Лабораторная работа №2
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование лабильности мыслительных процессов
(Методика «Словесный лабиринт»)
Цель: выявление подвижности или лабильности мыслительных
процессов.
Вводные замечания.
Данная методика является менее распространенной, чем мето-
дика А.С. Лачинса. В отличие от последней методика «Словесный ла-
биринт» позволяет выявить противоположное по отношению к ригид-
ности качество мыслительных процессов – их подвижность или ла-
бильность. Под лабильностью мыслительных процессов понимается
скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе
от решения одной задачи к решению другой. Поскольку для решения
всех задач не существует общего алгоритма, временные показатели
решения отдельных задач субъектом, в частности число ошибочных
попыток и время, затрачиваемое им на поиск правильного решения,
позволяют оценить его способность быстро (или медленно) переклю-
чаться с одного способа решения на другой. Поскольку показателем
лабильности в данной методике выступает время, результаты экспери-
мента можно подвергать не только качественному, но и количествен-
ному анализу, представив результаты на уровне шкал отношений.
Стимульный материал и оборудование.
Для каждого испытуемого подготовлено 10 словесных лабирин-
тов, каждый лабиринт на отдельной карточке. Набор букв выглядит
случайным, однако в нем обязательно зашифровано какое-нибудь сло-
во (см. приложение 2).
Для регистрации времени решения задачи нужен секундомер, а
испытуемому – карандаш. Результаты исследования записывают в за-
готовленную форму протокола (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Время и число попыток решения задачи испытуемым
Номер задачи
Статистиче-
ские показа-
тели
Показа-
тели
решения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 М М
Время
(сек.)
Число
попыток
Ход работы.
Работа выполняется в парах: один студент выполняет функцию
испытуемого, другой – функцию экспериментатора. Экспериментатор
сообщает испытуемому инструкцию. После предъявления каждой кар-
точки с заданием испытуемому экспериментатор включает секундо-
мер, выключая его сразу после записи испытуемым своего ответа.
Время решения задачи экспериментатор записывает в протокол. По
направлению движения карандаша испытуемого и по буквенному про-
говариванию им ответа во время опыта экспериментатор подсчитывает
количество его попыток отыскать выход из лабиринта. Это количество
он также фиксирует в протоколе.
Инструкция испытуемому.
«Сейчас Вам будут выданы карточки со словесными лабиринта-
ми, в которых скрыты слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как
можно быстрее найти выход из этого лабиринта. Вход в лабиринт начи-
нается с правой стороны нижнего его ряда, а выходом (или концом ла-
биринта) является первая слева буква верхней строки. Для поиска выхо-
да из лабиринта можно использовать только «ход ладьи», т. е. продви-
гаться по вертикальному и горизонтальному направлениям на любое
количество букв. Продвигаясь с карандашом по лабиринту, Вы прогова-
ривайте вслух каждую найденную букву. Всего Вам будет предъявлено
10 лабиринтов. Поиск выхода из лабиринта каждый раз будете начинать
только после моего сигнала! Найденное слово записывайте тут же на
карточке. Постарайтесь работать как можно быстрее!»
Обработка результатов.
1) Сравнить ответы испытуемого с ключом. Ключ: 1. доклады-
вать, 2. подвижность, 3. эксперимент, 4. управляющий, 5. факультатив,
6. выступление, 7. предложение, 8. пролетариат, 9. содружество, 10.
языкознание.
2) для времени решения всех 10 задач рассчитать среднеарифме-
тическую величину (М), среднеквадратичное отклонение () и ошибку
средней ( М );
М – математическое ожидание, считается как среднее арифме-
тическое;
– среднеквадратическое (стандартное) отклонение:
2
i (x M)
N
−
М – ошибка средней
M M
3) для количества попыток всех 10 задач рассчитать средне-
арифметическую величину (М), среднеквадратичное отклонение () и
ошибку средней ( М );
4) построить Диаграмму 1, для чего на оси абсцисс указать но-
мера лабиринтов, а на оси ординат – время решения каждой задачи;
рядом с каждой экспериментальной величиной на диаграмме указать
число попыток решения задач;
5) построить Диаграмму 2, для чего на оси абсцисс указать но-
мера лабиринтов, а на оси ординат – число попыток решения задач,
рядом с каждой экспериментальной величиной на диаграмме указать
время решения каждой задачи;
6) во время анализа результатов исследования необходимо дать
развернутую интерпретацию полученных данных. Для этого следует
обратить внимание на показатели ошибки среднего времени и количе-
ство попыток решения всех задач: чем меньше данные показатели, тем
выше лабильность мыслительных процессов испытуемого. О лабиль-
ности мыслительных процессов испытуемого также свидетельствует
одинаковая высота столбцов на диаграмме.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте смысл методики «Словесный лабиринт», укажите
ее отличие от методики Лачинса.
2. Каким образом происходит определение количества попыток
решения задач испытуемым?
3. Какие количественные и качественные показатели служат ин-
дикаторами классификации испытуемых на лабильных и ригидных?
4. Можно ли сопоставить индивидуальные результаты лабиль-
ности мыслительных процессов испытуемых с данными, полученными
при исследовании когнитивной ригидности? Обоснуйте свою точку
зрения.
