Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

«Для любого, в том числе и психологического, профессиональ-

ного обучения необходима уравновешенность двух начал – теоретиче-

ского и практического. Практический опыт может быть значим сам по

себе, но без должной теоретической подготовки остается в границах,

как правило, синкретического обобщения. Психологический практи-

кум, таким образом, соединяет и преобразует все формы опыта: обы-

денного, экспериментального, консультативного и теоретического»

(Хозиев В.Б., 2003. С. 3).

Целью курса «Психологический практикум. Мышление и речь»

является формирование и закрепление у студентов умений и навыков

исследования психических процессов человека – мышления и речи.

Основными задачами данного психологического практикума

выступают:

знакомство студентов с основными методами эксперимен-

тального исследования и диагностики мышления и речи;

формирование умений и навыков, необходимых психологу для

исследовательской деятельности психических процессов;

освоение на практике общих принципов проведения психоло-

гических исследований, обработки, анализа и представления результа-

тов.

Методическое пособие «Психологический практикум. Мышле-

ние и речь» состоит из шести разделов. Первый раздел включает крат-

кий теоретический обзор по проблеме мышления и речи с указанием

понятий, видов, основных характеристик и способов исследования

данных процессов, предваряя тем самым их эмпирическое изучение.

Большая часть пособия посвящена знакомству с основными классиче-

скими методами и методиками исследования мышления и речи, что

нашло отражение в остальных разделах пособия.

Определенная последовательность разделов, с одной стороны,

соответствует логике изложения теоретической информации по психо-

логическим проблемам мышления и речи и предполагает знакомство

студентов с методами исследования свойств мыслительных процессов,

операций и видов мышления, мыслительных стратегий – второй, тре-

тий, четвертый и пятый разделы пособия соответственно. Последний,

шестой раздел пособия посвящен вопросу экспериментального изуче-

ния речи.

С другой стороны, данная последовательность лабораторных ра-

бот строится с учетом их сложности для студентов как в организации,

так и проведении. Следовательно, формирование и отработка умений и

навыков проведения экспериментального исследования на материале

более простых лабораторных работ – необходимая основа для даль-

нейшего развития профессионально важных качеств исследователя.

Таким образом, овладение материалом по предмету «Психоло-

гический практикум. Мышление и речь» заключается в последова-

тельном выполнении студентами лабораторных работ, каждая из кото-

рых имеет четкую структуру, включающую постановку цели, вводные

замечания, представление стимульного материала и оборудования,

описание хода работы и инструкции испытуемому, рекомендации по

обработке и анализу результатов.

После каждой лабораторной работы студентам предлагается от-

ветить на ряд вопросов относительно проведенного исследования для

более полного и глубокого анализа проделанной работы. С этой же

целью в конце пособия студентам предоставляется список литературы

для самостоятельного изучения проблем мышления и речи в психоло-

гии.

Количество лабораторных работ, предложенных в пособии, пре-

вышает объем учебной программы по дисциплине «Психологический

практикум. Мышление и речь», что позволяет преподавателю изменять

структуру курса в зависимости от поставленных им учебных задач,

наличия необходимого оборудования и материалов, а также особенно-

стей студенческой аудитории.

 

Требования к проведению

и оформлению лабораторных работ

Основным условием проведения занятий по курсу «Психологи-

ческий практикум. Мышление и речь» является обеспечение студентов

методическими указаниями к каждой лабораторной работе, стимуль-

ным материалом и оборудованием.

Для более четкой организации работы на первом занятии реко-

мендуется:

разделить студентов на рабочие подгруппы по 4–5 человек для

эффективности выполнения заданий (выполнение каждой работы

предполагает разделение функций между участниками путем опреде-

ления экспериментаторов и испытуемых в конкретном эксперимен-

тальном исследовании);

сообщить студентам информацию о целях, задачах курса;

подробно рассмотреть структуру лабораторной работы, прави-

ла ее оформления;

сделать особый акцент на сроках сдачи лабораторных работ;

обсудить процедуру сдачи зачета.

Для лучшего усвоения учебного материала проведение исследо-

ваний желательно дополнять их отработкой вне рамок учебных ауди-

торий, в частности, в образовательных учреждениях города.

Для соблюдения требований представления полученных резуль-

татов студентам предлагается придерживаться следующей структуры

оформления лабораторных работ:

Психологический практикум. Мышление и речь.

Лабораторная работа №____

Тема

Место: г. Омск, ОмГУ

Дата:_____________________

Время: ____ часов ____ минут

Участники (Ф.И.О., распределение обязанностей – эксперимен-

татор/испытуемый): ___________________________________________

_____________________________________________________________

1. Цель и вид работы (экспериментальное или диагностическое

исследование)

2. Теоретическое обоснование, основные понятия

3. Объект и предмет исследования

4. Гипотеза исследования (для экспериментального исследова-

ния)

5. Ход работы

6. Материалы и оборудование

7. Инструкция

8. Результаты эксперимента:

8.1. Протокол эксперимента

8.2. Отчет испытуемого (данные самонаблюдения)

8.3. Отчет экспериментатора (данные наблюдения)

9. Обработка результатов:

9.1. Описание данных

9.2. Представление обобщенных числовых данных в табли-

цах

9.3. Графическое оформление данных (графики, рисунки)

10. Анализ и интерпретация результатов

11. Выводы

Работу проверил: _________________ (подпись преподавателя)

«_____» ____________ 200__ г.

