Лабораторная работа № 12
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование видов ассоциаций
(Методика «Ассоциативный эксперимент»)
Цель: изучить виды ассоциаций, их употребление и зависимость
латентного периода от вида ассоциаций.
Вводные замечания.
Ассоциативные методы в экспериментальной психологии заре-
комендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Они показы-
вают не столько семантические характеристики отдельных слов-
стимулов, сколько наличие определенных связей между группами
стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языко-
вых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного экспе-
римента подтверждает это.
Данная методика включает в себя задания и прямого (свободно-
го), и направленного ассоциативного эксперимента. Направленный
ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного от-
личается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не
любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инст-
рукцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции
испытуемого как бы направляются по определенному руслу. Это на-
кладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуе-
мых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении.
Стимульный материал и оборудование.
3 специальных набора слов по 32 слова в каждом (см. приложе-
ние 15).
Секундомер, протокол для регистрации ответов испытуемого,
ручка.
Ход работы.
Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется
участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет определенные функции. Само исследование включает в себя 3 этапа (се-
рии):
1. Экспериментатор 1 называет слово по порядку из 1-го списка.
Испытуемый отвечает как можно быстрее словом, первым пришедшим
в голову. Экспериментатор сразу называет следующее слово из списка.
Экспериментатором 2 в протоколе (табл. 10) фиксируются названные
испытуемым слова-ассоциации и общее время проведения опыта.
2. Используется 2-й список. Испытуемому сообщается, что он
должен подбирать ассоциации по типу «часть – целое». Как и в первой
серии, Экспериментатор 1 называет слова из предложенного списка,
общее время проведения эксперимента и названные испытуемым сло-
ва-ассоциации фиксируется Экспериментатором 2 в протоколе.
3. Используется 3-й список. Испытуемому предлагается отвечать
словом, образующим «синтагматическую» ассоциацию: устоявшееся в
языке сочетание слов. Распределение функций между экспериментато-
рами идентично первым двум опытам.
Т а б л и ц а 1 0
Результаты ассоциативного эксперимента
№
п/п
Список слов
(серия 1)
Список слов
(серия 2)
Список слов
(серия 3)
1
2
…
32
t t 1 t 2 t 3
Инструкция испытуемому.
Инструкция №1. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача
отвечать на них как можно быстрее словом, первым пришедшим в го-
лову».
Инструкция №2. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача
подобрать и сказать возникшую ассоциацию на слово по типу “часть –
целое”».
Инструкция №3. «Теперь Вы должны отвечать словом, обра-
зующим “синтагматическую” ассоциацию: устоявшееся в языке соче-
тание слов».
Обработка результатов.
Анализируется количество и вид используемых ассоциаций на
каждом этапе (серии) эксперимента. При этом особое внимание уделя-
ется анализу ассоциативных реакций испытуемого в первом задании,
однако анализу подвергаются и данные направленного ассоциативного
эксперимента, в частности, определяется степень выполнения испы-
туемым четкой инструкции Экспериментатора 1.
Обобщенные данные заносятся в таблицу (табл. 11).
Т а б л и ц а 1 1
Количественные и качественные показатели испытуемого
в «Ассоциативном эксперименте»
Вид ассоциации Количество ассоциаций 1 серия 2 серия 3 серия Примечания
1
2
3
......
Время проведения
серии
Далее выделяется наиболее распространенный тип ассоциаций,
характерный для данного испытуемого (например, часть-целое, при-
чина-следствие, по контрасту, по смежности и т. д.).
На основе полученных временных показателей дается характе-
ристика латентного периода возникновения ассоциации в первом зада-
нии (свободный эксперимент) и заданиях направленного ассоциатив-
ного эксперимента (обобщенные результаты второго и третьего этапов
исследования). После чего определяется зависимость латентного пе-
риода от вида ассоциаций (сравнение времени выполнения заданий в
каждой серии).
На основе обобщения данных свободного ассоциативного экс-
перимента, полученных на всех испытуемых группы, следует описать
наиболее частые ответы-реакции испытуемых.
Контрольные вопросы:
1. Укажите разницу между свободным и направленным ассоциа-
тивным экспериментом.
2. Чем объясняется увеличение латентного периода от первой
серии эксперимента к третьей?
3. Почему испытуемые не всегда четко выполняют инструкцию
экспериментатора на втором и третьем этапе эксперимента?
Исследование видов ассоциаций
(Методика «Ассоциативный эксперимент»)
Цель: изучить виды ассоциаций, их употребление и зависимость
латентного периода от вида ассоциаций.
Вводные замечания.
