2.4. РАДИО
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Радио родилось в самом начале XX века. 27 августа 1901 года российский изобретатель А. С. Попов отправил первую гражданскую радиограмму. Радио быстро стало неотъемлемой частью мировой культуры, средством массовой информации, эффективным рекламоносителем. Уже к 1924 году только в США общее число слушателей достигло 10 миллионов человек.
Сегодня радио активно или пассивно слушают почти все люди, почти каждый день, во время работы, поездок, отдыха и т. д. Людям есть что выбрать: новости, прогноз погоды, анализ ситуации на дорогах, музыку, радиоспектакли, интервью, репортажи и т. д.
В доперестроечной России до 1990 года функционировали государственное центральное и местное радиовещание. Радиоприемники имели около 95% населения страны. В 1990 году появилась первая частная российско-французская радиостанция «Европа+». Следом на отечественный эфирный рынок вышли десятки частных радиостанций, как общенациональных, так и местных.
В США первое рекламное радиосообщение вышло в эфир через два года после появления регулярных радиопередач — 22 августа 1922 года. Стоило оно 50 долларов.
В СССР систематическое проведение рекламных передач началось в 60-х годах. Однако действительно рыночные рекламные механизмы на радио начали действовать лишь в 90-х годах XX века.
За десятки лет своего существования радио утвердилось как эффективный рекламоноситель. Это средство массовой информации охватывает такие категории людей, до которых не доходят ТВ и пресса — находящихся вне дома, в пути, слушающих информацию во время какого-либо занятия.
По расходам рекламодателей на СМИ реклама на радио занимает третью строчку — после телевидения и прессы. В среднем в мире на радио приходится около 8-10% рекламных бюджетов. Только в США на радиорекламу приходится более 9 млрд долларов.
Радиослушание
Современное «посттелевизионное» радио адресуется слушателям, в основном занятым другими видами деятельности. В связи с этим оно претендует на остаток внимания активного человека, образует фон его работы или отдыха. И поэтому же фигурирующие в нем сообщения должны быть очень интересны.
Как и телевидение, радио весьма популярно у населения. Практически всю первую половину дня (в том числе в выходные) число радиослушателей значительно превосходит число телезрителей. И хотя вечером ТВ вырывается вперед, даже в традиционный для телеканалов прайм-тайм, с 19 до 23 часов, радио слушает большое число людей.
Уровни использования ТВ и радио в основном комплиментарны друг другу. Обычно когда уровень радиослушания растет, уровень телесмотрения падает, и наоборот. Так, число радиослушателей возрастает весной и летом, в отличие от телевизионной аудитории, которая возрастает осенью и зимой и падает летом.
По данным Radio Index, радиослушание выше утром и в первой половине дня и снижается к вечеру. В целом наибольшее значение объема радиоаудитории в будние дни наблюдается в телевизионный «1-й утренний» максимум: 7:00-7:45.
Хорошим временем считается весь промежуток с 7:00 до 9:00 утра, когда большая часть людей собирается и едет по делам, слушая радио в автомобиле.
В целом рост радиослушания по будням начинается примерно с 7 часов утра и достигает максимальных значений примерно к 10 часам.
Между 13 и 14 часами наблюдается некоторый спад, обусловленный, видимо, обеденным временем.
С 15 до 16 — небольшой пик, который обусловлен вернувшимися из школы подростками.
Аудитория также увеличивается, когда радиослушатели возвращаются домой: с 17:00 до 19:00, слушая радио как в автомобиле, так и дома. Позже их вниманием завладевает телевидение.
Следует иметь в виду, что временные рамки активного радиослушания очень сильно зависят от специфики различных географических и экономических зон, от числа и популярности радиостанций, а также от специфики радиослушания той или иной демографической группой.
Прослушиванию радио 12-13-летние посвящают гораздо меньше времени, чем люди других возрастов.
В возрастной группе от 14 до 19 больше радиослушателей, чем в любой другой. Конкретное радио является для подростков групповым идентификатором, элементом стиля жизни, таким же, как определенная одежда, места тусовок и т. д. Гораздо больший интерес к радио в этом возрасте проявляют девочки.
Наиболее активно слушают радио мужчины в возрасте 20-39.
Чем старше аудитория, тем меньше ее охват радиостанциями, и чем больше возраст, тем незначительнее дальнейшее уменьшение охвата.
В США, например, для различных групп населения был разработан следующий график рекламного вещания:
Утро и после полудня Время домохозяек
Вечер Время молодежи
После полудня и выходные Время спортсменов
Воскресенье утром Время туристов
Около 8 вечера Время служащих
Ночью Время работников транспорта
На численность и качество аудитории влияние оказывает и то, где происходит радиослушание. Пенсионеры, как и подростки, в основном слушают радио дома. Достаточно высока доля домашнего прослушивания у женщин (с учетом домохозяек). Активные возрастные группы 20-49 лет отличает максимальное внедомашнее радиослушание, в основном на рабочем месте с 10:00 до 17:00.
Самые активные пользователи радио в автомобиле — представители группы 30-39 лет.
Виды радио
В отношении способа распространения сигнала радио можно распределить на три категории: эфирное, проводное и интернет-радио.
Эфирное
Радио, распространяемое в эфире и принимаемое слушателями на индивидуальные антенны, как правило, встроенные в их приемники, является традиционным и на сегодня самым распространенным. У этого вида рекламоносителя есть свои недостатки и достоинства.
