Тип БАЛЬЗАК
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87
Интуитивно‑логический интроверт
Евгений
– Чем вы любите заниматься?
– У меня пунктик, я люблю читать по истории. Люблю естественную историю, историю человеческую. Знаю всех поименно французских королей, царей, кто на ком женился, кто с кем спал и так далее… А занимаюсь я геологией и геофизикой, почвоведением.
– А строить генеалогические дерева вы любите?
– Да, обязательно. До поступления в институт это было мое любимое занятие – генеалогические древа – какие‑нибудь мировые, свое генеалогическое древо куда‑нибудь возводить и так далее.
(Интуиция времени – основа личности: распутывать истории семей – довольно сложное и кропотливое занятие, очевидно, оно заряжает его необходимой энергией.)
– А что вам больше нравится в истории? Ход событий или интриги?
– Конечно, интриги – это самое интересное дело. Кого отравили, за что отравили, каким образом. Все эти венецианские ужасы, яды и так далее… Это ужасно интересно, раз. А во‑вторых, я придерживаюсь в жизни идеологии аристократизма. Я верю в идею евгеники. Это сильно влияет вообще на мое мировоззрение…
(Суггестивная волевая сенсорика: безумно интересно все страшное и ужасное.)
– А практический выход это какой‑нибудь имеет?
– Как это практически осуществить? Как найти человека? А себя‑то как оценить правильно?
– Сделать анализ хромосом.
– Нет, это бесспорно. Но есть вещи, которые не всегда ловятся современными методами. Я в это свято верю. Например, можно описать опыты Тимофеева‑Ресовского, когда он пытался вывести песца, который вел бы себя как собака. Вышел, свистнул, и он прибежал. Вот так на свист, допустим, прибежали все песцы, он их порубил, шкуры продал, все хорошо. Он вывел в результате таких песцов. И все было хорошо, за исключением того, что у них была достаточно убогая шерсть. Проблема вот в этом состоит – чтобы и шкурка была, и на свист он бежал.
(Творческая логика действий: экспертный анализ методов и трудностей в производстве «идеального человека».)
– Ну и как же вы собираетесь решать эту проблему?
– Ну, вот я работаю с детьми. Иногда вот смотришь и думаешь: «Хотелось бы, чтобы у ребенка были вот такие качества…» А у другого есть такие качества, которых совсем не нужно…
– Вы работаете учителем?
– Да, учитель и в вузе преподаватель.
– А что вы преподаете?
– Я преподаю почвоведение и историческую геологию, палеонтологию, дрейфы материков, эволюцию органики и так далее.
– А в школе?
– Вообще географию. По образованию я географ и геолог, а в школе я преподаю, начиная от физики, химии, географии, биологии, москвоведенья и вообще… Самое ужасное, что я считаю себя глубоким гуманитарием, с трудом выбрал стезю вот эту естествоиспытательскую, чтобы быть географом… Между историей и географией. Меня в филологи прочили, а результате – пошел в географию. Ощущаю себя гуманитарием, а почему‑то все время оказываюсь в естественных науках, в математических, технических областях. И сам себя спрашиваю: «Я вообще историей буду заниматься или нет?» Это ужас…
(Здесь бытовое ощущение интереса к гуманитарным вопросам обусловлено структурой детского блока. Но присущие типу интуиция и логика действий выводят Женю на настоящий исследовательский (логический) подход к жизни.)
– А вы легко преподаете, легко контактируете с людьми?
– У меня обычно с человеком устанавливается какая‑то связь, и поэтому я периодически окидываю всю аудиторию взглядом, а рассказываю одному‑двум‑трем людям, но вообще я чувствую себя легко. Мне кажется, что когда я оказываюсь в незнакомой аудитории, например, у меня новые студенты, первый курс, вот, и вначале ставишь блоки какие‑то и начинаешь с ними общаться, а с каждым занятием вносишь что‑то такое новенькое. А вот сегодня я это скажу. А вот я это могу, а вот я это могу. Постепенно смотришь, ага, аудитория как‑то положительно реагирует, не негативно воспринимает, ну, соответственно, уже корректируешь…
(Поэтапное снятие самоограничения по ограничительной функции интуиции возможностей по мере освоения обстановки.)
– А вы чувствуете, как к вам люди относятся?
– Да, наверное. У человека может быть плохое настроение, он на меня косо посмотрел – все, у меня будет драма личной жизни и так далее. А уж тем более если что‑то сказать… Если человек обидит меня каким‑то делом, например, он обещал мне принести какую‑то книгу, но не принес, естественно, я буду ходить и всем вокруг рассказывать: «Ты представляешь, вот он мне не принес книгу! Я собирался статью по ней писать. Что у меня будет! У меня, там, тезисы летят!» Я это переживу потом. Но если человек это не действием, а словами скажет: «Ты знаешь, вот, ты не прав и так далее…» У меня может быть две реакции. Если я этому человеку доверяю, я тут же начну: «Я не прав?!» Я буду пытаться и эмоциями, если не получится эмоциями задавить, я буду пытаться чем‑то логическим выстроить и так далее…
– А вы в самом деле в это верите, что вы правы?
– У меня такой жесткий принцип. Я в общении с людьми, не очень близкими… я никогда не опаздываю – я задерживаюсь. Я никогда не бываю не прав – я не могу быть не прав. Здесь что‑то такое не в порядке. Это такая маска внешняя, которую я стараюсь как‑то держать. (Смеется)
(Суггестивная волевая сенсорика: попытка жестко продемонстрировать свой «авторитет», как это делают симпатичные ему люди, с одновременным пониманием, что для него это как‑то неестественно.)
– А если вы доказывали что‑то одно, например, про какие‑то материки, а вам говорят, все это было не так, они вот с неба свалились.
– С неба свалились? Хорошо. Давайте от этой печки плясать. С какого неба, откуда конкретно, что… Попытайтесь меня в этом убедить. Я буду самым благодарным человеком на свете. Вы меня убедите так, чтобы мои другие убеждения действительно не могли никак…
– Когда смыслы разрываются, это для вас понятно? Если что‑то в концепции не сходится?
– Я считаю, что любое мнение, наверное, имеет право на существование, но если оно не связывается с общей картиной, значит, надо что‑то в других частях картины менять. Это очень сложно, поэтому любая такая волюнтаристская идея обречена на гибель. Пожалуйста, развейте ее – пусть она сама погибнет естественным путем.
(Фоновая формальная логика: экспертная оценка наличия смысла, широкий обзор связи данной концепции с другими, но пассивный подход к опровержениям.)
– И тот, кто ее выдвинул, тоже отправится вслед за ней, да?
– А я буду стоять… А в конце концов я приду на могилу и скажу: «Ну, что сказать над гробовою урной? Вальсировала девушка недурно».
(Характерное для третьей квадры обращение к мотиву кладбища и смерти.)
– А как у вас в школе с подготовкой к занятиям, может, надо что‑то писать?
– Как правило, если надо что‑то писать, какие‑то планы, я, конечно, сажусь и пишу. Как правило, такие вещи, которые я не люблю, я оставляю на последний момент, потом сажусь и пишу быстро. Мне не проблема. Вот коллеги иногда жалуются, что надо написать какую‑то статью, структурировать материал, передо мной, например, голая колонка цифр, которую я получаю, и я уже тут же могу сесть и написать… Моя коллега, которая вместе со мной работает и тоже пишет диссертацию, для нее, например, проблема написать тезисы. Для меня не составляет труда, например, вывести какую‑то закономерность, как‑то объяснить…
(Творческая логика действий: смысловая организация материала, ясное представление о методах работы, быстрое изобретение подходящих к случаю приемов.)
– В компании людей вы сразу чувствуете все отношения, взаимосвязи?
– Ну, вообще да. Ну, я не знаю, насколько это правильно, но я для себя решаю, кто занимает какую нишу… Кто в каких отношениях с хозяином дома, кто где садится, кто задает вопросы, когда все люди молчат. У кого‑то существует какая‑то пара.
– А вам видно, кто с кем спит?
– Ну, что значит?.. Ну, вот над этим я как‑то и не задумываюсь…
(Логический подход к человеческим отношениям через внешние ритуальные проявления, отсутствие глубокого интереса к личной жизни окружающих.)
– Почему у него такой энтузиазм, не БАЛЬЗАЧИЙ?
– Может, потому что незнакомая аудитория… У меня всегда существует такая позиция… ослика Иа. Я всегда говорю, что во мне живет три существа из этой замечательной милновской сказки: это Пятачок, это Кролик, и это Ослик.
(Е. А.: Пятачок – это ЕСЕНИН, Кролик – РОБЕСПЬЕР, а Ослик – БАЛЬЗАК (смех в аудитории – действительно, у Жени с ними много общего).)
– А вы любите шумных, веселых людей, быть в большой компании?
– (Морщится выразительно) Нет. Нет. (Смеется)
(Болевая точка – этика эмоций: одно представление о шумных, веселых, энергичных людях вызывает автоматическую реакцию защиты.)
– Как вы реагируете, когда вам приходится несколько раз объяснять один и тот же материал человеку?
– Когда я готовился к поступлению в институт, родители меня отдали к репетитору. Я к ней приходил, и она начинала мне что‑то объяснять, и в конце концов она говорила: «Ну почему ты не понимаешь?» То ли я не хотел понимать, то ли не мог, и тогда я говорил ей так: «Объясните мне как для идиота». И вот когда я кому‑то начинаю что‑то объяснять, меня за это очень ругают. Я спрашиваю, вам как объяснить, как нормальному человеку или как идиоту? То же самое я спрашиваю у своих студентов: «Как будем говорить, как крупные почвоведы‑академики или как начинающие, мало понимающие и соображающие?»
Если человек не понимает, значит, буду упрощать, буду прибегать к образам, в конце концов, буду показывать на пальцах. У нас у одной девочки в школе с головой не в порядке, в 9 классе она не может представить, что 9, деленное на 3, – это будет 3, а не 2. Мы и так делили и этак делили. Мы переходим на ручки, на карандаши, снова делим, вроде все понимаем. Через неделю она приходит, снова 9 на 3 – это 2. Снова с ручками, это как молитва еженедельная.
