89. СТРУКТУРНЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
За годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным было падение промышленного производства 1993–1994 гг., его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 г. спад существенно замедлился, в 1996–1997 гг. держался на достаточно низком уровне и снова усилился к осени 1998 г. из-за финансового кризиса.
До конца 1993 г. доминировала тенденция роста структурных сдвигов, а с 1994 г. в целом преобладает тенденция снижения их интенсивности. Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности, т. е. до 1994 г. основное направление структурных сдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки.
Со второй половины 1994 г. структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизации, а потом и ростом промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт.
В агропромышленном комплексе монополия государства на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена возможность частным лицам выходить из составова колхозов и совхозов и создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, российская сельскохозяйственная продукция также была неконкурентоспособной.
Кризис платежей в современной российской экономике – одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 1998 г. эта проблема еще более обострилась.
За годы реформ денежная масса в обороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз. Отсутствовала денежная эмиссия на обслуживание текущего хозяйственного оборота.
В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии были ни определить реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявить собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во многом оно носит произвольный характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и безразличие к цене потребителей. Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различия в экономике, технологии России и западных стран, ориентация на мировые цены подходит далеко не всегда. Утрата предприятиями оборотных средств, резкий рост цен за годы реформ привели к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы эти фонды не изымались в виде налогов. Существует еще одна, чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна, – это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета.
За годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным было падение промышленного производства 1993–1994 гг., его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 г. спад существенно замедлился, в 1996–1997 гг. держался на достаточно низком уровне и снова усилился к осени 1998 г. из-за финансового кризиса.
До конца 1993 г. доминировала тенденция роста структурных сдвигов, а с 1994 г. в целом преобладает тенденция снижения их интенсивности. Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности, т. е. до 1994 г. основное направление структурных сдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки.
Со второй половины 1994 г. структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизации, а потом и ростом промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт.
В агропромышленном комплексе монополия государства на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена возможность частным лицам выходить из составова колхозов и совхозов и создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, российская сельскохозяйственная продукция также была неконкурентоспособной.
Кризис платежей в современной российской экономике – одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 1998 г. эта проблема еще более обострилась.
За годы реформ денежная масса в обороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз. Отсутствовала денежная эмиссия на обслуживание текущего хозяйственного оборота.
В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии были ни определить реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявить собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во многом оно носит произвольный характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и безразличие к цене потребителей. Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различия в экономике, технологии России и западных стран, ориентация на мировые цены подходит далеко не всегда. Утрата предприятиями оборотных средств, резкий рост цен за годы реформ привели к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы эти фонды не изымались в виде налогов. Существует еще одна, чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна, – это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета.