Реалии первичного рынка
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277
Существует распространенное заблуждение, что первичные рынки должны быть частью крутой субкультуры. В конце концов, многие специалисты по партизанскому маркетингу зарабатывают себе на жизнь, формируя восприятие молодых, модных и красивых. Они облегчают себе задачу, накапливая заранее отобранные списки тех, кого считают крутыми, а затем продают маркетологам доступ к этим законодателям мод.
Одна из самых забавных особенностей нашей профессии заключается в том, что почти все бренды, похоже, занимаются непрерывным самообновлением. Все мы выявляем одного и того же целевого потребителя, добиваемся внимания одних и тех же субкультур и используем одни и те же инструменты маркетинга (никто не хочет стать спонсором музыкального мероприятия?).
Что
такое типичная целевая субкультура? В большинстве маркетинговых планов в этом
качестве выступают специально отобранные патентованные законодатели мод (с
упором на диджеев, музыкантов и киношников), гомосексуалисты, представители
городской культуры
[264]и молодежь. Эти
затасканные общие категории объединяются не на основе общих ценностей, а лишь
таких внешних параметров, как возраст, сексуальная ориентация и цвет кожи.
Однако маркетинг - не такая простая профессия. Для того чтобы разработать оригинальный и в то же время актуальный и эффективный план, требуется немало усилий.
Есть множество примеров похищенных брендов, инициативы по внедрению которых отнюдь не были ориентированы на самых крутых. Успех книге Майкла Мура «Тупые белые люди» принесли совершенно немодные библиотекари. Когда издательство
HarperCollins
предложило Муру смягчить тон книги после терактов 11 сентября 2001 года, он
отказался это сделать. В негодовании он отправился в местную библиотеку и
организовал публичные чтения. Библиотекари быстро прониклись к нему сочувствием
и обрушили на Harper шквал электронных посланий и телефонных звонков. В итоге
издательство сдалось и опубликовало книгу без купюр, сделанных в интересах
политкорректности. Она больше года оставалась в списке бестселлеров New York
Times
[265]. Еще один
пример - Red Bull. Хотя некоторые акции компании нацелены на представителей
«крутых» субкультур (учащихся школы диджеев, участников конкурса инсталляций из
алюминиевых банок и т. д.), она ценит и обычных людей. Она ориентируется на
водителей грузовиков и программистов Силиконовой долины - тех, кому во время
долгого рабочего дня нужен источник энергии. Вряд ли многие маркетологи сочтут
эти категории потребителей перспективными.
Давайте остановимся чуть подробнее на возможном возвращении Dr. Martens. Партизанское маркетинговое агентство предложило следующие меры: рассылку писем, оказывающих влияние на целевую аудиторию; раздачу образцов (сэмплинг) диджеям, профильным журналистам, учащимся колледжей, музыкантам из подающих надежды музыкальных групп и вообще всех существующих музыкальных коллективов; а также организацию скрытой рекламы во время звездных мероприятий.
Но
насколько это предложение актуально для бренда? «Доктора» не имеют ничего
общего с красивой жизнью. По сути, это практичная обувь для трудолюбивых
голубых воротничков. Вместо того чтобы договариваться о сэмплинге с DJ Premier
и Yeah, Yeah, Yeahs и платить им по $2500 за концерт (или с Foo Fighters и
Flaming Lips
[266]за гораздо более
серьезные деньги), компании следует позиционировать себя как бренд не для самих
звезд, а для тех, кто работает на поп-культуру.
Dr. Martens нужно сосредоточить свои маркетинговые усилия на командах и охранниках звезд - тех, кто не появляется в свете софитов. Ей нужно вернуться к своим рабочим корням. Скинхеды носили «доктора» потому, что считали себя героями рабочего класса. Пора отказаться от звезд и рейверов, от всей этой крутой публики. Чтобы вернуть авторитет, ботинки должны вернуться к истокам, к представителям нового рабочего класса. «Доктора» против ультрамодных кедов - все равно что Кен Лоач (режиссер, снимающий документальные ленты о таких событиях, как забастовка уборщиков-мексиканцев в Лос-Анджелесе) против Голливуда.
В сегодняшнем обществе племена становятся все более специфическими. Эта особенность обуславливает решающее значение точного таргетинга, возможного лишь при глубоком понимании потребителя. Вот как антрополог Грант Маккрэкен описывает многоликость и разнообразие современных потребителей:
Совершенно необязательно, чтобы оптимальный первичный рынок вашего бренда составляли маргиналы, с ног до головы покрытые татуировками и пирсингом. Первичный рынок - это сеть новаторов и неформальных лидеров, которые, скорее всего, откликнутся на ваш продукт. Точка.