Исследование лабильности мыслительных процессов
(Методика «Словесный лабиринт»)
Цель: выявление подвижности или лабильности мыслительных
процессов.
Вводные замечания.
Данная методика является менее распространенной, чем мето-
дика А.С. Лачинса. В отличие от последней методика «Словесный ла-
биринт» позволяет выявить противоположное по отношению к ригид-
ности качество мыслительных процессов – их подвижность или ла-
бильность. Под лабильностью мыслительных процессов понимается
скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе
от решения одной задачи к решению другой. Поскольку для решения
всех задач не существует общего алгоритма, временные показатели
решения отдельных задач субъектом, в частности число ошибочных
попыток и время, затрачиваемое им на поиск правильного решения,
позволяют оценить его способность быстро (или медленно) переклю-
чаться с одного способа решения на другой. Поскольку показателем
лабильности в данной методике выступает время, результаты экспери-
мента можно подвергать не только качественному, но и количествен-
ному анализу, представив результаты на уровне шкал отношений.
Стимульный материал и оборудование.
Для каждого испытуемого подготовлено 10 словесных лабирин-
тов, каждый лабиринт на отдельной карточке. Набор букв выглядит
случайным, однако в нем обязательно зашифровано какое-нибудь сло-
во (см. приложение 2).
Для регистрации времени решения задачи нужен секундомер, а
испытуемому – карандаш. Результаты исследования записывают в за-
готовленную форму протокола (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Время и число попыток решения задачи испытуемым
Номер задачи
Статистиче-
ские показа-
тели
Показа-
тели
решения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 М М
Время
(сек.)
Число
попыток
Ход работы.
Работа выполняется в парах: один студент выполняет функцию
испытуемого, другой – функцию экспериментатора. Экспериментатор
сообщает испытуемому инструкцию. После предъявления каждой кар-
точки с заданием испытуемому экспериментатор включает секундо-
мер, выключая его сразу после записи испытуемым своего ответа.
Время решения задачи экспериментатор записывает в протокол. По
направлению движения карандаша испытуемого и по буквенному про-
говариванию им ответа во время опыта экспериментатор подсчитывает
количество его попыток отыскать выход из лабиринта. Это количество
он также фиксирует в протоколе.
Инструкция испытуемому.
«Сейчас Вам будут выданы карточки со словесными лабиринта-
ми, в которых скрыты слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как
можно быстрее найти выход из этого лабиринта. Вход в лабиринт начи-
нается с правой стороны нижнего его ряда, а выходом (или концом ла-
биринта) является первая слева буква верхней строки. Для поиска выхо-
да из лабиринта можно использовать только «ход ладьи», т. е. продви-
гаться по вертикальному и горизонтальному направлениям на любое
количество букв. Продвигаясь с карандашом по лабиринту, Вы прогова-
ривайте вслух каждую найденную букву. Всего Вам будет предъявлено
10 лабиринтов. Поиск выхода из лабиринта каждый раз будете начинать
только после моего сигнала! Найденное слово записывайте тут же на
карточке. Постарайтесь работать как можно быстрее!»
Обработка результатов.
1) Сравнить ответы испытуемого с ключом. Ключ: 1. доклады-
вать, 2. подвижность, 3. эксперимент, 4. управляющий, 5. факультатив,
6. выступление, 7. предложение, 8. пролетариат, 9. содружество, 10.
языкознание.
2) для времени решения всех 10 задач рассчитать среднеарифме-
тическую величину (М), среднеквадратичное отклонение () и ошибку
средней ( М );
М – математическое ожидание, считается как среднее арифме-
тическое;
– среднеквадратическое (стандартное) отклонение:
2
i (x M)
N
−
М – ошибка средней
M M
3) для количества попыток всех 10 задач рассчитать средне-
арифметическую величину (М), среднеквадратичное отклонение () и
ошибку средней ( М );
4) построить Диаграмму 1, для чего на оси абсцисс указать но-
мера лабиринтов, а на оси ординат – время решения каждой задачи;
рядом с каждой экспериментальной величиной на диаграмме указать
число попыток решения задач;
5) построить Диаграмму 2, для чего на оси абсцисс указать но-
мера лабиринтов, а на оси ординат – число попыток решения задач,
рядом с каждой экспериментальной величиной на диаграмме указать
время решения каждой задачи;
6) во время анализа результатов исследования необходимо дать
развернутую интерпретацию полученных данных. Для этого следует
обратить внимание на показатели ошибки среднего времени и количе-
ство попыток решения всех задач: чем меньше данные показатели, тем
выше лабильность мыслительных процессов испытуемого. О лабиль-
ности мыслительных процессов испытуемого также свидетельствует
одинаковая высота столбцов на диаграмме.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте смысл методики «Словесный лабиринт», укажите
ее отличие от методики Лачинса.
2. Каким образом происходит определение количества попыток
решения задач испытуемым?
3. Какие количественные и качественные показатели служат ин-
дикаторами классификации испытуемых на лабильных и ригидных?
4. Можно ли сопоставить индивидуальные результаты лабиль-
ности мыслительных процессов испытуемых с данными, полученными
при исследовании когнитивной ригидности? Обоснуйте свою точку
зрения.