Тип ШТИРЛИЦ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 

Логико‑сенсорный экстраверт

 

Лидия Васильевна

 

– Вы сейчас работаете? И где?

– Да. Я коммерческий директор на фармацевтической фирме.

– Вы производите фармацевтические препараты?

– Нет, фирма маленькая, поставляет сырье для производства фармацевтических препаратов.

– Вы работаете по специальности?

– Я по образованию химик, заканчивала Менделеевский институт. Я химик‑органик, и так сложилось во время перестройки, что я переквалифицировалась и работаю теперь здесь. Но это близкие области – фармацевтическая химия и органическая химия. В основном вся фармацевтика – это органика, поэтому это очень близкая мне отрасль, но пришлось переквалифицироваться в том плане, что раньше была научная работа, а сейчас – коммерция.

(Ответ подробный, точный, с мелкими деталями – говорит о рациональности.)

– Вы этому учились или просто сами?

– Какие‑то небольшие курсы я заканчивала, но они мне мало что дали, хотя они и громко назывались «Маркетинговое исследование». Но это все – чисто условно. А в основном опыт и природные способности…

– А опыт у вас был какого рода?

– Я работала много лет в лаборатории, потом занималась информацией. Постепенно вот так и пришла к этой работе.

(Логика действий – основа личности. Человек трезво оценивает знания, полученные на курсах, эффективно набирает и использует собственный опыт в организации работы фирмы.)

– А что конкретно вы делаете, какое это сырье?

– Ну, например, мы закупаем ацетилсалициловую кислоту, которая используется уже для производства таблеток. А мы закупаем именно сам порошок.

– И куда потом?

– Иногда мы поставляем сырье фабрикам, а иногда это идет для изготовления так называемых экстемпоральных форм, то есть это для рецептурных отделов аптек. Но мы не непосредственно аптеки снабжаем, а мелкооптовые фирмы.

– И столько посредников требуется в этой сфере?

– Их видимо‑невидимо. На самом деле поставка фармацевтических препаратов – вещь очень непростая, так как, во‑первых, вся эта деятельность строго лицензируемая, во‑вторых, для того, чтобы продать какой‑то фармацевтический препарат, если даже мы его купили у известного производителя, даже на нашем российском заводе, в Курске, в Перми – не важно… Все равно нужно его сдать на анализ, получить протокол анализа и сертификат соответствия нашей государственной фармакопеи. И только после этого, имея кучу документов, можно этот продукт продать.

– И как же все это делать?

– Все это организовано, поставлено на поток, потому что есть опять‑таки куча аккредитованных лабораторий, которые имеют право это делать, так что сейчас это довольно‑таки упорядоченный бизнес.

– И вы отвечаете за все эти формальности?

– Я участвую в планировании закупок сырья, обеспечении зарубежных контрактов, договорных форм, по России и так далее.

(Рациональность проявляется в спокойном отношении к правилам и формальностям.)

– А какие были ваши любимые предметы в школе?

– В школе у меня были две страсти – химия и литература. Я посещала два кружка в школе, одновременно ходила во всякие кружки в Доме пионеров. Когда я была уже в старших классах, когда надо было определяться, учительница литературы – она очень хорошо ко мне относилась – сказала, что нужно выбирать такую специальность, которая даст твердую почву под ногами. Литература – это нужно быть или действительно очень талантливым человеком, или заниматься ею в свободное от основной профессии время…

– И вы совсем забросили литературу, став химиком?

– Нет. Я думаю, что все идет от школы. В школе у меня были неплохие учителя, и отношение к русскому языку осталось особенное. Да, я считаю себя ревнителем русского языка и всем на работе делаю замечания.

– А вы не боитесь, что сотрудники могут на вас обидеться?

– Ну, во‑первых, к этому все уже привыкли. (Смеется)

– Вообще‑то они должны спасибо вам каждый раз говорить…

– Некоторые говорят «спасибо», некоторые что‑то спрашивают, а некоторые говорят: «А, собственно, зачем? Вы нас и так понимаете». Так что есть разные категории. Конечно, когда при мне произносится слово «ложить», мне этого человека хочется стукнуть. Особенно когда с иногородними общаешься и просишь секретаря, например, переключить на факс, и вдруг слышишь: «Только вы не ложьте, пожалуйста, трубку, потому что мы еще с вами хотим по одному вопросу поговорить». Так что по‑всякому бывает…

(Работа ограничительной структурной логики проявляется в ожидании от партнера «правильного» поведения и грамотной речи. Отсюда – тенденция его поправлять.)

– Неужели до сих пор так говорят? Я думала, у вас в основном претензии по поводу ударения в слове «звонИт».

– Ну, так говорят поголовно все. И мой директор, который сидит со мной в одной комнате. Он родом из Омска. Но я ничего не хочу сказать плохого – он закончил Бауманский институт, человек очень собранный, организованный, но он всегда говорит: «Я сам с Омска или с Москвы». Я говорю ему: «Вы из Москвы, из Омска… Определитесь вообще!» И тоже не обижается, ничего.

– Как вы думаете, почему люди так говорят? Они не могут запомнить, как правильно?

– Да, в общем‑то, потому что им все равно. Я им делаю замечание, а они все равно так говорят.

