28
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Особое внимание и в среде русской эмиграции, и в тогдашней России привлекла книга Ильина «О сопротивлении злу силою». Читатели разбились на два враждебных лагеря: не принимающие идеи Ильина и принимающие их. К первым, естественно, принадлежали большевики и их окружение. 3. Гиппиус назвала книгу «военно-полевым богословием». Н. Бердяев сказал, что «чека» во имя Божие более отвратительно, чем «чека» во имя диавола»"5, примерно в том же духе высказывались Ф. А. Степун, В. В. Зеньковский и др. Поддержали Ильина Русская зарубежная Церковь, в частности, митрополит Антоний, архиепископ Анастасий и другие иерархи, философы и публицисты, среди них П. Б. Струве, Н. О. Лосский, А. Д. Билимович.
Полемика вокруг работы Ильина была не случайной, ибо он затрагивал не только тему зла, которое свирепствовало с особой ожесточенностью, но и проблему греха, чувство к которому у многих к тому времени изрядно выветрилось. Выступали жарко и искренно, каждый со своей мироустановкой, а у этих лагерей она была разной!
Ильин же был столь оригинальной фигурой, что порою его идеи не укладывались в головах ни правых, ни левых; ни в советских, ни в эмигрантских кругах. Вот два примера тому. Ильин был убежденным монархистом и вместе с тем непредрешенцем. Он считал, что Россия перестала быть монархией, потому что «народ разучился иметь царя» и что «в истории бывает иногда необходимо отказаться на время от монархической политической программы».
Был он также противником аграрного реставраторства, т. е. возвращения земель их исконным владельцам, предупреждая об опасности «нового черного передела». «Все высказанное тогда Ильиным,— пишет ведущий исследователь его творчества Н. П. Полторацкий"6,— по поводу хозяйственной невозможности и политической недопустимости аграрного реставраторства — может нынешнему читателю представляться чем-то само собой разумеющимся. Но надо помнить, что эта статья («Смотреть и созидать новое! Отрывок из частного письма», «Возрождение», 1926.— Ю. Л.) была написана тогда, когда почти половина дворянского поместного кадра была еще жива — ив некоторой своей части была политически весьма активна и когда многие непомещики и недворяне видели в подобных идеях прямое приятие революции».
Разнообразны, глубоки, чарующи его лекции о русских писателях, о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России, о религии и церкви, о советском режиме и др., с которыми он за годы 1926—1938 выступил около 200 раз в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии, читая на русском, немецком и французском языках. Это давало ему скромный, но достаточно неза-
Особое внимание и в среде русской эмиграции, и в тогдашней России привлекла книга Ильина «О сопротивлении злу силою». Читатели разбились на два враждебных лагеря: не принимающие идеи Ильина и принимающие их. К первым, естественно, принадлежали большевики и их окружение. 3. Гиппиус назвала книгу «военно-полевым богословием». Н. Бердяев сказал, что «чека» во имя Божие более отвратительно, чем «чека» во имя диавола»"5, примерно в том же духе высказывались Ф. А. Степун, В. В. Зеньковский и др. Поддержали Ильина Русская зарубежная Церковь, в частности, митрополит Антоний, архиепископ Анастасий и другие иерархи, философы и публицисты, среди них П. Б. Струве, Н. О. Лосский, А. Д. Билимович.
Полемика вокруг работы Ильина была не случайной, ибо он затрагивал не только тему зла, которое свирепствовало с особой ожесточенностью, но и проблему греха, чувство к которому у многих к тому времени изрядно выветрилось. Выступали жарко и искренно, каждый со своей мироустановкой, а у этих лагерей она была разной!
Ильин же был столь оригинальной фигурой, что порою его идеи не укладывались в головах ни правых, ни левых; ни в советских, ни в эмигрантских кругах. Вот два примера тому. Ильин был убежденным монархистом и вместе с тем непредрешенцем. Он считал, что Россия перестала быть монархией, потому что «народ разучился иметь царя» и что «в истории бывает иногда необходимо отказаться на время от монархической политической программы».
Был он также противником аграрного реставраторства, т. е. возвращения земель их исконным владельцам, предупреждая об опасности «нового черного передела». «Все высказанное тогда Ильиным,— пишет ведущий исследователь его творчества Н. П. Полторацкий"6,— по поводу хозяйственной невозможности и политической недопустимости аграрного реставраторства — может нынешнему читателю представляться чем-то само собой разумеющимся. Но надо помнить, что эта статья («Смотреть и созидать новое! Отрывок из частного письма», «Возрождение», 1926.— Ю. Л.) была написана тогда, когда почти половина дворянского поместного кадра была еще жива — ив некоторой своей части была политически весьма активна и когда многие непомещики и недворяне видели в подобных идеях прямое приятие революции».
Разнообразны, глубоки, чарующи его лекции о русских писателях, о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России, о религии и церкви, о советском режиме и др., с которыми он за годы 1926—1938 выступил около 200 раз в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии, читая на русском, немецком и французском языках. Это давало ему скромный, но достаточно неза-