5.4. Регулирующие и контролирующие органы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 

Деятельность всех вышеперечисленных субъектов рынка ценных

бумаг регулируется и лицензируется. И в случае нарушений со стороны

участников рынка прав инвесторов или акционеров, законов о деятель-

ности на рынке ценных бумаг или постановлений, реакция надзорного

органа на это может быть крайне жесткой: от штрафов до отзыва лицен-

зии.

Непременным участником рынка ценных бумаг любого государс-

тва является государственный регулирующий и контролирующий орган.

В России – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ).

В функции этих государственных органов входят:

установление правил работы рынка и обращения эмисси-

онных ценных бумаг;

лицензирование и надзор за профессиональными участни-

ками рынка ценных бумаг;

выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных

бумаг и регистрация этих выпусков;

контроль за соблюдением эмитентами – акционерными об-

ществами прав акционеров;

выработка рекомендаций по дальнейшему совершенство-

ванию федерального законодательства по рынку ценных бумаг.

На фондовом рынке ФСФР представляет интересы государства, ко-

торые не всегда совпадают с интересами участников рынка, в том числе

и частных инвесторов. Поэтому Федеральный закон о рынке ценных бу-

маг РФ для более эффективной работы участников рынка и самой ФСФР

предусматривает создание специализированных некоммерческих обще-

ственных объединений участников рынка. Такие объединения называ-

ются саморегулируемыми организациями (СРО) участников фондового

рынка. На данный момент существует несколько таких некоммерческих

организаций, самыми известными из которых являются:

НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рын-

ка);

ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, транс-

фер-агентов и депозитариев);

НФА (Национальная фондовая ассоциация);

АУВЕР (Ассоциация участников вексельного рынка).

Федеральная служба позволяет данным организациям участвовать в

законотворческой деятельности на рынке ценных бумаг в обмен на при-

нятие ими на себя части функций ФСФР по надзору за участниками фон-

дового рынка.

Таким образом, СРО становятся промежуточным звеном между го-

сударственным органом (ФСФР РФ) и всеми остальными коммерческими

участниками рынка ценных бумаг. Членство в СРО не является обязатель-

ным для профессиональных участников фондового рынка.

Выводы:

фондовый рынок – рынок, на котором в качестве товара выступа-

ют ценные бумаги;

фондовый рынок – рынок, на котором происходит перераспре-

деление финансовых ресурсов между участниками экономических отно-

шений;

государственное регулирование осуществляется путем установле-

ния обязательных требований к данному виду деятельности (лицензиро-

вание);

ведущая роль в области регулирования рынка ценных бумаг прина-

длежит Федеральной службе по финансовым рынкам.

Деятельность всех вышеперечисленных субъектов рынка ценных

бумаг регулируется и лицензируется. И в случае нарушений со стороны

участников рынка прав инвесторов или акционеров, законов о деятель-

ности на рынке ценных бумаг или постановлений, реакция надзорного

органа на это может быть крайне жесткой: от штрафов до отзыва лицен-

зии.

Непременным участником рынка ценных бумаг любого государс-

тва является государственный регулирующий и контролирующий орган.

В России – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ).

В функции этих государственных органов входят:

установление правил работы рынка и обращения эмисси-

онных ценных бумаг;

лицензирование и надзор за профессиональными участни-

ками рынка ценных бумаг;

выдача разрешений на проведение новых эмиссий ценных

бумаг и регистрация этих выпусков;

контроль за соблюдением эмитентами – акционерными об-

ществами прав акционеров;

выработка рекомендаций по дальнейшему совершенство-

ванию федерального законодательства по рынку ценных бумаг.

На фондовом рынке ФСФР представляет интересы государства, ко-

торые не всегда совпадают с интересами участников рынка, в том числе

и частных инвесторов. Поэтому Федеральный закон о рынке ценных бу-

маг РФ для более эффективной работы участников рынка и самой ФСФР

предусматривает создание специализированных некоммерческих обще-

ственных объединений участников рынка. Такие объединения называ-

ются саморегулируемыми организациями (СРО) участников фондового

рынка. На данный момент существует несколько таких некоммерческих

организаций, самыми известными из которых являются:

НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рын-

ка);

ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, транс-

фер-агентов и депозитариев);

НФА (Национальная фондовая ассоциация);

АУВЕР (Ассоциация участников вексельного рынка).

Федеральная служба позволяет данным организациям участвовать в

законотворческой деятельности на рынке ценных бумаг в обмен на при-

нятие ими на себя части функций ФСФР по надзору за участниками фон-

дового рынка.

Таким образом, СРО становятся промежуточным звеном между го-

сударственным органом (ФСФР РФ) и всеми остальными коммерческими

участниками рынка ценных бумаг. Членство в СРО не является обязатель-

ным для профессиональных участников фондового рынка.

Выводы:

фондовый рынок – рынок, на котором в качестве товара выступа-

ют ценные бумаги;

фондовый рынок – рынок, на котором происходит перераспре-

деление финансовых ресурсов между участниками экономических отно-

шений;

государственное регулирование осуществляется путем установле-

ния обязательных требований к данному виду деятельности (лицензиро-

вание);

ведущая роль в области регулирования рынка ценных бумаг прина-

длежит Федеральной службе по финансовым рынкам.