(Творческая логика действий: в соответствии с задачей оперативно изобретаются методы ее решения, отношения переводятся в плоскость технологии.)
– И так можете до бесконечности?
– Ну, у нас школа‑то специальная. Нет, ну я в глубине души надеюсь, что в конце концов произойдет… Что там существует вот эта вот какая‑то щелочка маленькая, которая периодически приоткрывается, и я успею туда протолкнуть этот материал, и наконец‑то 9, деленное на 3, будет 3.
Самый‑то ужас в том, что она помнит, что это ее самое проблемное место. Если ей сказать: «Анечка, давай начнем с нашего проблемного места», она 9, деленное на 3, напишет правильно, у нее уже рефлекс. А однажды перед ней стояла задача написать число 147. Как она его написала? Просто это было мое самое первое занятие… Я прибежал с воплями, крича, что я уйду, уволюсь отсюда! Она написала 100, потом 40, а потом 7.
(Болевая точка – этика эмоций: неожиданное событие, вызвавшее сильное переживание (здесь потрясение глубиной непонимания) вызвало желание избежать подобного в будущем.)
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Полина. В первых словах о своей преподавательской деятельности она сказала: «Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться». Этим она завоевала себе устойчивую репутацию логика.
Ее долго спрашивали о защите своей территории (в группе много волевых сенсориков). Никаких реакций, кроме переживаний по поводу факта нападения. Ребята долго не могли поверить, все спрашивали, неужели это – все?
(У БАЛЬЗАКА воля – суггестивная функция, он программируется на волевое давление, уступает ему. Но чаще, как интуит, предвидит и заранее обходит подобные ситуации.)
Юля. Интуитивность ребята увидели быстро, как только она рассказала про свои вышивки – две за три года по канве с рисунком (причем одна не закончена). Это называлось «люблю вышивать».
Иррациональность проявилась, несомненно, в легком презрении к составлению планов. Да, она может вечером оказаться совсем не там, где собиралась, ну и что? Нет, это ее никогда не смущает. Она хозяйка своим планам – и это хорошо видно.
(Выяснилось, что у нас уже третья девочка этого типа часто любит побродить по магазинам с тканями и помечтать о том, что бы из них пошить. Видимо, по ролевой функции, сенсорике ощущений, когда устает от социального давления, так решает проблему выживания.)
Марина. Обратная сторона интуитивности – неуверенность в своей способности разбираться в вещах, фактурах материалов, здоровье: «Какое купят лекарство – такое и буду принимать».
Алена. Она сказала, что не торопится взрослеть: это же все‑таки страшно – жить самостоятельно.
(Так часто бывает при слабой волевой сенсорике, человек не спешит брать на себя ответственность за то, что можно свалить на окружающих.)
Саша. Интровертная логика проявилась сразу: он начал подробно объяснять разницу между компьютерами Николаю (ДЖЕК) и совершенно отключился от остальных, которые в это время дружно обсуждали его.
Аня. Ребята попросили ее подробнее рассказать, чем ей не нравится учительница. Фразы неуверенные, незаконченные, на предположения отвечает: «Ну да, и это она себе позволяет».
(Нет развернутой картины и экспертной оценки учительских безобразий, так как этика отношений – слабая, некритичная, плохо осознаваемая референтная функция. Но зато ее никто не убедит, что она (Аня) что‑то неправильно сделала. Логика действий – экспертная.)
Интуиция как слабая сенсорика проявилась в нашем фирменном вопросе об искусственных цветах. На столе в кружке стояли подвядшие синие мускари. Полина (БАЛЬЗАК) спросила, не видит ли Аня, настоящие это цветы или искусственные. Далее одновременно происходит вот что:
Оля (ДЖЕК) быстро трогает листики, чтобы убедиться;
Полина (БАЛЬЗАК) шепчет ей, что уже их потрогала, как только вошла в комнату;
Оля (ШТИРЛИЦ) с полным недоумением, что можно задать столь очевидный вопрос, смотрит на Аню, ожидая примерно такого ответа: «Что, вы меня идиоткой считаете? Конечно, живые!»;
Аня отвечает: «Ну, не знаю, надо приглядеться, может, потрогать…».
Оля (ШТИРЛИЦ) очередной раз совершенно растеряна, не может поверить своим ушам. Очень трудно по сильной функции (сенсорика ощущений у ШТИРЛИЦА – творческая) привыкнуть к тому, что не у всех так.
Катя. Интуиция проявилась в развернутом рассказе о том, как она воспринимает время: «оно течет у каждого в своем направлении, его можно ускорять и замедлять субъективно» и т. п.
Дима К. Логика типа проявилась в жестких и ироничных высказываниях о людях: «Дискотека? Знаете, когда в зоопарке гуляешь, это может быть интересно: посмотреть, но быть внутри, убирать все это…» «Машину она разбила так, что столб оказался в середине радиатора – наверное, не там дорогу переходил. В стекле вмятина, но крови нет. Значит, одно из двух. Либо человек заранее надел шлем. Либо кость была сплошная».
Интуиция, причем белая, проявилась в экспертных рассуждениях о четырехмерности текущего момента, в котором присутствуют и будущее, и прошлое, и что‑то еще. И разрыв кривых социального развития, на его взгляд, происходит сейчас, а не как было предсказано, в 2025 г.
Интуиты (они у нас в этой группе белые) в это время смотрели на него с живым интересом. А сенсорики – в потолок, пытаясь прорубиться сквозь такие дебри.
Дима Ф. Он сначала много улыбался, на всех поглядывал. Но когда выяснилось, что он заканчивал МИФИ, потом получил социологическое образование, защитился и теперь доцент, сомнения в логике исчезли. К тому же он так ясно аргументировал свои решения.
Та скорость, с которой он отвечал на еще недоговоренный вопрос, вызывала оживление аудитории. Все поняли, что интуиция работает на полную катушку.
Классический вопрос о наличии мечты задал Кирилл (ЖУКОВ). Жаль, что некоторые смотрели на нас, а не на Диму. Он закатил глаза, несколько раз повторил: «мечта… мечта…», а потом стал рассуждать, что считать мечтой. Все как и было предсказано. Кажется, ребята не поверили, что мы не договаривались заранее – настолько текст совпал.
Эгоцентризм и свернутую позу тоже все увидели. Чистый тип хорошо тестировать.
Ира. Она справляется с жизнью, уверена в себе, поэтому все может. Но рассказ о том, что готовить себе каждый день как‑то глупо, если не вносить в эту процедуру творчество, вызвал живой интерес Кати (ГЮГО). Однако «творчество» яичницы было в том, чтобы красиво ее оформить, украсить зеленью и соусом. Катя (ГЮГО) как‑то опешила. Она имела в виду какой‑то новый вкус, специи, наполнитель… Вот разница между ролевой и творческой белой сенсорикой. БАЛЬЗАКИ усвоили.
Зато отчет о деньгах в кошельке был абсолютно четким и уверенным.
Надежда. Она только что вернулась с книжной ярмарки во Франкфурте и путешествия на один из местных островов (конец октября, заметим). Очень довольна тихим отдыхом в уютном месте. Сразу стало ясно, что сенсорика слабая, этика еще слабее, интроверсия отчетливая, а предприимчивость выше всяческих похвал. БАЛЬЗАК, одним словом.
Тут Гриша (БАЛЬЗАК) сознался, что сразу нашел ее похожей на себя. Чем привел в недоумение нашу гостью, которая с соционикой не знакома. Она этого не нашла.
Лена. Интровертная логика и иррациональность сомнения не вызвали. Но роль матери семейства натренировала ролевую белую сенсорику. Она отвечала довольно уверенно на все кулинарные вопросы. В прогнозы свои не очень‑то верила. Но в ситуациях ограничения естественные для ГАБЕНА реакции были несколько заторможены. К тому же рассказ о воспитании дочери был прошит словами «невозможно» и «как так можно?» – ограничительные речи БАЛЬЗАКА.
Таня. Скромная Таня сразу проявила интроверсию и умение пользоваться своими прогностическими способностями. И на наш вопрос о том, что она сделает, если увидит человека, пилящего сук, на котором сидит, задумчиво ответила: «Ну, постою, посмотрю…» Публика была в экстазе. Мы попросили их запомнить этот ответ на такой вопрос.
А Света (ГЮГО), хорошо знающая этот тип, уже шептала: «Это точно БАЛЬЗАК, точно». ДОНЫ удивлялись, неужели можно так к такому относиться. Да. И на это есть причины в модели А.
Зоя (ДЮМА) спросила, как Таня будет делить шоколадку. Таня: «Поломаю на кусочки и положу. Кто захочет, сам возьмет». «Это – логика», – констатировали наши этики единодушно.
Оля. Учится в МАДИ на экономическом отделении и танцует народные танцы. Пытается выбрать между этими занятиями то, что перспективнее. Но объяснять кому‑то что‑то она несколько раз не может: «Я начинаю беситься».
Мягкие игрушки собирает: «Мне кажется, что это неплохо, когда человек сохраняет в себе частичку детства».
Не успели мы констатировать интуитивную логику, как Зоя (ДЮМА) уже задала фирменный «БАЛЬЗАЧИЙ» вопрос про пиление сука. «Ну, конечно, мне интересно, я посмотрю…» – к восторгу публики скромно ответила Оля.
Характерные высказывания людей типа БАЛЬЗАК
Глаза боятся, а руки делают – это про нас.
*
Если в вагоне на мою полку сели другие люди? Я буду терпеть.
*
Мрачные прогнозы? Я называю это здравым смыслом.
*
Обязательно сходите в Исторический музей! Там такие кости!
*
Средневековье меня интересует довольно сильно, а настоящее – нет.
*
Люблю собирать негативную информацию, а потом начинаю всех пугать!
*
Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться.
*
(О жене) Едешь отдыхать, а она звонит: «Ты меня любишь?» Ну, как люблю? Я здесь, а она – там!
*
Что можно сказать о кладбище? Нигде так не выражается дух времени, народа. Туда несут самое чистое – перед покойниками врать‑то не будешь.
*
Мы не злопамятные. Просто злые. И память у нас хорошая.