Достоинства
Радио — относительно недорогой путь достижения людей. Реклама в радиоэфире стоит намного дешевле, чем в телевизионном. На радио можно прибегать к высокой частоте размещения рекламы.
В связи с «фоновым слушанием» люди проводят у радиоприемника больше времени, чем у телевизора. А это увеличивает возможность их рекламного достижения.
В отличие от телевидения, радиослушание не требует активного внимания. Радио можно слушать, занимаясь другими делами на работе и дома, в пути.
Радиореклама может высококачественно воздействовать на слушателя, если использовать все ее возможности создания «театра воображения» — слова, тембр, тональность, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиление и понижение силы звучания, темп, ритм, интонацию, звуковые эффекты, музыку. С помощью Радио можно создать настроение, образ, чего невозможно добиться визуальными эффектами. Отдельные произнесенные слова и фразы могут запомниться лучше, чем прочитанные.
«Исследования, проведенные в Северо-Западном университете, показывают, что людей легче убедить в достоинствах нового товара, если делать это словами. Он им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда словесные обращения сопровождаются картинками. Похоже, что ничем другим не подкрепленное словесное сообщение способно создавать у людей гораздо более сильное положительное чувство к товару.
Этот эффект обусловлен физиологическими особенностями восприятия. Ухо реагирует быстрее, чем глаз. Неоднократные проверки показывают, что мозг способен воспринять произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Психологи полагают, что разница в 40 миллисекунд тратится мозгом на то, чтобы перевести зрительное изображение в слуховое, которое мозг может воспринять.
Мы не только слышим быстрее, чем видим; наше слуховое восприятие длится дольше, чем зрительное. Зрительный образ — картина или печатные слова — затухает менее чем за 1 секунду, если наш мозг не предпринимает специальных усилий для запоминания сути увиденного. Слуховое же восприятие длится в 45 раз дольше.
Следовательно, слушать сообщение более эффективно, чем читать. Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую никаким изображением».
Радиоролик можно достаточно быстро и легко изменить, оперативно выпустить в эфир.
С помощью радиорекламы можно усилить, например, печатную, сказав эфире: «Подробности в газете...»
Недостатки
В отличие от телевидения, с помощью радио невозможно охватить одновременно большое число людей на большой территории.
Охват слушателей носит ограниченный временной характер Существенная аудитория у радио бывает только в утренние и вечерние часы. При этом слушатели «распределяются» между десятками станций, и для достижения значительной по численности целевой аудитории рекламодателям приходится размещать рекламу «пакетно». С каждым годом число радиостанций растет, а аудитория каждой из них сокращается.
Слушатели часто меняют станции, в поисках интересного для себя «рыскают» по эфиру, как и на телевидении, бегут от рекламных блоков.
Радио не является «подробным» СМИ. Человек плохо воспринимает на слух числа, цены, телефоны и адреса. В связи с этим, услышав рекламу по радио впервые, практически невозможно понять ее полностью или хотя бы сориентироваться в содержании. А послушать еще раз заинтересовавшее объявление тут же (как и в случае с телевидением) невозможно
. Рекламодателям приходится повторять рекламу снова и снова, что, конечно же, увеличивает бюджет.
У радио в сравнении с телевидением меньшая степень припоминания информации.
В связи с недостатками радио его как основное средство рекламы использует ограниченный круг компаний. Обычно радио используют как дополнительное средство.
Проводное
Отличие проводного радио от эфирного состоит в том, что его сигнал приходит в дома по проводам специальной радиотрансляционной сети. Слушатели пользуются динамиками, одно- или многокнопочными приемниками, позволяющими выбирать программу.
Проводное радио не является привлекательным для большей части рекламодателей, так как платежеспособность его слушателей весьма низка.
Интернет-радио
Интернет-радио является «ребенком» традиционного радио и нового технического явления — Интернета. Сигнал передается так же, как и электронная почта, — по выделенным или телефонным линиям.
Слушатели онлайновых радиостанций привлекательны для рекламодателей, так как это люди молодые, энергичные, платежеспособные.
Характеристики
На радио рекламодателей интересуют практически те же самые характеристики, что и на телевидении:
• аудитория;
• технический охват;
• статус;
• формат;
• время вещания;
• частота;
• сетка.
Аудитория
Как и в случае телевидения, рекламодателей интересует не сам по себе технический охват радиостанции, а сколько человек ее слушают. При измерении радиоаудитории используют термин PUR (people/persons using radio) — число людей, использующих радио. При измерении аудитории слушателей учитывают не только тех, которые имеют радио дома, но и тех, кто имеет его в автомобилях. Как уже указывалось, аудитория радио не постоянная и сильно колеблется в зависимости от сезона и от времени суток.
Так же как на телевидении, при оценке аудитории на радио оперируют понятиями рейтинг и доля.
Часто в результатах исследований используют такой показатель, как аудитория вчерашнего дня.
Постоянная аудитория обозначает число людей, слушающих радио не реже определенного количества раз в неделю.
Оценивается внимательность слушания. Например, московская радиостанция «Серебряный дождь» утверждает, что ее рекламные блоки внимательно слушает 30% аудитории и что это самый высокий показатель среди всех радиостанций.
Daily reach — это охват ежедневной радиоаудитории. Weekly reach — охват еженедельной аудитории. Cover — охват аудитории.
Технический охват
По степени охвата радио, как и телевидение, может быть локальным, региональным, национальным, транснациональным. В отличие от «старшего брата», радио может покрывать очень маленькие пространства и аудитории. Так, например, можно услышать радиорекламу на эскалаторе в метро, на территории парка или выставки, в магазине и т. д.