(Экстраверсия позволяет заметить ошибки каждого в окружении, но не дает представления о мотивах их поведения.)

– То есть изо дня в день вам приходится сталкиваться с одними и теми же проблемами?

– Ну, некоторым я, конечно, не делаю замечаний. Вот у нас, например, есть один провизор, очень хороший провизор, но он сам родом с Северного Кавказа. Он говорит периодически «ложить» или даже «покласть», что ему ближе… А «позвонИшь» или «позвОнишь» – это говорят буквально все, только единицы говорят правильно. Ну а некоторые молодые, если я их поправляю, они говорят «спасибо».

– А готовить вы любите? Вы это делаете по кулинарным книгам?

– Нет, конечно. Там много прописных истин, которые и так известны – сколько там чего добавить или насыпать. Я это все и так чувствую. Все это условно‑приблизительно. Потому что нельзя положить точное количество муки – нужно учитывать размеры яйца, например. Какие вы купили яйца – маленькие или большие.

– От этого зависит, сколько класть муки, что ли?

– Нет, ну как! Если вы купили, например, крупные яйца, то их нужно положить два, если мелкие – три.

(Творческая сенсорика ощущений не идет на поводу у рецептов, а всегда относится к ним критически.

Полина (БАЛЬЗАК): Ну, вот мне это в голову не придет – смотреть на размер яиц. Если написано «Положите на 3 яйца 3 стакана муки», я так и буду делать, не вникая. Один раз я пыталась приготовить оладьи и долго экспериментировала со стаканом кефира и мукой. Оладьи получились все такие разные!)

– Оладушки получатся в любом случае, но шарлотка может оказаться и жидкой! Поставишь ее в духовку, а у нее в середине будет что‑то такое жидкое!

– А доставляет ли вам удовольствие заниматься дизайном в собственном доме?

– Конечно. Я люблю все перестраивать, потому что мне все очень быстро надоедает, поэтому я все в принципе меняю. Или ручки, или двери, или обои, или еще что‑нибудь.

– А вот дизайнера пригласить, чтоб он вам все устроил по своему вкусу?

– Нет, я не хочу.

– А вот некоторые приглашают, а потом смотрят, как получится.

– Да, я знаю. А вот, между прочим, приятельница моя ладит с ребенком у одной пианистки… Вот они как раз пригласили дизайнеров, которые им вынесли все из их комнаты, и они потом были в восторге. И я видела это в передаче «Квартирный вопрос». Да, может быть, для них это было и неплохо.

А после этого я видела другую передачу из этой же серии, и показали квартиру, в которой была комната в стиле 80‑х годов – там какие‑то покрывала, какие‑то кресла, детский уголок… Все это вынесли и сделали вот что. Они подвесили такой прямоугольник, поставили туда телевизор и где‑то там, в нише установили диван за этим прямоугольником. То есть дети пришли, они, конечно, выразили свой восторг, но где после этого вообще быть детям и где им играть? Это совершенно бездушный, абсолютно какой‑то, я не знаю, офис! Бездушный офис!

Если бы я пригласила дизайнеров, которые бы предварительно со мной обсудили, что они будут делать, вот тогда – пожалуйста.

Вот я, например, у себя на даче дом перестроила. А что касается участка, я бы с удовольствием пригласила какого‑нибудь ландшафтного дизайнера, который бы мне помог спланировать, где какие деревья посадить, и помог бы это сделать. Я бы с удовольствием на это пошла. Но дома, вот так, чтобы меня не было, а без меня там что‑то сделали, вот это – нет.

(Определение типа произошло с одной фразы о том, кем и как Л. В. работает и почему. Логика, рациональность, экстраверсия были понятны всем без исключения. Вопрос об интерьере задали уже просто для удовольствия. Послушали про то, как нельзя доверять дизайнерам оформление интерьера, – и картина прекрасного ШТИРЛИЦА определилась во всей красе.)

 

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

 

Ольга.

– Кем вы работаете?

– Я занимаюсь сетевым бизнесом.

– Вам приходится общаться с огромным количеством посторонних людей. Это не утомляет?

– Я общаюсь только с теми людьми, которые мне нравятся. Так что меня это не напрягает.

– Откуда вы берете столько людей, чтобы расширяться?

– Кто‑то приходит через Интернет, кто‑то через знакомых. Когда люди видят твои результаты, уже подсоединяются сами и приводят своих знакомых. Возникает интерес, идет поток.

– А много у вас клиентов?

– У меня первая линия только 50 человек.

(Экстраверсия: широкий обзор, общение с большим количеством малознакомых людей не утомляет.)

– И все работают?

– Нет, есть пустые, совсем пустые. А серьезных деловых партнеров на данный момент 3 человека. Подписываешь всех подряд, а потом выбираешь.

(Сильная логика действий как критерий оценки людей.)

– Я поэтому и выбрала такой вид бизнеса, что появляются деньги, высвобождается время. Сначала ты работаешь на этот бизнес, а потом он работает на тебя. То есть я хочу больше времени уделять своим детям, своей личной жизни. Большинство людей, у которых есть деньги, не имеют этой возможности. Я хочу не только иметь деньги, но и иметь возможность их потратить.

(Творческая сенсорика ощущений: оберегание своего внутреннего пространства, забота о детях и личной жизни не затмевается производственными нуждами.)

– А вы случайно оказались в этой сфере?

– Я искала тот вид маркетинга, который поможет мне реализовать себя. Я его очень четко просчитывала, продумывала. Во‑первых, это ходовой товар, который доступен по цене. Плюс та схема получения денег, которая предлагается, она тоже общедоступна, проста. Тогда я и пошла сюда. Это было построено на расчете. Я работаю уже год и собираюсь продолжать. Есть люди, которые движутся быстрее. Но я вижу результаты, и я хочу работать здесь дальше. А то, что у каждого своя скорость, это абсолютно нормально. Только целеустремленные люди куда‑то продвигаются.

(Рациональность: осознанный выбор жизненных приоритетов, анализ предполагаемой деятельности и после этого планомерное движение в выбранном направлении.)

– Вы любите готовить?

– Люблю. Но я никогда не следую рецептам. Я использую то, что у меня есть под рукой. Я могу из пустого холодильника сделать что‑то, нечто. (Ха‑ха!)

– Сможете накормить гостей, если они пришли, а у вас ничего нет?

– Сбегаю в магазин и приготовлю то, что надо, хотя бы то же самое дежурное блюдо.

(Творческая сенсорика ощущений: самостоятельное сочинение блюд интереснее соблюдения рецептов. Экспертная уверенность в своей кулинарной состоятельности.)

– Я всему могу найти объяснение, не могу найти объяснение только предательству. Например, человек у меня занял денег, пропал и этих денег я не вижу уже три года. Вот это предательство, а все остальное… Как можно найти объяснение этому поступку?

– А может, у него дети больные?

– Да хоть десяток детей! Но зачем одалживать деньги, если ты не можешь их вернуть? Это непорядочно просто. Я никогда в жизни не брала в долг… Я вообще не могу понять человека, который берет в долг. Вообще не знаю, что это такое – брать в долг.

(Основа личности – логика действий: экспертная оценка своих и чужих ресурсов, умение создать стратегию их оптимального использования. Недооценка чужих слабостей в этой области.)

– У ваших детей есть деньги?

– Да. Я никогда не останавливала. У меня ребенок идет бутылки собирает. Говорит, мне нужны личные деньги. Он никогда у меня не попросит. Он идет, сдает бутылки, и он при деньгах. А второй говорит: «А зачем они мне нужны. Мне мама даст».

– А вы следите за тем, как они учатся, помогаете им?

– Нет. За уроками больше бабушка следит. Я общаюсь. Больше моральная сторона. Я вообще не понимаю, что это такое сидеть и с ребенком уроки делать. Он сам должен их делать. Это его задача. Почему я должна выполнять его задачу?

(Основа личности – логика действий: спокойное отношение к деньгам, четкое распределение обязанностей, технологический подход к воспитанию детей.)

– А вы опаздываете?

– Нет, наоборот, у меня бич – я приезжаю на 20 минут раньше. Я хочу приехать вовремя, но просто до смешного – я всегда приеду на 20 минут раньше. Я никогда не опаздываю.

(Болевая точка – интуиция времени: нечувствительность к течению времени компенсируется технически более ранним выходом из дома, который тоже трудно правильно рассчитать.)

– Представьте, вы попали на вечеринку, где много малознакомых людей, как скоро вы сможете разобраться, кто с кем в каких отношениях?

– А цель какая? Чаще всего я вообще не буду включаться в это, то есть выяснять, какие у кого отношения. Мне это как‑то неинтересно.

– А как вы узнаете, можно с этим человеком иметь дело или нет?

– Если мне нужно будет узнать, я могу поговорить. Или еще интуиция сработает. Я же чувствую, приятно мне с этим человеком общаться или нет. Мы можем больше не общаться по бизнесу, если он не хочет работать, но остаться в хороших отношениях. Что я его, за уши тянуть, что ли, буду? Зачем мне это надо? Здесь цели у каждого свои. Мы смотрим по результатам. И эти цели проявляются делами. А работаю я с теми людьми, которые мне нравятся, которые мне симпатичны. Как это проявляется – ну, просто… Как люди общаются и как понимаешь? Не знаю.

(Суггестивная этика отношений: слабая бессознательная функция не может и не пытается оценить ситуацию, а передает свои задачи на сильную логику действий. Там оценки по результату деятельности дают правильный ответ.)

– Вы хотели бы какую‑то более высокую должность?

– А там все время одно и то же. Это партнерские отношения. Все время партнеров ищешь. Там уровень просто – сначала ты работаешь с двумя людьми, потом с пятью, потом с аудиторией. Ты меньше времени затрачиваешь, а эффективность твоя повышается.

– То есть у вас ничего не меняется?

– Нет, почему не меняется? Меняется. Количество денег в кошельке меняется. (Радостно)

– А вы не устаете от того, что все всегда одинаково?

– Я не устаю. Здесь бизнес и отдых, и все это вместе так вот переплетено.

(Рациональность: человек совершенствует уже известную деятельность, повышая ее эффективность, и отсутствие перемен его скорее поддерживает, чем смущает.)

– А для чего вам деньги?

– Чтобы реализовать все свои желания. Только для этого. А для чего еще – чтобы их вкладывать? Я об этом пока не думаю.

