§ 3. Правовое регулирование рынка государственных ценных бумаг
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42
3.1. Проблемы формирования рынка государственных ценных бумаг
Осуществление эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Данный закон устанавливает порядок возникновения прав и обязанностей сторон в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования к процедуре эмиссии, порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Согласно ст. 3 указанного закона государственные ценные бумаги могут быть выпущены в форме облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к категории "эмиссионные ценные бумаги" в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.
Как указывается в Федеральном законе "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (ст. 4), государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены как в документарном, так и бездокументарном (электронном виде).
Примером документарной формы выпуска ценных бумаг может служить классический вариант выпуска ценных бумаг, при котором способом фиксации прав является сама ценная бумага, существующая как бумажный документ. Передача прав по такой ценной бумаге осуществляется путем вручения ценной бумаги (в полном соответствии со ст. 146 ГК РФ). Однако при видимой простоте такое обращение ценной бумаги таит в себе значительное число технических сложностей и рисков, которые принимают на себя участники операции. Во-первых, существование ценной бумаги в виде бумаги на бумажном носителе в век компьютерной графики всегда будет сопряжено с риском подделки документа. Во-вторых, риск связан с возможностью кражи данного документа, в этой ситуации добросовестный приобретатель может столкнуться с определенными неблагоприятными последствиями.
В качестве примера можно привести сложную ситуацию, сложившуюся на рынке ОВВЗ. В январе 1995 г. в Чечне при штурме Грозного было ограблено хранилище филиала "Кредобанка", в котором хранились сертификаты облигаций в бумажном виде, на сумму 7,8 млн долл. США. Впоследствии облигации оказались на рынке. В 1996 г. последовала другая серия краж. При этом облигации оказывались на рынке, приобретались добросовестными приобретателями, в числе которых оказались и нерезиденты. По факту обнаружения краденых облигаций на них налагались аресты. К маю 1996 г. общая сумма арестованных бумаг составила 27 млн долл., в октябре - 56,8 млн долл. В числе пострадавших добросовестных приобретателей были CS First Boston, Chase Manhattan, Citibank, Credit Suisse. В качестве способа решения проблемы Банк России предложил дематериализовать выпущенные ОВВЗ, изъяв из обращения облигации на бумажном носителе, заменив их глобальным сертификатом и открыв владельцам облигаций счета депо.
Наконец, в-третьих, при обращении именных документарных ценных бумаг возникает проблема, известная еще с начала ХХ в., связанная с указанием имени владельца бумаги. Необходимость фиксации перехода прав на ценную бумагу от одного владельца к другому существенным образом затрудняет ее биржевое обращение.
Все эти неудобства привели к тому, что благодаря развитию технологий бездокументарные ценные бумаги постепенно вытеснили документарную форму существования ценных бумаг. При этом нередко возникает ситуация, когда документарная форма выпуска постепенно трансформируется в бездокументарную форму обращения. Статья 4 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" предусматривает возможность выпуска ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением. В данном случае эмитент, а иногда и владельцы заключают договор о централизованном хранении ценной бумаги в депозитарии - профессиональном участнике рынка ценных бумаг, специализирующемся на осуществлении хранения ценных бумаг и учете прав их владельцев. В случае помещения ценных бумаг в документарной форме в депозитарий можно говорить об их временной иммобилизации (обездвиживании). При этом на рынке обращаются записи по счетам депо, открытым на имя соответствующих владельцев ценных бумаг. В данном случае запись по счету депо является подтверждением прав собственности на ценную бумагу лица, на счете депо которого находится данная ценная бумага. Норма, содержащаяся в ст. 4 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", описывает ситуацию, когда депозитарию передается на хранение глобальный сертификат на весь выпуск ценных бумаг. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитент передал глобальный сертификат, причем, как особо оговаривается в упомянутом законе, "указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги, оформленные данным сертификатом".
Аналогичная практика обращения государственных ценных бумаг в бездокументарной форме существует и в зарубежных странах, в частности в США и Японии. В настоящее время Комиссия США по рынку ценных бумаг (Securities and Exchange Commission - SEC) опубликовала концептуальное послание о структурной перестройке расчетов на рынке государственных ценных бумаг*(361). Как указывается в послании, необходимость перестройки обусловлена стремлением повысить надежность и устойчивость системы расчетов в условиях значительного укрупнения в результате слияния и превращения в универсальные финансовые организации основных участников рынка государственного долга. При этом укрупнение и универсализация увеличивают вероятность возникновения системного риска. С другой стороны, события 11 сентября 2001 г. и угроза терроризма требуют создания дублирующих расчетных систем, чтобы повысить устойчивость системы обращения государственного долга.
Во Франции еще в 1985 г. была проведена реформа рынка государственных заимствований, предполагавшая стандартизацию условий государственных займов. В результате в настоящее время во Франции выпускается три вида государственных ценных бумаг, обращающихся в бездокументарной форме:
- долгосрочные казначейские облигации (Obligations assimilables du Tresor - OATs), представляющие собой облигации со сроком погашения от 7 до 30 лет (наиболее распространенными являются 10-летние облигации);
- казначейские обязательства с фиксированным годовым доходом (Bons du Tresor a taux fixe et a interets annuells - BTANs), представляющие собой среднесрочные обязательства со сроком погашения от 2 до 5 лет;
- казначейские обязательства с фиксированным переменным доходом (Bons du Tresor a taux fixe et a interets precomptes), выпускаемые на срок не более одного года и, таким образом, представляющие собой инструменты денежного рынка.
3.2. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
и облигации федерального займа (ОФЗ)
На сегодняшний день к числу наиболее известных и активно обращающихся государственных ценных бумаг следует отнести государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)*(362), которые представляют собой именные, бездокументарные краткосрочные (3- и 6-месячные) ценные бумаги, размещаемые как среди юридических, так и физических лиц. Впервые выпущенные в 1993 г. ГКО в силу целого ряда причин превратились в наиболее популярную ценную бумагу, обращающуюся на российском рынке. Помимо причин чисто экономического характера (сравнительно высокая доходность ГКО, высокая надежность вложений), не последнюю роль сыграли и хорошо продуманная, достаточно простая правовая форма данного вида заимствований, а также система обращения этих ценных бумаг.
