Лабораторная работа № 11
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование процесса формирования оптимальной стратегии
решения задачи (Методика «Ханойская башня»)
Цель: исследование процесса формирования оптимальной стра-
тегии и выработки определенных эвристических правил.
Вводные замечания.
Изучение процесса формирования оптимальных мыслительных
стратегий является методически сложным. Традиционные методики
исследования типа «рассуждение вслух» не позволяют объективно
оценить структурные особенности протекания мыслительных процес-
сов. Вместе с тем известно, что при решении новых задач человек
пользуется приемами, которые сокращают и упрощают сам процесс
решения. Одним из таких приемов является поиск и использование
эвристических правил решений, которые существенно сокращают за-
траты времени и повышают вероятность решения задач. В качестве
эвристических правил чаще всего оказываются логические операции,
не всегда поддающиеся словесному описанию. Поэтому наиболее аде-
кватной методикой, позволяющей производить анализ процесса фор-
мирования стратегии и выработки определенных эвристических пра-
вил, будет такая, которая позволит объективно фиксировать действия
испытуемого, не требуя от него вербализации. Среди множества задач,
которые можно использовать для этой цели, задача, называемая «Ха-
нойская башня», считается наиболее удобной, так как все действия
испытуемого при ее решении легко поддаются точной регистрации.
Задача «Ханойская башня» была известна еще в древней Индии,
а позднее привлекла внимание математиков благодаря возможности ее
формализации. В качестве экспериментально-психологической данная
задача впервые была использована в ГДР Ф. Кликсом и его сотрудни-
ками для исследования роли эвристик в процессе решения задач.
Стимульный материал и оборудование.
Игровое поле (рис. 2), пирамида из шести дисков разного диа-
метра.
А
В
С
Рис. 2. Игровое поле задачи «Ханойская башня»:
А, В, С – обозначение участков игрового поля
Бланк протокола, ручка.
Ход работы.
Все студенты учебной группы делятся на пары: экспериментатор
и испытуемый. В задаче «Ханойская башня» от испытуемого требуется
поэлементно перенести «башню» с клетки А на клетку С, придержива-
ясь определенных правил.
Для проведения исследования используется шесть дисков разно-
го диаметра. Всем дискам присвоены порядковые номера от 1 до 6 в
соответствии с размером – от меньшего (1) к большему (6). Они сло-
жены в виде пирамидки. 7 диск является основанием башни и не ис-
пользуется в задании. Игровое поле представляет собой три располо-
женных в ряд участка, обозначенных слева направо как А, В и С. Все
ходы испытуемого, т. е. любое перемещение каждого из дисков башни,
заносятся в протокол (табл. 9). Положение диска после каждого пере-
мещения по игровому полю записывают с помощью принятых номе-
ров дисков и буквенных обозначений квадратов поля. До начала опыта
экспериментатор устанавливает на поле А башню дисков и дает испы-
туемому инструкцию.
Т а б л и ц а 9
Последовательность ходов при решении задачи (пример)
Номер
хода
Запись хода Примечания
1 1 B
2 2 C
3 1 С
… …
n 2 C Зацикливание
Инструкция испытуемому.
«Ваша задача состоит в том, чтобы, используя минимальное
число ходов, поэлементно перенести башню, состоящую из шести дис-
ков с участка А на участок С. Перемещать диски разрешается в любом
направлении в пределах игрового поля! При решении этой задачи не-
обходимо строго следовать следующим ограничивающим правилам:
1) одновременно нельзя перемещать два или более дисков;
2) перемещению подлежит только диск, лежащий сверху башни;
3) нельзя диск большего размера класть сверху диска меньшего
размера;
4) при двукратном перемещении одного и того же диска Вам
придется начать все сначала».
Обработка результатов.
При соблюдении указанных в инструкции правил последний ход
испытуемого должен быть 1С.
Задача состоит в выявлении ошибок, допущенных испытуемым
путем проверки последовательности его ходов. При этом следует об-
ратить особое внимание на 32-й ход: если испытуемый усвоил эври-
стические правила решения задачи, то на этом ходу в протоколе долж-
на быть запись «6C». Таким образом, перед 32-м ходом испытуемый
должен понять, что для достижения цели башня из пяти дисков должна
находиться на участке В. Это, в свою очередь, возможно, если башня
из четырех дисков перед этим была на участке С и т. д. Внимание сле-
дует обращать и на ошибки типа «зацикливания», т. е. многократное
повторение одних и тех же ходов, не ведущих к решению задачи. За-
дача имеет единственное оптимальное решение: она решается за 63
хода, что может быть выражено как 2n–1, где п – число дисков в башне.
В анализе необходимо указать, на какой по счету попытке испы-
туемый усвоил эвристические правила решения данной задачи и какие
ошибки и вследствие каких причин он допускал. Кроме того, необхо-
димо описать особенности процесса формирования оптимальной стра-
тегии и выработки определенных эвристических правил у конкретного
испытуемого.
Контрольные вопросы:
1. Существует ли зависимость между первым ходом (перемеще-
нием первого диска) и оптимальной стратегией решения задачи?
2. Какая зависимость существует между числом дисков башни и
минимальным числом ходов для перемещения башни с поля А на поле
С?
3. Сформулируйте общее правило решения задачи типа «Ханой-
ская башня».
