Лабораторная работа № 14
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование воздейственной и информативной функций речи
Цель: исследование влияния речи на другого человека при со-
вместной деятельности.
Вводные замечания.
В речи различаются две основные функции: сообщение и побу-
ждение к действию (Н.И. Жинкин, 1956). Другими словами – комму-
никативная и побудительная функции речи. Речь человека может од-
новременно выполнять обе функции, и вместе с тем то одна из них, то
другая может преобладать. Если разрешить человеку пользоваться
только словами, условно принадлежащими к той или иной группе, от-
ражающей определенную функцию речи, то понимание речи собесед-
ником будет затруднено. Специфика возникших затруднений, способы
их преодоления будут характеризовать особенности и возможности
выбранных групп слов.
Стимульный материал и оборудование.
3 бланка с контурными рисунками (примерный образец – см.
приложение 17).
Карандаш, часы (секундомер), протокол для регистрации дан-
ных.
Ход работы.
В работе принимают участие два испытуемых и эксперимента-
тор. Экспериментатор заготавливает рисунки по одному для каждого
опыта. Все три рисунка должны быть примерно одинаковые по уровню
сложности и размеру.
Процедура проведения опыта. Испытуемый 1 не должен видеть
рисунки, для чего ему завязывают глаза. После этого Испытуемому 1
дают в руку карандаш и формулируют задачу – обвести как можно бы-
стрее и точнее рисунок по командам. Указания (команды) дает Испы-
туемый 2. Все данные исследования, в том числе команды Испытуемо-
го 2, действия 1-го испытуемого и время проведения опыта регистри-
руются в протоколе экспериментатором (табл. 13).
Т а б л и ц а 1 3
Количественные и качественные показатели испытуемых
Номер
опыта Время Команда 2-го
испытуемого
Действия 1-го
испытуемого
Причины
непонимания
Каждая пара испытуемых участвует в трех заданиях.
1-е задание. Испытуемый 2 для управления Испытуемым 1 ис-
пользует любые слова, кроме описания формы объекта на рисунках.
2-е задание. 2-й испытуемый использует слова «начали», «за-
кончили», «рисуй», «стоп» для управления 1-м испытуемым.
3-е задание. 2-ой испытуемый использует слова «вверх», «впра-
во», «круто», «нет» для управления 1-м испытуемым.
1-й испытуемый во время проведения опытов молчит, выполняя
или не выполняя указания второго, в зависимости от того, как он по-
нял указание, и руководствуясь стремлением как можно быстрее и
точнее произвести обводку. После 3-х заданий фиксируется самоотчет
обоих испытуемых.
Инструкция испытуемому.
«Ваша задача – обвести как можно быстрее и точнее рисунок.
При этом ваши глаза будут закрыты. Во время проведения опыта вы
должны молча выполнять инструкции так, как вы их поняли, не забы-
вая при этом о поставленной задаче. Всего опытов будет три».
Обработка результатов.
Определите, какая функция речи была преобладающей в каждом
эксперименте и каковы были ограничения речи Испытуемого 2.
Измерьте всю длину линии обводки (l общ), т. е. всю длину ли-
нии, нарисованной Испытуемым 1. Затем измерьте длину качественно
стабильной обводки (l кач), т. е., где линия обводки совпадает с линия-
ми фигуры.
После определите долю стабильно качественной обводки (Х) по
формуле:
Х= l кач/l общ х 100%.
При обработке результатов заполните протокол эксперимента
(табл. 14).
Т а б л и ц а 1 4
Сводные результаты испытуемых по 3-м опытам
Номер опыта Время выполнения Доля стабильно
качественной обводки
Соотнесите команды Испытуемого 2 и действия Испытуемого 1,
произведите анализ причин непонимания между испытуемыми.
Проанализируйте полученные количественные и качественные
результаты каждого этапа исследования в соответствии с целью и ги-
потезами исследования.
Контрольные вопросы:
1. Как проявилось различие информативной и воздейственной
функций речи.
2. Каким образом изменение возможностей речи Испытуемого 2
(1, 2, 3 задания) оказывает влияние на понимание и действия Испы-
туемого 1?
3. Какие трудности в коммуникации испытуемых были обнару-
жены?
4. Каковы стратегии испытуемых при успешной обводке?
5. Какие примеры из жизни подтверждают данные закономерно-
сти?