Ассоциативные методы в экспериментальной психологии заре-
комендовали себя достаточно прочно еще с конца XIX в. Они показы-
вают не столько семантические характеристики отдельных слов-
стимулов, сколько наличие определенных связей между группами
стимулов. Испытуемый, достаточно хорошо знающий систему языко-
вых связей и взаимозависимостей, в условиях ассоциативного экспе-
римента подтверждает это.
Данная методика включает в себя задания и прямого (свободно-
го), и направленного ассоциативного эксперимента. Направленный
ассоциативный эксперимент от различных вариантов свободного от-
личается тем, что испытуемый в ответ на слова-стимулы отвечает не
любыми словами, пришедшими ему в голову, а в соответствии с инст-
рукцией экспериментатора. Таким образом, ассоциативные реакции
испытуемого как бы направляются по определенному руслу. Это на-
кладывает ограничения на процессы мыслительного поиска испытуе-
мых при выборе подходящих слов из имеющихся в их распоряжении.
Стимульный материал и оборудование.
3 специальных набора слов по 32 слова в каждом (см. приложе-
ние 15).
Секундомер, протокол для регистрации ответов испытуемого,
ручка.
Ход работы.
Для проведения исследования кроме испытуемого потребуется
участие двух экспериментаторов, каждый из которых выполняет определенные функции. Само исследование включает в себя 3 этапа (се-
рии):
1. Экспериментатор 1 называет слово по порядку из 1-го списка.
Испытуемый отвечает как можно быстрее словом, первым пришедшим
в голову. Экспериментатор сразу называет следующее слово из списка.
Экспериментатором 2 в протоколе (табл. 10) фиксируются названные
испытуемым слова-ассоциации и общее время проведения опыта.
2. Используется 2-й список. Испытуемому сообщается, что он
должен подбирать ассоциации по типу «часть – целое». Как и в первой
серии, Экспериментатор 1 называет слова из предложенного списка,
общее время проведения эксперимента и названные испытуемым сло-
ва-ассоциации фиксируется Экспериментатором 2 в протоколе.
3. Используется 3-й список. Испытуемому предлагается отвечать
словом, образующим «синтагматическую» ассоциацию: устоявшееся в
языке сочетание слов. Распределение функций между экспериментато-
рами идентично первым двум опытам.
Т а б л и ц а 1 0
Результаты ассоциативного эксперимента
№
п/п
Список слов
(серия 1)
Список слов
(серия 2)
Список слов
(серия 3)
1
2
…
32
t t 1 t 2 t 3
Инструкция испытуемому.
Инструкция №1. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача
отвечать на них как можно быстрее словом, первым пришедшим в го-
лову».
Инструкция №2. «Я буду сейчас называть слова, Ваша задача
подобрать и сказать возникшую ассоциацию на слово по типу “часть –
целое”».
Инструкция №3. «Теперь Вы должны отвечать словом, обра-
зующим “синтагматическую” ассоциацию: устоявшееся в языке соче-
тание слов».
Обработка результатов.
Анализируется количество и вид используемых ассоциаций на
каждом этапе (серии) эксперимента. При этом особое внимание уделя-
ется анализу ассоциативных реакций испытуемого в первом задании,
однако анализу подвергаются и данные направленного ассоциативного
эксперимента, в частности, определяется степень выполнения испы-
туемым четкой инструкции Экспериментатора 1.
Обобщенные данные заносятся в таблицу (табл. 11).
Т а б л и ц а 1 1
Количественные и качественные показатели испытуемого
в «Ассоциативном эксперименте»
Вид ассоциации Количество ассоциаций 1 серия 2 серия 3 серия Примечания
1
2
3
......
Время проведения
серии
Далее выделяется наиболее распространенный тип ассоциаций,
характерный для данного испытуемого (например, часть-целое, при-
чина-следствие, по контрасту, по смежности и т. д.).
На основе полученных временных показателей дается характе-
ристика латентного периода возникновения ассоциации в первом зада-
нии (свободный эксперимент) и заданиях направленного ассоциатив-
ного эксперимента (обобщенные результаты второго и третьего этапов
исследования). После чего определяется зависимость латентного пе-
риода от вида ассоциаций (сравнение времени выполнения заданий в
каждой серии).
На основе обобщения данных свободного ассоциативного экс-
перимента, полученных на всех испытуемых группы, следует описать
наиболее частые ответы-реакции испытуемых.
Контрольные вопросы:
1. Укажите разницу между свободным и направленным ассоциа-
тивным экспериментом.
2. Чем объясняется увеличение латентного периода от первой
серии эксперимента к третьей?
3. Почему испытуемые не всегда четко выполняют инструкцию
экспериментатора на втором и третьем этапе эксперимента?