72. СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА В ЭПОХУ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Анализ развития страны в 1960-1980-е гг. представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный драматическими событиями, которые повлияли и на российскую, и на мировую историю.
После смерти И. В. Сталина во главе управление страной оказался Н. С. Хрущев. Желание добиться максимально быстро и с наименьшими затратами впечатляющих результатов на основе отношений и методов, непосредственно вытекавших из сталинской практики, порождало все более авантюристические инициативы, непродуманные административные реформы, экономические и социальные перегибы, которые не замедлили выявить пределы хрущевского проекта и привели к серьезному экономическому и социальному кризису начала 1960-х гг. 1957–1959 гг. были отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная лихорадка», «мясная кампания» в Рязани, «молочные рекорды» и т. д.), призванных улучшить функционирование экономической системы.
При отсутствии продуманной инвестиционной политики в аграрном секторе (проблема его финансирования осталась нерешенной, так как государство не решалось перенести на розничные цены прибавку, получаемую производителями с 1953–1954 гг.) повышению эффективности сельского хозяйства должны были способствовать две административные реформы. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало лучшее ее использование. Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных колхозных союзов, способных стать началом подлинной индустриализации сельского хозяйства.
Широкое развитие получило жилищное строительство. Очень выгодными условиями государство поощряло строительство кооперативных квартир. За 10 лет (с 1955–1964 гг.) городской жилищный фонд увеличился на 80 %. Тем не менее после наплыва в города в начале 1930-х гг. десятков миллионов сельских жителей отставание в этой области было столь велико, что, несмотря на достигнутые успехи, в целом жилищный кризис преодолеть не удалось.
В сельском хозяйстве также произошло снижение темпов роста (сельскохозяйственное производство возрастало в среднем на 1,5 % в год в 1959–1964 гг. против 7,6 % в 1953–1958 гг., соответственно 3 % против 9 % – в отношении роста производительности труда). Кризис в сельском хозяйстве был вызван социально-экономическими формами организации хозяйства, отсутствием каких-либо изменений колхозного строя, принципы которого (ценообразование, производственные отношения, планирование), ориентированные в конечном счете на изъятие, делали невозможным расширенное воспроизводство.
15 октября 1964 г. произошла отставка Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев занял пост Первого секретаря ЦК КПСС, а А. Н. Косыгин возглавил правительство.
Анализ развития страны в 1960-1980-е гг. представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный драматическими событиями, которые повлияли и на российскую, и на мировую историю.
После смерти И. В. Сталина во главе управление страной оказался Н. С. Хрущев. Желание добиться максимально быстро и с наименьшими затратами впечатляющих результатов на основе отношений и методов, непосредственно вытекавших из сталинской практики, порождало все более авантюристические инициативы, непродуманные административные реформы, экономические и социальные перегибы, которые не замедлили выявить пределы хрущевского проекта и привели к серьезному экономическому и социальному кризису начала 1960-х гг. 1957–1959 гг. были отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная лихорадка», «мясная кампания» в Рязани, «молочные рекорды» и т. д.), призванных улучшить функционирование экономической системы.
При отсутствии продуманной инвестиционной политики в аграрном секторе (проблема его финансирования осталась нерешенной, так как государство не решалось перенести на розничные цены прибавку, получаемую производителями с 1953–1954 гг.) повышению эффективности сельского хозяйства должны были способствовать две административные реформы. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало лучшее ее использование. Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных колхозных союзов, способных стать началом подлинной индустриализации сельского хозяйства.
Широкое развитие получило жилищное строительство. Очень выгодными условиями государство поощряло строительство кооперативных квартир. За 10 лет (с 1955–1964 гг.) городской жилищный фонд увеличился на 80 %. Тем не менее после наплыва в города в начале 1930-х гг. десятков миллионов сельских жителей отставание в этой области было столь велико, что, несмотря на достигнутые успехи, в целом жилищный кризис преодолеть не удалось.
В сельском хозяйстве также произошло снижение темпов роста (сельскохозяйственное производство возрастало в среднем на 1,5 % в год в 1959–1964 гг. против 7,6 % в 1953–1958 гг., соответственно 3 % против 9 % – в отношении роста производительности труда). Кризис в сельском хозяйстве был вызван социально-экономическими формами организации хозяйства, отсутствием каких-либо изменений колхозного строя, принципы которого (ценообразование, производственные отношения, планирование), ориентированные в конечном счете на изъятие, делали невозможным расширенное воспроизводство.
15 октября 1964 г. произошла отставка Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев занял пост Первого секретаря ЦК КПСС, а А. Н. Косыгин возглавил правительство.