Лабораторная работа № 12

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Исследование видов ассоциаций

(Методика «Ассоциативный эксперимент»)

Цель: изучить виды ассоциаций, их употребление и зависимость

латентного периода от вида ассоциаций.

Вводные замечания.

Ассоциативные методы в экспериментальной психологии заре-

комендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Они показы-

вают не столько семантические характеристики отдельных слов-

стимулов, сколько наличие определенных связей между группами

стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языко-

вых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного экспе-

римента подтверждает это.

Данная методика включает в себя задания и прямого (свободно-

го), и направленного ассоциативного эксперимента. Направленный

ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного от-

личается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не

любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инст-

рукцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции

испытуемого как бы направляются по определенному руслу. Это на-

кладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуе-

мых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении.

Стимульный материал и оборудование.

3 специальных набора слов по 32 слова в каждом (см. приложе-

ние 15).

Секундомер, протокол для регистрации ответов испытуемого,

ручка.

Ход работы.

Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется

участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет определенные функции. Само исследование включает в себя 3 этапа (се-

рии):

1. Экспериментатор 1 называет слово по порядку из 1-го списка.

Испытуемый отвечает как можно быстрее словом, первым пришедшим

в голову. Экспериментатор сразу называет следующее слово из списка.

Экспериментатором 2 в протоколе (табл. 10) фиксируются названные

испытуемым слова-ассоциации и общее время проведения опыта.

2. Используется 2-й список. Испытуемому сообщается, что он

должен подбирать ассоциации по типу «часть – целое». Как и в первой

серии, Экспериментатор 1 называет слова из предложенного списка,

общее время проведения эксперимента и названные испытуемым сло-

ва-ассоциации фиксируется Экспериментатором 2 в протоколе.

3. Используется 3-й список. Испытуемому предлагается отвечать

словом, образующим «синтагматическую» ассоциацию: устоявшееся в

языке сочетание слов. Распределение функций между экспериментато-

рами идентично первым двум опытам.

Т а б л и ц а 1 0

Результаты ассоциативного эксперимента

п/п

Список слов

(серия 1)

Список слов

(серия 2)

Список слов

(серия 3)

1

2

32

t t 1 t 2 t 3

Инструкция испытуемому.

Инструкция №1. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача

отвечать на них как можно быстрее словом, первым пришедшим в го-

лову».

Инструкция №2. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача

подобрать и сказать возникшую ассоциацию на слово по типу “часть –

целое”».

Инструкция №3. «Теперь Вы должны отвечать словом, обра-

зующим “синтагматическую” ассоциацию: устоявшееся в языке соче-

тание слов».

Обработка результатов.

Анализируется количество и вид используемых ассоциаций на

каждом этапе (серии) эксперимента. При этом особое внимание уделя-

ется анализу ассоциативных реакций испытуемого в первом задании,

однако анализу подвергаются и данные направленного ассоциативного

эксперимента, в частности, определяется степень выполнения испы-

туемым четкой инструкции Экспериментатора 1.

Обобщенные данные заносятся в таблицу (табл. 11).

Т а б л и ц а 1 1

Количественные и качественные показатели испытуемого

в «Ассоциативном эксперименте»

Вид ассоциации Количество ассоциаций 1 серия 2 серия 3 серия Примечания

1

2

3

......

Время проведения

серии

Далее выделяется наиболее распространенный тип ассоциаций,

характерный для данного испытуемого (например, часть-целое, при-

чина-следствие, по контрасту, по смежности и т. д.).

На основе полученных временных показателей дается характе-

ристика латентного периода возникновения ассоциации в первом зада-

нии (свободный эксперимент) и заданиях направленного ассоциатив-

ного эксперимента (обобщенные результаты второго и третьего этапов

исследования). После чего определяется зависимость латентного пе-

риода от вида ассоциаций (сравнение времени выполнения заданий в

каждой серии).

На основе обобщения данных свободного ассоциативного экс-

перимента, полученных на всех испытуемых группы, следует описать

наиболее частые ответы-реакции испытуемых.

Контрольные вопросы:

1. Укажите разницу между свободным и направленным ассоциа-

тивным экспериментом.

2. Чем объясняется увеличение латентного периода от первой

серии эксперимента к третьей?

3. Почему испытуемые не всегда четко выполняют инструкцию

экспериментатора на втором и третьем этапе эксперимента?

Исследование видов ассоциаций

(Методика «Ассоциативный эксперимент»)

Цель: изучить виды ассоциаций, их употребление и зависимость

латентного периода от вида ассоциаций.

Вводные замечания.

Ассоциативные методы в экспериментальной психологии заре-

комендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Они показы-

вают не столько семантические характеристики отдельных слов-

стимулов, сколько наличие определенных связей между группами

стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языко-

вых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного экспе-

римента подтверждает это.

Данная методика включает в себя задания и прямого (свободно-

го), и направленного ассоциативного эксперимента. Направленный

ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного от-

личается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не

любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инст-

рукцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции

испытуемого как бы направляются по определенному руслу. Это на-

кладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуе-

мых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении.

Стимульный материал и оборудование.

3 специальных набора слов по 32 слова в каждом (см. приложе-

ние 15).

Секундомер, протокол для регистрации ответов испытуемого,

ручка.

Ход работы.

Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется

участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет определенные функции. Само исследование включает в себя 3 этапа (се-

рии):

1. Экспериментатор 1 называет слово по порядку из 1-го списка.

Испытуемый отвечает как можно быстрее словом, первым пришедшим

в голову. Экспериментатор сразу называет следующее слово из списка.

Экспериментатором 2 в протоколе (табл. 10) фиксируются названные

испытуемым слова-ассоциации и общее время проведения опыта.

2. Используется 2-й список. Испытуемому сообщается, что он

должен подбирать ассоциации по типу «часть – целое». Как и в первой

серии, Экспериментатор 1 называет слова из предложенного списка,

общее время проведения эксперимента и названные испытуемым сло-

ва-ассоциации фиксируется Экспериментатором 2 в протоколе.

3. Используется 3-й список. Испытуемому предлагается отвечать

словом, образующим «синтагматическую» ассоциацию: устоявшееся в

языке сочетание слов. Распределение функций между экспериментато-

рами идентично первым двум опытам.

Т а б л и ц а 1 0

Результаты ассоциативного эксперимента

п/п

Список слов

(серия 1)

Список слов

(серия 2)

Список слов

(серия 3)

1

2

32

t t 1 t 2 t 3

Инструкция испытуемому.

Инструкция №1. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача

отвечать на них как можно быстрее словом, первым пришедшим в го-

лову».

Инструкция №2. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача

подобрать и сказать возникшую ассоциацию на слово по типу “часть –

целое”».

Инструкция №3. «Теперь Вы должны отвечать словом, обра-

зующим “синтагматическую” ассоциацию: устоявшееся в языке соче-

тание слов».

Обработка результатов.

Анализируется количество и вид используемых ассоциаций на

каждом этапе (серии) эксперимента. При этом особое внимание уделя-

ется анализу ассоциативных реакций испытуемого в первом задании,

однако анализу подвергаются и данные направленного ассоциативного

эксперимента, в частности, определяется степень выполнения испы-

туемым четкой инструкции Экспериментатора 1.

Обобщенные данные заносятся в таблицу (табл. 11).

Т а б л и ц а 1 1

Количественные и качественные показатели испытуемого

в «Ассоциативном эксперименте»

Вид ассоциации Количество ассоциаций 1 серия 2 серия 3 серия Примечания

1

2

3

......

Время проведения

серии

Далее выделяется наиболее распространенный тип ассоциаций,

характерный для данного испытуемого (например, часть-целое, при-

чина-следствие, по контрасту, по смежности и т. д.).

На основе полученных временных показателей дается характе-

ристика латентного периода возникновения ассоциации в первом зада-

нии (свободный эксперимент) и заданиях направленного ассоциатив-

ного эксперимента (обобщенные результаты второго и третьего этапов

исследования). После чего определяется зависимость латентного пе-

риода от вида ассоциаций (сравнение времени выполнения заданий в

каждой серии).

На основе обобщения данных свободного ассоциативного экс-

перимента, полученных на всех испытуемых группы, следует описать

наиболее частые ответы-реакции испытуемых.

Контрольные вопросы:

1. Укажите разницу между свободным и направленным ассоциа-

тивным экспериментом.

2. Чем объясняется увеличение латентного периода от первой

серии эксперимента к третьей?

3. Почему испытуемые не всегда четко выполняют инструкцию

экспериментатора на втором и третьем этапе эксперимента?