Статус
Модели радио повторяют телевизионные — общественная (общественно-государственная, публично-правовая) или коммерческая.
Число частных радиостанций намного превышает телевизионные показатели. На рынке присутствуют как отдельные коммерческие радиостанции, так и крупные медиахолдинги.
Рынок радиостанций намного динамичнее телевизионного: одни радиостанции по разным причинам «уходят», им на смену появляются новые.Так же как и на телевидении, на радио распространены сети, кооперирующие различных собственников на разных рынках.
Формат
Радиоформаты в целом похожи на телевизионные, хотя есть и некоторые отличия. Так, обычно выделяют следующие форматы:
• разговорный (информационный);
• музыкальный формат (основной упор делается на музыку) и т. д., включая смешанный тип.
У разговорного (информационного) формата большинство передач относятся к разговорным жанрам по деловой, религиозной, спортивной и прочей тематике. По мнению некоторых специалистов, «разговорные» радиостанции слушают люди трех категорий: очень занятые люди, для которых радио — не развлечение, а источник информации; интеллектуалы, для которых радио — средство интересного общения, а также люди старшего возраста.
В целом современный форматный подход был позаимствован россиянами у европейского и американского радио. Сначала его воплотили в Москве, затем столичный опыт переняли российские регионы, во многие из которых форматное радио пришло в виде сетей.
Как и на телевидении, формат является для рекламодателей определенным ориентиром заинтересованности аудитории в том или ином продукте. Так, например, на «Авторадио» чаще, чем на других радиостанциях, звучит реклама автомобилей, автомагазинов, станций технического обслуживания и т. д.
Время вещания
Так же как и телеканалы, радиостанции ведут вещание в течение определенных промежутков времени. В большинстве своем современные радиостанции транслируют свои передачи круглосуточно.
Частота
От частоты передачи сигнала зависит его качество. В большей степени оно обеспечивается в диапазонах УКВ (частотное модулирование FM). Слушатели предпочитают хорошее звучание, поэтому у УКВ-станций значительные рейтинги аудитории, и они предпочитаемы рекламодателями.
Вместе с тем значительная часть аудитории слушает радио на средних волнах.
В большинстве стран лидерами по радиослушанию являются УКВ-станции.
Сетка
Как и на телеканалах, на радиостанциях есть модель временного распределения эфира между различными программами. Обычно сетку делят на шесть базовых временных интервалов:
• 6:00-10:00 (утро);
• 10:00-15:00 (1-я часть дня);
• 15:00-17:00 (2-я часть дня);
• 17:00-19:00 (вечер);
• 19:00-23:00 (поздний вечер);
• 23:00-6:00 (ночь).
Сетку также называют «программным колесом». Например, «час "программного колеса" делят на четыре 15-минутных отрезка, их, в свою очередь, дробят на пять сегментов. Рекламные блоки звучат 4 раза в течение часа, в каждом 15-минутном отрезке, и "привязаны" к "горячим" хитам, так как ударную силу на коммерческих радиостанциях представляют не выпуски новостей, а самые популярные музыкальные композиции.
В радиостанциях разговорных форматов рекламные блоки чаще привязывают к новостным выпускам. Более того, в последнее время некоторые радиостанции (в частности, «Эхо Москвы») начинают новостные программы в начале часа с короткого рекламного объявления.
На государственных радиостанциях («Радио России», «Маяк», местные радиостанции) рекламные блоки привязывают к выпускам новостей. В последние два года явственно сформировалась тенденция: короткие рекламные объявления стали входить в структуру новостных программ. Они звучат между чтением новостей и сводкой погоды. Сначала это было лишь одно объявление. В настоящее время это уже небольшой блок (2-3 сообщения). Используют и рекламный "мостик" при переходе к чтению сводки погоды. Объявляют спонсора прогноза погоды. Таким образом максимально используют интерес слушателей к сводке погоды. А звучащий после нее объемный (до 10 минут) блок рекламы создает с выпуском новостей как бы единое целое» [21, с. 43].
Зачастую музыкальное программирование организуют на основе еженедельного тестирования музыки по телефону (call-out research). С помощью полученных в ходе исследования данных формируют так называемую «горячую ротацию» — набор из 30-50 композиций. Они составляют основу музыкального репертуара радиостанции на ближайшую неделю.
Сетку составляют под большинство слушателей, которые не находятся у приемников круглосуточно. Иначе одни и те же композиции, безусловно, надоели бы аудитории.
Размер рекламы
Как и на телевидении, на радио есть множество мнений об эффективном размере рекламы. Например, полагают, что внимание к 60-секундной рекламе на 40% выше, чем к 30-секундной, к 10-се-кундной рекламе — на 30% ниже, чем к 30-секундной, и т. д.
По мнению специалиста по директ-маркетингу, «продолжительность рекламных роликов на радио обычно составляет 60 секунд. Этого достаточно для большинства рекламных сообщений, к тому же к минутным роликам успели привыкнуть большинство радиослушателей. Тридцатисекундные ролики дешевы, но для генерации прямого отклика они не особенно хороши» [22, с. 202].
Так же как и в телерекламе, необходимо принимать во внимание сложность рекламной информации — чем она сложнее, тем дольше должен быть ролик. Однако не слишком длинным — достаточно длинным.
Место для рекламы
Рекламодателям следует иметь в виду, что аудитория рекламного блока существенно меньше аудитории предшествующей ему передачи. Так же как на телевидении, предпочтительны первая и последняя позиции в рекламном блоке.
