2.1.ДИРЕКТ-МЕЙЛ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Прямая почтовая рассылка, или директ-мейл (ДМ), — это личное рекламное обращение к конкретному человеку, пересылаемое в виде почтового отправления в его адрес. На протяжении многих лет ДМ остается одним из самых эффективных средств рекламы и директ-маркетинга. Число ее видов постоянно растет, одни теряют свою силу, как, например, факсовая рассылка, другие, как электронная рассылка, только-только наращивают свою мощь.
Сегодня ДМ можно разделить на три основных вида;
• традиционная почта;
• факсовая рассылка;
• электронная почта.
У каждого из них есть свои недостатки и достоинства, своя специфика использования.
Традиционная почта
Благодаря своей высокой эффективности традиционная почтовая рассылка существует уже не одно столетие и, несмотря на технологический прогресс, очевидно, будет оставаться важным рекламным средством и в будущем. У почтовой рассылки не так много недостатков и очень много достоинств.
На эффективность традиционной почтовой рассылки влияют такие факторы, как наличие качественной адресной базы, эффективная форма и содержание отправления, учет специфики медиапланирования этого вида рекламы, стоимость адресной базы.
Достоинства и недостатки
Достоинства
Почтовая рассылка позволяет обращаться к людям предельно избирательно, по заданным параметрам — возрасту, полу, району проживания, доходу и т. д.
ДМ обеспечивает нужное число контактов в необходимый компании период времени. Так, например, все отправленные адресату письма попадут в его руки. Это гарантирует почтовая организация.
С помощью почтовой рассылки к людям можно обращаться персонально — по имени. Это значительно повышает интерес получателей.
Тон письма может подчеркивать индивидуальность обращения, что также увеличивает внимание к обращению.
Качество восприятия почтовой рекламы весьма высокое, так как она ненавязчива. Письма не перебивают внимания, не заставляют читать себя. Человек может изучить сообщение в любой удобный для себя момент, в комфортном месте, столько раз, сколько ему нужно, когда удобно.
Письма воспринимаются как конфиденциальная, личная форма передачи информации. Большинство людей любят получать их. Поэтому профессионально грамотное почтовое отправление будет воспринято скорее благожелательно, чем нет.
Письма весьма убедительны. В том числе и потому, что могут быть подготовлены с учетом специфики аудитории, могут общаться с ней на одном языке, быть доходчивыми. Убедительность может быть усилена значительным числом фактов, цитат, цифр, которые легко воспринимаются именно в письменном виде.
Качественному восприятию помогут также иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы), использование цвета, приложение обширных рекламных брошюр, образцов товара и т. д. Таким образом, ДМ позволяет прибегать и к рациональному (детализированному) способу подачи материала, и к эмоциональному виду рекламы.
Убедительности ДМ будет способствовать и то обстоятельство, что во время чтения у предлагаемой потенциальному потребителю информации нет конкуренции, поскольку адресат погружен именно в конкретное письмо.
Благодаря перечисленным качествам традиционные письма имеют высокий вовлекающий эффект. Люди внимательно читают письмо, изучают информацию. Как следствие, у почтовой рассылки большой отклик аудитории. Люди заполняют присланные вместе с письмом анкеты, купоны и т. д. Часто человек может тут же принять решение о покупке и сделать заказ, заполнив прилагаемую форму, т. е. в данном случае исключается стадия запроса дополнительной информации, общения с продавцом, покупка организуется по короткому пути.
Почтовую рассылку отличает скорость подготовки. Кампанию можно организовать очень быстро: рекламные письма могут быть написаны и размножены, упакованы и отправлены как с вложениями, так и без них, в течение нескольких дней или даже часов. При этом ДМ позволяет воздействовать на потребителей Достаточно оперативно. Скорость определяется установленными почтовой организацией сроками доставки — обычно это несколько дней. Это означает, что при разработке ДМ-кампании можно по скорости работы почты рассчитать точное время доставки. Часть людей прочитает письмо сразу же по получении, часть — в течение ближайших нескольких дней.
При большой скорости подготовки почтовая рассылка имеет длительный эффект воздействия на потенциальных потребителей. Письма хранятся долго. К ним люди возвращаются, перечитывают и действуют в соответствии с ними.
Почтовая рассылка позволяет разрабатывать различные варианты содержания и оформления писем. Они могут отличаться аргументами, стилем, включать различные брошюры, образцы. С одной стороны, таким образом находится вариант, действующий наиболее эффективно, с другой — с помощью вариантов можно вести последовательные кампании.
В связи с относительной дороговизной в почтовой рассылке не слишком большая конкуренция. Здесь легче выделиться среди конкурентов. При этом акции проходят незаметно для конкурентов, которые не могут отследить количество, время рекламы и т. п.
При обращении к большим группам почтовая рассылка проигрывает другим средствам в стоимости одного контакта с представителем целевой аудитории. Однако в случае небольшой целевой группы использование ДМ будет дешевле за счет исключения обращений к лицам, не являющимся потенциальными покупателями. Охватить немногочисленную целевую группу «по карману» даже очень небольшой компании.
Достоинством почтовой рассылки является ее определенная контролируемость. Достаточно просто подсчитать число разосланных рекламных сообщений. Можно контролировать эффективность с помощью звонков, купонов, ссылок на письмо и таким образом иметь возможность оперативно влиять на рекламу.
Контролируема база адресов. Даже из готовых списков можно исключить какие-либо адреса. Можно, наоборот, что-то добавить.
Недостатки
Директ-мейл — это дорогое рекламное средство. Стоимость достижения одного человека одним почтовым отправлением очень высока. Обычно она в 15-20 раз дороже, чем стоимость достижения 30-секундным роликом или полосной рекламой в газете.
ДМ может не охватывать людей из целевой аудитории, высказавших желание не получать почтовую рекламу и вошедших в так называемый «список робинзонов».
Когда именно произойдет контакт человека с почтовой рекламой, проконтролировать невозможно.
Адресная база
Для эффективной рекламной кампании необходимо подобрать или сформировать соответствующую адресную базу — списки рассылки.
Обычно в базе данных присутствует самая важная демографическая информация, а также по возможности информация об образе жизни потенциальных покупателей. Например:
демографические данные:
• возраст;
• пол;
• образование;
• род занятий;
• доход;
• семейное положение;
• состав семьи (наличие детей и т. д.);
• наличие жилья (качественные характеристики);
• наличие автомобиля (качественные характеристики) и т. п.; данные об образе жизни:
• отношение к торговой марке;
• наличие домашних животных;
• отношение к туризму (предпочтения);
• отношение к спорту (предпочтения);
• отношение к развлечениям (предпочтения: книги, кино, рестораны, аквапарки...);
• уровень отклика на предыдущие предложения прямой почтовой рассылки и т. п.
Что касается отношения людей к ДМ, то, например, с помощью одной из программ, учитывающих комбинацию покупательских действий, демографических и психографических характеристик, образа жизни и отношения к директ-маркетингу, были сформированы [22, с. 544-546] шесть групп потребителей (далее группы расположены в порядке убывания значимости):
Группа 1: «Почтовые гурманы». Это вожделенные практически для всех директ-маркетологов 26% населения. Они мнят себя интеллектуалами, хотят получить все и как можно больше.
Особенно они любят путешествия. В высшей степени активны всегда чем-то увлечены и жалуются на то, что у них недостаточно времени для отдыха.
«Почтовые гурманы» — люди состоятельные. Уровень их образования и доходов гораздо выше среднего, почти все они — «белые воротнички». Значительную часть группы «Почтовых гурманов» составляют женщины. Отношение членов этой группы к директ-маркетингу крайне положительное. Реклама, рассылки и телефонные звонки не доставляют им беспокойства, они чувствуют себя профессионалами в осуществлении заказов по почте, телефону или Интернету. «Почтовые гурманы» тратят много (гораздо больше, чем члены других групп) и покупают часто.
Группа 2: «Революционеры». Они ультрасовременны, также считают себя умудренными опытом интеллектуалами. Демографически эта группа представляет собой 10% от всех домохозяйств. Она имеет ярко выраженный яппи-профиль: ее члены холосты, в большинстве своем это экономически активные мужчины с хорошим образованием.
Хотя «Революционеры» также довольно позитивно относятся к директ-маркетингу, они более осторожны, ибо только начинают становиться потребителями. Поскольку они активны, вероятно, что «Революционеры» чаще, чем члены других групп, будут осуществлять заказы по телефону, используя номер 800, или через Интернет. «Революционеры» — вторая группа по тратам и частоте покупок. Но суммы, которые они тратят на покупки, значительно ниже расходов «Почтовых гурманов».
