12. РЕФОРМАЦИЯ И «ДУХ КАПИТАЛИЗМА»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Великие географические открытия привели к существенному изменению общих условий экономического развития европейских стран. Торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику. Сложился европейский рынок, страны Европы были охвачены прочными экономическими и торговыми связями. Бурное развитие заморской торговли породило акционерные компании, имевшие постоянный капитал и боровшиеся за монопольное положение на рынке колониальных товаров. Усложнялись кредитные, банковские расчеты, операции с ценными бумагами.
XVI в. – время возникновения первых мануфактур, труд на них оставался ручным, но внедрялось детальное разделение труда.
Важнейшей особенностью социальных процессов, происходивших в европейском обществе XVI в., следует признать несопоставимую со Средневековьем социальную мобильность (подвижность) населения. Социальный статус отдельных лиц менялся в одночасье: возникали огромные состояния, становились доступны аристократические титулы и звания.
В XVII в. начали употреблять слово «капиталист» – обладатель денежного капитала. Понятие «капитализм» впервые вошло в научный лексикон лишь во второй половине XIX в. Одни ученые считают, что основное свойство капитализма – возникновение свободного от ограничений рынка товаров, труда и капиталов. Другие считают определяющей его чертой высокую степень рациональности, которая проявляется как в организации производства, так и в отношении к труду и позволяет подчинить экономическую жизнь нормам, соответствующим нормам эффективности и прибыльности.
В Европе развернулось движение, участники которого выступали за реформу церкви, за искоренение злоупотреблений в ней, за улучшение ее организации. Крупнейшими деятелями Реформации были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Реформация исповедовала следующие принципы: человек должен быть активен, он должен стремиться к профессиональным успехам. Утверждение новых экономических структур требовало новой идеологии. Таковой стало реформационное учение, которое позволило сорвать ореол святости со всех социальных институтов Средневековья.
Общая реформация церкви осталась идеей, утопией. Вместо нее произошел церковный раскол, чем дальше, тем больше росли нетерпимость, враждебность.
Произошел раскол Европы, и трещина пролегла как между государствами, так и внутри государств. Религиозная борьба стала катализатором экономического и политического противоборства. Во второй половине XVI в. Европа была охвачена военными конфликтами католических (Испания, Франция, итальянские государства) и протестантских (Англия, Шотландия, Дания) стран. Эти войны были направлены против тирании, на создание благоприятных условий экономического развития.
Европа XVI в. порывала со Средневековьем. Географические открытия, европейский и мировой рынок, мануфактуры, Реформация – все это принадлежало новой, капиталистической, эпохе.
Великие географические открытия привели к существенному изменению общих условий экономического развития европейских стран. Торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику. Сложился европейский рынок, страны Европы были охвачены прочными экономическими и торговыми связями. Бурное развитие заморской торговли породило акционерные компании, имевшие постоянный капитал и боровшиеся за монопольное положение на рынке колониальных товаров. Усложнялись кредитные, банковские расчеты, операции с ценными бумагами.
XVI в. – время возникновения первых мануфактур, труд на них оставался ручным, но внедрялось детальное разделение труда.
Важнейшей особенностью социальных процессов, происходивших в европейском обществе XVI в., следует признать несопоставимую со Средневековьем социальную мобильность (подвижность) населения. Социальный статус отдельных лиц менялся в одночасье: возникали огромные состояния, становились доступны аристократические титулы и звания.
В XVII в. начали употреблять слово «капиталист» – обладатель денежного капитала. Понятие «капитализм» впервые вошло в научный лексикон лишь во второй половине XIX в. Одни ученые считают, что основное свойство капитализма – возникновение свободного от ограничений рынка товаров, труда и капиталов. Другие считают определяющей его чертой высокую степень рациональности, которая проявляется как в организации производства, так и в отношении к труду и позволяет подчинить экономическую жизнь нормам, соответствующим нормам эффективности и прибыльности.
В Европе развернулось движение, участники которого выступали за реформу церкви, за искоренение злоупотреблений в ней, за улучшение ее организации. Крупнейшими деятелями Реформации были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Реформация исповедовала следующие принципы: человек должен быть активен, он должен стремиться к профессиональным успехам. Утверждение новых экономических структур требовало новой идеологии. Таковой стало реформационное учение, которое позволило сорвать ореол святости со всех социальных институтов Средневековья.
Общая реформация церкви осталась идеей, утопией. Вместо нее произошел церковный раскол, чем дальше, тем больше росли нетерпимость, враждебность.
Произошел раскол Европы, и трещина пролегла как между государствами, так и внутри государств. Религиозная борьба стала катализатором экономического и политического противоборства. Во второй половине XVI в. Европа была охвачена военными конфликтами католических (Испания, Франция, итальянские государства) и протестантских (Англия, Шотландия, Дания) стран. Эти войны были направлены против тирании, на создание благоприятных условий экономического развития.
Европа XVI в. порывала со Средневековьем. Географические открытия, европейский и мировой рынок, мануфактуры, Реформация – все это принадлежало новой, капиталистической, эпохе.