Лабораторная работа № 5

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 

Исследование абстрактного, логического мышления

(методика «Поиск закономерности»)

Цель: исследование уровня развития абстрактного, логического

мышления.

Вводные замечания.

Одним из старых способов исследования развития логического

мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом

и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американ-

скую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мыш-

ления является количество правильных решений, т. е. количество най-

денных закономерностей.

Стимульный материал и оборудование.

Таблицы с числовыми рядами (см. приложение 10).

Секундомер, чистый лист бумаги, ручка.

Ход работы.

Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуе-

мому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспери-

ментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засека-

ется время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.

Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждо-

го задания фиксируется.

Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предла-

гаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-

суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор

фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записы-

вать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не огра-

ничено.

Инструкция испытуемому.

Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти

ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны само-

стоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количест-

во новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».

Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно про-

должать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам не-

обходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время вы-

полнения не ограничено».

Обработка результатов.

1. Полученные результаты заносятся в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Количественные и качественные показатели испытуемого

по методике «Поиск закономерностей»

№ п/п Время выполнения ti

Разгаданные

числа Примечания

1

2

20

t

2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте коли-

чество правильных ответов.

Ключ к методике «Поиск закономерности»

Этап

исследования

п/п Числа №

п/п Числа

Пример: 9 8 11) 18 5

Упражнение: 1) 5 6 12) 15 15

2) 2 1 13) 78 68

3) 3 3 14) 13 11

4) 5 7 15) 12 15

Первая часть 16) 43 48

1) 33 36 17) 24 12

2) 31 27 18) 15 30

3) 25 27 19) 23 15

4) 19 16 20) 1 3

5) 21 22 Вторая часть

6) 31 33 1) 38 49

7) 17 14 2) 17 25

8) 26 24 3) 10 24

9) 45 59 4) 14 19

10) 4 3 5) 74 19

6) 63 80

3. Определите уровень развития логического мышления испы-

туемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по

группе в целом.

4. Опираясь на сделанные записи, попытайтесь обнаружить ос-

новные этапы мыслительного процесса испытуемого.

5. Сопоставьте данные первой и второй частей исследования.

6. На основании полученных материалов опишите общие и ин-

дивидуальные особенности процесса мышления членов вашей группы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение абстрактного мышления?

2. Могут ли результаты данной методики свидетельствовать об

уровне развития логического мышления испытуемого в целом?

3. Укажите трудности, связанные с применением метода раз-

мышления вслух для описания мыслительного процесса.

Исследование абстрактного, логического мышления

(методика «Поиск закономерности»)

Цель: исследование уровня развития абстрактного, логического

мышления.

Вводные замечания.

Одним из старых способов исследования развития логического

мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом

и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американ-

скую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мыш-

ления является количество правильных решений, т. е. количество най-

денных закономерностей.

Стимульный материал и оборудование.

Таблицы с числовыми рядами (см. приложение 10).

Секундомер, чистый лист бумаги, ручка.

Ход работы.

Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуе-

мому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспери-

ментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засека-

ется время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.

Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждо-

го задания фиксируется.

Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предла-

гаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-

суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор

фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записы-

вать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не огра-

ничено.

Инструкция испытуемому.

Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти

ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны само-

стоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количест-

во новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».

Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно про-

должать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам не-

обходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время вы-

полнения не ограничено».

Обработка результатов.

1. Полученные результаты заносятся в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Количественные и качественные показатели испытуемого

по методике «Поиск закономерностей»

№ п/п Время выполнения ti

Разгаданные

числа Примечания

1

2

20

t

2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте коли-

чество правильных ответов.

Ключ к методике «Поиск закономерности»

Этап

исследования

п/п Числа №

п/п Числа

Пример: 9 8 11) 18 5

Упражнение: 1) 5 6 12) 15 15

2) 2 1 13) 78 68

3) 3 3 14) 13 11

4) 5 7 15) 12 15

Первая часть 16) 43 48

1) 33 36 17) 24 12

2) 31 27 18) 15 30

3) 25 27 19) 23 15

4) 19 16 20) 1 3

5) 21 22 Вторая часть

6) 31 33 1) 38 49

7) 17 14 2) 17 25

8) 26 24 3) 10 24

9) 45 59 4) 14 19

10) 4 3 5) 74 19

6) 63 80

3. Определите уровень развития логического мышления испы-

туемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по

группе в целом.

4. Опираясь на сделанные записи, попытайтесь обнаружить ос-

новные этапы мыслительного процесса испытуемого.

5. Сопоставьте данные первой и второй частей исследования.

6. На основании полученных материалов опишите общие и ин-

дивидуальные особенности процесса мышления членов вашей группы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение абстрактного мышления?

2. Могут ли результаты данной методики свидетельствовать об

уровне развития логического мышления испытуемого в целом?

3. Укажите трудности, связанные с применением метода раз-

мышления вслух для описания мыслительного процесса.