2.6. ИНТЕРНЕТ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 

Своим существованием электронная сеть обязана прежде всего появлению компьютера. Интернет изначально был ориен­тирован на узкий круг профессионалов, но благодаря развитию в 90-х годах World Wide Web («Всемирной паутины») превратил­ся в систему для массовых пользователей. Если поначалу в сети работали в основном люди, профессионально связанные с ком­пьютерным миром, то постепенно, по мере упрощения пользова­тельских технологий, к ним стали добавляться и представители других профессий.

Параллельно с ростом аудитории растет и интерес к интернет-рекламе. Новым средством продвижения и продаж начинают пользоваться все новые категории рекламодателей, в том чис­ле производители и продавцы массовых товаров. С каждым го­дом рекламные расходы на Интернет только растут. По данным Американской федерации рекламы, более 70% маркетологов в 2007 году перенаправили до 20% рекламных бюджетов своих компаний на рекламу в новых медиа. И это несмотря на то, что их сдерживают новизна, неизученность Интернета, отсутствие достаточного числа специалистов, низкая стоимость, из-за кото­рой крупные агентства «заворачивают» бюджеты своих клиен­тов в более дорогие рекламоносители.

Интересно, что сегодня крупнейшие газеты и журналы в мире уже показывают больше рекламы через Интернет, а не с помо­щью бумажных версий изданий. В электронной сети они имеют гораздо большую читательскую аудиторию.

Интернет-пользование

На начало XXI века в мире было немногим более 500 миллио­нов пользователей Интернета, сегодня — уже более двух миллиар­дов. По популярности Интернет почти не уступает телевидению.

В России число пользователей Интернета растет на 20-30% в год и сегодня находится на уровне 20% жителей страны старше 18 лег. В Москве этот показатель еще выше.

Три из четырех европейских пользователей Сети регулярно посещают интернет-магазины и делают там покупки.

Для молодых мужчин в возрасте 18-34 лет, которые имеют средства и готовы их тратить, Интернет стал главным носителем информации, так как эта группа очень мало смотрит телевидение. В первую очередь молодые мужчины ищут в Сети развлечения.

Каждый пятый пользователь Интернета одновременно слу­шает радио.

Лишь 2% населения, имеющего доступ в Интернет, исполь­зует телевидение в качестве источника новостей. Пользователи Сети смотрят телевизор только ради развлечения.

Основной потребитель информации в Рунете — это человек среднего и выше среднего достатка, имеющий интеллектуальную работу и стабильные доходы. В большей части это люди в возрас­те от 16 до 45 лет, с высшим или средним специальным образова­нием, занимающие активную гражданскую позицию и имеющие собственное мнение по основным общественным вопросам.

В Интернете в основном скачивают «тяжелый» контент (фильмы, игры, программное обеспечение). «Легкий» контент (музыка, книги и т. д.) сегодня больше распространяется посред­ством мобильных телефонов и коммуникаторов.

Так же как у телевидения и радио есть ритмы телесмотре­ния, у Интернета есть свои ритмы пользования. Исследования российского Интернета выявили два четких временных периода всплесков активности: «В рабочее время это два интервала — с 10 До 12 ч. (1/6 числа регулярных пользователей) и с 15 до 16 (при­мерно 1/5 таких пользователей). Оба указанных "пика" — заходы с компьютеров на рабочих местах. В 22-23 ч. наблюдается "до­машний пик" (примерно 1/7 пользователей)» [28, с. 64].

Результаты исследований компании Atlas Institute ука­зывают на то, что хотя реклама ранним утром и не раздражает пользователя, потребительского эффекта от нее ждать не следу­ет. Наиболее благосклонно посетители воспринимали рекламу в дневные часы, в то время как ранним утром их потребительская активность была на нуле.

Большинство пользователей Сети активны в середине дня, в обеденное время (когда многие выходят в Интернет с работы или из школы, но занимаются в Сети личными делами), а также вечером, после ужина.

Люди, которые пользуются Интернетом поздно ночью, более активно настроены — они с большей готовностью делают заказы, регистрируются на сайтах.

Достоинства и недостатки

Успешное развитие интернет-рекламы обусловлено прежде всего ее значительными достоинствами. Новый электронный ре­кламоноситель обладает рядом качеств, позволяющих удовлет­ворять потребности человека, которые не могли быть удовлетво­рены традиционными средствами массовой информации.

Достоинства

Реклама в электронных изданиях — мощное средство, впитав­шее в себя сильные стороны сразу нескольких коммуникационных каналов, таких как традиционные СМИ (печать + радио + телеви­дение) и директ-маркетинг. Интернет-рекламу в первую очередь положительно отличают:

• сравнительно низкая стоимость еще только развивающе­гося средства;

• широта аудитории (десятки и сотни тысяч людей);

• широкий выбор целевых групп;

• избирательность.

Электронную рекламу можно нацеливать на аудиторию по самым различным параметрам (таргетинг):

• по географическому положению пользователя (страна, го­род);

• по провайдерам (компаниям, предоставляющим услуги пользователям);

• по IP-адресу посетителя (места, с которого пользователь заходит в Сеть. Обычно под IP-адресом подразумевается

один человек, хотя известно, что с одного адреса могут за­ходить разные пользователи. Более того, с одного компью­тера также могут заходить разные люди: коллеги, знако­мые, члены семьи);

• по корпоративности пользователей (пользователи опреде­ленных компаний);

• по виду деятельности компании;

• по социально-демографическим характеристикам пользо­вателя (данные могут быть получены на основе анкетиро­вания);

• по времени пользования компьютером (день недели, опре­деленные часы);

• по знакомству с рекламой (или по количеству показов для каждого потребителя. Специалистами было замечено, что после 3-4 показов объявления одному посетителю число откликов на рекламу резко падает. Это явление получило название «сгорание баннера» (burn out of a banner). Соот­ветственно, можно настроить рекламу таким образом, что­бы она показывалась одному и тому же посетителю только определенное число раз);

• по последовательности воздействия на потребителя (сна­чала один баннер, потом другой и т. д.);

• по виду искомой информации (в ответ на введенные поль­зователем ключевые слова вместе с результатом поиска по­казывается соответствующий баннер и т. д.);

• по предпочтениям в информации (если потребитель чаще выбирает определенную информацию или рекламу);

• по определенным страницам сайта;

• по используемому программному обеспечению.

В Сети можно не только нацеливать рекламу определенным образом, но и собирать, анализировать детальную, весьма цен­ную для рекламодателя информацию о пользователях (трекинг), такую как:

• число пользователей, побывавших на странице с рекламой;

• сколько раз показывался баннер (за час, за день и т. д.);

• сколько кликов (нажатий на мышь) на баннер было осу­ществлено;

• частота показов пользователям;

• какие страницы на сайте и как часто смотрят, когда, сколь­ко времени;

• прирост или уменьшение просмотра в сравнении с преды­дущим периодом времени (день, неделя, месяц и т. д.);

• какие пользователи, откуда, когда приходили, чем интере­совались, как долго и т. д.

Анализ такой информации позволяет компаниям скорректиро­вать рекламную деятельность, а также попутно обнаружить ошиб­ки в навигации по сайту, неверные или неработающие ссылки.

Электронная аудитория имеет особенную ценность. Ведь она представлена в основном людьми современными, динамичными, специалистами или стремящимися стать таковыми.

Пользователи Интернета, изначально нацеленные на сбор и обработку какой-то информации, сконцентрированы, предрас­положены к восприятию новостей, деталей, аргументов, фактов.

Интернет-реклама обеспечивает сильное воздействие и вследствие того, что может не только рассказать и показать то­вар качественно, в цвете, но и представить со звуком, в движе­нии, в определенной последовательности, подчас — в интерак­тивном режиме. В связи с этим покупатель может составить себе достаточно широкое и точное представление о показываемых на экране предметах, товарах, услугах или даже технологиях.

Интернет обеспечивает скорость распространения инфор­мации, превышающую возможности даже телевидения и радио. Если для публикации материала в обычной газете нужны дни или в лучшем случае часы, то для размещения новостей или рекламы на сайте может быть достаточно и нескольких минут. Благодаря этому информация стала поступать пользователям в реальном времени, независимо от их регионов, от часовых поясов. Отдален­ные города, например Владивосток, прежде получали новости из центральных, размещавшихся на далеком западе газет с огром­ным опозданием. Теперь все читатели уравнены. Соответственно, интернет-реклама — это также обращение к аудитории, которую раньше не удовлетворяла медлительность традиционных СМИ.

Оперативность Сети позволяет вести гибкую рекламную по­литику — быстро разместить информацию, остановить или скор­ректировать кампанию. И сделать это можно в любое время ‑ Интернет функционирует круглосуточно и ежедневно.

Рекламные баннеры, не получающие оптимального отклика или утратившие для пользователей свою привлекательность, можно заменить очень быстро, в течение одного дня.

Важным фактором является то, что, например, в электрон­ном издании не столь жесткое, как в традиционных СМИ, огра­ничение на объем информации. Значит, ее может быть больше, и темы могут быть раскрыты глубже, с использованием больше­го числа фактов, аргументов, мнений и т. д. Интернет удобен для людей в отношении поиска определен­ной информации. Ее можно легко найти в архивах с помощью поисковой системы.

Специфика Интернета позволяет владельцам сайтов легко организовать обратную связь с читателями через гостевые книги, чаты, форумы, конференции, голосование, опросы в режиме реаль­ного времени. Некоторые товары могут быть опробованы прямо в Интернете — демоверсии программ, книг, аудиозаписей и т. д.