Интуитивно‑логический интроверт
Евгений
– Чем вы любите заниматься?
– У меня пунктик, я люблю читать по истории. Люблю естественную историю, историю человеческую. Знаю всех поименно французских королей, царей, кто на ком женился, кто с кем спал и так далее… А занимаюсь я геологией и геофизикой, почвоведением.
– А строить генеалогические дерева вы любите?
– Да, обязательно. До поступления в институт это было мое любимое занятие – генеалогические древа – какие‑нибудь мировые, свое генеалогическое древо куда‑нибудь возводить и так далее.
(Интуиция времени – основа личности: распутывать истории семей – довольно сложное и кропотливое занятие, очевидно, оно заряжает его необходимой энергией.)
– А что вам больше нравится в истории? Ход событий или интриги?
– Конечно, интриги – это самое интересное дело. Кого отравили, за что отравили, каким образом. Все эти венецианские ужасы, яды и так далее… Это ужасно интересно, раз. А во‑вторых, я придерживаюсь в жизни идеологии аристократизма. Я верю в идею евгеники. Это сильно влияет вообще на мое мировоззрение…
(Суггестивная волевая сенсорика: безумно интересно все страшное и ужасное.)
– А практический выход это какой‑нибудь имеет?
– Как это практически осуществить? Как найти человека? А себя‑то как оценить правильно?
– Сделать анализ хромосом.
– Нет, это бесспорно. Но есть вещи, которые не всегда ловятся современными методами. Я в это свято верю. Например, можно описать опыты Тимофеева‑Ресовского, когда он пытался вывести песца, который вел бы себя как собака. Вышел, свистнул, и он прибежал. Вот так на свист, допустим, прибежали все песцы, он их порубил, шкуры продал, все хорошо. Он вывел в результате таких песцов. И все было хорошо, за исключением того, что у них была достаточно убогая шерсть. Проблема вот в этом состоит – чтобы и шкурка была, и на свист он бежал.
(Творческая логика действий: экспертный анализ методов и трудностей в производстве «идеального человека».)
– Ну и как же вы собираетесь решать эту проблему?
– Ну, вот я работаю с детьми. Иногда вот смотришь и думаешь: «Хотелось бы, чтобы у ребенка были вот такие качества…» А у другого есть такие качества, которых совсем не нужно…
– Вы работаете учителем?
– Да, учитель и в вузе преподаватель.
– А что вы преподаете?
– Я преподаю почвоведение и историческую геологию, палеонтологию, дрейфы материков, эволюцию органики и так далее.
– А в школе?
– Вообще географию. По образованию я географ и геолог, а в школе я преподаю, начиная от физики, химии, географии, биологии, москвоведенья и вообще… Самое ужасное, что я считаю себя глубоким гуманитарием, с трудом выбрал стезю вот эту естествоиспытательскую, чтобы быть географом… Между историей и географией. Меня в филологи прочили, а результате – пошел в географию. Ощущаю себя гуманитарием, а почему‑то все время оказываюсь в естественных науках, в математических, технических областях. И сам себя спрашиваю: «Я вообще историей буду заниматься или нет?» Это ужас…
(Здесь бытовое ощущение интереса к гуманитарным вопросам обусловлено структурой детского блока. Но присущие типу интуиция и логика действий выводят Женю на настоящий исследовательский (логический) подход к жизни.)
– А вы легко преподаете, легко контактируете с людьми?
– У меня обычно с человеком устанавливается какая‑то связь, и поэтому я периодически окидываю всю аудиторию взглядом, а рассказываю одному‑двум‑трем людям, но вообще я чувствую себя легко. Мне кажется, что когда я оказываюсь в незнакомой аудитории, например, у меня новые студенты, первый курс, вот, и вначале ставишь блоки какие‑то и начинаешь с ними общаться, а с каждым занятием вносишь что‑то такое новенькое. А вот сегодня я это скажу. А вот я это могу, а вот я это могу. Постепенно смотришь, ага, аудитория как‑то положительно реагирует, не негативно воспринимает, ну, соответственно, уже корректируешь…
(Поэтапное снятие самоограничения по ограничительной функции интуиции возможностей по мере освоения обстановки.)
– А вы чувствуете, как к вам люди относятся?
– Да, наверное. У человека может быть плохое настроение, он на меня косо посмотрел – все, у меня будет драма личной жизни и так далее. А уж тем более если что‑то сказать… Если человек обидит меня каким‑то делом, например, он обещал мне принести какую‑то книгу, но не принес, естественно, я буду ходить и всем вокруг рассказывать: «Ты представляешь, вот он мне не принес книгу! Я собирался статью по ней писать. Что у меня будет! У меня, там, тезисы летят!» Я это переживу потом. Но если человек это не действием, а словами скажет: «Ты знаешь, вот, ты не прав и так далее…» У меня может быть две реакции. Если я этому человеку доверяю, я тут же начну: «Я не прав?!» Я буду пытаться и эмоциями, если не получится эмоциями задавить, я буду пытаться чем‑то логическим выстроить и так далее…
– А вы в самом деле в это верите, что вы правы?
– У меня такой жесткий принцип. Я в общении с людьми, не очень близкими… я никогда не опаздываю – я задерживаюсь. Я никогда не бываю не прав – я не могу быть не прав. Здесь что‑то такое не в порядке. Это такая маска внешняя, которую я стараюсь как‑то держать. (Смеется)
(Суггестивная волевая сенсорика: попытка жестко продемонстрировать свой «авторитет», как это делают симпатичные ему люди, с одновременным пониманием, что для него это как‑то неестественно.)
– А если вы доказывали что‑то одно, например, про какие‑то материки, а вам говорят, все это было не так, они вот с неба свалились.
– С неба свалились? Хорошо. Давайте от этой печки плясать. С какого неба, откуда конкретно, что… Попытайтесь меня в этом убедить. Я буду самым благодарным человеком на свете. Вы меня убедите так, чтобы мои другие убеждения действительно не могли никак…
– Когда смыслы разрываются, это для вас понятно? Если что‑то в концепции не сходится?
– Я считаю, что любое мнение, наверное, имеет право на существование, но если оно не связывается с общей картиной, значит, надо что‑то в других частях картины менять. Это очень сложно, поэтому любая такая волюнтаристская идея обречена на гибель. Пожалуйста, развейте ее – пусть она сама погибнет естественным путем.
(Фоновая формальная логика: экспертная оценка наличия смысла, широкий обзор связи данной концепции с другими, но пассивный подход к опровержениям.)
– И тот, кто ее выдвинул, тоже отправится вслед за ней, да?
– А я буду стоять… А в конце концов я приду на могилу и скажу: «Ну, что сказать над гробовою урной? Вальсировала девушка недурно».
(Характерное для третьей квадры обращение к мотиву кладбища и смерти.)
– А как у вас в школе с подготовкой к занятиям, может, надо что‑то писать?
– Как правило, если надо что‑то писать, какие‑то планы, я, конечно, сажусь и пишу. Как правило, такие вещи, которые я не люблю, я оставляю на последний момент, потом сажусь и пишу быстро. Мне не проблема. Вот коллеги иногда жалуются, что надо написать какую‑то статью, структурировать материал, передо мной, например, голая колонка цифр, которую я получаю, и я уже тут же могу сесть и написать… Моя коллега, которая вместе со мной работает и тоже пишет диссертацию, для нее, например, проблема написать тезисы. Для меня не составляет труда, например, вывести какую‑то закономерность, как‑то объяснить…
(Творческая логика действий: смысловая организация материала, ясное представление о методах работы, быстрое изобретение подходящих к случаю приемов.)
– В компании людей вы сразу чувствуете все отношения, взаимосвязи?
– Ну, вообще да. Ну, я не знаю, насколько это правильно, но я для себя решаю, кто занимает какую нишу… Кто в каких отношениях с хозяином дома, кто где садится, кто задает вопросы, когда все люди молчат. У кого‑то существует какая‑то пара.
– А вам видно, кто с кем спит?
– Ну, что значит?.. Ну, вот над этим я как‑то и не задумываюсь…
(Логический подход к человеческим отношениям через внешние ритуальные проявления, отсутствие глубокого интереса к личной жизни окружающих.)
– Почему у него такой энтузиазм, не БАЛЬЗАЧИЙ?
– Может, потому что незнакомая аудитория… У меня всегда существует такая позиция… ослика Иа. Я всегда говорю, что во мне живет три существа из этой замечательной милновской сказки: это Пятачок, это Кролик, и это Ослик.
(Е. А.: Пятачок – это ЕСЕНИН, Кролик – РОБЕСПЬЕР, а Ослик – БАЛЬЗАК (смех в аудитории – действительно, у Жени с ними много общего).)
– А вы любите шумных, веселых людей, быть в большой компании?
– (Морщится выразительно) Нет. Нет. (Смеется)
(Болевая точка – этика эмоций: одно представление о шумных, веселых, энергичных людях вызывает автоматическую реакцию защиты.)
– Как вы реагируете, когда вам приходится несколько раз объяснять один и тот же материал человеку?
– Когда я готовился к поступлению в институт, родители меня отдали к репетитору. Я к ней приходил, и она начинала мне что‑то объяснять, и в конце концов она говорила: «Ну почему ты не понимаешь?» То ли я не хотел понимать, то ли не мог, и тогда я говорил ей так: «Объясните мне как для идиота». И вот когда я кому‑то начинаю что‑то объяснять, меня за это очень ругают. Я спрашиваю, вам как объяснить, как нормальному человеку или как идиоту? То же самое я спрашиваю у своих студентов: «Как будем говорить, как крупные почвоведы‑академики или как начинающие, мало понимающие и соображающие?»
Если человек не понимает, значит, буду упрощать, буду прибегать к образам, в конце концов, буду показывать на пальцах. У нас у одной девочки в школе с головой не в порядке, в 9 классе она не может представить, что 9, деленное на 3, – это будет 3, а не 2. Мы и так делили и этак делили. Мы переходим на ручки, на карандаши, снова делим, вроде все понимаем. Через неделю она приходит, снова 9 на 3 – это 2. Снова с ручками, это как молитва еженедельная.
(Творческая логика действий: в соответствии с задачей оперативно изобретаются методы ее решения, отношения переводятся в плоскость технологии.)
– И так можете до бесконечности?
– Ну, у нас школа‑то специальная. Нет, ну я в глубине души надеюсь, что в конце концов произойдет… Что там существует вот эта вот какая‑то щелочка маленькая, которая периодически приоткрывается, и я успею туда протолкнуть этот материал, и наконец‑то 9, деленное на 3, будет 3.
Самый‑то ужас в том, что она помнит, что это ее самое проблемное место. Если ей сказать: «Анечка, давай начнем с нашего проблемного места», она 9, деленное на 3, напишет правильно, у нее уже рефлекс. А однажды перед ней стояла задача написать число 147. Как она его написала? Просто это было мое самое первое занятие… Я прибежал с воплями, крича, что я уйду, уволюсь отсюда! Она написала 100, потом 40, а потом 7.
(Болевая точка – этика эмоций: неожиданное событие, вызвавшее сильное переживание (здесь потрясение глубиной непонимания) вызвало желание избежать подобного в будущем.)
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Полина. В первых словах о своей преподавательской деятельности она сказала: «Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться». Этим она завоевала себе устойчивую репутацию логика.
Ее долго спрашивали о защите своей территории (в группе много волевых сенсориков). Никаких реакций, кроме переживаний по поводу факта нападения. Ребята долго не могли поверить, все спрашивали, неужели это – все?
(У БАЛЬЗАКА воля – суггестивная функция, он программируется на волевое давление, уступает ему. Но чаще, как интуит, предвидит и заранее обходит подобные ситуации.)
Юля. Интуитивность ребята увидели быстро, как только она рассказала про свои вышивки – две за три года по канве с рисунком (причем одна не закончена). Это называлось «люблю вышивать».
Иррациональность проявилась, несомненно, в легком презрении к составлению планов. Да, она может вечером оказаться совсем не там, где собиралась, ну и что? Нет, это ее никогда не смущает. Она хозяйка своим планам – и это хорошо видно.
(Выяснилось, что у нас уже третья девочка этого типа часто любит побродить по магазинам с тканями и помечтать о том, что бы из них пошить. Видимо, по ролевой функции, сенсорике ощущений, когда устает от социального давления, так решает проблему выживания.)
Марина. Обратная сторона интуитивности – неуверенность в своей способности разбираться в вещах, фактурах материалов, здоровье: «Какое купят лекарство – такое и буду принимать».
Алена. Она сказала, что не торопится взрослеть: это же все‑таки страшно – жить самостоятельно.
(Так часто бывает при слабой волевой сенсорике, человек не спешит брать на себя ответственность за то, что можно свалить на окружающих.)
Саша. Интровертная логика проявилась сразу: он начал подробно объяснять разницу между компьютерами Николаю (ДЖЕК) и совершенно отключился от остальных, которые в это время дружно обсуждали его.
Аня. Ребята попросили ее подробнее рассказать, чем ей не нравится учительница. Фразы неуверенные, незаконченные, на предположения отвечает: «Ну да, и это она себе позволяет».
(Нет развернутой картины и экспертной оценки учительских безобразий, так как этика отношений – слабая, некритичная, плохо осознаваемая референтная функция. Но зато ее никто не убедит, что она (Аня) что‑то неправильно сделала. Логика действий – экспертная.)
Интуиция как слабая сенсорика проявилась в нашем фирменном вопросе об искусственных цветах. На столе в кружке стояли подвядшие синие мускари. Полина (БАЛЬЗАК) спросила, не видит ли Аня, настоящие это цветы или искусственные. Далее одновременно происходит вот что:
Оля (ДЖЕК) быстро трогает листики, чтобы убедиться;
Полина (БАЛЬЗАК) шепчет ей, что уже их потрогала, как только вошла в комнату;
Оля (ШТИРЛИЦ) с полным недоумением, что можно задать столь очевидный вопрос, смотрит на Аню, ожидая примерно такого ответа: «Что, вы меня идиоткой считаете? Конечно, живые!»;
Аня отвечает: «Ну, не знаю, надо приглядеться, может, потрогать…».
Оля (ШТИРЛИЦ) очередной раз совершенно растеряна, не может поверить своим ушам. Очень трудно по сильной функции (сенсорика ощущений у ШТИРЛИЦА – творческая) привыкнуть к тому, что не у всех так.
Катя. Интуиция проявилась в развернутом рассказе о том, как она воспринимает время: «оно течет у каждого в своем направлении, его можно ускорять и замедлять субъективно» и т. п.
Дима К. Логика типа проявилась в жестких и ироничных высказываниях о людях: «Дискотека? Знаете, когда в зоопарке гуляешь, это может быть интересно: посмотреть, но быть внутри, убирать все это…» «Машину она разбила так, что столб оказался в середине радиатора – наверное, не там дорогу переходил. В стекле вмятина, но крови нет. Значит, одно из двух. Либо человек заранее надел шлем. Либо кость была сплошная».