В основе правоотношения, возникающего между государством и держателем ГКО, лежит чистая форма договора займа, не усложненного никакими "украшениями" и обременениями. ГКО являются бескупонными ценными бумагами и размещаются на аукционах. При этом при размещении ГКО облигации продаются по цене ниже номинальной, и разница между ценой покупки и ценой погашения составляет доход инвестора.
Основными правовыми актами, определяющими условия эмиссии и принципы обращения ГКО наряду с упомянутым выше законом в настоящее время являются следующие:
- "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790;
- "Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 24 ноября 2000 г. N 103-Н;
- Положение об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг от 25 марта 2003 г. N 219-П (далее - Положение N 219-П).
Положение N 219-П заменило Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций, утвержденное Приказом Банка России от 15 июня 1995 г. N 02-125 (далее - Приказ Банка России N 02-125), действие которого, как следует из названия, должно было распространяться исключительно на государственные краткосрочные облигации (ГКО). Положением об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденным приказом Банка России от 9 июня 1995 г. N 02-123, размещение, обращение и погашение облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) должно осуществляться в порядке, предусмотренным приказом Банка России N 02-125. Таким образом, недавно принятое положение N 219-П обеспечило единую правовую базу для обращения как ГКО, так и ОФЗ, определяя порядок обслуживания и обращения федеральных государственных ценных бумаг, эмиссия которых была осуществлена в соответствии со следующим:
- генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790*(363);
- генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458*(364);
- генеральные условия эмиссии и обращения государственных федеральных облигаций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 мая 1998 г. N 439*(365).
Полномочия Банка России, связанные с регламентацией порядка обращения ГКО/ОФЗ, вытекают из факта назначения его генеральным агентом по обслуживанию выпусков соответствующих ценных бумаг. Назначение Банка России генеральным агентом осуществлено в рамках генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Участниками рынка ГКО и ОФЗ-ПК согласно Положению N 219-П являются эмитент - Министерство финансов, первичные дилеры, дилеры и инвесторы.
Дилером признается юридическое лицо, являющееся инвестиционным институтом (профессиональным участником рынка ценных бумаг), заключившее договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Первичным дилером может стать любой из дилеров, который отвечает специальным требованиям, установленным Банком России, и подписал договор с Банком России. Дилер может заключать сделки на рынке ГКО и ОФЗ-ПК как от своего имени и за свой счет, так и от своего имени, но за счет и по поручению инвестора. Инвестором называется юридическое или физическое лицо, не являющееся дилером, приобретающее облигации на праве собственности или ином вещном праве, а также праве доверительного управления, имеющее право на владение облигациями в соответствии с действующим законодательством, условиями и параметрами выпуска облигаций.
Созданная для торговли государственными ценными бумагами инфраструктура фондового рынка позволила обеспечить необходимые условия и для эффективной работы рынка ценных бумаг, привлекательного не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Инфраструктура рынка государственных облигаций представляет собой три блока - торговую, депозитарную и расчетную системы. Положение N 219-П не содержит наименования конкретных организаций, оперируя общими понятиями: торговая система, депозитарная система и расчетная система.
На начальном этапе все три блока были объединены в рамки одной организации - ММВБ, которая в 1993 г. сумела выиграть тендер на организацию обслуживания рынка государственного долга, предложив изначально организацию электронной торговли. Отношения между ММВБ и Банком России в связи с организацией рынка государственных краткосрочных облигаций регулировались договором от 17 мая 1993 г. "На выполнение функций депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций". По мере развития рынка часть функций, связанных с депозитарным и расчетным обслуживанием, была передана, соответственно, НП "Национальный депозитарный центр" (НДЦ), учрежденному в 1997 г. ММВБ и Банком России, и ЗАО "Расчетная палата ММВБ", учрежденному в 1996 г. ММВБ совместно с рядом коммерческих банков.
Торговая система согласно Положению N 219-П представляет собой юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать процедуру заключения сделок с облигациями в соответствии с нормативными актами Банка России. Торговая система организует заключение сделок на рынке облигаций, осуществляет расчет позиций дилеров, осуществляет клиринг, составляет отчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в расчетные центры и депозитарий.
Под депозитарной системой понимается совокупность организаций, состоящая из депозитария и субдепозитариев. Под депозитарием в соответствии с Положением N 219-П (п. 2.10) понимается "юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и заключившее соответствующий договор с эмитентом, а также уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать учет прав на облигации по счетам депо". Субдепозитарием согласно Положению N 219-П считается "юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и уполномоченное на основании договоров с Банком России и депозитарием обеспечивать учет прав инвесторов на облигации по их счетам депо, а также перевод облигаций по счетам депо инвесторов на основании договора с инвестором". Субдепозитарием может являться только дилер.
Расчетная система представляет собой совокупность расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ), выполняющих расчеты по денежным средствам по сделкам с облигациями. Расчетный центр ОРЦБ согласно Положению N 219-П представляет собой небанковскую кредитную организацию, уполномоченную на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с облигациями путем открытия банковских счетов дилеров и осуществления операций по этим счетам в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок расчетов по операциям с облигациями на ОРЦБ. В числе правовых актов Банка России, регламентирующих вопросы осуществления расчетов, следует назвать Положение Банка России от 8 июня 1998 г. N 32-П, которым был утвержден Порядок осуществления расчетов по операциям на отдельных секторах ОРЦБ. Упомянутый порядок определяет механизм бухгалтерского учета операций с денежными средствами по сделкам, заключаемым на ОРЦБ.
Описанная система обеспечила практически бесперебойное функционирование рынка государственных облигаций на технологическом и организационном уровне, соответствующем самым высоким международным стандартам. Следует заметить, что использование электронных систем является достаточно распространенным подходом при организации рынка государственного долга*(366). При этом речь идет как о первичном рынке (т.е. при размещении государственных ценных бумаг), так и о вторичном рынке.
Особенностью российского рынка государственных ценных бумаг является то, что на этом рынке сочетаются механизмы как биржевой торговли ценными бумагами, так и внебиржевой торговли (межбанковский, а точнее "междилерский" механизм). При этом оба механизма реализованы в рамках единой технологической системы (программно-технического комплекса - ПТК) ММВБ, выполняющей как функции электронной торговой системы (на рынке ГКО/ОФЗ), так и функции организатора торговли (на рынке облигаций субъектов федерации, так называемых федеральных государственных "еврооблигаций"). Ниже при описании обращения "еврооблигаций" мы сравним оба названных механизма.
3.3. Облигации внешних облигационных займов России
Категория "облигации внешних облигационных займов РФ" (российские федеральные еврооблигации, "еврооблигации", "евробонды") не имеет строгого юридического определения в отечественном законодательстве. В правовой доктрине (как отечественной, так и зарубежной) данное понятие описывается как облигации, номинированные в иностранной валюте (как правило, в долларах США) и размещаемые на зарубежных финансовых рынках*(367). При этом под еврооблигациями могут пониматься как негосударственные эмиссионные ценные бумаги (корпоративные еврооблигации), так и государственные ценные бумаги (суверенные еврооблигации). В рамках настоящего пункта речь будет идти о федеральных государственных еврооблигациях.
В мае 2002 г. на ММВБ начались торги по облигациям внешних облигационных займов РФ (российским федеральным еврооблигациям)*(368). С июня 2002 г. на основании заявления эмитента Министерства финансов РФ еврооблигации были включены в котировальные листы 1-го уровня. На рынке еврооблигаций ММВБ выступает в качестве организатора торговли и клиринговой организации. Это отличает организацию рынка облигаций внешних облигационных займов РФ от организации рынка ГКО, на котором ММВБ выполняет функции торговой системы, а не организатора торговли. Несмотря на то, что в обоих случаях ММВБ выступает для участников в качестве своеобразного виртуального "места" заключения сделок, правовые принципы организации этих рынков принципиально различаются, поскольку существуют различия между категориями "торговая система" и "организатор торговли":
- организатор торговли действует в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг, а также правовых актов ФКЦБ России на основании соответствующей лицензии;
- организатор торговли самостоятельно устанавливает требования, предъявляемые к участникам торгов, принимает в члены и допускает к участию в торгах участников торгов;
- организатор торговли самостоятельно разрабатывает и регистрирует в ФКЦБ России правила торгов (заключения сделок), определяет список ценных бумаг, допущенных к обращению, и иные документы.
В отличие от организатора торговли, торговая система, точнее организация, выполняющая обязанности торговой системы, действует на основании договора на выполнение функций торговой системы на рынке государственных ценных бумаг. Круг ее обязанностей определен в указанном договоре. Несмотря на то, что Положение N 219-П устанавливает требование в отношении организации, выполняющей функции торговой системы, иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на организацию торговли, торговая система при выполнении своих функций не отвечает признакам организатора торговли, перечисленным в Законе о рынке ценных бумаг. В частности:
- торговая система не вправе принимать самостоятельное решение о допуске или прекращении допуска к участию в торгах дилера; обеспечение доступа к заключению сделок любой организации, отвечающей признакам дилера согласно Положению N 219-П (т.е. заключившей договор с Банком России), является обязанностью торговой системы;
- организация, выполняющая функции торговой системы, не вправе определять критерии допуска ценных бумаг к обращению в торговой системе;
- полномочиями определять порядок совершения операций, равно как и назначать уполномоченных дилеров, обладает Банк России.
Все полномочия Банка России вытекают из факта назначения его генеральным агентом по обслуживанию выпусков соответствующих ценных бумаг (в частности, ГКО и ОФЗ). Назначение Банка России генеральным агентом осуществлено в рамках генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденных постановлением Правительства от 16 октября 2000 г. N 790, и генеральных условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа, утвержденных постановлением Правительства от 15 мая 1995 г. N 458. В случае с федеральными еврооблигациями Банк России не является агентом эмитента по размещению государственного долга.
Нельзя не отметить еще одну особенность, отличающую механизм обращения федеральных еврооблигаций. Будучи эмиссионной ценной бумагой, номинированной в иностранной валюте, еврооблигации относятся к категории "валютные ценности" в соответствии с Законом о валютном регулировании 1992 г. (п. 4 ст. 1). Соответственно, операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, относятся к категории "валютные операции" (п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании 1992 г.). При этом согласно п. 12 ст. 4 Закона о Банке России Банк России "организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации". Таким образом, определение Банком России порядка расчетов за рубли по операциям, предметом которых являются эмиссионные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, относится к компетенции Банка России, определенной в рамках ст. 4 Закона о Банке России, и соответствует требованиям валютного законодательства, в частности требованиям Закона о валютном регулировании 1992 г.
В этой связи следует упомянуть письмо Банка России от 18 июля 2002 г. N 04-12/2476, которое было направлено Банком России в ответ на запрос ЗАО "Управляющая компания "Тройка-Диалог"". Запрос касался вопроса о правомерности приобретения управляющей компанией еврооблигаций в качестве активов для размещения средств паевых инвестиционных фондов, находящихся в ее управлении. Согласно письму Банка России, содержащему ответ, "резиденты вправе без специального разрешения Банка России приобретать и отчуждать через уполномоченные банки на организованном рынке ценных бумаг за иностранную валюту выпущенные резидентами ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте". При этом "юридическое лицо-резидент при отсутствии средств в иностранной валюте вправе заключить с уполномоченным банком агентский договор, по которому уполномоченный банк, действуя от своего имени и за счет резидента, может конвертировать полученные от резидента средства в валюте РФ в иностранную валюту и приобрести вышеуказанные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте". Ответ Банка России на вопрос конкретного профессионального участника операций на рынке финансовых услуг имел, тем не менее, важное значение для рынка в целом, поэтому был помещен на официальном информационном сайте Банка России в Интернете*(369).
Одной из мер, предпринятых в результате заявления 17 августа 1998 г., была приостановка всех операций на рынке ГКО. Между тем в силу ряда причин очень многие банки размещали свои активы именно в ГКО, поскольку этот финансовый инструмент рассматривался как ценная бумага с коэффициентом риска, равным нулю. В результате значительная часть активов для многих коммерческих банков оказалась практически замороженной, а банковская система оказалась в глубоком кризисе.
В этой ситуации перед Банком России встала задача в кратчайшие сроки предложить для кредитных организаций ликвидный и надежный инструмент для размещения денежных активов. Такой финансовый инструмент, с одной стороны, должен был быть способным заменить ГКО. С другой стороны, появление такого инструмента не должно было увеличивать государственный долг. В качестве варианта решения Банк России осуществил выпуск собственной ценной бумаги, размещаемой среди кредитных организаций, объявив 28 августа 1998 г. о намерении разместить краткосрочные облигации Банка России (ОБР), которые тут же получили на профессиональном сленге наименование "бобры"- от аббревиатуры "бескупонные облигации Банка России". Эмиссия ОБР была осуществлена в соответствии с Положением Банка России от 28 августа 1998 г. N 53-П "Об обращении выпусков облигаций Банка России", а также Положением Банка России от 28 августа 1998 г. N 52-П "О порядке эмиссии Облигаций Центрального Банка Российской Федерации". Первый аукцион по размещению ОБР состоялся 30 сентября 1998 г., при этом незадолго до его проведения Банком России предложил коммерческим банкам обмен реструктурируемых ГКО на ОБР на общую сумму 9 млрд руб.
Стремительные действия Банка России, вызванные необходимостью в буквальном смысле слова спасать банковскую систему, тем не менее не встретили понимания у ФКЦБ России, которая объявила эмиссию ОБР незаконной, поскольку она не была зарегистрирована в ФКЦБ в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг. Таким образом, возник вопрос о природе и статусе ОБР как ценной бумаги. Вполне очевидно, что эмиссия ОБР не являлась простой эмиссией облигаций, произведенной обычным юридическим лицом. Были очевидны публично-правовые цели производимой эмиссии - облегчение банковского кризиса путем разблокирования части банковских активов. С другой стороны, выпущенные облигации не относились к государственным, поскольку были гарантированы исключительно активами Банка России, который обладает известной имущественной автономией по отношению к государству. Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с последующими изменениями (далее - Закон о Банке России 1990 г.) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральным законом.
Действия Банка России по эмиссии своих бескупонных облигаций не противоречит Закону о Банке России 1990 г. Закон наделяет Банк России полномочиями осуществлять публично-правовые функции. В то же время закон предоставляет Банку России право осуществлять операции с российскими и иностранными кредитными организациями, находясь с ними в равном положении, т.е. как субъект гражданского права. В рамках гражданской правоспособности Банк России вправе осуществлять различные операции. Неограниченный перечень операций, которые вправе совершать Банк России, приводится в ст. 46 Закона о Банке России 1990 г. Кроме того, закрытый перечень операций, которые Банк России не вправе совершать (приведенный в ст. 49 рассматриваемого закона), не содержит указаний на такие операции, как выпуск облигаций. Таким образом, выпуск облигаций был осуществлен Банком России на основании указанного закона в рамках гражданской правоспособности Банка России.
В то же время особенность правового статуса Банка России заключается в том, что, даже при реализации гражданской правоспособности, Банк России не перестает осуществлять публично-правовые функции органа власти. Об этом прямо говорят отдельные статьи Закона о Банке России 1990 г. Так, согласно той же ст. 46 закона Банк России вправе осуществлять операции с кредитными организациями "для достижения установленных ему настоящим законом целей". При этом согласно ст. 3 данного закона "основными целями деятельности Банка России" являются носящие публично-правовой характер цели, в том числе защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.
Целью выпуска облигаций Банком России является не столько получение дополнительного финансирования своей деятельности, сколько обеспечение устойчивости рубля и, в современных условиях, касающихся эмиссии, спасение банковской системы и финансового рынка России. В то же время выпущенные Банком России бескупонные облигации не могут быть отнесены к числу государственных ценных бумаг. Согласно Федеральному закону "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" "государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации" (п. 1 ст. 2).
С сентября по декабрь 1998 г. Банк России осуществил эмиссию 12 выпусков ОБР со сроком обращения от 14 до 86 дней на общую сумму 26 млрд руб. В торгах, которые организовывались в порядке, весьма схожем с порядком обращения ГКО, приняли участие 214 российских банков (нерезиденты и некредитные организации в торгах на рынке ОБР участия не принимали). Что касается разногласий с ФКЦБ, конфликт был урегулирован. Эмиссия ОБР была признана подлежащей регистрации в Министерстве финансов РФ подобно государственным облигациям.
3.5. Государственные сберегательные облигации
Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 были утверждены генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций (ГСО). Эмитент облигаций - Министерство финансов РФ. Облигации являются именными государственными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов РФ в соответствии с законодательством и генеральными условиями. По срокам обращения облигации в зависимости от выпуска являются долгосрочными и среднесрочными.
Владельцами облигаций могут быть российские юридические лица - страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов. Облигации не обращаются на вторичном рынке. Передача прав на получение номинальной стоимости при погашении и купонных выплат, а также их залог не допускаются.
Владелец облигаций имеет право на получение при погашении облигации их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов. Предъявление облигаций к выкупу осуществляется в дни, установленные в решении о выпуске облигации.
Отсутствие вторичного рынка и, как следствие, низкая ликвидность облигаций послужили, очевидно, причиной невысокой популярности данной ценной бумаги среди участников рынка.
3.1. Проблемы формирования рынка государственных ценных бумаг
Осуществление эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Данный закон устанавливает порядок возникновения прав и обязанностей сторон в результате эмиссии ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования к процедуре эмиссии, порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Согласно ст. 3 указанного закона государственные ценные бумаги могут быть выпущены в форме облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к категории "эмиссионные ценные бумаги" в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.
Как указывается в Федеральном законе "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (ст. 4), государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены как в документарном, так и бездокументарном (электронном виде).
Примером документарной формы выпуска ценных бумаг может служить классический вариант выпуска ценных бумаг, при котором способом фиксации прав является сама ценная бумага, существующая как бумажный документ. Передача прав по такой ценной бумаге осуществляется путем вручения ценной бумаги (в полном соответствии со ст. 146 ГК РФ). Однако при видимой простоте такое обращение ценной бумаги таит в себе значительное число технических сложностей и рисков, которые принимают на себя участники операции. Во-первых, существование ценной бумаги в виде бумаги на бумажном носителе в век компьютерной графики всегда будет сопряжено с риском подделки документа. Во-вторых, риск связан с возможностью кражи данного документа, в этой ситуации добросовестный приобретатель может столкнуться с определенными неблагоприятными последствиями.
В качестве примера можно привести сложную ситуацию, сложившуюся на рынке ОВВЗ. В январе 1995 г. в Чечне при штурме Грозного было ограблено хранилище филиала "Кредобанка", в котором хранились сертификаты облигаций в бумажном виде, на сумму 7,8 млн долл. США. Впоследствии облигации оказались на рынке. В 1996 г. последовала другая серия краж. При этом облигации оказывались на рынке, приобретались добросовестными приобретателями, в числе которых оказались и нерезиденты. По факту обнаружения краденых облигаций на них налагались аресты. К маю 1996 г. общая сумма арестованных бумаг составила 27 млн долл., в октябре - 56,8 млн долл. В числе пострадавших добросовестных приобретателей были CS First Boston, Chase Manhattan, Citibank, Credit Suisse. В качестве способа решения проблемы Банк России предложил дематериализовать выпущенные ОВВЗ, изъяв из обращения облигации на бумажном носителе, заменив их глобальным сертификатом и открыв владельцам облигаций счета депо.
Наконец, в-третьих, при обращении именных документарных ценных бумаг возникает проблема, известная еще с начала ХХ в., связанная с указанием имени владельца бумаги. Необходимость фиксации перехода прав на ценную бумагу от одного владельца к другому существенным образом затрудняет ее биржевое обращение.
Все эти неудобства привели к тому, что благодаря развитию технологий бездокументарные ценные бумаги постепенно вытеснили документарную форму существования ценных бумаг. При этом нередко возникает ситуация, когда документарная форма выпуска постепенно трансформируется в бездокументарную форму обращения. Статья 4 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" предусматривает возможность выпуска ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением. В данном случае эмитент, а иногда и владельцы заключают договор о централизованном хранении ценной бумаги в депозитарии - профессиональном участнике рынка ценных бумаг, специализирующемся на осуществлении хранения ценных бумаг и учете прав их владельцев. В случае помещения ценных бумаг в документарной форме в депозитарий можно говорить об их временной иммобилизации (обездвиживании). При этом на рынке обращаются записи по счетам депо, открытым на имя соответствующих владельцев ценных бумаг. В данном случае запись по счету депо является подтверждением прав собственности на ценную бумагу лица, на счете депо которого находится данная ценная бумага. Норма, содержащаяся в ст. 4 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", описывает ситуацию, когда депозитарию передается на хранение глобальный сертификат на весь выпуск ценных бумаг. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитент передал глобальный сертификат, причем, как особо оговаривается в упомянутом законе, "указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги, оформленные данным сертификатом".
Аналогичная практика обращения государственных ценных бумаг в бездокументарной форме существует и в зарубежных странах, в частности в США и Японии. В настоящее время Комиссия США по рынку ценных бумаг (Securities and Exchange Commission - SEC) опубликовала концептуальное послание о структурной перестройке расчетов на рынке государственных ценных бумаг*(361). Как указывается в послании, необходимость перестройки обусловлена стремлением повысить надежность и устойчивость системы расчетов в условиях значительного укрупнения в результате слияния и превращения в универсальные финансовые организации основных участников рынка государственного долга. При этом укрупнение и универсализация увеличивают вероятность возникновения системного риска. С другой стороны, события 11 сентября 2001 г. и угроза терроризма требуют создания дублирующих расчетных систем, чтобы повысить устойчивость системы обращения государственного долга.
Во Франции еще в 1985 г. была проведена реформа рынка государственных заимствований, предполагавшая стандартизацию условий государственных займов. В результате в настоящее время во Франции выпускается три вида государственных ценных бумаг, обращающихся в бездокументарной форме:
- долгосрочные казначейские облигации (Obligations assimilables du Tresor - OATs), представляющие собой облигации со сроком погашения от 7 до 30 лет (наиболее распространенными являются 10-летние облигации);
- казначейские обязательства с фиксированным годовым доходом (Bons du Tresor a taux fixe et a interets annuells - BTANs), представляющие собой среднесрочные обязательства со сроком погашения от 2 до 5 лет;
- казначейские обязательства с фиксированным переменным доходом (Bons du Tresor a taux fixe et a interets precomptes), выпускаемые на срок не более одного года и, таким образом, представляющие собой инструменты денежного рынка.
3.2. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
и облигации федерального займа (ОФЗ)
На сегодняшний день к числу наиболее известных и активно обращающихся государственных ценных бумаг следует отнести государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)*(362), которые представляют собой именные, бездокументарные краткосрочные (3- и 6-месячные) ценные бумаги, размещаемые как среди юридических, так и физических лиц. Впервые выпущенные в 1993 г. ГКО в силу целого ряда причин превратились в наиболее популярную ценную бумагу, обращающуюся на российском рынке. Помимо причин чисто экономического характера (сравнительно высокая доходность ГКО, высокая надежность вложений), не последнюю роль сыграли и хорошо продуманная, достаточно простая правовая форма данного вида заимствований, а также система обращения этих ценных бумаг.
В основе правоотношения, возникающего между государством и держателем ГКО, лежит чистая форма договора займа, не усложненного никакими "украшениями" и обременениями. ГКО являются бескупонными ценными бумагами и размещаются на аукционах. При этом при размещении ГКО облигации продаются по цене ниже номинальной, и разница между ценой покупки и ценой погашения составляет доход инвестора.
Основными правовыми актами, определяющими условия эмиссии и принципы обращения ГКО наряду с упомянутым выше законом в настоящее время являются следующие:
- "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790;
- "Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 24 ноября 2000 г. N 103-Н;
- Положение об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг от 25 марта 2003 г. N 219-П (далее - Положение N 219-П).
Положение N 219-П заменило Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций, утвержденное Приказом Банка России от 15 июня 1995 г. N 02-125 (далее - Приказ Банка России N 02-125), действие которого, как следует из названия, должно было распространяться исключительно на государственные краткосрочные облигации (ГКО). Положением об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденным приказом Банка России от 9 июня 1995 г. N 02-123, размещение, обращение и погашение облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) должно осуществляться в порядке, предусмотренным приказом Банка России N 02-125. Таким образом, недавно принятое положение N 219-П обеспечило единую правовую базу для обращения как ГКО, так и ОФЗ, определяя порядок обслуживания и обращения федеральных государственных ценных бумаг, эмиссия которых была осуществлена в соответствии со следующим:
- генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790*(363);
- генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458*(364);
- генеральные условия эмиссии и обращения государственных федеральных облигаций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 мая 1998 г. N 439*(365).
Полномочия Банка России, связанные с регламентацией порядка обращения ГКО/ОФЗ, вытекают из факта назначения его генеральным агентом по обслуживанию выпусков соответствующих ценных бумаг. Назначение Банка России генеральным агентом осуществлено в рамках генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Участниками рынка ГКО и ОФЗ-ПК согласно Положению N 219-П являются эмитент - Министерство финансов, первичные дилеры, дилеры и инвесторы.
Дилером признается юридическое лицо, являющееся инвестиционным институтом (профессиональным участником рынка ценных бумаг), заключившее договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Первичным дилером может стать любой из дилеров, который отвечает специальным требованиям, установленным Банком России, и подписал договор с Банком России. Дилер может заключать сделки на рынке ГКО и ОФЗ-ПК как от своего имени и за свой счет, так и от своего имени, но за счет и по поручению инвестора. Инвестором называется юридическое или физическое лицо, не являющееся дилером, приобретающее облигации на праве собственности или ином вещном праве, а также праве доверительного управления, имеющее право на владение облигациями в соответствии с действующим законодательством, условиями и параметрами выпуска облигаций.
Созданная для торговли государственными ценными бумагами инфраструктура фондового рынка позволила обеспечить необходимые условия и для эффективной работы рынка ценных бумаг, привлекательного не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Инфраструктура рынка государственных облигаций представляет собой три блока - торговую, депозитарную и расчетную системы. Положение N 219-П не содержит наименования конкретных организаций, оперируя общими понятиями: торговая система, депозитарная система и расчетная система.
На начальном этапе все три блока были объединены в рамки одной организации - ММВБ, которая в 1993 г. сумела выиграть тендер на организацию обслуживания рынка государственного долга, предложив изначально организацию электронной торговли. Отношения между ММВБ и Банком России в связи с организацией рынка государственных краткосрочных облигаций регулировались договором от 17 мая 1993 г. "На выполнение функций депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций". По мере развития рынка часть функций, связанных с депозитарным и расчетным обслуживанием, была передана, соответственно, НП "Национальный депозитарный центр" (НДЦ), учрежденному в 1997 г. ММВБ и Банком России, и ЗАО "Расчетная палата ММВБ", учрежденному в 1996 г. ММВБ совместно с рядом коммерческих банков.
Торговая система согласно Положению N 219-П представляет собой юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать процедуру заключения сделок с облигациями в соответствии с нормативными актами Банка России. Торговая система организует заключение сделок на рынке облигаций, осуществляет расчет позиций дилеров, осуществляет клиринг, составляет отчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в расчетные центры и депозитарий.
Под депозитарной системой понимается совокупность организаций, состоящая из депозитария и субдепозитариев. Под депозитарием в соответствии с Положением N 219-П (п. 2.10) понимается "юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и заключившее соответствующий договор с эмитентом, а также уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать учет прав на облигации по счетам депо". Субдепозитарием согласно Положению N 219-П считается "юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности и уполномоченное на основании договоров с Банком России и депозитарием обеспечивать учет прав инвесторов на облигации по их счетам депо, а также перевод облигаций по счетам депо инвесторов на основании договора с инвестором". Субдепозитарием может являться только дилер.
Расчетная система представляет собой совокупность расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ), выполняющих расчеты по денежным средствам по сделкам с облигациями. Расчетный центр ОРЦБ согласно Положению N 219-П представляет собой небанковскую кредитную организацию, уполномоченную на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с облигациями путем открытия банковских счетов дилеров и осуществления операций по этим счетам в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими порядок расчетов по операциям с облигациями на ОРЦБ. В числе правовых актов Банка России, регламентирующих вопросы осуществления расчетов, следует назвать Положение Банка России от 8 июня 1998 г. N 32-П, которым был утвержден Порядок осуществления расчетов по операциям на отдельных секторах ОРЦБ. Упомянутый порядок определяет механизм бухгалтерского учета операций с денежными средствами по сделкам, заключаемым на ОРЦБ.
Описанная система обеспечила практически бесперебойное функционирование рынка государственных облигаций на технологическом и организационном уровне, соответствующем самым высоким международным стандартам. Следует заметить, что использование электронных систем является достаточно распространенным подходом при организации рынка государственного долга*(366). При этом речь идет как о первичном рынке (т.е. при размещении государственных ценных бумаг), так и о вторичном рынке.
Особенностью российского рынка государственных ценных бумаг является то, что на этом рынке сочетаются механизмы как биржевой торговли ценными бумагами, так и внебиржевой торговли (межбанковский, а точнее "междилерский" механизм). При этом оба механизма реализованы в рамках единой технологической системы (программно-технического комплекса - ПТК) ММВБ, выполняющей как функции электронной торговой системы (на рынке ГКО/ОФЗ), так и функции организатора торговли (на рынке облигаций субъектов федерации, так называемых федеральных государственных "еврооблигаций"). Ниже при описании обращения "еврооблигаций" мы сравним оба названных механизма.
3.3. Облигации внешних облигационных займов России
Категория "облигации внешних облигационных займов РФ" (российские федеральные еврооблигации, "еврооблигации", "евробонды") не имеет строгого юридического определения в отечественном законодательстве. В правовой доктрине (как отечественной, так и зарубежной) данное понятие описывается как облигации, номинированные в иностранной валюте (как правило, в долларах США) и размещаемые на зарубежных финансовых рынках*(367). При этом под еврооблигациями могут пониматься как негосударственные эмиссионные ценные бумаги (корпоративные еврооблигации), так и государственные ценные бумаги (суверенные еврооблигации). В рамках настоящего пункта речь будет идти о федеральных государственных еврооблигациях.
В мае 2002 г. на ММВБ начались торги по облигациям внешних облигационных займов РФ (российским федеральным еврооблигациям)*(368). С июня 2002 г. на основании заявления эмитента Министерства финансов РФ еврооблигации были включены в котировальные листы 1-го уровня. На рынке еврооблигаций ММВБ выступает в качестве организатора торговли и клиринговой организации. Это отличает организацию рынка облигаций внешних облигационных займов РФ от организации рынка ГКО, на котором ММВБ выполняет функции торговой системы, а не организатора торговли. Несмотря на то, что в обоих случаях ММВБ выступает для участников в качестве своеобразного виртуального "места" заключения сделок, правовые принципы организации этих рынков принципиально различаются, поскольку существуют различия между категориями "торговая система" и "организатор торговли":
- организатор торговли действует в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг, а также правовых актов ФКЦБ России на основании соответствующей лицензии;
- организатор торговли самостоятельно устанавливает требования, предъявляемые к участникам торгов, принимает в члены и допускает к участию в торгах участников торгов;
- организатор торговли самостоятельно разрабатывает и регистрирует в ФКЦБ России правила торгов (заключения сделок), определяет список ценных бумаг, допущенных к обращению, и иные документы.
В отличие от организатора торговли, торговая система, точнее организация, выполняющая обязанности торговой системы, действует на основании договора на выполнение функций торговой системы на рынке государственных ценных бумаг. Круг ее обязанностей определен в указанном договоре. Несмотря на то, что Положение N 219-П устанавливает требование в отношении организации, выполняющей функции торговой системы, иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на организацию торговли, торговая система при выполнении своих функций не отвечает признакам организатора торговли, перечисленным в Законе о рынке ценных бумаг. В частности:
- торговая система не вправе принимать самостоятельное решение о допуске или прекращении допуска к участию в торгах дилера; обеспечение доступа к заключению сделок любой организации, отвечающей признакам дилера согласно Положению N 219-П (т.е. заключившей договор с Банком России), является обязанностью торговой системы;
- организация, выполняющая функции торговой системы, не вправе определять критерии допуска ценных бумаг к обращению в торговой системе;
- полномочиями определять порядок совершения операций, равно как и назначать уполномоченных дилеров, обладает Банк России.
Все полномочия Банка России вытекают из факта назначения его генеральным агентом по обслуживанию выпусков соответствующих ценных бумаг (в частности, ГКО и ОФЗ). Назначение Банка России генеральным агентом осуществлено в рамках генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденных постановлением Правительства от 16 октября 2000 г. N 790, и генеральных условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа, утвержденных постановлением Правительства от 15 мая 1995 г. N 458. В случае с федеральными еврооблигациями Банк России не является агентом эмитента по размещению государственного долга.
Нельзя не отметить еще одну особенность, отличающую механизм обращения федеральных еврооблигаций. Будучи эмиссионной ценной бумагой, номинированной в иностранной валюте, еврооблигации относятся к категории "валютные ценности" в соответствии с Законом о валютном регулировании 1992 г. (п. 4 ст. 1). Соответственно, операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, относятся к категории "валютные операции" (п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании 1992 г.). При этом согласно п. 12 ст. 4 Закона о Банке России Банк России "организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации". Таким образом, определение Банком России порядка расчетов за рубли по операциям, предметом которых являются эмиссионные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, относится к компетенции Банка России, определенной в рамках ст. 4 Закона о Банке России, и соответствует требованиям валютного законодательства, в частности требованиям Закона о валютном регулировании 1992 г.
В этой связи следует упомянуть письмо Банка России от 18 июля 2002 г. N 04-12/2476, которое было направлено Банком России в ответ на запрос ЗАО "Управляющая компания "Тройка-Диалог"". Запрос касался вопроса о правомерности приобретения управляющей компанией еврооблигаций в качестве активов для размещения средств паевых инвестиционных фондов, находящихся в ее управлении. Согласно письму Банка России, содержащему ответ, "резиденты вправе без специального разрешения Банка России приобретать и отчуждать через уполномоченные банки на организованном рынке ценных бумаг за иностранную валюту выпущенные резидентами ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте". При этом "юридическое лицо-резидент при отсутствии средств в иностранной валюте вправе заключить с уполномоченным банком агентский договор, по которому уполномоченный банк, действуя от своего имени и за счет резидента, может конвертировать полученные от резидента средства в валюте РФ в иностранную валюту и приобрести вышеуказанные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте". Ответ Банка России на вопрос конкретного профессионального участника операций на рынке финансовых услуг имел, тем не менее, важное значение для рынка в целом, поэтому был помещен на официальном информационном сайте Банка России в Интернете*(369).