Кликая, нажимая на рекламу, пользователь может связаться с компанией по телефону. Так же, не переходя на сайт рекламо­дателя, можно в специальное окошко вставить свой номер теле­фона и дать команду «Жду звонка». Благодаря высокой скорости обработки данных можно бы­стро реагировать на мнения и запросы читателей, работать над дальнейшим повышением качества информации и ее подачи.

Важным в Интернете, с точки зрения рекламодателей, явля­ется и то, что аудитория Сети относительно лояльна к рекламе.

Недостатки

Для пользования электронной сетью необходимо наличие доступа в Интернет и компьютера (смартфона).

В России сегодня стоимость трафика негативно влияет на численность аудитории. Многие отечественные пользователи ра­ботают только с e-mail. Это обусловлено осознанным игнорирова­нием обозревателей или корпоративными правилами, запрещаю­щими сотрудникам посещать какие-либо сайты в рабочее время.

Виды интернет-рекламы

Рекламные услуги, предоставляемые сегодня в Интернете, Достаточно разнообразны. Рекламодателям могут быть предло­жены создание специальных интернет-сайтов, размещение баннеров, видеороликов, текстовой рекламы, гиперссылок, рекламы в поисковой системе, контекстная реклама, реклама в сетях.

Интернет-сайт

Любой интернет-сайт сам по себе уже является рекламой компании или товара, которым он посвящен.

При размещении информации на сайте нет таких ограни­чений на объем, как на печатных площадях газет и журналов, в эфире радио и телевидения. Можно разместить сколь угодно много материалов любого по величине объема. Сайт является первоисточником информации. К ней можно обращаться напрямую, минуя посредников, в лице которых вы­ступают СМИ.

Информацию на сайте очень легко редактировать, обновлять, причем замена информации может проводиться в любое время суток.

Очень важно, что размещение информации на сайте — это сравнительно недорогой способ ее распространения. При этом информация становится доступной для аудитории, находящейся в любом конце света.

Эффективный сайт должен иметь как качественное содержа­ние, так и качественное же оформление, техническую поддержку. Нецелесообразно просто переносить печатные тексты в интернет-среду, у электронных материалов есть своя специфика чтения.

Хотя у электронных изданий нет таких ограничений по объе­му, как у бумажных, не следует слишком растягивать материалы. Человек должен получать достаточное, но не излишнее коли­чество информации. Считается, что на чтение интернет-текста уходит на 50% больше времени, чем на обычный печатный текст. Поэтому на сайте большинство материалов просматриваются, и только незначительная часть из них прочитывается.

Качественный сайт должен не только содержать важную, по­лезную информацию, но и быть удобным. На нем должна соблю­даться четкая логика подачи материалов, ссылок, страниц: глав­ное, свежее — сверху, дополнительное — ниже, дальше.

Баннерная реклама

Баннером обычно называют прямоугольное графическое изображение статичного или динамичного вида. Баннер может иметь звуковое сопровождение. Внешне он напоминает традиционное печатное модульное объявление. В большинстве случаев баннер имеет гиперссылку на рекламный сайт. Ссылка также мо­жет открывать бланк заявки, анкеты и т. д. Баннеры можно различать, например, как статические, ани­мационные и интерактивные.

Статические баннеры — это неподвижные изображения на странице. Они просты в разработке и имеют малый «вес», что важно для загрузки людьми, пользующимися не высокоскорост­ным трафиком. Эффективность статических баннеров по срав­нению с анимационными и интерактивными невысока в связи с определенными творческо-технологическими ограничениями.

Анимационные баннеры динамичны, имеют подвижные, сме­няющиеся иллюстрации и текст, который может быть значитель­ного объема. Обычно такие баннеры обеспечивают более высокий, чем статические, уровень отклика. Однако не все браузеры способ­ны «читать» всю анимацию. Вместе с тем программное обеспече­ние серверов позволяет определить, какими plug-in-программами пользуется посетитель сайта, и загружать для него соответствую­щую «навороченную» или простую версию рекламы.

Интерактивные баннеры обеспечивают посетителям воз­можность, кликнув на баннер, заполнять анкеты, бланки заказов, отвечать на вопросы исследований, играть и т. д. Многие интер­активные баннеры, имеющие большой набор возможностей, ис­пользуют крупные форматы reach-медиа. Для их активирования требуется скоростное соединение.

В отличие от традиционной рекламы, для баннеров харак­терен высокий уровень «изнашиваемости», или «сгораемости». Пользователи с наибольшей вероятностью кликают на баннер, когда видят его впервые или во второй-третий раз, но дальше перестают обращать на него внимание. Для борьбы с этим явле­нием разрабатывают серии из нескольких рекламных сообщений и запускают их в ротацию на сервере. Таким образом, посетители сайта при каждом посещении видят иную рекламу. При переза­грузке предлагается новый баннер.

В процессе подготовки баннеров обычно используют стан­дартные форматы и размеры. «Легкость» баннера обеспечивает быстроту его загрузки.

Программное обеспечение, использованное при созда­нии и размещении баннерной рекламы, может не совпадать с программным обеспечением пользователей. В таком случае у части аудитории реклама может быть просто не отображена на экранах компьютеров.

Важно иметь в виду и то, что часть российских пользователей работают в Сети в режиме отключенной графики, а потому не увидят рекламу, состоящую только из изображений. В Европе, по данным Internet Monitor и , около 70% пользователей блокируют тот или иной вид рекламы (например, всплывающие окна) и более 40% блокируют для просмотра абсолютно все виды баннеров.

Вместе с тем грамотно созданные недорогие баннеры де­монстрируют высокую действенность. Поэтому они и являют­ся самым распространенным видом рекламы в Сети. И это не­смотря на то, что, по данным одного из последних исследований компании Nielsen Norman Group, существует такое явление, как «баннерная слепота». Оно характеризуется тем, что постоянные пользователи Интернета почти не обращают внимания на ре­кламные объявления (баннеры, ссылки и т. д.), концентрируя его исключительно на основном содержании сайтов.

В баннере не следует использовать изображение элементов интерфейса или маскировать его под содержание основного сай­та. Если пользователь попадет не туда, куда ожидает, он будет чувствовать себя обманутым и перенесет негативную реакцию как на сайт издателя, так и на рекламодателя.

Подчас рекламисты пытаются усилить воздействие на потре­бителей с помощью необычных «активных» баннеров, таких как:

• выскакивающие и прыгающие поверх основного сайта;

• самопроизвольно распахивающиеся при наведении мышки.

Однако подобные активные баннеры вызывают у пользова­телей вполне объяснимое раздражение, которое также перено­сится на собственника сайта и на рекламодателя.

По мере «взросления» интернет-рекламы происходило уменьшение количества переходов. Этот показатель называю! CTR (Click-Through Rates), и он представляет собой отношение числа кликов (нажатий на рекламу) к числу его показов. CTR измеряется в процентах. Его можно представить в следующем виде:

CTR = количество кликов/количество показов х 100%

Например, в рамках рекламной кампании баннер был показан 200 раз, а кликнули на него 8 раз, соответственно:

CTR = (8 / 200 х 100%) = 4%.

В целом, по некоторым исследованиям, баннерная реклама дает 0,5-2% отклика. Иногда CTR может доходить и до 10%. Ин­тересно, что, согласно исследованиям компании Millward Brown, рост осведомленности о рекламе «на 96/6 обусловлен ознаком­лением потребителя с баннером и всего на 4% — переходом по­требителя на Web-страницу рекламодателя после щелчка на баннере. Такое соотношение между ознакомлением и щелчками сохраняется не только для осведомленности, но и для других по­казателей усиления марки...» [7, с. 532].

Главным в эффективности баннеров, как и в традиционной рекламе, являются интересное содержание и гармоничное, соот­ветствующее оформление.

Видеоролики

В последние годы, с развитием технологий в Сети появились и знакомые по телевидению видеоролики. Так, в январе 2004 года шестнадцать крупнейших порталов Интернета, в том чис­ле MSN и Lycos, приступили к трансляции рекламных видеоро­ликов крупных корпоративных рекламодателей — Pepsi, Honda, McDonald's и др. Тестирование продлилось шесть недель. В те­чение этого времени рекламные ролики были показаны более 1 миллиона раз. Рекламодатели оказались удовлетворенными полученными результатами. Сегодня видеореклама в Интернете стала реальной альтерна­тивой телевизионной рекламе.

Текстовая реклама

Текстовая реклама в Сети, в отличие от баннерной, отобра­жается у всех пользователей. При этом она загружается гораздо быстрее. Поэтому ее эффективность также достаточно высока.

Электронная текстовая реклама может быть подана в виде стандартных блоков. Например, «до 50 символов», «5 строк по 72 символа» и т. д. Но она может быть и нестандартной.

Часто текстовая реклама «врезается» в информационную часть сайта, но может быть вынесена и в отдельный рубрицированный или нерубрицированный раздел («Доска объявлений». «Строчные объявления», «Classified» и т. д.).

Гиперссылки

В текстовой части сайтов могут размещаться гиперссылки на интернет-страницы рекламодателей. Гиперссылки публикуют как отдельно, в виде названия компании или продукта, так и в специальных разделах («Другие рекомендуемые сайты по этой тематике», «Рекомендованная литература», «Рекомендуе­мые производители», «Лучшие программные продукты» и т. д.).

«Залинкованными» могут быть не только текст или слова, но и отдельные буквы. Так, в начале 2008 года на сайте газеты «Коммерсантъ» буквы «к» в статьях стали интерактивными. Ссылки с них вели на сайт с интерактивной игрой, продвигаю­щей сигареты Kent. Также залинкованная буква «х» на сайте га­зеты «Коммерсантъ-Украина» отправляла пользователей на промосайт BMW Х5.

Контекстная реклама

Контекстная реклама — это новый, весьма эффективный и перспективный вид интернет-рекламы, при котором сообще­ние размещают в тематическом контексте, обеспечивая тем са­мым точное попадание в целевую аудиторию.

Тематическую контекстную рекламу показывают на страни­цах сайтов, тематических страниц, блогов, форумов, содержание которых соответствует содержанию контекстного объявления.

Другой вид контекстной рекламы помещают в результатах поиска. Она стала весьма популярной у рекламодателей — ведь они получают целевую, заинтересованную аудиторию. Сегод­ня более 50% расходов на рекламу в Сети приходится именно на этот вид рекламы. Появилась первая контекстная реклама в Рунете на Яндексе в 1998 году. Система «Бегун» первой стала применять показ объявлений с учетом предыдущих интересов, запросов пользователя, осуществляя таким образом поведенче­ский таргетинг.

Контекстная реклама позволяет найти сайт, даже если он не­совместим с поисковой системой или не проиндексирован ею.

Пользователи Интернета положительно относятся к кон­текстной рекламе, активно пользуются ею для поиска необходи­мой информации.

Этот вид рекламы подходит даже компаниям с небольшими рекламными бюджетами в 50-500 долларов в месяц. Для начала рекламной кампании достаточно и пяти долларов. Вместе с тем эту рекламу используют и крупные компании.

Контекстная реклама позволяет работать на любом рынке мира и точно указывать целевые страницы сайта. С ее помощью можно очень быстро начать и закончить рекламную кампанию.

Этот вид рекламы отличает легкость в оценке эффективно­сти, так как оплата ведется за клики, а не за показы. Рекламо­датель может рассчитать эффективность рекламы относительно своих продаж.

Контекстная реклама весьма эффективна, так как попадает в целевую, готовую к покупке аудиторию. Ее отличает высокая степень конверсии посетителей в покупателей. По некоторым наблюдения, 1% пользователей поискового трафика являют­ся потенциальными клиентами, а 20-30 кликов дают в среднем одну покупку.

Основной проблемой, с которой сталкиваются использую­щие контекстную рекламу рекламодатели, является клик-фрод (click fraud, «фальшивые клики»). Нередко владелец интернет-сайта, на котором размещена реклама, сам щелкает по баннерам и ссылкам, чтобы увеличить свой рекламный доход. Иногда фальшивые клики «нащелкивают» конкуренты. Делается это как вручную, так и с помощью специального программного обе­спечения.

По некоторым данным, 50% систем контекстной рекламы занимаются мошенничеством. При этом средний уровень клик-фрода в поисковых системах составляет от 10 до 20%. «На ве­тер» выбрасываются огромные суммы из бюджетов рекламода­телей.

Для того чтобы воспользоваться контекстной рекламой, ре­кламодателю необходимо подготовить текст рекламного сообще­ния, определить цену каждого клика по нему и выбрать ключе­вые слова, по которым оно будет показываться.

Максимальная стоимость клика, однако, не гарантирует по­каз рекламы на первом месте. Позиция рекламного объявления

(Position Index, PI) зависит от двух показателей: от цены за клик (Cost per Click, СРС) и от коэффициента переходов (CTR).

PI = СРС х CTR

Например, компания «А» платит за клик 1 доллар, при этом с показанного объявления осуществляется 2% пере­ходов.

Компания «Б» платит за клик 0,8 доллара, при этом с по­казанного объявления осуществляется 3% переходов.

Соответственно,

РIА = (1долларх2%) = 2,

Р1Б = (0,8 х 3%) - 2,4.

Несмотря на то что компания «Б» платит меньше за рекла­му, позиция ее объявления будет выше вследствие большего коэффициента переходов (CTR).

Увеличив цену клика, можно повысить позицию объявления. Но этого же можно достигнуть, и улучшая содержание объявле­ния, повышая его соответствие ключевому слову.

Больше всего эффективность у тех объявлений, которые вы­ходят на первых позициях на первой странице. Многократно меньше эффективность рекламы со второй страницы. Реклама, выходящая на последующих страницах, может вообще не дать никакого результата. По статистике, 90% пользователей не про­сматривают результаты поиска дальше первой страницы.

При использовании контекстной рекламы важно выбрать систему с подходящей аудиторией. Ее должно быть много, и она должна быть нужного качества. Сегодня размещение поисковой контекстной рекламы в Яндексе позволяет получить доступ к половине пользователей Рунета. Другая система, Google, обе­спечивает треть поискового трафика в России. Сильно отстают от лидера системы Rambler и .

Согласно исследованию TNS Gallup Media 2008 года, напри­мер, аудитория российского интернет-пользователя поисковой системы Яндекс выглядит следующим образом: 52% — мужчины и 48% — женщины.

Возраст наиболее активных интернет-пользователей — от 18 до 44 лет (80% всей аудитории результатов поиска); 20% — руководители, 27% — специалисты, 12% — служащие, 26% — учащие­ся, 15% — другая занятость. В среднем пользователи используют Яндекс 19,6 раза в неделю и 6,8 раза в сутки (12-54 года).

Интересно утверждение различных исследователей, что внеконтекстные баннеры (out-of-context ads) могут быть не менее эффективны, чем соотносящиеся с контекстом страницы, на ко­торой они размещены. И первые, и вторые имеют у потребителей примерно один и тот же показатель «brand preference» (восприятия бренда). Показ рекламы именно целевой аудитории более ва­жен, чем соответствие рекламы контенту страницы. Так, в иссле­довании Tacoda утверждается, что «пользователи чаще обращают внимание на баннеры, которые "выпадают" из контекста страни­цы, на которой они расположены, чем на те, которые совпадают с ней по контексту. Исследование Blue Lithium, выпущенное в октябре 2006 года, доказывает, что по баннерам, которые пока­зываются потребителям по принципу поведенческого таргетинга, но вне контекста страницы, совершается меньше кликов, однако в целом они имеют более высокий уровень конверсии».

Сравнивая рекламу контекстную и нацеливаемую на опреде­ленную потребительскую группу, следует помнить, что сегодня первая обходится рекламодателям дороже второй.

Контекстная реклама очень эффективна для прямых продаж, но это не лучшее средство для имиджевой составляющей про­движения марки или бренда.

Наиболее эффективный подход в контекстной рекламе — это использование и рекламы в результатах поиска, и тематической контекстной рекламы, показываемой на страницах подходящих сайтов, тематических страниц, блогов, форумов. Во время такой смешанной кампании всегда можно сравнить число посетителей, приходящих на сайт со страниц поисковых систем и тематиче­ских ресурсов.

Подкастинг

Подкастинг (podcasting) — это публикация видео- и аудиопе-редач в Интернете, на которые можно осуществить подписку. На подкастах могут выкладываться новости, интервью, различная полезная информация.

Большинство современных подкастов имеют совсем небольшую аудиторию. В мире существует лишь несколько высоко­рейтинговых подкастов, аудитория которых составляет более 100 тысяч слушателей или зрителей. В 2007 году общая аудито­рия подкастов составила 18,5 миллиона человек

Сегодня на онлайновую видеорекламу, по данным eMarketer, рекламодатели в среднем расходуют менее 4% всех средств, вы­деляемых на онлайновую рекламу, и менее 1% средств на теле­рекламу. Американский рынок рекламы в подкастах в 2007 году составил лишь 165 миллионов долларов.

Вместе с тем аудитория подкастов стремительно растет. Так, аудитория слушателей подкастов в 2007 году выросла на 285% по сравнению с предыдущим годом. С расширением аудитории повышается и интерес рекламодателей. В первую очередь их привлекает высокая тематическая вовлеченность аудитории, выбирающей определенный подкаст и уделяющей большое вни­мание контенту шоу и рекламе, которая в нем демонстрируется. Исследователи отмечают, что запоминаемость рекламы в подка­стах выше, чем у интернет-видео и телевизионной рекламы.

На сегодня подкастинг характеризуется ярко выраженной нишевостью аудитории, ее интересом к очень узким темам.

Рекламные сети

Рекламные сети — это сайты, объединенные единой системой размещения баннеров. Реклама на них публикуется не издателя­ми (хозяевами сайтов), а администрацией рекламной сети, кото­рая организует продажу, устанавливает цены и т. д.

Сети могут быть как общего характера (), так и тематическими («Автобаннер»), региональными («Ростов­ская рекламная сеть») или позиционированными по аудитории («Дамская обменная сеть»).

Сети могут создаваться и на основе технических параметров (стандартов): по определенным форматам баннеров, по виду ре­кламы (баннер или тестовой блок), по программному обеспече­нию, по принципу демонстрации рекламы (не показы баннера, а клики на него) и т. д.

Продажа через сети позволяет привлечь достаточно широкий круг рекламодателей, поскольку сети, включающие десятки, а то и сотни сайтов с определенной тематикой, помогают получить

значительный охват целевой аудитории. Вследствие своей спе­циализации сети обычно предлагают клиентам более удобную, чем у издателей, систему нацеливания на потребителя (по гео­графическому местонахождению, по времени «заходов» и т. д.) и, соответственно, более подробные отчеты о взаимодействии пользователей с рекламой. К тому же размещение через сети для рекламодателей обходится значительно дешевле, чем напрямую.

Вместе с тем не все сети подходят всем рекламодателям. Дело в том, что часть сетей показывает рекламу эротического харак­тера, что будет созвучно далеко не каждому «соседнему» товару. К тому же, стремясь к наибольшей прибыли, сети могут различ­ными способами «накручивать» показы рекламы, обманывая как собственников сайтов, так и рекламодателей. Поэтому работа с сетями требует контроля, осуществляемого обычно с помощью специальных программ.