Стоимость рекламы
Обычно на радио используют расценки, учитывающие время выхода рекламы в эфир, ее длительность, а также скидки, надбавки и комиссионные.
Реклама на радио в сравнении с рекламой на телевидении недорогая. В США, например, средняя цена за 30-секундный ролик составляет $2000-9000.
Как и у телевидения, на радио в разное время суток, а также во время трансляции различных передач находится разная по численности аудитория. В большой степени влияние на радиорасценки оказывает время выхода рекламы. Так, время вещания делят на интервалы (day parts). На разных станциях их разное число, может быть и 6, и 9, и 10, и 12.
В отличие от телевидения, наиболее дорогими для рекламодателя оказываются утренние часы, так называемый «утренний прайм-тайм». Следует учитывать, что на различных радиостанциях его временные границы будут разными.
Ряд радиостанций имеют также и «вечерний прайм-тайм», расценки в котором равны утренним или близки к ним.
Радиоролики бывают разной продолжительности. Расценки фиксируют базовый размер радиоролика. Как правило, базовыми являются 5, 15, 30 секунд. Нередко цену привязывают к 1 секунде, и общую стоимость умножают на число секунд.
Многие станции устанавливают минимально приемлемое число выходов рекламы — 5, 10 трансляций и т. д.
Все станции так или иначе применяют различного рода скидки и наценки, схожие во многом с теми, что есть в прессе и на телевидении: объемные и сезонные скидки, наценки за позиционирование и за срочность, комиссионные рекламным агентствам и т. д.
Как специальную следует отметить скидку «по спецграфику». В этом случае рекламу размещают по расщепленному рекламному времени: часть — в утреннем эфире, часть — в дневном, часть — в ночном и т. д.
В отличие от телерекламы, размер наценок за позиционирование внутри рекламного блока, как правило, более высокий.
Может быть установлена наценка за выбор конкретного рекламного блока (10-20%), за размещение рекламы вне рекламного блока (10-20%) и т. д.
На некоторых станциях при расчете стоимости применяют коэффициент длины ролика. Если хронометраж рекламы отличается от базового в меньшую сторону, то стоимость будет дешевле на определенную величину (0,7; 0,6; 0,5 и т. д.). Если ролик длиннее базовой величины, то и стоимость будет дороже с учетом коэффициента (1,5; 2; 2,5 и т. д.).
Специфика планирования на радио
С позиции медиапланирования радио во многом похоже на своего «могучего брата» — телевидение: значительный охват, сложность в достижении целевых групп, большая ротация аудитории, контролируемость времени контакта с потенциальными покупателями товара, ограниченный перечень подходящих для рекламы товаров и услуг.
Но степень раздражаемости рекламой меньше. Разместить рекламу можно быстрее. И самое важное — цены на рекламу радикально меньше.
Подходы при планировании рекламы на радио те же, что и на телевидении. Если для телевидения используют термин OTS, то для радио — ОТН (opportunity to hear).
Из-за дороговизны исследований радиорекламу обычно продают не по рейтингам, а по времени.
На радио лучше концентрировать рекламу — повторять в слушаемые периоды времени, чем в малослушаемые. Это также интенсифицирует ее прямое воздействие. При этом растет имиджевая составляющая — люди, слушающие радио ограниченное время, будут думать, что такая интенсивная реклама идет весь день, т. е. компания солидная.
Стоимость достижения тысячи слушателей зачастую дешевле на радиостанциях с небольшим охватом.
Охват еженедельной аудитории значительно превосходит охват ежедневной аудитории радиостанции. Охват аудитории за месяц больше недельного охвата. Однако дальнейший прирост числа слушателей не происходит.
При рекламных кампаниях полезно учитывать, что у различных радиостанций пики прослушивания разные. В связи с этим необходимо размещать рекламу не в одно и то же время, а в соответствующие временные интервалы.
При воздействии на целевую аудиторию необходимо иметь в виду, что различные возрастные группы слушают радио в разное время. Чтобы охватить массовую аудиторию, наиболее подходящее время — утро.
Подростки начинают слушать с 15 часов, и пик их охвата приходится на вечер.
Время активного обращения к радио потребительски активной группы в возрасте 30-39 лет начинается утром е заканчивается к 19 часам.
Другая важная группа (20-29 лет) активизируется с 10 часов, и ее контакт с радио длится до более позднего вечера.
Радио работает лучше, когда оно комбинируется с другими рекламоносителями.
При выборе радио могут оцениваться:
• численность аудитории — рейтинг, доля, технический охват;
• качество аудитории — социально-демографические характеристики, потребительские предпочтения, индекс соответствия, формат радиостанции;
• вид радио — эфирное, проводное, интернет-радио;
• вид передачи — межпрограммное пространство, информационная, спортивная и т. д.;
• время вещания;
• частота вещания;
• сетка;
• внимательность восприятия;
• рекламная «зашумленность» — низкая, высокая;
• конкурентное присутствие — высокое, низкое;
• статус радиостанции — общественно-государственное, частное;
• имеющийся опыт эффективности — собственный, других рекламодателей.
Кроме канала, программы и временного промежутка, необходимо выбрать размер рекламного ролика и его место в рекламном блоке.
Параметры рекламы на радио:
Общий период размещения
Радиостанции
Передачи
Номер блока
Численность представителей
целевой аудитории или прогнозный рейтинг
Размер рекламы
Даты и дни недели размещения
Время размещения
Место в блоке
Количество выходов
Общая стоимость рекламы
Стоимость контакта с тысячей потребителей
Стоимость ролика
Радио родилось в самом начале XX века. 27 августа 1901 года российский изобретатель А. С. Попов отправил первую гражданскую радиограмму. Радио быстро стало неотъемлемой частью мировой культуры, средством массовой информации, эффективным рекламоносителем. Уже к 1924 году только в США общее число слушателей достигло 10 миллионов человек.
Сегодня радио активно или пассивно слушают почти все люди, почти каждый день, во время работы, поездок, отдыха и т. д. Людям есть что выбрать: новости, прогноз погоды, анализ ситуации на дорогах, музыку, радиоспектакли, интервью, репортажи и т. д.
В доперестроечной России до 1990 года функционировали государственное центральное и местное радиовещание. Радиоприемники имели около 95% населения страны. В 1990 году появилась первая частная российско-французская радиостанция «Европа+». Следом на отечественный эфирный рынок вышли десятки частных радиостанций, как общенациональных, так и местных.
В США первое рекламное радиосообщение вышло в эфир через два года после появления регулярных радиопередач — 22 августа 1922 года. Стоило оно 50 долларов.
В СССР систематическое проведение рекламных передач началось в 60-х годах. Однако действительно рыночные рекламные механизмы на радио начали действовать лишь в 90-х годах XX века.
За десятки лет своего существования радио утвердилось как эффективный рекламоноситель. Это средство массовой информации охватывает такие категории людей, до которых не доходят ТВ и пресса — находящихся вне дома, в пути, слушающих информацию во время какого-либо занятия.
По расходам рекламодателей на СМИ реклама на радио занимает третью строчку — после телевидения и прессы. В среднем в мире на радио приходится около 8-10% рекламных бюджетов. Только в США на радиорекламу приходится более 9 млрд долларов.
Радиослушание
Современное «посттелевизионное» радио адресуется слушателям, в основном занятым другими видами деятельности. В связи с этим оно претендует на остаток внимания активного человека, образует фон его работы или отдыха. И поэтому же фигурирующие в нем сообщения должны быть очень интересны.
Как и телевидение, радио весьма популярно у населения. Практически всю первую половину дня (в том числе в выходные) число радиослушателей значительно превосходит число телезрителей. И хотя вечером ТВ вырывается вперед, даже в традиционный для телеканалов прайм-тайм, с 19 до 23 часов, радио слушает большое число людей.
Уровни использования ТВ и радио в основном комплиментарны друг другу. Обычно когда уровень радиослушания растет, уровень телесмотрения падает, и наоборот. Так, число радиослушателей возрастает весной и летом, в отличие от телевизионной аудитории, которая возрастает осенью и зимой и падает летом.
По данным Radio Index, радиослушание выше утром и в первой половине дня и снижается к вечеру. В целом наибольшее значение объема радиоаудитории в будние дни наблюдается в телевизионный «1-й утренний» максимум: 7:00-7:45.
Хорошим временем считается весь промежуток с 7:00 до 9:00 утра, когда большая часть людей собирается и едет по делам, слушая радио в автомобиле.
В целом рост радиослушания по будням начинается примерно с 7 часов утра и достигает максимальных значений примерно к 10 часам.
Между 13 и 14 часами наблюдается некоторый спад, обусловленный, видимо, обеденным временем.
С 15 до 16 — небольшой пик, который обусловлен вернувшимися из школы подростками.
Аудитория также увеличивается, когда радиослушатели возвращаются домой: с 17:00 до 19:00, слушая радио как в автомобиле, так и дома. Позже их вниманием завладевает телевидение.
Следует иметь в виду, что временные рамки активного радиослушания очень сильно зависят от специфики различных географических и экономических зон, от числа и популярности радиостанций, а также от специфики радиослушания той или иной демографической группой.
Прослушиванию радио 12-13-летние посвящают гораздо меньше времени, чем люди других возрастов.
В возрастной группе от 14 до 19 больше радиослушателей, чем в любой другой. Конкретное радио является для подростков групповым идентификатором, элементом стиля жизни, таким же, как определенная одежда, места тусовок и т. д. Гораздо больший интерес к радио в этом возрасте проявляют девочки.
Наиболее активно слушают радио мужчины в возрасте 20-39.
Чем старше аудитория, тем меньше ее охват радиостанциями, и чем больше возраст, тем незначительнее дальнейшее уменьшение охвата.
В США, например, для различных групп населения был разработан следующий график рекламного вещания:
Утро и после полудня Время домохозяек
Вечер Время молодежи
После полудня и выходные Время спортсменов
Воскресенье утром Время туристов
Около 8 вечера Время служащих
Ночью Время работников транспорта
На численность и качество аудитории влияние оказывает и то, где происходит радиослушание. Пенсионеры, как и подростки, в основном слушают радио дома. Достаточно высока доля домашнего прослушивания у женщин (с учетом домохозяек). Активные возрастные группы 20-49 лет отличает максимальное внедомашнее радиослушание, в основном на рабочем месте с 10:00 до 17:00.
Самые активные пользователи радио в автомобиле — представители группы 30-39 лет.
Виды радио
В отношении способа распространения сигнала радио можно распределить на три категории: эфирное, проводное и интернет-радио.
Эфирное
Радио, распространяемое в эфире и принимаемое слушателями на индивидуальные антенны, как правило, встроенные в их приемники, является традиционным и на сегодня самым распространенным. У этого вида рекламоносителя есть свои недостатки и достоинства.
Достоинства
Радио — относительно недорогой путь достижения людей. Реклама в радиоэфире стоит намного дешевле, чем в телевизионном. На радио можно прибегать к высокой частоте размещения рекламы.
В связи с «фоновым слушанием» люди проводят у радиоприемника больше времени, чем у телевизора. А это увеличивает возможность их рекламного достижения.
В отличие от телевидения, радиослушание не требует активного внимания. Радио можно слушать, занимаясь другими делами на работе и дома, в пути.
Радиореклама может высококачественно воздействовать на слушателя, если использовать все ее возможности создания «театра воображения» — слова, тембр, тональность, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиление и понижение силы звучания, темп, ритм, интонацию, звуковые эффекты, музыку. С помощью Радио можно создать настроение, образ, чего невозможно добиться визуальными эффектами. Отдельные произнесенные слова и фразы могут запомниться лучше, чем прочитанные.
«Исследования, проведенные в Северо-Западном университете, показывают, что людей легче убедить в достоинствах нового товара, если делать это словами. Он им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда словесные обращения сопровождаются картинками. Похоже, что ничем другим не подкрепленное словесное сообщение способно создавать у людей гораздо более сильное положительное чувство к товару.
Этот эффект обусловлен физиологическими особенностями восприятия. Ухо реагирует быстрее, чем глаз. Неоднократные проверки показывают, что мозг способен воспринять произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Психологи полагают, что разница в 40 миллисекунд тратится мозгом на то, чтобы перевести зрительное изображение в слуховое, которое мозг может воспринять.
Мы не только слышим быстрее, чем видим; наше слуховое восприятие длится дольше, чем зрительное. Зрительный образ — картина или печатные слова — затухает менее чем за 1 секунду, если наш мозг не предпринимает специальных усилий для запоминания сути увиденного. Слуховое же восприятие длится в 45 раз дольше.
Следовательно, слушать сообщение более эффективно, чем читать. Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую никаким изображением».
Радиоролик можно достаточно быстро и легко изменить, оперативно выпустить в эфир.
С помощью радиорекламы можно усилить, например, печатную, сказав эфире: «Подробности в газете...»
Недостатки
В отличие от телевидения, с помощью радио невозможно охватить одновременно большое число людей на большой территории.
Охват слушателей носит ограниченный временной характер Существенная аудитория у радио бывает только в утренние и вечерние часы. При этом слушатели «распределяются» между десятками станций, и для достижения значительной по численности целевой аудитории рекламодателям приходится размещать рекламу «пакетно». С каждым годом число радиостанций растет, а аудитория каждой из них сокращается.
Слушатели часто меняют станции, в поисках интересного для себя «рыскают» по эфиру, как и на телевидении, бегут от рекламных блоков.
Радио не является «подробным» СМИ. Человек плохо воспринимает на слух числа, цены, телефоны и адреса. В связи с этим, услышав рекламу по радио впервые, практически невозможно понять ее полностью или хотя бы сориентироваться в содержании. А послушать еще раз заинтересовавшее объявление тут же (как и в случае с телевидением) невозможно
. Рекламодателям приходится повторять рекламу снова и снова, что, конечно же, увеличивает бюджет.
У радио в сравнении с телевидением меньшая степень припоминания информации.
В связи с недостатками радио его как основное средство рекламы использует ограниченный круг компаний. Обычно радио используют как дополнительное средство.
Проводное
Отличие проводного радио от эфирного состоит в том, что его сигнал приходит в дома по проводам специальной радиотрансляционной сети. Слушатели пользуются динамиками, одно- или многокнопочными приемниками, позволяющими выбирать программу.
Проводное радио не является привлекательным для большей части рекламодателей, так как платежеспособность его слушателей весьма низка.
Интернет-радио
Интернет-радио является «ребенком» традиционного радио и нового технического явления — Интернета. Сигнал передается так же, как и электронная почта, — по выделенным или телефонным линиям.
Слушатели онлайновых радиостанций привлекательны для рекламодателей, так как это люди молодые, энергичные, платежеспособные.
Характеристики
На радио рекламодателей интересуют практически те же самые характеристики, что и на телевидении:
• аудитория;
• технический охват;
• статус;
• формат;
• время вещания;
• частота;
• сетка.
Аудитория
Как и в случае телевидения, рекламодателей интересует не сам по себе технический охват радиостанции, а сколько человек ее слушают. При измерении радиоаудитории используют термин PUR (people/persons using radio) — число людей, использующих радио. При измерении аудитории слушателей учитывают не только тех, которые имеют радио дома, но и тех, кто имеет его в автомобилях. Как уже указывалось, аудитория радио не постоянная и сильно колеблется в зависимости от сезона и от времени суток.
Так же как на телевидении, при оценке аудитории на радио оперируют понятиями рейтинг и доля.
Часто в результатах исследований используют такой показатель, как аудитория вчерашнего дня.
Постоянная аудитория обозначает число людей, слушающих радио не реже определенного количества раз в неделю.
Оценивается внимательность слушания. Например, московская радиостанция «Серебряный дождь» утверждает, что ее рекламные блоки внимательно слушает 30% аудитории и что это самый высокий показатель среди всех радиостанций.
Daily reach — это охват ежедневной радиоаудитории. Weekly reach — охват еженедельной аудитории. Cover — охват аудитории.
Технический охват
По степени охвата радио, как и телевидение, может быть локальным, региональным, национальным, транснациональным. В отличие от «старшего брата», радио может покрывать очень маленькие пространства и аудитории. Так, например, можно услышать радиорекламу на эскалаторе в метро, на территории парка или выставки, в магазине и т. д.
