§ 2. Вопросы денежного обращения в современных условиях и роль

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 

валютного регулирования в построении системы рынка финансовых услуг

2.1. Отказ от золотого паритета и переход к плавающему курсу

Второе изменение Устава МВФ в 1978 г. повлекло отказ от системы фиксированных валютных курсов (паритетов), была установлена система регулируемых плавающих курсов, контролируемая Фондом. "Контроль за политикой стран-участниц Фонда в области обменных курсов их валют тесно связан с другой функцией Фонда, значение которой постоянно возрастает: финансирование дефицитов платежных балансов"*(185).

Переходу к системе плавающих курсов предшествовала почти двадцатилетняя дискуссия. Таким образом, существовало ясное понимание того, что переход к системе плавающих курсов и отказ от привязки к валютным ("золотым") паритетам сделает курсы национальных валют более подверженными колебаниям. "Изменения экономической ситуации, связанные, например, с потребительским спросом, развитием производства, объемом денежной массы, уровнем цен на внутреннем рынке, торговым балансом, объемом остатков средств на денежных счетах, - все эти факторы должны были оказывать влияние на колебания валютного курса. Колебания "плавающего" валютного курса также зависели от уровня инфляции в наиболее крупных индустриальных странах. На практике экономисты, отстаивающие необходимость перехода к системе плавающих курсов, руководствовались тем, что колебания валютного курса, следующие движениям рыночных сил, позволят государствам, не прибегая к мерам административного вмешательства, быстро и плавно сглаживать разрыв между уровнями развития национальных экономик и уровнями инфляции в этих странах. В этом, полагали сторонники перехода к системе "плавающих" курсов, и состоит преимущество системы гибких курсов в отличие от системы паритетов, для которой характерно, что любое изменение, необоснованное изменение или задержка в необходимом изменении неизбежно связаны с внезапными резкими колебаниями всех основных валют"*(186).

Изменения, затронувшие мировую валютную систему, переход к плавающим валютным курсам имели большое значение для развития рынка финансовых услуг. "Благодаря "плавающим" валютным курсам движение капитала превращается в фактор, оказывающий влияние на колебание курса национальной валюты. Переток капитала оказывает существенное влияние на доходность активов, размещенных на банковских счетах или находящихся в виде инструментов денежного рынка, обращающихся в различных государствах. Размер банковских процентных ставок также зависит от краткосрочных перемещений капитала"*(187). Нельзя не заметить в этой связи, что события лета 1998 г., приведшие в итоге к заявлению Правительства и ЦБ РФ 17 августа 1998 г., являются иллюстрацией правильности процитированного выше рассуждения.

Возвращаясь к проблеме перехода к плавающим курсам в рамках МВБ, необходимо указать, что данная экономическая задача была решена правовыми мерами путем внесения соответствующих изменений в Устав МВФ. По сравнению с первоначальной редакцией Устава, наделяющей государства-члены полномочиями формировать и обеспечивать функционирование валютного режима, основанного исключительно на установлении паритета (золотого или через привязку к доллару США), Устав МВФ в редакции поправок 1978 г. (п. b раздела 2 ст. IV Устава), действующий в настоящее время, допускает, по крайней мере, четыре варианта (подхода) к определению валютного режима. Речь, в частности, идет о следующем:

- поддержание государством стоимости своей валюты в специальных правах заимствования (СДР);

- поддержание государством стоимости своей валюты в другом эквиваленте стоимости, кроме золота;

- поддержание государством стоимости своей валюты в отношении к стоимости валюты или валют других государств - членов МВФ;

- иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

При этом государства-члены принимают на себя следующие обязательства (раздел 2 ст. IV Устава):

- прилагать все усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен;

- стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержание упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;

- избегать манипулирования обменными валютными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества с другими государствами-членами;

- проводить валютную политику, не противоречащую обязательствам государства-члена в соответствии с рассматриваемым разделом Устава.

Таким образом, изменения, внесенные в Устав МВФ в 1978 г., отразили общую тенденцию, связанную с постепенной утратой золотом характера золотовалютной ценности, являющейся ключевой, определяющей "вес" (ценность) национальной валюты соответствующего государства.

2.2. Отказ от золотого паритета в Российской Федерации

Россия отказалась от установления золотого паритета в 1990 г. Статья 28 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*(188) предусматривала, что "официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается". В то же время Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"*(189) (далее - Закон о валютном регулировании 1992 г.) к валютным ценностям относил драгоценные металлы и драгоценные камни.

Следует напомнить, что положения упомянутого закона были приняты осенью 1992 г., т.е. уже после того, как Россия в мае 1992 г. вступила в МВФ. Ситуация изменилась только с принятием нового Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон валютном регулировании 2003 г.), принятого в декабре 2003 г., вступившего в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования*(190), т.е. в июне 2004 г. Новый закон исключает драгоценные металлы и драгоценные камни из перечня имущества, относящегося к валютным ценностям.

Вступление России в МВФ обязывало ее сделать определенные шаги в области валютного регулирования. Такие шаги должны были предусматривать, в конечном счете, необходимость отказа от множественности валютных курсов и переход к единому курсу, объективно отражающему "стоимость" национальной валюты*(191). Во исполнение принятых Российской Федерацией обязательств Банк России 3 июля 1992 г. сделал заявление, согласно которому: устранялась множественность обменных курсов централизованных операций; вводился единый курс при расчетах доходов и расходов госбюджета и для всех видов платежно-расчетных отношений.

При этом изменялся и механизм установления курсов иностранных валют к российскому рублю*(192). В частности, Банк России заявил о переходе к установлению единого курса непосредственно на валютном рынке. Согласно заявлению "на основе результатов по покупке (продаже) иностранной свободно конвертируемой валюты на Московской межбанковской валютной бирже Банк России осуществляет фиксинг, т.е. установление курса доллара США к рублю Российской Федерации в результате спроса и предложения на межбанковском валютном рынке". В заявлении также указывалось, что "Банк России воздействует на динамику рыночного спроса и предложения валюты в направлении, отвечающем экономическим интересам страны".

В связи с изложенным нельзя не заметить, что именно "формирование сети коммерческих банков служило институциональной основой развития рынка денежных ресурсов (валютных и рублевых), на котором под влиянием спроса и предложения устанавливалась их рыночная цена"*(193). Вступление России в МВФ означало принятие ею на себя перечисленных выше обязательств, вытекающих из раздела 1 ст. IV Устава МВФ. В 1994 г. Правительство РФ и Банк России предполагали существенным образом замедлить рост цен на внутреннем рынке за счет сокращения льготного централизованного кредитования. Банк России осуществил практические шаги в направлении применения инструментов денежно-кредитного регулирования. Так, с февраля 1994 г. Банк России приступил к проведению кредитных аукционов, что стало первым шагом на пути развития рыночного механизма размещения централизованных кредитных ресурсов. Однако во второй половине 1994 г. обострились проблемы бюджетного финансирования, и Правительство, предполагая стимулировать производство, увеличило объемы предоставления централизованных кредитов. В середине 1994 г. интересы инвесторов делились между валютным рынком и только сформировавшимся к тому времени рынком государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Усиление инфляции, вызванное, в том числе, ранее предоставленными централизованными кредитами, привело к возрастанию спроса на валюту как со стороны коммерческих банков, так и со стороны населения. Непоследовательность в проведении финансовой политики, отсутствие достаточного количества финансовых инструментов для размещения средств инвесторов привели к резкому снижению курса рубля по отношению к доллару (известные события 11 октября 1994 г. - "черный вторник")*(194).

Изложенное выше показывает, что изменение характера денег (в смысле перехода от системы паритета к плавающему валютному курсу) неизбежно ведет к возрастанию значения вмешательства государства в вопросы денежного обращения. Задача правового регулирования - определить правовые рамки и формы такого вмешательства. Последнее необходимо для защиты интересов частных лиц. Прежде всего, речь идет об инвесторах, а также о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, деятельность которых, как мы уже показали, связана с обращением денежного капитала. В свою очередь, рынок, т.е. частные лица (инвесторы и профессиональные участники), разрабатывает способы, позволяющие компенсировать возможные потери, вызванные изменениями ситуации на денежном рынке. Государство, не вмешиваясь непосредственно в отношения участников рынка, должно обеспечивать формирование правовой среды, благоприятной для появления и развития новых форм защиты интересов частных лиц.

2.3. Валютное регулирование и проблема перехода

к конвертируемости национальной валюты

Переход к системе плавающих курсов означал также появление, точнее, изменение в постановке проблемы, имеющей экономические корни, но по существу являющейся не только экономической, но и правовой. Речь идет о проблеме, именуемой "конвертируемость национальной валюты". Применительно к системе денежного обращения, основанной на установлении паритета денежной единицы к драгоценным металлам (золоту), конвертируемость валюты понималась прежде всего как способность национальной валюты быть обмененной на определенное количество драгоценного металла (золота или серебра). "До 1930-х годов конвертируемость определялась как право свободно обменять валюту на золото по фиксированному курсу. Сегодня валюта относится к "свободно конвертируемой, если ее держатель может свободно обменять ее по рыночному курсу (фиксированному или "плавающему") на одну из основных резервных валют"*(195).

В дальнейшем такое понимание было несколько расширено и усложнено. "Валюта может считаться конвертируемой, если она отвечает трем признакам. Во-первых, она может использоваться без ограничений, связанных с валютным регулированием, в качестве платежного (обменного) средства для любых соответствующих целей. Во-вторых, она может обмениваться на любую другую валюту без ограничений, связанных с валютным регулированием. Третьим признаком, который описывать сложнее из-за различных вариантов его проявления, является то, что валюта может использоваться (обращаться) или обмениваться на другую валюту в соответствии с установленным паритетом или по юридически фиксированному курсу, или по курсу, определяемому любым иным способом"*(196).

Переход к системе плавающих курсов потребовал изменения в представлениях о понятии "конвертируемость валюты". Положения, касающиеся конвертируемости валюты в рамках действующего на сегодняшний день Устава МВФ, содержатся в ст. VIII, которые В.Ф. Эбке назвал ""Великой Хартией" правового регулирования конвертируемости в рамках МВФ"*(197). При этом Эбке рассматривает конвертируемость в качестве относительного свойства валют: "В той или иной форме она введена практически во всех странах - участницах МВФ. Однако до полной конвертируемости валют всех стран-участниц еще очень далеко"*(198). Согласно Эбке, следует различать внутреннюю и внешнюю конвертируемость. Внутренняя означает, что каждый гражданин данной страны - владелец платежных средств в ее национальной валюте наделяется правом неограниченно и беспрепятственно переводить их за границу или свободно обменивать на иностранные платежные средства согласно установленному обменному курсу. Соответственно, о внешней конвертируемости речь может идти тогда, когда иностранный владелец национальных платежных средств вправе неограниченно распоряжаться ими, и в первую очередь обменивать их на иностранные платежные средства по установленному курсу. Полностью конвертируемой валюта становится, когда она отвечает требованиям внутренней и внешней конвертируемости"*(199).

Согласно разделу 2 ст. VIII "ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям". Таким образом, государства - члены МВФ принимают на себя обязательства по введению конвертируемости национальной валюты по текущим операциям. При этом решение вопроса об отнесении операций к категории "текущие валютные операции" и соответственно к категории "операции, связанные с движением капитала", входит в компетенцию государства.

Аналогичный подход содержится и в актах других международных организаций. В частности, в рамках ОЭСР приняты и действуют Кодекс либерализации движения капиталов*(200) и Кодекс либерализации текущих невидимых операций*(201) (касающийся регулирования "текущих" валютных операций). При этом в отличие от Устава МВФ Кодексы, принятые в рамках ОЭСР, содержат определения категорий операций, связанных с движением капиталов и текущих валютных операций, соответственно. Согласно Кодексу либерализации движения капиталов (Приложение "А") к "капитальным" валютным операциям отнесены, в частности, прямые инвестиции, определяемые как инвестиции, осуществляемые в целях установления долгосрочных экономических отношений с субъектом предпринимательской деятельности, например инвестиции, которые позволяют принимать активное участие в управлении предприятием посредством:

- создания предприятия, полностью принадлежащего инвестору;

- долевого участия в действующем или создаваемом предприятии;

- предоставления займа на срок пять лет и более.

Согласно Кодексу либерализации текущих невидимых операций (Приложение "А") к текущим "невидимым" операциям, в частности, относятся следующие.

A. Осуществляемые в процессе производственной деятельности (оплата установки, ремонта, поставки, оказания услуг, технического содействия, строительства, выплата авторского вознаграждения, роялти, заработной платы, вознаграждения, расходы на содержание представительства).

B. Связанные с внешней торговлей (выплата комиссионных и брокерского вознаграждения, сопровождение (экспедиция), расходы, связанные с обычной торговой деятельностью; расходы на подготовку документации; содержание складов, таможенные платежи).

C. Транспортные расходы (оплата фрахта судов, чартерных перевозок, ремонта судов, портовых сборов и других расходов, возникающих в связи с перевозкой грузов морем, по внутренним водоемам, сухопутным (железнодорожным и автомобильным), а также воздушным транспортом).

D. Расходы, связанные со страхованием.

E. Платежи в связи с предоставлением/получением финансовых услуг (перевод платежей (включая расходы на платежные инструменты); оплата банковских услуг; услуг клиринговых организаций, кастодиальных услуг и т.д.); платежи за финансовую информацию; управление активами; услуги финансовых консультантов и посредников; комиссионные, брокерское вознаграждение и пр.

F. Платежи, связанные с импортом, воспроизведением, распространением кинопродукции.

G. Платежи социального характера и связанные с выплатой личного вознаграждения (пенсии и т.п.; платежи, осуществляемые на основании судебного решения или обязательств по содержанию и оказанию финансовой помощи; платежи в связи с содержанием имущества, находящегося за рубежом; оплата подписки периодических изданий, книг и т.п.; спортивные призы и награды).

H. Платежи публичного характера (оплата налогов; расходы на представительства государства и его органов; оплата услуг общественного транспорта, почты, телеграфа и телефона).

I. Консульские сборы.

J. Общие платежи (включая платежи в связи с рекламой, оплатой судебных издержек, возмещение ущерба, уплату штрафов, членские взносы; оплату профессиональных услуг (бухгалтерских, юридических, медицинских и др.).

K. Возвращение ранее оплаченных платежей (в случае расторжения договора, ошибочных платежей и др.).

L. Оплата регистрации патентов и торговых марок.

Соглашение об учреждении ЕС*(202) (п. 1 ст. 56 (бывшая ст. 73 b)) запрещает установление любых ограничений в отношении движения капиталов (капитальных операций) между государствами-членами ЕС, а п. 2 этой же статьи запрещает установление ограничений, связанных с осуществлением текущих платежей в отношениях между членами ЕС и в отношениях между членами ЕС и третьими странами.

В соответствии с Законом о валютном регулировании 1992 г. (п. 10 ст. 1) к "валютным операциям, связанным с движением капитала", относились:

а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

К текущим валютным операциям рассматриваемый закон (п. 9 ст. 1) относил:

"а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включающие:

- выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

- оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;

- платежи в связи с принятием наследства;

- платежи, связанные с погребением умершего;

- выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;

- оплату приобретения и строительства за пределами территории Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств Российской Федерации при международных межгосударственных (межправительственных) организациях;

- средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом;

- платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;

- плату за оказание адвокатом юридической помощи, включающую выплату вознаграждения и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения;

- выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;

- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;

- плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства;

- выплату авторских вознаграждений;

- взносы в международные общественные объединения;

- расходы, связанные с гастролями артистов;

- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации".

Новый Закон о валютном регулировании 2003 г., определяя категорию "валютные операции" (п. 9 ч. 1 ст. 1), не разделяет их на "текущие" и "связанные с движением капитала" так, как это было сделано в Законе о валютном регулировании 1992 г. В то же время было бы не вполне корректным говорить о том, что новое законодательство отказалось от разделения валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Необходимость такого разделения вытекает из международных договоров, участницей которых является Российская Федерация (например, речь идет об Уставе МВФ). Таким образом, Закон о валютном регулировании 2003 г., подразумевая такое деление, устанавливает в качестве принципа валютного регулирования общее правило, согласно которому валютные операции осуществляются без ограничений, если иное не предусмотрено законом. Касаясь порядка проведения отдельных видов валютных операций, Закон валютном регулировании 2003 г. устанавливает специальные правила именно для "валютных операций движения капитала", разделяя их на регулируемые Правительством РФ (ст. 7) и "валютные операции движения капитала", регулируемые Банком России (ст. 8).

Как отмечает В.Ф. Эбке, относительно упомянутых международных организаций, вовлеченных в регулирование международных валютных отношений, они "традиционно делают акцент на либерализацию текущих международных платежей. Не следует удивляться тому, что международно-правовое регулирование конвертируемости валют в связи с текущими международными платежами разработано более тщательно, чем в отношении движения капиталов"*(203). Для сравнения: российский Закон о валютном регулировании 1992 г. определял категорию "свободно конвертируемая валюта" от противного, через определение валюты, не являющейся свободно конвертируемой. Согласно п. 2 ст. 5 упомянутого закона под иностранной валютой, не являющейся свободно конвертируемой, он понимал иностранную валюту, которая не обменивается без ограничений на валюту другого государства при осуществлении текущих операций.

2.4. Влияние валютного регулирования

на регулирование рынка финансовых услуг

Валютное регулирование является одним из важнейших инструментов в регулировании инвестиций и инвестиционной деятельности, способным оказывать существенное влияние на формирование структуры и особенностей построения рынка финансовых услуг, а в итоге и на экономическое развитие в целом применительно к какому-либо государству.

Как отмечается в литературе, "введение конвертируемости по операциям, связанным с движением капитала, или хотя бы в части операций, относимых к категории операций, связанных с движением капиталов, может способствовать привлечению иностранного капитала. ...В то же время негативной стороной установления режима конвертируемости операций, связанных с движением капитала, являются риски, связанные с утечкой капитала, большая волатильность курса национальной валюты, внешних резервов и процентных ставок. Возрастание возможности вывоза накоплений за рубеж снижает объем фондов, которые могли бы быть инвестированы внутри страны, что особенно характерно для стран, в которых наблюдается слабый прогресс в реализации экономических реформ, и это ведет к созданию угрозы для макроэкономической стабильности и ухудшает конкурентоспособность отечественных предприятий"*(204).

Экономические преобразования, первые шаги по формированию валютного рынка*(205), присоединение России к МВФ и последующее интегрирование ее в мировые финансовые рынки не могло не потребовать совершения определенных действий от российского государства. Россия достаточно быстро перешла к внутренней конвертируемости национальной валюты. Согласно телеграмме Банка России от 27 июля 1992 г. N 162-92 "уполномоченным банкам разрешается продажа физическим лицам за счет личных средств в рублях наличной иностранной валюты без ограничения суммы и без предъявления заграничного паспорта и выездной визы" (письмом Банка России от 25 января 1994 г. N 21 указанная телеграмма признана утратившей силу).

Осенью 1992 г. был принят Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", предусматривающий разделение валютных операций на "текущие валютные операции" и "валютные операции, связанные с движением капиталов"*(206). Впоследствии, 16 мая 1996 г., был принят Указ Президента РФ N 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля", в соответствии с которым было объявлено о принятии Россией обязательств, налагаемых на страны-члены МВБ ст. VIII Устава МВФ и определяющих режим конвертируемости национальной валюты РФ по всем видам текущих валютных операций. Одновременно было объявлено о введении нового механизма установления официального обменного курса рубля. Новый механизм обмена состоял, во-первых, в установлении так называемого валютного коридора*(207). Во-вторых, Банк России отменил механизм установления официального курса рубля в форме привязки к курсу ММВБ и ввел механизм "установления официального курса рубля на основе котировок Банка России, исходя из соотношения спроса и предложения на национальную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынке, динамики показателей инфляции, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны"*(208).

В этой связи нельзя не обратить внимание на различия в подходах к регулированию "текущих" и "капитальных" валютных операций резидентов и нерезидентов, сложившееся в Российской Федерации. Применительно к резидентам Закон валютном регулировании 1992 г. устанавливал следующие принципы:

- Закон устанавливает исчерпывающий перечень операций, относящихся к категории "текущие", оставляя перечень капитальных операций открытым, относя к последним помимо традиционных "прямых" и портфельных инвестиций, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней*(209), а также "все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями";

- режим проведения валютных операций резидентами (ст. 6 закона) предполагает, что текущие операции совершаются резидентами без ограничений, в то время как капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России; данный порядок предполагает получение разрешения от Банка России для каждого конкретного случая.

Применительно к операциям нерезидентов на валютном рынке следует заметить, что для нерезидентов, в отличие от резидентов, по операциям, связанным с движением капитала, был изначально установлен весьма либеральный режим.

Применительно к операциям нерезидентов на отечественном рынке основным источником регулирования являлась инструкция Банка России N 16 от 16 июля 1993 г. "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ" (далее - инструкция N 16). В настоящее время, после отмены инструкции N 16, правовым актом, определяющим по существу порядок доступа нерезидентов на рынок портфельных инвестиций, является инструкция Банка России N 93-И от 12 октября 2000 г. "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам" (далее - Инструкция N 93-И).

Инструкция N 16 предусматривала возможность открытия нерезидентам рублевых счетов двух типов - "Т" и "И". Счета типа "Т" предназначались для обслуживания текущих операций нерезидента, связанных с обслуживанием представительств на территории Российской Федерации, осуществления текущих платежей. Особенностью режима счетов типа "Т" было то, что возможности трансформации рублевых средств с этих счетов в иностранную валюту путем ее приобретения на внутреннем валютном рынке были ограничены. Этим режим счетов типа "Т" существенно отличался от режима счетов типа "И", которые открывались нерезидентам для осуществления операций, связанных, в том числе, с совершением сделок купли-продажи объектов иностранных инвестиций (включая объекты приватизации, связанные с осуществлением капиталовложений) (см. раздел V Инструкции N 16). При этом другой особенностью счетов типа "И" было то, что рублевые средства, находившиеся на указанных счетах, обладали свойством практически свободной конвертируемости (в отличие от рублевых средств на счетах типа "Т"). В частности, согласно п. 2.1 раздела V Инструкции N 16 рублевые средства со счета типа "И" могли использоваться для "покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки", а согласно п. 5 этого же раздела "перевод нерезидентами - владельцами рублевых счетов типа "И" купленной на внутреннем рынке РФ через уполномоченные банки иностранной валюты осуществляется без ограничений в соответствии с законодательством РФ". Таким образом, если обратить внимание на особенности осуществления приватизации с учетом характерных черт валютного регулирования, наблюдателю откроется весьма интересная картина: с одной стороны, поспешность проведения приватизации, приведшая как к существенной недооценке акций приватизируемых предприятий, так и к ограничению возможностей отечественных индивидуальных инвесторов (т.е. граждан, трудом которых создавались те самые недооцененные активы) участвовать в приватизации, а с другой - предоставление достаточно либеральных условий*(210) инвесторам, нерезидентам получать доход, играя на переоценке стоимости приватизируемых активов, и переводить доходы в валюту с целью последующего вывоза за рубеж.

Описанный выше подход российского законодателя к валютному регулированию оказал и продолжает оказывать существенное влияние на формирование отечественного рынка финансовых услуг. Данным обстоятельством объясняется столь подробное описание проблем валютного регулирования.

2.5. Новый Федеральный закон "О валютном регулировании

и валютном контроле" и регулирование рынка финансовых услуг

Закон о валютном регулировании 2003 г., принятый в декабре 2003 г., вступил в силу в июне 2004 г. Новым по сравнению с аналогичным законом 1992 г. является также и то, что в законе 2003 г. изменился состав объектов, относящихся к категории "валютные ценности". Больше не относятся и тем самым исключены из области валютного регулирования драгоценные металлы и камни. Данное изменение знаменует окончательное перерезание "пуповины", которое связывает денежное обращение с золотым паритетом, а деньги - с драгоценными металлами*(211).

К валютным ценностям согласно ч. 5 ст. 1 закона 2003 г. относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Согласно ч. 9 ст. 1 закона 2003 г. сделки с ними признаются валютными операциями. Согласно ч. 3 ст. 1 закона 2003 г. внутренними ценными бумагами признаются эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании 2003 г. внешними ценными бумагами признаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не относятся к внутренним.

Таким образом, законодатель, по существу, вводит два критерия, согласно которым можно отнести ценные бумаги к внутренним или к внешним. Первым является указание стоимости ценных бумаг в валюте Российской Федерации. В качестве второго выступает факт выпуска на территории Российской Федерации. Применительно к эмиссионным ценным бумагам их выпуск означает регистрацию эмиссии уполномоченным государственным органом. Исходя из изложенного, к внешним ценным бумагам относятся следующие:

а) эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана не в валюте Российской Федерации, выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, выпуск которых зарегистрирован не в Российской Федерации;

в) ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты иной, чем валюта Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

г) ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные не на территории Российской Федерации.

Операции с внешними ценными бумагами Закон о валютном регулировании 2003 г. относит к категории "операции движения капиталов", регулируемые Банком России (ст. 8 Закона о валютном регулировании 2003 г.). Согласно ч. 8 ст. 8 этого закона денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Банком России в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона о валютном регулировании 2003 г. денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, если иное не установлено Банком России в целом или применительно к отдельным видам внешних ценных бумаг.

При этом согласно ч. 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании 2003 г. нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте РФ только в уполномоченных банках.

В то же время согласно ч. 3 ст. 8 требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Банком России, в том числе при регулировании операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам, операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Что касается операций с внешними ценными бумагами между резидентами, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 допускается проведение валютных операций между резидентами (в качестве исключения из общего запрета), если это относится к операциям с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемым через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ при условии учета этих прав в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, п. 6 ч. 1 ст. 9 делает аналогичное исключение из общего запрета для операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и расчетов в валюте РФ.

Принятие Закона о валютном регулировании 2003 г. знаменовало переход к определенному этапу в развитии валютного регулирования. Этот переход выразился в том, что законодатель уделил значительно больше внимания операциям, связанным с так называемыми портфельными инвестициями, пытаясь регулировать как операции резидентов с иностранными ценными бумагами, так и операции нерезидентов на отечественном рынке ценных бумаг. Такой подход соответствует вовлечению России в мировые рынки, в том числе и в мировые финансовые рынки. Особенностью нового Закона о валютном регулировании 2003 г. является то, что данный закон в большей степени является законом о валютном регулировании, чем о валютном контроле.