(Творческая сенсорика ощущений: получение удовольствий от жизни не кажется чем‑то противоестественным.)

Маша.

– А профессия у вас какая‑то есть?

– По образованию я менеджер туризма. Проработала на турфирме после практики чуть больше полугода, сезон кончился, надо было идти опять учиться, и я ушла. Сейчас работаю в большой американской компании, с финансами, хотя и не имею никакого ни бухгалтерского, ни экономического образования.

– Вы справляетесь?

– У меня нетрудная работа. Я сижу спокойно, ковыряюсь в бумажках, закладываю это все в компьютер, разговариваю иногда…

(Логика действий – основа личности: экспертная оценка своей деятельности, спокойное отношение к экономическим вопросам и бухгалтерскому учету.)

– Бы работали с людьми, теперь с финансами – где интересней?

– Гораздо интереснее в турфирме для меня, наверное, из‑за того, что это постоянное напряжение, постоянный адреналин. Было очень нервное начальство, это держит в ежовых рукавицах…

– А люди вас не утомляют?

– Когда много людей, не знаю, у меня от настроения зависит.

– Организация поездок – это много задач и вопросов, все их надо решать, согласовывать…

– Если работаешь не первый день, то, безусловно, справляешься.

(Экстраверсия: общение с незнакомыми людьми и решение широкого круга задач заряжают энергией.)

– А вы готовить любите?

– Смотря для кого… Для своего любимого молодого человека готовлю. А для себя – нет. Что есть в холодильнике, то и ем.

– А вы посещаете фитнес‑клуб или бассейн?

– Нет. Я непостоянная, могу начать делать, потом бросить. Если только кто‑то меня пихает или компания хорошая.

– А ванну принять?

– Ну, это да.

(Творческая сенсорика ощущений: уверенная ориентация на свое конкретное состояние.)

– А если в автобусе кто‑то вам на ногу наступит?

– Первый раз стерплю, второй раз покажу, что мне это неприятно. Если человек уже в третий раз не понял, тогда я открою рот, причем открою его громко.

(Фоновая волевая сенсорика: в ситуации, которая оценивается как экстремальная, агрессия проявляется автоматически.)

– А как вам удается не опаздывать на работу?

– Я опаздываю в пределах плюс‑минус 10 минут. Самое трудное для меня – рано встать. Будильник я не слышу. Ну, встаю рано, значит, сделаю все как следует. Встала за 15 минут – штаны, кофе и вперед.

– А если к вам опаздывают?

– Не люблю. Мне это неприятно. Я не люблю стоять одна в каком‑то месте и ждать. Сидеть тоже не люблю. Именно вот это вот ожидание я не люблю. Даже если у меня есть с собой музыка и интересная книжка, и то я буду чувствовать себя неуютно. Вот если я сама приду и сяду на скамеечку в парк с книжкой, то мне это понравится, я буду спокойно себя чувствовать.

(Болевая точка – интуиция времени: трудности в распределении времени, слабая способность к прогнозу вызывает беспокойство в непредвиденной ситуации.)

– Вы хорошо чувствуете, как люди к вам относятся?

– Я очень часто в этом сомневаюсь.

– А ошибаетесь?

– Я не могу точно сказать, что обо мне думает тот или иной человек. Я не знаю этого. Я не могу сказать точно, нравлюсь я или не нравлюсь. Не уверена ни в чем.

(Суггестивная этика отношений: при отсутствии четких знаков отношения со стороны партнера никакой уверенности в отношениях нет.)

Миша. Сидел он свободно, расставив локти, смотрел на всех сразу, объяснялся обобщенными сентенциями. Назвал себя жестоким человеком, объяснил принципы его работы с людьми: убеждение, принуждение, увольнение (или что‑то в этом роде). Каждый этап был раскрыт в отдельности.

Вопрос об опоздании девушки в ресторан был принят внешне вполне спокойно, но немедленно вызвал рассуждения о разнице между глупостью и дурью у женщин, которые надо различать. Сработала ограничительная структурная логика. Значит, тема задела за живое.

Оля.  Все фразы договаривались до точки. Варианты отношений с окружающими четко определялись. Это рациональность.

Экстраверсия тоже была четкой. Она даже не рассматривала возможность отъезда на неделю: три часа уединения – предел фантазии. «Я редко бываю одна – ведь всегда кто‑то где‑то поблизости есть». В том смысле, что город полон людей. Забавно.

Сенсорика проявилась как белая, в заботе о брате, в уверенности, что определит состояние своего здоровья и вовремя примет меры, – все это спокойно и без затруднений. Воля звучала в голосе, была видна также в освоении территории, хорошей координации, в стремлении заниматься спортом – «естественно».

 

Характерные высказывания людей типа ШТИРЛИЦ

 

Нравится ли мне руководить? Скажем, я умею руководить людьми, и мне кажется, что им от этого становится лучше.

*

Я все думаю, вот у нас с ГЕКСЛЯМИ активация – так мы весь мир охватим. А какая у интровертов может быть активация? Извините.

*

Когда ты пришел к ДРАЙЗЕРУ домой, ясно, что ты пришел здесь что‑то пачкать.

*

– Я выбрала профессию стоматолога потому, что мне нравится общаться с людьми.

– А без людей – никак?

– Я не люблю бумажной работы.

*

Умей работать, умей отдыхать.

