5.4. Регулирующие и контролирующие органы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
Деятельность всех вышеперечисленных субъектов рынка ценных
бумаг регулируется и лицензируется. И в случае нарушений со стороны
участников рынка прав инвесторов или акционеров, законов о деятель-
ности на рынке ценных бумаг или постановлений, реакция надзорного
органа на это может быть крайне жесткой: от штрафов до отзыва лицен-
зии.
Непременным участником рынка ценных бумаг любого государс-
тва является государственный регулирующий и контролирующий орган.
В России – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ).
В функции этих государственных органов входят:
установление правил работы рынка и обращения эмисси-
онных ценных бумаг;
лицензирование и надзор за профессиональными участни-
ками рынка ценных бумаг;
выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных
бумаг и регистрация этих выпусков;
контроль за соблюдением эмитентами – акционерными об-
ществами прав акционеров;
выработка рекомендаций по дальнейшему совершенство-
ванию федерального законодательства по рынку ценных бумаг.
На фондовом рынке ФСФР представляет интересы государства, ко-
торые не всегда совпадают с интересами участников рынка, в том числе
и частных инвесторов. Поэтому Федеральный закон о рынке ценных бу-
маг РФ для более эффективной работы участников рынка и самой ФСФР
предусматривает создание специализированных некоммерческих обще-
ственных объединений участников рынка. Такие объединения называ-
ются саморегулируемыми организациями (СРО) участников фондового
рынка. На данный момент существует несколько таких некоммерческих
организаций, самыми известными из которых являются:
НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рын-
ка);
ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, транс-
фер-агентов и депозитариев);
НФА (Национальная фондовая ассоциация);
АУВЕР (Ассоциация участников вексельного рынка).
Федеральная служба позволяет данным организациям участвовать в
законотворческой деятельности на рынке ценных бумаг в обмен на при-
нятие ими на себя части функций ФСФР по надзору за участниками фон-
дового рынка.
Таким образом, СРО становятся промежуточным звеном между го-
сударственным органом (ФСФР РФ) и всеми остальными коммерческими
участниками рынка ценных бумаг. Членство в СРО не является обязатель-
ным для профессиональных участников фондового рынка.
Выводы:
фондовый рынок – рынок, на котором в качестве товара выступа-
ют ценные бумаги;
фондовый рынок – рынок, на котором происходит перераспре-
деление финансовых ресурсов между участниками экономических отно-
шений;
государственное регулирование осуществляется путем установле-
ния обязательных требований к данному виду деятельности (лицензиро-
вание);
ведущая роль в области регулирования рынка ценных бумаг прина-
длежит Федеральной службе по финансовым рынкам.
Деятельность всех вышеперечисленных субъектов рынка ценных
бумаг регулируется и лицензируется. И в случае нарушений со стороны
участников рынка прав инвесторов или акционеров, законов о деятель-
ности на рынке ценных бумаг или постановлений, реакция надзорного
органа на это может быть крайне жесткой: от штрафов до отзыва лицен-
зии.
Непременным участником рынка ценных бумаг любого государс-
тва является государственный регулирующий и контролирующий орган.
В России – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ).
В функции этих государственных органов входят:
установление правил работы рынка и обращения эмисси-
онных ценных бумаг;
лицензирование и надзор за профессиональными участни-
ками рынка ценных бумаг;
выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных
бумаг и регистрация этих выпусков;
контроль за соблюдением эмитентами – акционерными об-
ществами прав акционеров;
выработка рекомендаций по дальнейшему совершенство-
ванию федерального законодательства по рынку ценных бумаг.
На фондовом рынке ФСФР представляет интересы государства, ко-
торые не всегда совпадают с интересами участников рынка, в том числе
и частных инвесторов. Поэтому Федеральный закон о рынке ценных бу-
маг РФ для более эффективной работы участников рынка и самой ФСФР
предусматривает создание специализированных некоммерческих обще-
ственных объединений участников рынка. Такие объединения называ-
ются саморегулируемыми организациями (СРО) участников фондового
рынка. На данный момент существует несколько таких некоммерческих
организаций, самыми известными из которых являются:
НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рын-
ка);
ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, транс-
фер-агентов и депозитариев);
НФА (Национальная фондовая ассоциация);
АУВЕР (Ассоциация участников вексельного рынка).
Федеральная служба позволяет данным организациям участвовать в
законотворческой деятельности на рынке ценных бумаг в обмен на при-
нятие ими на себя части функций ФСФР по надзору за участниками фон-
дового рынка.
Таким образом, СРО становятся промежуточным звеном между го-
сударственным органом (ФСФР РФ) и всеми остальными коммерческими
участниками рынка ценных бумаг. Членство в СРО не является обязатель-
ным для профессиональных участников фондового рынка.
Выводы:
фондовый рынок – рынок, на котором в качестве товара выступа-
ют ценные бумаги;
фондовый рынок – рынок, на котором происходит перераспре-
деление финансовых ресурсов между участниками экономических отно-
шений;
государственное регулирование осуществляется путем установле-
ния обязательных требований к данному виду деятельности (лицензиро-
вание);
ведущая роль в области регулирования рынка ценных бумаг прина-
длежит Федеральной службе по финансовым рынкам.