Группа 3: «Жизнь начинается в 50 лет». Это 7% от всех домохозяйств. У нее средние показатели по психографике и образу жизни. В демографическом отношении это пожилые потребители, «обитатели пустого гнезда»: их дети выросли, учатся в колледже в другом городе или уже имеют свои семьи. Группа представлена как «синими», так и «белыми воротничками».
Подобно «Революционерам», члены группы «Жизнь начинается в 50 лет» положительно относятся к директ-маркетингу. Но они еще более осмотрительны. Причина в том, что клиенты этой группы немолоды, и в том, что они уже имеют 20-30-летний опыт покупки товаров и услуг через директ-маркетинговые каналы.
Такие особенности данной группы отражаются на расходах и частоте покупок клиентов, которые в нее входят. Показатели расходов и частоты покупок ненамного ниже, чем у «Революционеров», но товары, которые, скорее всего, будет покупать эта группа потребителей, совсем другие. Группа «Жизнь начинается в 50 лет», вероятнее всего, будет приобретать дорогостоящие товары — такие как мебель или посуда. Эти клиенты будут покупать также витамины, лекарства и пищевые добавки, вступать в члены книжных клубов. «Революционеры» же чаще покупают «товары для удовольствия» — например, электронные игры или спортивные товары.
Группа 4: «Уважаемые граждане». Это 14% от общего числа домохозяйств. Сюда входят люди, которые:
• не слишком позитивно, но и не слишком негативно реагируют на директ-маркетинговые сообщения;
• не состоятельные, но и не бедные;
• не слишком активные, но и не самые пассивные покупатели. Таких людей действительно можно назвать средними.
Группа 5: «Кухонные патриоты». Если представители этой группы (23% от общего количества домохозяйств) не занимаются шопингом в любимом супермаркете, они, скорее всего, сидят дома на кухне и читают ежедневную газету, журналы или почту. Представители этой группы являются носителями традиционных американских ценностей:
• они крайне патриотичны;
• главное значение для них имеют дом, семья и общество;
• у них достаточно времени для отдыха, поэтому они часто занимаются покупками; на самом деле у большинства из них больше времени, чем денег;
• данная группа состоит преимущественно из «синих воротничков», у ее представителей средний уровень дохода и образования. Большинство из них старше 55 лет.
Хотя отношение «Кухонных патриотов» к директ-маркетингу в основном негативное, они любят просматривать свою почту, в том числе директ-мейл-пакеты и каталоги. Но ввиду негативного отношения этой группы к директ-маркетингу и любви делать покупки в магазинах розничной торговли «Кухонные патриоты» чаще всего не являются «директ-маркетинговыми покупателями».
Группа 6: «Лидеры». Их 20% от общего числа домохозяйств. Это копия «Почтовых гурманов», отличающаяся от последних лишь одним: они противники почтовых рассылок. Представители данной группы ориентированы на карьерный рост, активны, имеют увлечения и участвуют в различных общественных мероприятиях. Они считают себя лидерами и сильными людьми.
Структура их семьи тяготеет к традиционной. Жены в большинстве случаев домохозяйки и не работают, что, естественно, оставляет им больше времени для совершения покупок в розничных магазинах. Представители данной группы чаще всего живут в пригородах — в отличие от «Почтовых гурманов», которые столь же часто живут и в городах. К директ-маркетингу «Лидеры» относятся в основном негативно. Они не то чтобы не любят почту вообще. Они просто не хотят тратить силы на то, чтобы ее просмотреть. «Лидеры» не рассматривают директ-маркетинг как удобный способ делать покупки. Они хотят сначала увидеть и потрогать товар, а потом немедленно получить удовлетворение от его покупки.
Конечно, очень важно представлять себе не только возраст, пол, доход потенциального покупателя, но и то, как он отнесется к почтовому предложению. Списки рассылки могут быть как разработаны специально, так и получены брокером во временное пользование от любой организации, зарабатывающей таким образом дополнительные деньги. Некоторые организации, владеющие списками своих клиентов или членов общим числом сотни тысяч или даже миллион адресов, могут зарабатывать до полумиллиона долларов в год.
Списки можно не только арендовать за деньги, но ими можно обмениваться между заинтересованными компаниями. При этом могут предоставляться списки как бывших покупателей, так и текущих клиентов.
Специалисты выделяют три вида списков:
• собственные списки;
• списки, составленные на основе откликов;
• компилированные списки.
Собственные списки — это базы данных о бывших или текущих собственных клиентах либо членах какой-либо организации. Такие списки составляют на основе различных источников — анкетных данных, информации о заключенных сделках и т. д. Ведут собственные списки обычно те компании, к базам данных которых был проявлен интерес со стороны участников ДМ-рынка. Составление списков должно не только окупаться, но и приносить прибыль.
Списки, составленные на основе откликов, — это базы данных сторонних организаций. Обычно они состоят из адресов и имен людей, откликавшихся на почтовую рекламу ранее, имеющих интерес к определенному товару/товарной категории и выразивших готовность его купить. Чаще такие списки используют участники потребительского, а не b2b-рынка.
Списки, составленные на основе откликов, могут охватывать прежних покупателей, посетителей каких-либо торговых, учебных и прочих мероприятий, подписчиков различных изданий, владельцев кредитных и клубных карт, благотворителей и т. д. Эти списки могут быть как отдельными, так и объединенными, в которых исключены дублирующиеся имена.
Компилированные списки — это базы данных сторонних организаций. Они не имеют информации об интересе покупателя к определенному товару/товарной категории, но включают почтовые индексы, демографические и другие данные. Обычно такие списки используют в тех случаях, когда для компании не важно, откликался ли потенциальный клиент на почтовое предложение ранее. Специалисты выделяют три типа компилированных списков: компилированные списки потребителей, доработанные списки данных об образе жизни потребителей и компилированные бизнес-списки.
Как правило, для одноразовой рассылки списки предоставляют в аренду, а не продают. Взять их во временное пользование можно у владельцев списков, лист-менеджеров и лист-брокеров.
Владельцы списков, прежде чем предоставить список, определяют, не нанесет ли рассылка сторонней компании вреда их собственным интересам.
Лист-менеджеры обслуживают владельцев списков. Они корректируют списки, получая обновленные данные от владельцев, выполняют заказы и ведут счета. Нередко лист-менеджеры сдают в аренду списки не только своих владельцев.
Лист-брокеры получают комиссионные от владельца списка Или лист-менеджера и не берут платы с арендаторов. Они консультируют арендаторов, помогают им вести дела и при крупных заказах могут предоставить своим клиентам скидки. Лист-брокеры могут предоставить арендатору полезную информацию о списках: результаты тестов, как списки помогли другим компаниям в подобных ситуациях и т. д.
Обычно на рынке присутствует очень большое число различных списков, которые оцениваются по размеру (число имен), по типу (профиль адресатов, ориентированность на товарную категорию), по размеру среднего заказа (стоимость средней покупки по почте), по почтовой базе (какой процент адресов создан на основе директ-мейловских акций), «разогретости» клиентов (делающих заказ в кратчайшее после рассылки время), по покупательской активности клиентов («горячий» — готовый к покупке, «теплый» — размышляющий, «холодный» — не задумывающий, но способный на покупку). Чем больше критериев задано в списке, тем более направленно можно будет организовать рассылку.
При аренде нескольких списков весьма вероятно дублирование адресатов, поэтому нередко заключается договор с лист-брокерами на оплату только неповторяющихся имен. Очень часто арендатору самому приходится заниматься устранением дублирования (операция слияние/чистка — merge/purge).
В докомпьютерное время списки предоставляли на самоклеющихся этикетках, сегодня — на электронных носителях.
Важно иметь в виду, что всегда часть писем вернется к отправителю. Это связано с тем, что люди убывают по естественным причинам. Одни умирают, другие меняют адрес (в США. например, 20% населения раз в год меняет адрес), третьи меняют работу и т. д. Почтовая служба США считает очень хорошим показателем возврат менее 2% отправлений. В целом для почтовой рассылки нормальным показателем является возврат до 5%. Больший процент может указывать на неактуальность, устарелость адресной базы. Чем меньше возвратов, тем чище список.
Считается, что списки подлежат чистке не реже двух раз в год. Например, некоторые базы данных в США содержат десятки миллионов изменений в адресах и обновляются еженедельно или два раза в месяц. При этом 1-3% адресов в списке меняются каждые шесть месяцев.
