Урок первый

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 

 

Как всегда, на первом занятии мы наблюдаем, насколько трудно приложить к себе получаемые знания. Казалось бы, речь идет о знакомых понятиях – логике и этике. Можно предположить, что каждый понимает, с какими оценками он подходит к жизни. Но на первом занятии во всех группах ребята впадают в задумчивость или в недоумение по поводу противоположного способа оценки действительности.

«Не может же человек совсем не быть логиком!»

«Неужели кто‑то все просчитывает и объясняет?»

«А у меня и то и другое, так бывает?»

Это означает, что люди не знают своих сильных сторон, не замечают, на что они опираются в жизни на самом деле, не чувствуют своих слабостей. Получается, что мы принимаем очень важные решения, не зная себя, не понимая своих истинных потребностей и возможностей.

Именно поэтому трудно ожидать, что тесты, в больших количествах предлагаемые разными авторами, дадут хоть какой‑то результат. Что может ответить на вопросы теста человек, не представляющий базовых характеристик своей личности? Он отвечает так, как его учили, в соответствии с общественными ожиданиями или прямо наоборот, если он бунтарь по натуре.

Как уже говорилось, в соционике мы изучаем не простой параметр вроде группы крови или артериального давления, а систему, при помощи которой человек познает мир. Она никак не может быть проще, чем сам мир (а ведь он устроен очень сложно). И исследовать эту систему нужно с помощью адекватной ей другой системы, например, с помощью психики другого человека, которая по сложности не уступает структуре мира.

Современные компьютеры – неизмеримо проще, поэтому надежды на то, что они разберутся в нашей проблеме, иллюзорны. Тесты рассчитаны на способность человека к рациональной оценке своих истинных качеств, а также на его искреннее желание рассказать о них. Но не всегда этого можно с уверенностью ожидать.

Часто люди искренне стараются удовлетворить общественные ожидания и отвечают на тесты в соответствии с ними. Предположим, им нужно выбрать одно из двух следующих утверждений:

Эмоции никогда не затрагивают меня глубоко.

Я – человек переживаний и чувств.

Практика показывает, что логики часто выбирают второе утверждение, стараясь не показаться «бездушными». В то время как этики вполне могут выбрать и первое. Их яркая эмоциональность часто провоцирует окружающих на призывы быть сдержаннее. И они стараются.

Приведем другую пару утверждений из теста:

Умом живу больше, чем сердцем.

Сердцем живу больше, чем умом.

Поскольку люди себя не знают, они могут выдавать желаемое за действительное. Этику кажется, что, принимая решения, он руководствуется логикой, в то время как на самом деле человеку, знающему соционику, видно, что его стратегия строится с ориентацией на человеческие отношения и эмоциональные состояния. Но в культуре любое размышление принято относить к логике. Так и получается, что иногда этик выбирает первое утверждение.

И наоборот, логику может казаться, что поскольку его размышления сопровождаются переживаниями, то он выбирает решения, ориентируясь на голос сердца. К тому же, если речь идет о девушке, общество ждет от нее некоторой лиричности, душевности и романтичности. И она часто усматривает в себе именно это.

А на самом деле логик не всегда удачно строит общение, плохо контролируя эмоциональную обстановку, и часто переживает из‑за этого. Но это не значит, что он выпускает из виду причинно‑следственные связи мира. Как очевидное, это просто может не фиксироваться его сознанием.

К концу занятия ребята начали различать этические и логические проявления, но в себе определились немногие. Все‑таки идея универсального совершенства крепко пустила корни в наших головах. Не хочется соглашаться с тем, что у тебя не хватает хоть какой‑нибудь «прекрасной» черты.

Когда‑то Лев велел зверям разделиться на две группы: умные – направо, красивые – налево. Обезьяна чешет в затылке и говорит: «Мне что, разорваться, что ли?» Смешно, но в жизни мы уподобляемся этой обезьяне в буквальном смысле.

