27

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 

нечно, прочесть книгу Ивана Ильина о Гегеле было, видимо, не просто человеку, даже конспектировавшему когда-то «Науку логики»...

В начале октября 1922 года Ильин приехал в Берлин. Начался новый период жизни. Вместе с другими русскими эмигрантами он вклю­чился в работу по организации Религиозно-философской академии, лекций, философского общества при ней, религиозно-философского жур­нала110. В феврале 1923 года в Берлине открылся Русский научный институт, на открытии которого- Ильин произнес речь, изданную позже отдельной брошюрой111. Ильин состоял профессором при этом инсти­туте, прочел ряд курсов — энциклопедия права, история этических учений, введение в философию, введение в эстетику, учение о право­сознании и др.— на двух языках—русском и немецком. В 1923—1924 годах он был деканом юридического факультета этого института, в 1924 году — избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

В декабре 1923 года Ильин выступил на студенческом национальном вечере с большой речью о Белой армии, по сути, излагая свою статью «Ушедшим победителям». Аудитория была полна: отмечали шестую го­довщину Белого движения.

По прибытии в Берлин Ильин немедленно связался с генералом А. фон Лампе — представителем барона Врангеля. Через него он уста­новил связь с главнокомандующим, к которому относился с большим пиететом112. Об этом периоде жизни Ильина кое-что прочтем у фон Лампе: «Еще в 1922 году, при первых встречах с профессором я с удив­лением слушал его мысли о той борьбе, которая велась и, увы, на полях сражений была проиграна белыми,— своей беспредельной интуицией он провидел то, что двигало Белых на подвиг борьбы... и, выйдя за пределы СССР, откуда так неосторожно выпустили большевики своего сильней­шего врага, Иван Александрович оформил свои мысли в виде статьи «Белая идея», «вместо предисловия» помещенной мною в первом томе сборника «Белое дело» («Летопись Белой борьбы»), изданном в конце 1926 года в Берлине»"3.

В этом же, 1926, году выходит в свет знаменитая брошюра-призыв Ильина «Родина и мы»"4 — героическая песнь Белой армии и Белому движению. С 1925 года появляются его большие работы: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Основы художества. О совершенном в искусстве» и не менее значимые по содержанию брошюры: «Яд большевизма», «О России. Три речи», «Кризис безбожия», «Основы христианской культуры», «Про­роческое призвание Пушкина», «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера», «Основы борьбы за национальную Рос­сию» и др.

нечно, прочесть книгу Ивана Ильина о Гегеле было, видимо, не просто человеку, даже конспектировавшему когда-то «Науку логики»...

В начале октября 1922 года Ильин приехал в Берлин. Начался новый период жизни. Вместе с другими русскими эмигрантами он вклю­чился в работу по организации Религиозно-философской академии, лекций, философского общества при ней, религиозно-философского жур­нала110. В феврале 1923 года в Берлине открылся Русский научный институт, на открытии которого- Ильин произнес речь, изданную позже отдельной брошюрой111. Ильин состоял профессором при этом инсти­туте, прочел ряд курсов — энциклопедия права, история этических учений, введение в философию, введение в эстетику, учение о право­сознании и др.— на двух языках—русском и немецком. В 1923—1924 годах он был деканом юридического факультета этого института, в 1924 году — избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

В декабре 1923 года Ильин выступил на студенческом национальном вечере с большой речью о Белой армии, по сути, излагая свою статью «Ушедшим победителям». Аудитория была полна: отмечали шестую го­довщину Белого движения.

По прибытии в Берлин Ильин немедленно связался с генералом А. фон Лампе — представителем барона Врангеля. Через него он уста­новил связь с главнокомандующим, к которому относился с большим пиететом112. Об этом периоде жизни Ильина кое-что прочтем у фон Лампе: «Еще в 1922 году, при первых встречах с профессором я с удив­лением слушал его мысли о той борьбе, которая велась и, увы, на полях сражений была проиграна белыми,— своей беспредельной интуицией он провидел то, что двигало Белых на подвиг борьбы... и, выйдя за пределы СССР, откуда так неосторожно выпустили большевики своего сильней­шего врага, Иван Александрович оформил свои мысли в виде статьи «Белая идея», «вместо предисловия» помещенной мною в первом томе сборника «Белое дело» («Летопись Белой борьбы»), изданном в конце 1926 года в Берлине»"3.

В этом же, 1926, году выходит в свет знаменитая брошюра-призыв Ильина «Родина и мы»"4 — героическая песнь Белой армии и Белому движению. С 1925 года появляются его большие работы: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Основы художества. О совершенном в искусстве» и не менее значимые по содержанию брошюры: «Яд большевизма», «О России. Три речи», «Кризис безбожия», «Основы христианской культуры», «Про­роческое призвание Пушкина», «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера», «Основы борьбы за национальную Рос­сию» и др.