34
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
сердце», к нему не подобрать — в этом весь Ильин. Не случайно замечательный русский художник Юрий Селиверстов готовился создать портрет Ильина к своей «Русской думе», опираясь на лейтмотив жизни этого мыслителя — Поющее сердце... и только преждевременная смерть художника помешала осуществлению этого замысла, близкого к образу реального Ильина.
Каким же был Ильин в частной жизни и вне своей философской и политической деятельности? Любопытно наблюдение его ученика Р. Зиле: «Настоящая культура отдыха — вот что доминирует у Ивана Александровича в часы и дни досуга. Он часто и много говорил нам о целительной необходимости отпускать напряжение и перенапряжение, полушутливо употребляя немецкое слово «Епирапгшгцу» (Энтшпаннунп дословно — отпущенность или отпущение напряжения, разряжение),— и, уже совсем шутливо, любил выговаривать это на русский лад: «Энтшпаннунгование»133. Далее Зиле замечает, что Ильин «никогда не допускал заполнения часов досуга пошлыми содержаниями и пошлыми развлечениями. <...> Он любил шутки и каламбуры и был большим мастером и артистом в этой области, напоминая этим жизнерадостный облик Пушкина. <...> Иван Александрович очень любил музыку, был большим знатоком этого искусства. Особенно любил он разбирать партитуры русских опер, любовно показывая на рояле своему собеседнику прелесть той или иной модуляции, той или иной гармонии»134. Об этом же пишет Н. Рыбинский. «В частной жизни он (Ильин.— Ю. Л.) был очень интересный, высококультурный человек, большой знаток музыки, связанный личною дружбой с С. В. Рахманиновым, о котором он рассказывал много интересного. Владение духовным мечом связало его дружбой с архиепископом Иоанном Рижским, который уговаривал И. А. Ильина принять духовный сан, чтобы с церковной кафедры бороться с охватывающим мир материализмом»135. Но, пожалуй, самая верная духовная связь была у Ильина с писателем-эмигрантом Иваном Сергеевичем Шмелевым: они дружили семьями. Ильин написал фундаментальное исследование «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин — Ремизов — Шмелев», Шмелеву он посвятил свою статью «Искусство и вкус толпы». А Шмелев, как и мы теперь знаем, посвятил Наталии Николаевне и Ивану Александровичу Ильиным свое дивное творение «Лето Господне». Н. П. Полторацкий подготовил к изданию их переписку — «Переписка двух Иванов».
Вернемся, однако, в Швейцарию. Хотя запрет на политическую деятельность и здесь для Ильина существовал, он не переставал думать и писать о России. С 1948 года регулярно направляет, правда, без подписи, листки бюллетеней (всего их было 215) для единомышленников РОВСа (потом они составили двухтомник «Наши задачи»),
сердце», к нему не подобрать — в этом весь Ильин. Не случайно замечательный русский художник Юрий Селиверстов готовился создать портрет Ильина к своей «Русской думе», опираясь на лейтмотив жизни этого мыслителя — Поющее сердце... и только преждевременная смерть художника помешала осуществлению этого замысла, близкого к образу реального Ильина.
Каким же был Ильин в частной жизни и вне своей философской и политической деятельности? Любопытно наблюдение его ученика Р. Зиле: «Настоящая культура отдыха — вот что доминирует у Ивана Александровича в часы и дни досуга. Он часто и много говорил нам о целительной необходимости отпускать напряжение и перенапряжение, полушутливо употребляя немецкое слово «Епирапгшгцу» (Энтшпаннунп дословно — отпущенность или отпущение напряжения, разряжение),— и, уже совсем шутливо, любил выговаривать это на русский лад: «Энтшпаннунгование»133. Далее Зиле замечает, что Ильин «никогда не допускал заполнения часов досуга пошлыми содержаниями и пошлыми развлечениями. <...> Он любил шутки и каламбуры и был большим мастером и артистом в этой области, напоминая этим жизнерадостный облик Пушкина. <...> Иван Александрович очень любил музыку, был большим знатоком этого искусства. Особенно любил он разбирать партитуры русских опер, любовно показывая на рояле своему собеседнику прелесть той или иной модуляции, той или иной гармонии»134. Об этом же пишет Н. Рыбинский. «В частной жизни он (Ильин.— Ю. Л.) был очень интересный, высококультурный человек, большой знаток музыки, связанный личною дружбой с С. В. Рахманиновым, о котором он рассказывал много интересного. Владение духовным мечом связало его дружбой с архиепископом Иоанном Рижским, который уговаривал И. А. Ильина принять духовный сан, чтобы с церковной кафедры бороться с охватывающим мир материализмом»135. Но, пожалуй, самая верная духовная связь была у Ильина с писателем-эмигрантом Иваном Сергеевичем Шмелевым: они дружили семьями. Ильин написал фундаментальное исследование «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин — Ремизов — Шмелев», Шмелеву он посвятил свою статью «Искусство и вкус толпы». А Шмелев, как и мы теперь знаем, посвятил Наталии Николаевне и Ивану Александровичу Ильиным свое дивное творение «Лето Господне». Н. П. Полторацкий подготовил к изданию их переписку — «Переписка двух Иванов».
Вернемся, однако, в Швейцарию. Хотя запрет на политическую деятельность и здесь для Ильина существовал, он не переставал думать и писать о России. С 1948 года регулярно направляет, правда, без подписи, листки бюллетеней (всего их было 215) для единомышленников РОВСа (потом они составили двухтомник «Наши задачи»),