Урок третий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87
Он состоит в следующем. Те многочисленные свойства типов, которые мы уже прошли, на живых людях легче всего определять по принципу «свой‑чужой». Практика показывает, что тот, кто уже разобрался с каким‑то своим свойством до полной ясности, гораздо увереннее определяет его в другом. Мы видим это на каждой новой группе: те студенты, которые уверены в своем типе, почувствовали, как работают их собственные сильные и слабые, сознательные и бессознательные функции, гораздо точнее тестируют людей.
Иногда амбиции или сознание долга (оправдать ожидания родителей, например) заставляют человека думать, что он развил свои слабые функции и теперь экспертно разбирается в задачах из их области. Тогда в его восприятии стираются границы признаков как в себе самом, так и в окружающих людях. Он не может определить их тип, не видит характерных черт.
Вот замечательный пример автоматической саморегуляции этого удивительного знания. Не принял свой тип, не считаешь его достойным – не получишь ключи от следующих дверей.
Человек стремится стать совершенным, поэтому когда выясняется, что у него есть слабые функции, то первая его мысль: их надо усиливать. Но нужно понять, что наши слабости – это обратная сторона наших талантов. Один и тот же ресурс перераспределяется либо на один, либо на другой полюс дихотомии. Если же разделить наше внимание на оба полюса, то оба признака раскроются плохо. Сильный – потому, что ему не хватит информации для полного развития, слабый – потому, что он будет перегружен информацией, которую не в силах усвоить.
Поэтому загружать информацией, развивать надо сильные функции. Слабые функции, конечно, тоже нужно по мере возможностей тренировать, но нагрузка должна аккуратно дозироваться. И надо стараться не впадать в искушение делать по слабым функциям экспертные заявления. Здесь не стыдно принять помощь от тех, у кого эти функции являются сильными, творческими.
Надо увидеть, что пока мы пытаемся «пройти сквозь стену», то есть тратим свой ресурс на «развитие» своих слабых функций, сильные функции – наша открытая дверь в мир – остаются неразвитыми. А они нуждаются в развитии, в серьезной, всесторонней загрузке. Только мы сами можем превратить наши потенциальные природные таланты в реальные. Господь подарил человеку свободу, поэтому нет ничего автоматического в нашей жизни. Захотим – будут у нас развитые таланты, не захотим – зароем их в землю.
Соционика подводит нас к мысли, что есть аспекты жизни, которые другим даются легче, чем тебе. И вначале очень трудно поверить, что это обстоятельство не делает тебя хуже. До сих пор нас учили по‑другому.
Наверное, каждому знакомы такие высказывания: «Вон Вася‑то может, и ты сможешь!» или «Да, Вася может, а куда тебе – балбесу!» – вот, по сути, и все варианты воспитания.
В нашей культуре пока не принято говорить так: «Вася может это, а ты можешь то. Вы всегда будете нужны друг другу. Учитесь принимать и уважать друг друга, чтобы дружба помогла вам обоим».
Возможно, поэтому мы так не хотим сравнивать себя с другими, считаем, что придется догонять, соперничать. Соционика освобождает от опасения оказаться «не похожим на Васю». Она позволяет иметь разные таланты и разные «слабости», показывает, что каждый тип по‑своему уязвим и что все мы нуждаемся в поддержке.
Как ни странно, через такое смирение человек обретает большую уверенность в себе – мы наблюдаем это на каждой группе. Но отказ от глобальных претензий на всестороннее развитие происходит не сразу. Сначала нашим ученикам предстоит насмотреться на людей с чистым типом и на людей, претендующих на универсальную гениальность. Только тогда они воочию увидят разницу.
Подождем. Всему свое время.
Занятие 4. Открытый миру или углубленный в себя? (Дихотомия «экстраверсия – интроверсия»)
Начали занятие, как всегда, с разбора полетов по тестированию Кати (ГАМЛЕТ) на прошлом уроке. И вот типичный случай, характерный для первых занятий. Оля (ДЖЕК) не согласилась, что Катя (ГАМЛЕТ) – этик. Суть, как выяснилось позже, в том, что Оля сама считает себя этиком.
Но вот два эпизода первого контакта Кати и Оли с незнакомыми людьми, которые неожиданно пришли к нам на занятия.
Катя (ГАМЛЕТ) встретила Володю Д. (ШТИРЛИЦ). Ее реакция: «Здравствуйте. А Вы к нам на тестирование пришли? А Вы ШТИРЛИЦ?»
Оля (ДЖЕК) встретила Иру З. (ГАБЕН). Ее реакция: «А это кто еще пришел?» Почувствуйте разницу.
