Лабораторная работа № 14

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Исследование воздейственной и информативной функций речи

Цель: исследование влияния речи на другого человека при со-

вместной деятельности.

Вводные замечания.

В речи различаются две основные функции: сообщение и побу-

ждение к действию (Н.И. Жинкин, 1956). Другими словами – комму-

никативная и побудительная функции речи. Речь человека может од-

новременно выполнять обе функции, и вместе с тем то одна из них, то

другая может преобладать. Если разрешить человеку пользоваться

только словами, условно принадлежащими к той или иной группе, от-

ражающей определенную функцию речи, то понимание речи собесед-

ником будет затруднено. Специфика возникших затруднений, способы

их преодоления будут характеризовать особенности и возможности

выбранных групп слов.

Стимульный материал и оборудование.

3 бланка с контурными рисунками (примерный образец – см.

приложение 17).

Карандаш, часы (секундомер), протокол для регистрации дан-

ных.

Ход работы.

В работе принимают участие два испытуемых и эксперимента-

тор. Экспериментатор заготавливает рисунки по одному для каждого

опыта. Все три рисунка должны быть примерно одинаковые по уровню

сложности и размеру.

Процедура проведения опыта. Испытуемый 1 не должен видеть

рисунки, для чего ему завязывают глаза. После этого Испытуемому 1

дают в руку карандаш и формулируют задачу – обвести как можно бы-

стрее и точнее рисунок по командам. Указания (команды) дает Испы-

туемый 2. Все данные исследования, в том числе команды Испытуемо-

го 2, действия 1-го испытуемого и время проведения опыта регистри-

руются в протоколе экспериментатором (табл. 13).

Т а б л и ц а 1 3

Количественные и качественные показатели испытуемых

Номер

опыта Время Команда 2-го

испытуемого

Действия 1-го

испытуемого

Причины

непонимания

Каждая пара испытуемых участвует в трех заданиях.

1-е задание. Испытуемый 2 для управления Испытуемым 1 ис-

пользует любые слова, кроме описания формы объекта на рисунках.

2-е задание. 2-й испытуемый использует слова «начали», «за-

кончили», «рисуй», «стоп» для управления 1-м испытуемым.

3-е задание. 2-ой испытуемый использует слова «вверх», «впра-

во», «круто», «нет» для управления 1-м испытуемым.

1-й испытуемый во время проведения опытов молчит, выполняя

или не выполняя указания второго, в зависимости от того, как он по-

нял указание, и руководствуясь стремлением как можно быстрее и

точнее произвести обводку. После 3-х заданий фиксируется самоотчет

обоих испытуемых.

Инструкция испытуемому.

«Ваша задача – обвести как можно быстрее и точнее рисунок.

При этом ваши глаза будут закрыты. Во время проведения опыта вы

должны молча выполнять инструкции так, как вы их поняли, не забы-

вая при этом о поставленной задаче. Всего опытов будет три».

Обработка результатов.

Определите, какая функция речи была преобладающей в каждом

эксперименте и каковы были ограничения речи Испытуемого 2.

Измерьте всю длину линии обводки (l общ), т. е. всю длину ли-

нии, нарисованной Испытуемым 1. Затем измерьте длину качественно

стабильной обводки (l кач), т. е., где линия обводки совпадает с линия-

ми фигуры.

После определите долю стабильно качественной обводки (Х) по

формуле:

Х= l кач/l общ х 100%.

При обработке результатов заполните протокол эксперимента

(табл. 14).

Т а б л и ц а 1 4

Сводные результаты испытуемых по 3-м опытам

Номер опыта Время выполнения Доля стабильно

качественной обводки

Соотнесите команды Испытуемого 2 и действия Испытуемого 1,

произведите анализ причин непонимания между испытуемыми.

Проанализируйте полученные количественные и качественные

результаты каждого этапа исследования в соответствии с целью и ги-

потезами исследования.

Контрольные вопросы:

1. Как проявилось различие информативной и воздейственной

функций речи.

2. Каким образом изменение возможностей речи Испытуемого 2

(1, 2, 3 задания) оказывает влияние на понимание и действия Испы-

туемого 1?

3. Какие трудности в коммуникации испытуемых были обнару-

жены?

4. Каковы стратегии испытуемых при успешной обводке?

5. Какие примеры из жизни подтверждают данные закономерно-

сти?

Исследование воздейственной и информативной функций речи

Цель: исследование влияния речи на другого человека при со-

вместной деятельности.

Вводные замечания.

В речи различаются две основные функции: сообщение и побу-

ждение к действию (Н.И. Жинкин, 1956). Другими словами – комму-

никативная и побудительная функции речи. Речь человека может од-

новременно выполнять обе функции, и вместе с тем то одна из них, то

другая может преобладать. Если разрешить человеку пользоваться

только словами, условно принадлежащими к той или иной группе, от-

ражающей определенную функцию речи, то понимание речи собесед-

ником будет затруднено. Специфика возникших затруднений, способы

их преодоления будут характеризовать особенности и возможности

выбранных групп слов.

Стимульный материал и оборудование.

3 бланка с контурными рисунками (примерный образец – см.

приложение 17).

Карандаш, часы (секундомер), протокол для регистрации дан-

ных.

Ход работы.

В работе принимают участие два испытуемых и эксперимента-

тор. Экспериментатор заготавливает рисунки по одному для каждого

опыта. Все три рисунка должны быть примерно одинаковые по уровню

сложности и размеру.

Процедура проведения опыта. Испытуемый 1 не должен видеть

рисунки, для чего ему завязывают глаза. После этого Испытуемому 1

дают в руку карандаш и формулируют задачу – обвести как можно бы-

стрее и точнее рисунок по командам. Указания (команды) дает Испы-

туемый 2. Все данные исследования, в том числе команды Испытуемо-

го 2, действия 1-го испытуемого и время проведения опыта регистри-

руются в протоколе экспериментатором (табл. 13).

Т а б л и ц а 1 3

Количественные и качественные показатели испытуемых

Номер

опыта Время Команда 2-го

испытуемого

Действия 1-го

испытуемого

Причины

непонимания

Каждая пара испытуемых участвует в трех заданиях.

1-е задание. Испытуемый 2 для управления Испытуемым 1 ис-

пользует любые слова, кроме описания формы объекта на рисунках.

2-е задание. 2-й испытуемый использует слова «начали», «за-

кончили», «рисуй», «стоп» для управления 1-м испытуемым.

3-е задание. 2-ой испытуемый использует слова «вверх», «впра-

во», «круто», «нет» для управления 1-м испытуемым.

1-й испытуемый во время проведения опытов молчит, выполняя

или не выполняя указания второго, в зависимости от того, как он по-

нял указание, и руководствуясь стремлением как можно быстрее и

точнее произвести обводку. После 3-х заданий фиксируется самоотчет

обоих испытуемых.

Инструкция испытуемому.

«Ваша задача – обвести как можно быстрее и точнее рисунок.

При этом ваши глаза будут закрыты. Во время проведения опыта вы

должны молча выполнять инструкции так, как вы их поняли, не забы-

вая при этом о поставленной задаче. Всего опытов будет три».

Обработка результатов.

Определите, какая функция речи была преобладающей в каждом

эксперименте и каковы были ограничения речи Испытуемого 2.

Измерьте всю длину линии обводки (l общ), т. е. всю длину ли-

нии, нарисованной Испытуемым 1. Затем измерьте длину качественно

стабильной обводки (l кач), т. е., где линия обводки совпадает с линия-

ми фигуры.

После определите долю стабильно качественной обводки (Х) по

формуле:

Х= l кач/l общ х 100%.

При обработке результатов заполните протокол эксперимента

(табл. 14).

Т а б л и ц а 1 4

Сводные результаты испытуемых по 3-м опытам

Номер опыта Время выполнения Доля стабильно

качественной обводки

Соотнесите команды Испытуемого 2 и действия Испытуемого 1,

произведите анализ причин непонимания между испытуемыми.

Проанализируйте полученные количественные и качественные

результаты каждого этапа исследования в соответствии с целью и ги-

потезами исследования.

Контрольные вопросы:

1. Как проявилось различие информативной и воздейственной

функций речи.

2. Каким образом изменение возможностей речи Испытуемого 2

(1, 2, 3 задания) оказывает влияние на понимание и действия Испы-

туемого 1?

3. Какие трудности в коммуникации испытуемых были обнару-

жены?

4. Каковы стратегии испытуемых при успешной обводке?

5. Какие примеры из жизни подтверждают данные закономерно-

сти?