33

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 

Ильин русским вариантам своих книг: 1. «Огни жизни. Книга утеше­ний», 2. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», 3. «О грядущей русской культуре». В 1947 году он закончил вторую из них, в 1948 году писал и готовил третью, но издателя не нашел и «Поющее сердце» было впервые издано его женой Наталией Николаевной Ильиной после его смерти только в 1958 году. Сам Ильин об этой книге писал так: «Она посвящена не богословию, а тихому философическому Бого-хвалению. Так и называется в подзаголовке: «Книга тихих созерцаний». Это есть часть написанного мною за эти года по-немецки «книжного триптиха». 1. «О человеческой жизни», 2. «Поющее сердце», 3. «О грядущей куль­туре». Этим триптихом я пытаюсь заткать ткань новой философии, насквозь христианской по духу и стилю, но совершенно свободной от псевдофилософского «богословствования» наподобие Бердяева — Бул­гакова — Карсавина и прочих дилетантствующих ересиархов... Это фи­лософия — простая, тихая, доступная каждому, рожденная главным органом Православного Христианства — созерцающим сердцем, но не подчеркивающая на каждом шагу своей «школы». Евангельская со­весть — вот ее источник. Кто ее почувствует и примет, тот сам пойдет в Православие. Это, если угодно,— подготовительная проповедь «на паперти».

Первый и третий томы этого триптиха еще не рождены по-русски; а писание по-русски есть совсем новое «рождение в Духе». А второй том готов»130. Далее Ильин говорит, что вложил в эту книгу «много мысли, чувства и молитвенного вдохновения...»

«Поющее сердце» для Ильина было не просто названием; он считал, что «человек по существу своему живой, личный дух», и найти начало духовности нужно в самом себе; в его многозначном описании и опреде­лении дух понимается «как сила поющего сердца»131. Теперь будет понятно, как он сам справляется с этой задачей — от «замирающего», «отзвучавшего», «притихшего» сердца к пробудившемуся, ожившему, поющему сердцу, что подтверждается намерениями (по замечанию като­лического священника из Бонна Вольфганга Офферманса, исследова­теля Ильина) автора: «Я, конкретно живущий здесь и теперь человек, должен поразмыслить и усмотреть, благодаря своему жизненному опыту, сущность свою: заново открыть в себе поющее на протяжении столетий сердце — средоточие моих чаяний и дум, в тихом созерцании получить представление о смысле жизни и ощутить задачи и упования свои перед Богом»132*.

Если попытаться кратко выразить суть творчества, жизни и подви­га Ивана Александровича, то лучшего определения, чем «Поющее

Перевод с немецкого 3. Антипенко.

Ильин русским вариантам своих книг: 1. «Огни жизни. Книга утеше­ний», 2. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», 3. «О грядущей русской культуре». В 1947 году он закончил вторую из них, в 1948 году писал и готовил третью, но издателя не нашел и «Поющее сердце» было впервые издано его женой Наталией Николаевной Ильиной после его смерти только в 1958 году. Сам Ильин об этой книге писал так: «Она посвящена не богословию, а тихому философическому Бого-хвалению. Так и называется в подзаголовке: «Книга тихих созерцаний». Это есть часть написанного мною за эти года по-немецки «книжного триптиха». 1. «О человеческой жизни», 2. «Поющее сердце», 3. «О грядущей куль­туре». Этим триптихом я пытаюсь заткать ткань новой философии, насквозь христианской по духу и стилю, но совершенно свободной от псевдофилософского «богословствования» наподобие Бердяева — Бул­гакова — Карсавина и прочих дилетантствующих ересиархов... Это фи­лософия — простая, тихая, доступная каждому, рожденная главным органом Православного Христианства — созерцающим сердцем, но не подчеркивающая на каждом шагу своей «школы». Евангельская со­весть — вот ее источник. Кто ее почувствует и примет, тот сам пойдет в Православие. Это, если угодно,— подготовительная проповедь «на паперти».

Первый и третий томы этого триптиха еще не рождены по-русски; а писание по-русски есть совсем новое «рождение в Духе». А второй том готов»130. Далее Ильин говорит, что вложил в эту книгу «много мысли, чувства и молитвенного вдохновения...»

«Поющее сердце» для Ильина было не просто названием; он считал, что «человек по существу своему живой, личный дух», и найти начало духовности нужно в самом себе; в его многозначном описании и опреде­лении дух понимается «как сила поющего сердца»131. Теперь будет понятно, как он сам справляется с этой задачей — от «замирающего», «отзвучавшего», «притихшего» сердца к пробудившемуся, ожившему, поющему сердцу, что подтверждается намерениями (по замечанию като­лического священника из Бонна Вольфганга Офферманса, исследова­теля Ильина) автора: «Я, конкретно живущий здесь и теперь человек, должен поразмыслить и усмотреть, благодаря своему жизненному опыту, сущность свою: заново открыть в себе поющее на протяжении столетий сердце — средоточие моих чаяний и дум, в тихом созерцании получить представление о смысле жизни и ощутить задачи и упования свои перед Богом»132*.

Если попытаться кратко выразить суть творчества, жизни и подви­га Ивана Александровича, то лучшего определения, чем «Поющее

Перевод с немецкого 3. Антипенко.