Пройдет много времени, пока ребята увидят, каким странным и нервным выглядит человек с размытыми типовыми границами, как его жалко и хочется выровнять, объяснить, насколько легче ему будет жить, если он освоится в своем истинном типе и оставит неуклюжие попытки быть сразу всем, а также ненужные претензии на универсальность.

 

Занятие 2. Сильный или быстрый? (Дихотомия «сенсорика – интуиция»)

 

Сегодня все высказались, почему они оказались здесь. Девочкам о соционике рассказали подруги. А Семен (ДЖЕК) сказал, что по блату. Вот уж правда, уникальность – двигатель экстравертного интуита.

На дом было задано понаблюдать вокруг себя проявления логики и этики. Оля (ШТИРЛИЦ), как обычно и бывает с ними, выполнила его замечательно: в тетрадочке записаны наблюдения за подружками.

– Почитай, какая замечательная книга!

– Да, я согласна, правильно написано.

Поделилась своими впечатлениями Алена (БАЛЬЗАК).

– У этой машины действительно хорошие технические данные. Ну, иди, хотя бы посиди в ней.

– Мне цвет не нравится, сиденье не поднято и вообще, люди здесь не улыбаются.

*

– Давай пальчики посчитаем: 1, 2, 3…

– Ой, щекотно!

*

– Здесь такие шторки! А какой преподаватель! Он так интересно говорит!Он пытается до нас донести…

– А что?

– Не знаю, я ж не слышу!

Полина (БАЛЬЗАК) рассказала о четырехлетнем мальчике, которого мама отослала поиграть в другой комнате, так как плохо себя чувствовала. Он несколько раз заходил в комнату и спрашивал ее:

– Мам, как себя чувствуешь?

– Плохо.

– Очень плохо? Ну, что, скоро придется в гроб класть?

 

Эпизод из архива 1.

Домашнее задание выполнили все. Но почему‑то рассказывали про то, как логики неуклюжи в этике. Видимо, еще не научились подмечать, как этики виртуозны в политике. А Катя (ГАМЛЕТ) – это праздник каждый день. Она художественно описала свои беседы с логиками.

Логик: Кажется, я чего‑то не увидел?

Этик: Чего?

Логик: Того, что наши отношения могут развиваться в правильном направлении.

Этик: Это в каком таком правильном?

Логик: Мы можем познакомиться поближе.

*

Логик: Ты еще не реализовала себя как женщина.

Этик: Да, я совершенно согласна. А что нужно, по‑твоему, делать?

Логик: Как что? В России катастрофически падает рождаемость. Ты просто обязана иметь больше одного ребенка! Если у тебя не хватит средств для воспитания большого количества детей, я тебе помогу. Только средства должны быть потрачены правильно. Ты их тратишь нерационально. Например, покупаешь «ночные платья»! В твоем возрасте пора как можно быстрее задуматься о будущем. Ты знаешь, что на самом деле главное в воспитании детей?

Этик: Что?

Логик: Образование. Все твои средства должны идти на правильные вещи: питание и образование. Все остальное – пустая трата времени и средств.

*

Этик: Я выхожу замуж!

Логик: А ты уверена, что смысл его жизни совпадает с твоим?

Этик: Ну, не знаю…

Логик: А какой у тебя смысл жизни?

Этик:Любовь, счастье…

Логик: А‑а‑а (разочарованно). Скажи, зачем люди выходят замуж?

Этик: Чтобы любить друг друга.

Логик: Нет, семья – это прежде всего дети. Ты не должна радоваться и веселиться. Твой долг – воспитание ребенка!

Оказалось, не надо далеко ходить за примерами разных способов оценки действительности. Только мы не отдаем себе отчета, насколько это важно в нашей повседневной жизни.

А теперь переходим к теме нашего занятия – «сенсорика – интуиция».

 

Эпизод из архива 2.

Оля К. (ДЖЕК) рассказала, что перечитала дневники, которые вела про каждую из своих дочерей: «Представляете, они уже в два года были логиком и этиком!»

Этик: Мамочка, тебя не поймешь! Сейчас ты добрая, а вчера была злая, а раньше опять была добрая.

Логик: У дяди усы, а у тети нет усов. У дедушки нет усов. Он ведь дядя? Надо ему купить усы!

 

Вот так соционика помогает в своей собственной жизни совершить важные открытия. И никаким другим способом их сделать невозможно.

Зоя (ДЮМА) рассказала, как наставляла подругу покаяться перед преподавателем, чтобы получить зачет. А та никак не понимала, зачем это и что это даст и что скажет преподаватель.

– Да какая разница, что он скажет?! – искренне возмущалась Зоя. – Главное, что он относиться к тебе будет хорошо!

А еще она рассказала, что ее мама‑этик для того, чтобы пообщаться, спрашивает у папы‑логика, зачем он положил сюда эту вещь. А папа сердится, так как вещь надо либо убрать, либо не приставать. Он же сказал, что просто так положил. Получается ссора.

На это Валентина (ДОН КИХОТ) искренне заметила, что никогда бы не догадалась, что это способ пообщаться.

 

Конспект занятия

 

Неявно, не всегда и не везде,

Но часто вдруг на жизненной дороге

По мере приближения к беде

Есть в воздухе сгущение тревоги.

Игорь Губерман

 

Проявил себя? Закрепи!

Андрей Кнышев

 

Согласно Юнгу, все человечество делится пополам в соответствии со способом непосредственного восприятия информации.

Одни люди более склонны замечать конкретные обстоятельства, свойства предметов, четко осознавать свои ощущения. Их в соционике называют сенсориками.

Это люди, умеющие проявить волю, защитить личную территорию, они четко дозируют проявления своей агрессии и ограничивают чужую. Сенсорики чувствуют состояние своего организма и окружающей среды, умеют распознать болезнь на ранней стадии, чувствуют, чем ее вылечить. Комфорт, удобство, качество, эргономика – понятия, о которых они судят вполне компетентно.

Другие лучше улавливают тенденции и возможности. Их жизнь полна предчувствий, самых общих взглядов и неожиданно подвернувшихся удач. Их, вслед за Юнгом, называют интуитами.

Это люди, чувствующие ритмы окружающей жизни. Их самый общий целостный взгляд на мир включает и возможные варианты текущих событий. Они всегда отличат то, что действительно может случиться, от пустой фантазии. Интуиты способны усвоить огромный массив информации, усмотреть в нем очень далекие связи, почувствовать точный прогноз событий. Их собственные ритмы столь высоки, что они проскакивают мимо конкретики настоящего, прослеживая тенденции многочисленных процессов окружающего мира.

Надо сказать, что в нашей сегодняшней культуре не принято серьезно относиться к интуиции. Предчувствиям не доверяют, внезапные прозрения требуют обосновать, не понимая, что интуиция выдает на поверхность сознания то, что созревало в глубинах подсознания. В связи с этим просто невозможно проследить пути к механизму сборки целостного образа. Но такой способ обработки информации не менее важен, чем непосредственно сенсорный. Ведь говорят же, что большие события бросают перед собой тень. Именно интуиты улавливают ее и готовят общество к грядущим переменам.

Слушали, пытались представить. Смотрели фрагменты фильмов с известными персонажами. Это должно помочь генерации образа. Обратили внимание, насколько неубедительно смотрится проявление агрессии при слабой сенсорике.

 

Эпизод из архива 3.

Перед занятием к нам зашли ребята из предыдущей группы. Пока мы заканчивали беседу, стали собираться студенты. Интуиты ДОН КИХОТ, ДОСТОЕВСКИЙ и БАЛЬЗАК увидели, что их места заняты, и пересели на другие. Потом пришел ЖУКОВ и сел на свое. Когда занятие уже началось, пришли два МАКСИМА, увидели, что на их прежнем месте остался один стул, взяли второй и уселись на свое старое место. Когда мы начали разговор о сенсорике/интуиции, этот факт стал блестящей иллюстрацией к рассказу о том, что сенсорики держат территорию, а интуиты – нет.

Порассуждали, как распределить обязанности в паре с полным набором функций. Всем уже понятно, что за сенсорные задачи должен отвечать сенсорик, за интуитивные – интуит, за логические – логик, а за этические – этик. Правда не сложная идея?

Логики должны брать на себя вопросы формальностей, изобретение технологий, экономические задачи, решать юридические проблемы. В семье это может выражаться в разработке семейного бюджета, оформлении документов, подготовке к ремонту и т. д.

Этики отвечают за поддержание хорошего психологического климата во вверенном им коллективе, организацию праздников, предупреждение конфликтов. В семье именно этик несет ответственность за атмосферу, отслеживает текущее состояние отношений, помогает детям разбираться в гуманитарных предметах.

Сенсорикам следует взять на себя конкретную заботу о благосостоянии, здоровье членов семьи, питании, одежде, комфорте и уюте. Только сенсорик, обладая настоящей волей, может довести до конца задуманное им самим и другими членами семьи.

Интуиты должны решать вопросы перспективного планирования, развития способностей членов семьи, находить новые возможности для своих близких и заранее сообщать о переменах, которые они предчувствуют. Только интуит, в полной мере оценив возможности, может знать, что требовать, а чего не требовать от каждого члена семьи.

На утверждение, что лупить ребенка должен сенсорик, поскольку интуит не знает меры в агрессии, живо отреагировали Саша (МАКСИМ) и Лена (ЕСЕНИН). Они знают это по собственному опыту.

 

Эпизод из архива 4.

В паре с полным набором функций была даже маленькая находка. Виталий (ЖУКОВ) на вопрос «кто должен помогать ребенку писать сочинения?» ответил, что это зависит от ребенка. Если он этик, то логик должен помочь ему составить план и свести концы с концами. Если он логик, то этик должен помочь ему почувствовать тонкости лирических моментов.

 

 

Как всегда, на первом занятии мы наблюдаем, насколько трудно приложить к себе получаемые знания. Казалось бы, речь идет о знакомых понятиях – логике и этике. Можно предположить, что каждый понимает, с какими оценками он подходит к жизни. Но на первом занятии во всех группах ребята впадают в задумчивость или в недоумение по поводу противоположного способа оценки действительности.

«Не может же человек совсем не быть логиком!»

«Неужели кто‑то все просчитывает и объясняет?»

«А у меня и то и другое, так бывает?»

Это означает, что люди не знают своих сильных сторон, не замечают, на что они опираются в жизни на самом деле, не чувствуют своих слабостей. Получается, что мы принимаем очень важные решения, не зная себя, не понимая своих истинных потребностей и возможностей.

Именно поэтому трудно ожидать, что тесты, в больших количествах предлагаемые разными авторами, дадут хоть какой‑то результат. Что может ответить на вопросы теста человек, не представляющий базовых характеристик своей личности? Он отвечает так, как его учили, в соответствии с общественными ожиданиями или прямо наоборот, если он бунтарь по натуре.

Как уже говорилось, в соционике мы изучаем не простой параметр вроде группы крови или артериального давления, а систему, при помощи которой человек познает мир. Она никак не может быть проще, чем сам мир (а ведь он устроен очень сложно). И исследовать эту систему нужно с помощью адекватной ей другой системы, например, с помощью психики другого человека, которая по сложности не уступает структуре мира.

Современные компьютеры – неизмеримо проще, поэтому надежды на то, что они разберутся в нашей проблеме, иллюзорны. Тесты рассчитаны на способность человека к рациональной оценке своих истинных качеств, а также на его искреннее желание рассказать о них. Но не всегда этого можно с уверенностью ожидать.

Часто люди искренне стараются удовлетворить общественные ожидания и отвечают на тесты в соответствии с ними. Предположим, им нужно выбрать одно из двух следующих утверждений:

Эмоции никогда не затрагивают меня глубоко.

Я – человек переживаний и чувств.

Практика показывает, что логики часто выбирают второе утверждение, стараясь не показаться «бездушными». В то время как этики вполне могут выбрать и первое. Их яркая эмоциональность часто провоцирует окружающих на призывы быть сдержаннее. И они стараются.

Приведем другую пару утверждений из теста:

Умом живу больше, чем сердцем.

Сердцем живу больше, чем умом.

Поскольку люди себя не знают, они могут выдавать желаемое за действительное. Этику кажется, что, принимая решения, он руководствуется логикой, в то время как на самом деле человеку, знающему соционику, видно, что его стратегия строится с ориентацией на человеческие отношения и эмоциональные состояния. Но в культуре любое размышление принято относить к логике. Так и получается, что иногда этик выбирает первое утверждение.

И наоборот, логику может казаться, что поскольку его размышления сопровождаются переживаниями, то он выбирает решения, ориентируясь на голос сердца. К тому же, если речь идет о девушке, общество ждет от нее некоторой лиричности, душевности и романтичности. И она часто усматривает в себе именно это.

А на самом деле логик не всегда удачно строит общение, плохо контролируя эмоциональную обстановку, и часто переживает из‑за этого. Но это не значит, что он выпускает из виду причинно‑следственные связи мира. Как очевидное, это просто может не фиксироваться его сознанием.

К концу занятия ребята начали различать этические и логические проявления, но в себе определились немногие. Все‑таки идея универсального совершенства крепко пустила корни в наших головах. Не хочется соглашаться с тем, что у тебя не хватает хоть какой‑нибудь «прекрасной» черты.

Когда‑то Лев велел зверям разделиться на две группы: умные – направо, красивые – налево. Обезьяна чешет в затылке и говорит: «Мне что, разорваться, что ли?» Смешно, но в жизни мы уподобляемся этой обезьяне в буквальном смысле.

Пройдет много времени, пока ребята увидят, каким странным и нервным выглядит человек с размытыми типовыми границами, как его жалко и хочется выровнять, объяснить, насколько легче ему будет жить, если он освоится в своем истинном типе и оставит неуклюжие попытки быть сразу всем, а также ненужные претензии на универсальность.

 

Занятие 2. Сильный или быстрый? (Дихотомия «сенсорика – интуиция»)

 

Сегодня все высказались, почему они оказались здесь. Девочкам о соционике рассказали подруги. А Семен (ДЖЕК) сказал, что по блату. Вот уж правда, уникальность – двигатель экстравертного интуита.

На дом было задано понаблюдать вокруг себя проявления логики и этики. Оля (ШТИРЛИЦ), как обычно и бывает с ними, выполнила его замечательно: в тетрадочке записаны наблюдения за подружками.

– Почитай, какая замечательная книга!

– Да, я согласна, правильно написано.

Поделилась своими впечатлениями Алена (БАЛЬЗАК).

– У этой машины действительно хорошие технические данные. Ну, иди, хотя бы посиди в ней.

– Мне цвет не нравится, сиденье не поднято и вообще, люди здесь не улыбаются.

*

– Давай пальчики посчитаем: 1, 2, 3…

– Ой, щекотно!

*

– Здесь такие шторки! А какой преподаватель! Он так интересно говорит!Он пытается до нас донести…

– А что?

– Не знаю, я ж не слышу!

Полина (БАЛЬЗАК) рассказала о четырехлетнем мальчике, которого мама отослала поиграть в другой комнате, так как плохо себя чувствовала. Он несколько раз заходил в комнату и спрашивал ее:

– Мам, как себя чувствуешь?

– Плохо.

– Очень плохо? Ну, что, скоро придется в гроб класть?

 

Эпизод из архива 1.

Домашнее задание выполнили все. Но почему‑то рассказывали про то, как логики неуклюжи в этике. Видимо, еще не научились подмечать, как этики виртуозны в политике. А Катя (ГАМЛЕТ) – это праздник каждый день. Она художественно описала свои беседы с логиками.

Логик: Кажется, я чего‑то не увидел?

Этик: Чего?

Логик: Того, что наши отношения могут развиваться в правильном направлении.

Этик: Это в каком таком правильном?

Логик: Мы можем познакомиться поближе.

*

Логик: Ты еще не реализовала себя как женщина.

Этик: Да, я совершенно согласна. А что нужно, по‑твоему, делать?

Логик: Как что? В России катастрофически падает рождаемость. Ты просто обязана иметь больше одного ребенка! Если у тебя не хватит средств для воспитания большого количества детей, я тебе помогу. Только средства должны быть потрачены правильно. Ты их тратишь нерационально. Например, покупаешь «ночные платья»! В твоем возрасте пора как можно быстрее задуматься о будущем. Ты знаешь, что на самом деле главное в воспитании детей?

Этик: Что?

Логик: Образование. Все твои средства должны идти на правильные вещи: питание и образование. Все остальное – пустая трата времени и средств.

*

Этик: Я выхожу замуж!

Логик: А ты уверена, что смысл его жизни совпадает с твоим?

Этик: Ну, не знаю…

Логик: А какой у тебя смысл жизни?

Этик:Любовь, счастье…

Логик: А‑а‑а (разочарованно). Скажи, зачем люди выходят замуж?

Этик: Чтобы любить друг друга.

Логик: Нет, семья – это прежде всего дети. Ты не должна радоваться и веселиться. Твой долг – воспитание ребенка!

Оказалось, не надо далеко ходить за примерами разных способов оценки действительности. Только мы не отдаем себе отчета, насколько это важно в нашей повседневной жизни.

А теперь переходим к теме нашего занятия – «сенсорика – интуиция».

 

Эпизод из архива 2.

Оля К. (ДЖЕК) рассказала, что перечитала дневники, которые вела про каждую из своих дочерей: «Представляете, они уже в два года были логиком и этиком!»

Этик: Мамочка, тебя не поймешь! Сейчас ты добрая, а вчера была злая, а раньше опять была добрая.

Логик: У дяди усы, а у тети нет усов. У дедушки нет усов. Он ведь дядя? Надо ему купить усы!

 

Вот так соционика помогает в своей собственной жизни совершить важные открытия. И никаким другим способом их сделать невозможно.

Зоя (ДЮМА) рассказала, как наставляла подругу покаяться перед преподавателем, чтобы получить зачет. А та никак не понимала, зачем это и что это даст и что скажет преподаватель.

– Да какая разница, что он скажет?! – искренне возмущалась Зоя. – Главное, что он относиться к тебе будет хорошо!

А еще она рассказала, что ее мама‑этик для того, чтобы пообщаться, спрашивает у папы‑логика, зачем он положил сюда эту вещь. А папа сердится, так как вещь надо либо убрать, либо не приставать. Он же сказал, что просто так положил. Получается ссора.

На это Валентина (ДОН КИХОТ) искренне заметила, что никогда бы не догадалась, что это способ пообщаться.

 

Конспект занятия

 

Неявно, не всегда и не везде,

Но часто вдруг на жизненной дороге

По мере приближения к беде

Есть в воздухе сгущение тревоги.

Игорь Губерман

 

Проявил себя? Закрепи!

Андрей Кнышев

 

Согласно Юнгу, все человечество делится пополам в соответствии со способом непосредственного восприятия информации.

Одни люди более склонны замечать конкретные обстоятельства, свойства предметов, четко осознавать свои ощущения. Их в соционике называют сенсориками.

Это люди, умеющие проявить волю, защитить личную территорию, они четко дозируют проявления своей агрессии и ограничивают чужую. Сенсорики чувствуют состояние своего организма и окружающей среды, умеют распознать болезнь на ранней стадии, чувствуют, чем ее вылечить. Комфорт, удобство, качество, эргономика – понятия, о которых они судят вполне компетентно.