 

Логико‑сенсорный экстраверт

 

Лидия Васильевна

 

– Вы сейчас работаете? И где?

– Да. Я коммерческий директор на фармацевтической фирме.

– Вы производите фармацевтические препараты?

– Нет, фирма маленькая, поставляет сырье для производства фармацевтических препаратов.

– Вы работаете по специальности?

– Я по образованию химик, заканчивала Менделеевский институт. Я химик‑органик, и так сложилось во время перестройки, что я переквалифицировалась и работаю теперь здесь. Но это близкие области – фармацевтическая химия и органическая химия. В основном вся фармацевтика – это органика, поэтому это очень близкая мне отрасль, но пришлось переквалифицироваться в том плане, что раньше была научная работа, а сейчас – коммерция.

(Ответ подробный, точный, с мелкими деталями – говорит о рациональности.)

– Вы этому учились или просто сами?

– Какие‑то небольшие курсы я заканчивала, но они мне мало что дали, хотя они и громко назывались «Маркетинговое исследование». Но это все – чисто условно. А в основном опыт и природные способности…

– А опыт у вас был какого рода?

– Я работала много лет в лаборатории, потом занималась информацией. Постепенно вот так и пришла к этой работе.

(Логика действий – основа личности. Человек трезво оценивает знания, полученные на курсах, эффективно набирает и использует собственный опыт в организации работы фирмы.)

– А что конкретно вы делаете, какое это сырье?

– Ну, например, мы закупаем ацетилсалициловую кислоту, которая используется уже для производства таблеток. А мы закупаем именно сам порошок.

– И куда потом?

– Иногда мы поставляем сырье фабрикам, а иногда это идет для изготовления так называемых экстемпоральных форм, то есть это для рецептурных отделов аптек. Но мы не непосредственно аптеки снабжаем, а мелкооптовые фирмы.

– И столько посредников требуется в этой сфере?

– Их видимо‑невидимо. На самом деле поставка фармацевтических препаратов – вещь очень непростая, так как, во‑первых, вся эта деятельность строго лицензируемая, во‑вторых, для того, чтобы продать какой‑то фармацевтический препарат, если даже мы его купили у известного производителя, даже на нашем российском заводе, в Курске, в Перми – не важно… Все равно нужно его сдать на анализ, получить протокол анализа и сертификат соответствия нашей государственной фармакопеи. И только после этого, имея кучу документов, можно этот продукт продать.

– И как же все это делать?

– Все это организовано, поставлено на поток, потому что есть опять‑таки куча аккредитованных лабораторий, которые имеют право это делать, так что сейчас это довольно‑таки упорядоченный бизнес.

– И вы отвечаете за все эти формальности?

– Я участвую в планировании закупок сырья, обеспечении зарубежных контрактов, договорных форм, по России и так далее.

(Рациональность проявляется в спокойном отношении к правилам и формальностям.)

– А какие были ваши любимые предметы в школе?

– В школе у меня были две страсти – химия и литература. Я посещала два кружка в школе, одновременно ходила во всякие кружки в Доме пионеров. Когда я была уже в старших классах, когда надо было определяться, учительница литературы – она очень хорошо ко мне относилась – сказала, что нужно выбирать такую специальность, которая даст твердую почву под ногами. Литература – это нужно быть или действительно очень талантливым человеком, или заниматься ею в свободное от основной профессии время…

– И вы совсем забросили литературу, став химиком?

– Нет. Я думаю, что все идет от школы. В школе у меня были неплохие учителя, и отношение к русскому языку осталось особенное. Да, я считаю себя ревнителем русского языка и всем на работе делаю замечания.

– А вы не боитесь, что сотрудники могут на вас обидеться?

– Ну, во‑первых, к этому все уже привыкли. (Смеется)

– Вообще‑то они должны спасибо вам каждый раз говорить…

– Некоторые говорят «спасибо», некоторые что‑то спрашивают, а некоторые говорят: «А, собственно, зачем? Вы нас и так понимаете». Так что есть разные категории. Конечно, когда при мне произносится слово «ложить», мне этого человека хочется стукнуть. Особенно когда с иногородними общаешься и просишь секретаря, например, переключить на факс, и вдруг слышишь: «Только вы не ложьте, пожалуйста, трубку, потому что мы еще с вами хотим по одному вопросу поговорить». Так что по‑всякому бывает…

(Работа ограничительной структурной логики проявляется в ожидании от партнера «правильного» поведения и грамотной речи. Отсюда – тенденция его поправлять.)

– Неужели до сих пор так говорят? Я думала, у вас в основном претензии по поводу ударения в слове «звонИт».

– Ну, так говорят поголовно все. И мой директор, который сидит со мной в одной комнате. Он родом из Омска. Но я ничего не хочу сказать плохого – он закончил Бауманский институт, человек очень собранный, организованный, но он всегда говорит: «Я сам с Омска или с Москвы». Я говорю ему: «Вы из Москвы, из Омска… Определитесь вообще!» И тоже не обижается, ничего.

– Как вы думаете, почему люди так говорят? Они не могут запомнить, как правильно?

– Да, в общем‑то, потому что им все равно. Я им делаю замечание, а они все равно так говорят.

(Экстраверсия позволяет заметить ошибки каждого в окружении, но не дает представления о мотивах их поведения.)

