Урок шестой

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 

 

Ребята осознают свои болевые точки. Обычно информацию об этом человек вытесняет, старается не замечать, что существует зона его полной неуверенности в себе. Соционика требует осознания и признания этого факта, отказа от претензий на экспертное суждение в этой области и смирения. Она призывает честно взглянуть на свою болевую точку, эмоционально принять ее наличие, справиться с амбициями и разрешить себе чего‑то не уметь.

Возможности четвертой функции ограничены ее одномерной природой. Информация, поступающая на нее, раскладывается только на «черную и белую», на «да и нет». Нет объемного виденья всей ситуации. Получается картина, которую мы наблюдаем как бы через замочную скважину. Понятно, что она неполная, даже ущербная.

Сколько бы информации человек ни набирал, она все равно не дает объемной картины. Это похоже на огромный, практически бесконечный паззл, который невозможно собрать, потому что не улавливаются связи одних фрагментов информации с другими. Каждый элемент осваивается в отдельности, и порядок их связи между собой тоже должен запоминаться отдельно. Сам по себе он не является очевидным.

Такой режим совершенно непригоден для творчества.

Фактически работа по этой позиции является имитацией полноценных образцов деятельности, заимствованных у других типов, успешных в данном аспекте информации.

Утешает в этой ситуации только то, что болевая точка есть у каждого. По мере же овладения соционическим знанием часто оказывается, что ты и сам кого‑то регулярно по ней «прессовал», не понимая, что ему было больно. Это тоже требует осознания, раскаяния и некоторой решимости изменить свою позицию. Оказывается, что «нейтральных» тем для разговора вообще нет. Самая доброжелательная информация может кого‑то задеть, причем очень больно. Осознание этого поможет людям стать гуманнее и аккуратнее в своих проявлениях по отношению к другим.

 

Занятие 7. Многоликое «Я»

 

В порядке разминки разложили все 16 типов по признакам экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции. Получились группы, объединенные общими стимулами к деятельности, по В. В. Гуленко. Их тоже полезно иметь в виду при тестировании и консультациях. Вот как выглядит это распределение.

Экстравертные сенсорики стимулируются престижем.  Для них важно, чтобы их работу публично отметили. Желательно, чтобы должность была достаточно высокой. Они знают цену наградам и медалям, умеют ими пользоваться.

Экстравертные интуиты стимулируются уникальностью .Для них важно заниматься тем, чем не занимался до них никто, получить результаты, способные удивить мир. Повторение чужого опыта их совсем не вдохновляет.

Интровертные сенсорики ориентированы на благосостояние в самом широком смысле слова. Они работают для того, чтобы обеспечить себя как материальными, так и духовными благами. Для них важно, чтобы их собственный комфорт и удобство, интерес к жизни состоялись.

Интровертные интуиты ценят возможность самореализации,  удовлетворения личного любопытства. Им важно, чтобы деятельность была интересной, открывала возможности углубления. Погрузиться в интересный вопрос – большое удовольствие для них.

Здесь возникают интересные параллели. Сергей Савченко, специалист по картам ТАРО, заметил корреляцию свойств соционических типов и персонажей квадрата придворных карт в колоде ТАРО. Это известные нам по бытовым игральным картам «картинки» и еще Рыцари. При этом вышеописанному разбиению соответствует расклад карт по «персонажам».

Экстравертные сенсорики – Короли, стимулируются престижем.

Интровертные сенсорики – Дамы, стимулируются благосостоянием.

Экстравертные интуиты – Рыцари, стимулируются уникальностью.

Интровертные интуиты – Пажи, стимулируются любопытством.

Забавно и очень понятно. В такой образной трактовке материал запоминается лучше. К тому же поражает, что древняя мистическая система вписалась в современное, вполне научное знание. Это, конечно, говорит не о том, что соционика – лженаука. Просто все работающие концепции личности, накопившие позитивные результаты, показавшие свои предсказательные возможности и отражающие существенные черты изучаемого явления, не могут не пересекаться. Ведь предмет у них один и цель одна: еще более глубокое понимание человеческой сущности. И мы не должны воевать друг с другом за истину – ее достаточно для всех.

 

Конспект занятия

 

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.

Козьма Прутков

 

Рассматривали соответствие блоков модели А другим психологическим концепциям. В этом месте все, кто что‑то читал о психологии, укладывают свои знания в нашу схему. Выясняется, что соционика не воюет с другими теориями, а может гибко с ними сотрудничать.