Одной из мер, предпринятых в результате заявления 17 августа 1998 г., была приостановка всех операций на рынке ГКО. Между тем в силу ряда причин очень многие банки размещали свои активы именно в ГКО, поскольку этот финансовый инструмент рассматривался как ценная бумага с коэффициентом риска, равным нулю. В результате значительная часть активов для многих коммерческих банков оказалась практически замороженной, а банковская система оказалась в глубоком кризисе.
В этой ситуации перед Банком России встала задача в кратчайшие сроки предложить для кредитных организаций ликвидный и надежный инструмент для размещения денежных активов. Такой финансовый инструмент, с одной стороны, должен был быть способным заменить ГКО. С другой стороны, появление такого инструмента не должно было увеличивать государственный долг. В качестве варианта решения Банк России осуществил выпуск собственной ценной бумаги, размещаемой среди кредитных организаций, объявив 28 августа 1998 г. о намерении разместить краткосрочные облигации Банка России (ОБР), которые тут же получили на профессиональном сленге наименование "бобры"- от аббревиатуры "бескупонные облигации Банка России". Эмиссия ОБР была осуществлена в соответствии с Положением Банка России от 28 августа 1998 г. N 53-П "Об обращении выпусков облигаций Банка России", а также Положением Банка России от 28 августа 1998 г. N 52-П "О порядке эмиссии Облигаций Центрального Банка Российской Федерации". Первый аукцион по размещению ОБР состоялся 30 сентября 1998 г., при этом незадолго до его проведения Банком России предложил коммерческим банкам обмен реструктурируемых ГКО на ОБР на общую сумму 9 млрд руб.
Стремительные действия Банка России, вызванные необходимостью в буквальном смысле слова спасать банковскую систему, тем не менее не встретили понимания у ФКЦБ России, которая объявила эмиссию ОБР незаконной, поскольку она не была зарегистрирована в ФКЦБ в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг. Таким образом, возник вопрос о природе и статусе ОБР как ценной бумаги. Вполне очевидно, что эмиссия ОБР не являлась простой эмиссией облигаций, произведенной обычным юридическим лицом. Были очевидны публично-правовые цели производимой эмиссии - облегчение банковского кризиса путем разблокирования части банковских активов. С другой стороны, выпущенные облигации не относились к государственным, поскольку были гарантированы исключительно активами Банка России, который обладает известной имущественной автономией по отношению к государству. Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с последующими изменениями (далее - Закон о Банке России 1990 г.) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральным законом.
Действия Банка России по эмиссии своих бескупонных облигаций не противоречит Закону о Банке России 1990 г. Закон наделяет Банк России полномочиями осуществлять публично-правовые функции. В то же время закон предоставляет Банку России право осуществлять операции с российскими и иностранными кредитными организациями, находясь с ними в равном положении, т.е. как субъект гражданского права. В рамках гражданской правоспособности Банк России вправе осуществлять различные операции. Неограниченный перечень операций, которые вправе совершать Банк России, приводится в ст. 46 Закона о Банке России 1990 г. Кроме того, закрытый перечень операций, которые Банк России не вправе совершать (приведенный в ст. 49 рассматриваемого закона), не содержит указаний на такие операции, как выпуск облигаций. Таким образом, выпуск облигаций был осуществлен Банком России на основании указанного закона в рамках гражданской правоспособности Банка России.
В то же время особенность правового статуса Банка России заключается в том, что, даже при реализации гражданской правоспособности, Банк России не перестает осуществлять публично-правовые функции органа власти. Об этом прямо говорят отдельные статьи Закона о Банке России 1990 г. Так, согласно той же ст. 46 закона Банк России вправе осуществлять операции с кредитными организациями "для достижения установленных ему настоящим законом целей". При этом согласно ст. 3 данного закона "основными целями деятельности Банка России" являются носящие публично-правовой характер цели, в том числе защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.
Целью выпуска облигаций Банком России является не столько получение дополнительного финансирования своей деятельности, сколько обеспечение устойчивости рубля и, в современных условиях, касающихся эмиссии, спасение банковской системы и финансового рынка России. В то же время выпущенные Банком России бескупонные облигации не могут быть отнесены к числу государственных ценных бумаг. Согласно Федеральному закону "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" "государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации" (п. 1 ст. 2).
С сентября по декабрь 1998 г. Банк России осуществил эмиссию 12 выпусков ОБР со сроком обращения от 14 до 86 дней на общую сумму 26 млрд руб. В торгах, которые организовывались в порядке, весьма схожем с порядком обращения ГКО, приняли участие 214 российских банков (нерезиденты и некредитные организации в торгах на рынке ОБР участия не принимали). Что касается разногласий с ФКЦБ, конфликт был урегулирован. Эмиссия ОБР была признана подлежащей регистрации в Министерстве финансов РФ подобно государственным облигациям.
3.5. Государственные сберегательные облигации
Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 были утверждены генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций (ГСО). Эмитент облигаций - Министерство финансов РФ. Облигации являются именными государственными ценными бумагами, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов РФ в соответствии с законодательством и генеральными условиями. По срокам обращения облигации в зависимости от выпуска являются долгосрочными и среднесрочными.
Владельцами облигаций могут быть российские юридические лица - страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов. Облигации не обращаются на вторичном рынке. Передача прав на получение номинальной стоимости при погашении и купонных выплат, а также их залог не допускаются.
Владелец облигаций имеет право на получение при погашении облигации их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов. Предъявление облигаций к выкупу осуществляется в дни, установленные в решении о выпуске облигации.
Отсутствие вторичного рынка и, как следствие, низкая ликвидность облигаций послужили, очевидно, причиной невысокой популярности данной ценной бумаги среди участников рынка.