Впрочем, ничего страшного. Постепенно все встанет на свои места.
Эпизод из архива 1.
В процессе тестирования Зоя (ДЮМА) очень нас порадовала. «Мне кажется, что надо по себе проверять. Ставить себя на место человека и смотреть, а как я отвечу?» Умница. Только надо вычистить до блеска свой базис. Тогда станешь хорошим инструментом. Обычно об этом на занятиях приходится говорить нам самим.
С домашним заданием справились. Проблемы этической пары разобрали четко. Перешли к изучению признака экстраверсия – интроверсия.
Конспект занятия
Замыслы попадают в голову изнутри.
Ст. Ежи Лец
Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился к нам снаружи.
Ст. Ежи Лец
Четвертая дихотомия – разделение на две равноправные части – проходит по признаку экстраверсия – интроверсия. Эти термины известны и в быту ассоциируются с общительностью и замкнутостью. На самом деле Юнг вводил их иначе.
Экстраверты видят внешнюю, объектную сторону явлений. Они легко расширяют поле внимания, судят об объектах по их внешним чертам и проявлениям.
Для экстравертов характерен широкий, панорамный обзор. Они замечают все, что происходит вокруг, как бы ни были увлечены делом. В рассказах экстравертов чаще присутствуют обобщающие концепции, множество персонажей, описание их внешности и действий. Они и внешнее пространство осваивают активнее: их жесты более размашисты, личная территория – шире.
Интроверты помещают внимание внутрь объекта и видят его связи с другими. Они легко углубляются в предмет, судят о нем по его «мотивациям», часто «ставят себя на его место».
Интроверт может настолько углубиться в интересный разговор или дело, что не замечает происходящего вокруг. Он может поддерживать диалог в переполненном автобусе, читать на шумном собрании, погрузившись в размышления, не ответить на обращение. Он чаще описывает мотивы и намерения персонажа, обсуждает его (и свои) побуждения и состояния. Жесты интровертов более экономны, личное пространство более компактно.
Первые постигают мир от внешних проявлений к внутренним свойствам, вторые – от внутренних процессов к внешним проявлениям. Оба эти подхода обеспечивают успешное выживание и поставляют в социум одинаково ценную информацию.
Эпизод из архива 2.
Обсуждение признака экстраверсия – интроверсия прошло достаточно живо. Ира (БАЛЬЗАК) рассказала, что на работе она сидит спиной к остальным и это ей позволяет отсторониться. А Костя (ГАМЛЕТ) сказал, что если бы он сидел лицом к стене, то рехнулся бы или свернул шею, оглядываясь на каждый шорох.
Наташа (МАКСИМ) сказала, что ей надо выходить на улицу, чтобы походить среди людей. Видимо, у МАКСИМА это связано со слабой интуицией возможностей. Нужно каждый раз на практике убеждаться, что мир еще существует.
Теперь можно подвести итог всему, что мы узнали. Изучены четыре пары признаков, присущих всем людям без исключения. Будучи независимыми друг от друга, они являются системой координат того четырехмерного информационного пространства, в котором можно определить соционические типы. Из комбинаторики мы знаем, что четыре пары независимых признаков дают 16 вариантов сочетаний.
Попробуем представить себе типы как точки в этом пространстве с координатами, соответствующими своему набору изученных нами признаков. Тогда весь социон (все 16 типов) предстанет перед нами как четырехмерный куб со своей богатой геометрией. Мы фактически имеем дело со структурой, внутри которой есть свои закономерности и связи между элементами. И, как во всякой системе, мы начинаем открывать в ней все новые и новые свойства, которые не сводятся к сумме свойств ее частей.
Еще раз подчеркнем, что юнговский базис – не просто набор из описаний типов, не разложение людей по 16 корзиночкам с наклейкой ярлыков. Это система координат в особом пространстве. Она дает нам возможность увидеть новые, важные связи между элементами, помимо тех, которые были положены в основу классификации. И мы откроем много нового о типах и их взаимодействии, изучая эту структуру.
Рейнинские признаки и малые группы, геометрия интертипных отношений, искажения типа, возрастное наполнение функций – все это и многое другое не описано в данной книге и не входит в курс первой ступени. Но базис, на котором построено здание соционики, – базис Юнга – наши студенты к концу курса будут знать наизусть и свободно ориентироваться в нем.
Попробуем привести в порядок те признаки, которые мы изучали в течение четырех занятий.
Признаки логика – этика и сенсорика – интуиция будем называть соционическими функциями человека. Причем логика и этика относятся к классу рациональных функций, а сенсорика и интуиция – к классу иррациональных функций. Кроме того, каждая из этих четырех функций может выступать как в экстравертном, так и в интровертном варианте.