Вот классическое представление модели «А» с названиями функций, горизонтальных блоков и колец:

 

Соционика очень толерантна ко всем работающим идеям. Например, модель А делится на ментальное и витальное кольца в соответствии с концепцией Фрейда о существовании бессознательной части психики.

Каждая пара функций (4 горизонтальных блока) соответствуют архетипам Юнга:

ЭГО – сюжеты сильных осознанных функций, зона сознательной уверенности.

СУПЕРЭГО – Персона – сюжеты слабых осознанных функций, зона осознанной неуверенности, зависимости от общественных ожиданий.

ИД – Тень – сюжеты сильных неосознанных функций, зона бессознательной защиты своих интересов, борьбы и страхов.

СУПЕРИД – Анима/Анимус – сюжеты слабых неосознанных функций, зона бессознательной неуверенности в себе, ожидание защиты, образ идеального партнера.

Юнговский архетип Самость, как целостное состояние человека, принявшего все свои бессознательные стороны и умеющего опереться на них, близок к понятию «дуализации» в соционике. Дуализированным называется человек, принявший свой тип, умеющий пользоваться сильными функциями, знающий свои слабые черты, понимающий, что это его не портит.

Блоки модели А можно рассматривать также, применяя концепцию Э. Берна о различных состояниях Я.

Тогда Блок ЭГО соответствует состоянию «взрослый», в котором мы принимаем ответственные решения.

Блок СУПЕРЭГО соответствует состоянию «родитель» в той его ипостаси, когда мы чувствуем постоянный контроль над собой.

Блок СУПЕРИД соответствует состоянию «ребенок», в котором мы непосредственно и восторженно воспринимаем жизнь.

А блок ИД соответствует состоянию «родитель» в той ипостаси, когда мы сами контролируем всех в соответствии с усвоенными образцами.

Мы обратили внимание ребят на то, что и сами они в разной обстановке по‑разному проявляют себя. А для того чтобы это не осталось просто словами, мы попросили внимательно посмотреть свою модель А и поделиться наблюдениями о том, какое поведение демонстрирует каждый из них по блоку СУПЕРЭГО.

Обычно блок СУПЕРЭГО (ролевая и болевая функции) включается в ситуации социальной адаптации. Человек не хочет раскрывать в незнакомой (но социально значимой для него) обстановке свою истинную личность, потому что чувствует себя недостаточно уверенно, а в то же время ему нужно прозондировать обстановку. Ролевая функция помогает ему подстроиться под требования среды, а болевая функция показывает те сектора, где ему грозит перегрузка и которых следует избегать в целях самосохранения.

Понятно, что, выступая с блока СУПЕРЭГО, человек ведет себя не так, как по своему взрослому блоку (базовая и творческая функции). В этом состоянии он больше похож на тот тип, с которым он находится в отношениях, названных «суперэго». Но на самом деле речь здесь идет лишь об имитации этого типа.

Вообще любое выступление с одной из слабых функций для человека другого типа, у которого та же функция является сильной, выглядит неуклюже, по‑детски или даже как сознательное искажение информации с непонятными целями. Это может вызвать целую лавину объяснений, которую со слабой функции трудно даже понять.

Человек, обсуждая проблему со слабых функций, зачастую считает, что он охватил ее целиком. Собеседник, имеющий по той же функции экспертное видение, воспринимает ситуацию гораздо более объемно и подробно. Он не без оснований может впасть в недоумение по поводу таких примитивных взглядов партнера. Ясно, что в этом случае трудно найти общий язык и придти к согласию. Соционика рекомендует, чтобы при прочих равных условиях приоритет отдавался человеку с экспертным видением ситуации.

После некоторого размышления ребята начали рассказывать о себе.

Это было замечательное «шоу». Все с интересом и некоторым удивлением высказывались о своем блоке СУПЕРЭГО, открывая в себе забавные черточки, не замеченные ранее. В этом упражнении выпукло проявилось освобождение от комплексов, которое происходит при отстраненном самонаблюдении.

 

Эпизод из архива 1.

ГАМЛЕТЫ, как обычно, завели всех.

Катя (ГАМЛЕТ) с места в карьер принялась рассказывать о своих деловых качествах, которые она любит демонстрировать, притворяясь ШТИРЛИЦЕМ. Главный упор делается прежде всего на имидж. Она любит представляться деловой женщиной, любит одеваться в деловые брючные костюмы.

– Я люблю слово деловой – стараюсь себя так называть, накупила кучу галстуков. Люблю поговорить об этой деловой ерунде, – с радостным легкомыслием заявила она.