Исследование воздейственной и информативной функций речи
Цель: исследование влияния речи на другого человека при со-
вместной деятельности.
Вводные замечания.
В речи различаются две основные функции: сообщение и побу-
ждение к действию (Н.И. Жинкин, 1956). Другими словами – комму-
никативная и побудительная функции речи. Речь человека может од-
новременно выполнять обе функции, и вместе с тем то одна из них, то
другая может преобладать. Если разрешить человеку пользоваться
только словами, условно принадлежащими к той или иной группе, от-
ражающей определенную функцию речи, то понимание речи собесед-
ником будет затруднено. Специфика возникших затруднений, способы
их преодоления будут характеризовать особенности и возможности
выбранных групп слов.
Стимульный материал и оборудование.
3 бланка с контурными рисунками (примерный образец – см.
приложение 17).
Карандаш, часы (секундомер), протокол для регистрации дан-
ных.
Ход работы.
В работе принимают участие два испытуемых и эксперимента-
тор. Экспериментатор заготавливает рисунки по одному для каждого
опыта. Все три рисунка должны быть примерно одинаковые по уровню
сложности и размеру.
Процедура проведения опыта. Испытуемый 1 не должен видеть
рисунки, для чего ему завязывают глаза. После этого Испытуемому 1
дают в руку карандаш и формулируют задачу – обвести как можно бы-
стрее и точнее рисунок по командам. Указания (команды) дает Испы-
туемый 2. Все данные исследования, в том числе команды Испытуемо-
го 2, действия 1-го испытуемого и время проведения опыта регистри-
руются в протоколе экспериментатором (табл. 13).
Т а б л и ц а 1 3
Количественные и качественные показатели испытуемых
Номер
опыта Время Команда 2-го
испытуемого
Действия 1-го
испытуемого
Причины
непонимания
Каждая пара испытуемых участвует в трех заданиях.
1-е задание. Испытуемый 2 для управления Испытуемым 1 ис-
пользует любые слова, кроме описания формы объекта на рисунках.
2-е задание. 2-й испытуемый использует слова «начали», «за-
кончили», «рисуй», «стоп» для управления 1-м испытуемым.
3-е задание. 2-ой испытуемый использует слова «вверх», «впра-
во», «круто», «нет» для управления 1-м испытуемым.
1-й испытуемый во время проведения опытов молчит, выполняя
или не выполняя указания второго, в зависимости от того, как он по-
нял указание, и руководствуясь стремлением как можно быстрее и
точнее произвести обводку. После 3-х заданий фиксируется самоотчет
обоих испытуемых.
Инструкция испытуемому.
«Ваша задача – обвести как можно быстрее и точнее рисунок.
При этом ваши глаза будут закрыты. Во время проведения опыта вы
должны молча выполнять инструкции так, как вы их поняли, не забы-
вая при этом о поставленной задаче. Всего опытов будет три».
Обработка результатов.
Определите, какая функция речи была преобладающей в каждом
эксперименте и каковы были ограничения речи Испытуемого 2.
Измерьте всю длину линии обводки (l общ), т. е. всю длину ли-
нии, нарисованной Испытуемым 1. Затем измерьте длину качественно
стабильной обводки (l кач), т. е., где линия обводки совпадает с линия-
ми фигуры.
После определите долю стабильно качественной обводки (Х) по
формуле:
Х= l кач/l общ х 100%.
При обработке результатов заполните протокол эксперимента
(табл. 14).
Т а б л и ц а 1 4
Сводные результаты испытуемых по 3-м опытам
Номер опыта Время выполнения Доля стабильно
качественной обводки
Соотнесите команды Испытуемого 2 и действия Испытуемого 1,
произведите анализ причин непонимания между испытуемыми.
Проанализируйте полученные количественные и качественные
результаты каждого этапа исследования в соответствии с целью и ги-
потезами исследования.
Контрольные вопросы:
1. Как проявилось различие информативной и воздейственной
функций речи.
2. Каким образом изменение возможностей речи Испытуемого 2
(1, 2, 3 задания) оказывает влияние на понимание и действия Испы-
туемого 1?
3. Какие трудности в коммуникации испытуемых были обнару-
жены?
4. Каковы стратегии испытуемых при успешной обводке?
5. Какие примеры из жизни подтверждают данные закономерно-
сти?