15
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Молодой, одержимый, бледный, как скелет, Иван Александрович Ильин, гегельянец, впоследствии воинственный черносотенец,— возненавидел меня с первой встречи: ни за что, ни про что; бывают такие вполне инстинктивные антипатии; Ильина при виде меня передергивало; сардоническая улыбка змеилась на тонких и мертвых устах его; с нарочитою, исступленною сухостью, бегая глазками мимо меня, он мне кланялся; наше знакомство определялось отнюдь не словами, а тем, как молчали мы, исподлобья метая взгляды друг в друга»84.
Все верно здесь, но за кем была правда? Ильин не отрицал своего неприятия того, что многим казалось положительным: «<...> Я понял политические опасности России еще во время первой революции; я увидел соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики в годы, предшествующие первой мировой войне»85.
Но Ильин не был только созерцателем происходящего «соблазнительного действа»; он давал немедленный отпор «наглым» его проявлениям. Пример тому — ссора давнишних друзей по «Мусагету», Андрея Белого и Эмилия Метнера, возникшая вокруг модных тогда «идей» Рудольфа Штейнера, приверженцем и адептом которых был первый, а противником — второй. В 1914 году в издательстве «Мусагет» вышла книга Э. Метнера «Размышления о Гете. Книга первая. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма». В 1917 году в издательстве «Духовное знание» выходит ответ Андрея Белого Эмилию Метнеру под названием: «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности». Ильин решительно встал на защиту Э. Метнера, разослав многим, включая и кн. Е. Н. Трубецкого (ставшего третейским судьей между Ильиным и адресатом), свое письмо от 6 февраля 1917 года к Андрею Белому, в котором, обращаясь к нему, писал: «Милостивый Государь Борис Николаевич! С чувством острого стыда и тяжелого отвращения прочел я книгу, выпущенную вами против Эмилия Карловича Метнера. Я прочел ее всю и, читая, чувствовал себя так, как если бы я, уже одним чтением, становился участником низкой выходки, направленной против благороднейшего из людей. Отсюда у меня непреодолимая нравственная потребность заявить открыто, что книга ваша есть явление постыдное и что все непристойное, напечатанное в ней, возвращается на голову того, кто ее писал»86. Далее, подробно указывая страницы, содержащие непристойную для нормального человека терминологию Белого, Ильин заканчивает: «Вам угодно было обогатить русскую литературу пасквилем — и мы принимаем его как зрелый итог вашей жизни. Он свидетельствует о себе как порождение личной злобы и бессильного отчаяния.
И эта личная злоба, которой хватило для того, чтобы написать отвратительный памфлет в триста сорок одну страницу, прочитать его
Молодой, одержимый, бледный, как скелет, Иван Александрович Ильин, гегельянец, впоследствии воинственный черносотенец,— возненавидел меня с первой встречи: ни за что, ни про что; бывают такие вполне инстинктивные антипатии; Ильина при виде меня передергивало; сардоническая улыбка змеилась на тонких и мертвых устах его; с нарочитою, исступленною сухостью, бегая глазками мимо меня, он мне кланялся; наше знакомство определялось отнюдь не словами, а тем, как молчали мы, исподлобья метая взгляды друг в друга»84.
Все верно здесь, но за кем была правда? Ильин не отрицал своего неприятия того, что многим казалось положительным: «<...> Я понял политические опасности России еще во время первой революции; я увидел соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики в годы, предшествующие первой мировой войне»85.
Но Ильин не был только созерцателем происходящего «соблазнительного действа»; он давал немедленный отпор «наглым» его проявлениям. Пример тому — ссора давнишних друзей по «Мусагету», Андрея Белого и Эмилия Метнера, возникшая вокруг модных тогда «идей» Рудольфа Штейнера, приверженцем и адептом которых был первый, а противником — второй. В 1914 году в издательстве «Мусагет» вышла книга Э. Метнера «Размышления о Гете. Книга первая. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма». В 1917 году в издательстве «Духовное знание» выходит ответ Андрея Белого Эмилию Метнеру под названием: «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности». Ильин решительно встал на защиту Э. Метнера, разослав многим, включая и кн. Е. Н. Трубецкого (ставшего третейским судьей между Ильиным и адресатом), свое письмо от 6 февраля 1917 года к Андрею Белому, в котором, обращаясь к нему, писал: «Милостивый Государь Борис Николаевич! С чувством острого стыда и тяжелого отвращения прочел я книгу, выпущенную вами против Эмилия Карловича Метнера. Я прочел ее всю и, читая, чувствовал себя так, как если бы я, уже одним чтением, становился участником низкой выходки, направленной против благороднейшего из людей. Отсюда у меня непреодолимая нравственная потребность заявить открыто, что книга ваша есть явление постыдное и что все непристойное, напечатанное в ней, возвращается на голову того, кто ее писал»86. Далее, подробно указывая страницы, содержащие непристойную для нормального человека терминологию Белого, Ильин заканчивает: «Вам угодно было обогатить русскую литературу пасквилем — и мы принимаем его как зрелый итог вашей жизни. Он свидетельствует о себе как порождение личной злобы и бессильного отчаяния.
И эта личная злоба, которой хватило для того, чтобы написать отвратительный памфлет в триста сорок одну страницу, прочитать его