Лабораторная работа № 8
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование стратегий использования информации
при решении задач
Цель: исследование мыслительных стратегий составления опре-
деленного плана действий.
Вводные замечания.
«Известно, что пробным действиям человека предшествует оп-
ределенный план действий, предположения, гипотезы. Даже в том
случае, когда человек встречается с проблемной ситуацией, требую-
щей для своего разрешения «чисто» пробных действий без выдвиже-
ния каких-либо гипотез и предположений, человек остается верен се-
бе» (А.Н. Захаров, 1963). Именно связанные с этим особенности мыш-
ления рассматриваются в данной работе.
Для того чтобы испытуемому решить поставленную задачу, дос-
таточно выполнить четыре хода. Но для этого нужно: 1) знать некото-
рые свойства системы, которую решает испытуемый; 2) придержи-
ваться определенной стратегии решения и использовать ряд вспомога-
тельных приемов; 3) выполнять решение в соответствии с набором
правил в строго определенной последовательности (т. е. в соответст-
вии с алгоритмом).
Однако испытуемый не знает этих свойств, приемов, алгоритма,
поэтому задача является для него сложной. Для ее решения он исполь-
зует другие, чисто «человеческие приемы», например, пытается уга-
дать признак, который загадал экспериментатор в каждой расстановке.
Цель исследования как раз состоит в том, чтобы реальное решение за-
дачи испытуемым сопоставить с решением, теоретически возможным,
обратив особое внимание на использование информации испытуемым
в ходе решения.
Стимульный материал и оборудование.
Доска с двумя клетками, восемь различных карточек с рисунка-
ми.
Протокол для регистрации данных (табл. 6), ручка.
Ход работы.
Экспериментатор присваивает каждой карточке с рисунком оп-
ределенную букву для регистрации данных в протоколе. После этого
он задумывает распределение предметов в клетках (по 4 в каждой) и
фиксирует эту информацию в протоколе (в графе – исходная расста-
новка).
Испытуемому предлагается как можно быстрее отгадать заду-
манное распределение. Для этого он должен выполнить некоторую
расстановку и узнать у экспериментатора, сколько предметов постав-
лено правильно в каждой клетке (порядок предметов внутри клеток не
имеет значения).
Задача экспериментатора состоит в том, чтобы узнать от испы-
туемого, почему именно так были расставлены предметы, что ожидает
испытуемый от этого хода, как намерен поступать дальше. Только по-
сле этого испытуемому сообщаются результаты данного хода и выяс-
няется его отношение к полученным результатам, его дальнейшие
планы. После этого испытуемый реализует следующую расстановку и
так до тех пор, пока не отгадает исходной расстановки, задуманной
экспериментатором.
Для анализа наиболее интересны многоходовые решения (более
5 ходов), поэтому экспериментатор проводит такое количество опытов,
которое позволяет получить 5 многоходовых решений и несколько
коротких.
Экспериментатор весь эксперимент должен организовать как
свободную беседу, запротоколировать ход рассуждений испытуемого
на протяжении всего опыта (см. табл. 6).
Т а б л и ц а 6
Результаты эксперимента
«Исследование стратегий использования информации
при решении задач»
Испытуемый Экспериментатор
№
п/п
расстановка
соображения
мог установить
фактически знал
количество пра-
вильно стоящих
предметов
примечания в ходе
решения
комментарии при
анализе
1 2 3 4 5 6 7 8
Опыт 1
Исходная расстановка …
1
2
В ходе выполнения работы экспериментатор заполняет графы 2,
3, 6, 7. Остальные заполняются, когда анализируется полученный ма-
териал. После очередного хода и получения информации о том, сколь-
ко теперь правильно стоящих предметов, испытуемый говорит о том, в
какой мере оправдались его надежды, как он ко всему этому относит-
ся, что бы могли значить полученные результаты. Все это заносится в
3 графу. После этого испытуемый производит новую расстановку
(фиксируется в графе 2) и объясняет, почему он теперь ставит предме-
ты именно так, какую гипотезу он проверяет и т. п. Его соображения
также заносятся в графу 3. Только после этого испытуемому сообщают
результаты новой расстановки (графа 6). Все свои соображения по хо-
ду опыта экспериментатор заносит в графу 7.
Инструкция испытуемому.
«Перед Вами восемь карточек с рисунками и игровое поле с
двумя клетками. Я загадал определенное расположение карточек по
четыре в каждой клетке (порядок расположения карточек в клетке зна-
чения не имеет). Ваша задача как можно быстрее угадать исходную
расстановку путем одновременного перемещения карточек из одной
клетки в другую. За один ход вы можете переместить любое количест-
во карточек – две, четыре, шесть или восемь. После каждого хода я буду сообщать вам количество карточек в каждом поле, соответст-
вующее задуманной мной расстановке. А Вы в свою очередь будете
делиться вашим отношением к полученным результатам, гипотезами,
планами относительно следующей расстановки. Данная игра закончит-
ся тогда, когда мой ответ будет «4:4». Весь эксперимент будет состо-
ять из нескольких подобных заданий».
Обработка результатов.
В ходе анализа протоколов необходимо установить и записать в
графу 4, что мог узнать испытуемый на основе данных, полученных от
экспериментатора, об очередном ходе.
Так, если испытуемый от расстановки ОСКП, РЛЗД перешел к
расстановке ОЗКП, РЛСД, т. е. поменял З на С, то в результате он мо-
жет узнать от экспериментатора, что
1) количество правильно стоящих предметов увеличилось на 1.
Это значит, что данные предметы пришли в свои клетки, т. е. З стоит
слева, а С – справа. В этом случае в графе 4 мы можем начертить «дос-
ку» с двумя клетками и поместить З в левую, а С – в правую клетку:
З С
2) количество правильно стоящих предметов уменьшилось на 1.
Рассуждая тем же способом, мы придем к выводу, что С надо помес-
тить в левую, а 3 – в правую клетку:
С З
3) количество правильно стоящих предметов не изменилось. Это
значит, что оба предмета принадлежат одной и той же клетке, но мы
пока не знаем, какой. В графе 4 («мог установить») этот факт мы мо-
жем изобразить, например, следующим образом:
(з с)
Продолжая анализ протокола, переходя от хода к ходу, мы смо-
жем установить, что должен был бы знать испытуемый к данному мо-
менту о задуманном расположении предметов. Его реальные ходы и
рассуждения должны дать нам материал для заполнения пятой графы. В восьмой графе («комментарии при анализе») экспериментатор
должен попытаться объяснить, почему испытуемый не выявил, не ис-
пользовал, утерял ту или иную информацию во время очередного хода.
Данная работа позволяет проанализировать полученный матери-
ал еще и с другой стороны. Мы уже говорили о том, что для правиль-
ного решения задачи испытуемый должен открыть для себя различные
особенности и свойства системы, которая лежит в основе игры. Вот
некоторые из свойств этой системы:
а) количество правильно стоящих предметов всегда одинаково в
обеих клетках, т. е., например, может быть два правильных слева и два
справа, 1 слева и 1 справа, но не может быть 1 слева и 3 справа;
б) если справа и слева нет ни одного правильно стоящего пред-
мета, то это очень хорошая ситуация: достаточно поменять содержи-
мое клеток местами, и мы получим правильную расстановку:
в) из последнего становится ясно, что ситуации с одним предме-
том, правильно стоящим в каждой клетке, равноценны ситуациям, ко-
гда в каждой клетке верно стоят по три предмета.
Решая задачу, испытуемый может пользоваться разными страте-
гиями, вытекающими из разных рабочих гипотез. Например, можно
принять, что задача сложна и ничего в ней рассуждениями не узнаешь,
и придерживаться стратегии слепых проб, пока случайно не получится
верная расстановка. Можно предположить, что экспериментатор заду-
мал расстановку по какому-то закону, например, слева – все предметы,
имеющие стеклянные части, справа – все остальные. Тогда стратегия
будет заключаться в выдвижении и проверке гипотез о том, что заду-
мал экспериментатор. Возможны и другие стратегии. В то же время
испытуемые могут применять различные приемы, помогающие решать
задачу, например, откладывать правильно стоящие фигуры в сторону,
не повторять расстановку, которая была правильной в прошлый раз и
т. д. Чтобы быстро решить эту задачу, нужно за один ход менять мес-
тами только два какие-либо предмета. Если удалось установить, что
данные два предмета из одной клетки, но неизвестно из какой, нужно
следующим ходом поменять местами один из этих предметов с каким-
нибудь другим.
Экспериментатор должен описать: 1) как постепенно испытуе-
мый открывает для себя свойства системы; 2) как находит правила бы-
строго решения задачи; 3) какими пользуется стратегиями, как и поче-
му они сменяют друг друга.
Контрольные вопросы:
1. Каковы, по вашему мнению, сильные и слабые стороны чело-
веческого способа решения задач, по сравнению с машинным?
2. Каковы причины потери информации в ходе решения задачи?
3. Можно ли сказать, какая часть информации, поступающей к
испытуемому, используется?