Чистка списков позволяет не только делать рекламу более эффективной, но и пользоваться выгодными тарифами от почтовой службы, получающей меньше возвратов.
Для того чтобы арендатор не использовал базу многократно, лист-менеджеры включают в нее контролируемые ими вымышленные имена и адреса. За нарушение договора аренды могут быть применены штрафные санкции или нарушителя просто вычеркивают из списков клиентов.
Отправление
Прежде чем человек что-то выбросит в мусорное ведро, он обязательно посмотрит, что он собирается выбрасывать.
3. Фегеле
На восприятие почтовой рекламы, безусловно, влияет ее качество. Люди не выбрасывают красивые конверты и качественную бумагу и читают то, что кажется присланным именно им. Отношение к качеству послания автоматически переносится на отношение к компании, его приславшей, и на отношение к ее товару или услуге.
Самая первая и самая важная из «волн выбрасывания» длится около 20 секунд. За это время около 50% людей прощаются с посланием, не считая присланную информацию достойной своего внимания. А если послания еще и разосланы по «холодным» клиентам, то количество выброшенных на этой стадии писем возрастает до 80%.
Если на первой «волне выбрасывания» большее значение имеет качество оформления послания и точность адресата, то далее — качество самого послания: текст, аргументы, диаграммы ит. д.
Для эффективной рекламной рассылки мало просто отправить какое-то число писем. Нужно сделать их читаемыми.
Специфика традиционный почты
При разработке почтовой рекламной кампании важно представлять себе, что, согласно тезисам, предложенным Фондом исследований в области рекламы, «до 60% всех запросов делается с намерением совершить покупку в течение года.
• До 25% запросов с намерением совершить покупку имеют характер "неотложной потребности": потребитель купит товар/услугу либо у вас, либо у конкурента.
• До 10% запросов с намерением совершить покупку делают "горячие" клиенты.
• До 60% запросов, направленных вам, получают также и ваши конкуренты.
• В 20% случаев потенциальные клиенты, запросившие до-полнительную информацию о товаре, не получают ее.
• 43% потенциальных клиентов, запросивших информацию, получают ее слишком поздно, когда она уже стала бесполезной.
• 59% заявили, что они выбросили один или более из присланных им материалов, поскольку в них не было ценной информации» [22, с. 456).
Как уже было показано ранее, время проведения рекламной кампании напрямую связано со временем пика продаж товара или с какими-либо определенными акциями по стимулированию сбыта. Вместе с тем интересно, что есть данные об общих тенденциях в почтовой рассылке. Согласно данным J. Schmid & Associates, Inc., «почтовые рассылки, проводимые в разные месяцы, дают разные результаты. Эффективность рассылок по месяцам (наибольшее число потребительских откликов собирают январские рассылки, эффект февральских составляет 96% от январских и т. д.) следующая:
100 — лучшее время для проведения рассылки
Январь 10096
Февраль 96
Март 71
Апрель 72
Май 72
Июнь 67
Июль 73
Август 87
Сентябрь 79
Октябрь 90
Ноябрь 81
Декабрь 79
Однако следует иметь в виду, что эти величины вовсе не отменяют здравый смысл. Так, вряд ли удастся продать много игрушек по обычной цене в январской рассылке, поскольку перед Рождеством многие магазины проводят распродажи игрушек.
Заказ товаров по почте через каталоги имеет свои особенности. Самые удачные месяцы для рассылки каталогов клиентам — это сентябрь и октябрь. Для рассылок в сфере промышленного маркетинга, т. е. "от компании — к компании" (business to business), самые лучшие месяцы — это январь и сентябрь» [13, с. 24-25].
Если компания использует рассылки на постоянной основе, то, с одной стороны, следует в первую очередь руководствоваться собственным опытом, с другой — можно делать периодические рассылки раз в один-полтора месяца (с новыми вариантами предложений), раз в сезон (четыре раза в год), интенсивные рассылки в пик продаж (с интервалом от двух недель).
С точки зрения распределения откликов почтовой рассылки доказано, что «50% всех откликов приходится на первые четыре недели, остальные появляются в течение последующих шести» [22, с. 465].
Если рассылка удалась, то ее можно повторить в прежнем виде через 2-3 месяца, используя те же самые тексты, аргументы и т. д. При этом важно учитывать фактор сезонности. Нецелесообразно повторять рассылку, если сезон спроса на товар прошел.
Полагают, что через 2-3 месяца на ту же модель рассылки будет столько же откликов -30%, т. е. если во время первой рассылки было получено 2% откликов, то во время второй их будет 2% ± -30% от первичной величины, или минимум 1,4%.
Следует учитывать, что письмо, отправленное по традиционной почте, в большинстве случаев эффективнее, чем отправленное по факсу или по электронной почте, поскольку обычное письмо позволяет воздействовать на зрение, осязание и даже на обоняние клиента. Однако при этом традиционная рассылка дороже. Ее использование невыгодно, когда стоимость продаваемого товара незначительна.
Стоимость
Услуги традиционной почтовой рассылки достаточно дорогие и складываются из стоимости аренды списка, упаковки и рассылки (не считая стоимость самого послания).
Стоимость аренды обычной клиентской базы колеблется от Ю до 100 долларов за тысячу имен (в среднем около 70 долларов). Стоимость специализированной базы может оказаться выше 100 долларов за тысячу. Дороже стоят и списки «имен горячей линии» покупателей, проявивших активность в последнее время (от 90 дней до 1 года). И очень дорого могут стоить списки эксклюзивных, богатых покупателей.
Чем больше отклик от адресатов списка, тем больше стоит их аренда и тем выше вероятность того, что список будут часто использовать.
Предложение очень дешевых баз может указывать на их низкое качество — наличие «мертвых» адресов, несоответствие профилю и т. д.
Дополнительно могут взиматься также незначительные суммы за сортировку и форматирование по заданным параметрам.
Весь комплекс услуг по рассылке тысячи писем на развитых рынках обходится в среднем примерно в 1000 долларов (основной диапазон цен находится обычно в пределах 500-2000 долларов).
Факсовая рассылка
Факсовая рассылка получила развитие в 90-х годах XX века вместе с усовершенствованием телефакса (факса), позволяющего пересылать информацию в режиме копии. На сегодня это умирающий вид ДМ, так как факсовые аппараты вытесняются с рынка современными компьютерными технологиями.
Достоинства и недостатки
Достоинства
Факс быстрее, чем традиционная почта. Обеспечивается охват платежеспособных целевых групп.
Недостатки
Для пользования факсом необходимо наличие телефонной линии и, что еще более важно, факс-аппарата. В основном такая техника есть в офисах и в квартирах людей, работающих на дому, т. е. число целевых групп достаточно ограниченно.
При рассылке могут возникать сложности в связи с занятостью факс-линии дополнительными телефонами или другими
отправителями писем. Конечно, можно вести рассылку ночью, когда линии свободны. Однако люди утром нередко просто выбрасывают в корзину все поступившее за ночь.
Бумага и картридж оплачиваются получателем. Поэтому люди не любят получать факсы, не относящиеся напрямую к их насущным делам.
Из-за проблем в телефонных линиях письмо может быть не получено совсем или получено в некачественном виде.
Черно-белое изображение ограничивает рекламные возможности.
Могут возникнуть проблемы с отправкой письма, содержащего более одного листа.
Стоимость
Для отправителя факсовая рассылка обходится дешевле традиционной почтовой.
Электронная почта
Свое развитие электронная почта получила в 90-х годах XX века, после создания персонального компьютера и сети WWW. На рубеже XX и XXI веков число электронных почтовых ящиков выросло до нескольких сотен миллионов. Пользователями электронной почты становятся все более широкие слои населения. Как правило, каждый человек имеет один почтовый ящик на работе, еще один заводит у интернет-провайдера и еще один — в почтовой сетевой службе. Число домашних почтовых ящиков растет быстрее числа рабочих.
Развитие электронной рассылки — это логичное развитие ее традиционной почтовой версии. При сохранении адресности и персональности этого вида рекламы компании избавляются от расходов на производство рекламных материалов и на почтовую их пересылку. С одной стороны, рекламная кампания с помощью электронной почты обойдется очень дешево. С другой — она может принести очень высокий уровень переходов (10-20%), что существенно выше, чем у баннерной интернет-рекламы.
Особенно эффективной на первом этапе своего развития электронная рассылка оказалась для авиалиний, онлайновых туристических агентств, сайтов электронной торговли (в частности, книг).
Необходимо отметить, что параллельно развитию цивилизованной электронной рассылки шло развитие спеша. Первая незаконная рассылка была осуществлена еще мае 1978 года сотрудником американской компании Digital Equipment Corp. Гэри Терком. Он разослал по предынтернетовской сети ARPANET в адрес 320 человек электронное письмо с рекламой новой разработки компании. В 1993 году неизвестный пользователь сети Usenet впервые назвал рассылку от администратора сети спамом — по названию торговой марки консервированной ветчины от компании Hormel Foods (SPAM - SPiced hAM — «ветчина со специями»).
При составлении нелегальных списков используется программное обеспечение, «прочесывающее» Интернет и собирающее тысячи и даже миллионы адресов с сайтов пользователей. А миллионы адресов просто генерируются с помощью компьютеров.
Рассылка спама в некоторых странах признается незаконной. У большинства получателей она вызывает только негативную реакцию. Лишь 2% получателей отправляются по ссылкам, которые содержатся в спаме. и только 1% доверяет такой рекламе. Среди маркетологов популярен анекдот: «Спам — это самый верный способ заявить от липа фирмы, что клиентов у нее нет и деньги закончились».
Конечно, более эффективно работать с лист-брокерами, предоставляющими легальные списки. Вместе с тем дешевизна спама и высокая отдача по нему даже при минимальном отклике поддерживают спрос на нелегальные списки (в отличие от традиционной почты с ее высокими издержками). Многие компании прибегают к спаму, несмотря на угрозу нарушения законодательства, на установку провайдерами спам-фильтров и на защитные действия потребителей, перегружающих серверы спамеров огромным количеством объемных писем. Сегодня доля спама в общем объеме электронных писем составляет более 90%.
Достоинства и недостатки
Достоинства
Электронную почту прежде всего характеризует высокая скорость. Подготовить и разослать письмо в сотни и тысячи адресов можно в течение нескольких минут. Первые отклики могут быть получены уже через несколько секунд после рассылки. Также ей присущ высокий коэффициент отклика (до 5-15%).
Электронную почту отличает очень простое производство, не требующее дорогого оборудования или квалифицированных специалистов. Здесь нет ограничений на объем. Можно составить длинное убедительное письмо.
Электронный формат позволяет использовать цвет, динамику, звук, усиливающие рекламное воздействие на потребителя (rich media mail).
При использовании электронной почты можно использовать широкий набор целевых групп.
У этого вида ДМ нет ограничений, связанных с государственными границами, почтовыми системами и часовыми поясами.
Электронная почта очень дешева. Она может принести хорошую прибыль даже при отклике в 1% (и меньше).
Этот вид ДМ отличает удобство обратной связи. Пользователю, имеющему в своем распоряжении компьютерную почту, не составит большого труда отправить небольшое ответное послание — заполненную анкету, заказ и т. д.
Недостатки
Необходим доступ в Интернет и компьютер (коммуникатор).
Трафик при получении писем оплачивается получателем.
Гиперссылки не всегда могут быть использованы потребителями, так, на начало XXI века около 30% российских интернет-пользователей работали только с e-mail. Это было обусловлено либо осознанным отказом от обозревателей, либо корпоративными правилами, запрещающими сотрудникам посещать какие-либо сайты в рабочее время.
Адресная база
Сегодня на рынке присутствуют как легальные, так и нелегальные адресные базы. При составлении легальных списков электронных адресов обычно в ходу списки потенциальных клиентов, давших разрешение на использование их имен для рассылки, или списки из собственной базы данных сайта. Люди, давшие такое разрешение, обычно задают параметры обращений: общий срок получения, число сообщений в неделю или в день.
Обычно имена из собственной базы данных обеспечивают наиболее высокий уровень отклика.
Вид письма
Большое значение имеет то, в каком виде рассылается электронная почта. Результаты исследования японской компании e-mail-маркетинга ROOT Communications Inc. показали, что HTML-письма с рекламой имеют больший успех, чем текстовые. Так, в ходе исследования было направлено (с позволения получателей) 150 тысяч писем (несколькими рассылками), рекламирующих экологически чистые овощи фирмы Oisix в период с июня по октябрь. Тем, кто разрешил присылать HTML-рекламу, были отправлены красиво оформленные веб-страницы с картинками: часть из них получила HTML-рекламу с кнопкой «Купить» (план А), а часть — просто с красочным оформлением и возможностью покупки в три шага (план Б). Часть людей получили обычное текстовое сообщение. Первая рассылка показала, что план А оказался в 2,59 раза эффективнее текста, план Б — в 1,11 раза; вторая — соответственно в 0,69 и 1,38 раза и третья — в 10,06 и 7,56 раза.
Стоимость
Современный уровень цен рекламы в электронных рассыл-ках относительно невысок. Оплата может производиться исходя из стоимости тысячи адресов, а также за клик.
Телефонная рассылка
В связи с развитием мобильной связи и современных коммуникационных технологий появляется возможность посылать индивидуальные рекламные сообщения на персональный телефон (конкретному человеку).
Этот вид рекламы достаточно молод. Многие кампании находятся еще только на стадии экспериментов. Сами люди по-разному относятся к возможному появлению рекламы на экране их телефона. Очень многие категорически против: «все больше потребителей хочет оставаться неизвестными. Для наглядности обратите внимание на увеличение количества телефонных номеров, которых нет в списках. В Калифорнии приблизительно 60% телефонных номеров не включены ни в какие списки. А по стране их может быть до 30%» [22, с. 119]. Вместе с тем есть потребители, которые в случае оплаты рекламы или при начислении дополнительного времени на счет за ее просмотр не возражали бы получать рекламные сообщения.
Достоинства и недостатки
Достоинства
У телефонной рекламы высокая степень персонификации и вовлечения. Ее характеризует высокая скорость подготовки и передачи информации. Этот вид ДМ отличает удобство обратной связи.
Недостатки
К ним относится ограниченность целевой аудитории. Часть пользователей вообще отключают текстовый сервис. Наиболее активная часть аудитории — школьники и студенты, которые пользуются, например, SMS-услугами для флирта, знакомств, «электронной болтовни». К недостаткам относятся новизна, непривычность для пользователя, а также определенное техническое несовершенство.
Специфика планирования почтовой рекламы
Почтовая реклама (директ-мейл) позволяет охватить практически всех потенциальных потребителей товара или услуги и по их региону проживания, и по социально-демографическим характеристикам. Необходимо лишь подобрать или сформировать соответствующую адресную базу.
Важно иметь в виду, что всегда часть писем вернется к отправителю. Это связано с тем, что люди убывают по естественным причинам — одни умирают, другие меняют адрес и т. д. Нормальный показатель возврата — около 5%. Больший процент может указывать на неактуальность, устарелость адресной базы.
Директ-мейл обеспечивает необходимое количество контактов в нужное компании время. Так, например, все три отправленных адресату письма попадут в его руки. Это гарантируется почтовой организацией. При этом, однако, нет гарантии в том, что все три письма будут прочитаны.
Почтовая рассылка позволяет воздействовать на потребителей достаточно оперативно. На эффективность почтовой рекламы, безусловно, влияет общее число рекламных почтовых отправлений. Чем больше писем человек получает, тем меньшее их число и с меньшим вниманием прочитывает. Конкурентные предложения также снижают эффективность такой рекламы. Стоимость достижения одного потенциального покупателя с помощью ДМ высокая. Однако охватить небольшую целевую группу по карману даже очень небольшой компании. Охват узких целевых групп с помощью ДМ часто является самым выгодным подходом.
Письмо, отправленное по традиционной почте, в большинстве случаев эффективнее, чем отправленное по факсу или электронной почте. Это связано с тем, что обычное письмо позволяет воздействовать на зрение, осязание и даже на обоняние клиента. Однако при этом традиционная рассылка будет дороже. Ее использование невыгодно, когда стоимость продаваемого товара незначительная. Кстати, рекламное агентство «Кан-нингхэм энд Уолш» (США) рекомендует: «Сочетайте почтовую связь с телефонной. Исследования показали, что лишь одна треть читателей, намеревавшихся послать купон, выполняет свое намерение...».
На восприятие почтовой рекламы, безусловно, влияет ее качество.
Параметры почтовой рекламы:
• общий период рассылки;
• число адресов;
• число рассылок;
• формат письма;
• вес письма;
• даты рассылок;
• общая стоимость рассылки;
• стоимость отправления одного письма.
Прямая почтовая рассылка, или директ-мейл (ДМ), — это личное рекламное обращение к конкретному человеку, пересылаемое в виде почтового отправления в его адрес. На протяжении многих лет ДМ остается одним из самых эффективных средств рекламы и директ-маркетинга. Число ее видов постоянно растет, одни теряют свою силу, как, например, факсовая рассылка, другие, как электронная рассылка, только-только наращивают свою мощь.
Сегодня ДМ можно разделить на три основных вида;
• традиционная почта;
• факсовая рассылка;
• электронная почта.
У каждого из них есть свои недостатки и достоинства, своя специфика использования.
Традиционная почта
Благодаря своей высокой эффективности традиционная почтовая рассылка существует уже не одно столетие и, несмотря на технологический прогресс, очевидно, будет оставаться важным рекламным средством и в будущем. У почтовой рассылки не так много недостатков и очень много достоинств.
На эффективность традиционной почтовой рассылки влияют такие факторы, как наличие качественной адресной базы, эффективная форма и содержание отправления, учет специфики медиапланирования этого вида рекламы, стоимость адресной базы.
Достоинства и недостатки
Достоинства
Почтовая рассылка позволяет обращаться к людям предельно избирательно, по заданным параметрам — возрасту, полу, району проживания, доходу и т. д.
ДМ обеспечивает нужное число контактов в необходимый компании период времени. Так, например, все отправленные адресату письма попадут в его руки. Это гарантирует почтовая организация.
С помощью почтовой рассылки к людям можно обращаться персонально — по имени. Это значительно повышает интерес получателей.
Тон письма может подчеркивать индивидуальность обращения, что также увеличивает внимание к обращению.
Качество восприятия почтовой рекламы весьма высокое, так как она ненавязчива. Письма не перебивают внимания, не заставляют читать себя. Человек может изучить сообщение в любой удобный для себя момент, в комфортном месте, столько раз, сколько ему нужно, когда удобно.
Письма воспринимаются как конфиденциальная, личная форма передачи информации. Большинство людей любят получать их. Поэтому профессионально грамотное почтовое отправление будет воспринято скорее благожелательно, чем нет.
Письма весьма убедительны. В том числе и потому, что могут быть подготовлены с учетом специфики аудитории, могут общаться с ней на одном языке, быть доходчивыми. Убедительность может быть усилена значительным числом фактов, цитат, цифр, которые легко воспринимаются именно в письменном виде.
Качественному восприятию помогут также иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы), использование цвета, приложение обширных рекламных брошюр, образцов товара и т. д. Таким образом, ДМ позволяет прибегать и к рациональному (детализированному) способу подачи материала, и к эмоциональному виду рекламы.
Убедительности ДМ будет способствовать и то обстоятельство, что во время чтения у предлагаемой потенциальному потребителю информации нет конкуренции, поскольку адресат погружен именно в конкретное письмо.
Благодаря перечисленным качествам традиционные письма имеют высокий вовлекающий эффект. Люди внимательно читают письмо, изучают информацию. Как следствие, у почтовой рассылки большой отклик аудитории. Люди заполняют присланные вместе с письмом анкеты, купоны и т. д. Часто человек может тут же принять решение о покупке и сделать заказ, заполнив прилагаемую форму, т. е. в данном случае исключается стадия запроса дополнительной информации, общения с продавцом, покупка организуется по короткому пути.
Почтовую рассылку отличает скорость подготовки. Кампанию можно организовать очень быстро: рекламные письма могут быть написаны и размножены, упакованы и отправлены как с вложениями, так и без них, в течение нескольких дней или даже часов. При этом ДМ позволяет воздействовать на потребителей Достаточно оперативно. Скорость определяется установленными почтовой организацией сроками доставки — обычно это несколько дней. Это означает, что при разработке ДМ-кампании можно по скорости работы почты рассчитать точное время доставки. Часть людей прочитает письмо сразу же по получении, часть — в течение ближайших нескольких дней.
При большой скорости подготовки почтовая рассылка имеет длительный эффект воздействия на потенциальных потребителей. Письма хранятся долго. К ним люди возвращаются, перечитывают и действуют в соответствии с ними.
Почтовая рассылка позволяет разрабатывать различные варианты содержания и оформления писем. Они могут отличаться аргументами, стилем, включать различные брошюры, образцы. С одной стороны, таким образом находится вариант, действующий наиболее эффективно, с другой — с помощью вариантов можно вести последовательные кампании.
В связи с относительной дороговизной в почтовой рассылке не слишком большая конкуренция. Здесь легче выделиться среди конкурентов. При этом акции проходят незаметно для конкурентов, которые не могут отследить количество, время рекламы и т. п.
При обращении к большим группам почтовая рассылка проигрывает другим средствам в стоимости одного контакта с представителем целевой аудитории. Однако в случае небольшой целевой группы использование ДМ будет дешевле за счет исключения обращений к лицам, не являющимся потенциальными покупателями. Охватить немногочисленную целевую группу «по карману» даже очень небольшой компании.
Достоинством почтовой рассылки является ее определенная контролируемость. Достаточно просто подсчитать число разосланных рекламных сообщений. Можно контролировать эффективность с помощью звонков, купонов, ссылок на письмо и таким образом иметь возможность оперативно влиять на рекламу.
Контролируема база адресов. Даже из готовых списков можно исключить какие-либо адреса. Можно, наоборот, что-то добавить.
Недостатки
Директ-мейл — это дорогое рекламное средство. Стоимость достижения одного человека одним почтовым отправлением очень высока. Обычно она в 15-20 раз дороже, чем стоимость достижения 30-секундным роликом или полосной рекламой в газете.
ДМ может не охватывать людей из целевой аудитории, высказавших желание не получать почтовую рекламу и вошедших в так называемый «список робинзонов».
Когда именно произойдет контакт человека с почтовой рекламой, проконтролировать невозможно.
Адресная база
Для эффективной рекламной кампании необходимо подобрать или сформировать соответствующую адресную базу — списки рассылки.
Обычно в базе данных присутствует самая важная демографическая информация, а также по возможности информация об образе жизни потенциальных покупателей. Например:
демографические данные:
• возраст;
• пол;
• образование;
• род занятий;
• доход;
• семейное положение;
• состав семьи (наличие детей и т. д.);
• наличие жилья (качественные характеристики);
• наличие автомобиля (качественные характеристики) и т. п.; данные об образе жизни:
• отношение к торговой марке;
• наличие домашних животных;
• отношение к туризму (предпочтения);
• отношение к спорту (предпочтения);
• отношение к развлечениям (предпочтения: книги, кино, рестораны, аквапарки...);
• уровень отклика на предыдущие предложения прямой почтовой рассылки и т. п.
Что касается отношения людей к ДМ, то, например, с помощью одной из программ, учитывающих комбинацию покупательских действий, демографических и психографических характеристик, образа жизни и отношения к директ-маркетингу, были сформированы [22, с. 544-546] шесть групп потребителей (далее группы расположены в порядке убывания значимости):
Группа 1: «Почтовые гурманы». Это вожделенные практически для всех директ-маркетологов 26% населения. Они мнят себя интеллектуалами, хотят получить все и как можно больше.
Особенно они любят путешествия. В высшей степени активны всегда чем-то увлечены и жалуются на то, что у них недостаточно времени для отдыха.
«Почтовые гурманы» — люди состоятельные. Уровень их образования и доходов гораздо выше среднего, почти все они — «белые воротнички». Значительную часть группы «Почтовых гурманов» составляют женщины. Отношение членов этой группы к директ-маркетингу крайне положительное. Реклама, рассылки и телефонные звонки не доставляют им беспокойства, они чувствуют себя профессионалами в осуществлении заказов по почте, телефону или Интернету. «Почтовые гурманы» тратят много (гораздо больше, чем члены других групп) и покупают часто.
Группа 2: «Революционеры». Они ультрасовременны, также считают себя умудренными опытом интеллектуалами. Демографически эта группа представляет собой 10% от всех домохозяйств. Она имеет ярко выраженный яппи-профиль: ее члены холосты, в большинстве своем это экономически активные мужчины с хорошим образованием.
Хотя «Революционеры» также довольно позитивно относятся к директ-маркетингу, они более осторожны, ибо только начинают становиться потребителями. Поскольку они активны, вероятно, что «Революционеры» чаще, чем члены других групп, будут осуществлять заказы по телефону, используя номер 800, или через Интернет. «Революционеры» — вторая группа по тратам и частоте покупок. Но суммы, которые они тратят на покупки, значительно ниже расходов «Почтовых гурманов».
Группа 3: «Жизнь начинается в 50 лет». Это 7% от всех домохозяйств. У нее средние показатели по психографике и образу жизни. В демографическом отношении это пожилые потребители, «обитатели пустого гнезда»: их дети выросли, учатся в колледже в другом городе или уже имеют свои семьи. Группа представлена как «синими», так и «белыми воротничками».
Подобно «Революционерам», члены группы «Жизнь начинается в 50 лет» положительно относятся к директ-маркетингу. Но они еще более осмотрительны. Причина в том, что клиенты этой группы немолоды, и в том, что они уже имеют 20-30-летний опыт покупки товаров и услуг через директ-маркетинговые каналы.
Такие особенности данной группы отражаются на расходах и частоте покупок клиентов, которые в нее входят. Показатели расходов и частоты покупок ненамного ниже, чем у «Революционеров», но товары, которые, скорее всего, будет покупать эта группа потребителей, совсем другие. Группа «Жизнь начинается в 50 лет», вероятнее всего, будет приобретать дорогостоящие товары — такие как мебель или посуда. Эти клиенты будут покупать также витамины, лекарства и пищевые добавки, вступать в члены книжных клубов. «Революционеры» же чаще покупают «товары для удовольствия» — например, электронные игры или спортивные товары.
Группа 4: «Уважаемые граждане». Это 14% от общего числа домохозяйств. Сюда входят люди, которые:
• не слишком позитивно, но и не слишком негативно реагируют на директ-маркетинговые сообщения;
• не состоятельные, но и не бедные;
• не слишком активные, но и не самые пассивные покупатели. Таких людей действительно можно назвать средними.
Группа 5: «Кухонные патриоты». Если представители этой группы (23% от общего количества домохозяйств) не занимаются шопингом в любимом супермаркете, они, скорее всего, сидят дома на кухне и читают ежедневную газету, журналы или почту. Представители этой группы являются носителями традиционных американских ценностей:
• они крайне патриотичны;
• главное значение для них имеют дом, семья и общество;
• у них достаточно времени для отдыха, поэтому они часто занимаются покупками; на самом деле у большинства из них больше времени, чем денег;
• данная группа состоит преимущественно из «синих воротничков», у ее представителей средний уровень дохода и образования. Большинство из них старше 55 лет.
Хотя отношение «Кухонных патриотов» к директ-маркетингу в основном негативное, они любят просматривать свою почту, в том числе директ-мейл-пакеты и каталоги. Но ввиду негативного отношения этой группы к директ-маркетингу и любви делать покупки в магазинах розничной торговли «Кухонные патриоты» чаще всего не являются «директ-маркетинговыми покупателями».
Группа 6: «Лидеры». Их 20% от общего числа домохозяйств. Это копия «Почтовых гурманов», отличающаяся от последних лишь одним: они противники почтовых рассылок. Представители данной группы ориентированы на карьерный рост, активны, имеют увлечения и участвуют в различных общественных мероприятиях. Они считают себя лидерами и сильными людьми.
Структура их семьи тяготеет к традиционной. Жены в большинстве случаев домохозяйки и не работают, что, естественно, оставляет им больше времени для совершения покупок в розничных магазинах. Представители данной группы чаще всего живут в пригородах — в отличие от «Почтовых гурманов», которые столь же часто живут и в городах. К директ-маркетингу «Лидеры» относятся в основном негативно. Они не то чтобы не любят почту вообще. Они просто не хотят тратить силы на то, чтобы ее просмотреть. «Лидеры» не рассматривают директ-маркетинг как удобный способ делать покупки. Они хотят сначала увидеть и потрогать товар, а потом немедленно получить удовлетворение от его покупки.
Конечно, очень важно представлять себе не только возраст, пол, доход потенциального покупателя, но и то, как он отнесется к почтовому предложению. Списки рассылки могут быть как разработаны специально, так и получены брокером во временное пользование от любой организации, зарабатывающей таким образом дополнительные деньги. Некоторые организации, владеющие списками своих клиентов или членов общим числом сотни тысяч или даже миллион адресов, могут зарабатывать до полумиллиона долларов в год.
Списки можно не только арендовать за деньги, но ими можно обмениваться между заинтересованными компаниями. При этом могут предоставляться списки как бывших покупателей, так и текущих клиентов.
Специалисты выделяют три вида списков:
• собственные списки;
• списки, составленные на основе откликов;
• компилированные списки.
Собственные списки — это базы данных о бывших или текущих собственных клиентах либо членах какой-либо организации. Такие списки составляют на основе различных источников — анкетных данных, информации о заключенных сделках и т. д. Ведут собственные списки обычно те компании, к базам данных которых был проявлен интерес со стороны участников ДМ-рынка. Составление списков должно не только окупаться, но и приносить прибыль.
Списки, составленные на основе откликов, — это базы данных сторонних организаций. Обычно они состоят из адресов и имен людей, откликавшихся на почтовую рекламу ранее, имеющих интерес к определенному товару/товарной категории и выразивших готовность его купить. Чаще такие списки используют участники потребительского, а не b2b-рынка.
Списки, составленные на основе откликов, могут охватывать прежних покупателей, посетителей каких-либо торговых, учебных и прочих мероприятий, подписчиков различных изданий, владельцев кредитных и клубных карт, благотворителей и т. д. Эти списки могут быть как отдельными, так и объединенными, в которых исключены дублирующиеся имена.
Компилированные списки — это базы данных сторонних организаций. Они не имеют информации об интересе покупателя к определенному товару/товарной категории, но включают почтовые индексы, демографические и другие данные. Обычно такие списки используют в тех случаях, когда для компании не важно, откликался ли потенциальный клиент на почтовое предложение ранее. Специалисты выделяют три типа компилированных списков: компилированные списки потребителей, доработанные списки данных об образе жизни потребителей и компилированные бизнес-списки.
Как правило, для одноразовой рассылки списки предоставляют в аренду, а не продают. Взять их во временное пользование можно у владельцев списков, лист-менеджеров и лист-брокеров.
Владельцы списков, прежде чем предоставить список, определяют, не нанесет ли рассылка сторонней компании вреда их собственным интересам.
Лист-менеджеры обслуживают владельцев списков. Они корректируют списки, получая обновленные данные от владельцев, выполняют заказы и ведут счета. Нередко лист-менеджеры сдают в аренду списки не только своих владельцев.
Лист-брокеры получают комиссионные от владельца списка Или лист-менеджера и не берут платы с арендаторов. Они консультируют арендаторов, помогают им вести дела и при крупных заказах могут предоставить своим клиентам скидки. Лист-брокеры могут предоставить арендатору полезную информацию о списках: результаты тестов, как списки помогли другим компаниям в подобных ситуациях и т. д.
Обычно на рынке присутствует очень большое число различных списков, которые оцениваются по размеру (число имен), по типу (профиль адресатов, ориентированность на товарную категорию), по размеру среднего заказа (стоимость средней покупки по почте), по почтовой базе (какой процент адресов создан на основе директ-мейловских акций), «разогретости» клиентов (делающих заказ в кратчайшее после рассылки время), по покупательской активности клиентов («горячий» — готовый к покупке, «теплый» — размышляющий, «холодный» — не задумывающий, но способный на покупку). Чем больше критериев задано в списке, тем более направленно можно будет организовать рассылку.
При аренде нескольких списков весьма вероятно дублирование адресатов, поэтому нередко заключается договор с лист-брокерами на оплату только неповторяющихся имен. Очень часто арендатору самому приходится заниматься устранением дублирования (операция слияние/чистка — merge/purge).
В докомпьютерное время списки предоставляли на самоклеющихся этикетках, сегодня — на электронных носителях.
Важно иметь в виду, что всегда часть писем вернется к отправителю. Это связано с тем, что люди убывают по естественным причинам. Одни умирают, другие меняют адрес (в США. например, 20% населения раз в год меняет адрес), третьи меняют работу и т. д. Почтовая служба США считает очень хорошим показателем возврат менее 2% отправлений. В целом для почтовой рассылки нормальным показателем является возврат до 5%. Больший процент может указывать на неактуальность, устарелость адресной базы. Чем меньше возвратов, тем чище список.
Считается, что списки подлежат чистке не реже двух раз в год. Например, некоторые базы данных в США содержат десятки миллионов изменений в адресах и обновляются еженедельно или два раза в месяц. При этом 1-3% адресов в списке меняются каждые шесть месяцев.
Чистка списков позволяет не только делать рекламу более эффективной, но и пользоваться выгодными тарифами от почтовой службы, получающей меньше возвратов.
Для того чтобы арендатор не использовал базу многократно, лист-менеджеры включают в нее контролируемые ими вымышленные имена и адреса. За нарушение договора аренды могут быть применены штрафные санкции или нарушителя просто вычеркивают из списков клиентов.
Отправление
Прежде чем человек что-то выбросит в мусорное ведро, он обязательно посмотрит, что он собирается выбрасывать.
3. Фегеле
На восприятие почтовой рекламы, безусловно, влияет ее качество. Люди не выбрасывают красивые конверты и качественную бумагу и читают то, что кажется присланным именно им. Отношение к качеству послания автоматически переносится на отношение к компании, его приславшей, и на отношение к ее товару или услуге.
Самая первая и самая важная из «волн выбрасывания» длится около 20 секунд. За это время около 50% людей прощаются с посланием, не считая присланную информацию достойной своего внимания. А если послания еще и разосланы по «холодным» клиентам, то количество выброшенных на этой стадии писем возрастает до 80%.
Если на первой «волне выбрасывания» большее значение имеет качество оформления послания и точность адресата, то далее — качество самого послания: текст, аргументы, диаграммы ит. д.
Для эффективной рекламной рассылки мало просто отправить какое-то число писем. Нужно сделать их читаемыми.
Специфика традиционный почты
При разработке почтовой рекламной кампании важно представлять себе, что, согласно тезисам, предложенным Фондом исследований в области рекламы, «до 60% всех запросов делается с намерением совершить покупку в течение года.
• До 25% запросов с намерением совершить покупку имеют характер "неотложной потребности": потребитель купит товар/услугу либо у вас, либо у конкурента.
• До 10% запросов с намерением совершить покупку делают "горячие" клиенты.
• До 60% запросов, направленных вам, получают также и ваши конкуренты.
• В 20% случаев потенциальные клиенты, запросившие до-полнительную информацию о товаре, не получают ее.
• 43% потенциальных клиентов, запросивших информацию, получают ее слишком поздно, когда она уже стала бесполезной.
• 59% заявили, что они выбросили один или более из присланных им материалов, поскольку в них не было ценной информации» [22, с. 456).
Как уже было показано ранее, время проведения рекламной кампании напрямую связано со временем пика продаж товара или с какими-либо определенными акциями по стимулированию сбыта. Вместе с тем интересно, что есть данные об общих тенденциях в почтовой рассылке. Согласно данным J. Schmid & Associates, Inc., «почтовые рассылки, проводимые в разные месяцы, дают разные результаты. Эффективность рассылок по месяцам (наибольшее число потребительских откликов собирают январские рассылки, эффект февральских составляет 96% от январских и т. д.) следующая:
100 — лучшее время для проведения рассылки
Январь 10096
Февраль 96
Март 71
Апрель 72
Май 72
Июнь 67
Июль 73
Август 87
Сентябрь 79
Октябрь 90
Ноябрь 81
Декабрь 79
Однако следует иметь в виду, что эти величины вовсе не отменяют здравый смысл. Так, вряд ли удастся продать много игрушек по обычной цене в январской рассылке, поскольку перед Рождеством многие магазины проводят распродажи игрушек.
Заказ товаров по почте через каталоги имеет свои особенности. Самые удачные месяцы для рассылки каталогов клиентам — это сентябрь и октябрь. Для рассылок в сфере промышленного маркетинга, т. е. "от компании — к компании" (business to business), самые лучшие месяцы — это январь и сентябрь» [13, с. 24-25].
Если компания использует рассылки на постоянной основе, то, с одной стороны, следует в первую очередь руководствоваться собственным опытом, с другой — можно делать периодические рассылки раз в один-полтора месяца (с новыми вариантами предложений), раз в сезон (четыре раза в год), интенсивные рассылки в пик продаж (с интервалом от двух недель).
С точки зрения распределения откликов почтовой рассылки доказано, что «50% всех откликов приходится на первые четыре недели, остальные появляются в течение последующих шести» [22, с. 465].
Если рассылка удалась, то ее можно повторить в прежнем виде через 2-3 месяца, используя те же самые тексты, аргументы и т. д. При этом важно учитывать фактор сезонности. Нецелесообразно повторять рассылку, если сезон спроса на товар прошел.
Полагают, что через 2-3 месяца на ту же модель рассылки будет столько же откликов -30%, т. е. если во время первой рассылки было получено 2% откликов, то во время второй их будет 2% ± -30% от первичной величины, или минимум 1,4%.
Следует учитывать, что письмо, отправленное по традиционной почте, в большинстве случаев эффективнее, чем отправленное по факсу или по электронной почте, поскольку обычное письмо позволяет воздействовать на зрение, осязание и даже на обоняние клиента. Однако при этом традиционная рассылка дороже. Ее использование невыгодно, когда стоимость продаваемого товара незначительна.
Стоимость
Услуги традиционной почтовой рассылки достаточно дорогие и складываются из стоимости аренды списка, упаковки и рассылки (не считая стоимость самого послания).
Стоимость аренды обычной клиентской базы колеблется от Ю до 100 долларов за тысячу имен (в среднем около 70 долларов). Стоимость специализированной базы может оказаться выше 100 долларов за тысячу. Дороже стоят и списки «имен горячей линии» покупателей, проявивших активность в последнее время (от 90 дней до 1 года). И очень дорого могут стоить списки эксклюзивных, богатых покупателей.
Чем больше отклик от адресатов списка, тем больше стоит их аренда и тем выше вероятность того, что список будут часто использовать.
Предложение очень дешевых баз может указывать на их низкое качество — наличие «мертвых» адресов, несоответствие профилю и т. д.
Дополнительно могут взиматься также незначительные суммы за сортировку и форматирование по заданным параметрам.
Весь комплекс услуг по рассылке тысячи писем на развитых рынках обходится в среднем примерно в 1000 долларов (основной диапазон цен находится обычно в пределах 500-2000 долларов).
Факсовая рассылка
Факсовая рассылка получила развитие в 90-х годах XX века вместе с усовершенствованием телефакса (факса), позволяющего пересылать информацию в режиме копии. На сегодня это умирающий вид ДМ, так как факсовые аппараты вытесняются с рынка современными компьютерными технологиями.
Достоинства и недостатки
Достоинства
Факс быстрее, чем традиционная почта. Обеспечивается охват платежеспособных целевых групп.
Недостатки
Для пользования факсом необходимо наличие телефонной линии и, что еще более важно, факс-аппарата. В основном такая техника есть в офисах и в квартирах людей, работающих на дому, т. е. число целевых групп достаточно ограниченно.
При рассылке могут возникать сложности в связи с занятостью факс-линии дополнительными телефонами или другими
отправителями писем. Конечно, можно вести рассылку ночью, когда линии свободны. Однако люди утром нередко просто выбрасывают в корзину все поступившее за ночь.
Бумага и картридж оплачиваются получателем. Поэтому люди не любят получать факсы, не относящиеся напрямую к их насущным делам.
Из-за проблем в телефонных линиях письмо может быть не получено совсем или получено в некачественном виде.
Черно-белое изображение ограничивает рекламные возможности.
Могут возникнуть проблемы с отправкой письма, содержащего более одного листа.
Стоимость
Для отправителя факсовая рассылка обходится дешевле традиционной почтовой.
Электронная почта
Свое развитие электронная почта получила в 90-х годах XX века, после создания персонального компьютера и сети WWW. На рубеже XX и XXI веков число электронных почтовых ящиков выросло до нескольких сотен миллионов. Пользователями электронной почты становятся все более широкие слои населения. Как правило, каждый человек имеет один почтовый ящик на работе, еще один заводит у интернет-провайдера и еще один — в почтовой сетевой службе. Число домашних почтовых ящиков растет быстрее числа рабочих.
Развитие электронной рассылки — это логичное развитие ее традиционной почтовой версии. При сохранении адресности и персональности этого вида рекламы компании избавляются от расходов на производство рекламных материалов и на почтовую их пересылку. С одной стороны, рекламная кампания с помощью электронной почты обойдется очень дешево. С другой — она может принести очень высокий уровень переходов (10-20%), что существенно выше, чем у баннерной интернет-рекламы.
Особенно эффективной на первом этапе своего развития электронная рассылка оказалась для авиалиний, онлайновых туристических агентств, сайтов электронной торговли (в частности, книг).
Необходимо отметить, что параллельно развитию цивилизованной электронной рассылки шло развитие спеша. Первая незаконная рассылка была осуществлена еще мае 1978 года сотрудником американской компании Digital Equipment Corp. Гэри Терком. Он разослал по предынтернетовской сети ARPANET в адрес 320 человек электронное письмо с рекламой новой разработки компании. В 1993 году неизвестный пользователь сети Usenet впервые назвал рассылку от администратора сети спамом — по названию торговой марки консервированной ветчины от компании Hormel Foods (SPAM - SPiced hAM — «ветчина со специями»).
При составлении нелегальных списков используется программное обеспечение, «прочесывающее» Интернет и собирающее тысячи и даже миллионы адресов с сайтов пользователей. А миллионы адресов просто генерируются с помощью компьютеров.
Рассылка спама в некоторых странах признается незаконной. У большинства получателей она вызывает только негативную реакцию. Лишь 2% получателей отправляются по ссылкам, которые содержатся в спаме. и только 1% доверяет такой рекламе. Среди маркетологов популярен анекдот: «Спам — это самый верный способ заявить от липа фирмы, что клиентов у нее нет и деньги закончились».
Конечно, более эффективно работать с лист-брокерами, предоставляющими легальные списки. Вместе с тем дешевизна спама и высокая отдача по нему даже при минимальном отклике поддерживают спрос на нелегальные списки (в отличие от традиционной почты с ее высокими издержками). Многие компании прибегают к спаму, несмотря на угрозу нарушения законодательства, на установку провайдерами спам-фильтров и на защитные действия потребителей, перегружающих серверы спамеров огромным количеством объемных писем. Сегодня доля спама в общем объеме электронных писем составляет более 90%.
Достоинства и недостатки
Достоинства
Электронную почту прежде всего характеризует высокая скорость. Подготовить и разослать письмо в сотни и тысячи адресов можно в течение нескольких минут. Первые отклики могут быть получены уже через несколько секунд после рассылки. Также ей присущ высокий коэффициент отклика (до 5-15%).
Электронную почту отличает очень простое производство, не требующее дорогого оборудования или квалифицированных специалистов. Здесь нет ограничений на объем. Можно составить длинное убедительное письмо.
Электронный формат позволяет использовать цвет, динамику, звук, усиливающие рекламное воздействие на потребителя (rich media mail).
При использовании электронной почты можно использовать широкий набор целевых групп.
У этого вида ДМ нет ограничений, связанных с государственными границами, почтовыми системами и часовыми поясами.
Электронная почта очень дешева. Она может принести хорошую прибыль даже при отклике в 1% (и меньше).
Этот вид ДМ отличает удобство обратной связи. Пользователю, имеющему в своем распоряжении компьютерную почту, не составит большого труда отправить небольшое ответное послание — заполненную анкету, заказ и т. д.
Недостатки
Необходим доступ в Интернет и компьютер (коммуникатор).
Трафик при получении писем оплачивается получателем.
Гиперссылки не всегда могут быть использованы потребителями, так, на начало XXI века около 30% российских интернет-пользователей работали только с e-mail. Это было обусловлено либо осознанным отказом от обозревателей, либо корпоративными правилами, запрещающими сотрудникам посещать какие-либо сайты в рабочее время.
Адресная база
Сегодня на рынке присутствуют как легальные, так и нелегальные адресные базы. При составлении легальных списков электронных адресов обычно в ходу списки потенциальных клиентов, давших разрешение на использование их имен для рассылки, или списки из собственной базы данных сайта. Люди, давшие такое разрешение, обычно задают параметры обращений: общий срок получения, число сообщений в неделю или в день.
Обычно имена из собственной базы данных обеспечивают наиболее высокий уровень отклика.
Вид письма
Большое значение имеет то, в каком виде рассылается электронная почта. Результаты исследования японской компании e-mail-маркетинга ROOT Communications Inc. показали, что HTML-письма с рекламой имеют больший успех, чем текстовые. Так, в ходе исследования было направлено (с позволения получателей) 150 тысяч писем (несколькими рассылками), рекламирующих экологически чистые овощи фирмы Oisix в период с июня по октябрь. Тем, кто разрешил присылать HTML-рекламу, были отправлены красиво оформленные веб-страницы с картинками: часть из них получила HTML-рекламу с кнопкой «Купить» (план А), а часть — просто с красочным оформлением и возможностью покупки в три шага (план Б). Часть людей получили обычное текстовое сообщение. Первая рассылка показала, что план А оказался в 2,59 раза эффективнее текста, план Б — в 1,11 раза; вторая — соответственно в 0,69 и 1,38 раза и третья — в 10,06 и 7,56 раза.
Стоимость
Современный уровень цен рекламы в электронных рассыл-ках относительно невысок. Оплата может производиться исходя из стоимости тысячи адресов, а также за клик.
Телефонная рассылка
В связи с развитием мобильной связи и современных коммуникационных технологий появляется возможность посылать индивидуальные рекламные сообщения на персональный телефон (конкретному человеку).
Этот вид рекламы достаточно молод. Многие кампании находятся еще только на стадии экспериментов. Сами люди по-разному относятся к возможному появлению рекламы на экране их телефона. Очень многие категорически против: «все больше потребителей хочет оставаться неизвестными. Для наглядности обратите внимание на увеличение количества телефонных номеров, которых нет в списках. В Калифорнии приблизительно 60% телефонных номеров не включены ни в какие списки. А по стране их может быть до 30%» [22, с. 119]. Вместе с тем есть потребители, которые в случае оплаты рекламы или при начислении дополнительного времени на счет за ее просмотр не возражали бы получать рекламные сообщения.
Достоинства и недостатки
Достоинства
У телефонной рекламы высокая степень персонификации и вовлечения. Ее характеризует высокая скорость подготовки и передачи информации. Этот вид ДМ отличает удобство обратной связи.
Недостатки
К ним относится ограниченность целевой аудитории. Часть пользователей вообще отключают текстовый сервис. Наиболее активная часть аудитории — школьники и студенты, которые пользуются, например, SMS-услугами для флирта, знакомств, «электронной болтовни». К недостаткам относятся новизна, непривычность для пользователя, а также определенное техническое несовершенство.
Специфика планирования почтовой рекламы
Почтовая реклама (директ-мейл) позволяет охватить практически всех потенциальных потребителей товара или услуги и по их региону проживания, и по социально-демографическим характеристикам. Необходимо лишь подобрать или сформировать соответствующую адресную базу.
Важно иметь в виду, что всегда часть писем вернется к отправителю. Это связано с тем, что люди убывают по естественным причинам — одни умирают, другие меняют адрес и т. д. Нормальный показатель возврата — около 5%. Больший процент может указывать на неактуальность, устарелость адресной базы.
Директ-мейл обеспечивает необходимое количество контактов в нужное компании время. Так, например, все три отправленных адресату письма попадут в его руки. Это гарантируется почтовой организацией. При этом, однако, нет гарантии в том, что все три письма будут прочитаны.
Почтовая рассылка позволяет воздействовать на потребителей достаточно оперативно. На эффективность почтовой рекламы, безусловно, влияет общее число рекламных почтовых отправлений. Чем больше писем человек получает, тем меньшее их число и с меньшим вниманием прочитывает. Конкурентные предложения также снижают эффективность такой рекламы. Стоимость достижения одного потенциального покупателя с помощью ДМ высокая. Однако охватить небольшую целевую группу по карману даже очень небольшой компании. Охват узких целевых групп с помощью ДМ часто является самым выгодным подходом.
Письмо, отправленное по традиционной почте, в большинстве случаев эффективнее, чем отправленное по факсу или электронной почте. Это связано с тем, что обычное письмо позволяет воздействовать на зрение, осязание и даже на обоняние клиента. Однако при этом традиционная рассылка будет дороже. Ее использование невыгодно, когда стоимость продаваемого товара незначительная. Кстати, рекламное агентство «Кан-нингхэм энд Уолш» (США) рекомендует: «Сочетайте почтовую связь с телефонной. Исследования показали, что лишь одна треть читателей, намеревавшихся послать купон, выполняет свое намерение...».
На восприятие почтовой рекламы, безусловно, влияет ее качество.
Параметры почтовой рекламы:
• общий период рассылки;
• число адресов;
• число рассылок;
• формат письма;
• вес письма;
• даты рассылок;
• общая стоимость рассылки;
• стоимость отправления одного письма.