Статус
Модели радио повторяют телевизионные — общественная (общественно-государственная, публично-правовая) или коммерческая.
Число частных радиостанций намного превышает телевизионные показатели. На рынке присутствуют как отдельные коммерческие радиостанции, так и крупные медиахолдинги.
Рынок радиостанций намного динамичнее телевизионного: одни радиостанции по разным причинам «уходят», им на смену появляются новые.Так же как и на телевидении, на радио распространены сети, кооперирующие различных собственников на разных рынках.
Формат
Радиоформаты в целом похожи на телевизионные, хотя есть и некоторые отличия. Так, обычно выделяют следующие форматы:
• разговорный (информационный);
• музыкальный формат (основной упор делается на музыку) и т. д., включая смешанный тип.
У разговорного (информационного) формата большинство передач относятся к разговорным жанрам по деловой, религиозной, спортивной и прочей тематике. По мнению некоторых специалистов, «разговорные» радиостанции слушают люди трех категорий: очень занятые люди, для которых радио — не развлечение, а источник информации; интеллектуалы, для которых радио — средство интересного общения, а также люди старшего возраста.
В целом современный форматный подход был позаимствован россиянами у европейского и американского радио. Сначала его воплотили в Москве, затем столичный опыт переняли российские регионы, во многие из которых форматное радио пришло в виде сетей.
Как и на телевидении, формат является для рекламодателей определенным ориентиром заинтересованности аудитории в том или ином продукте. Так, например, на «Авторадио» чаще, чем на других радиостанциях, звучит реклама автомобилей, автомагазинов, станций технического обслуживания и т. д.
Время вещания
Так же как и телеканалы, радиостанции ведут вещание в течение определенных промежутков времени. В большинстве своем современные радиостанции транслируют свои передачи круглосуточно.
Частота
От частоты передачи сигнала зависит его качество. В большей степени оно обеспечивается в диапазонах УКВ (частотное модулирование FM). Слушатели предпочитают хорошее звучание, поэтому у УКВ-станций значительные рейтинги аудитории, и они предпочитаемы рекламодателями.
Вместе с тем значительная часть аудитории слушает радио на средних волнах.
В большинстве стран лидерами по радиослушанию являются УКВ-станции.
Сетка
Как и на телеканалах, на радиостанциях есть модель временного распределения эфира между различными программами. Обычно сетку делят на шесть базовых временных интервалов:
• 6:00-10:00 (утро);
• 10:00-15:00 (1-я часть дня);
• 15:00-17:00 (2-я часть дня);
• 17:00-19:00 (вечер);
• 19:00-23:00 (поздний вечер);
• 23:00-6:00 (ночь).
Сетку также называют «программным колесом». Например, «час "программного колеса" делят на четыре 15-минутных отрезка, их, в свою очередь, дробят на пять сегментов. Рекламные блоки звучат 4 раза в течение часа, в каждом 15-минутном отрезке, и "привязаны" к "горячим" хитам, так как ударную силу на коммерческих радиостанциях представляют не выпуски новостей, а самые популярные музыкальные композиции.
В радиостанциях разговорных форматов рекламные блоки чаще привязывают к новостным выпускам. Более того, в последнее время некоторые радиостанции (в частности, «Эхо Москвы») начинают новостные программы в начале часа с короткого рекламного объявления.
На государственных радиостанциях («Радио России», «Маяк», местные радиостанции) рекламные блоки привязывают к выпускам новостей. В последние два года явственно сформировалась тенденция: короткие рекламные объявления стали входить в структуру новостных программ. Они звучат между чтением новостей и сводкой погоды. Сначала это было лишь одно объявление. В настоящее время это уже небольшой блок (2-3 сообщения). Используют и рекламный "мостик" при переходе к чтению сводки погоды. Объявляют спонсора прогноза погоды. Таким образом максимально используют интерес слушателей к сводке погоды. А звучащий после нее объемный (до 10 минут) блок рекламы создает с выпуском новостей как бы единое целое» [21, с. 43].
Зачастую музыкальное программирование организуют на основе еженедельного тестирования музыки по телефону (call-out research). С помощью полученных в ходе исследования данных формируют так называемую «горячую ротацию» — набор из 30-50 композиций. Они составляют основу музыкального репертуара радиостанции на ближайшую неделю.
Сетку составляют под большинство слушателей, которые не находятся у приемников круглосуточно. Иначе одни и те же композиции, безусловно, надоели бы аудитории.
Размер рекламы
Как и на телевидении, на радио есть множество мнений об эффективном размере рекламы. Например, полагают, что внимание к 60-секундной рекламе на 40% выше, чем к 30-секундной, к 10-се-кундной рекламе — на 30% ниже, чем к 30-секундной, и т. д.
По мнению специалиста по директ-маркетингу, «продолжительность рекламных роликов на радио обычно составляет 60 секунд. Этого достаточно для большинства рекламных сообщений, к тому же к минутным роликам успели привыкнуть большинство радиослушателей. Тридцатисекундные ролики дешевы, но для генерации прямого отклика они не особенно хороши» [22, с. 202].
Так же как и в телерекламе, необходимо принимать во внимание сложность рекламной информации — чем она сложнее, тем дольше должен быть ролик. Однако не слишком длинным — достаточно длинным.
Место для рекламы
Рекламодателям следует иметь в виду, что аудитория рекламного блока существенно меньше аудитории предшествующей ему передачи. Так же как на телевидении, предпочтительны первая и последняя позиции в рекламном блоке.