Исследование стратегий использования информации
при решении задач
Цель: исследование мыслительных стратегий составления опре-
деленного плана действий.
Вводные замечания.
«Известно, что пробным действиям человека предшествует оп-
ределенный план действий, предположения, гипотезы. Даже в том
случае, когда человек встречается с проблемной ситуацией, требую-
щей для своего разрешения «чисто» пробных действий без выдвиже-
ния каких-либо гипотез и предположений, человек остается верен се-
бе» (А.Н. Захаров, 1963). Именно связанные с этим особенности мыш-
ления рассматриваются в данной работе.
Для того чтобы испытуемому решить поставленную задачу, дос-
таточно выполнить четыре хода. Но для этого нужно: 1) знать некото-
рые свойства системы, которую решает испытуемый; 2) придержи-
ваться определенной стратегии решения и использовать ряд вспомога-
тельных приемов; 3) выполнять решение в соответствии с набором
правил в строго определенной последовательности (т. е. в соответст-
вии с алгоритмом).
Однако испытуемый не знает этих свойств, приемов, алгоритма,
поэтому задача является для него сложной. Для ее решения он исполь-
зует другие, чисто «человеческие приемы», например, пытается уга-
дать признак, который загадал экспериментатор в каждой расстановке.
Цель исследования как раз состоит в том, чтобы реальное решение за-
дачи испытуемым сопоставить с решением, теоретически возможным,
обратив особое внимание на использование информации испытуемым
в ходе решения.
Стимульный материал и оборудование.
Доска с двумя клетками, восемь различных карточек с рисунка-
ми.
Протокол для регистрации данных (табл. 6), ручка.
Ход работы.
Экспериментатор присваивает каждой карточке с рисунком оп-
ределенную букву для регистрации данных в протоколе. После этого
он задумывает распределение предметов в клетках (по 4 в каждой) и
фиксирует эту информацию в протоколе (в графе – исходная расста-
новка).
Испытуемому предлагается как можно быстрее отгадать заду-
манное распределение. Для этого он должен выполнить некоторую
расстановку и узнать у экспериментатора, сколько предметов постав-
лено правильно в каждой клетке (порядок предметов внутри клеток не
имеет значения).
Задача экспериментатора состоит в том, чтобы узнать от испы-
туемого, почему именно так были расставлены предметы, что ожидает
испытуемый от этого хода, как намерен поступать дальше. Только по-
сле этого испытуемому сообщаются результаты данного хода и выяс-
няется его отношение к полученным результатам, его дальнейшие
планы. После этого испытуемый реализует следующую расстановку и
так до тех пор, пока не отгадает исходной расстановки, задуманной
экспериментатором.
Для анализа наиболее интересны многоходовые решения (более
5 ходов), поэтому экспериментатор проводит такое количество опытов,
которое позволяет получить 5 многоходовых решений и несколько
коротких.
Экспериментатор весь эксперимент должен организовать как
свободную беседу, запротоколировать ход рассуждений испытуемого
на протяжении всего опыта (см. табл. 6).
Т а б л и ц а 6
Результаты эксперимента
«Исследование стратегий использования информации
при решении задач»
Испытуемый Экспериментатор
№
п/п
расстановка
соображения
мог установить
фактически знал
количество пра-
вильно стоящих
предметов
примечания в ходе
решения
комментарии при
анализе
1 2 3 4 5 6 7 8
Опыт 1
Исходная расстановка …
1
2
В ходе выполнения работы экспериментатор заполняет графы 2,
3, 6, 7. Остальные заполняются, когда анализируется полученный ма-
териал. После очередного хода и получения информации о том, сколь-
ко теперь правильно стоящих предметов, испытуемый говорит о том, в
какой мере оправдались его надежды, как он ко всему этому относит-
ся, что бы могли значить полученные результаты. Все это заносится в
3 графу. После этого испытуемый производит новую расстановку
(фиксируется в графе 2) и объясняет, почему он теперь ставит предме-
ты именно так, какую гипотезу он проверяет и т. п. Его соображения
также заносятся в графу 3. Только после этого испытуемому сообщают
результаты новой расстановки (графа 6). Все свои соображения по хо-
ду опыта экспериментатор заносит в графу 7.
Инструкция испытуемому.
