22
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Покуда не прорежу нивы,
Господь, для сева твоего.
О, да! Если бы не любовь к родине, не чувство призвания и не жена моя — я давно бы разорвался от горя и отвращения...
В сороковой день, вечером, я читал доклад в Психологическом обществе «Религиозный смысл искренности». Это третья глава из книги — «Философия религий». Мама была. Вечер был хороший: напряженное, сосредоточенное настроение большой аудитории, на три четверти из молодежи, истовые, вдумчивые прения, почти ни одной фальшивой ноты. Зачем Вы не в Москве, я бы положил Вам эту рукопись на колени...
Кризис наш — не только наш; это мировой кризис религиозности. Живое, жизнестроительное отношение к божественному заглохло, замерло в народах. Это кризис не христианства (не учения Христа, а того, что из него сделали два тысячелетия). Я пытаюсь восстановить глубокую, цельную, кристаллическую и в то же время страстную природу религии; показываю, что религия — не обряд, не догма, не конфессия, а цельно-искренняя и духовно-страстная преданность (любовь на смерть) тем божественным лучам, которыми пронизан мир и пребывание в которых только и может открыть человеку подлинное бытие Божие. Это не реформа «понятий» религий; а первый камень новой религиозной реформации; не той реформации, которая позволяет самим «читать Библию», но той, которая зовет к дерзающему и радостному Бого-увидению. Наши дни ставят человека на распутьи: или в бесстыдную пошлую жадность через ложь и насилие; или к новому Бого-узрению, через очищение, тоску по божественному и любовь. Период лицемерного христианства, гуманных слов и жадных дел, приличной лжи и немецкой религиозности — идет к концу. Я вижу на небе далекую зарю религиозного обновления, мечтаю о нем и всеми силами пытаюсь начать навстречу ей «взрыв Его нивы»99.
Так думал, так писал и жил Ильин, и именно таким запечатлел его Михаил Васильевич Нестеров на своей картине «Мыслитель»: на ней Ильин, исполин огромного роста, укорененный в родной земле и как бы подпирающий небо, погружен в мир нравственных исканий и глубоких раздумий.
Скажем вкратце о многочисленных родственниках Ильина, составляющих мощную культурную среду, в которой он всегда благоприятно себя чувствовал. Отец Ильина в последнее время состоял заведующим канцелярией общеобразовательных подготовительных курсов при Первом Московском университете; там же работала и мать Ильина — это все, что они могли найти при Советской власти. А были эти люди
Покуда не прорежу нивы,
Господь, для сева твоего.
О, да! Если бы не любовь к родине, не чувство призвания и не жена моя — я давно бы разорвался от горя и отвращения...
В сороковой день, вечером, я читал доклад в Психологическом обществе «Религиозный смысл искренности». Это третья глава из книги — «Философия религий». Мама была. Вечер был хороший: напряженное, сосредоточенное настроение большой аудитории, на три четверти из молодежи, истовые, вдумчивые прения, почти ни одной фальшивой ноты. Зачем Вы не в Москве, я бы положил Вам эту рукопись на колени...
Кризис наш — не только наш; это мировой кризис религиозности. Живое, жизнестроительное отношение к божественному заглохло, замерло в народах. Это кризис не христианства (не учения Христа, а того, что из него сделали два тысячелетия). Я пытаюсь восстановить глубокую, цельную, кристаллическую и в то же время страстную природу религии; показываю, что религия — не обряд, не догма, не конфессия, а цельно-искренняя и духовно-страстная преданность (любовь на смерть) тем божественным лучам, которыми пронизан мир и пребывание в которых только и может открыть человеку подлинное бытие Божие. Это не реформа «понятий» религий; а первый камень новой религиозной реформации; не той реформации, которая позволяет самим «читать Библию», но той, которая зовет к дерзающему и радостному Бого-увидению. Наши дни ставят человека на распутьи: или в бесстыдную пошлую жадность через ложь и насилие; или к новому Бого-узрению, через очищение, тоску по божественному и любовь. Период лицемерного христианства, гуманных слов и жадных дел, приличной лжи и немецкой религиозности — идет к концу. Я вижу на небе далекую зарю религиозного обновления, мечтаю о нем и всеми силами пытаюсь начать навстречу ей «взрыв Его нивы»99.
Так думал, так писал и жил Ильин, и именно таким запечатлел его Михаил Васильевич Нестеров на своей картине «Мыслитель»: на ней Ильин, исполин огромного роста, укорененный в родной земле и как бы подпирающий небо, погружен в мир нравственных исканий и глубоких раздумий.
Скажем вкратце о многочисленных родственниках Ильина, составляющих мощную культурную среду, в которой он всегда благоприятно себя чувствовал. Отец Ильина в последнее время состоял заведующим канцелярией общеобразовательных подготовительных курсов при Первом Московском университете; там же работала и мать Ильина — это все, что они могли найти при Советской власти. А были эти люди