Тип ДОСТОЕВСКИЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87
Этико‑интуитивный интроверт
Татьяна
– Может быть, вы расскажете, чем занимаетесь?
– В настоящий момент я сижу дома.
– А кто вы по образованию?
– Профессия у меня… Или по образованию?
– Просто рассказывайте, что считаете нужным.
– По образованию я инженер‑электрик, а работала лет 15 экономистом во времена советской власти. После этого, как только произошел облом советской власти, у меня тоже наступил некий кризис… Ну, не кризис, просто у меня родился второй ребенок и я перестала работать. С тех пор уже не работаю.
(Уточнение вопроса и подробное описание того, как человек попал в сегодняшнее состояние, – признак рациональности.)
– Можно ли рассматривать рождение ребенка тоже как кризис?
– Нет, это совершенно не приравнивается к кризису. Просто так сложились обстоятельства, что мой муж захотел, чтобы я сидела дома. И я послушала своего мужа и с удовольствием стала сидеть дома.
– Вас не угнетает, что мало общения?
– Сначала мне было трудно, потому что было мало помощи, и мне приходилось много заниматься своими двумя детьми (я люблю детей), а потом я как‑то в это втянулась, и мне очень понравилось, мне стало очень интересно.
– А ведь их двое – это не трудно?
– Ну и что, мне с ними с двумя интересно очень.
– То есть они вас творчески стимулировали?
– Получилось, да, что все мои творческие способности распространились на моих детей.
(Этика отношений – основа личности, и все, что происходит, оценивается именно с этических позиций.)
– А как распределяются роли по хозяйству? Кто распределил, кто чем занимается?
– У нас никто ничего не распределил, потому что каждый занимается своим. Я считаю, что поскольку я сижу дома, я должна заниматься чисто домашними делами. Я этим и занимаюсь, практически сама все время. Потому что муж работает, а дети учатся. Они очень заняты. Я это понимаю, поэтому стараюсь как можно меньше загружать их домашними делами.
– А вам не трудно заниматься домашними делами? Вы любите готовить?
– Я об этом просто не задумывалась как о деле, потому что это такой необходимый момент существования… Сначала это была очень сильная любовь к своей семье, а потом… Ну, нельзя любить все время готовить и убираться… А сейчас это, наверное, такое обязательное дело. Ну, не знаю, мне, конечно – бывает иногда – что не хочется готовить, но я все равно это делаю, потому что кто, кроме меня, это будет делать?
(Слабая референтная сенсорика ощущений (вопросы кулинарии и уборки) переводятся в категории нравственного долга, с которыми по сильной базовой этике отношений разобраться не составляет труда.)
– Что вы делаете с большим удовольствием – готовите или убираетесь?
– Не могу сказать, что я делаю это с удовольствием – ни то, ни другое.
– А вы можете быстро собраться куда‑то в поездку или изменить свои планы?
– Сейчас нет таких ситуаций. Практически все планируется.
– Вас не угнетает, что все планируется?
– Нет, нисколько.
(Рациональность – планы воспринимаются как поддержка.)
– А вы часто опаздываете?
– Я практически всегда опаздываю.
– Как вы себя при этом чувствуете – неудобно или это для вас в порядке вещей?
– Нет, я не чувствую себя неудобно.
– То есть это нормально – опоздать?
– Нормально.
– А на много вы опаздываете?
– На пять минут. (Дружный хохот)
(Ребята уже знакомы с типами, которые помимо воли опаздывают на полчаса и более. Такое «безобразие», как пятиминутное опоздание, вызывает всеобщий восторг. Это без слов на деле работает фоновая интуиция времени.)
– А если к вам на встречу кто‑то опаздывает? Вас это беспокоит?
– Если больше двадцати пяти минут, то да. А если меньше, то нет.
– А какая первая мысль возникает в голове по поводу причин? Как вам кажется, почему человек опаздывает?
– Никакая не возникает. Я говорю, что если до 25 минут, то я об этом просто не думаю.
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Оля. Интровертная этика определилась сразу, как только она стала рассказывать, как она хорошо анализирует что‑то, «особенно когда не думает». И как она жалеет тех, кто сидит на скучной лекции, так, что готова их всех увести в кино. При этом, несмотря на бурное обсуждение ее типа на одном конце стола, Оля не отрываясь говорила с Юлей на другом конце.
Интуиция проявилась немедленно, как только речь зашла о защите территории. Нет, она не знает, как это делается. Тут не выдержала душа МАКСИМА, и он заявил: «Да в ней ничего нету!» Имелось в виду, что она не логик и не сенсорик, – вот он, образец ролевой этики у МАКСИМА.
Рациональность была в последовательных ответах, в уточнении вопросов, в определенности заявлений.
Маша. Интуиция и этика не вызвали сомнений. Она не защищает территорию, поддается давлению, хотя чувствует свою правоту. Не конфликтна, интересуется людьми больше, чем экономикой, не знает, что делать, чтобы сменить вуз: «Теперь поздно что‑то делать, придется так…»
Рациональность проявилась в четкой картине ожидаемого будущего: понимающий, заботливый спутник, интересная работа, хорошая семья и т. п. Организованна, до потери здоровья занималась, чтобы попасть в институт.
Но не ГАМЛЕТ – никаких лишних эмоций, этика явно белая.
Контрольный вопрос о техническом прогрессе выявил тихое сожаление о том, что люди не становятся добрее. Причем эту тихую грусть не удалось развеять даже, когда вся группа хором возражала, что на кол уже не сажают, детей в школах не порют и т. п. Никакого эффекта – она твердо уверена, что мир нисколько лучше не стал. Это, безусловно, ДОСТОЕВСКИЙ. Его визитная карточка.
Лена. Интуитивная этика проявилась в рассказе о том, как она уже 13 лет каждый день по три раза готовит свежую пищу своим домашним. И логики, и сенсорики были в ужасе от такой самоотверженности. А когда она сказала, что если муж ее позовет вместо ужина в ресторан, то она, конечно, пойдет, а приготовленную еду выбросит, – это уже навело на серьезную мысль о рациональности. Что и подтвердилось дальнейшими ответами.
Но, поскольку эмоции у Лены не проявлялись ярко, этика была признана белой. Тогда последовал контрольный вопрос о техническом прогрессе. По настоянию Л. А. его задала Юля (ДРАЙЗЕР). Не слишком провокационно у нее вышло, однако ответ был вполне четким. «Да, технический прогресс у нас налицо. А нравственный – на другое место». И опять никакой уступки возражениям группы.
Александр Павлович. Интроверсия и рациональность проявились во всей красе. Он не поднимал глаз, но подробно рассказывал свою историю, объясняя все побочные вопросы, но не забывая возвращаться к основному.
Интуиция просто не вызывала сомнений: угловатые движения, неудобная поза, тонкая кость, отсутствие малейшего напора. Он даже предпочел работать с машинами, так как с людьми ему тяжело (болевая точка, воля плохо противостоит напору энергичных сограждан).
Больше всего сомнений опять в этике. Но услужливость, ориентация на человека, категорическое нежелание обидеть в конце концов были замечены. На вопрос о нравственном прогрессе он ответил, что в исторической перспективе он, конечно, есть. И он, безусловно, верит, что красота спасет мир.
Характерные высказывания людей типа ДОСТОЕВСКИЙ
Если мне нужно знать, что будет вечером на работе, я сосредотачиваюсь на вопросе и ложусь поспать. Просыпаюсь – и уже знаю, что там будет.
*
Она мне не очень понравилась. Она иногда слишком напирала. Это не потому, что мне не нравится. Я знаю, это всем неприятно.
*
Мое представление о герое: холм, травка зеленая, конь, плащ – и поскакал!
*
Да, я могу делать несколько дел одновременно: например, сидеть и читать.
*
Вот, кстати, интересно, что когда срываешься куда‑то, никогда об этом потом не жалеешь.
*
Я раньше интересовался психологией. Думал найти что‑то о том, чем люди отличаются друг от друга. Ведь если люди такие разные, они зачем‑то нужны такие. А там все про отклонения.
*
Как я ни прошу, мой парикмахер красит мне волосы всегда в этот (светлый) цвет.
*
Как бы она ни была права или неправа, я ее бить не буду. Это все равно женщина, моя любимая…
Этико‑интуитивный интроверт
Татьяна
– Может быть, вы расскажете, чем занимаетесь?
– В настоящий момент я сижу дома.
– А кто вы по образованию?
– Профессия у меня… Или по образованию?
– Просто рассказывайте, что считаете нужным.
– По образованию я инженер‑электрик, а работала лет 15 экономистом во времена советской власти. После этого, как только произошел облом советской власти, у меня тоже наступил некий кризис… Ну, не кризис, просто у меня родился второй ребенок и я перестала работать. С тех пор уже не работаю.
(Уточнение вопроса и подробное описание того, как человек попал в сегодняшнее состояние, – признак рациональности.)
– Можно ли рассматривать рождение ребенка тоже как кризис?
– Нет, это совершенно не приравнивается к кризису. Просто так сложились обстоятельства, что мой муж захотел, чтобы я сидела дома. И я послушала своего мужа и с удовольствием стала сидеть дома.
– Вас не угнетает, что мало общения?
– Сначала мне было трудно, потому что было мало помощи, и мне приходилось много заниматься своими двумя детьми (я люблю детей), а потом я как‑то в это втянулась, и мне очень понравилось, мне стало очень интересно.
– А ведь их двое – это не трудно?
– Ну и что, мне с ними с двумя интересно очень.
– То есть они вас творчески стимулировали?
– Получилось, да, что все мои творческие способности распространились на моих детей.
(Этика отношений – основа личности, и все, что происходит, оценивается именно с этических позиций.)
– А как распределяются роли по хозяйству? Кто распределил, кто чем занимается?
– У нас никто ничего не распределил, потому что каждый занимается своим. Я считаю, что поскольку я сижу дома, я должна заниматься чисто домашними делами. Я этим и занимаюсь, практически сама все время. Потому что муж работает, а дети учатся. Они очень заняты. Я это понимаю, поэтому стараюсь как можно меньше загружать их домашними делами.
– А вам не трудно заниматься домашними делами? Вы любите готовить?
– Я об этом просто не задумывалась как о деле, потому что это такой необходимый момент существования… Сначала это была очень сильная любовь к своей семье, а потом… Ну, нельзя любить все время готовить и убираться… А сейчас это, наверное, такое обязательное дело. Ну, не знаю, мне, конечно – бывает иногда – что не хочется готовить, но я все равно это делаю, потому что кто, кроме меня, это будет делать?
(Слабая референтная сенсорика ощущений (вопросы кулинарии и уборки) переводятся в категории нравственного долга, с которыми по сильной базовой этике отношений разобраться не составляет труда.)
– Что вы делаете с большим удовольствием – готовите или убираетесь?
– Не могу сказать, что я делаю это с удовольствием – ни то, ни другое.
– А вы можете быстро собраться куда‑то в поездку или изменить свои планы?
– Сейчас нет таких ситуаций. Практически все планируется.
– Вас не угнетает, что все планируется?
– Нет, нисколько.
(Рациональность – планы воспринимаются как поддержка.)
– А вы часто опаздываете?
– Я практически всегда опаздываю.
– Как вы себя при этом чувствуете – неудобно или это для вас в порядке вещей?
– Нет, я не чувствую себя неудобно.
– То есть это нормально – опоздать?
– Нормально.
– А на много вы опаздываете?
– На пять минут. (Дружный хохот)
(Ребята уже знакомы с типами, которые помимо воли опаздывают на полчаса и более. Такое «безобразие», как пятиминутное опоздание, вызывает всеобщий восторг. Это без слов на деле работает фоновая интуиция времени.)
– А если к вам на встречу кто‑то опаздывает? Вас это беспокоит?
– Если больше двадцати пяти минут, то да. А если меньше, то нет.
– А какая первая мысль возникает в голове по поводу причин? Как вам кажется, почему человек опаздывает?
– Никакая не возникает. Я говорю, что если до 25 минут, то я об этом просто не думаю.
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Оля. Интровертная этика определилась сразу, как только она стала рассказывать, как она хорошо анализирует что‑то, «особенно когда не думает». И как она жалеет тех, кто сидит на скучной лекции, так, что готова их всех увести в кино. При этом, несмотря на бурное обсуждение ее типа на одном конце стола, Оля не отрываясь говорила с Юлей на другом конце.
Интуиция проявилась немедленно, как только речь зашла о защите территории. Нет, она не знает, как это делается. Тут не выдержала душа МАКСИМА, и он заявил: «Да в ней ничего нету!» Имелось в виду, что она не логик и не сенсорик, – вот он, образец ролевой этики у МАКСИМА.
Рациональность была в последовательных ответах, в уточнении вопросов, в определенности заявлений.
Маша. Интуиция и этика не вызвали сомнений. Она не защищает территорию, поддается давлению, хотя чувствует свою правоту. Не конфликтна, интересуется людьми больше, чем экономикой, не знает, что делать, чтобы сменить вуз: «Теперь поздно что‑то делать, придется так…»
Рациональность проявилась в четкой картине ожидаемого будущего: понимающий, заботливый спутник, интересная работа, хорошая семья и т. п. Организованна, до потери здоровья занималась, чтобы попасть в институт.
Но не ГАМЛЕТ – никаких лишних эмоций, этика явно белая.
Контрольный вопрос о техническом прогрессе выявил тихое сожаление о том, что люди не становятся добрее. Причем эту тихую грусть не удалось развеять даже, когда вся группа хором возражала, что на кол уже не сажают, детей в школах не порют и т. п. Никакого эффекта – она твердо уверена, что мир нисколько лучше не стал. Это, безусловно, ДОСТОЕВСКИЙ. Его визитная карточка.
Лена. Интуитивная этика проявилась в рассказе о том, как она уже 13 лет каждый день по три раза готовит свежую пищу своим домашним. И логики, и сенсорики были в ужасе от такой самоотверженности. А когда она сказала, что если муж ее позовет вместо ужина в ресторан, то она, конечно, пойдет, а приготовленную еду выбросит, – это уже навело на серьезную мысль о рациональности. Что и подтвердилось дальнейшими ответами.
Но, поскольку эмоции у Лены не проявлялись ярко, этика была признана белой. Тогда последовал контрольный вопрос о техническом прогрессе. По настоянию Л. А. его задала Юля (ДРАЙЗЕР). Не слишком провокационно у нее вышло, однако ответ был вполне четким. «Да, технический прогресс у нас налицо. А нравственный – на другое место». И опять никакой уступки возражениям группы.
Александр Павлович. Интроверсия и рациональность проявились во всей красе. Он не поднимал глаз, но подробно рассказывал свою историю, объясняя все побочные вопросы, но не забывая возвращаться к основному.
Интуиция просто не вызывала сомнений: угловатые движения, неудобная поза, тонкая кость, отсутствие малейшего напора. Он даже предпочел работать с машинами, так как с людьми ему тяжело (болевая точка, воля плохо противостоит напору энергичных сограждан).
Больше всего сомнений опять в этике. Но услужливость, ориентация на человека, категорическое нежелание обидеть в конце концов были замечены. На вопрос о нравственном прогрессе он ответил, что в исторической перспективе он, конечно, есть. И он, безусловно, верит, что красота спасет мир.
Характерные высказывания людей типа ДОСТОЕВСКИЙ
Если мне нужно знать, что будет вечером на работе, я сосредотачиваюсь на вопросе и ложусь поспать. Просыпаюсь – и уже знаю, что там будет.
*
Она мне не очень понравилась. Она иногда слишком напирала. Это не потому, что мне не нравится. Я знаю, это всем неприятно.
*
Мое представление о герое: холм, травка зеленая, конь, плащ – и поскакал!
*
Да, я могу делать несколько дел одновременно: например, сидеть и читать.
*
Вот, кстати, интересно, что когда срываешься куда‑то, никогда об этом потом не жалеешь.
*
Я раньше интересовался психологией. Думал найти что‑то о том, чем люди отличаются друг от друга. Ведь если люди такие разные, они зачем‑то нужны такие. А там все про отклонения.
*
Как я ни прошу, мой парикмахер красит мне волосы всегда в этот (светлый) цвет.
*
Как бы она ни была права или неправа, я ее бить не буду. Это все равно женщина, моя любимая…