«Перед Вами восемь карточек с рисунками и игровое поле с
двумя клетками. Я загадал определенное расположение карточек по
четыре в каждой клетке (порядок расположения карточек в клетке зна-
чения не имеет). Ваша задача как можно быстрее угадать исходную
расстановку путем одновременного перемещения карточек из одной
клетки в другую. За один ход вы можете переместить любое количест-
во карточек – две, четыре, шесть или восемь. После каждого хода я буду сообщать вам количество карточек в каждом поле, соответст-
вующее задуманной мной расстановке. А Вы в свою очередь будете
делиться вашим отношением к полученным результатам, гипотезами,
планами относительно следующей расстановки. Данная игра закончит-
ся тогда, когда мой ответ будет «4:4». Весь эксперимент будет состо-
ять из нескольких подобных заданий».
Обработка результатов.
В ходе анализа протоколов необходимо установить и записать в
графу 4, что мог узнать испытуемый на основе данных, полученных от
экспериментатора, об очередном ходе.
Так, если испытуемый от расстановки ОСКП, РЛЗД перешел к
расстановке ОЗКП, РЛСД, т. е. поменял З на С, то в результате он мо-
жет узнать от экспериментатора, что
1) количество правильно стоящих предметов увеличилось на 1.
Это значит, что данные предметы пришли в свои клетки, т. е. З стоит
слева, а С – справа. В этом случае в графе 4 мы можем начертить «дос-
ку» с двумя клетками и поместить З в левую, а С – в правую клетку:
З С
2) количество правильно стоящих предметов уменьшилось на 1.
Рассуждая тем же способом, мы придем к выводу, что С надо помес-
тить в левую, а 3 – в правую клетку:
С З
3) количество правильно стоящих предметов не изменилось. Это
значит, что оба предмета принадлежат одной и той же клетке, но мы
пока не знаем, какой. В графе 4 («мог установить») этот факт мы мо-
жем изобразить, например, следующим образом:
(з с)
Продолжая анализ протокола, переходя от хода к ходу, мы смо-
жем установить, что должен был бы знать испытуемый к данному мо-
менту о задуманном расположении предметов. Его реальные ходы и
рассуждения должны дать нам материал для заполнения пятой графы. В восьмой графе («комментарии при анализе») экспериментатор
должен попытаться объяснить, почему испытуемый не выявил, не ис-
пользовал, утерял ту или иную информацию во время очередного хода.
Данная работа позволяет проанализировать полученный матери-
ал еще и с другой стороны. Мы уже говорили о том, что для правиль-
ного решения задачи испытуемый должен открыть для себя различные
особенности и свойства системы, которая лежит в основе игры. Вот
некоторые из свойств этой системы:
а) количество правильно стоящих предметов всегда одинаково в
обеих клетках, т. е., например, может быть два правильных слева и два
справа, 1 слева и 1 справа, но не может быть 1 слева и 3 справа;
б) если справа и слева нет ни одного правильно стоящего пред-
мета, то это очень хорошая ситуация: достаточно поменять содержи-
мое клеток местами, и мы получим правильную расстановку:
в) из последнего становится ясно, что ситуации с одним предме-
том, правильно стоящим в каждой клетке, равноценны ситуациям, ко-
гда в каждой клетке верно стоят по три предмета.
Решая задачу, испытуемый может пользоваться разными страте-
гиями, вытекающими из разных рабочих гипотез. Например, можно
принять, что задача сложна и ничего в ней рассуждениями не узнаешь,
и придерживаться стратегии слепых проб, пока случайно не получится
верная расстановка. Можно предположить, что экспериментатор заду-
мал расстановку по какому-то закону, например, слева – все предметы,
имеющие стеклянные части, справа – все остальные. Тогда стратегия
будет заключаться в выдвижении и проверке гипотез о том, что заду-
мал экспериментатор. Возможны и другие стратегии. В то же время
испытуемые могут применять различные приемы, помогающие решать
задачу, например, откладывать правильно стоящие фигуры в сторону,
не повторять расстановку, которая была правильной в прошлый раз и
т. д. Чтобы быстро решить эту задачу, нужно за один ход менять мес-
тами только два какие-либо предмета. Если удалось установить, что
данные два предмета из одной клетки, но неизвестно из какой, нужно
следующим ходом поменять местами один из этих предметов с каким-
нибудь другим.
Экспериментатор должен описать: 1) как постепенно испытуе-
мый открывает для себя свойства системы; 2) как находит правила бы-
строго решения задачи; 3) какими пользуется стратегиями, как и поче-
му они сменяют друг друга.
Контрольные вопросы:
1. Каковы, по вашему мнению, сильные и слабые стороны чело-
веческого способа решения задач, по сравнению с машинным?
2. Каковы причины потери информации в ходе решения задачи?
3. Можно ли сказать, какая часть информации, поступающей к
испытуемому, используется?