Лабораторная работа № 5
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47
Исследование абстрактного, логического мышления
(методика «Поиск закономерности»)
Цель: исследование уровня развития абстрактного, логического
мышления.
Вводные замечания.
Одним из старых способов исследования развития логического
мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом
и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американ-
скую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мыш-
ления является количество правильных решений, т. е. количество най-
денных закономерностей.
Стимульный материал и оборудование.
Таблицы с числовыми рядами (см. приложение 10).
Секундомер, чистый лист бумаги, ручка.
Ход работы.
Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуе-
мому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспери-
ментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засека-
ется время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.
Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждо-
го задания фиксируется.
Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предла-
гаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-
суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор
фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записы-
вать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не огра-
ничено.
Инструкция испытуемому.
Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти
ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны само-
стоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количест-
во новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».
Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно про-
должать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам не-
обходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время вы-
полнения не ограничено».
Обработка результатов.
1. Полученные результаты заносятся в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Количественные и качественные показатели испытуемого
по методике «Поиск закономерностей»
№ п/п Время выполнения ti
Разгаданные
числа Примечания
1
2
…
20
t
2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте коли-
чество правильных ответов.
Ключ к методике «Поиск закономерности»
Этап
исследования
№
п/п Числа №
п/п Числа
Пример: 9 8 11) 18 5
Упражнение: 1) 5 6 12) 15 15
2) 2 1 13) 78 68
3) 3 3 14) 13 11
4) 5 7 15) 12 15
Первая часть 16) 43 48
1) 33 36 17) 24 12
2) 31 27 18) 15 30
3) 25 27 19) 23 15
4) 19 16 20) 1 3
5) 21 22 Вторая часть
6) 31 33 1) 38 49
7) 17 14 2) 17 25
8) 26 24 3) 10 24
9) 45 59 4) 14 19
10) 4 3 5) 74 19
6) 63 80
3. Определите уровень развития логического мышления испы-
туемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по
группе в целом.
4. Опираясь на сделанные записи, попытайтесь обнаружить ос-
новные этапы мыслительного процесса испытуемого.
5. Сопоставьте данные первой и второй частей исследования.
6. На основании полученных материалов опишите общие и ин-
дивидуальные особенности процесса мышления членов вашей группы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение абстрактного мышления?
2. Могут ли результаты данной методики свидетельствовать об
уровне развития логического мышления испытуемого в целом?
3. Укажите трудности, связанные с применением метода раз-
мышления вслух для описания мыслительного процесса.
Исследование абстрактного, логического мышления
(методика «Поиск закономерности»)
Цель: исследование уровня развития абстрактного, логического
мышления.
Вводные замечания.
Одним из старых способов исследования развития логического
мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом
и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американ-
скую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мыш-
ления является количество правильных решений, т. е. количество най-
денных закономерностей.
Стимульный материал и оборудование.
Таблицы с числовыми рядами (см. приложение 10).
Секундомер, чистый лист бумаги, ручка.
Ход работы.
Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуе-
мому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспери-
ментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засека-
ется время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.
Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждо-
го задания фиксируется.
Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предла-
гаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-
суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор
фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записы-
вать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не огра-
ничено.
Инструкция испытуемому.
Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти
ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны само-
стоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количест-
во новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».
Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно про-
должать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам не-
обходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время вы-
полнения не ограничено».
Обработка результатов.
1. Полученные результаты заносятся в табл. 3.
Т а б л и ц а 3
Количественные и качественные показатели испытуемого
по методике «Поиск закономерностей»
№ п/п Время выполнения ti
Разгаданные
числа Примечания
1
2
…
20
t
2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте коли-
чество правильных ответов.
Ключ к методике «Поиск закономерности»
Этап
исследования
№
п/п Числа №
п/п Числа
Пример: 9 8 11) 18 5
Упражнение: 1) 5 6 12) 15 15
2) 2 1 13) 78 68
3) 3 3 14) 13 11
4) 5 7 15) 12 15
Первая часть 16) 43 48
1) 33 36 17) 24 12
2) 31 27 18) 15 30
3) 25 27 19) 23 15
4) 19 16 20) 1 3
5) 21 22 Вторая часть
6) 31 33 1) 38 49
7) 17 14 2) 17 25
8) 26 24 3) 10 24
9) 45 59 4) 14 19
10) 4 3 5) 74 19
6) 63 80
3. Определите уровень развития логического мышления испы-
туемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по
группе в целом.
4. Опираясь на сделанные записи, попытайтесь обнаружить ос-
новные этапы мыслительного процесса испытуемого.
5. Сопоставьте данные первой и второй частей исследования.
6. На основании полученных материалов опишите общие и ин-
дивидуальные особенности процесса мышления членов вашей группы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение абстрактного мышления?
2. Могут ли результаты данной методики свидетельствовать об
уровне развития логического мышления испытуемого в целом?
3. Укажите трудности, связанные с применением метода раз-
мышления вслух для описания мыслительного процесса.