7
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
гося из Петербурга после защиты докторской диссертации, его взволнованное, побледневшее лицо, его дрогнувший в словах благодарности голос...»27
Платон, Руссо, Кант, Гегель — таковы были идейные центры школы Новгородцева. Его лекции по истории философии оставили глубокий след в сознании Ильина. «В нем всегда жило чувство живой тайны бытия и мистического благоговения перед нею»28,— писал он о своем учителе, подражая даже образу жизни его, о чем свидетельствует учившийся с ним Валентин Сперанский: «Ильин любил кипучую духовно-культурную жизнь первопрестольной столицы и сам всегда деятельно участвовал в ней, но по своим вкусам и навыкам был более европейцем, чем типичным московским обывателем. Даровитый вдумчивый юноша не примкнул ни к беспартийно-жизнерадостной студенческой богеме, ни к школьным ячейкам будущих революционеров. Благо наслаждения умственного, достигаемого порой путем тоскливых тревог и мучительных колебаний, всегда представлялось ему самым привлекательным и самым надежным из всех житейских благ. Некоторую даже «одержимость» идеей он всегда считал счастливым состоянием верующего энтузиаста»29.
Сдав экзамены 25 мая 1906 года, Ильин был удостоен диплома38 первой степени, со всеми правами и преимуществами, поименованными в ст. 92 Устава и в п. V высочайше утвержденного в 23 день августа 1884 г. мнения Государственного Совета, из чего следовала возможность остаться при университете для приготовления к профессорскому званию, что и случилось 22 сентября 1906 года на заседании юридического факультета, когда кн. Е. Н. Трубецкой предложил оставить Ильина при университете31.
В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, дочери Николая Антоновича Вокача32 и Марии Андреевны Муромцевой. Наталия занималась философией, искусством, позже историей, была духовно близка Ильину. Евгения Герцык33, родственница Вокач, вспоминает: «...В 1906 г. наша двоюродная сестра вышла замуж за студента Ильина. Недавний революционер-эсдек (он был на памятном съезде в Финляндии в 1905 г.), теперь неокантианец, но сохранивший тот же максимализм, он сразу порвал с родней жены, как раньше со своей, насквозь буржуазной, но почему-то исключением были мы с сестрой34, и он потянулся к нам со всей присущей ему пылкостью. Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед ее мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом35: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной
гося из Петербурга после защиты докторской диссертации, его взволнованное, побледневшее лицо, его дрогнувший в словах благодарности голос...»27
Платон, Руссо, Кант, Гегель — таковы были идейные центры школы Новгородцева. Его лекции по истории философии оставили глубокий след в сознании Ильина. «В нем всегда жило чувство живой тайны бытия и мистического благоговения перед нею»28,— писал он о своем учителе, подражая даже образу жизни его, о чем свидетельствует учившийся с ним Валентин Сперанский: «Ильин любил кипучую духовно-культурную жизнь первопрестольной столицы и сам всегда деятельно участвовал в ней, но по своим вкусам и навыкам был более европейцем, чем типичным московским обывателем. Даровитый вдумчивый юноша не примкнул ни к беспартийно-жизнерадостной студенческой богеме, ни к школьным ячейкам будущих революционеров. Благо наслаждения умственного, достигаемого порой путем тоскливых тревог и мучительных колебаний, всегда представлялось ему самым привлекательным и самым надежным из всех житейских благ. Некоторую даже «одержимость» идеей он всегда считал счастливым состоянием верующего энтузиаста»29.
Сдав экзамены 25 мая 1906 года, Ильин был удостоен диплома38 первой степени, со всеми правами и преимуществами, поименованными в ст. 92 Устава и в п. V высочайше утвержденного в 23 день августа 1884 г. мнения Государственного Совета, из чего следовала возможность остаться при университете для приготовления к профессорскому званию, что и случилось 22 сентября 1906 года на заседании юридического факультета, когда кн. Е. Н. Трубецкой предложил оставить Ильина при университете31.
В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, дочери Николая Антоновича Вокача32 и Марии Андреевны Муромцевой. Наталия занималась философией, искусством, позже историей, была духовно близка Ильину. Евгения Герцык33, родственница Вокач, вспоминает: «...В 1906 г. наша двоюродная сестра вышла замуж за студента Ильина. Недавний революционер-эсдек (он был на памятном съезде в Финляндии в 1905 г.), теперь неокантианец, но сохранивший тот же максимализм, он сразу порвал с родней жены, как раньше со своей, насквозь буржуазной, но почему-то исключением были мы с сестрой34, и он потянулся к нам со всей присущей ему пылкостью. Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед ее мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом35: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной