89. СТРУКТУРНЫЙ КРИЗИС В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

За годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным было падение промышленного производства 1993–1994 гг., его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 г. спад существенно замедлился, в 1996–1997 гг. держался на достаточно низком уровне и снова усилился к осени 1998 г. из-за финансового кризиса.

До конца 1993 г. доминировала тенденция роста структурных сдвигов, а с 1994 г. в целом преобладает тенденция снижения их интенсивности. Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности, т. е. до 1994 г. основное направление структурных сдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки.

Со второй половины 1994 г. структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизации, а потом и ростом промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт.

В агропромышленном комплексе монополия государства на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена возможность частным лицам выходить из составова колхозов и совхозов и создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, российская сельскохозяйственная продукция также была неконкурентоспособной.

Кризис платежей в современной российской экономике – одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 1998 г. эта проблема еще более обострилась.

За годы реформ денежная масса в обороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз. Отсутствовала денежная эмиссия на обслуживание текущего хозяйственного оборота.

В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии были ни определить реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявить собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во многом оно носит произвольный характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и безразличие к цене потребителей. Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различия в экономике, технологии России и западных стран, ориентация на мировые цены подходит далеко не всегда. Утрата предприятиями оборотных средств, резкий рост цен за годы реформ привели к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы эти фонды не изымались в виде налогов. Существует еще одна, чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна, – это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета.

За годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным было падение промышленного производства 1993–1994 гг., его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 г. спад существенно замедлился, в 1996–1997 гг. держался на достаточно низком уровне и снова усилился к осени 1998 г. из-за финансового кризиса.

До конца 1993 г. доминировала тенденция роста структурных сдвигов, а с 1994 г. в целом преобладает тенденция снижения их интенсивности. Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности, т. е. до 1994 г. основное направление структурных сдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки.

Со второй половины 1994 г. структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизации, а потом и ростом промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт.

В агропромышленном комплексе монополия государства на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена возможность частным лицам выходить из составова колхозов и совхозов и создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, российская сельскохозяйственная продукция также была неконкурентоспособной.

Кризис платежей в современной российской экономике – одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 1998 г. эта проблема еще более обострилась.

За годы реформ денежная масса в обороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз. Отсутствовала денежная эмиссия на обслуживание текущего хозяйственного оборота.

В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии были ни определить реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявить собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во многом оно носит произвольный характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и безразличие к цене потребителей. Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различия в экономике, технологии России и западных стран, ориентация на мировые цены подходит далеко не всегда. Утрата предприятиями оборотных средств, резкий рост цен за годы реформ привели к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы эти фонды не изымались в виде налогов. Существует еще одна, чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна, – это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета.