27
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
нечно, прочесть книгу Ивана Ильина о Гегеле было, видимо, не просто человеку, даже конспектировавшему когда-то «Науку логики»...
В начале октября 1922 года Ильин приехал в Берлин. Начался новый период жизни. Вместе с другими русскими эмигрантами он включился в работу по организации Религиозно-философской академии, лекций, философского общества при ней, религиозно-философского журнала110. В феврале 1923 года в Берлине открылся Русский научный институт, на открытии которого- Ильин произнес речь, изданную позже отдельной брошюрой111. Ильин состоял профессором при этом институте, прочел ряд курсов — энциклопедия права, история этических учений, введение в философию, введение в эстетику, учение о правосознании и др.— на двух языках—русском и немецком. В 1923—1924 годах он был деканом юридического факультета этого института, в 1924 году — избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.
В декабре 1923 года Ильин выступил на студенческом национальном вечере с большой речью о Белой армии, по сути, излагая свою статью «Ушедшим победителям». Аудитория была полна: отмечали шестую годовщину Белого движения.
По прибытии в Берлин Ильин немедленно связался с генералом А. фон Лампе — представителем барона Врангеля. Через него он установил связь с главнокомандующим, к которому относился с большим пиететом112. Об этом периоде жизни Ильина кое-что прочтем у фон Лампе: «Еще в 1922 году, при первых встречах с профессором я с удивлением слушал его мысли о той борьбе, которая велась и, увы, на полях сражений была проиграна белыми,— своей беспредельной интуицией он провидел то, что двигало Белых на подвиг борьбы... и, выйдя за пределы СССР, откуда так неосторожно выпустили большевики своего сильнейшего врага, Иван Александрович оформил свои мысли в виде статьи «Белая идея», «вместо предисловия» помещенной мною в первом томе сборника «Белое дело» («Летопись Белой борьбы»), изданном в конце 1926 года в Берлине»"3.
В этом же, 1926, году выходит в свет знаменитая брошюра-призыв Ильина «Родина и мы»"4 — героическая песнь Белой армии и Белому движению. С 1925 года появляются его большие работы: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Основы художества. О совершенном в искусстве» и не менее значимые по содержанию брошюры: «Яд большевизма», «О России. Три речи», «Кризис безбожия», «Основы христианской культуры», «Пророческое призвание Пушкина», «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера», «Основы борьбы за национальную Россию» и др.
нечно, прочесть книгу Ивана Ильина о Гегеле было, видимо, не просто человеку, даже конспектировавшему когда-то «Науку логики»...
В начале октября 1922 года Ильин приехал в Берлин. Начался новый период жизни. Вместе с другими русскими эмигрантами он включился в работу по организации Религиозно-философской академии, лекций, философского общества при ней, религиозно-философского журнала110. В феврале 1923 года в Берлине открылся Русский научный институт, на открытии которого- Ильин произнес речь, изданную позже отдельной брошюрой111. Ильин состоял профессором при этом институте, прочел ряд курсов — энциклопедия права, история этических учений, введение в философию, введение в эстетику, учение о правосознании и др.— на двух языках—русском и немецком. В 1923—1924 годах он был деканом юридического факультета этого института, в 1924 году — избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.
В декабре 1923 года Ильин выступил на студенческом национальном вечере с большой речью о Белой армии, по сути, излагая свою статью «Ушедшим победителям». Аудитория была полна: отмечали шестую годовщину Белого движения.
По прибытии в Берлин Ильин немедленно связался с генералом А. фон Лампе — представителем барона Врангеля. Через него он установил связь с главнокомандующим, к которому относился с большим пиететом112. Об этом периоде жизни Ильина кое-что прочтем у фон Лампе: «Еще в 1922 году, при первых встречах с профессором я с удивлением слушал его мысли о той борьбе, которая велась и, увы, на полях сражений была проиграна белыми,— своей беспредельной интуицией он провидел то, что двигало Белых на подвиг борьбы... и, выйдя за пределы СССР, откуда так неосторожно выпустили большевики своего сильнейшего врага, Иван Александрович оформил свои мысли в виде статьи «Белая идея», «вместо предисловия» помещенной мною в первом томе сборника «Белое дело» («Летопись Белой борьбы»), изданном в конце 1926 года в Берлине»"3.
В этом же, 1926, году выходит в свет знаменитая брошюра-призыв Ильина «Родина и мы»"4 — героическая песнь Белой армии и Белому движению. С 1925 года появляются его большие работы: «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Основы художества. О совершенном в искусстве» и не менее значимые по содержанию брошюры: «Яд большевизма», «О России. Три речи», «Кризис безбожия», «Основы христианской культуры», «Пророческое призвание Пушкина», «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера», «Основы борьбы за национальную Россию» и др.