Часть рекламодателей может сторониться сотрудничества с сетями не только из-за нежелательного соседства с эротической рекламой и «накруток». Они могут принимать во внимание и дру­гие важные факторы. Так, зачастую сайты отдают самые выгодные места своим рекламодателям, а сетям предлагают «остатки». Не­которые интересные для рекламодателей сайты могут просто не входить в сеть. На популярных сайтах в силу их загруженности может быть показана реклама не всех желающих рекламодателей. Большинство сетей не добиваются равномерного распределения рекламных воздействий между всеми входящими в нее сайтами.

Но тестирование некоторых категорий сайтов может обой­тись значительно дешевле, чем нескольких отдельных сайтов.

Сети позволяют вносить коррективы в рекламную кампанию с использованием баннеров в процессе тестирования и перено­сить рекламу с неподходящих сайтов на более интересные.

Таким образом, часть рекламодателей предпочитает пользо­ваться сетями, часть же — общаться с сайтами напрямую.

Характеристики

Рекламодателям необходимо знать количественные и каче­ственные показатели аудитории, формат размещаемой на том или ином сайте рекламы.

Аудитория

Статистика посещений сайта накапливается с помощью реги­страционных программ. Обычно фиксируют хиты и хосты. Хиты (hit, visit) — общее число визитов на сайт за определенное время, например за неделю, месяц и т. д.; хосты (host, site reach) — чис­ло уникальных посетителей. Хосты определяются по IP-адресу машины, а также по IP-адресу прокси-сервера (если посетитель им пользуется).

Один и тот же пользователь может посещать сайт многократ­но, т. е. число подключений не равно числу различных читателей (зрителей, слушателей), хитов больше, чем хостов. Таким обра­зом, для рекламодателя в первую очередь важны именно хосты.

С помощью автоматической статистики можно также полу­чать информацию о географическом положении пользователя, знакомстве с конкретной рекламой, о заинтересованности в той или иной информации и т. д.

Дополнительные данные, например социально-демографи­ческие, могут быть получены на основе специального анкетиро­вания.

На сегодня существуют определенные проблемы, связанные с оценкой аудитории сайтов. Обусловлены они работой «серых» и «черных» оптимизаторов, а также мошенничеством некоторых хозяев сайтов.

Так, оптимизаторы нередко нагоняют аудиторию на нужный сайт с помощью дорвеев — сайтов, существующих только для того, чтобы ссылаться на раскручиваемый ресурс.

Другой способ увеличить аудиторию — заплатить владельцам популярных сайтов, чтобы там появились ссылки на продвигае­мый ресурс. Популярными могут быть и желтые, и откровенно порнографические сайты. Так, например, деловое издание может иметь большую аудиторию, но при этом огромная ее часть при­шла с желтых, «завлекающих» баннеров, размещенных на таких же сайтах.

Для «нагонки» аудитории могут привлекаться школьники, студенты и безработные, целыми днями кликающие по указан­ным сайтам.

Генерация такой аудитории выгодна хозяевам сайтов с ка­чественным контентом. За привлечение аудитории на свой сайт они платят копейки, а за эту же аудиторию, продаваемую уже своим рекламодателям, берут в десятки раз дороже.

Аудитория «нагоняется» большая, но неподходящая по каче­ству, соответственно, прибыли она не дает. На развитых рынках можно купить и качественный, и попу­лярный трафик. Первый, естественно, будет дороже, но и отдача от него выше.

Бывает, что рекламодателям предъявляют поддельные сайты статистики, которые демонстрируют высокие показатели. Недо­бросовестные рекламисты пускают также в ход накручивающие программы-счетчики, спам, используют контекстные слова с вы­сокочастотными запросами, не совпадающими с предложением рекламодателя. Продвигаемые страницы могут совмещаться с желтыми сайтами, посещение которых будет регистрировать­ся и для сайта рекламодателя. Используются специальные про­граммы, посещающие сайт с анонимных прокси-серверов или с зараженных компьютеров ничего не подозревающих пользо­вателей.

Оценить качество источников трафика можно, сравнив чис­ленность уникальных пользователей, которые посетили сайт (хостов), с количеством просмотров страниц (хитов). Нецелевая аудитория не задерживается на сайте, и поэтому при «мусорном» трафике соотношение хостов к хитам будет близким к единице. Целевая аудитория возвращается на сайт, и в таком случае хитов будет значительно больше, чем хостов.

Оценить трафик можно по времени, которое аудитория про­водит на сайте. Тот, кому содержание сайта неинтересно, быстро уйдет с него. На развитых рынках проводят панельные исследования интернет-аудитории, различные опросы на самих ресурсах, а так­же аудит трафика с помощью различных подходов. Аудитория сайтов сертифицируется, и это позволяет продавцам и покупате­лям трафика вести цивилизованный бизнес.

Формат и размер

При подготовке баннеров обычно используют стандарт­ные форматы и размеры. Как уже отмечалось, самыми распро­страненными размерами являются следующие (в пикселях — компьютерных точках): 468 х 60, 392 х 72, 234 х 60, 125 х 125 120 х 90, 120 х 60, 100 х 100, 88 х 31, 120 х 240.

Для изготовления баннеров выгоднее использовать стан­дартные интернет-инструменты, ориентироваться не на послед­ний «писк» компьютерной моды, а на среднюю технику и про­граммы. Зачастую навороченная анимация может быть «понята» программным обеспечением лишь весьма скромного числа по­требителей.

Стоимость электронной рекламы

В российском Интернете сегодня реализуется несколько под­ходов к установлению стоимости электронной рекламы. Прежде всего это фиксированная стоимость (flat fee). Взимается она за размещение баннера (или текстовой рекламы) определенного размера, в течение определенного времени (день, неделя, месяц и т. д.), в определенном месте, с определенным уровнем посещае­мости.

Этот вид оплаты позволяет владельцу сайта точно планиро­вать загрузку рекламных площадей сайта, а также обходиться без специальных статистических программ. (Следует иметь в виду, что рекламодатель в таком случае не получит важных данных по действиям пользователя. А это устроит не каждую компанию.)

Более подходящая для рекламодателей модель — стоимость за количество показов. Оплата взимается на основе подсчета по­казов баннера пользователю. Обычно она устанавливается за тысячу показов (cost per thousand, СРТ). Сегодня это наиболее используемая в нашей стране ставка. Применяется также оплата за количество кликов, посети­телей, покупателей, действий пользователей. Так, стоимость за клики (cost per click, СРС) устанавливают на основе числа на­жатий пользователем мышкой на баннер. Обычно расчеты ведут за тысячу кликов. Стоимость за число посетителей устанавливают подсчетом пользователей, реально загрузивших сайт рекламодателя с бан­нера, размещенного у издателя.

Оплата за покупателей представляет собой цену за реальное число клиентов (cost per sale, CPS), зашедших по баннеру с сайта издателя на сайт рекламодателя и совершивших покупку. Стои­мость за конкретные действия посетителей (cost per action, CPA) представляет собой практически то же самое, только вместо по­купки учитываются заполнение анкеты, подписка и т. д. По такой схеме может быть использована как фиксированная стоимость за покупку или действие посетителя, так и процент от продаж.

В отличие от фиксированной стоимости и стоимости за число показов, все остальные модели подразумевают действия, не свя­занные с зонной ответственностью хозяина сайта. Число нажав­ших мышкой на баннер по разным причинам может быть не равно числу попавших на сайт рекламодателей. Пользователь, стол­кнувшись с тем, что сайт рекламодателя слишком долго грузится, легко отказывается от его просмотра. И виноват в таком случае не владелец рекламоносителя, а плохая связь, плохой провайдер, плохой сервер, перегруженный «тяжелой» графикой и прочими «прибамбасами» сайт или несоответствие загружаемого содер­жимого (из-за технически некорректно заданной ссылки).

Следует также иметь в виду, что число кликов, посетителей, их покупок или других действий связано не только с популяр­ностью сайта-рекламоносителя, но и с оформлением и содержа­нием баннера рекламодателя. Поэтому наиболее корректным из всех моделей представляется расчет стоимости на основе числа показов.

Вместе с тем появляются и новые системы оплаты. Так, на­чалось внедрение стоимости за звонок (cost per call, СРС). В дан­ном случае рекламодатель платит собственнику сайта за звонок потребителя, который тот сделал, нажав на специальную кнопку на баннере. Цена звонка превышает стоимость клика.

Все больше (особенно в контекстной рекламе) применяется аукционная оплата. Так, компании могут соревноваться за место в результатах поиска. Кто назначит большую цену за клик, тот и будет возглавлять выдаваемый потребителю список рекламы.

Специфика планирования в Интернете

Интернет отличают значительный охват, высокая избира­тельность аудитории, высокое качество воздействия на потен­циальных потребителей, контролируемость демонстрации ре­кламы, легкость обеспечения необходимой частоты, быстрота размещения рекламы, возможность оперативного анализа эф­фективности рекламы.

У современного развивающегося Интернета относительно небольшая стоимость.

При выборе интернет-рекламы могут оцениваться:

• численность аудитории — хиты, хосты;

• качество аудитории — социально-демографические харак­теристики, потребительские предпочтения, индекс соот­ветствия;

• содержание сайта — информационный, развлекательный, специализированный;

• вид рекламы — баннер, видеоролик, текст;

• формат;

• имеющийся опыт эффективности — собственный, других рекламодателей.

Параметры интернет-рекламы:

Формат

Время размещения

Число контактов с представителем

целевой аудитории

Число кликов

Общая стоимость рекламы

Стоимость контакта с тысячей потребителей

или пункта рейтинга

Своим существованием электронная сеть обязана прежде всего появлению компьютера. Интернет изначально был ориен­тирован на узкий круг профессионалов, но благодаря развитию в 90-х годах World Wide Web («Всемирной паутины») превратил­ся в систему для массовых пользователей. Если поначалу в сети работали в основном люди, профессионально связанные с ком­пьютерным миром, то постепенно, по мере упрощения пользова­тельских технологий, к ним стали добавляться и представители других профессий.

Параллельно с ростом аудитории растет и интерес к интернет-рекламе. Новым средством продвижения и продаж начинают пользоваться все новые категории рекламодателей, в том чис­ле производители и продавцы массовых товаров. С каждым го­дом рекламные расходы на Интернет только растут. По данным Американской федерации рекламы, более 70% маркетологов в 2007 году перенаправили до 20% рекламных бюджетов своих компаний на рекламу в новых медиа. И это несмотря на то, что их сдерживают новизна, неизученность Интернета, отсутствие достаточного числа специалистов, низкая стоимость, из-за кото­рой крупные агентства «заворачивают» бюджеты своих клиен­тов в более дорогие рекламоносители.

Интересно, что сегодня крупнейшие газеты и журналы в мире уже показывают больше рекламы через Интернет, а не с помо­щью бумажных версий изданий. В электронной сети они имеют гораздо большую читательскую аудиторию.

Интернет-пользование

На начало XXI века в мире было немногим более 500 миллио­нов пользователей Интернета, сегодня — уже более двух миллиар­дов. По популярности Интернет почти не уступает телевидению.

В России число пользователей Интернета растет на 20-30% в год и сегодня находится на уровне 20% жителей страны старше 18 лег. В Москве этот показатель еще выше.

Три из четырех европейских пользователей Сети регулярно посещают интернет-магазины и делают там покупки.

Для молодых мужчин в возрасте 18-34 лет, которые имеют средства и готовы их тратить, Интернет стал главным носителем информации, так как эта группа очень мало смотрит телевидение. В первую очередь молодые мужчины ищут в Сети развлечения.

Каждый пятый пользователь Интернета одновременно слу­шает радио.

Лишь 2% населения, имеющего доступ в Интернет, исполь­зует телевидение в качестве источника новостей. Пользователи Сети смотрят телевизор только ради развлечения.

Основной потребитель информации в Рунете — это человек среднего и выше среднего достатка, имеющий интеллектуальную работу и стабильные доходы. В большей части это люди в возрас­те от 16 до 45 лет, с высшим или средним специальным образова­нием, занимающие активную гражданскую позицию и имеющие собственное мнение по основным общественным вопросам.

В Интернете в основном скачивают «тяжелый» контент (фильмы, игры, программное обеспечение). «Легкий» контент (музыка, книги и т. д.) сегодня больше распространяется посред­ством мобильных телефонов и коммуникаторов.

Так же как у телевидения и радио есть ритмы телесмотре­ния, у Интернета есть свои ритмы пользования. Исследования российского Интернета выявили два четких временных периода всплесков активности: «В рабочее время это два интервала — с 10 До 12 ч. (1/6 числа регулярных пользователей) и с 15 до 16 (при­мерно 1/5 таких пользователей). Оба указанных "пика" — заходы с компьютеров на рабочих местах. В 22-23 ч. наблюдается "до­машний пик" (примерно 1/7 пользователей)» [28, с. 64].

Результаты исследований компании Atlas Institute ука­зывают на то, что хотя реклама ранним утром и не раздражает пользователя, потребительского эффекта от нее ждать не следу­ет. Наиболее благосклонно посетители воспринимали рекламу в дневные часы, в то время как ранним утром их потребительская активность была на нуле.

Большинство пользователей Сети активны в середине дня, в обеденное время (когда многие выходят в Интернет с работы или из школы, но занимаются в Сети личными делами), а также вечером, после ужина.

Люди, которые пользуются Интернетом поздно ночью, более активно настроены — они с большей готовностью делают заказы, регистрируются на сайтах.

Достоинства и недостатки

Успешное развитие интернет-рекламы обусловлено прежде всего ее значительными достоинствами. Новый электронный ре­кламоноситель обладает рядом качеств, позволяющих удовлет­ворять потребности человека, которые не могли быть удовлетво­рены традиционными средствами массовой информации.

Достоинства

Реклама в электронных изданиях — мощное средство, впитав­шее в себя сильные стороны сразу нескольких коммуникационных каналов, таких как традиционные СМИ (печать + радио + телеви­дение) и директ-маркетинг. Интернет-рекламу в первую очередь положительно отличают:

• сравнительно низкая стоимость еще только развивающе­гося средства;

• широта аудитории (десятки и сотни тысяч людей);

• широкий выбор целевых групп;

• избирательность.

Электронную рекламу можно нацеливать на аудиторию по самым различным параметрам (таргетинг):

• по географическому положению пользователя (страна, го­род);

• по провайдерам (компаниям, предоставляющим услуги пользователям);

• по IP-адресу посетителя (места, с которого пользователь заходит в Сеть. Обычно под IP-адресом подразумевается

один человек, хотя известно, что с одного адреса могут за­ходить разные пользователи. Более того, с одного компью­тера также могут заходить разные люди: коллеги, знако­мые, члены семьи);

• по корпоративности пользователей (пользователи опреде­ленных компаний);

• по виду деятельности компании;

• по социально-демографическим характеристикам пользо­вателя (данные могут быть получены на основе анкетиро­вания);

• по времени пользования компьютером (день недели, опре­деленные часы);

• по знакомству с рекламой (или по количеству показов для каждого потребителя. Специалистами было замечено, что после 3-4 показов объявления одному посетителю число откликов на рекламу резко падает. Это явление получило название «сгорание баннера» (burn out of a banner). Соот­ветственно, можно настроить рекламу таким образом, что­бы она показывалась одному и тому же посетителю только определенное число раз);

• по последовательности воздействия на потребителя (сна­чала один баннер, потом другой и т. д.);

• по виду искомой информации (в ответ на введенные поль­зователем ключевые слова вместе с результатом поиска по­казывается соответствующий баннер и т. д.);

• по предпочтениям в информации (если потребитель чаще выбирает определенную информацию или рекламу);

• по определенным страницам сайта;

• по используемому программному обеспечению.

В Сети можно не только нацеливать рекламу определенным образом, но и собирать, анализировать детальную, весьма цен­ную для рекламодателя информацию о пользователях (трекинг), такую как:

• число пользователей, побывавших на странице с рекламой;

• сколько раз показывался баннер (за час, за день и т. д.);

• сколько кликов (нажатий на мышь) на баннер было осу­ществлено;

• частота показов пользователям;

• какие страницы на сайте и как часто смотрят, когда, сколь­ко времени;

• прирост или уменьшение просмотра в сравнении с преды­дущим периодом времени (день, неделя, месяц и т. д.);

• какие пользователи, откуда, когда приходили, чем интере­совались, как долго и т. д.

Анализ такой информации позволяет компаниям скорректиро­вать рекламную деятельность, а также попутно обнаружить ошиб­ки в навигации по сайту, неверные или неработающие ссылки.

Электронная аудитория имеет особенную ценность. Ведь она представлена в основном людьми современными, динамичными, специалистами или стремящимися стать таковыми.

Пользователи Интернета, изначально нацеленные на сбор и обработку какой-то информации, сконцентрированы, предрас­положены к восприятию новостей, деталей, аргументов, фактов.

Интернет-реклама обеспечивает сильное воздействие и вследствие того, что может не только рассказать и показать то­вар качественно, в цвете, но и представить со звуком, в движе­нии, в определенной последовательности, подчас — в интерак­тивном режиме. В связи с этим покупатель может составить себе достаточно широкое и точное представление о показываемых на экране предметах, товарах, услугах или даже технологиях.

Интернет обеспечивает скорость распространения инфор­мации, превышающую возможности даже телевидения и радио. Если для публикации материала в обычной газете нужны дни или в лучшем случае часы, то для размещения новостей или рекламы на сайте может быть достаточно и нескольких минут. Благодаря этому информация стала поступать пользователям в реальном времени, независимо от их регионов, от часовых поясов. Отдален­ные города, например Владивосток, прежде получали новости из центральных, размещавшихся на далеком западе газет с огром­ным опозданием. Теперь все читатели уравнены. Соответственно, интернет-реклама — это также обращение к аудитории, которую раньше не удовлетворяла медлительность традиционных СМИ.

Оперативность Сети позволяет вести гибкую рекламную по­литику — быстро разместить информацию, остановить или скор­ректировать кампанию. И сделать это можно в любое время ‑ Интернет функционирует круглосуточно и ежедневно.

Рекламные баннеры, не получающие оптимального отклика или утратившие для пользователей свою привлекательность, можно заменить очень быстро, в течение одного дня.

Важным фактором является то, что, например, в электрон­ном издании не столь жесткое, как в традиционных СМИ, огра­ничение на объем информации. Значит, ее может быть больше, и темы могут быть раскрыты глубже, с использованием больше­го числа фактов, аргументов, мнений и т. д. Интернет удобен для людей в отношении поиска определен­ной информации. Ее можно легко найти в архивах с помощью поисковой системы.

Специфика Интернета позволяет владельцам сайтов легко организовать обратную связь с читателями через гостевые книги, чаты, форумы, конференции, голосование, опросы в режиме реаль­ного времени. Некоторые товары могут быть опробованы прямо в Интернете — демоверсии программ, книг, аудиозаписей и т. д.

Кликая, нажимая на рекламу, пользователь может связаться с компанией по телефону. Так же, не переходя на сайт рекламо­дателя, можно в специальное окошко вставить свой номер теле­фона и дать команду «Жду звонка». Благодаря высокой скорости обработки данных можно бы­стро реагировать на мнения и запросы читателей, работать над дальнейшим повышением качества информации и ее подачи.

Важным в Интернете, с точки зрения рекламодателей, явля­ется и то, что аудитория Сети относительно лояльна к рекламе.

Недостатки

Для пользования электронной сетью необходимо наличие доступа в Интернет и компьютера (смартфона).

В России сегодня стоимость трафика негативно влияет на численность аудитории. Многие отечественные пользователи ра­ботают только с e-mail. Это обусловлено осознанным игнорирова­нием обозревателей или корпоративными правилами, запрещаю­щими сотрудникам посещать какие-либо сайты в рабочее время.

Виды интернет-рекламы

Рекламные услуги, предоставляемые сегодня в Интернете, Достаточно разнообразны. Рекламодателям могут быть предло­жены создание специальных интернет-сайтов, размещение баннеров, видеороликов, текстовой рекламы, гиперссылок, рекламы в поисковой системе, контекстная реклама, реклама в сетях.

Интернет-сайт

Любой интернет-сайт сам по себе уже является рекламой компании или товара, которым он посвящен.

При размещении информации на сайте нет таких ограни­чений на объем, как на печатных площадях газет и журналов, в эфире радио и телевидения. Можно разместить сколь угодно много материалов любого по величине объема. Сайт является первоисточником информации. К ней можно обращаться напрямую, минуя посредников, в лице которых вы­ступают СМИ.

Информацию на сайте очень легко редактировать, обновлять, причем замена информации может проводиться в любое время суток.

Очень важно, что размещение информации на сайте — это сравнительно недорогой способ ее распространения. При этом информация становится доступной для аудитории, находящейся в любом конце света.

Эффективный сайт должен иметь как качественное содержа­ние, так и качественное же оформление, техническую поддержку. Нецелесообразно просто переносить печатные тексты в интернет-среду, у электронных материалов есть своя специфика чтения.

Хотя у электронных изданий нет таких ограничений по объе­му, как у бумажных, не следует слишком растягивать материалы. Человек должен получать достаточное, но не излишнее коли­чество информации. Считается, что на чтение интернет-текста уходит на 50% больше времени, чем на обычный печатный текст. Поэтому на сайте большинство материалов просматриваются, и только незначительная часть из них прочитывается.

Качественный сайт должен не только содержать важную, по­лезную информацию, но и быть удобным. На нем должна соблю­даться четкая логика подачи материалов, ссылок, страниц: глав­ное, свежее — сверху, дополнительное — ниже, дальше.

Баннерная реклама

Баннером обычно называют прямоугольное графическое изображение статичного или динамичного вида. Баннер может иметь звуковое сопровождение. Внешне он напоминает традиционное печатное модульное объявление. В большинстве случаев баннер имеет гиперссылку на рекламный сайт. Ссылка также мо­жет открывать бланк заявки, анкеты и т. д. Баннеры можно различать, например, как статические, ани­мационные и интерактивные.

Статические баннеры — это неподвижные изображения на странице. Они просты в разработке и имеют малый «вес», что важно для загрузки людьми, пользующимися не высокоскорост­ным трафиком. Эффективность статических баннеров по срав­нению с анимационными и интерактивными невысока в связи с определенными творческо-технологическими ограничениями.

Анимационные баннеры динамичны, имеют подвижные, сме­няющиеся иллюстрации и текст, который может быть значитель­ного объема. Обычно такие баннеры обеспечивают более высокий, чем статические, уровень отклика. Однако не все браузеры способ­ны «читать» всю анимацию. Вместе с тем программное обеспече­ние серверов позволяет определить, какими plug-in-программами пользуется посетитель сайта, и загружать для него соответствую­щую «навороченную» или простую версию рекламы.

Интерактивные баннеры обеспечивают посетителям воз­можность, кликнув на баннер, заполнять анкеты, бланки заказов, отвечать на вопросы исследований, играть и т. д. Многие интер­активные баннеры, имеющие большой набор возможностей, ис­пользуют крупные форматы reach-медиа. Для их активирования требуется скоростное соединение.

В отличие от традиционной рекламы, для баннеров харак­терен высокий уровень «изнашиваемости», или «сгораемости». Пользователи с наибольшей вероятностью кликают на баннер, когда видят его впервые или во второй-третий раз, но дальше перестают обращать на него внимание. Для борьбы с этим явле­нием разрабатывают серии из нескольких рекламных сообщений и запускают их в ротацию на сервере. Таким образом, посетители сайта при каждом посещении видят иную рекламу. При переза­грузке предлагается новый баннер.

В процессе подготовки баннеров обычно используют стан­дартные форматы и размеры. «Легкость» баннера обеспечивает быстроту его загрузки.

Программное обеспечение, использованное при созда­нии и размещении баннерной рекламы, может не совпадать с программным обеспечением пользователей. В таком случае у части аудитории реклама может быть просто не отображена на экранах компьютеров.

Важно иметь в виду и то, что часть российских пользователей работают в Сети в режиме отключенной графики, а потому не увидят рекламу, состоящую только из изображений. В Европе, по данным Internet Monitor и , около 70% пользователей блокируют тот или иной вид рекламы (например, всплывающие окна) и более 40% блокируют для просмотра абсолютно все виды баннеров.

Вместе с тем грамотно созданные недорогие баннеры де­монстрируют высокую действенность. Поэтому они и являют­ся самым распространенным видом рекламы в Сети. И это не­смотря на то, что, по данным одного из последних исследований компании Nielsen Norman Group, существует такое явление, как «баннерная слепота». Оно характеризуется тем, что постоянные пользователи Интернета почти не обращают внимания на ре­кламные объявления (баннеры, ссылки и т. д.), концентрируя его исключительно на основном содержании сайтов.

В баннере не следует использовать изображение элементов интерфейса или маскировать его под содержание основного сай­та. Если пользователь попадет не туда, куда ожидает, он будет чувствовать себя обманутым и перенесет негативную реакцию как на сайт издателя, так и на рекламодателя.

Подчас рекламисты пытаются усилить воздействие на потре­бителей с помощью необычных «активных» баннеров, таких как:

• выскакивающие и прыгающие поверх основного сайта;

• самопроизвольно распахивающиеся при наведении мышки.

Однако подобные активные баннеры вызывают у пользова­телей вполне объяснимое раздражение, которое также перено­сится на собственника сайта и на рекламодателя.

По мере «взросления» интернет-рекламы происходило уменьшение количества переходов. Этот показатель называю! CTR (Click-Through Rates), и он представляет собой отношение числа кликов (нажатий на рекламу) к числу его показов. CTR измеряется в процентах. Его можно представить в следующем виде:

CTR = количество кликов/количество показов х 100%

Например, в рамках рекламной кампании баннер был показан 200 раз, а кликнули на него 8 раз, соответственно:

CTR = (8 / 200 х 100%) = 4%.

В целом, по некоторым исследованиям, баннерная реклама дает 0,5-2% отклика. Иногда CTR может доходить и до 10%. Ин­тересно, что, согласно исследованиям компании Millward Brown, рост осведомленности о рекламе «на 96/6 обусловлен ознаком­лением потребителя с баннером и всего на 4% — переходом по­требителя на Web-страницу рекламодателя после щелчка на баннере. Такое соотношение между ознакомлением и щелчками сохраняется не только для осведомленности, но и для других по­казателей усиления марки...» [7, с. 532].

Главным в эффективности баннеров, как и в традиционной рекламе, являются интересное содержание и гармоничное, соот­ветствующее оформление.

Видеоролики

В последние годы, с развитием технологий в Сети появились и знакомые по телевидению видеоролики. Так, в январе 2004 года шестнадцать крупнейших порталов Интернета, в том чис­ле MSN и Lycos, приступили к трансляции рекламных видеоро­ликов крупных корпоративных рекламодателей — Pepsi, Honda, McDonald's и др. Тестирование продлилось шесть недель. В те­чение этого времени рекламные ролики были показаны более 1 миллиона раз. Рекламодатели оказались удовлетворенными полученными результатами. Сегодня видеореклама в Интернете стала реальной альтерна­тивой телевизионной рекламе.

Текстовая реклама

Текстовая реклама в Сети, в отличие от баннерной, отобра­жается у всех пользователей. При этом она загружается гораздо быстрее. Поэтому ее эффективность также достаточно высока.

Электронная текстовая реклама может быть подана в виде стандартных блоков. Например, «до 50 символов», «5 строк по 72 символа» и т. д. Но она может быть и нестандартной.

Часто текстовая реклама «врезается» в информационную часть сайта, но может быть вынесена и в отдельный рубрицированный или нерубрицированный раздел («Доска объявлений». «Строчные объявления», «Classified» и т. д.).

Гиперссылки

В текстовой части сайтов могут размещаться гиперссылки на интернет-страницы рекламодателей. Гиперссылки публикуют как отдельно, в виде названия компании или продукта, так и в специальных разделах («Другие рекомендуемые сайты по этой тематике», «Рекомендованная литература», «Рекомендуе­мые производители», «Лучшие программные продукты» и т. д.).

«Залинкованными» могут быть не только текст или слова, но и отдельные буквы. Так, в начале 2008 года на сайте газеты «Коммерсантъ» буквы «к» в статьях стали интерактивными. Ссылки с них вели на сайт с интерактивной игрой, продвигаю­щей сигареты Kent. Также залинкованная буква «х» на сайте га­зеты «Коммерсантъ-Украина» отправляла пользователей на промосайт BMW Х5.