Таким образом, получается восемь функций, которые в соционике принято обозначать следующими символами и названиями.
Эти восемь символов открыли дорогу построению моделей типов информационного метаболизма человека. Здесь лежит отличие соционики от типоведения – описательного знания, развиваемого на Западе учениками К. Г. Юнга.
Именно аналитическое моделирование процесса работы человека с информацией позволило по‑новому взглянуть на проблемы самоидентификации и взаимопонимания, увидеть, зачем мы нужны друг другу, переосмыслить расхожие рецепты, получить основания для вполне осознанной толерантности… Трудно перечислить то новое, что соционика приносит в нашу жизнь, а ведь можно сказать, что это почти начало. Исследования продолжаются.
Любопытный, хотя и не редкий случай подкинула нам судьба. На тестирование пришла супружеская пара – Саша (БАЛЬЗАК) и его жена Лена (ДЖЕК).
Интересно, что Лену, у которой тип был выражен чисто, ребята распознали за 15 – 20 минут. А Саша постоянно уходил от прямых ответов, демонстрируя оригинальность мысли и остроумие. Ребята растерялись. Информация была нечеткой, тип не проявлялся.
На это есть причины. Дело в том, что в конкретных обстоятельствах нашей действительности от мужчины ожидается сильная воля. Никто не считается с тем, что половина из них – интуиты, которые обладают другими достоинствами, в частности, даром предвидения. В таких обстоятельствах интуитивные мужчины вынуждены имитировать сильную сенсорику, как умеют. А у нас возникают трудности с определением типа.
Ведь если человек не развивает свою интуицию и не работает по ней, ее трудно отыскать. А бутафорская сенсорика не убеждает, по крайней мере, людей сенсорного типа, которые чувствуют в этом что‑то ненастоящее. Ни у интуитов, ни у сенсориков не складывается четкого представления о признаке как о «своем».
Здесь мы столкнулись как раз с таким случаем. Саша рассказывало том, как успешно занимался боксом и не пасовал в драках, как гнул подковы и ставил химические опыты. Но, в конце концов, интуицию все же удалось выявить, вдохновив его на подробный рассказ о том, как он представляет себе время: как слияние прошлого и будущего и т. п.
Он состоит в следующем. Те многочисленные свойства типов, которые мы уже прошли, на живых людях легче всего определять по принципу «свой‑чужой». Практика показывает, что тот, кто уже разобрался с каким‑то своим свойством до полной ясности, гораздо увереннее определяет его в другом. Мы видим это на каждой новой группе: те студенты, которые уверены в своем типе, почувствовали, как работают их собственные сильные и слабые, сознательные и бессознательные функции, гораздо точнее тестируют людей.
Иногда амбиции или сознание долга (оправдать ожидания родителей, например) заставляют человека думать, что он развил свои слабые функции и теперь экспертно разбирается в задачах из их области. Тогда в его восприятии стираются границы признаков как в себе самом, так и в окружающих людях. Он не может определить их тип, не видит характерных черт.
Вот замечательный пример автоматической саморегуляции этого удивительного знания. Не принял свой тип, не считаешь его достойным – не получишь ключи от следующих дверей.
Человек стремится стать совершенным, поэтому когда выясняется, что у него есть слабые функции, то первая его мысль: их надо усиливать. Но нужно понять, что наши слабости – это обратная сторона наших талантов. Один и тот же ресурс перераспределяется либо на один, либо на другой полюс дихотомии. Если же разделить наше внимание на оба полюса, то оба признака раскроются плохо. Сильный – потому, что ему не хватит информации для полного развития, слабый – потому, что он будет перегружен информацией, которую не в силах усвоить.
Поэтому загружать информацией, развивать надо сильные функции. Слабые функции, конечно, тоже нужно по мере возможностей тренировать, но нагрузка должна аккуратно дозироваться. И надо стараться не впадать в искушение делать по слабым функциям экспертные заявления. Здесь не стыдно принять помощь от тех, у кого эти функции являются сильными, творческими.
Надо увидеть, что пока мы пытаемся «пройти сквозь стену», то есть тратим свой ресурс на «развитие» своих слабых функций, сильные функции – наша открытая дверь в мир – остаются неразвитыми. А они нуждаются в развитии, в серьезной, всесторонней загрузке. Только мы сами можем превратить наши потенциальные природные таланты в реальные. Господь подарил человеку свободу, поэтому нет ничего автоматического в нашей жизни. Захотим – будут у нас развитые таланты, не захотим – зароем их в землю.
Соционика подводит нас к мысли, что есть аспекты жизни, которые другим даются легче, чем тебе. И вначале очень трудно поверить, что это обстоятельство не делает тебя хуже. До сих пор нас учили по‑другому.
Наверное, каждому знакомы такие высказывания: «Вон Вася‑то может, и ты сможешь!» или «Да, Вася может, а куда тебе – балбесу!» – вот, по сути, и все варианты воспитания.
В нашей культуре пока не принято говорить так: «Вася может это, а ты можешь то. Вы всегда будете нужны друг другу. Учитесь принимать и уважать друг друга, чтобы дружба помогла вам обоим».
Возможно, поэтому мы так не хотим сравнивать себя с другими, считаем, что придется догонять, соперничать. Соционика освобождает от опасения оказаться «не похожим на Васю». Она позволяет иметь разные таланты и разные «слабости», показывает, что каждый тип по‑своему уязвим и что все мы нуждаемся в поддержке.
Как ни странно, через такое смирение человек обретает большую уверенность в себе – мы наблюдаем это на каждой группе. Но отказ от глобальных претензий на всестороннее развитие происходит не сразу. Сначала нашим ученикам предстоит насмотреться на людей с чистым типом и на людей, претендующих на универсальную гениальность. Только тогда они воочию увидят разницу.
Подождем. Всему свое время.
Занятие 4. Открытый миру или углубленный в себя? (Дихотомия «экстраверсия – интроверсия»)
Начали занятие, как всегда, с разбора полетов по тестированию Кати (ГАМЛЕТ) на прошлом уроке. И вот типичный случай, характерный для первых занятий. Оля (ДЖЕК) не согласилась, что Катя (ГАМЛЕТ) – этик. Суть, как выяснилось позже, в том, что Оля сама считает себя этиком.
Но вот два эпизода первого контакта Кати и Оли с незнакомыми людьми, которые неожиданно пришли к нам на занятия.
Катя (ГАМЛЕТ) встретила Володю Д. (ШТИРЛИЦ). Ее реакция: «Здравствуйте. А Вы к нам на тестирование пришли? А Вы ШТИРЛИЦ?»
Оля (ДЖЕК) встретила Иру З. (ГАБЕН). Ее реакция: «А это кто еще пришел?» Почувствуйте разницу.
Впрочем, ничего страшного. Постепенно все встанет на свои места.
Эпизод из архива 1.
В процессе тестирования Зоя (ДЮМА) очень нас порадовала. «Мне кажется, что надо по себе проверять. Ставить себя на место человека и смотреть, а как я отвечу?» Умница. Только надо вычистить до блеска свой базис. Тогда станешь хорошим инструментом. Обычно об этом на занятиях приходится говорить нам самим.
С домашним заданием справились. Проблемы этической пары разобрали четко. Перешли к изучению признака экстраверсия – интроверсия.
Конспект занятия
Замыслы попадают в голову изнутри.
Ст. Ежи Лец
Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился к нам снаружи.
Ст. Ежи Лец
Четвертая дихотомия – разделение на две равноправные части – проходит по признаку экстраверсия – интроверсия. Эти термины известны и в быту ассоциируются с общительностью и замкнутостью. На самом деле Юнг вводил их иначе.
Экстраверты видят внешнюю, объектную сторону явлений. Они легко расширяют поле внимания, судят об объектах по их внешним чертам и проявлениям.
Для экстравертов характерен широкий, панорамный обзор. Они замечают все, что происходит вокруг, как бы ни были увлечены делом. В рассказах экстравертов чаще присутствуют обобщающие концепции, множество персонажей, описание их внешности и действий. Они и внешнее пространство осваивают активнее: их жесты более размашисты, личная территория – шире.
Интроверты помещают внимание внутрь объекта и видят его связи с другими. Они легко углубляются в предмет, судят о нем по его «мотивациям», часто «ставят себя на его место».
Интроверт может настолько углубиться в интересный разговор или дело, что не замечает происходящего вокруг. Он может поддерживать диалог в переполненном автобусе, читать на шумном собрании, погрузившись в размышления, не ответить на обращение. Он чаще описывает мотивы и намерения персонажа, обсуждает его (и свои) побуждения и состояния. Жесты интровертов более экономны, личное пространство более компактно.
Первые постигают мир от внешних проявлений к внутренним свойствам, вторые – от внутренних процессов к внешним проявлениям. Оба эти подхода обеспечивают успешное выживание и поставляют в социум одинаково ценную информацию.
Эпизод из архива 2.
Обсуждение признака экстраверсия – интроверсия прошло достаточно живо. Ира (БАЛЬЗАК) рассказала, что на работе она сидит спиной к остальным и это ей позволяет отсторониться. А Костя (ГАМЛЕТ) сказал, что если бы он сидел лицом к стене, то рехнулся бы или свернул шею, оглядываясь на каждый шорох.
Наташа (МАКСИМ) сказала, что ей надо выходить на улицу, чтобы походить среди людей. Видимо, у МАКСИМА это связано со слабой интуицией возможностей. Нужно каждый раз на практике убеждаться, что мир еще существует.
Теперь можно подвести итог всему, что мы узнали. Изучены четыре пары признаков, присущих всем людям без исключения. Будучи независимыми друг от друга, они являются системой координат того четырехмерного информационного пространства, в котором можно определить соционические типы. Из комбинаторики мы знаем, что четыре пары независимых признаков дают 16 вариантов сочетаний.
Попробуем представить себе типы как точки в этом пространстве с координатами, соответствующими своему набору изученных нами признаков. Тогда весь социон (все 16 типов) предстанет перед нами как четырехмерный куб со своей богатой геометрией. Мы фактически имеем дело со структурой, внутри которой есть свои закономерности и связи между элементами. И, как во всякой системе, мы начинаем открывать в ней все новые и новые свойства, которые не сводятся к сумме свойств ее частей.
Еще раз подчеркнем, что юнговский базис – не просто набор из описаний типов, не разложение людей по 16 корзиночкам с наклейкой ярлыков. Это система координат в особом пространстве. Она дает нам возможность увидеть новые, важные связи между элементами, помимо тех, которые были положены в основу классификации. И мы откроем много нового о типах и их взаимодействии, изучая эту структуру.
Рейнинские признаки и малые группы, геометрия интертипных отношений, искажения типа, возрастное наполнение функций – все это и многое другое не описано в данной книге и не входит в курс первой ступени. Но базис, на котором построено здание соционики, – базис Юнга – наши студенты к концу курса будут знать наизусть и свободно ориентироваться в нем.
Попробуем привести в порядок те признаки, которые мы изучали в течение четырех занятий.
Признаки логика – этика и сенсорика – интуиция будем называть соционическими функциями человека. Причем логика и этика относятся к классу рациональных функций, а сенсорика и интуиция – к классу иррациональных функций. Кроме того, каждая из этих четырех функций может выступать как в экстравертном, так и в интровертном варианте.
Таким образом, получается восемь функций, которые в соционике принято обозначать следующими символами и названиями.
Эти восемь символов открыли дорогу построению моделей типов информационного метаболизма человека. Здесь лежит отличие соционики от типоведения – описательного знания, развиваемого на Западе учениками К. Г. Юнга.
Именно аналитическое моделирование процесса работы человека с информацией позволило по‑новому взглянуть на проблемы самоидентификации и взаимопонимания, увидеть, зачем мы нужны друг другу, переосмыслить расхожие рецепты, получить основания для вполне осознанной толерантности… Трудно перечислить то новое, что соционика приносит в нашу жизнь, а ведь можно сказать, что это почти начало. Исследования продолжаются.
Любопытный, хотя и не редкий случай подкинула нам судьба. На тестирование пришла супружеская пара – Саша (БАЛЬЗАК) и его жена Лена (ДЖЕК).
Интересно, что Лену, у которой тип был выражен чисто, ребята распознали за 15 – 20 минут. А Саша постоянно уходил от прямых ответов, демонстрируя оригинальность мысли и остроумие. Ребята растерялись. Информация была нечеткой, тип не проявлялся.
На это есть причины. Дело в том, что в конкретных обстоятельствах нашей действительности от мужчины ожидается сильная воля. Никто не считается с тем, что половина из них – интуиты, которые обладают другими достоинствами, в частности, даром предвидения. В таких обстоятельствах интуитивные мужчины вынуждены имитировать сильную сенсорику, как умеют. А у нас возникают трудности с определением типа.
Ведь если человек не развивает свою интуицию и не работает по ней, ее трудно отыскать. А бутафорская сенсорика не убеждает, по крайней мере, людей сенсорного типа, которые чувствуют в этом что‑то ненастоящее. Ни у интуитов, ни у сенсориков не складывается четкого представления о признаке как о «своем».
Здесь мы столкнулись как раз с таким случаем. Саша рассказывало том, как успешно занимался боксом и не пасовал в драках, как гнул подковы и ставил химические опыты. Но, в конце концов, интуицию все же удалось выявить, вдохновив его на подробный рассказ о том, как он представляет себе время: как слияние прошлого и будущего и т. п.