Другие лучше улавливают тенденции и возможности. Их жизнь полна предчувствий, самых общих взглядов и неожиданно подвернувшихся удач. Их, вслед за Юнгом, называют интуитами.

Это люди, чувствующие ритмы окружающей жизни. Их самый общий целостный взгляд на мир включает и возможные варианты текущих событий. Они всегда отличат то, что действительно может случиться, от пустой фантазии. Интуиты способны усвоить огромный массив информации, усмотреть в нем очень далекие связи, почувствовать точный прогноз событий. Их собственные ритмы столь высоки, что они проскакивают мимо конкретики настоящего, прослеживая тенденции многочисленных процессов окружающего мира.

Надо сказать, что в нашей сегодняшней культуре не принято серьезно относиться к интуиции. Предчувствиям не доверяют, внезапные прозрения требуют обосновать, не понимая, что интуиция выдает на поверхность сознания то, что созревало в глубинах подсознания. В связи с этим просто невозможно проследить пути к механизму сборки целостного образа. Но такой способ обработки информации не менее важен, чем непосредственно сенсорный. Ведь говорят же, что большие события бросают перед собой тень. Именно интуиты улавливают ее и готовят общество к грядущим переменам.

Слушали, пытались представить. Смотрели фрагменты фильмов с известными персонажами. Это должно помочь генерации образа. Обратили внимание, насколько неубедительно смотрится проявление агрессии при слабой сенсорике.

 

Эпизод из архива 3.

Перед занятием к нам зашли ребята из предыдущей группы. Пока мы заканчивали беседу, стали собираться студенты. Интуиты ДОН КИХОТ, ДОСТОЕВСКИЙ и БАЛЬЗАК увидели, что их места заняты, и пересели на другие. Потом пришел ЖУКОВ и сел на свое. Когда занятие уже началось, пришли два МАКСИМА, увидели, что на их прежнем месте остался один стул, взяли второй и уселись на свое старое место. Когда мы начали разговор о сенсорике/интуиции, этот факт стал блестящей иллюстрацией к рассказу о том, что сенсорики держат территорию, а интуиты – нет.

Порассуждали, как распределить обязанности в паре с полным набором функций. Всем уже понятно, что за сенсорные задачи должен отвечать сенсорик, за интуитивные – интуит, за логические – логик, а за этические – этик. Правда не сложная идея?

Логики должны брать на себя вопросы формальностей, изобретение технологий, экономические задачи, решать юридические проблемы. В семье это может выражаться в разработке семейного бюджета, оформлении документов, подготовке к ремонту и т. д.

Этики отвечают за поддержание хорошего психологического климата во вверенном им коллективе, организацию праздников, предупреждение конфликтов. В семье именно этик несет ответственность за атмосферу, отслеживает текущее состояние отношений, помогает детям разбираться в гуманитарных предметах.

Сенсорикам следует взять на себя конкретную заботу о благосостоянии, здоровье членов семьи, питании, одежде, комфорте и уюте. Только сенсорик, обладая настоящей волей, может довести до конца задуманное им самим и другими членами семьи.

Интуиты должны решать вопросы перспективного планирования, развития способностей членов семьи, находить новые возможности для своих близких и заранее сообщать о переменах, которые они предчувствуют. Только интуит, в полной мере оценив возможности, может знать, что требовать, а чего не требовать от каждого члена семьи.

На утверждение, что лупить ребенка должен сенсорик, поскольку интуит не знает меры в агрессии, живо отреагировали Саша (МАКСИМ) и Лена (ЕСЕНИН). Они знают это по собственному опыту.

 

Эпизод из архива 4.

В паре с полным набором функций была даже маленькая находка. Виталий (ЖУКОВ) на вопрос «кто должен помогать ребенку писать сочинения?» ответил, что это зависит от ребенка. Если он этик, то логик должен помочь ему составить план и свести концы с концами. Если он логик, то этик должен помочь ему почувствовать тонкости лирических моментов.