Был случай, когда она под красивый немецкий галстук покупала себе костюм и остальные детали. Сотовый телефон она подбирала так, чтобы он «по цвету и стилю» подходил к перчаткам и кошельку.

Это было очень смешно всем, включая Катю. Она действительно, приобщившись к соционике, теперь прекрасно знает цену всему этому.

– Я себя считаю деловой женщиной и всем об этом говорю.

Дальше взял слово Костя (ГАМЛЕТ).

– Я всегда стараюсь показать себя очень крутым в смысле профессионализма, рассудительности и взвешенности. Мои ученики считают меня очень серьезным человеком и потом удивляются, когда в походах обнаруживают, что я совсем другой – веселый и безответственный.  (Смеется.)

– Я люблю слово профессиональный – у меня все профессиональное.

Ужасно забавно было это слышать.

И МАКСИМЫ не подкачали.

Наташа (МАКСИМ) подробно рассказала о том, каким знатоком человеческих душ она себя считает. Любит читать Достоевского и разбираться в психологических тонкостях души человеческой. Ей нравится спровоцировать подругу на откровения, на рассказ о своих переживаниях.

Но долго слушать об этом она не может – становится скучно.

– Только через 10 минут надоедает слушать одно и то же, хочется уже перейти к делу, – честно призналась она.

Это и понятно – по третьей функции долго не поработаешь. Утешения обычно сводятся к словам: «Все у тебя будет хорошо».

Даниил (МАКСИМ) добавил, что когда в школе проходят роман «Война и мир», мальчикам полагается увлекаться войной, а девочкам – лирическими моментами.

– Так вот мне больше нравилось читать про отношения.

Его беспокоит, нравится ли он другим, как люди к нему относятся. Как всякий МАКСИМ, он старается быть «хорошим парнем». Фразу «когда выходишь в мир, к людям…»  ему не дали договорить – хохот стоял гомерический. Его это не смутило – в ту же минуту он осознал, насколько странной такая фраза показалась настоящим этикам.

Другая наша Наташа (МАКСИМ) рассказала, что в старших классах школы старалась каждый день иметь в портфеле запасные ручки, ластики и замазку, чтобы можно было дать тем, кому это понадобится. Так она завоевывала хорошее отношение к себе и расположение одноклассников. А в университете перестала это делать, но «отношение почему‑то стало еще лучше».

Антон (ДОН КИХОТ) рассказал, как он любит всех построить. Оля (ДОСТОЕВСКИЙ), как свидетель, подтвердила, что стоит им с компанией приехать куда‑то на экскурсию или отправиться в поход, то по приезде на место она немедленно начинает командовать, кому и чем заняться, куда идти, что делать, одним словом, всех строит, причем очень жестко.

Антон не возражал, одно только его смущало. Он сказал:

– Вот только плохо бывает, когда они слишком долго и упорно сопротивляются, тогда мне уже не хватает сил их дожать.

Реакция была веселая, поскольку все, включая Антона, понимали, что в роли НАПОЛЕОНА ДОН КИХОТ долго не продержится.

Про болевую точку он рассказал отдельно.

– Бывает, пытаешься завоевать чье‑то расположение. Стараешься, стараешься, демонстрируешь обаяние, находчивость, остроумие, а потом смотришь, что же получилось, и не понимаешь, лучше человек к тебе относится или так ничего и не вышло. Ведь не видишь как следует его реакции…

Этики смотрели на него с непониманием и замешательством, напряженно пытаясь представить себя как бы с завязанными глазами, если бы они были лишены такой информации. Логики кивали – с пониманием и сочувствием.

Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) созналась, что любит подробно и со вкусом разложить все по логическим полочкам. Иногда она даже рисует схемы по утрам, если есть настроение. «Зачем?» – дружно спросили МАКСИМЫ.

– Чтобы было приятно. А через неделю, если я не подпишу, какая это схема, ничего вспомнить не смогу и не понимаю, к чему же это относится.

Ира (БАЛЬЗАК) рассказала, как она любит посуетиться на кухне, обслужить народ, покормить, позаботиться о присутствующих. Но быстро устает от шума.

Отчеты наших студентов произвели на нас самих сильное впечатление. Ребята без подготовки, экспромтом показали:

– хорошее знание собственной модели;

– способность анализировать проявления своего типа в ситуации социальной адаптации;

– мужество рассказать о своих «слабостях» на людях;

– и высокий уровень гуманизма к чужим слабостям и чужим признаниям по блоку СУПЕРЭГО.

 

 

Ребята осознают свои болевые точки. Обычно информацию об этом человек вытесняет, старается не замечать, что существует зона его полной неуверенности в себе. Соционика требует осознания и признания этого факта, отказа от претензий на экспертное суждение в этой области и смирения. Она призывает честно взглянуть на свою болевую точку, эмоционально принять ее наличие, справиться с амбициями и разрешить себе чего‑то не уметь.

Возможности четвертой функции ограничены ее одномерной природой. Информация, поступающая на нее, раскладывается только на «черную и белую», на «да и нет». Нет объемного виденья всей ситуации. Получается картина, которую мы наблюдаем как бы через замочную скважину. Понятно, что она неполная, даже ущербная.

Сколько бы информации человек ни набирал, она все равно не дает объемной картины. Это похоже на огромный, практически бесконечный паззл, который невозможно собрать, потому что не улавливаются связи одних фрагментов информации с другими. Каждый элемент осваивается в отдельности, и порядок их связи между собой тоже должен запоминаться отдельно. Сам по себе он не является очевидным.

Такой режим совершенно непригоден для творчества.

Фактически работа по этой позиции является имитацией полноценных образцов деятельности, заимствованных у других типов, успешных в данном аспекте информации.

Утешает в этой ситуации только то, что болевая точка есть у каждого. По мере же овладения соционическим знанием часто оказывается, что ты и сам кого‑то регулярно по ней «прессовал», не понимая, что ему было больно. Это тоже требует осознания, раскаяния и некоторой решимости изменить свою позицию. Оказывается, что «нейтральных» тем для разговора вообще нет. Самая доброжелательная информация может кого‑то задеть, причем очень больно. Осознание этого поможет людям стать гуманнее и аккуратнее в своих проявлениях по отношению к другим.

 

Занятие 7. Многоликое «Я»

 

В порядке разминки разложили все 16 типов по признакам экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции. Получились группы, объединенные общими стимулами к деятельности, по В. В. Гуленко. Их тоже полезно иметь в виду при тестировании и консультациях. Вот как выглядит это распределение.

Экстравертные сенсорики стимулируются престижем.  Для них важно, чтобы их работу публично отметили. Желательно, чтобы должность была достаточно высокой. Они знают цену наградам и медалям, умеют ими пользоваться.

Экстравертные интуиты стимулируются уникальностью .Для них важно заниматься тем, чем не занимался до них никто, получить результаты, способные удивить мир. Повторение чужого опыта их совсем не вдохновляет.

Интровертные сенсорики ориентированы на благосостояние в самом широком смысле слова. Они работают для того, чтобы обеспечить себя как материальными, так и духовными благами. Для них важно, чтобы их собственный комфорт и удобство, интерес к жизни состоялись.

Интровертные интуиты ценят возможность самореализации,  удовлетворения личного любопытства. Им важно, чтобы деятельность была интересной, открывала возможности углубления. Погрузиться в интересный вопрос – большое удовольствие для них.

Здесь возникают интересные параллели. Сергей Савченко, специалист по картам ТАРО, заметил корреляцию свойств соционических типов и персонажей квадрата придворных карт в колоде ТАРО. Это известные нам по бытовым игральным картам «картинки» и еще Рыцари. При этом вышеописанному разбиению соответствует расклад карт по «персонажам».

Экстравертные сенсорики – Короли, стимулируются престижем.

Интровертные сенсорики – Дамы, стимулируются благосостоянием.

Экстравертные интуиты – Рыцари, стимулируются уникальностью.

Интровертные интуиты – Пажи, стимулируются любопытством.

Забавно и очень понятно. В такой образной трактовке материал запоминается лучше. К тому же поражает, что древняя мистическая система вписалась в современное, вполне научное знание. Это, конечно, говорит не о том, что соционика – лженаука. Просто все работающие концепции личности, накопившие позитивные результаты, показавшие свои предсказательные возможности и отражающие существенные черты изучаемого явления, не могут не пересекаться. Ведь предмет у них один и цель одна: еще более глубокое понимание человеческой сущности. И мы не должны воевать друг с другом за истину – ее достаточно для всех.

 

Конспект занятия

 

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.

Козьма Прутков

 

Рассматривали соответствие блоков модели А другим психологическим концепциям. В этом месте все, кто что‑то читал о психологии, укладывают свои знания в нашу схему. Выясняется, что соционика не воюет с другими теориями, а может гибко с ними сотрудничать.