Существует распространенное заблуждение, что первичные рынки должны быть частью крутой субкультуры. В конце концов, многие специалисты по партизанскому маркетингу зарабатывают себе на жизнь, формируя восприятие молодых, модных и красивых. Они облегчают себе задачу, накапливая заранее отобранные списки тех, кого считают крутыми, а затем продают маркетологам доступ к этим законодателям мод.
Одна из самых забавных особенностей нашей профессии заключается в том, что почти все бренды, похоже, занимаются непрерывным самообновлением. Все мы выявляем одного и того же целевого потребителя, добиваемся внимания одних и тех же субкультур и используем одни и те же инструменты маркетинга (никто не хочет стать спонсором музыкального мероприятия?).
Что
такое типичная целевая субкультура? В большинстве маркетинговых планов в этом
качестве выступают специально отобранные патентованные законодатели мод (с
упором на диджеев, музыкантов и киношников), гомосексуалисты, представители
городской культуры
[264]и молодежь. Эти
затасканные общие категории объединяются не на основе общих ценностей, а лишь
таких внешних параметров, как возраст, сексуальная ориентация и цвет кожи.
Однако маркетинг - не такая простая профессия. Для того чтобы разработать оригинальный и в то же время актуальный и эффективный план, требуется немало усилий.
Есть множество примеров похищенных брендов, инициативы по внедрению которых отнюдь не были ориентированы на самых крутых. Успех книге Майкла Мура «Тупые белые люди» принесли совершенно немодные библиотекари. Когда издательство
HarperCollins
предложило Муру смягчить тон книги после терактов 11 сентября 2001 года, он
отказался это сделать. В негодовании он отправился в местную библиотеку и
организовал публичные чтения. Библиотекари быстро прониклись к нему сочувствием
и обрушили на Harper шквал электронных посланий и телефонных звонков. В итоге
издательство сдалось и опубликовало книгу без купюр, сделанных в интересах
политкорректности. Она больше года оставалась в списке бестселлеров New York
Times
[265]. Еще один
пример - Red Bull. Хотя некоторые акции компании нацелены на представителей
«крутых» субкультур (учащихся школы диджеев, участников конкурса инсталляций из
алюминиевых банок и т. д.), она ценит и обычных людей. Она ориентируется на
водителей грузовиков и программистов Силиконовой долины - тех, кому во время
долгого рабочего дня нужен источник энергии. Вряд ли многие маркетологи сочтут
эти категории потребителей перспективными.
Давайте остановимся чуть подробнее на возможном возвращении Dr. Martens. Партизанское маркетинговое агентство предложило следующие меры: рассылку писем, оказывающих влияние на целевую аудиторию; раздачу образцов (сэмплинг) диджеям, профильным журналистам, учащимся колледжей, музыкантам из подающих надежды музыкальных групп и вообще всех существующих музыкальных коллективов; а также организацию скрытой рекламы во время звездных мероприятий.
Но
насколько это предложение актуально для бренда? «Доктора» не имеют ничего
общего с красивой жизнью. По сути, это практичная обувь для трудолюбивых
голубых воротничков. Вместо того чтобы договариваться о сэмплинге с DJ Premier
и Yeah, Yeah, Yeahs и платить им по $2500 за концерт (или с Foo Fighters и
Flaming Lips
[266]за гораздо более
серьезные деньги), компании следует позиционировать себя как бренд не для самих
звезд, а для тех, кто работает на поп-культуру.
Dr. Martens нужно сосредоточить свои маркетинговые усилия на командах и охранниках звезд - тех, кто не появляется в свете софитов. Ей нужно вернуться к своим рабочим корням. Скинхеды носили «доктора» потому, что считали себя героями рабочего класса. Пора отказаться от звезд и рейверов, от всей этой крутой публики. Чтобы вернуть авторитет, ботинки должны вернуться к истокам, к представителям нового рабочего класса. «Доктора» против ультрамодных кедов - все равно что Кен Лоач (режиссер, снимающий документальные ленты о таких событиях, как забастовка уборщиков-мексиканцев в Лос-Анджелесе) против Голливуда.
В сегодняшнем обществе племена становятся все более специфическими. Эта особенность обуславливает решающее значение точного таргетинга, возможного лишь при глубоком понимании потребителя. Вот как антрополог Грант Маккрэкен описывает многоликость и разнообразие современных потребителей:
Совершенно необязательно, чтобы оптимальный первичный рынок вашего бренда составляли маргиналы, с ног до головы покрытые татуировками и пирсингом. Первичный рынок - это сеть новаторов и неформальных лидеров, которые, скорее всего, откликнутся на ваш продукт. Точка.