Контекстная реклама

Контекстная реклама — это новый, весьма эффективный и перспективный вид интернет-рекламы, при котором сообще­ние размещают в тематическом контексте, обеспечивая тем са­мым точное попадание в целевую аудиторию.

Тематическую контекстную рекламу показывают на страни­цах сайтов, тематических страниц, блогов, форумов, содержание которых соответствует содержанию контекстного объявления.

Другой вид контекстной рекламы помещают в результатах поиска. Она стала весьма популярной у рекламодателей — ведь они получают целевую, заинтересованную аудиторию. Сегод­ня более 50% расходов на рекламу в Сети приходится именно на этот вид рекламы. Появилась первая контекстная реклама в Рунете на Яндексе в 1998 году. Система «Бегун» первой стала применять показ объявлений с учетом предыдущих интересов, запросов пользователя, осуществляя таким образом поведенче­ский таргетинг.

Контекстная реклама позволяет найти сайт, даже если он не­совместим с поисковой системой или не проиндексирован ею.

Пользователи Интернета положительно относятся к кон­текстной рекламе, активно пользуются ею для поиска необходи­мой информации.

Этот вид рекламы подходит даже компаниям с небольшими рекламными бюджетами в 50-500 долларов в месяц. Для начала рекламной кампании достаточно и пяти долларов. Вместе с тем эту рекламу используют и крупные компании.

Контекстная реклама позволяет работать на любом рынке мира и точно указывать целевые страницы сайта. С ее помощью можно очень быстро начать и закончить рекламную кампанию.

Этот вид рекламы отличает легкость в оценке эффективно­сти, так как оплата ведется за клики, а не за показы. Рекламо­датель может рассчитать эффективность рекламы относительно своих продаж.

Контекстная реклама весьма эффективна, так как попадает в целевую, готовую к покупке аудиторию. Ее отличает высокая степень конверсии посетителей в покупателей. По некоторым наблюдения, 1% пользователей поискового трафика являют­ся потенциальными клиентами, а 20-30 кликов дают в среднем одну покупку.

Основной проблемой, с которой сталкиваются использую­щие контекстную рекламу рекламодатели, является клик-фрод (click fraud, «фальшивые клики»). Нередко владелец интернет-сайта, на котором размещена реклама, сам щелкает по баннерам и ссылкам, чтобы увеличить свой рекламный доход. Иногда фальшивые клики «нащелкивают» конкуренты. Делается это как вручную, так и с помощью специального программного обе­спечения.

По некоторым данным, 50% систем контекстной рекламы занимаются мошенничеством. При этом средний уровень клик-фрода в поисковых системах составляет от 10 до 20%. «На ве­тер» выбрасываются огромные суммы из бюджетов рекламода­телей.

Для того чтобы воспользоваться контекстной рекламой, ре­кламодателю необходимо подготовить текст рекламного сообще­ния, определить цену каждого клика по нему и выбрать ключе­вые слова, по которым оно будет показываться.

Максимальная стоимость клика, однако, не гарантирует по­каз рекламы на первом месте. Позиция рекламного объявления

(Position Index, PI) зависит от двух показателей: от цены за клик (Cost per Click, СРС) и от коэффициента переходов (CTR).

PI = СРС х CTR

Например, компания «А» платит за клик 1 доллар, при этом с показанного объявления осуществляется 2% пере­ходов.

Компания «Б» платит за клик 0,8 доллара, при этом с по­казанного объявления осуществляется 3% переходов.

Соответственно,

РIА = (1долларх2%) = 2,

Р1Б = (0,8 х 3%) - 2,4.

Несмотря на то что компания «Б» платит меньше за рекла­му, позиция ее объявления будет выше вследствие большего коэффициента переходов (CTR).

Увеличив цену клика, можно повысить позицию объявления. Но этого же можно достигнуть, и улучшая содержание объявле­ния, повышая его соответствие ключевому слову.

Больше всего эффективность у тех объявлений, которые вы­ходят на первых позициях на первой странице. Многократно меньше эффективность рекламы со второй страницы. Реклама, выходящая на последующих страницах, может вообще не дать никакого результата. По статистике, 90% пользователей не про­сматривают результаты поиска дальше первой страницы.

При использовании контекстной рекламы важно выбрать систему с подходящей аудиторией. Ее должно быть много, и она должна быть нужного качества. Сегодня размещение поисковой контекстной рекламы в Яндексе позволяет получить доступ к половине пользователей Рунета. Другая система, Google, обе­спечивает треть поискового трафика в России. Сильно отстают от лидера системы Rambler и .

Согласно исследованию TNS Gallup Media 2008 года, напри­мер, аудитория российского интернет-пользователя поисковой системы Яндекс выглядит следующим образом: 52% — мужчины и 48% — женщины.

Возраст наиболее активных интернет-пользователей — от 18 до 44 лет (80% всей аудитории результатов поиска); 20% — руководители, 27% — специалисты, 12% — служащие, 26% — учащие­ся, 15% — другая занятость. В среднем пользователи используют Яндекс 19,6 раза в неделю и 6,8 раза в сутки (12-54 года).

Интересно утверждение различных исследователей, что внеконтекстные баннеры (out-of-context ads) могут быть не менее эффективны, чем соотносящиеся с контекстом страницы, на ко­торой они размещены. И первые, и вторые имеют у потребителей примерно один и тот же показатель «brand preference» (восприятия бренда). Показ рекламы именно целевой аудитории более ва­жен, чем соответствие рекламы контенту страницы. Так, в иссле­довании Tacoda утверждается, что «пользователи чаще обращают внимание на баннеры, которые "выпадают" из контекста страни­цы, на которой они расположены, чем на те, которые совпадают с ней по контексту. Исследование Blue Lithium, выпущенное в октябре 2006 года, доказывает, что по баннерам, которые пока­зываются потребителям по принципу поведенческого таргетинга, но вне контекста страницы, совершается меньше кликов, однако в целом они имеют более высокий уровень конверсии».

Сравнивая рекламу контекстную и нацеливаемую на опреде­ленную потребительскую группу, следует помнить, что сегодня первая обходится рекламодателям дороже второй.

Контекстная реклама очень эффективна для прямых продаж, но это не лучшее средство для имиджевой составляющей про­движения марки или бренда.

Наиболее эффективный подход в контекстной рекламе — это использование и рекламы в результатах поиска, и тематической контекстной рекламы, показываемой на страницах подходящих сайтов, тематических страниц, блогов, форумов. Во время такой смешанной кампании всегда можно сравнить число посетителей, приходящих на сайт со страниц поисковых систем и тематиче­ских ресурсов.

Подкастинг

Подкастинг (podcasting) — это публикация видео- и аудиопе-редач в Интернете, на которые можно осуществить подписку. На подкастах могут выкладываться новости, интервью, различная полезная информация.

Большинство современных подкастов имеют совсем небольшую аудиторию. В мире существует лишь несколько высоко­рейтинговых подкастов, аудитория которых составляет более 100 тысяч слушателей или зрителей. В 2007 году общая аудито­рия подкастов составила 18,5 миллиона человек

Сегодня на онлайновую видеорекламу, по данным eMarketer, рекламодатели в среднем расходуют менее 4% всех средств, вы­деляемых на онлайновую рекламу, и менее 1% средств на теле­рекламу. Американский рынок рекламы в подкастах в 2007 году составил лишь 165 миллионов долларов.

Вместе с тем аудитория подкастов стремительно растет. Так, аудитория слушателей подкастов в 2007 году выросла на 285% по сравнению с предыдущим годом. С расширением аудитории повышается и интерес рекламодателей. В первую очередь их привлекает высокая тематическая вовлеченность аудитории, выбирающей определенный подкаст и уделяющей большое вни­мание контенту шоу и рекламе, которая в нем демонстрируется. Исследователи отмечают, что запоминаемость рекламы в подка­стах выше, чем у интернет-видео и телевизионной рекламы.

На сегодня подкастинг характеризуется ярко выраженной нишевостью аудитории, ее интересом к очень узким темам.

Рекламные сети

Рекламные сети — это сайты, объединенные единой системой размещения баннеров. Реклама на них публикуется не издателя­ми (хозяевами сайтов), а администрацией рекламной сети, кото­рая организует продажу, устанавливает цены и т. д.

Сети могут быть как общего характера (), так и тематическими («Автобаннер»), региональными («Ростов­ская рекламная сеть») или позиционированными по аудитории («Дамская обменная сеть»).

Сети могут создаваться и на основе технических параметров (стандартов): по определенным форматам баннеров, по виду ре­кламы (баннер или тестовой блок), по программному обеспече­нию, по принципу демонстрации рекламы (не показы баннера, а клики на него) и т. д.

Продажа через сети позволяет привлечь достаточно широкий круг рекламодателей, поскольку сети, включающие десятки, а то и сотни сайтов с определенной тематикой, помогают получить

значительный охват целевой аудитории. Вследствие своей спе­циализации сети обычно предлагают клиентам более удобную, чем у издателей, систему нацеливания на потребителя (по гео­графическому местонахождению, по времени «заходов» и т. д.) и, соответственно, более подробные отчеты о взаимодействии пользователей с рекламой. К тому же размещение через сети для рекламодателей обходится значительно дешевле, чем напрямую.

Вместе с тем не все сети подходят всем рекламодателям. Дело в том, что часть сетей показывает рекламу эротического харак­тера, что будет созвучно далеко не каждому «соседнему» товару. К тому же, стремясь к наибольшей прибыли, сети могут различ­ными способами «накручивать» показы рекламы, обманывая как собственников сайтов, так и рекламодателей. Поэтому работа с сетями требует контроля, осуществляемого обычно с помощью специальных программ.

Часть рекламодателей может сторониться сотрудничества с сетями не только из-за нежелательного соседства с эротической рекламой и «накруток». Они могут принимать во внимание и дру­гие важные факторы. Так, зачастую сайты отдают самые выгодные места своим рекламодателям, а сетям предлагают «остатки». Не­которые интересные для рекламодателей сайты могут просто не входить в сеть. На популярных сайтах в силу их загруженности может быть показана реклама не всех желающих рекламодателей. Большинство сетей не добиваются равномерного распределения рекламных воздействий между всеми входящими в нее сайтами.

Но тестирование некоторых категорий сайтов может обой­тись значительно дешевле, чем нескольких отдельных сайтов.

Сети позволяют вносить коррективы в рекламную кампанию с использованием баннеров в процессе тестирования и перено­сить рекламу с неподходящих сайтов на более интересные.

Таким образом, часть рекламодателей предпочитает пользо­ваться сетями, часть же — общаться с сайтами напрямую.

Характеристики

Рекламодателям необходимо знать количественные и каче­ственные показатели аудитории, формат размещаемой на том или ином сайте рекламы.

Аудитория

Статистика посещений сайта накапливается с помощью реги­страционных программ. Обычно фиксируют хиты и хосты. Хиты (hit, visit) — общее число визитов на сайт за определенное время, например за неделю, месяц и т. д.; хосты (host, site reach) — чис­ло уникальных посетителей. Хосты определяются по IP-адресу машины, а также по IP-адресу прокси-сервера (если посетитель им пользуется).

Один и тот же пользователь может посещать сайт многократ­но, т. е. число подключений не равно числу различных читателей (зрителей, слушателей), хитов больше, чем хостов. Таким обра­зом, для рекламодателя в первую очередь важны именно хосты.

С помощью автоматической статистики можно также полу­чать информацию о географическом положении пользователя, знакомстве с конкретной рекламой, о заинтересованности в той или иной информации и т. д.

Дополнительные данные, например социально-демографи­ческие, могут быть получены на основе специального анкетиро­вания.

На сегодня существуют определенные проблемы, связанные с оценкой аудитории сайтов. Обусловлены они работой «серых» и «черных» оптимизаторов, а также мошенничеством некоторых хозяев сайтов.

Так, оптимизаторы нередко нагоняют аудиторию на нужный сайт с помощью дорвеев — сайтов, существующих только для того, чтобы ссылаться на раскручиваемый ресурс.

Другой способ увеличить аудиторию — заплатить владельцам популярных сайтов, чтобы там появились ссылки на продвигае­мый ресурс. Популярными могут быть и желтые, и откровенно порнографические сайты. Так, например, деловое издание может иметь большую аудиторию, но при этом огромная ее часть при­шла с желтых, «завлекающих» баннеров, размещенных на таких же сайтах.

Для «нагонки» аудитории могут привлекаться школьники, студенты и безработные, целыми днями кликающие по указан­ным сайтам.

Генерация такой аудитории выгодна хозяевам сайтов с ка­чественным контентом. За привлечение аудитории на свой сайт они платят копейки, а за эту же аудиторию, продаваемую уже своим рекламодателям, берут в десятки раз дороже.

Аудитория «нагоняется» большая, но неподходящая по каче­ству, соответственно, прибыли она не дает. На развитых рынках можно купить и качественный, и попу­лярный трафик. Первый, естественно, будет дороже, но и отдача от него выше.

Бывает, что рекламодателям предъявляют поддельные сайты статистики, которые демонстрируют высокие показатели. Недо­бросовестные рекламисты пускают также в ход накручивающие программы-счетчики, спам, используют контекстные слова с вы­сокочастотными запросами, не совпадающими с предложением рекламодателя. Продвигаемые страницы могут совмещаться с желтыми сайтами, посещение которых будет регистрировать­ся и для сайта рекламодателя. Используются специальные про­граммы, посещающие сайт с анонимных прокси-серверов или с зараженных компьютеров ничего не подозревающих пользо­вателей.

Оценить качество источников трафика можно, сравнив чис­ленность уникальных пользователей, которые посетили сайт (хостов), с количеством просмотров страниц (хитов). Нецелевая аудитория не задерживается на сайте, и поэтому при «мусорном» трафике соотношение хостов к хитам будет близким к единице. Целевая аудитория возвращается на сайт, и в таком случае хитов будет значительно больше, чем хостов.

Оценить трафик можно по времени, которое аудитория про­водит на сайте. Тот, кому содержание сайта неинтересно, быстро уйдет с него. На развитых рынках проводят панельные исследования интернет-аудитории, различные опросы на самих ресурсах, а так­же аудит трафика с помощью различных подходов. Аудитория сайтов сертифицируется, и это позволяет продавцам и покупате­лям трафика вести цивилизованный бизнес.

Формат и размер

При подготовке баннеров обычно используют стандарт­ные форматы и размеры. Как уже отмечалось, самыми распро­страненными размерами являются следующие (в пикселях — компьютерных точках): 468 х 60, 392 х 72, 234 х 60, 125 х 125 120 х 90, 120 х 60, 100 х 100, 88 х 31, 120 х 240.

Для изготовления баннеров выгоднее использовать стан­дартные интернет-инструменты, ориентироваться не на послед­ний «писк» компьютерной моды, а на среднюю технику и про­граммы. Зачастую навороченная анимация может быть «понята» программным обеспечением лишь весьма скромного числа по­требителей.

Стоимость электронной рекламы

В российском Интернете сегодня реализуется несколько под­ходов к установлению стоимости электронной рекламы. Прежде всего это фиксированная стоимость (flat fee). Взимается она за размещение баннера (или текстовой рекламы) определенного размера, в течение определенного времени (день, неделя, месяц и т. д.), в определенном месте, с определенным уровнем посещае­мости.

Этот вид оплаты позволяет владельцу сайта точно планиро­вать загрузку рекламных площадей сайта, а также обходиться без специальных статистических программ. (Следует иметь в виду, что рекламодатель в таком случае не получит важных данных по действиям пользователя. А это устроит не каждую компанию.)

Более подходящая для рекламодателей модель — стоимость за количество показов. Оплата взимается на основе подсчета по­казов баннера пользователю. Обычно она устанавливается за тысячу показов (cost per thousand, СРТ). Сегодня это наиболее используемая в нашей стране ставка. Применяется также оплата за количество кликов, посети­телей, покупателей, действий пользователей. Так, стоимость за клики (cost per click, СРС) устанавливают на основе числа на­жатий пользователем мышкой на баннер. Обычно расчеты ведут за тысячу кликов. Стоимость за число посетителей устанавливают подсчетом пользователей, реально загрузивших сайт рекламодателя с бан­нера, размещенного у издателя.

Оплата за покупателей представляет собой цену за реальное число клиентов (cost per sale, CPS), зашедших по баннеру с сайта издателя на сайт рекламодателя и совершивших покупку. Стои­мость за конкретные действия посетителей (cost per action, CPA) представляет собой практически то же самое, только вместо по­купки учитываются заполнение анкеты, подписка и т. д. По такой схеме может быть использована как фиксированная стоимость за покупку или действие посетителя, так и процент от продаж.

В отличие от фиксированной стоимости и стоимости за число показов, все остальные модели подразумевают действия, не свя­занные с зонной ответственностью хозяина сайта. Число нажав­ших мышкой на баннер по разным причинам может быть не равно числу попавших на сайт рекламодателей. Пользователь, стол­кнувшись с тем, что сайт рекламодателя слишком долго грузится, легко отказывается от его просмотра. И виноват в таком случае не владелец рекламоносителя, а плохая связь, плохой провайдер, плохой сервер, перегруженный «тяжелой» графикой и прочими «прибамбасами» сайт или несоответствие загружаемого содер­жимого (из-за технически некорректно заданной ссылки).

Следует также иметь в виду, что число кликов, посетителей, их покупок или других действий связано не только с популяр­ностью сайта-рекламоносителя, но и с оформлением и содержа­нием баннера рекламодателя. Поэтому наиболее корректным из всех моделей представляется расчет стоимости на основе числа показов.

Вместе с тем появляются и новые системы оплаты. Так, на­чалось внедрение стоимости за звонок (cost per call, СРС). В дан­ном случае рекламодатель платит собственнику сайта за звонок потребителя, который тот сделал, нажав на специальную кнопку на баннере. Цена звонка превышает стоимость клика.

Все больше (особенно в контекстной рекламе) применяется аукционная оплата. Так, компании могут соревноваться за место в результатах поиска. Кто назначит большую цену за клик, тот и будет возглавлять выдаваемый потребителю список рекламы.

Специфика планирования в Интернете

Интернет отличают значительный охват, высокая избира­тельность аудитории, высокое качество воздействия на потен­циальных потребителей, контролируемость демонстрации ре­кламы, легкость обеспечения необходимой частоты, быстрота размещения рекламы, возможность оперативного анализа эф­фективности рекламы.

У современного развивающегося Интернета относительно небольшая стоимость.

При выборе интернет-рекламы могут оцениваться:

• численность аудитории — хиты, хосты;

• качество аудитории — социально-демографические харак­теристики, потребительские предпочтения, индекс соот­ветствия;

• содержание сайта — информационный, развлекательный, специализированный;

• вид рекламы — баннер, видеоролик, текст;

• формат;

• имеющийся опыт эффективности — собственный, других рекламодателей.

Параметры интернет-рекламы:

Формат

Время размещения

Число контактов с представителем

целевой аудитории

Число кликов

Общая стоимость рекламы

Стоимость контакта с тысячей потребителей

или пункта рейтинга