«Для любого, в том числе и психологического, профессиональ-

ного обучения необходима уравновешенность двух начал – теоретиче-

ского и практического. Практический опыт может быть значим сам по

себе, но без должной теоретической подготовки остается в границах,

как правило, синкретического обобщения. Психологический практи-

кум, таким образом, соединяет и преобразует все формы опыта: обы-

денного, экспериментального, консультативного и теоретического»

(Хозиев В.Б., 2003. С. 3).

Целью курса «Психологический практикум. Мышление и речь»

является формирование и закрепление у студентов умений и навыков

исследования психических процессов человека – мышления и речи.

Основными задачами данного психологического практикума

выступают:

знакомство студентов с основными методами эксперимен-

тального исследования и диагностики мышления и речи;

формирование умений и навыков, необходимых психологу для

исследовательской деятельности психических процессов;

освоение на практике общих принципов проведения психоло-

гических исследований, обработки, анализа и представления результа-

тов.

Методическое пособие «Психологический практикум. Мышле-

ние и речь» состоит из шести разделов. Первый раздел включает крат-

кий теоретический обзор по проблеме мышления и речи с указанием

понятий, видов, основных характеристик и способов исследования

данных процессов, предваряя тем самым их эмпирическое изучение.

Большая часть пособия посвящена знакомству с основными классиче-

скими методами и методиками исследования мышления и речи, что

нашло отражение в остальных разделах пособия.

Определенная последовательность разделов, с одной стороны,

соответствует логике изложения теоретической информации по психо-

логическим проблемам мышления и речи и предполагает знакомство

студентов с методами исследования свойств мыслительных процессов,

операций и видов мышления, мыслительных стратегий – второй, тре-

тий, четвертый и пятый разделы пособия соответственно. Последний,

шестой раздел пособия посвящен вопросу экспериментального изуче-

ния речи.

С другой стороны, данная последовательность лабораторных ра-

бот строится с учетом их сложности для студентов как в организации,

так и проведении. Следовательно, формирование и отработка умений и

навыков проведения экспериментального исследования на материале

более простых лабораторных работ – необходимая основа для даль-

нейшего развития профессионально важных качеств исследователя.

Таким образом, овладение материалом по предмету «Психоло-

гический практикум. Мышление и речь» заключается в последова-

тельном выполнении студентами лабораторных работ, каждая из кото-

рых имеет четкую структуру, включающую постановку цели, вводные

замечания, представление стимульного материала и оборудования,

описание хода работы и инструкции испытуемому, рекомендации по

обработке и анализу результатов.

После каждой лабораторной работы студентам предлагается от-

ветить на ряд вопросов относительно проведенного исследования для

более полного и глубокого анализа проделанной работы. С этой же

целью в конце пособия студентам предоставляется список литературы

для самостоятельного изучения проблем мышления и речи в психоло-

гии.

Количество лабораторных работ, предложенных в пособии, пре-

вышает объем учебной программы по дисциплине «Психологический

практикум. Мышление и речь», что позволяет преподавателю изменять

структуру курса в зависимости от поставленных им учебных задач,

наличия необходимого оборудования и материалов, а также особенно-

стей студенческой аудитории.

 

Требования к проведению

и оформлению лабораторных работ

Основным условием проведения занятий по курсу «Психологи-

ческий практикум. Мышление и речь» является обеспечение студентов

методическими указаниями к каждой лабораторной работе, стимуль-

ным материалом и оборудованием.

Для более четкой организации работы на первом занятии реко-

мендуется:

разделить студентов на рабочие подгруппы по 4–5 человек для

эффективности выполнения заданий (выполнение каждой работы

предполагает разделение функций между участниками путем опреде-

ления экспериментаторов и испытуемых в конкретном эксперимен-

тальном исследовании);

сообщить студентам информацию о целях, задачах курса;

подробно рассмотреть структуру лабораторной работы, прави-

ла ее оформления;

сделать особый акцент на сроках сдачи лабораторных работ;

обсудить процедуру сдачи зачета.

Для лучшего усвоения учебного материала проведение исследо-

ваний желательно дополнять их отработкой вне рамок учебных ауди-

торий, в частности, в образовательных учреждениях города.

Для соблюдения требований представления полученных резуль-

татов студентам предлагается придерживаться следующей структуры

оформления лабораторных работ:

Психологический практикум. Мышление и речь.

Лабораторная работа №____

Тема

Место: г. Омск, ОмГУ

Дата:_____________________

Время: ____ часов ____ минут

Участники (Ф.И.О., распределение обязанностей – эксперимен-

татор/испытуемый): ___________________________________________

_____________________________________________________________

1. Цель и вид работы (экспериментальное или диагностическое

исследование)

2. Теоретическое обоснование, основные понятия

3. Объект и предмет исследования

4. Гипотеза исследования (для экспериментального исследова-

ния)

5. Ход работы

6. Материалы и оборудование

7. Инструкция

8. Результаты эксперимента:

8.1. Протокол эксперимента

8.2. Отчет испытуемого (данные самонаблюдения)

8.3. Отчет экспериментатора (данные наблюдения)

9. Обработка результатов:

9.1. Описание данных

9.2. Представление обобщенных числовых данных в табли-

цах

9.3. Графическое оформление данных (графики, рисунки)

10. Анализ и интерпретация результатов

11. Выводы

Работу проверил: _________________ (подпись преподавателя)

«_____» ____________ 200__ г.