Стоимость рекламы
Обычно на радио используют расценки, учитывающие время выхода рекламы в эфир, ее длительность, а также скидки, надбавки и комиссионные.
Реклама на радио в сравнении с рекламой на телевидении недорогая. В США, например, средняя цена за 30-секундный ролик составляет $2000-9000.
Как и у телевидения, на радио в разное время суток, а также во время трансляции различных передач находится разная по численности аудитория. В большой степени влияние на радиорасценки оказывает время выхода рекламы. Так, время вещания делят на интервалы (day parts). На разных станциях их разное число, может быть и 6, и 9, и 10, и 12.
В отличие от телевидения, наиболее дорогими для рекламодателя оказываются утренние часы, так называемый «утренний прайм-тайм». Следует учитывать, что на различных радиостанциях его временные границы будут разными.
Ряд радиостанций имеют также и «вечерний прайм-тайм», расценки в котором равны утренним или близки к ним.
Радиоролики бывают разной продолжительности. Расценки фиксируют базовый размер радиоролика. Как правило, базовыми являются 5, 15, 30 секунд. Нередко цену привязывают к 1 секунде, и общую стоимость умножают на число секунд.
Многие станции устанавливают минимально приемлемое число выходов рекламы — 5, 10 трансляций и т. д.
Все станции так или иначе применяют различного рода скидки и наценки, схожие во многом с теми, что есть в прессе и на телевидении: объемные и сезонные скидки, наценки за позиционирование и за срочность, комиссионные рекламным агентствам и т. д.
Как специальную следует отметить скидку «по спецграфику». В этом случае рекламу размещают по расщепленному рекламному времени: часть — в утреннем эфире, часть — в дневном, часть — в ночном и т. д.
В отличие от телерекламы, размер наценок за позиционирование внутри рекламного блока, как правило, более высокий.
Может быть установлена наценка за выбор конкретного рекламного блока (10-20%), за размещение рекламы вне рекламного блока (10-20%) и т. д.
На некоторых станциях при расчете стоимости применяют коэффициент длины ролика. Если хронометраж рекламы отличается от базового в меньшую сторону, то стоимость будет дешевле на определенную величину (0,7; 0,6; 0,5 и т. д.). Если ролик длиннее базовой величины, то и стоимость будет дороже с учетом коэффициента (1,5; 2; 2,5 и т. д.).
Специфика планирования на радио
С позиции медиапланирования радио во многом похоже на своего «могучего брата» — телевидение: значительный охват, сложность в достижении целевых групп, большая ротация аудитории, контролируемость времени контакта с потенциальными покупателями товара, ограниченный перечень подходящих для рекламы товаров и услуг.
Но степень раздражаемости рекламой меньше. Разместить рекламу можно быстрее. И самое важное — цены на рекламу радикально меньше.
Подходы при планировании рекламы на радио те же, что и на телевидении. Если для телевидения используют термин OTS, то для радио — ОТН (opportunity to hear).
Из-за дороговизны исследований радиорекламу обычно продают не по рейтингам, а по времени.
На радио лучше концентрировать рекламу — повторять в слушаемые периоды времени, чем в малослушаемые. Это также интенсифицирует ее прямое воздействие. При этом растет имиджевая составляющая — люди, слушающие радио ограниченное время, будут думать, что такая интенсивная реклама идет весь день, т. е. компания солидная.
Стоимость достижения тысячи слушателей зачастую дешевле на радиостанциях с небольшим охватом.
Охват еженедельной аудитории значительно превосходит охват ежедневной аудитории радиостанции. Охват аудитории за месяц больше недельного охвата. Однако дальнейший прирост числа слушателей не происходит.
При рекламных кампаниях полезно учитывать, что у различных радиостанций пики прослушивания разные. В связи с этим необходимо размещать рекламу не в одно и то же время, а в соответствующие временные интервалы.
При воздействии на целевую аудиторию необходимо иметь в виду, что различные возрастные группы слушают радио в разное время. Чтобы охватить массовую аудиторию, наиболее подходящее время — утро.
Подростки начинают слушать с 15 часов, и пик их охвата приходится на вечер.
Время активного обращения к радио потребительски активной группы в возрасте 30-39 лет начинается утром е заканчивается к 19 часам.
Другая важная группа (20-29 лет) активизируется с 10 часов, и ее контакт с радио длится до более позднего вечера.
Радио работает лучше, когда оно комбинируется с другими рекламоносителями.
При выборе радио могут оцениваться:
• численность аудитории — рейтинг, доля, технический охват;
• качество аудитории — социально-демографические характеристики, потребительские предпочтения, индекс соответствия, формат радиостанции;
• вид радио — эфирное, проводное, интернет-радио;
• вид передачи — межпрограммное пространство, информационная, спортивная и т. д.;
• время вещания;
• частота вещания;
• сетка;
• внимательность восприятия;
• рекламная «зашумленность» — низкая, высокая;
• конкурентное присутствие — высокое, низкое;
• статус радиостанции — общественно-государственное, частное;
• имеющийся опыт эффективности — собственный, других рекламодателей.
Кроме канала, программы и временного промежутка, необходимо выбрать размер рекламного ролика и его место в рекламном блоке.
Параметры рекламы на радио:
Общий период размещения
Радиостанции
Передачи
Номер блока
Численность представителей
целевой аудитории или прогнозный рейтинг
Размер рекламы
Даты и дни недели размещения
Время размещения
Место в блоке
Количество выходов
Общая стоимость рекламы
Стоимость контакта с тысячей потребителей
Стоимость ролика