Лабораторная работа № 13
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование понимания речи при артикуляционных помехах
Цель: исследование влияния артикуляционных помех на пони-
мание речи говорящего
Вводные замечания.
Как известно, «исключение речедвижений необычно сильно за-
трудняет понимание речи» (А.Н. Соколов, 1968). Если предложить ис-
пытуемому прослушать и понять какой-либо текст, но при этом соз-
дать речевые помехи, например, предложить одновременно с прослу-
шиванием производить счет или произносить знакомое стихотворение,
то понимание будет затруднено, а понятые слова будут почти мгно-
венно забываться. Временами, по данным А.Н. Соколова, испытуемые
все же могут слушать речь, понимать и запоминать отдельные слова и
выражения. Но это происходит при повторениях в произносимых ис-
пытуемым словах, в момент переходов от строфы к строфе (при про-
изнесении стихотворения) и при других перерывах в речевых помехах.
Стимульный материал и оборудование.
Набор текстов (см. приложение 16).
Чистый лист бумаги, протокол для регистрации данных, ручка.
Ход работы.
Эксперимент проводится в три этапа (включает три задания). В
каждом задании испытуемому предлагается одновременно запоминать
текст и осуществлять, так называемые артикуляционные помехи:
1. Испытуемый слушает текст и ритмично произносит слоги.
2. Испытуемый в процессе прослушивания текста ритмично счи-
тает от 1 и т. д.
3. Испытуемый в процессе прослушивания текста читает стихи
(по выбору).
Через 10–15 секунд после окончания каждого задания испытуе-
мый должен на листке бумаги воспроизвести дословно то, что он за-
помнил.
Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется
участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет опреде-
ленные функции: Экспериментатор 1 читает испытуемому текст для пе-
ресказа, Экспериментатор 2 фиксирует изменения в речи испытуемого.
Каждый этап исследования предваряет соответствующая инст-
рукция и предложение Экспериментатора 1 произвести тренировку,
т. е. попробовать выполнить задание без предъявления текста.
После окончания тренировки начинается основная часть экспе-
риментального этапа. Испытуемый начинает тихо и ритмично выпол-
нять свою задачу. Через 8–10 секунд после этого Экспериментатор 1
начинает читать текст, выбранный для запоминания.
После окончания чтения текста испытуемый в течение несколь-
ких секунд продолжает выполнять свою задачу, а затем воспроизводит
текст на бумаге.
Во время проведения каждого опыта Экспериментатор 2 фикси-
рует ошибки в речи испытуемого, изменение темпа, ритма, громкости,
разборчивости речи, вздохи и паузы.
Обобщенные результаты (количество изменений) заносятся в
протокол (табл. 12).
Т а б л и ц а 1 2
Качественные и количественные показатели испытуемого
Изменения в речи испытуемого
Количест-
во пра-
вильно
воспроиз-
веденных
слов
Но-
мер
опы
та Замедле-
ние/уско-
рение
Гром-
кость Ритм
Раз-
борчи-
вость
Пау-
зы
Вздо-
хи
Всего
изме-
нений
шт. %
1
2
3
Инструкция испытуемому.
Инструкция 1: «Вам сейчас будет предложен текст, который
необходимо как можно точнее запомнить и воспроизвести. При этом
одновременно с прослушиванием вы должны произносить слоги (на-
пример, ка, те, ру, сы, бо и т. д.). Произносить их нужно тихо и рит-
мично. Попробуйте сейчас это сделать. Хорошо! Сейчас Вы продол-
жите произносить слоги, а через несколько секунд после этого я начну
читать текст. После окончания текста Вы в течение нескольких секунд
продолжаете выполнять свою задачу, а затем по моей команде воспро-
изведете то, что запомнили на листке бумаги».
Инструкция 2: «Смысл следующего задания идентичен преды-
дущему, но теперь вместо слогов Вам необходимо будет одновременно
вести ритмичный счет от 1 и т. д. и запоминать текст».
Инструкция 3: «Теперь вместо счета Вы должны ритмично, без
остановок проговаривать хорошо знакомое стихотворение. Оно долж-
но быть знакомо настолько, чтобы не требовалось для воспроизведе-
ния никаких усилий. Если Вы вдруг забудете какой-то фрагмент сти-
хотворения, то его можно начать проговаривать сначала. Главное – не
терять ритм».
Обработка результатов.
Экспериментаторы сравнивают оригинальный текст с воспроиз-
веденным испытуемым на каждом этапе и определяют количество
правильно воспроизведенных слов. Полученные результаты отража-
ются на соответствующем графике.
На основании полученных количественных и качественных ре-
зультатов необходимо произвести анализ влияния типа помех (резуль-
таты каждого задания) на эффективность понимания текста и объяс-
нить найденные закономерности.
Контрольные вопросы:
1. Как взаимосвязаны изменения в речи и запоминание текста?
2. Какое влияние оказывают артикуляционные помехи на пони-
мание речи говорящего?
3. Как влияет тип артикуляционных помех на уровень усвоения
материала?
Исследование понимания речи при артикуляционных помехах
Цель: исследование влияния артикуляционных помех на пони-
мание речи говорящего
Вводные замечания.
Как известно, «исключение речедвижений необычно сильно за-
трудняет понимание речи» (А.Н. Соколов, 1968). Если предложить ис-
пытуемому прослушать и понять какой-либо текст, но при этом соз-
дать речевые помехи, например, предложить одновременно с прослу-
шиванием производить счет или произносить знакомое стихотворение,
то понимание будет затруднено, а понятые слова будут почти мгно-
венно забываться. Временами, по данным А.Н. Соколова, испытуемые
все же могут слушать речь, понимать и запоминать отдельные слова и
выражения. Но это происходит при повторениях в произносимых ис-
пытуемым словах, в момент переходов от строфы к строфе (при про-
изнесении стихотворения) и при других перерывах в речевых помехах.
Стимульный материал и оборудование.
Набор текстов (см. приложение 16).
Чистый лист бумаги, протокол для регистрации данных, ручка.
Ход работы.
Эксперимент проводится в три этапа (включает три задания). В
каждом задании испытуемому предлагается одновременно запоминать
текст и осуществлять, так называемые артикуляционные помехи:
1. Испытуемый слушает текст и ритмично произносит слоги.
2. Испытуемый в процессе прослушивания текста ритмично счи-
тает от 1 и т. д.
3. Испытуемый в процессе прослушивания текста читает стихи
(по выбору).
Через 10–15 секунд после окончания каждого задания испытуе-
мый должен на листке бумаги воспроизвести дословно то, что он за-
помнил.
Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется
участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет опреде-
ленные функции: Экспериментатор 1 читает испытуемому текст для пе-
ресказа, Экспериментатор 2 фиксирует изменения в речи испытуемого.
Каждый этап исследования предваряет соответствующая инст-
рукция и предложение Экспериментатора 1 произвести тренировку,
т. е. попробовать выполнить задание без предъявления текста.
После окончания тренировки начинается основная часть экспе-
риментального этапа. Испытуемый начинает тихо и ритмично выпол-
нять свою задачу. Через 8–10 секунд после этого Экспериментатор 1
начинает читать текст, выбранный для запоминания.
После окончания чтения текста испытуемый в течение несколь-
ких секунд продолжает выполнять свою задачу, а затем воспроизводит
текст на бумаге.
Во время проведения каждого опыта Экспериментатор 2 фикси-
рует ошибки в речи испытуемого, изменение темпа, ритма, громкости,
разборчивости речи, вздохи и паузы.
Обобщенные результаты (количество изменений) заносятся в
протокол (табл. 12).
Т а б л и ц а 1 2
Качественные и количественные показатели испытуемого
Изменения в речи испытуемого
Количест-
во пра-
вильно
воспроиз-
веденных
слов
Но-
мер
опы
та Замедле-
ние/уско-
рение
Гром-
кость Ритм
Раз-
борчи-
вость
Пау-
зы
Вздо-
хи
Всего
изме-
нений
шт. %
1
2
3
Инструкция испытуемому.
Инструкция 1: «Вам сейчас будет предложен текст, который
необходимо как можно точнее запомнить и воспроизвести. При этом
одновременно с прослушиванием вы должны произносить слоги (на-
пример, ка, те, ру, сы, бо и т. д.). Произносить их нужно тихо и рит-
мично. Попробуйте сейчас это сделать. Хорошо! Сейчас Вы продол-
жите произносить слоги, а через несколько секунд после этого я начну
читать текст. После окончания текста Вы в течение нескольких секунд
продолжаете выполнять свою задачу, а затем по моей команде воспро-
изведете то, что запомнили на листке бумаги».
Инструкция 2: «Смысл следующего задания идентичен преды-
дущему, но теперь вместо слогов Вам необходимо будет одновременно
вести ритмичный счет от 1 и т. д. и запоминать текст».
Инструкция 3: «Теперь вместо счета Вы должны ритмично, без
остановок проговаривать хорошо знакомое стихотворение. Оно долж-
но быть знакомо настолько, чтобы не требовалось для воспроизведе-
ния никаких усилий. Если Вы вдруг забудете какой-то фрагмент сти-
хотворения, то его можно начать проговаривать сначала. Главное – не
терять ритм».
Обработка результатов.
Экспериментаторы сравнивают оригинальный текст с воспроиз-
веденным испытуемым на каждом этапе и определяют количество
правильно воспроизведенных слов. Полученные результаты отража-
ются на соответствующем графике.
На основании полученных количественных и качественных ре-
зультатов необходимо произвести анализ влияния типа помех (резуль-
таты каждого задания) на эффективность понимания текста и объяс-
нить найденные закономерности.
Контрольные вопросы:
1. Как взаимосвязаны изменения в речи и запоминание текста?
2. Какое влияние оказывают артикуляционные помехи на пони-
мание речи говорящего?
3. Как влияет тип артикуляционных помех на уровень усвоения
материала?