49. РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II. НЕСООТВЕТСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ НОВЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Реформа 1861 г. изменила экономический базис страны, соответственно, должна меняться и надстройка, т. е. политические, правовые, военные, культурные институты. Именно развитие рыночных отношений побуждало к проведению реформ, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.
Земская реформа изменила местное самоуправление. Городская реформа строилась на тех же принципах, что и земская. Распорядительным органом городского управления осталась городская дума. Если до 1870 г. городские думы состояли из депутатов от сословных групп, то теперь они становились бессословными. Гласные (депутаты) городской думы избирались на основе имущественного ценза. В выборах гласных участвовали только плательщики городских налогов, т. е. владельцы недвижимости (предприятий, банков, домов). Гораздо более последовательной, чем предыдущие две, была судебная реформа. Судебные уставы вводили вместо феодальных сословных судов цивилизованные судебные учреждения, общие для всех сословий, с одним и тем же порядком судопроизводства. Судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия.
Поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области. В 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по сокращению численного состава армии главным образом за счет сокращения ее небоевой части (83 тыс. человек). Территория всего государства была разделена на несколько военных округов, в результате чего были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация. Были предприняты меры по перевооружению армии, которые ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности. В 1872 г. был принят ряд мер по улучшению материального положения офицеров (значительно увеличено жалованье, установлены квартирные оклады, ежемесячная выдача жалованья).
Особое место в русской внешней политике занимает длительный и многотрудный процесс присоединения Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также Дальнего Востока. Этот процесс сопровождался кровопролитными войнами, разорением значительных территорий, карательными походами против мирного населения.
Русское правительство проводило достаточно гибкую политику на присоединенных землях. Значительная их часть управлялась непосредственно русскими военными и чиновниками. Во всех случаях русская администрация пыталась избегать грубой ломки традиционных отношений между различными сословиями, не вторгалась в национальную культуру и религиозные верования. Русская власть стремилась поладить с большинством представителей господствующего класса, найти в нем опору для своей политики.
Реформа 1861 г. изменила экономический базис страны, соответственно, должна меняться и надстройка, т. е. политические, правовые, военные, культурные институты. Именно развитие рыночных отношений побуждало к проведению реформ, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.
Земская реформа изменила местное самоуправление. Городская реформа строилась на тех же принципах, что и земская. Распорядительным органом городского управления осталась городская дума. Если до 1870 г. городские думы состояли из депутатов от сословных групп, то теперь они становились бессословными. Гласные (депутаты) городской думы избирались на основе имущественного ценза. В выборах гласных участвовали только плательщики городских налогов, т. е. владельцы недвижимости (предприятий, банков, домов). Гораздо более последовательной, чем предыдущие две, была судебная реформа. Судебные уставы вводили вместо феодальных сословных судов цивилизованные судебные учреждения, общие для всех сословий, с одним и тем же порядком судопроизводства. Судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия.
Поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области. В 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по сокращению численного состава армии главным образом за счет сокращения ее небоевой части (83 тыс. человек). Территория всего государства была разделена на несколько военных округов, в результате чего были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация. Были предприняты меры по перевооружению армии, которые ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности. В 1872 г. был принят ряд мер по улучшению материального положения офицеров (значительно увеличено жалованье, установлены квартирные оклады, ежемесячная выдача жалованья).
Особое место в русской внешней политике занимает длительный и многотрудный процесс присоединения Кавказа, Закавказья и Средней Азии, а также Дальнего Востока. Этот процесс сопровождался кровопролитными войнами, разорением значительных территорий, карательными походами против мирного населения.
Русское правительство проводило достаточно гибкую политику на присоединенных землях. Значительная их часть управлялась непосредственно русскими военными и чиновниками. Во всех случаях русская администрация пыталась избегать грубой ломки традиционных отношений между различными сословиями, не вторгалась в национальную культуру и религиозные верования. Русская власть стремилась поладить с большинством представителей господствующего класса, найти в нем опору для своей политики.