Вот классическое представление модели «А» с названиями функций, горизонтальных блоков и колец:

 

Соционика очень толерантна ко всем работающим идеям. Например, модель А делится на ментальное и витальное кольца в соответствии с концепцией Фрейда о существовании бессознательной части психики.

Каждая пара функций (4 горизонтальных блока) соответствуют архетипам Юнга:

ЭГО – сюжеты сильных осознанных функций, зона сознательной уверенности.

СУПЕРЭГО – Персона – сюжеты слабых осознанных функций, зона осознанной неуверенности, зависимости от общественных ожиданий.

ИД – Тень – сюжеты сильных неосознанных функций, зона бессознательной защиты своих интересов, борьбы и страхов.

СУПЕРИД – Анима/Анимус – сюжеты слабых неосознанных функций, зона бессознательной неуверенности в себе, ожидание защиты, образ идеального партнера.

Юнговский архетип Самость, как целостное состояние человека, принявшего все свои бессознательные стороны и умеющего опереться на них, близок к понятию «дуализации» в соционике. Дуализированным называется человек, принявший свой тип, умеющий пользоваться сильными функциями, знающий свои слабые черты, понимающий, что это его не портит.

Блоки модели А можно рассматривать также, применяя концепцию Э. Берна о различных состояниях Я.

Тогда Блок ЭГО соответствует состоянию «взрослый», в котором мы принимаем ответственные решения.

Блок СУПЕРЭГО соответствует состоянию «родитель» в той его ипостаси, когда мы чувствуем постоянный контроль над собой.

Блок СУПЕРИД соответствует состоянию «ребенок», в котором мы непосредственно и восторженно воспринимаем жизнь.

А блок ИД соответствует состоянию «родитель» в той ипостаси, когда мы сами контролируем всех в соответствии с усвоенными образцами.

Мы обратили внимание ребят на то, что и сами они в разной обстановке по‑разному проявляют себя. А для того чтобы это не осталось просто словами, мы попросили внимательно посмотреть свою модель А и поделиться наблюдениями о том, какое поведение демонстрирует каждый из них по блоку СУПЕРЭГО.

Обычно блок СУПЕРЭГО (ролевая и болевая функции) включается в ситуации социальной адаптации. Человек не хочет раскрывать в незнакомой (но социально значимой для него) обстановке свою истинную личность, потому что чувствует себя недостаточно уверенно, а в то же время ему нужно прозондировать обстановку. Ролевая функция помогает ему подстроиться под требования среды, а болевая функция показывает те сектора, где ему грозит перегрузка и которых следует избегать в целях самосохранения.

Понятно, что, выступая с блока СУПЕРЭГО, человек ведет себя не так, как по своему взрослому блоку (базовая и творческая функции). В этом состоянии он больше похож на тот тип, с которым он находится в отношениях, названных «суперэго». Но на самом деле речь здесь идет лишь об имитации этого типа.

Вообще любое выступление с одной из слабых функций для человека другого типа, у которого та же функция является сильной, выглядит неуклюже, по‑детски или даже как сознательное искажение информации с непонятными целями. Это может вызвать целую лавину объяснений, которую со слабой функции трудно даже понять.

Человек, обсуждая проблему со слабых функций, зачастую считает, что он охватил ее целиком. Собеседник, имеющий по той же функции экспертное видение, воспринимает ситуацию гораздо более объемно и подробно. Он не без оснований может впасть в недоумение по поводу таких примитивных взглядов партнера. Ясно, что в этом случае трудно найти общий язык и придти к согласию. Соционика рекомендует, чтобы при прочих равных условиях приоритет отдавался человеку с экспертным видением ситуации.

После некоторого размышления ребята начали рассказывать о себе.

Это было замечательное «шоу». Все с интересом и некоторым удивлением высказывались о своем блоке СУПЕРЭГО, открывая в себе забавные черточки, не замеченные ранее. В этом упражнении выпукло проявилось освобождение от комплексов, которое происходит при отстраненном самонаблюдении.

 

Эпизод из архива 1.

ГАМЛЕТЫ, как обычно, завели всех.

Катя (ГАМЛЕТ) с места в карьер принялась рассказывать о своих деловых качествах, которые она любит демонстрировать, притворяясь ШТИРЛИЦЕМ. Главный упор делается прежде всего на имидж. Она любит представляться деловой женщиной, любит одеваться в деловые брючные костюмы.

– Я люблю слово деловой – стараюсь себя так называть, накупила кучу галстуков. Люблю поговорить об этой деловой ерунде, – с радостным легкомыслием заявила она.