Исследование процесса формирования оптимальной стратегии
решения задачи (Методика «Ханойская башня»)
Цель: исследование процесса формирования оптимальной стра-
тегии и выработки определенных эвристических правил.
Вводные замечания.
Изучение процесса формирования оптимальных мыслительных
стратегий является методически сложным. Традиционные методики
исследования типа «рассуждение вслух» не позволяют объективно
оценить структурные особенности протекания мыслительных процес-
сов. Вместе с тем известно, что при решении новых задач человек
пользуется приемами, которые сокращают и упрощают сам процесс
решения. Одним из таких приемов является поиск и использование
эвристических правил решений, которые существенно сокращают за-
траты времени и повышают вероятность решения задач. В качестве
эвристических правил чаще всего оказываются логические операции,
не всегда поддающиеся словесному описанию. Поэтому наиболее аде-
кватной методикой, позволяющей производить анализ процесса фор-
мирования стратегии и выработки определенных эвристических пра-
вил, будет такая, которая позволит объективно фиксировать действия
испытуемого, не требуя от него вербализации. Среди множества задач,
которые можно использовать для этой цели, задача, называемая «Ха-
нойская башня», считается наиболее удобной, так как все действия
испытуемого при ее решении легко поддаются точной регистрации.
Задача «Ханойская башня» была известна еще в древней Индии,
а позднее привлекла внимание математиков благодаря возможности ее
формализации. В качестве экспериментально-психологической данная
задача впервые была использована в ГДР Ф. Кликсом и его сотрудни-
ками для исследования роли эвристик в процессе решения задач.
Стимульный материал и оборудование.
Игровое поле (рис. 2), пирамида из шести дисков разного диа-
метра.
А
В
С
Рис. 2. Игровое поле задачи «Ханойская башня»:
А, В, С – обозначение участков игрового поля
Бланк протокола, ручка.
Ход работы.
Все студенты учебной группы делятся на пары: экспериментатор
и испытуемый. В задаче «Ханойская башня» от испытуемого требуется
поэлементно перенести «башню» с клетки А на клетку С, придержива-
ясь определенных правил.
Для проведения исследования используется шесть дисков разно-
го диаметра. Всем дискам присвоены порядковые номера от 1 до 6 в
соответствии с размером – от меньшего (1) к большему (6). Они сло-
жены в виде пирамидки. 7 диск является основанием башни и не ис-
пользуется в задании. Игровое поле представляет собой три располо-
женных в ряд участка, обозначенных слева направо как А, В и С. Все
ходы испытуемого, т. е. любое перемещение каждого из дисков башни,
заносятся в протокол (табл. 9). Положение диска после каждого пере-
мещения по игровому полю записывают с помощью принятых номе-
ров дисков и буквенных обозначений квадратов поля. До начала опыта
экспериментатор устанавливает на поле А башню дисков и дает испы-
туемому инструкцию.
Т а б л и ц а 9
Последовательность ходов при решении задачи (пример)
Номер
хода
Запись хода Примечания
1 1 B
2 2 C
3 1 С
… …
n 2 C Зацикливание
Инструкция испытуемому.
«Ваша задача состоит в том, чтобы, используя минимальное
число ходов, поэлементно перенести башню, состоящую из шести дис-
ков с участка А на участок С. Перемещать диски разрешается в любом
направлении в пределах игрового поля! При решении этой задачи не-
обходимо строго следовать следующим ограничивающим правилам:
1) одновременно нельзя перемещать два или более дисков;
2) перемещению подлежит только диск, лежащий сверху башни;
3) нельзя диск большего размера класть сверху диска меньшего
размера;
4) при двукратном перемещении одного и того же диска Вам
придется начать все сначала».
Обработка результатов.
При соблюдении указанных в инструкции правил последний ход
испытуемого должен быть 1С.
Задача состоит в выявлении ошибок, допущенных испытуемым
путем проверки последовательности его ходов. При этом следует об-
ратить особое внимание на 32-й ход: если испытуемый усвоил эври-
стические правила решения задачи, то на этом ходу в протоколе долж-
на быть запись «6C». Таким образом, перед 32-м ходом испытуемый
должен понять, что для достижения цели башня из пяти дисков должна
находиться на участке В. Это, в свою очередь, возможно, если башня
из четырех дисков перед этим была на участке С и т. д. Внимание сле-
дует обращать и на ошибки типа «зацикливания», т. е. многократное
повторение одних и тех же ходов, не ведущих к решению задачи. За-
дача имеет единственное оптимальное решение: она решается за 63
хода, что может быть выражено как 2n–1, где п – число дисков в башне.
В анализе необходимо указать, на какой по счету попытке испы-
туемый усвоил эвристические правила решения данной задачи и какие
ошибки и вследствие каких причин он допускал. Кроме того, необхо-
димо описать особенности процесса формирования оптимальной стра-
тегии и выработки определенных эвристических правил у конкретного
испытуемого.
Контрольные вопросы:
1. Существует ли зависимость между первым ходом (перемеще-
нием первого диска) и оптимальной стратегией решения задачи?
2. Какая зависимость существует между числом дисков башни и
минимальным числом ходов для перемещения башни с поля А на поле
С?
3. Сформулируйте общее правило решения задачи типа «Ханой-
ская башня».