Урок пятый
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87
Неожиданно для себя ребята стали говорить на языке соционики. Оказывается, они уже хорошо чувствуют, что именно проявляется – белая или черная сенсорика, эмоции или отношения. А ведь еще неделю назад они и представить себе не могли, что им будет понятно, о чем идет речь в этих загадочных названиях. Проявился «эффект 29‑го дня».
Дело в том, что знания наши накапливаются нелинейно, поскольку каждое изученное понятие активирует лавину наблюдений и размышлений. При этом мозг прогнозирует события линейно, и сначала прирост знания кажется меньше ожидаемого, зато потом резко перегоняет наши прогнозы.
Предложили ребятам решить задачку про кувшинки, число которых удваивается каждый день, и за месяц они покрывают пруд полностью. Спрашивается, на какой день закроется половина пруда.
Тут этики дружно сказали, что этого нипочем не сосчитать, поскольку рост будет зависеть от погоды. Но Николай (ДЖЕК) и Полина (БАЛЬЗАК) все же сосчитали, что это произойдет на 29‑й день.
Тогда все притихли. Впечатляет, что за день до катастрофы ее еще никто не ждет. Вот так и истинное знание проявляет свой нелинейный, активный характер. Еще вчера человек путался в названиях, а сегодня все сложилось в стройную систему, и перед ним целостная картина мира, любое проявление которой в принципе понятно.
Секрет здесь в том, что истинное знание само обеспечивает свой активный прирост. Каждая крупица его обрастает наблюдениями, уточняется и расширяется по мере применения в жизни. Главное, чтобы в повседневных ситуациях было наблюдаемо то, о чем с энтузиазмом рассказывает учитель. В этом смысле соционика не имеет себе равных: каждое ее утверждение непосредственно касается того, кто ее изучает, а также его близких.
С одной стороны, такое знание трудно принять, ведь образ себя уже сложился (и неплохой!), а тут предлагается подумать о каких‑то там «слабых функциях». Нежелание менять представление о себе часто может спровоцировать отказ от соционического знания.
С другой стороны, знание, которое для повышения квалификации требует только наблюдательности, при том, что материал для его пополнения окружает нас всегда и везде, осваивается лавинообразно. Это означает, что у каждого из нас есть реальный шанс отточить свое мастерство и стать хорошим диагностом.
Занятие 6. Модель А. Удивительное – внутри нас
На разборе предыдущего занятия мы обратили внимание ребят на то, как определял тип Оли (ДОСТОЕВСКИЙ) посетивший нас профессиональный психолог. Сначала полчаса на тесты, полчаса на обработку, потом результат – то ли ДОСТОЕВСКИЙ, то ли ГАМЛЕТ. А ребята, которые всего две недели назад приобщились к соционическому знанию, на пятом занятии справились с задачей определения типа Оли за 15 минут. Это говорит, конечно, не столько об их гениальности, сколько об эффективности метода и чистоте типа Оли. Это не мистика, мы наблюдаем такое в каждой группе.
Конечно, при тестировании людей менее гармоничных, у которых тип искажен (а таких примерно 80%), потребуется более солидный багаж знаний и практических навыков. Иногда даже опытный соционик с трудом различает, например, логику, наработанную упорным трудом, и логику, имманентно присущую типу, но нешлифованную. Таково давление общества на воспитателей и воспитуемых и, соответственно, его последствия, сквозь которые должен пробиться исследователь.
Переходим к модели А. Это центральное занятие, на котором осваиваются ключевые положения соционической диагностики, поэтому в группах мы не жалеем времени на то, чтобы обсудить материал подробно.
Конспект занятия
А ведь есть не только погасшие звезды,
свет от которых все еще приходит к нам,
но и новые, уже родившиеся,
свет от которых до нас еще не дошел…
Ст. Ежи Лец
Для успешного выживания нам необходим полный набор функций, с помощью которых мы воспринимаем все стороны мира. Но у человека они не могут присутствовать в одинаково сильном виде, так как требуют взаимоисключающих условий для своей работы. Поэтому половина функций у нас представлена в слабом варианте. Именно такое распределение функций по силе и осознанности в структуре каждого типа и отражает модель А.
Гениальное изобретение Аушры Аугустинавичюте, эта модель в компактном виде содержит в себе такую бездну информации о типе, что говорить о ней придется два занятия, осваивать в течение всего курса, и при этом останется еще достаточно материала для курса второй ступени.
Вот очень короткое описание распределения функций по позициям (ячейкам) модели А.
Каждая из изученных на предыдущих занятиях 8 функций выполняет свою роль и занимает определенную позицию в модели А любого типа личности. Функция, попавшая на первую позицию, называется базовой, ее можно считать основой личности. Она настроена на восприятие наиболее обширного массива данных по своему профилю.
Вторая функция – творческая – стоит на второй позиции модели А. По ней человек способен творить, создавать нечто новое, чего не было в мире до него. С нее же осуществляется основная критика происходящего вокруг.
На третьей позиции находится ролевая функция. Она значительно слабее первых двух и работает, как правило, лишь время от времени. Это происходит в тех случаях, когда человек по каким‑то причинам не хочет показывать свое истинное лицо, старается продемонстрировать дополнительные возможности. Однако нужно помнить, что долго работать по ролевой функции трудно, быстро наступает усталость.
На четвертой позиции располагается наиболее проблемная болевая функция, или, иначе, точка наименьшего сопротивления. По ней труднее всего собирать, усваивать и применять информацию. Одним словом, в тех случаях, когда человек вынужден прибегать к услугам этой функции, он испытывает наибольший дискомфорт, чувствуя себя весьма некомпетентно рядом с кем‑то другим. Это – своего рода Ахиллесова пята, которую каждый из нас старательно прикрывает, набирая данные по этому информационному аспекту в течение всей жизни.
Четыре первые функции в целом представляют собой ментальное кольцо. Это название обозначает, что информация, идущая по ним, воспринимается нами осознанно, то есть находится у нас в сознании.
А вот четыре оставшиеся функции плохо осознаются человеком, они образуют так называемое витальное кольцо. Здесь циркулирует такая информация, которая обеспечивает человеку выживание. Речь идет о стандартных программах действий, обучившись которым в детстве, мы не слишком задумываемся над тем, что делаем. По этим четырем функциям мы работаем, так сказать, на автопилоте.
В витальном кольце также есть четыре позиции. Для простоты будем называть функции по номерам их позиций.
Здесь находится пятая – суггестивная – функция. По ней информация воспринимается от других некритично и с благодарностью. Позитивная информация по этой функции доставляет человеку большое удовольствие, негативная же – больно ранит.
Шестая функция – референтная. Информация, проходящая по ней, связана с ценностями нашего ближайшего окружения. Что думают по данному аспекту люди, к оценкам которых мы испытываем доверие, то обычно думаем и мы. Что они предлагают нам делать, то, как правило, делаем и мы, не слишком полагаясь на свое собственное мнение или умения.
Седьмая функция носит название ограничительной. В тех случаях, когда мы напуганы или хотим исчезнуть с арены действий, мы прибегаем к ее помощи, неосознанно озвучивая информацию соответствующего аспекта.
И, наконец, восьмая функция, которую называют обычно фоновой, в автоматическом режиме посылает свою информацию в мир. Она, как правило, работает всегда сама по себе, обеспечивая оперативное исправление ситуации при малейшем намеке на сбой. Это может быть восстановление смысла, исправление настроения или действие, остро необходимое в данный момент, в зависимости от содержания восьмой функции модели А.
Каждый соционический тип обладает всеми восемью функциями, но у каждого они попадают на разные позиции в модели А.
Для лучшего усвоения теории мы проследили, как ведет себя конкретная функция в каждой из восьми позиций модели А на примере структурной логики. В социотипах учащихся этой группы структурная логика представлена только в 1‑й, 3‑й, 6‑й, 7‑й и 8‑й ячейках.
Ребята согласно кивали, когда слушали, как проявляет себя структурная логика в их собственной модели, сопоставляя наши описания со своим личным опытом.
Мы вспомнили опыт тестирования юноши ГЕКСЛИ, который очень ярко рассказывал о своих способах работы по болевой структурной логике (4‑я позиция модели А).
«Сложные геометрические доказательства я делил на отдельные фрагменты и смотрел, какой прием они там использовали. Так и заучивал все по кускам, а потом воспроизводил и получал свои пятерки.»
Здесь характерна отстраненность от самого процесса доказательства. Ведь проблемы, которые приходится решать по четвертой позиции, всегда воспринимаются как поставленные другими людьми, как навязанные извне.
Чтобы наглядно продемонстрировать работу 8‑й (фоновой) структурной логики, Е. А. (ГАБЕН) рассказала о том, как читала случайно попавшуюся ей книгу о чудесах.
Там, в частности, описывалось, что душе заболевшего ламы предстояло войти в тело некоего англичанина, который не хотел больше жить. Для того чтобы помочь англичанину расстаться с жизнью, ему предложили спрыгнуть с дерева. После того как его душа отлетела, в пустующее тело с помощью определенного ритуала была перенесена душа самого ламы. Последний с трудом начал осваиваться в чужом теле. Спустя некоторое время он открыл глаза и встал на ноги. Чудо произошло.
Скептическая Полина (БАЛЬЗАК) немедленно задала тот же вопрос, что Е. А. при первом прочтении этой истории:
– А зачем же ему понадобилось тело с переломанной шеей или разбитой головой?
И в самом деле, если полученные травмы были несовместимы с жизнью одного человека, то как в том же самом теле мог успешно существовать другой? Чудеса не выдержали проверки под внимательным взглядом структурной логики (8‑я позиция модели А), одинаковой у БАЛЬЗАКА и ГАБЕНА.
Эпизод из архива 1.
При обсуждении структурной логики в разных ячейках модели А каждый рассказывал о себе.
Катя (ГАМЛЕТ) вспоминала о своей слабости к научным теориям по суггестивной структурной логике. ГАМЛЕТЫ очень любят умные разговоры. «Теоретические» обоснования производят на них сильное впечатление – это они уважают!
Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) улыбалась, когда говорили о ролевой структурной логике. Она рассказала, что любит поспорить, логически обосновывая какую‑нибудь свою концепцию.
Антон (ДОН КИХОТ) подтвердил, что так оно и есть, и добавил, что эти споры, как правило, прекращает именно он, понимая, что доказательство зашло в тупик и ничего объяснить невозможно.
С творческой структурной логики, присущей ДОН КИХОТУ, момент потери смысла чувствуется очень точно.
Человеку этого типа по плечу создание новых теорий, обнаружение глубоких смысловых связей, критический подход к существующим логическим построениям. Он свободно оперирует любыми схемами, сочетая их в самых причудливых комбинациях, – таково проявление структурной логики во второй позиции.
Виталий (ЖУКОВ) заинтересовался детским блоком модели А:
– А не там ли лежат наши внушенные комплексы, с которыми всем надо бы разобраться?
Да, там. И разбираться с этим нам еще предстоит.
В порядке закрепления материала пропустили через модель А черную сенсорику. По первой функции все настолько очевидно, что тут нечего даже обсуждать. Поговорили о силе и правильности желаний волевого сенсорика (ЖУКОВ, НАПОЛЕОН, МАКСИМ, ДРАЙЗЕР). На что Виталий (ЖУКОВ), имея опыт близкого общения с НАПОЛЕОНАМИ, заявил, что они «не всегда правильно хотят». Может, и неправильно, но зато всегда красиво. Ведь, в отличие от ЖУКОВА, творческая этика отношений подсказывает им, как произвести наиболее эффектное впечатление на окружающих.
МАКСИМЫ отчитались по творческой функции в том, как они мобилизуют волю, если им это нужно. Ира (БАЛЬЗАК) рассказала про своего брата (ДРАЙЗЕРА), который в свое время всем на удивление отказался от услуг репетиторов и самостоятельно подготовился к поступлению в институт. Все присутствующие оценили его творческую волю (2‑я позиция модели А).
Когда мы описывали работу ролевой волевой сенсорики (3‑я позиция модели А), скромно кивал Антон (ДОН КИХОТ), да, он любит покомандовать.
– Но вообще‑то раздражает, что не очень слушаются, – с достойной самоиронией потом заметил он.
А Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) подробно рассказала о своих ощущениях, о том, как плохо она себя чувствует, когда грозит наезд на ее «территорию». Не то чтобы она боялась. Но хочется всеми силами избежать подобного стиля общения. Так проявляет себя волевая сенсорика в 4‑й позиции модели А.
По суггестивной волевой сенсорике (5‑я позиция модели А) Ира (БАЛЬЗАК) с пониманием откликнулась на рассказ Е. А. о котенке по имени Гав, который предпочитал бояться грозы на крыше – так интереснее. И было видно, как близко ей такое решение. По 5‑й функции человек всегда воспринимает информацию с интересом и доверием.
Референтная волевая сенсорика (6‑я позиция модели А) тоже нашла опору в опыте наших учеников: ГАМЛЕТЫ сознавались, что легко и без сопротивления подчиняются решительным указаниям, а МАКСИМЫ с удовлетворением констатировали, что это действительно так.
Костя (ГАМЛЕТ) рассказал, как однажды в походе он подвернул ногу и раскис. Тогда Наташа (МАКСИМ) решительно скомандовала:
– Ну‑ка быстро вставай, у тебя 20 детей, мы же не можем оставаться здесь на ночь!
– И представляете, я тут же просто встал и пошел, – с радостным изумлением сказал Костя.
Виталий (ЖУКОВ) отметил похожее поведение у знакомого ДЖЕКА.
Ограничительную функцию Е. А. во всей красе продемонстрировать не смогла, так как не была достаточно рассержена. Но постаралась описать. Обычно разъяренный ГАБЕН сначала бьет в глаз, а уже потом начинает разбираться, в чем там было дело.
Представителей фоновой волевой сенсорики (8‑я позиция модели А) у нас не оказалось, но знакомых ШТИРЛИЦЕВ и ГЮГО у всех было достаточно, чтобы понять, что такое воля без слов на деле.
Ахиллесова пята.
Второй, важнейший момент сегодняшней теории – болевые точки типов. Поговорили о том, как работают все восемь функций в 4‑й позиции модели А, в месте наименьшего сопротивления. У нас в группе представлены болевые точки по логике действий, этике эмоций, интуиции возможностей, волевой сенсорике, сенсорике ощущений, интуиции времени. Не хватает только структурной логики и этики отношений.
Такой разговор всегда впечатляет, так как в учебных целях в обязательном порядке обсуждается болевая точка каждого из присутствующих. Ребята получают возможность почувствовать на себе, как невинные, на первый взгляд, темы могут принести массу неудобств партнеру.
Эпизод из архива 2.
Когда затронули сенсорику ощущений в 4‑й позиции, Катя (ГАМЛЕТ) пожаловалась, что сослуживцы любят поговорить о том, кто чем лечится, кто что ест и где какие продукты покупает, как она выразилась, «с отвратительными подробностями». А ее это так напрягает! Остальные заинтересованно сочувствовали.
А когда перешли к этике отношений в четвертой позиции, и Виталий (ЖУКОВ), и Антон (ДОН КИХОТ) разволновались. Их действительно дезориентируют вопросы отношений с людьми, а куда от них денешься? Им стоит решать эти вопросы через структурную логику.
Перегрузки по точке наименьшего сопротивления.
Четвертая функция модели А воспринимает информацию болезненно и в ограниченном объеме. Суждения по ней не отражают реальную обстановку. Это область знаний, по которой человек всю жизнь собирает сведения, но не может составить достаточно полной картины, чтобы правильно и быстро оценить текущую ситуацию.
Болевая точка, как индикатор, просто показывает, что начался процесс, который не удастся контролировать, а стало быть, следует принять меры защиты.
Обычно человек отдает себе отчет в том, что это не его область компетенции, и обращается за поддержкой и советом к тем, кто проявил способности именно в разрешении данных вопросов. Если что‑то мешает человеку попросить поддержки (скажем, он считает себя универсальным гением), то ему приходится привлекать скромные возможности четвертой функции для решения своих проблем. При этом возникает целый ряд трудностей.
1. Болевая точка очень чувствительна и воспринимает мельчайшие фрагменты информации как существенные или угрожающие, часто мобилизуя защитные реакции там, где они не требуются.
2. Ей трудно оценить реальную величину угрозы или удачи – она быстро перегружается.
3. В проявлении болевой точки трудно удержать чувство меры, и суждения часто срываются в излишнюю категоричность или полную неуверенность в усвоении информации.
Если человек форсирует работу по своей функции в четвертой позиции модели А, усугубляются его личностные проблемы. Рассмотрим такие проявления у каждого типа.
Логика действий (ДЮМА, ЕСЕНИН).
Активно проявляется как демонстрация трудолюбия и хозяйственности. Окружающим подробно рассказывается, как надо тратить деньги или делать ремонт. Возражения и критика воспринимаются с обидой, как неуважение к опыту. Быстрое понимание со стороны собеседника вызывает подозрение, что человек несерьезно относится к разговору. Советы о других способах действий кажутся нападением. Такая позиция очень усложняет совместную работу.
Пассивное проявление – это на самом деле пассивность. Человек предпочитает ничего не предпринимать без крайней необходимости, не тратить деньги, чтобы не пришлось думать, где их заработать, не затевать ремонт, чтобы не столкнуться с трудностями, не принимать решений о действиях, в надежде, что все решится само… Каждый, кто ожидает сотрудничества, отвергается, как назойливая помеха.
Этика эмоций (БАЛЬЗАК, ГАБЕН).
Активно проявляется как претензия на артистичность, желание быть предметом восторга и поклонения. Иногда, наоборот, жестко осуждается бурное проявление эмоций во всех случаях жизни. Веселящиеся люди объявляются легкомысленными, способы эмоционального самовыражения жестко делятся на правильные и неправильные. Правильные навязываются окружающим вне зависимости от того, к чему располагает обстановка.
Пассивное проявление – это вытеснение из сознания эмоциональных факторов. Человек не позволяет себя любить, блокирует как свои, так и чужие эмоции, гордится своей сдержанностью, считает, что в жизни не должно быть места страстям, от которых все несчастья. Это обедняет отношения и в конце концов истощает энергетику самого человека.
Волевая сенсорика (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ).
Активно проявляется как жестокость под видом принципиальности, когда ради идеи допускается суровое наказание несогласных или жестко насаждается всеобщая справедливость (история знает такие примеры). Человек не чувствует меры в упрямстве, чем отпугивает сторонников и наживает врагов.
Пассивное проявление – это сознательное ограничение своей территории, отказ от защиты некоторых своих интересов, непротивление, якобы по убеждению, выступление в роли жертвы бездушных обстоятельств. Помощь в защите интересов такого человека весьма осложнена. На его взгляд люди, защищающие свои (и его) интересы, кажутся жестокими и грубыми.
Интуиция возможностей (МАКСИМ, ДРАЙЗЕР).
Активно проявляется как убежденность в том, что ничего случайного на свете не существует. Человек неустанно доказывает, что ко всему можно подготовиться заранее, если ты не разгильдяй, требует от других полной определенности решений. Такой человек перегружается страховками и не бывает готов гибко отреагировать на резкие перемены в жизни, которые не совпали с его ожиданиями.
Пассивно точка наименьшего сопротивления проявляется как нежелание рисковать и осваивать новые возможности. Человек убежден, что реально существует только синица в руках, и разговоры о возможностях воспринимает, как желание разрушить его жизнь. Реально же его жизнь затухает без притока новых перспектив.
Структурная логика (НАПОЛЕОН, ГЕКСЛИ).
Активно проявляется как уличение окружающих в невыполнении некоторых правил, которые обязательны для всех. При этом не учитывается логика конкретной ситуации, в которой данное правило может быть неприменимо либо переходит в другое. Объяснения воспринимаются как непослушание и усугубляют напряжение в отношениях. Такое принесение гармонии в жертву догмам означает отказ от своей этической природы, разрушение личности.
Пассивное проявление – это бесконечные попытки «получше разобраться», в буквальном смысле разобрать на части любой предмет. Так ребенок, разобравший часы, утверждает, что знает, как они устроены. При этом полностью отсутствует возможность восстановить разрушенное, поскольку вся сложность связей, разорванных в процессе такого «анализа», не удержалась в сознании.
Этика отношений (ДОН КИХОТ, ЖУКОВ).
Активно проявляется как претензия на оценку нравственных качеств окружающих, уличение в непорядочности, осуждение аморального поведения. При этом не воспринимается весь объем мотиваций и отношений окружающих, конкретные обстоятельства и невербальные знаки отношений. Объяснения воспринимаются как увертки и попытки дальнейшего обмана. Отношения разрушаются вопреки здравому смыслу.
Пассивное проявление – это нежелание сокращать дистанцию во избежание возможного предательства. Любой, кто демонстрирует симпатию, подозревается в корыстных интересах, отсутствие которых невозможно доказать. В крайнем случае, в ответ можно получить фразу: «Тем хуже, что ты сам себе не признаешься, какая гадость у тебя на уме!» В конечном счете, такая стратегия приводит к самоизоляции личности.
Сенсорика ощущений (ГАМЛЕТ, ДЖЕК).
Активно проявляется как категоричные суждения об эстетике или здоровье, обязательные для всех. Например, «молодые должны носить яркую одежду» или «регулярные клизмы со скипидаром лечат все болезни». При этом не учитывается все многообразие конкретных обстоятельств, в силу которых другие могут не поддержать это предложение. А упорное следование выбранному принципу может разрушить и комфорт, и здоровье.
Пассивное проявление – это отказ от отдыха и удовольствий, подчеркнутый аскетизм, вытеснение симптомов заболевания, пока оно не вошло в острую фазу. Любой, кто предлагает отдохнуть и подумать о себе, воспринимается как провокатор. Человек отвергает заботу о себе и остается без поддержки.
Интуиция времени (ГЮГО, ШТИРЛИЦ).
Активно проявляется в жестком прогнозировании событий и строительстве планов для всех окружающих. Опоздавшие сурово осуждаются, те, кто не может точно определиться, где они будут через полгода, объявляются ненадежными. Человек не видит всей массы случайных отклонений, которые размоют его долгосрочные планы, переживает, когда это случается, ищет виноватых. Такая позиция разрушает его целостное существование в мире.
Пассивно проявляется как скрупулезное исполнение ежедневных дел по расписанию, отказ от внезапно возникших вариантов, недоверие к новым идеям и новым людям, перестраховка на случай перемен или старости. Человек замыкается в своем консерватизме, отсекает себе возможности изменений.
Точка наименьшего сопротивления не предназначена для самостоятельного творчества. Она регистрирует те области реальности, где человеку уместно проявить смирение, а также мужество доверять оценкам других людей. Претензии на хорошее владение информацией по МНС, как правило, ставят барьеры между человеком и миром, а также между человеком и другими людьми. А умение принять помощь и не настаивать на своих заблуждениях в этой области освобождает от комплексов и восстанавливает возможность взаимопомощи и заботы.
Конечно, живя в социуме и стремясь соответствовать его требованиям (пока что единым для всех), каждый из нас вынужден совершать определенный путь в сторону наполнения четвертой функции. Но здесь необходимо сделать по меньшей мере два очень существенных замечания.
Во‑первых, применение того, что накоплено по болевой точке, можно сравнить с изучением иностранного языка. Как бы хорошо мы ни овладели им – он все равно остается для нас чужим. Играя на этом поле, мы всегда будем испытывать определенные трудности с выражением тех или иных смыслов (навыков, умений), нам всегда будет недоставать «лексики».
А во‑вторых, помните, что оценивать свои достижения по четвертой функции правильнее всего так, как это делают японцы по отношению к маленьким детям. Они, например, не сравнивают рисунки двух детей – ведь при таком сравнении кто‑то может почувствовать себя неудачником и испытать чувство зависти к другому! Они находят возможность похвалить каждого ребенка, сравнивая его предыдущий, менее удачный рисунок, с новым, более совершенным. А это – окрыляет, приносит удовлетворение и повышает самооценку.
Именно такого подхода следует придерживаться при оценке собственных возможностей по четвертой функции.
– Хвалите себя за то, что сегодня что‑то получилось у вас по болевой точке немножко лучше, чем вчера.
– Не требуйте от себя невозможного, не предъявляйте к себе повышенных требований по слабому аспекту информации.
– Не стесняйтесь попросить помощи у других.
Это поможет вам сохранить стабильную самооценку.
Неожиданно для себя ребята стали говорить на языке соционики. Оказывается, они уже хорошо чувствуют, что именно проявляется – белая или черная сенсорика, эмоции или отношения. А ведь еще неделю назад они и представить себе не могли, что им будет понятно, о чем идет речь в этих загадочных названиях. Проявился «эффект 29‑го дня».
Дело в том, что знания наши накапливаются нелинейно, поскольку каждое изученное понятие активирует лавину наблюдений и размышлений. При этом мозг прогнозирует события линейно, и сначала прирост знания кажется меньше ожидаемого, зато потом резко перегоняет наши прогнозы.
Предложили ребятам решить задачку про кувшинки, число которых удваивается каждый день, и за месяц они покрывают пруд полностью. Спрашивается, на какой день закроется половина пруда.
Тут этики дружно сказали, что этого нипочем не сосчитать, поскольку рост будет зависеть от погоды. Но Николай (ДЖЕК) и Полина (БАЛЬЗАК) все же сосчитали, что это произойдет на 29‑й день.
Тогда все притихли. Впечатляет, что за день до катастрофы ее еще никто не ждет. Вот так и истинное знание проявляет свой нелинейный, активный характер. Еще вчера человек путался в названиях, а сегодня все сложилось в стройную систему, и перед ним целостная картина мира, любое проявление которой в принципе понятно.
Секрет здесь в том, что истинное знание само обеспечивает свой активный прирост. Каждая крупица его обрастает наблюдениями, уточняется и расширяется по мере применения в жизни. Главное, чтобы в повседневных ситуациях было наблюдаемо то, о чем с энтузиазмом рассказывает учитель. В этом смысле соционика не имеет себе равных: каждое ее утверждение непосредственно касается того, кто ее изучает, а также его близких.
С одной стороны, такое знание трудно принять, ведь образ себя уже сложился (и неплохой!), а тут предлагается подумать о каких‑то там «слабых функциях». Нежелание менять представление о себе часто может спровоцировать отказ от соционического знания.
С другой стороны, знание, которое для повышения квалификации требует только наблюдательности, при том, что материал для его пополнения окружает нас всегда и везде, осваивается лавинообразно. Это означает, что у каждого из нас есть реальный шанс отточить свое мастерство и стать хорошим диагностом.
Занятие 6. Модель А. Удивительное – внутри нас
На разборе предыдущего занятия мы обратили внимание ребят на то, как определял тип Оли (ДОСТОЕВСКИЙ) посетивший нас профессиональный психолог. Сначала полчаса на тесты, полчаса на обработку, потом результат – то ли ДОСТОЕВСКИЙ, то ли ГАМЛЕТ. А ребята, которые всего две недели назад приобщились к соционическому знанию, на пятом занятии справились с задачей определения типа Оли за 15 минут. Это говорит, конечно, не столько об их гениальности, сколько об эффективности метода и чистоте типа Оли. Это не мистика, мы наблюдаем такое в каждой группе.
Конечно, при тестировании людей менее гармоничных, у которых тип искажен (а таких примерно 80%), потребуется более солидный багаж знаний и практических навыков. Иногда даже опытный соционик с трудом различает, например, логику, наработанную упорным трудом, и логику, имманентно присущую типу, но нешлифованную. Таково давление общества на воспитателей и воспитуемых и, соответственно, его последствия, сквозь которые должен пробиться исследователь.
Переходим к модели А. Это центральное занятие, на котором осваиваются ключевые положения соционической диагностики, поэтому в группах мы не жалеем времени на то, чтобы обсудить материал подробно.
Конспект занятия
А ведь есть не только погасшие звезды,
свет от которых все еще приходит к нам,
но и новые, уже родившиеся,
свет от которых до нас еще не дошел…
Ст. Ежи Лец
Для успешного выживания нам необходим полный набор функций, с помощью которых мы воспринимаем все стороны мира. Но у человека они не могут присутствовать в одинаково сильном виде, так как требуют взаимоисключающих условий для своей работы. Поэтому половина функций у нас представлена в слабом варианте. Именно такое распределение функций по силе и осознанности в структуре каждого типа и отражает модель А.
Гениальное изобретение Аушры Аугустинавичюте, эта модель в компактном виде содержит в себе такую бездну информации о типе, что говорить о ней придется два занятия, осваивать в течение всего курса, и при этом останется еще достаточно материала для курса второй ступени.
Вот очень короткое описание распределения функций по позициям (ячейкам) модели А.
Каждая из изученных на предыдущих занятиях 8 функций выполняет свою роль и занимает определенную позицию в модели А любого типа личности. Функция, попавшая на первую позицию, называется базовой, ее можно считать основой личности. Она настроена на восприятие наиболее обширного массива данных по своему профилю.
Вторая функция – творческая – стоит на второй позиции модели А. По ней человек способен творить, создавать нечто новое, чего не было в мире до него. С нее же осуществляется основная критика происходящего вокруг.
На третьей позиции находится ролевая функция. Она значительно слабее первых двух и работает, как правило, лишь время от времени. Это происходит в тех случаях, когда человек по каким‑то причинам не хочет показывать свое истинное лицо, старается продемонстрировать дополнительные возможности. Однако нужно помнить, что долго работать по ролевой функции трудно, быстро наступает усталость.
На четвертой позиции располагается наиболее проблемная болевая функция, или, иначе, точка наименьшего сопротивления. По ней труднее всего собирать, усваивать и применять информацию. Одним словом, в тех случаях, когда человек вынужден прибегать к услугам этой функции, он испытывает наибольший дискомфорт, чувствуя себя весьма некомпетентно рядом с кем‑то другим. Это – своего рода Ахиллесова пята, которую каждый из нас старательно прикрывает, набирая данные по этому информационному аспекту в течение всей жизни.
Четыре первые функции в целом представляют собой ментальное кольцо. Это название обозначает, что информация, идущая по ним, воспринимается нами осознанно, то есть находится у нас в сознании.
А вот четыре оставшиеся функции плохо осознаются человеком, они образуют так называемое витальное кольцо. Здесь циркулирует такая информация, которая обеспечивает человеку выживание. Речь идет о стандартных программах действий, обучившись которым в детстве, мы не слишком задумываемся над тем, что делаем. По этим четырем функциям мы работаем, так сказать, на автопилоте.
В витальном кольце также есть четыре позиции. Для простоты будем называть функции по номерам их позиций.
Здесь находится пятая – суггестивная – функция. По ней информация воспринимается от других некритично и с благодарностью. Позитивная информация по этой функции доставляет человеку большое удовольствие, негативная же – больно ранит.
Шестая функция – референтная. Информация, проходящая по ней, связана с ценностями нашего ближайшего окружения. Что думают по данному аспекту люди, к оценкам которых мы испытываем доверие, то обычно думаем и мы. Что они предлагают нам делать, то, как правило, делаем и мы, не слишком полагаясь на свое собственное мнение или умения.
Седьмая функция носит название ограничительной. В тех случаях, когда мы напуганы или хотим исчезнуть с арены действий, мы прибегаем к ее помощи, неосознанно озвучивая информацию соответствующего аспекта.
И, наконец, восьмая функция, которую называют обычно фоновой, в автоматическом режиме посылает свою информацию в мир. Она, как правило, работает всегда сама по себе, обеспечивая оперативное исправление ситуации при малейшем намеке на сбой. Это может быть восстановление смысла, исправление настроения или действие, остро необходимое в данный момент, в зависимости от содержания восьмой функции модели А.
Каждый соционический тип обладает всеми восемью функциями, но у каждого они попадают на разные позиции в модели А.
Для лучшего усвоения теории мы проследили, как ведет себя конкретная функция в каждой из восьми позиций модели А на примере структурной логики. В социотипах учащихся этой группы структурная логика представлена только в 1‑й, 3‑й, 6‑й, 7‑й и 8‑й ячейках.
Ребята согласно кивали, когда слушали, как проявляет себя структурная логика в их собственной модели, сопоставляя наши описания со своим личным опытом.
Мы вспомнили опыт тестирования юноши ГЕКСЛИ, который очень ярко рассказывал о своих способах работы по болевой структурной логике (4‑я позиция модели А).
«Сложные геометрические доказательства я делил на отдельные фрагменты и смотрел, какой прием они там использовали. Так и заучивал все по кускам, а потом воспроизводил и получал свои пятерки.»
Здесь характерна отстраненность от самого процесса доказательства. Ведь проблемы, которые приходится решать по четвертой позиции, всегда воспринимаются как поставленные другими людьми, как навязанные извне.
Чтобы наглядно продемонстрировать работу 8‑й (фоновой) структурной логики, Е. А. (ГАБЕН) рассказала о том, как читала случайно попавшуюся ей книгу о чудесах.
Там, в частности, описывалось, что душе заболевшего ламы предстояло войти в тело некоего англичанина, который не хотел больше жить. Для того чтобы помочь англичанину расстаться с жизнью, ему предложили спрыгнуть с дерева. После того как его душа отлетела, в пустующее тело с помощью определенного ритуала была перенесена душа самого ламы. Последний с трудом начал осваиваться в чужом теле. Спустя некоторое время он открыл глаза и встал на ноги. Чудо произошло.
Скептическая Полина (БАЛЬЗАК) немедленно задала тот же вопрос, что Е. А. при первом прочтении этой истории:
– А зачем же ему понадобилось тело с переломанной шеей или разбитой головой?
И в самом деле, если полученные травмы были несовместимы с жизнью одного человека, то как в том же самом теле мог успешно существовать другой? Чудеса не выдержали проверки под внимательным взглядом структурной логики (8‑я позиция модели А), одинаковой у БАЛЬЗАКА и ГАБЕНА.
Эпизод из архива 1.
При обсуждении структурной логики в разных ячейках модели А каждый рассказывал о себе.
Катя (ГАМЛЕТ) вспоминала о своей слабости к научным теориям по суггестивной структурной логике. ГАМЛЕТЫ очень любят умные разговоры. «Теоретические» обоснования производят на них сильное впечатление – это они уважают!
Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) улыбалась, когда говорили о ролевой структурной логике. Она рассказала, что любит поспорить, логически обосновывая какую‑нибудь свою концепцию.
Антон (ДОН КИХОТ) подтвердил, что так оно и есть, и добавил, что эти споры, как правило, прекращает именно он, понимая, что доказательство зашло в тупик и ничего объяснить невозможно.
С творческой структурной логики, присущей ДОН КИХОТУ, момент потери смысла чувствуется очень точно.
Человеку этого типа по плечу создание новых теорий, обнаружение глубоких смысловых связей, критический подход к существующим логическим построениям. Он свободно оперирует любыми схемами, сочетая их в самых причудливых комбинациях, – таково проявление структурной логики во второй позиции.
Виталий (ЖУКОВ) заинтересовался детским блоком модели А:
– А не там ли лежат наши внушенные комплексы, с которыми всем надо бы разобраться?
Да, там. И разбираться с этим нам еще предстоит.
В порядке закрепления материала пропустили через модель А черную сенсорику. По первой функции все настолько очевидно, что тут нечего даже обсуждать. Поговорили о силе и правильности желаний волевого сенсорика (ЖУКОВ, НАПОЛЕОН, МАКСИМ, ДРАЙЗЕР). На что Виталий (ЖУКОВ), имея опыт близкого общения с НАПОЛЕОНАМИ, заявил, что они «не всегда правильно хотят». Может, и неправильно, но зато всегда красиво. Ведь, в отличие от ЖУКОВА, творческая этика отношений подсказывает им, как произвести наиболее эффектное впечатление на окружающих.
МАКСИМЫ отчитались по творческой функции в том, как они мобилизуют волю, если им это нужно. Ира (БАЛЬЗАК) рассказала про своего брата (ДРАЙЗЕРА), который в свое время всем на удивление отказался от услуг репетиторов и самостоятельно подготовился к поступлению в институт. Все присутствующие оценили его творческую волю (2‑я позиция модели А).
Когда мы описывали работу ролевой волевой сенсорики (3‑я позиция модели А), скромно кивал Антон (ДОН КИХОТ), да, он любит покомандовать.
– Но вообще‑то раздражает, что не очень слушаются, – с достойной самоиронией потом заметил он.
А Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) подробно рассказала о своих ощущениях, о том, как плохо она себя чувствует, когда грозит наезд на ее «территорию». Не то чтобы она боялась. Но хочется всеми силами избежать подобного стиля общения. Так проявляет себя волевая сенсорика в 4‑й позиции модели А.
По суггестивной волевой сенсорике (5‑я позиция модели А) Ира (БАЛЬЗАК) с пониманием откликнулась на рассказ Е. А. о котенке по имени Гав, который предпочитал бояться грозы на крыше – так интереснее. И было видно, как близко ей такое решение. По 5‑й функции человек всегда воспринимает информацию с интересом и доверием.
Референтная волевая сенсорика (6‑я позиция модели А) тоже нашла опору в опыте наших учеников: ГАМЛЕТЫ сознавались, что легко и без сопротивления подчиняются решительным указаниям, а МАКСИМЫ с удовлетворением констатировали, что это действительно так.
Костя (ГАМЛЕТ) рассказал, как однажды в походе он подвернул ногу и раскис. Тогда Наташа (МАКСИМ) решительно скомандовала:
– Ну‑ка быстро вставай, у тебя 20 детей, мы же не можем оставаться здесь на ночь!
– И представляете, я тут же просто встал и пошел, – с радостным изумлением сказал Костя.
Виталий (ЖУКОВ) отметил похожее поведение у знакомого ДЖЕКА.
Ограничительную функцию Е. А. во всей красе продемонстрировать не смогла, так как не была достаточно рассержена. Но постаралась описать. Обычно разъяренный ГАБЕН сначала бьет в глаз, а уже потом начинает разбираться, в чем там было дело.
Представителей фоновой волевой сенсорики (8‑я позиция модели А) у нас не оказалось, но знакомых ШТИРЛИЦЕВ и ГЮГО у всех было достаточно, чтобы понять, что такое воля без слов на деле.
Ахиллесова пята.
Второй, важнейший момент сегодняшней теории – болевые точки типов. Поговорили о том, как работают все восемь функций в 4‑й позиции модели А, в месте наименьшего сопротивления. У нас в группе представлены болевые точки по логике действий, этике эмоций, интуиции возможностей, волевой сенсорике, сенсорике ощущений, интуиции времени. Не хватает только структурной логики и этики отношений.
Такой разговор всегда впечатляет, так как в учебных целях в обязательном порядке обсуждается болевая точка каждого из присутствующих. Ребята получают возможность почувствовать на себе, как невинные, на первый взгляд, темы могут принести массу неудобств партнеру.
Эпизод из архива 2.
Когда затронули сенсорику ощущений в 4‑й позиции, Катя (ГАМЛЕТ) пожаловалась, что сослуживцы любят поговорить о том, кто чем лечится, кто что ест и где какие продукты покупает, как она выразилась, «с отвратительными подробностями». А ее это так напрягает! Остальные заинтересованно сочувствовали.
А когда перешли к этике отношений в четвертой позиции, и Виталий (ЖУКОВ), и Антон (ДОН КИХОТ) разволновались. Их действительно дезориентируют вопросы отношений с людьми, а куда от них денешься? Им стоит решать эти вопросы через структурную логику.
Перегрузки по точке наименьшего сопротивления.
Четвертая функция модели А воспринимает информацию болезненно и в ограниченном объеме. Суждения по ней не отражают реальную обстановку. Это область знаний, по которой человек всю жизнь собирает сведения, но не может составить достаточно полной картины, чтобы правильно и быстро оценить текущую ситуацию.
Болевая точка, как индикатор, просто показывает, что начался процесс, который не удастся контролировать, а стало быть, следует принять меры защиты.
Обычно человек отдает себе отчет в том, что это не его область компетенции, и обращается за поддержкой и советом к тем, кто проявил способности именно в разрешении данных вопросов. Если что‑то мешает человеку попросить поддержки (скажем, он считает себя универсальным гением), то ему приходится привлекать скромные возможности четвертой функции для решения своих проблем. При этом возникает целый ряд трудностей.
1. Болевая точка очень чувствительна и воспринимает мельчайшие фрагменты информации как существенные или угрожающие, часто мобилизуя защитные реакции там, где они не требуются.
2. Ей трудно оценить реальную величину угрозы или удачи – она быстро перегружается.
3. В проявлении болевой точки трудно удержать чувство меры, и суждения часто срываются в излишнюю категоричность или полную неуверенность в усвоении информации.
Если человек форсирует работу по своей функции в четвертой позиции модели А, усугубляются его личностные проблемы. Рассмотрим такие проявления у каждого типа.
Логика действий (ДЮМА, ЕСЕНИН).
Активно проявляется как демонстрация трудолюбия и хозяйственности. Окружающим подробно рассказывается, как надо тратить деньги или делать ремонт. Возражения и критика воспринимаются с обидой, как неуважение к опыту. Быстрое понимание со стороны собеседника вызывает подозрение, что человек несерьезно относится к разговору. Советы о других способах действий кажутся нападением. Такая позиция очень усложняет совместную работу.
Пассивное проявление – это на самом деле пассивность. Человек предпочитает ничего не предпринимать без крайней необходимости, не тратить деньги, чтобы не пришлось думать, где их заработать, не затевать ремонт, чтобы не столкнуться с трудностями, не принимать решений о действиях, в надежде, что все решится само… Каждый, кто ожидает сотрудничества, отвергается, как назойливая помеха.
Этика эмоций (БАЛЬЗАК, ГАБЕН).
Активно проявляется как претензия на артистичность, желание быть предметом восторга и поклонения. Иногда, наоборот, жестко осуждается бурное проявление эмоций во всех случаях жизни. Веселящиеся люди объявляются легкомысленными, способы эмоционального самовыражения жестко делятся на правильные и неправильные. Правильные навязываются окружающим вне зависимости от того, к чему располагает обстановка.
Пассивное проявление – это вытеснение из сознания эмоциональных факторов. Человек не позволяет себя любить, блокирует как свои, так и чужие эмоции, гордится своей сдержанностью, считает, что в жизни не должно быть места страстям, от которых все несчастья. Это обедняет отношения и в конце концов истощает энергетику самого человека.
Волевая сенсорика (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ).
Активно проявляется как жестокость под видом принципиальности, когда ради идеи допускается суровое наказание несогласных или жестко насаждается всеобщая справедливость (история знает такие примеры). Человек не чувствует меры в упрямстве, чем отпугивает сторонников и наживает врагов.
Пассивное проявление – это сознательное ограничение своей территории, отказ от защиты некоторых своих интересов, непротивление, якобы по убеждению, выступление в роли жертвы бездушных обстоятельств. Помощь в защите интересов такого человека весьма осложнена. На его взгляд люди, защищающие свои (и его) интересы, кажутся жестокими и грубыми.
Интуиция возможностей (МАКСИМ, ДРАЙЗЕР).
Активно проявляется как убежденность в том, что ничего случайного на свете не существует. Человек неустанно доказывает, что ко всему можно подготовиться заранее, если ты не разгильдяй, требует от других полной определенности решений. Такой человек перегружается страховками и не бывает готов гибко отреагировать на резкие перемены в жизни, которые не совпали с его ожиданиями.
Пассивно точка наименьшего сопротивления проявляется как нежелание рисковать и осваивать новые возможности. Человек убежден, что реально существует только синица в руках, и разговоры о возможностях воспринимает, как желание разрушить его жизнь. Реально же его жизнь затухает без притока новых перспектив.
Структурная логика (НАПОЛЕОН, ГЕКСЛИ).
Активно проявляется как уличение окружающих в невыполнении некоторых правил, которые обязательны для всех. При этом не учитывается логика конкретной ситуации, в которой данное правило может быть неприменимо либо переходит в другое. Объяснения воспринимаются как непослушание и усугубляют напряжение в отношениях. Такое принесение гармонии в жертву догмам означает отказ от своей этической природы, разрушение личности.
Пассивное проявление – это бесконечные попытки «получше разобраться», в буквальном смысле разобрать на части любой предмет. Так ребенок, разобравший часы, утверждает, что знает, как они устроены. При этом полностью отсутствует возможность восстановить разрушенное, поскольку вся сложность связей, разорванных в процессе такого «анализа», не удержалась в сознании.
Этика отношений (ДОН КИХОТ, ЖУКОВ).
Активно проявляется как претензия на оценку нравственных качеств окружающих, уличение в непорядочности, осуждение аморального поведения. При этом не воспринимается весь объем мотиваций и отношений окружающих, конкретные обстоятельства и невербальные знаки отношений. Объяснения воспринимаются как увертки и попытки дальнейшего обмана. Отношения разрушаются вопреки здравому смыслу.
Пассивное проявление – это нежелание сокращать дистанцию во избежание возможного предательства. Любой, кто демонстрирует симпатию, подозревается в корыстных интересах, отсутствие которых невозможно доказать. В крайнем случае, в ответ можно получить фразу: «Тем хуже, что ты сам себе не признаешься, какая гадость у тебя на уме!» В конечном счете, такая стратегия приводит к самоизоляции личности.
Сенсорика ощущений (ГАМЛЕТ, ДЖЕК).
Активно проявляется как категоричные суждения об эстетике или здоровье, обязательные для всех. Например, «молодые должны носить яркую одежду» или «регулярные клизмы со скипидаром лечат все болезни». При этом не учитывается все многообразие конкретных обстоятельств, в силу которых другие могут не поддержать это предложение. А упорное следование выбранному принципу может разрушить и комфорт, и здоровье.
Пассивное проявление – это отказ от отдыха и удовольствий, подчеркнутый аскетизм, вытеснение симптомов заболевания, пока оно не вошло в острую фазу. Любой, кто предлагает отдохнуть и подумать о себе, воспринимается как провокатор. Человек отвергает заботу о себе и остается без поддержки.
Интуиция времени (ГЮГО, ШТИРЛИЦ).
Активно проявляется в жестком прогнозировании событий и строительстве планов для всех окружающих. Опоздавшие сурово осуждаются, те, кто не может точно определиться, где они будут через полгода, объявляются ненадежными. Человек не видит всей массы случайных отклонений, которые размоют его долгосрочные планы, переживает, когда это случается, ищет виноватых. Такая позиция разрушает его целостное существование в мире.
Пассивно проявляется как скрупулезное исполнение ежедневных дел по расписанию, отказ от внезапно возникших вариантов, недоверие к новым идеям и новым людям, перестраховка на случай перемен или старости. Человек замыкается в своем консерватизме, отсекает себе возможности изменений.
Точка наименьшего сопротивления не предназначена для самостоятельного творчества. Она регистрирует те области реальности, где человеку уместно проявить смирение, а также мужество доверять оценкам других людей. Претензии на хорошее владение информацией по МНС, как правило, ставят барьеры между человеком и миром, а также между человеком и другими людьми. А умение принять помощь и не настаивать на своих заблуждениях в этой области освобождает от комплексов и восстанавливает возможность взаимопомощи и заботы.
Конечно, живя в социуме и стремясь соответствовать его требованиям (пока что единым для всех), каждый из нас вынужден совершать определенный путь в сторону наполнения четвертой функции. Но здесь необходимо сделать по меньшей мере два очень существенных замечания.
Во‑первых, применение того, что накоплено по болевой точке, можно сравнить с изучением иностранного языка. Как бы хорошо мы ни овладели им – он все равно остается для нас чужим. Играя на этом поле, мы всегда будем испытывать определенные трудности с выражением тех или иных смыслов (навыков, умений), нам всегда будет недоставать «лексики».
А во‑вторых, помните, что оценивать свои достижения по четвертой функции правильнее всего так, как это делают японцы по отношению к маленьким детям. Они, например, не сравнивают рисунки двух детей – ведь при таком сравнении кто‑то может почувствовать себя неудачником и испытать чувство зависти к другому! Они находят возможность похвалить каждого ребенка, сравнивая его предыдущий, менее удачный рисунок, с новым, более совершенным. А это – окрыляет, приносит удовлетворение и повышает самооценку.
Именно такого подхода следует придерживаться при оценке собственных возможностей по четвертой функции.
– Хвалите себя за то, что сегодня что‑то получилось у вас по болевой точке немножко лучше, чем вчера.
– Не требуйте от себя невозможного, не предъявляйте к себе повышенных требований по слабому аспекту информации.
– Не стесняйтесь попросить помощи у других.
Это поможет вам сохранить стабильную самооценку.