Был случай, когда она под красивый немецкий галстук покупала себе костюм и остальные детали. Сотовый телефон она подбирала так, чтобы он «по цвету и стилю» подходил к перчаткам и кошельку.

Это было очень смешно всем, включая Катю. Она действительно, приобщившись к соционике, теперь прекрасно знает цену всему этому.

– Я себя считаю деловой женщиной и всем об этом говорю.

Дальше взял слово Костя (ГАМЛЕТ).

– Я всегда стараюсь показать себя очень крутым в смысле профессионализма, рассудительности и взвешенности. Мои ученики считают меня очень серьезным человеком и потом удивляются, когда в походах обнаруживают, что я совсем другой – веселый и безответственный.  (Смеется.)

– Я люблю слово профессиональный – у меня все профессиональное.

Ужасно забавно было это слышать.

И МАКСИМЫ не подкачали.

Наташа (МАКСИМ) подробно рассказала о том, каким знатоком человеческих душ она себя считает. Любит читать Достоевского и разбираться в психологических тонкостях души человеческой. Ей нравится спровоцировать подругу на откровения, на рассказ о своих переживаниях.

Но долго слушать об этом она не может – становится скучно.

– Только через 10 минут надоедает слушать одно и то же, хочется уже перейти к делу, – честно призналась она.

Это и понятно – по третьей функции долго не поработаешь. Утешения обычно сводятся к словам: «Все у тебя будет хорошо».

Даниил (МАКСИМ) добавил, что когда в школе проходят роман «Война и мир», мальчикам полагается увлекаться войной, а девочкам – лирическими моментами.

– Так вот мне больше нравилось читать про отношения.

Его беспокоит, нравится ли он другим, как люди к нему относятся. Как всякий МАКСИМ, он старается быть «хорошим парнем». Фразу «когда выходишь в мир, к людям…»  ему не дали договорить – хохот стоял гомерический. Его это не смутило – в ту же минуту он осознал, насколько странной такая фраза показалась настоящим этикам.

Другая наша Наташа (МАКСИМ) рассказала, что в старших классах школы старалась каждый день иметь в портфеле запасные ручки, ластики и замазку, чтобы можно было дать тем, кому это понадобится. Так она завоевывала хорошее отношение к себе и расположение одноклассников. А в университете перестала это делать, но «отношение почему‑то стало еще лучше».

Антон (ДОН КИХОТ) рассказал, как он любит всех построить. Оля (ДОСТОЕВСКИЙ), как свидетель, подтвердила, что стоит им с компанией приехать куда‑то на экскурсию или отправиться в поход, то по приезде на место она немедленно начинает командовать, кому и чем заняться, куда идти, что делать, одним словом, всех строит, причем очень жестко.

Антон не возражал, одно только его смущало. Он сказал:

– Вот только плохо бывает, когда они слишком долго и упорно сопротивляются, тогда мне уже не хватает сил их дожать.

Реакция была веселая, поскольку все, включая Антона, понимали, что в роли НАПОЛЕОНА ДОН КИХОТ долго не продержится.

Про болевую точку он рассказал отдельно.

– Бывает, пытаешься завоевать чье‑то расположение. Стараешься, стараешься, демонстрируешь обаяние, находчивость, остроумие, а потом смотришь, что же получилось, и не понимаешь, лучше человек к тебе относится или так ничего и не вышло. Ведь не видишь как следует его реакции…

Этики смотрели на него с непониманием и замешательством, напряженно пытаясь представить себя как бы с завязанными глазами, если бы они были лишены такой информации. Логики кивали – с пониманием и сочувствием.

Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) созналась, что любит подробно и со вкусом разложить все по логическим полочкам. Иногда она даже рисует схемы по утрам, если есть настроение. «Зачем?» – дружно спросили МАКСИМЫ.

– Чтобы было приятно. А через неделю, если я не подпишу, какая это схема, ничего вспомнить не смогу и не понимаю, к чему же это относится.

Ира (БАЛЬЗАК) рассказала, как она любит посуетиться на кухне, обслужить народ, покормить, позаботиться о присутствующих. Но быстро устает от шума.

Отчеты наших студентов произвели на нас самих сильное впечатление. Ребята без подготовки, экспромтом показали:

– хорошее знание собственной модели;

– способность анализировать проявления своего типа в ситуации социальной адаптации;

– мужество рассказать о своих «слабостях» на людях;

– и высокий уровень гуманизма к чужим слабостям и чужим признаниям по блоку СУПЕРЭГО.