7

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 

гося из Петербурга после защиты докторской диссертации, его взвол­нованное, побледневшее лицо, его дрогнувший в словах благодарности голос...»27

Платон, Руссо, Кант, Гегель — таковы были идейные центры шко­лы Новгородцева. Его лекции по истории философии оставили глубо­кий след в сознании Ильина. «В нем всегда жило чувство живой тайны бытия и мистического благоговения перед нею»28,— писал он о своем учителе, подражая даже образу жизни его, о чем свидетельствует учив­шийся с ним Валентин Сперанский: «Ильин любил кипучую ду­ховно-культурную жизнь первопрестольной столицы и сам всегда деятельно участвовал в ней, но по своим вкусам и навыкам был более европейцем, чем типичным московским обывателем. Даровитый вдум­чивый юноша не примкнул ни к беспартийно-жизнерадостной студен­ческой богеме, ни к школьным ячейкам будущих революционеров. Благо наслаждения умственного, достигаемого порой путем тоскливых тревог и мучительных колебаний, всегда представлялось ему самым привлека­тельным и самым надежным из всех житейских благ. Некоторую даже «одержимость» идеей он всегда считал счастливым состоянием верую­щего энтузиаста»29.

Сдав экзамены 25 мая 1906 года, Ильин был удостоен диплома38 первой степени, со всеми правами и преимуществами, поименованными в ст. 92 Устава и в п. V высочайше утвержденного в 23 день августа 1884 г. мнения Государственного Совета, из чего следовала возмож­ность остаться при университете для приготовления к профессорскому званию, что и случилось 22 сентября 1906 года на заседании юридическо­го факультета, когда кн. Е. Н. Трубецкой предложил оставить Ильина при университете31.

В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, дочери Николая Антоновича Вокача32 и Марии Андреевны Муромцевой. Наталия занималась философией, искусством, позже историей, была духовно близка Ильину. Евгения Герцык33, родственница Вокач, вспо­минает: «...В 1906 г. наша двоюродная сестра вышла замуж за студента Ильина. Недавний революционер-эсдек (он был на памятном съезде в Финляндии в 1905 г.), теперь неокантианец, но сохранивший тот же максимализм, он сразу порвал с родней жены, как раньше со своей, насквозь буржуазной, но почему-то исключением были мы с сестрой34, и он потянулся к нам со всей присущей ему пылкостью. Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед ее мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гро­ши, зарабатываемые переводом35: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной

 

гося из Петербурга после защиты докторской диссертации, его взвол­нованное, побледневшее лицо, его дрогнувший в словах благодарности голос...»27

Платон, Руссо, Кант, Гегель — таковы были идейные центры шко­лы Новгородцева. Его лекции по истории философии оставили глубо­кий след в сознании Ильина. «В нем всегда жило чувство живой тайны бытия и мистического благоговения перед нею»28,— писал он о своем учителе, подражая даже образу жизни его, о чем свидетельствует учив­шийся с ним Валентин Сперанский: «Ильин любил кипучую ду­ховно-культурную жизнь первопрестольной столицы и сам всегда деятельно участвовал в ней, но по своим вкусам и навыкам был более европейцем, чем типичным московским обывателем. Даровитый вдум­чивый юноша не примкнул ни к беспартийно-жизнерадостной студен­ческой богеме, ни к школьным ячейкам будущих революционеров. Благо наслаждения умственного, достигаемого порой путем тоскливых тревог и мучительных колебаний, всегда представлялось ему самым привлека­тельным и самым надежным из всех житейских благ. Некоторую даже «одержимость» идеей он всегда считал счастливым состоянием верую­щего энтузиаста»29.

Сдав экзамены 25 мая 1906 года, Ильин был удостоен диплома38 первой степени, со всеми правами и преимуществами, поименованными в ст. 92 Устава и в п. V высочайше утвержденного в 23 день августа 1884 г. мнения Государственного Совета, из чего следовала возмож­ность остаться при университете для приготовления к профессорскому званию, что и случилось 22 сентября 1906 года на заседании юридическо­го факультета, когда кн. Е. Н. Трубецкой предложил оставить Ильина при университете31.

В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, дочери Николая Антоновича Вокача32 и Марии Андреевны Муромцевой. Наталия занималась философией, искусством, позже историей, была духовно близка Ильину. Евгения Герцык33, родственница Вокач, вспо­минает: «...В 1906 г. наша двоюродная сестра вышла замуж за студента Ильина. Недавний революционер-эсдек (он был на памятном съезде в Финляндии в 1905 г.), теперь неокантианец, но сохранивший тот же максимализм, он сразу порвал с родней жены, как раньше со своей, насквозь буржуазной, но почему-то исключением были мы с сестрой34, и он потянулся к нам со всей присущей ему пылкостью. Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед ее мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гро­ши, зарабатываемые переводом35: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной