46. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед, отягощенная системой крепостничества, что сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо.
За первую половину XIX в. население России возросло с 37 до 69 млн человек как за счет вновь присоединенных территорий, так и за счет его естественного прироста – около 1 % в год.
Количество городов за 1811–1863 гг. возросло с 630 до 1032. Среди них преобладали небольшие города. Наиболее крупными городами были Петербург и Москва. Рост городов происходил преимущественно за счет притока населения извне. Постоянными жителями городов, особенно крупных, все чаще становились крестьяне (дворовые и пришедшие на заработки).
Сельское хозяйство в I половине XIX в.
В первой половине XIX в. Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Более 90 % ее населения составляло крестьянство, и сельское хозяйство было основной отраслью экономики страны. Сельское хозяйство носило главным образом экстенсивный характер, т. е. оно развивалось не столько за счет улучшения обработки почвы и внедрения новых агротехнических приемов, сколько за счет расширения площади посевов. Господствующей системой земледелия было традиционное, складывавшееся веками трехполье: яровые – озимые – пар (под паровым, незасеянным клином земля «отдыхала»). При трехполье урожайность поддерживали не только пар и удобрения, но и чередование культур. К середине XIX в. сельское хозяйство постепенно начало меняться. Расширялись посевы технических культур – хмеля, табака, льна. Животноводство носило натуральный характер.
В первой половине XIX в. мы наблюдаем кризис феодально-крепостнической системы. Сильнее всего он затронул горно-металлургическую промышленность. Если во второй половине XVIII в. Россия занимала первое место в мире по производству железа, то на рубеже XIX в. ее догнала Англия, а к началу 1860-х гг. Россия производила в 10 раз меньше железа, чем Англия.
Внешняя торговля.
Для русской внешней торговли был характерен активный торговый баланс (превышение вывоза над ввозом), который в значительной мере обусловливался протекционистской таможенной политикой правительства: установление высоких пошлин на ввозимые товары преследовало цель защитить отечественную промышленность от конкуренции западноевропейских промышленников. Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стал хлеб. Россия господствовала на европейском хлебном рынке (только в 50-х гг. XIX в. с ней начинают конкурировать США).
В первой половине XIX в. Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой (перевозки на лошадях). Главной транспортной артерией страны являлась Волга. Первая железная дорога длиной в 25 верст была построена в 1837 г. между Петербургом и Царским Селом.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные и новые, рыночные отношения. В эти годы стало ясно, что страна не может двигаться вперед, отягощенная системой крепостничества, что сделать радикальные шаги в этом направлении было необходимо.
За первую половину XIX в. население России возросло с 37 до 69 млн человек как за счет вновь присоединенных территорий, так и за счет его естественного прироста – около 1 % в год.
Количество городов за 1811–1863 гг. возросло с 630 до 1032. Среди них преобладали небольшие города. Наиболее крупными городами были Петербург и Москва. Рост городов происходил преимущественно за счет притока населения извне. Постоянными жителями городов, особенно крупных, все чаще становились крестьяне (дворовые и пришедшие на заработки).
Сельское хозяйство в I половине XIX в.
В первой половине XIX в. Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Более 90 % ее населения составляло крестьянство, и сельское хозяйство было основной отраслью экономики страны. Сельское хозяйство носило главным образом экстенсивный характер, т. е. оно развивалось не столько за счет улучшения обработки почвы и внедрения новых агротехнических приемов, сколько за счет расширения площади посевов. Господствующей системой земледелия было традиционное, складывавшееся веками трехполье: яровые – озимые – пар (под паровым, незасеянным клином земля «отдыхала»). При трехполье урожайность поддерживали не только пар и удобрения, но и чередование культур. К середине XIX в. сельское хозяйство постепенно начало меняться. Расширялись посевы технических культур – хмеля, табака, льна. Животноводство носило натуральный характер.
В первой половине XIX в. мы наблюдаем кризис феодально-крепостнической системы. Сильнее всего он затронул горно-металлургическую промышленность. Если во второй половине XVIII в. Россия занимала первое место в мире по производству железа, то на рубеже XIX в. ее догнала Англия, а к началу 1860-х гг. Россия производила в 10 раз меньше железа, чем Англия.
Внешняя торговля.
Для русской внешней торговли был характерен активный торговый баланс (превышение вывоза над ввозом), который в значительной мере обусловливался протекционистской таможенной политикой правительства: установление высоких пошлин на ввозимые товары преследовало цель защитить отечественную промышленность от конкуренции западноевропейских промышленников. Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стал хлеб. Россия господствовала на европейском хлебном рынке (только в 50-х гг. XIX в. с ней начинают конкурировать США).
В первой половине XIX в. Россия оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию. В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой (перевозки на лошадях). Главной транспортной артерией страны являлась Волга. Первая железная дорога длиной в 25 верст была построена в 1837 г. между Петербургом и Царским Селом.