валютного регулирования в построении системы рынка финансовых услуг

2.1. Отказ от золотого паритета и переход к плавающему курсу

Второе изменение Устава МВФ в 1978 г. повлекло отказ от системы фиксированных валютных курсов (паритетов), была установлена система регулируемых плавающих курсов, контролируемая Фондом. "Контроль за политикой стран-участниц Фонда в области обменных курсов их валют тесно связан с другой функцией Фонда, значение которой постоянно возрастает: финансирование дефицитов платежных балансов"*(185).

Переходу к системе плавающих курсов предшествовала почти двадцатилетняя дискуссия. Таким образом, существовало ясное понимание того, что переход к системе плавающих курсов и отказ от привязки к валютным ("золотым") паритетам сделает курсы национальных валют более подверженными колебаниям. "Изменения экономической ситуации, связанные, например, с потребительским спросом, развитием производства, объемом денежной массы, уровнем цен на внутреннем рынке, торговым балансом, объемом остатков средств на денежных счетах, - все эти факторы должны были оказывать влияние на колебания валютного курса. Колебания "плавающего" валютного курса также зависели от уровня инфляции в наиболее крупных индустриальных странах. На практике экономисты, отстаивающие необходимость перехода к системе плавающих курсов, руководствовались тем, что колебания валютного курса, следующие движениям рыночных сил, позволят государствам, не прибегая к мерам административного вмешательства, быстро и плавно сглаживать разрыв между уровнями развития национальных экономик и уровнями инфляции в этих странах. В этом, полагали сторонники перехода к системе "плавающих" курсов, и состоит преимущество системы гибких курсов в отличие от системы паритетов, для которой характерно, что любое изменение, необоснованное изменение или задержка в необходимом изменении неизбежно связаны с внезапными резкими колебаниями всех основных валют"*(186).

Изменения, затронувшие мировую валютную систему, переход к плавающим валютным курсам имели большое значение для развития рынка финансовых услуг. "Благодаря "плавающим" валютным курсам движение капитала превращается в фактор, оказывающий влияние на колебание курса национальной валюты. Переток капитала оказывает существенное влияние на доходность активов, размещенных на банковских счетах или находящихся в виде инструментов денежного рынка, обращающихся в различных государствах. Размер банковских процентных ставок также зависит от краткосрочных перемещений капитала"*(187). Нельзя не заметить в этой связи, что события лета 1998 г., приведшие в итоге к заявлению Правительства и ЦБ РФ 17 августа 1998 г., являются иллюстрацией правильности процитированного выше рассуждения.

Возвращаясь к проблеме перехода к плавающим курсам в рамках МВБ, необходимо указать, что данная экономическая задача была решена правовыми мерами путем внесения соответствующих изменений в Устав МВФ. По сравнению с первоначальной редакцией Устава, наделяющей государства-члены полномочиями формировать и обеспечивать функционирование валютного режима, основанного исключительно на установлении паритета (золотого или через привязку к доллару США), Устав МВФ в редакции поправок 1978 г. (п. b раздела 2 ст. IV Устава), действующий в настоящее время, допускает, по крайней мере, четыре варианта (подхода) к определению валютного режима. Речь, в частности, идет о следующем:

- поддержание государством стоимости своей валюты в специальных правах заимствования (СДР);

- поддержание государством стоимости своей валюты в другом эквиваленте стоимости, кроме золота;

- поддержание государством стоимости своей валюты в отношении к стоимости валюты или валют других государств - членов МВФ;

- иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

При этом государства-члены принимают на себя следующие обязательства (раздел 2 ст. IV Устава):

- прилагать все усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен;

- стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержание упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;

- избегать манипулирования обменными валютными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества с другими государствами-членами;

- проводить валютную политику, не противоречащую обязательствам государства-члена в соответствии с рассматриваемым разделом Устава.

Таким образом, изменения, внесенные в Устав МВФ в 1978 г., отразили общую тенденцию, связанную с постепенной утратой золотом характера золотовалютной ценности, являющейся ключевой, определяющей "вес" (ценность) национальной валюты соответствующего государства.

2.2. Отказ от золотого паритета в Российской Федерации

Россия отказалась от установления золотого паритета в 1990 г. Статья 28 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*(188) предусматривала, что "официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается". В то же время Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"*(189) (далее - Закон о валютном регулировании 1992 г.) к валютным ценностям относил драгоценные металлы и драгоценные камни.

Следует напомнить, что положения упомянутого закона были приняты осенью 1992 г., т.е. уже после того, как Россия в мае 1992 г. вступила в МВФ. Ситуация изменилась только с принятием нового Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон валютном регулировании 2003 г.), принятого в декабре 2003 г., вступившего в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования*(190), т.е. в июне 2004 г. Новый закон исключает драгоценные металлы и драгоценные камни из перечня имущества, относящегося к валютным ценностям.

Вступление России в МВФ обязывало ее сделать определенные шаги в области валютного регулирования. Такие шаги должны были предусматривать, в конечном счете, необходимость отказа от множественности валютных курсов и переход к единому курсу, объективно отражающему "стоимость" национальной валюты*(191). Во исполнение принятых Российской Федерацией обязательств Банк России 3 июля 1992 г. сделал заявление, согласно которому: устранялась множественность обменных курсов централизованных операций; вводился единый курс при расчетах доходов и расходов госбюджета и для всех видов платежно-расчетных отношений.

При этом изменялся и механизм установления курсов иностранных валют к российскому рублю*(192). В частности, Банк России заявил о переходе к установлению единого курса непосредственно на валютном рынке. Согласно заявлению "на основе результатов по покупке (продаже) иностранной свободно конвертируемой валюты на Московской межбанковской валютной бирже Банк России осуществляет фиксинг, т.е. установление курса доллара США к рублю Российской Федерации в результате спроса и предложения на межбанковском валютном рынке". В заявлении также указывалось, что "Банк России воздействует на динамику рыночного спроса и предложения валюты в направлении, отвечающем экономическим интересам страны".

В связи с изложенным нельзя не заметить, что именно "формирование сети коммерческих банков служило институциональной основой развития рынка денежных ресурсов (валютных и рублевых), на котором под влиянием спроса и предложения устанавливалась их рыночная цена"*(193). Вступление России в МВФ означало принятие ею на себя перечисленных выше обязательств, вытекающих из раздела 1 ст. IV Устава МВФ. В 1994 г. Правительство РФ и Банк России предполагали существенным образом замедлить рост цен на внутреннем рынке за счет сокращения льготного централизованного кредитования. Банк России осуществил практические шаги в направлении применения инструментов денежно-кредитного регулирования. Так, с февраля 1994 г. Банк России приступил к проведению кредитных аукционов, что стало первым шагом на пути развития рыночного механизма размещения централизованных кредитных ресурсов. Однако во второй половине 1994 г. обострились проблемы бюджетного финансирования, и Правительство, предполагая стимулировать производство, увеличило объемы предоставления централизованных кредитов. В середине 1994 г. интересы инвесторов делились между валютным рынком и только сформировавшимся к тому времени рынком государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Усиление инфляции, вызванное, в том числе, ранее предоставленными централизованными кредитами, привело к возрастанию спроса на валюту как со стороны коммерческих банков, так и со стороны населения. Непоследовательность в проведении финансовой политики, отсутствие достаточного количества финансовых инструментов для размещения средств инвесторов привели к резкому снижению курса рубля по отношению к доллару (известные события 11 октября 1994 г. - "черный вторник")*(194).

Изложенное выше показывает, что изменение характера денег (в смысле перехода от системы паритета к плавающему валютному курсу) неизбежно ведет к возрастанию значения вмешательства государства в вопросы денежного обращения. Задача правового регулирования - определить правовые рамки и формы такого вмешательства. Последнее необходимо для защиты интересов частных лиц. Прежде всего, речь идет об инвесторах, а также о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, деятельность которых, как мы уже показали, связана с обращением денежного капитала. В свою очередь, рынок, т.е. частные лица (инвесторы и профессиональные участники), разрабатывает способы, позволяющие компенсировать возможные потери, вызванные изменениями ситуации на денежном рынке. Государство, не вмешиваясь непосредственно в отношения участников рынка, должно обеспечивать формирование правовой среды, благоприятной для появления и развития новых форм защиты интересов частных лиц.

2.3. Валютное регулирование и проблема перехода

к конвертируемости национальной валюты

Переход к системе плавающих курсов означал также появление, точнее, изменение в постановке проблемы, имеющей экономические корни, но по существу являющейся не только экономической, но и правовой. Речь идет о проблеме, именуемой "конвертируемость национальной валюты". Применительно к системе денежного обращения, основанной на установлении паритета денежной единицы к драгоценным металлам (золоту), конвертируемость валюты понималась прежде всего как способность национальной валюты быть обмененной на определенное количество драгоценного металла (золота или серебра). "До 1930-х годов конвертируемость определялась как право свободно обменять валюту на золото по фиксированному курсу. Сегодня валюта относится к "свободно конвертируемой, если ее держатель может свободно обменять ее по рыночному курсу (фиксированному или "плавающему") на одну из основных резервных валют"*(195).

В дальнейшем такое понимание было несколько расширено и усложнено. "Валюта может считаться конвертируемой, если она отвечает трем признакам. Во-первых, она может использоваться без ограничений, связанных с валютным регулированием, в качестве платежного (обменного) средства для любых соответствующих целей. Во-вторых, она может обмениваться на любую другую валюту без ограничений, связанных с валютным регулированием. Третьим признаком, который описывать сложнее из-за различных вариантов его проявления, является то, что валюта может использоваться (обращаться) или обмениваться на другую валюту в соответствии с установленным паритетом или по юридически фиксированному курсу, или по курсу, определяемому любым иным способом"*(196).

Переход к системе плавающих курсов потребовал изменения в представлениях о понятии "конвертируемость валюты". Положения, касающиеся конвертируемости валюты в рамках действующего на сегодняшний день Устава МВФ, содержатся в ст. VIII, которые В.Ф. Эбке назвал ""Великой Хартией" правового регулирования конвертируемости в рамках МВФ"*(197). При этом Эбке рассматривает конвертируемость в качестве относительного свойства валют: "В той или иной форме она введена практически во всех странах - участницах МВФ. Однако до полной конвертируемости валют всех стран-участниц еще очень далеко"*(198). Согласно Эбке, следует различать внутреннюю и внешнюю конвертируемость. Внутренняя означает, что каждый гражданин данной страны - владелец платежных средств в ее национальной валюте наделяется правом неограниченно и беспрепятственно переводить их за границу или свободно обменивать на иностранные платежные средства согласно установленному обменному курсу. Соответственно, о внешней конвертируемости речь может идти тогда, когда иностранный владелец национальных платежных средств вправе неограниченно распоряжаться ими, и в первую очередь обменивать их на иностранные платежные средства по установленному курсу. Полностью конвертируемой валюта становится, когда она отвечает требованиям внутренней и внешней конвертируемости"*(199).

Согласно разделу 2 ст. VIII "ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям". Таким образом, государства - члены МВФ принимают на себя обязательства по введению конвертируемости национальной валюты по текущим операциям. При этом решение вопроса об отнесении операций к категории "текущие валютные операции" и соответственно к категории "операции, связанные с движением капитала", входит в компетенцию государства.

Аналогичный подход содержится и в актах других международных организаций. В частности, в рамках ОЭСР приняты и действуют Кодекс либерализации движения капиталов*(200) и Кодекс либерализации текущих невидимых операций*(201) (касающийся регулирования "текущих" валютных операций). При этом в отличие от Устава МВФ Кодексы, принятые в рамках ОЭСР, содержат определения категорий операций, связанных с движением капиталов и текущих валютных операций, соответственно. Согласно Кодексу либерализации движения капиталов (Приложение "А") к "капитальным" валютным операциям отнесены, в частности, прямые инвестиции, определяемые как инвестиции, осуществляемые в целях установления долгосрочных экономических отношений с субъектом предпринимательской деятельности, например инвестиции, которые позволяют принимать активное участие в управлении предприятием посредством:

- создания предприятия, полностью принадлежащего инвестору;

- долевого участия в действующем или создаваемом предприятии;

- предоставления займа на срок пять лет и более.

Согласно Кодексу либерализации текущих невидимых операций (Приложение "А") к текущим "невидимым" операциям, в частности, относятся следующие.

A. Осуществляемые в процессе производственной деятельности (оплата установки, ремонта, поставки, оказания услуг, технического содействия, строительства, выплата авторского вознаграждения, роялти, заработной платы, вознаграждения, расходы на содержание представительства).

B. Связанные с внешней торговлей (выплата комиссионных и брокерского вознаграждения, сопровождение (экспедиция), расходы, связанные с обычной торговой деятельностью; расходы на подготовку документации; содержание складов, таможенные платежи).

C. Транспортные расходы (оплата фрахта судов, чартерных перевозок, ремонта судов, портовых сборов и других расходов, возникающих в связи с перевозкой грузов морем, по внутренним водоемам, сухопутным (железнодорожным и автомобильным), а также воздушным транспортом).

D. Расходы, связанные со страхованием.

E. Платежи в связи с предоставлением/получением финансовых услуг (перевод платежей (включая расходы на платежные инструменты); оплата банковских услуг; услуг клиринговых организаций, кастодиальных услуг и т.д.); платежи за финансовую информацию; управление активами; услуги финансовых консультантов и посредников; комиссионные, брокерское вознаграждение и пр.

F. Платежи, связанные с импортом, воспроизведением, распространением кинопродукции.

G. Платежи социального характера и связанные с выплатой личного вознаграждения (пенсии и т.п.; платежи, осуществляемые на основании судебного решения или обязательств по содержанию и оказанию финансовой помощи; платежи в связи с содержанием имущества, находящегося за рубежом; оплата подписки периодических изданий, книг и т.п.; спортивные призы и награды).

H. Платежи публичного характера (оплата налогов; расходы на представительства государства и его органов; оплата услуг общественного транспорта, почты, телеграфа и телефона).

I. Консульские сборы.

J. Общие платежи (включая платежи в связи с рекламой, оплатой судебных издержек, возмещение ущерба, уплату штрафов, членские взносы; оплату профессиональных услуг (бухгалтерских, юридических, медицинских и др.).

K. Возвращение ранее оплаченных платежей (в случае расторжения договора, ошибочных платежей и др.).

L. Оплата регистрации патентов и торговых марок.

Соглашение об учреждении ЕС*(202) (п. 1 ст. 56 (бывшая ст. 73 b)) запрещает установление любых ограничений в отношении движения капиталов (капитальных операций) между государствами-членами ЕС, а п. 2 этой же статьи запрещает установление ограничений, связанных с осуществлением текущих платежей в отношениях между членами ЕС и в отношениях между членами ЕС и третьими странами.

В соответствии с Законом о валютном регулировании 1992 г. (п. 10 ст. 1) к "валютным операциям, связанным с движением капитала", относились:

а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

К текущим валютным операциям рассматриваемый закон (п. 9 ст. 1) относил:

"а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включающие:

- выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

- оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж;

- платежи в связи с принятием наследства;

- платежи, связанные с погребением умершего;

- выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам;

- оплату приобретения и строительства за пределами территории Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств Российской Федерации при международных межгосударственных (межправительственных) организациях;

- средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом;

- платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;

- плату за оказание адвокатом юридической помощи, включающую выплату вознаграждения и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения;

- выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;

- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;

- плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства;

- выплату авторских вознаграждений;

- взносы в международные общественные объединения;

- расходы, связанные с гастролями артистов;

- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации".

Новый Закон о валютном регулировании 2003 г., определяя категорию "валютные операции" (п. 9 ч. 1 ст. 1), не разделяет их на "текущие" и "связанные с движением капитала" так, как это было сделано в Законе о валютном регулировании 1992 г. В то же время было бы не вполне корректным говорить о том, что новое законодательство отказалось от разделения валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Необходимость такого разделения вытекает из международных договоров, участницей которых является Российская Федерация (например, речь идет об Уставе МВФ). Таким образом, Закон о валютном регулировании 2003 г., подразумевая такое деление, устанавливает в качестве принципа валютного регулирования общее правило, согласно которому валютные операции осуществляются без ограничений, если иное не предусмотрено законом. Касаясь порядка проведения отдельных видов валютных операций, Закон валютном регулировании 2003 г. устанавливает специальные правила именно для "валютных операций движения капитала", разделяя их на регулируемые Правительством РФ (ст. 7) и "валютные операции движения капитала", регулируемые Банком России (ст. 8).

Как отмечает В.Ф. Эбке, относительно упомянутых международных организаций, вовлеченных в регулирование международных валютных отношений, они "традиционно делают акцент на либерализацию текущих международных платежей. Не следует удивляться тому, что международно-правовое регулирование конвертируемости валют в связи с текущими международными платежами разработано более тщательно, чем в отношении движения капиталов"*(203). Для сравнения: российский Закон о валютном регулировании 1992 г. определял категорию "свободно конвертируемая валюта" от противного, через определение валюты, не являющейся свободно конвертируемой. Согласно п. 2 ст. 5 упомянутого закона под иностранной валютой, не являющейся свободно конвертируемой, он понимал иностранную валюту, которая не обменивается без ограничений на валюту другого государства при осуществлении текущих операций.

2.4. Влияние валютного регулирования

на регулирование рынка финансовых услуг

Валютное регулирование является одним из важнейших инструментов в регулировании инвестиций и инвестиционной деятельности, способным оказывать существенное влияние на формирование структуры и особенностей построения рынка финансовых услуг, а в итоге и на экономическое развитие в целом применительно к какому-либо государству.

Как отмечается в литературе, "введение конвертируемости по операциям, связанным с движением капитала, или хотя бы в части операций, относимых к категории операций, связанных с движением капиталов, может способствовать привлечению иностранного капитала. ...В то же время негативной стороной установления режима конвертируемости операций, связанных с движением капитала, являются риски, связанные с утечкой капитала, большая волатильность курса национальной валюты, внешних резервов и процентных ставок. Возрастание возможности вывоза накоплений за рубеж снижает объем фондов, которые могли бы быть инвестированы внутри страны, что особенно характерно для стран, в которых наблюдается слабый прогресс в реализации экономических реформ, и это ведет к созданию угрозы для макроэкономической стабильности и ухудшает конкурентоспособность отечественных предприятий"*(204).

Экономические преобразования, первые шаги по формированию валютного рынка*(205), присоединение России к МВФ и последующее интегрирование ее в мировые финансовые рынки не могло не потребовать совершения определенных действий от российского государства. Россия достаточно быстро перешла к внутренней конвертируемости национальной валюты. Согласно телеграмме Банка России от 27 июля 1992 г. N 162-92 "уполномоченным банкам разрешается продажа физическим лицам за счет личных средств в рублях наличной иностранной валюты без ограничения суммы и без предъявления заграничного паспорта и выездной визы" (письмом Банка России от 25 января 1994 г. N 21 указанная телеграмма признана утратившей силу).

Осенью 1992 г. был принят Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", предусматривающий разделение валютных операций на "текущие валютные операции" и "валютные операции, связанные с движением капиталов"*(206). Впоследствии, 16 мая 1996 г., был принят Указ Президента РФ N 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля", в соответствии с которым было объявлено о принятии Россией обязательств, налагаемых на страны-члены МВБ ст. VIII Устава МВФ и определяющих режим конвертируемости национальной валюты РФ по всем видам текущих валютных операций. Одновременно было объявлено о введении нового механизма установления официального обменного курса рубля. Новый механизм обмена состоял, во-первых, в установлении так называемого валютного коридора*(207). Во-вторых, Банк России отменил механизм установления официального курса рубля в форме привязки к курсу ММВБ и ввел механизм "установления официального курса рубля на основе котировок Банка России, исходя из соотношения спроса и предложения на национальную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынке, динамики показателей инфляции, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны"*(208).

В этой связи нельзя не обратить внимание на различия в подходах к регулированию "текущих" и "капитальных" валютных операций резидентов и нерезидентов, сложившееся в Российской Федерации. Применительно к резидентам Закон валютном регулировании 1992 г. устанавливал следующие принципы:

- Закон устанавливает исчерпывающий перечень операций, относящихся к категории "текущие", оставляя перечень капитальных операций открытым, относя к последним помимо традиционных "прямых" и портфельных инвестиций, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней*(209), а также "все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями";

- режим проведения валютных операций резидентами (ст. 6 закона) предполагает, что текущие операции совершаются резидентами без ограничений, в то время как капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России; данный порядок предполагает получение разрешения от Банка России для каждого конкретного случая.

Применительно к операциям нерезидентов на валютном рынке следует заметить, что для нерезидентов, в отличие от резидентов, по операциям, связанным с движением капитала, был изначально установлен весьма либеральный режим.

Применительно к операциям нерезидентов на отечественном рынке основным источником регулирования являлась инструкция Банка России N 16 от 16 июля 1993 г. "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ" (далее - инструкция N 16). В настоящее время, после отмены инструкции N 16, правовым актом, определяющим по существу порядок доступа нерезидентов на рынок портфельных инвестиций, является инструкция Банка России N 93-И от 12 октября 2000 г. "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ и проведения операций по этим счетам" (далее - Инструкция N 93-И).

Инструкция N 16 предусматривала возможность открытия нерезидентам рублевых счетов двух типов - "Т" и "И". Счета типа "Т" предназначались для обслуживания текущих операций нерезидента, связанных с обслуживанием представительств на территории Российской Федерации, осуществления текущих платежей. Особенностью режима счетов типа "Т" было то, что возможности трансформации рублевых средств с этих счетов в иностранную валюту путем ее приобретения на внутреннем валютном рынке были ограничены. Этим режим счетов типа "Т" существенно отличался от режима счетов типа "И", которые открывались нерезидентам для осуществления операций, связанных, в том числе, с совершением сделок купли-продажи объектов иностранных инвестиций (включая объекты приватизации, связанные с осуществлением капиталовложений) (см. раздел V Инструкции N 16). При этом другой особенностью счетов типа "И" было то, что рублевые средства, находившиеся на указанных счетах, обладали свойством практически свободной конвертируемости (в отличие от рублевых средств на счетах типа "Т"). В частности, согласно п. 2.1 раздела V Инструкции N 16 рублевые средства со счета типа "И" могли использоваться для "покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки", а согласно п. 5 этого же раздела "перевод нерезидентами - владельцами рублевых счетов типа "И" купленной на внутреннем рынке РФ через уполномоченные банки иностранной валюты осуществляется без ограничений в соответствии с законодательством РФ". Таким образом, если обратить внимание на особенности осуществления приватизации с учетом характерных черт валютного регулирования, наблюдателю откроется весьма интересная картина: с одной стороны, поспешность проведения приватизации, приведшая как к существенной недооценке акций приватизируемых предприятий, так и к ограничению возможностей отечественных индивидуальных инвесторов (т.е. граждан, трудом которых создавались те самые недооцененные активы) участвовать в приватизации, а с другой - предоставление достаточно либеральных условий*(210) инвесторам, нерезидентам получать доход, играя на переоценке стоимости приватизируемых активов, и переводить доходы в валюту с целью последующего вывоза за рубеж.

Описанный выше подход российского законодателя к валютному регулированию оказал и продолжает оказывать существенное влияние на формирование отечественного рынка финансовых услуг. Данным обстоятельством объясняется столь подробное описание проблем валютного регулирования.

2.5. Новый Федеральный закон "О валютном регулировании

и валютном контроле" и регулирование рынка финансовых услуг

Закон о валютном регулировании 2003 г., принятый в декабре 2003 г., вступил в силу в июне 2004 г. Новым по сравнению с аналогичным законом 1992 г. является также и то, что в законе 2003 г. изменился состав объектов, относящихся к категории "валютные ценности". Больше не относятся и тем самым исключены из области валютного регулирования драгоценные металлы и камни. Данное изменение знаменует окончательное перерезание "пуповины", которое связывает денежное обращение с золотым паритетом, а деньги - с драгоценными металлами*(211).

К валютным ценностям согласно ч. 5 ст. 1 закона 2003 г. относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Согласно ч. 9 ст. 1 закона 2003 г. сделки с ними признаются валютными операциями. Согласно ч. 3 ст. 1 закона 2003 г. внутренними ценными бумагами признаются эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании 2003 г. внешними ценными бумагами признаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не относятся к внутренним.

Таким образом, законодатель, по существу, вводит два критерия, согласно которым можно отнести ценные бумаги к внутренним или к внешним. Первым является указание стоимости ценных бумаг в валюте Российской Федерации. В качестве второго выступает факт выпуска на территории Российской Федерации. Применительно к эмиссионным ценным бумагам их выпуск означает регистрацию эмиссии уполномоченным государственным органом. Исходя из изложенного, к внешним ценным бумагам относятся следующие:

а) эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана не в валюте Российской Федерации, выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, выпуск которых зарегистрирован не в Российской Федерации;

в) ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты иной, чем валюта Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

г) ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные не на территории Российской Федерации.

Операции с внешними ценными бумагами Закон о валютном регулировании 2003 г. относит к категории "операции движения капиталов", регулируемые Банком России (ст. 8 Закона о валютном регулировании 2003 г.). Согласно ч. 8 ст. 8 этого закона денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Банком России в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона о валютном регулировании 2003 г. денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, если иное не установлено Банком России в целом или применительно к отдельным видам внешних ценных бумаг.

При этом согласно ч. 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании 2003 г. нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте РФ только в уполномоченных банках.

В то же время согласно ч. 3 ст. 8 требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Банком России, в том числе при регулировании операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам, операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Что касается операций с внешними ценными бумагами между резидентами, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 допускается проведение валютных операций между резидентами (в качестве исключения из общего запрета), если это относится к операциям с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемым через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ при условии учета этих прав в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, п. 6 ч. 1 ст. 9 делает аналогичное исключение из общего запрета для операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и расчетов в валюте РФ.

Принятие Закона о валютном регулировании 2003 г. знаменовало переход к определенному этапу в развитии валютного регулирования. Этот переход выразился в том, что законодатель уделил значительно больше внимания операциям, связанным с так называемыми портфельными инвестициями, пытаясь регулировать как операции резидентов с иностранными ценными бумагами, так и операции нерезидентов на отечественном рынке ценных бумаг. Такой подход соответствует вовлечению России в мировые рынки, в том числе и в мировые финансовые рынки. Особенностью нового Закона о валютном регулировании 2003 г. является то, что данный закон в большей степени является законом о валютном регулировании, чем о валютном контроле.