Образование
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87
Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
Альбер Камю
Чего бы мы хотели от школы? Каким нам хочется видеть нашего ребенка после ее окончания?
Умным, добрым, здоровым, воспитанным, жизнерадостным, социально адаптированным, способным и желающим продолжить образование, развившим все свои природные таланты… Ну, и как? Получилось ли это в школе с нами или нашими детьми?
Подумаем, возможно ли это в принципе. Попробуем представить систему образования, которая из каждого ребенка созидает представленное выше совершенство. Как должны преподаваться предметы и каким должен быть учитель, чтобы каждый из 25 детей в классе рос в режиме «домашнего воспитания»?
Так разные дети или одинаковые?
Для начала надо определиться с ребенком. Какую бы концепцию мы ни выбрали: «все дети талантливы во всем» или «у каждого ребенка свой талант» – придется обратиться к исследованию самого ребенка. Если во всех можно развить все, то следует подобрать 25 – 40 способов (в зависимости от количества детей в классе), чтобы донести любой материал до любого ребенка (не все же схватывают на лету). Если способности развивать индивидуально, то следует их прежде всего определить.
В любом случае надо выяснить, как и какую информацию ребенок способен усвоить лучше, а какую стоит давать мелкими дозами, чтобы он не почувствовал себя бестолковым и неспособным к учебе троечником.
Известно, что психоаналитик определяет истинный спектр личности пациента недели, а то и месяцы. Только после этого можно сказать, что относится к разряду естественных интересов человека, а что – наносное, внушенное окружающими и социальными нормами. Похожую работу следовало бы проводить с каждым ребенком, если уж мы говорим об индивидуальном подходе и всестороннем развитии способностей.
Если предположить, что каждый человек совершенно уникален, то подобная задача становится практически безнадежной. Ведь, несмотря на то что в каждом классе у учителя по 25 – 40 детей, и классов несколько, и так каждый год, – учитель не может накопить опыт, который помог бы ему разобраться в новых детях. Они же совершенно неповторимы!
Очевидно, что это не так. И опытный учитель, конечно, видит, что дети типичны, что с этим надо разговаривать, как с Васей, а с тем – как с Машей из прошлогоднего выпуска и т. п.
Идея юнговских психологических типов, родившаяся из практических наблюдений талантливого психолога, позволяет выпутаться из этого безнадежного положения, легализовать и осмыслить богатейший практический опыт наших учителей.
Соционика, разработавшая аппарат для анализа взаимодействия человека с миром, позволяет классифицировать и систематизировать людей по способам восприятия информации. Причем для того, чтобы убедиться в реальности соционических явлений, не нужны синхрофазотроны и суперкомпьютеры. Практика показывает, что каждый человек видит окружающих, работает и общается с другими в соответствии со своей моделью А. В чем нетрудно убедиться столько раз, сколько нужно, даже не выходя из дома.
Вслед за Юнгом соционика изучает 16 типов информационных структур, и это сводит бесконечное количество индивидуальных подходов к обучению конкретному числу программ.
К тому же они имеют ряд пересекающихся свойств, что позволяет объединять их в те или иные группы, исходя из конкретной задачи обработки информации. И именно это открывает возможности для личностно ориентированной педагогики.
Именно это дает основание объединить учеников в группы, например, по предпочтительным видам деятельности, по стилям общения или по стимулам к деятельности и т. д. Каждая из таких групп представлена всего в четырех вариантах, они называются рейнинскими – по имени математика Г. Рейнина, который впервые рассчитал их теоретически.
Люди, объединенные в такие группы, имеют общий стиль восприятия информации. Его легко учесть и проводить обучение на понятном для всех без исключения языке. А уж четыре варианта подачи материала для каждого предмета – совсем не сверхзадача для педагогики. Нужно только четко представлять, как подбираются дети в эти группы и какая организация материала будет органичной в каждой из них. Но на этот вопрос соционика отвечает точно и подробно. Значит, соционически грамотному педагогу окажется по силам учет особенностей каждого при обучении всех.
Все те, кто дал себе труд изучить соционику, не сомневаются, что она должна войти в школьную жизнь. Каждый из них на себе почувствовал ее благотворное влияние.
Для того чтобы сочетание массовой школы с индивидуальным подходом перестало быть демагогической несуразицей, потребуются лишь грамотные педагогические методики, а также соционическая диагностика типа ребенка, переступившего порог школы.
Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
Альбер Камю
Чего бы мы хотели от школы? Каким нам хочется видеть нашего ребенка после ее окончания?
Умным, добрым, здоровым, воспитанным, жизнерадостным, социально адаптированным, способным и желающим продолжить образование, развившим все свои природные таланты… Ну, и как? Получилось ли это в школе с нами или нашими детьми?
Подумаем, возможно ли это в принципе. Попробуем представить систему образования, которая из каждого ребенка созидает представленное выше совершенство. Как должны преподаваться предметы и каким должен быть учитель, чтобы каждый из 25 детей в классе рос в режиме «домашнего воспитания»?
Так разные дети или одинаковые?
Для начала надо определиться с ребенком. Какую бы концепцию мы ни выбрали: «все дети талантливы во всем» или «у каждого ребенка свой талант» – придется обратиться к исследованию самого ребенка. Если во всех можно развить все, то следует подобрать 25 – 40 способов (в зависимости от количества детей в классе), чтобы донести любой материал до любого ребенка (не все же схватывают на лету). Если способности развивать индивидуально, то следует их прежде всего определить.
В любом случае надо выяснить, как и какую информацию ребенок способен усвоить лучше, а какую стоит давать мелкими дозами, чтобы он не почувствовал себя бестолковым и неспособным к учебе троечником.
Известно, что психоаналитик определяет истинный спектр личности пациента недели, а то и месяцы. Только после этого можно сказать, что относится к разряду естественных интересов человека, а что – наносное, внушенное окружающими и социальными нормами. Похожую работу следовало бы проводить с каждым ребенком, если уж мы говорим об индивидуальном подходе и всестороннем развитии способностей.
Если предположить, что каждый человек совершенно уникален, то подобная задача становится практически безнадежной. Ведь, несмотря на то что в каждом классе у учителя по 25 – 40 детей, и классов несколько, и так каждый год, – учитель не может накопить опыт, который помог бы ему разобраться в новых детях. Они же совершенно неповторимы!
Очевидно, что это не так. И опытный учитель, конечно, видит, что дети типичны, что с этим надо разговаривать, как с Васей, а с тем – как с Машей из прошлогоднего выпуска и т. п.
Идея юнговских психологических типов, родившаяся из практических наблюдений талантливого психолога, позволяет выпутаться из этого безнадежного положения, легализовать и осмыслить богатейший практический опыт наших учителей.
Соционика, разработавшая аппарат для анализа взаимодействия человека с миром, позволяет классифицировать и систематизировать людей по способам восприятия информации. Причем для того, чтобы убедиться в реальности соционических явлений, не нужны синхрофазотроны и суперкомпьютеры. Практика показывает, что каждый человек видит окружающих, работает и общается с другими в соответствии со своей моделью А. В чем нетрудно убедиться столько раз, сколько нужно, даже не выходя из дома.
Вслед за Юнгом соционика изучает 16 типов информационных структур, и это сводит бесконечное количество индивидуальных подходов к обучению конкретному числу программ.
К тому же они имеют ряд пересекающихся свойств, что позволяет объединять их в те или иные группы, исходя из конкретной задачи обработки информации. И именно это открывает возможности для личностно ориентированной педагогики.
Именно это дает основание объединить учеников в группы, например, по предпочтительным видам деятельности, по стилям общения или по стимулам к деятельности и т. д. Каждая из таких групп представлена всего в четырех вариантах, они называются рейнинскими – по имени математика Г. Рейнина, который впервые рассчитал их теоретически.
Люди, объединенные в такие группы, имеют общий стиль восприятия информации. Его легко учесть и проводить обучение на понятном для всех без исключения языке. А уж четыре варианта подачи материала для каждого предмета – совсем не сверхзадача для педагогики. Нужно только четко представлять, как подбираются дети в эти группы и какая организация материала будет органичной в каждой из них. Но на этот вопрос соционика отвечает точно и подробно. Значит, соционически грамотному педагогу окажется по силам учет особенностей каждого при обучении всех.
Все те, кто дал себе труд изучить соционику, не сомневаются, что она должна войти в школьную жизнь. Каждый из них на себе почувствовал ее благотворное влияние.
Для того чтобы сочетание массовой школы с индивидуальным подходом перестало быть демагогической несуразицей, потребуются лишь грамотные педагогические методики, а также соционическая диагностика типа ребенка, переступившего порог школы.