Вознаграждение инсайдеров
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277
Социальная валюта первичного рынка - следование последнему писку моды. Сохраняйте эксклюзивность. Не позволяйте людям «приходить» слишком легко.
Когда компания Palm начала внедряться на первичные рынки, она показала себя мастером соблазна. Компания использовала эффект эксклюзивности и труднодоступности - топ-менеджеры приобретали Palm Pilot по специальной цене на отраслевых мероприятиях. (Обратите внимание: компания не раздавала устройства бесплатно. Приверженность первичного рынка к новинке и радость от обладания ей усиливались оттого, что менеджерам приходилось платить за Palm.)
Исследования,
например эксперимент с печеньем Stephen Worchel’s, показывают, что люди всегда
больше ценят все дефицитное. Потребителям предлагали печенье в банке. Одной
группе досталась банка с десятью печеньями; другой - всего с двумя. Каждую из
групп просили оценить вкус и качество продукта. Потребители, которым досталось
меньше печенья, выразили желание приобретать его в будущем, а те, кто получил
больше, продемонстрировали более прохладное отношение к продукту
[282]. Иными словами,
мы автоматически считаем дефицитный продукт более желанным и ценным. Предложение
Palm Pilot топ-менеджерам в эксклюзивной обстановке сразу же делало устройство
более надежным и позволяло его обладателям почувствовать свою исключительность.
Palm также ввела инициативы для поощрения преданных инсайдеров. В Нью-Йорке компания установила 100 передатчиков, благодаря которым пользователи могли скачивать все что угодно, начиная с рецензий на рестораны и заканчивая хокку. Эта тактика порождала у пользователей чувство привилегированности и общности. Только они могли пользоваться этими ретрансляторами. В то же время, поскольку владельцы Palm пользовались этой возможностью на глазах у всех, они способствовали знакомству непосвященных с устройством.
Иными словами, Palm успешно использовала две модели соблазна.
Во-первых,
предлагая бонусы, она использовала закон взаимности, согласно которому мы
стремимся отплатить другому за то, что он сделал для нас
[283]. Исследования
доказали эффективность этого принципа. В одном из экспериментов профессор
колледжа разослал рождественские открытки выборке незнакомых людей. Большинство
получателей также прислали ему открытки, даже не поинтересовавшись, кто он
такой. Передатчики работали на этом более глубоком уровне, повышая вероятность
того, что потребители будут распространять положительные отзывы о Palm.
Во-вторых, поощряя использование компьютеров Palm на публике, компания добивалась общественного признания. Принимая решение в сложной ситуации, люди всегда обращаются к примеру других. В данном случае стал вопрос о принятии новой технологии: «Не обзавестись ли электронным органайзером?» Люди наблюдали за тем, как другие используют Palm, и это повышало вероятность утвердительного ответа.
Социальная валюта первичного рынка - следование последнему писку моды. Сохраняйте эксклюзивность. Не позволяйте людям «приходить» слишком легко.
Когда компания Palm начала внедряться на первичные рынки, она показала себя мастером соблазна. Компания использовала эффект эксклюзивности и труднодоступности - топ-менеджеры приобретали Palm Pilot по специальной цене на отраслевых мероприятиях. (Обратите внимание: компания не раздавала устройства бесплатно. Приверженность первичного рынка к новинке и радость от обладания ей усиливались оттого, что менеджерам приходилось платить за Palm.)
Исследования,
например эксперимент с печеньем Stephen Worchel’s, показывают, что люди всегда
больше ценят все дефицитное. Потребителям предлагали печенье в банке. Одной
группе досталась банка с десятью печеньями; другой - всего с двумя. Каждую из
групп просили оценить вкус и качество продукта. Потребители, которым досталось
меньше печенья, выразили желание приобретать его в будущем, а те, кто получил
больше, продемонстрировали более прохладное отношение к продукту
[282]. Иными словами,
мы автоматически считаем дефицитный продукт более желанным и ценным. Предложение
Palm Pilot топ-менеджерам в эксклюзивной обстановке сразу же делало устройство
более надежным и позволяло его обладателям почувствовать свою исключительность.
Palm также ввела инициативы для поощрения преданных инсайдеров. В Нью-Йорке компания установила 100 передатчиков, благодаря которым пользователи могли скачивать все что угодно, начиная с рецензий на рестораны и заканчивая хокку. Эта тактика порождала у пользователей чувство привилегированности и общности. Только они могли пользоваться этими ретрансляторами. В то же время, поскольку владельцы Palm пользовались этой возможностью на глазах у всех, они способствовали знакомству непосвященных с устройством.
Иными словами, Palm успешно использовала две модели соблазна.
Во-первых,
предлагая бонусы, она использовала закон взаимности, согласно которому мы
стремимся отплатить другому за то, что он сделал для нас
[283]. Исследования
доказали эффективность этого принципа. В одном из экспериментов профессор
колледжа разослал рождественские открытки выборке незнакомых людей. Большинство
получателей также прислали ему открытки, даже не поинтересовавшись, кто он
такой. Передатчики работали на этом более глубоком уровне, повышая вероятность
того, что потребители будут распространять положительные отзывы о Palm.
Во-вторых, поощряя использование компьютеров Palm на публике, компания добивалась общественного признания. Принимая решение в сложной ситуации, люди всегда обращаются к примеру других. В данном случае стал вопрос о принятии новой технологии: «Не обзавестись ли электронным органайзером?» Люди наблюдали за тем, как другие используют Palm, и это повышало вероятность утвердительного ответа.