1.2. Речь: понятие, функции, виды
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях
общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных
проявлений называется речью. Речь – это вид деятельности человека,
связанный с использованием языка в различных ситуациях для реше-
ния разнообразных проблем и достижения различных целей. Речь от-
личает человека от животных, выступая основным средством челове-
ческого общения и мышления. В речи отражаются индивидуальные
возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особен-
ности человека.
Речь полифункциональна. Каждое слово обозначает, называет
предмет, действие, состояние, это так называемая сигнификативная
функция речи. Коммуникативная функция подразумевает использова-
ние речи как средства обмена информацией между людьми. Речь вы-
ражает собой психологическое состояние говорящего, его чувства и
отношение к собеседнику (эмотивная функция). Речь используется для управления познавательными процессами и поведением человека и
других людей – регулирующая функция. Еще одна функция речи мо-
жет быть раскрыта как передача знаний, общественного исторического
опыта в словесной форме. Разнообразие функций речи определяют
возраст, пол, этническая и социальная принадлежность, уровень ин-
теллектуального развития, профессиональные занятия, эмоциональное
состояние человека.
Классификация видов речи, так же как и ее функций, разнооб-
разна. Выделяют два основных вида речи – внешняя и внутренняя.
Внешняя речь, в свою очередь, может быть устной – та, которую чело-
век порождает и поддерживает с помощью голосового аппарата, и
письменной – та, которая существует в виде печатного или написанно-
го от руки текста, с целью закрепления какой-либо информации на бо-
лее длительный срок. Письменная речь, в отличие от устной, кроме
использования графики, обладает определенными грамматическими и
стилистическими характеристиками, также ей свойственна сложная
композиционно-структурная организация, овладение которой требует
специального обучения.
Основными формами устной речи являются:
монологическая (длительное, последовательное, связное изло-
жение мыслей, знаний одним лицом);
диалогическая (непосредственное общение двух людей, при
условии, что реплики одного из них – это ответы на высказывания
другого);
полилогическая (предполагает одновременное участие в разго-
воре, обмен репликами нескольких участников);
Внутренняя речь может быть описана как использование языко-
вых значений вне процесса реальной коммуникации, другими словами,
как неслышимый разговор человека с самим собой. В онтогенезе внут-
ренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
Внутренняя речь, как и внешняя, также имеет несколько форм. Ее
можно представить в беззвучной форме – не воспринимаемой на слух,
не сопровождаемой звуковым оформлением, представляющей собой
«внутреннее» развернутое проговаривание какой-либо информации.
Другая форма – собственно внутренняя речь как средство мышления,
отличается от беззвучной речи особой структурой. Она свернута, сжа-
та, в ней опускается большое количество второстепенных членов
предложения, остается только центральное подлежащее или сказуемое.
В связи с этими особенностями могут возникать трудности перехода
внутренней речи во внешнюю, когда необходимо достаточно быстро
перейти от свернутых, сокращенных, понятных только данному чело-
веку мыслей к развернутым грамматическим формам, доступным по-
ниманию других.
Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях
общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных
проявлений называется речью. Речь – это вид деятельности человека,
связанный с использованием языка в различных ситуациях для реше-
ния разнообразных проблем и достижения различных целей. Речь от-
личает человека от животных, выступая основным средством челове-
ческого общения и мышления. В речи отражаются индивидуальные
возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особен-
ности человека.
Речь полифункциональна. Каждое слово обозначает, называет
предмет, действие, состояние, это так называемая сигнификативная
функция речи. Коммуникативная функция подразумевает использова-
ние речи как средства обмена информацией между людьми. Речь вы-
ражает собой психологическое состояние говорящего, его чувства и
отношение к собеседнику (эмотивная функция). Речь используется для управления познавательными процессами и поведением человека и
других людей – регулирующая функция. Еще одна функция речи мо-
жет быть раскрыта как передача знаний, общественного исторического
опыта в словесной форме. Разнообразие функций речи определяют
возраст, пол, этническая и социальная принадлежность, уровень ин-
теллектуального развития, профессиональные занятия, эмоциональное
состояние человека.
Классификация видов речи, так же как и ее функций, разнооб-
разна. Выделяют два основных вида речи – внешняя и внутренняя.
Внешняя речь, в свою очередь, может быть устной – та, которую чело-
век порождает и поддерживает с помощью голосового аппарата, и
письменной – та, которая существует в виде печатного или написанно-
го от руки текста, с целью закрепления какой-либо информации на бо-
лее длительный срок. Письменная речь, в отличие от устной, кроме
использования графики, обладает определенными грамматическими и
стилистическими характеристиками, также ей свойственна сложная
композиционно-структурная организация, овладение которой требует
специального обучения.
Основными формами устной речи являются:
монологическая (длительное, последовательное, связное изло-
жение мыслей, знаний одним лицом);
диалогическая (непосредственное общение двух людей, при
условии, что реплики одного из них – это ответы на высказывания
другого);
полилогическая (предполагает одновременное участие в разго-
воре, обмен репликами нескольких участников);
Внутренняя речь может быть описана как использование языко-
вых значений вне процесса реальной коммуникации, другими словами,
как неслышимый разговор человека с самим собой. В онтогенезе внут-
ренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
Внутренняя речь, как и внешняя, также имеет несколько форм. Ее
можно представить в беззвучной форме – не воспринимаемой на слух,
не сопровождаемой звуковым оформлением, представляющей собой
«внутреннее» развернутое проговаривание какой-либо информации.
Другая форма – собственно внутренняя речь как средство мышления,
отличается от беззвучной речи особой структурой. Она свернута, сжа-
та, в ней опускается большое количество второстепенных членов
предложения, остается только центральное подлежащее или сказуемое.
В связи с этими особенностями могут возникать трудности перехода
внутренней речи во внешнюю, когда необходимо достаточно быстро
перейти от свернутых, сокращенных, понятных только данному чело-
веку мыслей к развернутым грамматическим формам, доступным по-
ниманию других.