Интуиция, причем белая, проявилась в экспертных рассуждениях о четырехмерности текущего момента, в котором присутствуют и будущее, и прошлое, и что‑то еще. И разрыв кривых социального развития, на его взгляд, происходит сейчас, а не как было предсказано, в 2025 г.
Интуиты (они у нас в этой группе белые) в это время смотрели на него с живым интересом. А сенсорики – в потолок, пытаясь прорубиться сквозь такие дебри.
Дима Ф. Он сначала много улыбался, на всех поглядывал. Но когда выяснилось, что он заканчивал МИФИ, потом получил социологическое образование, защитился и теперь доцент, сомнения в логике исчезли. К тому же он так ясно аргументировал свои решения.
Та скорость, с которой он отвечал на еще недоговоренный вопрос, вызывала оживление аудитории. Все поняли, что интуиция работает на полную катушку.
Классический вопрос о наличии мечты задал Кирилл (ЖУКОВ). Жаль, что некоторые смотрели на нас, а не на Диму. Он закатил глаза, несколько раз повторил: «мечта… мечта…», а потом стал рассуждать, что считать мечтой. Все как и было предсказано. Кажется, ребята не поверили, что мы не договаривались заранее – настолько текст совпал.
Эгоцентризм и свернутую позу тоже все увидели. Чистый тип хорошо тестировать.
Ира. Она справляется с жизнью, уверена в себе, поэтому все может. Но рассказ о том, что готовить себе каждый день как‑то глупо, если не вносить в эту процедуру творчество, вызвал живой интерес Кати (ГЮГО). Однако «творчество» яичницы было в том, чтобы красиво ее оформить, украсить зеленью и соусом. Катя (ГЮГО) как‑то опешила. Она имела в виду какой‑то новый вкус, специи, наполнитель… Вот разница между ролевой и творческой белой сенсорикой. БАЛЬЗАКИ усвоили.
Зато отчет о деньгах в кошельке был абсолютно четким и уверенным.
Надежда. Она только что вернулась с книжной ярмарки во Франкфурте и путешествия на один из местных островов (конец октября, заметим). Очень довольна тихим отдыхом в уютном месте. Сразу стало ясно, что сенсорика слабая, этика еще слабее, интроверсия отчетливая, а предприимчивость выше всяческих похвал. БАЛЬЗАК, одним словом.
Тут Гриша (БАЛЬЗАК) сознался, что сразу нашел ее похожей на себя. Чем привел в недоумение нашу гостью, которая с соционикой не знакома. Она этого не нашла.
Лена. Интровертная логика и иррациональность сомнения не вызвали. Но роль матери семейства натренировала ролевую белую сенсорику. Она отвечала довольно уверенно на все кулинарные вопросы. В прогнозы свои не очень‑то верила. Но в ситуациях ограничения естественные для ГАБЕНА реакции были несколько заторможены. К тому же рассказ о воспитании дочери был прошит словами «невозможно» и «как так можно?» – ограничительные речи БАЛЬЗАКА.
Таня. Скромная Таня сразу проявила интроверсию и умение пользоваться своими прогностическими способностями. И на наш вопрос о том, что она сделает, если увидит человека, пилящего сук, на котором сидит, задумчиво ответила: «Ну, постою, посмотрю…» Публика была в экстазе. Мы попросили их запомнить этот ответ на такой вопрос.
А Света (ГЮГО), хорошо знающая этот тип, уже шептала: «Это точно БАЛЬЗАК, точно». ДОНЫ удивлялись, неужели можно так к такому относиться. Да. И на это есть причины в модели А.
Зоя (ДЮМА) спросила, как Таня будет делить шоколадку. Таня: «Поломаю на кусочки и положу. Кто захочет, сам возьмет». «Это – логика», – констатировали наши этики единодушно.
Оля. Учится в МАДИ на экономическом отделении и танцует народные танцы. Пытается выбрать между этими занятиями то, что перспективнее. Но объяснять кому‑то что‑то она несколько раз не может: «Я начинаю беситься».
Мягкие игрушки собирает: «Мне кажется, что это неплохо, когда человек сохраняет в себе частичку детства».
Не успели мы констатировать интуитивную логику, как Зоя (ДЮМА) уже задала фирменный «БАЛЬЗАЧИЙ» вопрос про пиление сука. «Ну, конечно, мне интересно, я посмотрю…» – к восторгу публики скромно ответила Оля.
Характерные высказывания людей типа БАЛЬЗАК
Глаза боятся, а руки делают – это про нас.
*
Если в вагоне на мою полку сели другие люди? Я буду терпеть.
*
Мрачные прогнозы? Я называю это здравым смыслом.
*
Обязательно сходите в Исторический музей! Там такие кости!
*
Средневековье меня интересует довольно сильно, а настоящее – нет.
*
Люблю собирать негативную информацию, а потом начинаю всех пугать!
*
Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться.
*
(О жене) Едешь отдыхать, а она звонит: «Ты меня любишь?» Ну, как люблю? Я здесь, а она – там!
*
Что можно сказать о кладбище? Нигде так не выражается дух времени, народа. Туда несут самое чистое – перед покойниками врать‑то не будешь.
*
Мы не злопамятные. Просто злые. И память у нас хорошая.