SLAPP’ом по похищению
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277
К сожалению, ребята из Mattel могут служить азбучным примером того, как не следует вести себя в случае случайно произошедшего похищения бренда. Они не смогли противостоять соблазну контролировать мир Барби. Корпорация начала одну из самых агрессивных, непродуманных и, в общем, безуспешных кампаний в истории, направленных против нарушения авторских прав и в защиту торговой марки. Поступив так, она не смогла позволить самым преданным поклонникам Барби направлять развитие сногсшибательной блондинки в новом тысячелетии.
Одной
из мишеней компании стал Пол Хансон, художник из Сан-Франциско, который
выставлял собственные версии Барби в магазине на Кастро-стрит. Когда
топ-менеджеры Mattel узнали о Барби-оборванке и Барби-лесбиянке, они не пришли
в восторг и даже не улыбнулись. Вместо того чтобы радоваться тому, что
художник-провокатор искусно и не без иронии актуализовал Барби для весьма
специфической аудитории, они вчинили ему иск. Компания Mattel добилась
постановления о запрете продолжения противоправных продаж продукта, подав иск о
защите авторских прав и прав на обладание торговой маркой. Более того, компания
потребовала, чтобы Хансон перестал выставлять свои работы в художественных
галереях. Во время процесса последний показал, что выручил от продажи кукол
порядка $2 тыс.; Mattel потребовала возмещения ущерба в размере $1, 2 млн
[51].
Неудивительно,
что федеральный судья раскусил эту тактику запугивания. В своем постановлении
он упрекнул Mattel в отсутствии чувства юмора. В конце концов, после судебного
разбирательства, которое продолжалось целый год, Хансон сдался и согласился не
продавать альтернативные версии кукол и не выставлять их в галереях
[52].
При этом он был лишь одним из тысяч фанатов Барби, на которых были нацелены попытки Mattel покончить с весельем.
Как ни странно, компания набросилась на своих самых преданных потребителей. Она запретила фан-клубам использовать Барби на благотворительных мероприятиях. Она также постаралась ликвидировать ведущие издания для коллекционеров.
В 1995 году компания Mattel предъявила иск Полу Дэвиду, энтузиасту, который в то время был одним из главных сертифицированных дилеров коллекционных версий Барби. По общему мнению, Дэвид «ел, пил и спал с Барби», но при этом время от времени позволял себе критиковать свою возлюбленную. Например, в своем каталоге он присудил приз «Самая уродливая Барби» Барби-королеве елизаветинской эпохи. И вновь Mattel не обрадовалась. При разбирательстве дела компания зашла так далеко, что стала диктовать Дэвиду, как использовать продукт. Любое представление в каталоге, которое не было «здоровым, дружественным, понятным, доброжелательным, заботливым, безопасным, жизнерадостным, веселым, талантливым и непредубежденным», было запрещено.
Крестовый
поход Mattel в защиту авторских прав не принес компании ничего, кроме
отрицательных откликов в прессе, унижений в залах суда и «розового бунта» со
стороны охладевших поклонников Барби. В одном деле о посягательстве на торговую
марку, которое дошло до Верховного суда США, судья апелляционного суда назвал
компанию Mattel Годзиллой судебных исков
[53].
Интернет по-прежнему наводнен веб-сайтами, направленными против Mattel. Компания считается одним из самых грубых нарушителей запрета на SLAPP (стратегические судебные иски, направленные против участия общественности), действующего в нескольких штатах.
Через два года, в течение которых Дэвиду запрещали продавать куклу, он и его деловой партнер вернули Барби в свой каталог. Однако, по словам коллекционера, тысячи других по клонников не были столь же великодушны:
Лучше бы гигант по производству игрушек смирился со своей судьбой производителя кукол для страстных и креативных клиентов. В конце концов, большинство компаний не отказались бы от такого актива.
Флора Скивингтон, специалист по планированию из рекламного агентства, работавшего с Барби в период судебного преследования Хансона, говорит, что хотя модификации куклы можно считать посягательством на торговую марку, возможно, это не так уж плохо:
Компания Mattel просто не поняла силу и потенциал захвата бренда потребителем. Вместо того чтобы пытаться мешать Хансону, Дэвиду и другим менять бренд на свой лад, ей следовало бы принять новых потребителей и энтузиастов бренда. В бессмысленной попытке контролировать культурный символ с более чем сорокалетней историей Mattel упустила свой шанс.
К сожалению, ребята из Mattel могут служить азбучным примером того, как не следует вести себя в случае случайно произошедшего похищения бренда. Они не смогли противостоять соблазну контролировать мир Барби. Корпорация начала одну из самых агрессивных, непродуманных и, в общем, безуспешных кампаний в истории, направленных против нарушения авторских прав и в защиту торговой марки. Поступив так, она не смогла позволить самым преданным поклонникам Барби направлять развитие сногсшибательной блондинки в новом тысячелетии.
Одной
из мишеней компании стал Пол Хансон, художник из Сан-Франциско, который
выставлял собственные версии Барби в магазине на Кастро-стрит. Когда
топ-менеджеры Mattel узнали о Барби-оборванке и Барби-лесбиянке, они не пришли
в восторг и даже не улыбнулись. Вместо того чтобы радоваться тому, что
художник-провокатор искусно и не без иронии актуализовал Барби для весьма
специфической аудитории, они вчинили ему иск. Компания Mattel добилась
постановления о запрете продолжения противоправных продаж продукта, подав иск о
защите авторских прав и прав на обладание торговой маркой. Более того, компания
потребовала, чтобы Хансон перестал выставлять свои работы в художественных
галереях. Во время процесса последний показал, что выручил от продажи кукол
порядка $2 тыс.; Mattel потребовала возмещения ущерба в размере $1, 2 млн
[51].
Неудивительно,
что федеральный судья раскусил эту тактику запугивания. В своем постановлении
он упрекнул Mattel в отсутствии чувства юмора. В конце концов, после судебного
разбирательства, которое продолжалось целый год, Хансон сдался и согласился не
продавать альтернативные версии кукол и не выставлять их в галереях
[52].
При этом он был лишь одним из тысяч фанатов Барби, на которых были нацелены попытки Mattel покончить с весельем.
Как ни странно, компания набросилась на своих самых преданных потребителей. Она запретила фан-клубам использовать Барби на благотворительных мероприятиях. Она также постаралась ликвидировать ведущие издания для коллекционеров.
В 1995 году компания Mattel предъявила иск Полу Дэвиду, энтузиасту, который в то время был одним из главных сертифицированных дилеров коллекционных версий Барби. По общему мнению, Дэвид «ел, пил и спал с Барби», но при этом время от времени позволял себе критиковать свою возлюбленную. Например, в своем каталоге он присудил приз «Самая уродливая Барби» Барби-королеве елизаветинской эпохи. И вновь Mattel не обрадовалась. При разбирательстве дела компания зашла так далеко, что стала диктовать Дэвиду, как использовать продукт. Любое представление в каталоге, которое не было «здоровым, дружественным, понятным, доброжелательным, заботливым, безопасным, жизнерадостным, веселым, талантливым и непредубежденным», было запрещено.
Крестовый
поход Mattel в защиту авторских прав не принес компании ничего, кроме
отрицательных откликов в прессе, унижений в залах суда и «розового бунта» со
стороны охладевших поклонников Барби. В одном деле о посягательстве на торговую
марку, которое дошло до Верховного суда США, судья апелляционного суда назвал
компанию Mattel Годзиллой судебных исков
[53].
Интернет по-прежнему наводнен веб-сайтами, направленными против Mattel. Компания считается одним из самых грубых нарушителей запрета на SLAPP (стратегические судебные иски, направленные против участия общественности), действующего в нескольких штатах.
Через два года, в течение которых Дэвиду запрещали продавать куклу, он и его деловой партнер вернули Барби в свой каталог. Однако, по словам коллекционера, тысячи других по клонников не были столь же великодушны:
Лучше бы гигант по производству игрушек смирился со своей судьбой производителя кукол для страстных и креативных клиентов. В конце концов, большинство компаний не отказались бы от такого актива.
Флора Скивингтон, специалист по планированию из рекламного агентства, работавшего с Барби в период судебного преследования Хансона, говорит, что хотя модификации куклы можно считать посягательством на торговую марку, возможно, это не так уж плохо:
Компания Mattel просто не поняла силу и потенциал захвата бренда потребителем. Вместо того чтобы пытаться мешать Хансону, Дэвиду и другим менять бренд на свой лад, ей следовало бы принять новых потребителей и энтузиастов бренда. В бессмысленной попытке контролировать культурный символ с более чем сорокалетней историей Mattel упустила свой шанс.