– То есть изо дня в день вам приходится сталкиваться с одними и теми же проблемами?

– Ну, некоторым я, конечно, не делаю замечаний. Вот у нас, например, есть один провизор, очень хороший провизор, но он сам родом с Северного Кавказа. Он говорит периодически «ложить» или даже «покласть», что ему ближе… А «позвонИшь» или «позвОнишь» – это говорят буквально все, только единицы говорят правильно. Ну а некоторые молодые, если я их поправляю, они говорят «спасибо».

– А готовить вы любите? Вы это делаете по кулинарным книгам?

– Нет, конечно. Там много прописных истин, которые и так известны – сколько там чего добавить или насыпать. Я это все и так чувствую. Все это условно‑приблизительно. Потому что нельзя положить точное количество муки – нужно учитывать размеры яйца, например. Какие вы купили яйца – маленькие или большие.

– От этого зависит, сколько класть муки, что ли?

– Нет, ну как! Если вы купили, например, крупные яйца, то их нужно положить два, если мелкие – три.

(Творческая сенсорика ощущений не идет на поводу у рецептов, а всегда относится к ним критически.

Полина (БАЛЬЗАК): Ну, вот мне это в голову не придет – смотреть на размер яиц. Если написано «Положите на 3 яйца 3 стакана муки», я так и буду делать, не вникая. Один раз я пыталась приготовить оладьи и долго экспериментировала со стаканом кефира и мукой. Оладьи получились все такие разные!)

– Оладушки получатся в любом случае, но шарлотка может оказаться и жидкой! Поставишь ее в духовку, а у нее в середине будет что‑то такое жидкое!

– А доставляет ли вам удовольствие заниматься дизайном в собственном доме?

– Конечно. Я люблю все перестраивать, потому что мне все очень быстро надоедает, поэтому я все в принципе меняю. Или ручки, или двери, или обои, или еще что‑нибудь.

– А вот дизайнера пригласить, чтоб он вам все устроил по своему вкусу?

– Нет, я не хочу.

– А вот некоторые приглашают, а потом смотрят, как получится.

– Да, я знаю. А вот, между прочим, приятельница моя ладит с ребенком у одной пианистки… Вот они как раз пригласили дизайнеров, которые им вынесли все из их комнаты, и они потом были в восторге. И я видела это в передаче «Квартирный вопрос». Да, может быть, для них это было и неплохо.

А после этого я видела другую передачу из этой же серии, и показали квартиру, в которой была комната в стиле 80‑х годов – там какие‑то покрывала, какие‑то кресла, детский уголок… Все это вынесли и сделали вот что. Они подвесили такой прямоугольник, поставили туда телевизор и где‑то там, в нише установили диван за этим прямоугольником. То есть дети пришли, они, конечно, выразили свой восторг, но где после этого вообще быть детям и где им играть? Это совершенно бездушный, абсолютно какой‑то, я не знаю, офис! Бездушный офис!

Если бы я пригласила дизайнеров, которые бы предварительно со мной обсудили, что они будут делать, вот тогда – пожалуйста.

Вот я, например, у себя на даче дом перестроила. А что касается участка, я бы с удовольствием пригласила какого‑нибудь ландшафтного дизайнера, который бы мне помог спланировать, где какие деревья посадить, и помог бы это сделать. Я бы с удовольствием на это пошла. Но дома, вот так, чтобы меня не было, а без меня там что‑то сделали, вот это – нет.

(Определение типа произошло с одной фразы о том, кем и как Л. В. работает и почему. Логика, рациональность, экстраверсия были понятны всем без исключения. Вопрос об интерьере задали уже просто для удовольствия. Послушали про то, как нельзя доверять дизайнерам оформление интерьера, – и картина прекрасного ШТИРЛИЦА определилась во всей красе.)

 

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

 

Ольга.

– Кем вы работаете?

– Я занимаюсь сетевым бизнесом.

– Вам приходится общаться с огромным количеством посторонних людей. Это не утомляет?

– Я общаюсь только с теми людьми, которые мне нравятся. Так что меня это не напрягает.

– Откуда вы берете столько людей, чтобы расширяться?

– Кто‑то приходит через Интернет, кто‑то через знакомых. Когда люди видят твои результаты, уже подсоединяются сами и приводят своих знакомых. Возникает интерес, идет поток.

– А много у вас клиентов?

– У меня первая линия только 50 человек.

(Экстраверсия: широкий обзор, общение с большим количеством малознакомых людей не утомляет.)

– И все работают?

– Нет, есть пустые, совсем пустые. А серьезных деловых партнеров на данный момент 3 человека. Подписываешь всех подряд, а потом выбираешь.

(Сильная логика действий как критерий оценки людей.)

– Я поэтому и выбрала такой вид бизнеса, что появляются деньги, высвобождается время. Сначала ты работаешь на этот бизнес, а потом он работает на тебя. То есть я хочу больше времени уделять своим детям, своей личной жизни. Большинство людей, у которых есть деньги, не имеют этой возможности. Я хочу не только иметь деньги, но и иметь возможность их потратить.

(Творческая сенсорика ощущений: оберегание своего внутреннего пространства, забота о детях и личной жизни не затмевается производственными нуждами.)

– А вы случайно оказались в этой сфере?

– Я искала тот вид маркетинга, который поможет мне реализовать себя. Я его очень четко просчитывала, продумывала. Во‑первых, это ходовой товар, который доступен по цене. Плюс та схема получения денег, которая предлагается, она тоже общедоступна, проста. Тогда я и пошла сюда. Это было построено на расчете. Я работаю уже год и собираюсь продолжать. Есть люди, которые движутся быстрее. Но я вижу результаты, и я хочу работать здесь дальше. А то, что у каждого своя скорость, это абсолютно нормально. Только целеустремленные люди куда‑то продвигаются.

(Рациональность: осознанный выбор жизненных приоритетов, анализ предполагаемой деятельности и после этого планомерное движение в выбранном направлении.)

– Вы любите готовить?

– Люблю. Но я никогда не следую рецептам. Я использую то, что у меня есть под рукой. Я могу из пустого холодильника сделать что‑то, нечто. (Ха‑ха!)

– Сможете накормить гостей, если они пришли, а у вас ничего нет?

– Сбегаю в магазин и приготовлю то, что надо, хотя бы то же самое дежурное блюдо.

(Творческая сенсорика ощущений: самостоятельное сочинение блюд интереснее соблюдения рецептов. Экспертная уверенность в своей кулинарной состоятельности.)

– Я всему могу найти объяснение, не могу найти объяснение только предательству. Например, человек у меня занял денег, пропал и этих денег я не вижу уже три года. Вот это предательство, а все остальное… Как можно найти объяснение этому поступку?

– А может, у него дети больные?

– Да хоть десяток детей! Но зачем одалживать деньги, если ты не можешь их вернуть? Это непорядочно просто. Я никогда в жизни не брала в долг… Я вообще не могу понять человека, который берет в долг. Вообще не знаю, что это такое – брать в долг.

(Основа личности – логика действий: экспертная оценка своих и чужих ресурсов, умение создать стратегию их оптимального использования. Недооценка чужих слабостей в этой области.)

– У ваших детей есть деньги?

– Да. Я никогда не останавливала. У меня ребенок идет бутылки собирает. Говорит, мне нужны личные деньги. Он никогда у меня не попросит. Он идет, сдает бутылки, и он при деньгах. А второй говорит: «А зачем они мне нужны. Мне мама даст».

– А вы следите за тем, как они учатся, помогаете им?

– Нет. За уроками больше бабушка следит. Я общаюсь. Больше моральная сторона. Я вообще не понимаю, что это такое сидеть и с ребенком уроки делать. Он сам должен их делать. Это его задача. Почему я должна выполнять его задачу?

(Основа личности – логика действий: спокойное отношение к деньгам, четкое распределение обязанностей, технологический подход к воспитанию детей.)

– А вы опаздываете?

– Нет, наоборот, у меня бич – я приезжаю на 20 минут раньше. Я хочу приехать вовремя, но просто до смешного – я всегда приеду на 20 минут раньше. Я никогда не опаздываю.

(Болевая точка – интуиция времени: нечувствительность к течению времени компенсируется технически более ранним выходом из дома, который тоже трудно правильно рассчитать.)

– Представьте, вы попали на вечеринку, где много малознакомых людей, как скоро вы сможете разобраться, кто с кем в каких отношениях?

– А цель какая? Чаще всего я вообще не буду включаться в это, то есть выяснять, какие у кого отношения. Мне это как‑то неинтересно.

– А как вы узнаете, можно с этим человеком иметь дело или нет?

– Если мне нужно будет узнать, я могу поговорить. Или еще интуиция сработает. Я же чувствую, приятно мне с этим человеком общаться или нет. Мы можем больше не общаться по бизнесу, если он не хочет работать, но остаться в хороших отношениях. Что я его, за уши тянуть, что ли, буду? Зачем мне это надо? Здесь цели у каждого свои. Мы смотрим по результатам. И эти цели проявляются делами. А работаю я с теми людьми, которые мне нравятся, которые мне симпатичны. Как это проявляется – ну, просто… Как люди общаются и как понимаешь? Не знаю.

(Суггестивная этика отношений: слабая бессознательная функция не может и не пытается оценить ситуацию, а передает свои задачи на сильную логику действий. Там оценки по результату деятельности дают правильный ответ.)

– Вы хотели бы какую‑то более высокую должность?

– А там все время одно и то же. Это партнерские отношения. Все время партнеров ищешь. Там уровень просто – сначала ты работаешь с двумя людьми, потом с пятью, потом с аудиторией. Ты меньше времени затрачиваешь, а эффективность твоя повышается.

– То есть у вас ничего не меняется?

– Нет, почему не меняется? Меняется. Количество денег в кошельке меняется. (Радостно)

– А вы не устаете от того, что все всегда одинаково?

– Я не устаю. Здесь бизнес и отдых, и все это вместе так вот переплетено.

(Рациональность: человек совершенствует уже известную деятельность, повышая ее эффективность, и отсутствие перемен его скорее поддерживает, чем смущает.)

– А для чего вам деньги?

– Чтобы реализовать все свои желания. Только для этого. А для чего еще – чтобы их вкладывать? Я об этом пока не думаю.

(Творческая сенсорика ощущений: получение удовольствий от жизни не кажется чем‑то противоестественным.)

Маша.

– А профессия у вас какая‑то есть?

– По образованию я менеджер туризма. Проработала на турфирме после практики чуть больше полугода, сезон кончился, надо было идти опять учиться, и я ушла. Сейчас работаю в большой американской компании, с финансами, хотя и не имею никакого ни бухгалтерского, ни экономического образования.

– Вы справляетесь?

– У меня нетрудная работа. Я сижу спокойно, ковыряюсь в бумажках, закладываю это все в компьютер, разговариваю иногда…

(Логика действий – основа личности: экспертная оценка своей деятельности, спокойное отношение к экономическим вопросам и бухгалтерскому учету.)

– Бы работали с людьми, теперь с финансами – где интересней?

– Гораздо интереснее в турфирме для меня, наверное, из‑за того, что это постоянное напряжение, постоянный адреналин. Было очень нервное начальство, это держит в ежовых рукавицах…

– А люди вас не утомляют?

– Когда много людей, не знаю, у меня от настроения зависит.

– Организация поездок – это много задач и вопросов, все их надо решать, согласовывать…

– Если работаешь не первый день, то, безусловно, справляешься.

(Экстраверсия: общение с незнакомыми людьми и решение широкого круга задач заряжают энергией.)

– А вы готовить любите?

– Смотря для кого… Для своего любимого молодого человека готовлю. А для себя – нет. Что есть в холодильнике, то и ем.

– А вы посещаете фитнес‑клуб или бассейн?

– Нет. Я непостоянная, могу начать делать, потом бросить. Если только кто‑то меня пихает или компания хорошая.

– А ванну принять?

– Ну, это да.

(Творческая сенсорика ощущений: уверенная ориентация на свое конкретное состояние.)

– А если в автобусе кто‑то вам на ногу наступит?

– Первый раз стерплю, второй раз покажу, что мне это неприятно. Если человек уже в третий раз не понял, тогда я открою рот, причем открою его громко.

(Фоновая волевая сенсорика: в ситуации, которая оценивается как экстремальная, агрессия проявляется автоматически.)

– А как вам удается не опаздывать на работу?

– Я опаздываю в пределах плюс‑минус 10 минут. Самое трудное для меня – рано встать. Будильник я не слышу. Ну, встаю рано, значит, сделаю все как следует. Встала за 15 минут – штаны, кофе и вперед.

– А если к вам опаздывают?

– Не люблю. Мне это неприятно. Я не люблю стоять одна в каком‑то месте и ждать. Сидеть тоже не люблю. Именно вот это вот ожидание я не люблю. Даже если у меня есть с собой музыка и интересная книжка, и то я буду чувствовать себя неуютно. Вот если я сама приду и сяду на скамеечку в парк с книжкой, то мне это понравится, я буду спокойно себя чувствовать.

(Болевая точка – интуиция времени: трудности в распределении времени, слабая способность к прогнозу вызывает беспокойство в непредвиденной ситуации.)

– Вы хорошо чувствуете, как люди к вам относятся?

– Я очень часто в этом сомневаюсь.

– А ошибаетесь?

– Я не могу точно сказать, что обо мне думает тот или иной человек. Я не знаю этого. Я не могу сказать точно, нравлюсь я или не нравлюсь. Не уверена ни в чем.

(Суггестивная этика отношений: при отсутствии четких знаков отношения со стороны партнера никакой уверенности в отношениях нет.)

Миша. Сидел он свободно, расставив локти, смотрел на всех сразу, объяснялся обобщенными сентенциями. Назвал себя жестоким человеком, объяснил принципы его работы с людьми: убеждение, принуждение, увольнение (или что‑то в этом роде). Каждый этап был раскрыт в отдельности.

Вопрос об опоздании девушки в ресторан был принят внешне вполне спокойно, но немедленно вызвал рассуждения о разнице между глупостью и дурью у женщин, которые надо различать. Сработала ограничительная структурная логика. Значит, тема задела за живое.

Оля.  Все фразы договаривались до точки. Варианты отношений с окружающими четко определялись. Это рациональность.

Экстраверсия тоже была четкой. Она даже не рассматривала возможность отъезда на неделю: три часа уединения – предел фантазии. «Я редко бываю одна – ведь всегда кто‑то где‑то поблизости есть». В том смысле, что город полон людей. Забавно.

Сенсорика проявилась как белая, в заботе о брате, в уверенности, что определит состояние своего здоровья и вовремя примет меры, – все это спокойно и без затруднений. Воля звучала в голосе, была видна также в освоении территории, хорошей координации, в стремлении заниматься спортом – «естественно».

 

Характерные высказывания людей типа ШТИРЛИЦ

 

Нравится ли мне руководить? Скажем, я умею руководить людьми, и мне кажется, что им от этого становится лучше.

*

Я все думаю, вот у нас с ГЕКСЛЯМИ активация – так мы весь мир охватим. А какая у интровертов может быть активация? Извините.

*

Когда ты пришел к ДРАЙЗЕРУ домой, ясно, что ты пришел здесь что‑то пачкать.

*

– Я выбрала профессию стоматолога потому, что мне нравится общаться с людьми.

– А без людей – никак?

– Я не люблю бумажной работы.

*

Умей работать, умей отдыхать.