов, основных характеристик и способов исследования
данных процессов, предваряя тем самым их эмпирическое изучение.
Большая часть пособия посвящена знакомству с основными классиче-
скими методами и методиками исследования мышления и речи, что
нашло отражение в остальных разделах пособия.
Определенная последовательность разделов, с одной стороны,
соответствует логике изложения теоретической информации по психо-
логическим проблемам мышления и речи и предполагает знакомство
студентов с методами исследования свойств мыслительных процессов,
операций и видов мышления, мыслительных стратегий – второй, тре-
тий, четвертый и пятый разделы пособия соответственно. Последний,
шестой раздел пособия посвящен вопросу экспериментального изуче-
ния речи.
С другой стороны, данная последовательность лабораторных ра-
бот строится с учетом их сложности для студентов как в организации,
так и проведении. Следовательно, формирование и отработка умений и
навыков проведения экспериментального исследования на материале
более простых лабораторных работ – необходимая основа для даль-
нейшего развития профессионально важных качеств исследователя.
Таким образом, овладение материалом по предмету «Психоло-
гический практикум. Мышление и речь» заключается в последова-
тельном выполнении студентами лабораторных работ, каждая из кото-
рых имеет четкую структуру, включающую постановку цели, вводные
замечания, представление стимульного материала и оборудования,
описание хода работы и инструкции испытуемому, рекомендации по
обработке и анализу результатов.
После каждой лабораторной работы студентам предлагается от-
ветить на ряд вопросов относительно проведенного исследования для
более полного и глубокого анализа проделанной работы. С этой же
целью в конце пособия студентам предоставляется список литературы
для самостоятельного изучения проблем мышления и речи в психоло-
гии.
Количество лабораторных работ, предложенных в пособии, пре-
вышает объем учебной программы по дисциплине «Психологический
практикум. Мышление и речь», что позволяет преподавателю изменять
структуру курса в зависимости от поставленных им учебных задач,
наличия необходимого оборудования и материалов, а также особенно-
стей студенческой аудитории.
Требования к проведению
и оформлению лабораторных работ
Основным условием проведения занятий по курсу «Психологи-
ческий практикум. Мышление и речь» является обеспечение студентов
методическими указаниями к каждой лабораторной работе, стимуль-
ным материалом и оборудованием.
Для более четкой организации работы на первом занятии реко-
мендуется:
разделить студентов на рабочие подгруппы по 4–5 человек для
эффективности выполнения заданий (выполнение каждой работы
предполагает разделение функций между участниками путем опреде-
ления экспериментаторов и испытуемых в конкретном эксперимен-
тальном исследовании);
сообщить студентам информацию о целях, задачах курса;
подробно рассмотреть структуру лабораторной работы, прави-
ла ее оформления;
сделать особый акцент на сроках сдачи лабораторных работ;
обсудить процедуру сдачи зачета.
Для лучшего усвоения учебного материала проведение исследо-
ваний желательно дополнять их отработкой вне рамок учебных ауди-
торий, в частности, в образовательных учреждениях города.
Для соблюдения требований представления полученных резуль-
татов студентам предлагается придерживаться следующей структуры
оформления лабораторных работ:
Психологический практикум. Мышление и речь.
Лабораторная работа №____
Тема
Место: г. Омск, ОмГУ
Дата:_____________________
Время: ____ часов ____ минут
Участники (Ф.И.О., распределение обязанностей – эксперимен-
татор/испытуемый): ___________________________________________
_____________________________________________________________
1. Цель и вид работы (экспериментальное или диагностическое
исследование)
2. Теоретическое обоснование, основные понятия
3. Объект и предмет исследования
4. Гипотеза исследования (для экспериментального исследова-
ния)
5. Ход работы
6. Материалы и оборудование
7. Инструкция
8. Результаты эксперимента:
8.1. Протокол эксперимента
8.2. Отчет испытуемого (данные самонаблюдения)
8.3. Отчет экспериментатора (данные наблюдения)
9. Обработка результатов:
9.1. Описание данных
9.2. Представление обобщенных числовых данных в табли-
цах
9.3. Графическое оформление данных (графики, рисунки)
10. Анализ и интерпретация результатов
11. Выводы
Работу проверил: _________________ (подпись преподавателя)
«_____» ____________ 200__ г.
«Для любого, в том числе и психологического, профессиональ-
ного обучения необходима уравновешенность двух начал – теоретиче-
ского и практического. Практический опыт может быть значим сам по
себе, но без должной теоретической подготовки остается в границах,
как правило, синкретического обобщения. Психологический практи-
кум, таким образом, соединяет и преобразует все формы опыта: обы-
денного, экспериментального, консультативного и теоретического»
(Хозиев В.Б., 2003. С. 3).
Целью курса «Психологический практикум. Мышление и речь»
является формирование и закрепление у студентов умений и навыков
исследования психических процессов человека – мышления и речи.
Основными задачами данного психологического практикума
выступают:
знакомство студентов с основными методами эксперимен-
тального исследования и диагностики мышления и речи;
формирование умений и навыков, необходимых психологу для
исследовательской деятельности психических процессов;
освоение на практике общих принципов проведения психоло-
гических исследований, обработки, анализа и представления результа-
тов.
Методическое пособие «Психологический практикум. Мышле-
ние и речь» состоит из шести разделов. Первый раздел включает крат-
кий теоретический обзор по проблеме мышления и речи с указанием
понятий, видов, основных характеристик и способов исследования
данных процессов, предваряя тем самым их эмпирическое изучение.
Большая часть пособия посвящена знакомству с основными классиче-
скими методами и методиками исследования мышления и речи, что
нашло отражение в остальных разделах пособия.
Определенная последовательность разделов, с одной стороны,
соответствует логике изложения теоретической информации по психо-
логическим проблемам мышления и речи и предполагает знакомство
студентов с методами исследования свойств мыслительных процессов,
операций и видов мышления, мыслительных стратегий – второй, тре-
тий, четвертый и пятый разделы пособия соответственно. Последний,
шестой раздел пособия посвящен вопросу экспериментального изуче-
ния речи.
С другой стороны, данная последовательность лабораторных ра-
бот строится с учетом их сложности для студентов как в организации,
так и проведении. Следовательно, формирование и отработка умений и
навыков проведения экспериментального исследования на материале
более простых лабораторных работ – необходимая основа для даль-
нейшего развития профессионально важных качеств исследователя.
Таким образом, овладение материалом по предмету «Психоло-
гический практикум. Мышление и речь» заключается в последова-
тельном выполнении студентами лабораторных работ, каждая из кото-
рых имеет четкую структуру, включающую постановку цели, вводные
замечания, представление стимульного материала и оборудования,
описание хода работы и инструкции испытуемому, рекомендации по
обработке и анализу результатов.
После каждой лабораторной работы студентам предлагается от-
ветить на ряд вопросов относительно проведенного исследования для
более полного и глубокого анализа проделанной работы. С этой же
целью в конце пособия студентам предоставляется список литературы
для самостоятельного изучения проблем мышления и речи в психоло-
гии.
Количество лабораторных работ, предложенных в пособии, пре-
вышает объем учебной программы по дисциплине «Психологический
практикум. Мышление и речь», что позволяет преподавателю изменять
структуру курса в зависимости от поставленных им учебных задач,
наличия необходимого оборудования и материалов, а также особенно-
стей студенческой аудитории.
Требования к проведению
и оформлению лабораторных работ
Основным условием проведения занятий по курсу «Психологи-
ческий практикум. Мышление и речь» является обеспечение студентов
методическими указаниями к каждой лабораторной работе, стимуль-
ным материалом и оборудованием.
Для более четкой организации работы на первом занятии реко-
мендуется:
разделить студентов на рабочие подгруппы по 4–5 человек для
эффективности выполнения заданий (выполнение каждой работы
предполагает разделение функций между участниками путем опреде-
ления экспериментаторов и испытуемых в конкретном эксперимен-
тальном исследовании);
сообщить студентам информацию о целях, задачах курса;
подробно рассмотреть структуру лабораторной работы, прави-
ла ее оформления;
сделать особый акцент на сроках сдачи лабораторных работ;
обсудить процедуру сдачи зачета.
Для лучшего усвоения учебного материала проведение исследо-
ваний желательно дополнять их отработкой вне рамок учебных ауди-
торий, в частности, в образовательных учреждениях города.
Для соблюдения требований представления полученных резуль-
татов студентам предлагается придерживаться следующей структуры
оформления лабораторных работ:
Психологический практикум. Мышление и речь.
Лабораторная работа №____
Тема
Место: г. Омск, ОмГУ
Дата:_____________________
Время: ____ часов ____ минут
Участники (Ф.И.О., распределение обязанностей – эксперимен-
татор/испытуемый): ___________________________________________
_____________________________________________________________
1. Цель и вид работы (экспериментальное или диагностическое
исследование)
2. Теоретическое обоснование, основные понятия
3. Объект и предмет исследования
4. Гипотеза исследования (для экспериментального исследова-
ния)
5. Ход работы
6. Материалы и оборудование
7. Инструкция
8. Результаты эксперимента:
8.1. Протокол эксперимента
8.2. Отчет испытуемого (данные самонаблюдения)
8.3. Отчет экспериментатора (данные наблюдения)
9. Обработка результатов:
9.1. Описание данных
9.2. Представление обобщенных числовых данных в табли-
цах
9.3. Графическое оформление данных (графики, рисунки)
10. Анализ и интерпретация результатов
11. Выводы
Работу проверил: _________________ (подпись преподавателя)
«_____» ____________ 200__ г.