28. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Во время княжения Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских племенных союзов складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств. Создавались новые (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов и т. д.), в которых и располагались князья – родственники киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодны прежние языческие культы, носившие местный характер, которые могут служить сепаратистским тенденциям.
Сразу же после того как Владимир завладел в 980 г. киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта реформа не принесла желаемого результата.
Существовало несколько вариантов выбора религии: восточно-византийский вариант христианства (православие); западноевропейский вариантхристианства (католицизм); ислам, господствовавший в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже хорошо известного на Руси православия (вспомним крещение части русской знати в 860-е гг., крещение княгини Ольги).
Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Кор-сунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсо-нес, где Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в 988–990 гг. Затем новая религия стала распространяться – частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений – по всей Руси. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии.
К концу X–XI вв. относится возникновение нескольких епископатов, создававшихся в важнейших центрах государства – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появились православное духовенство (главным образом греческое), богослужебные и иные книги на славянском языке в основном из Болгарии. Таким образом, принятие христианства приобщало Русь к сокровищам мировой культуры.
Во время княжения Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских племенных союзов складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств. Создавались новые (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов и т. д.), в которых и располагались князья – родственники киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодны прежние языческие культы, носившие местный характер, которые могут служить сепаратистским тенденциям.
Сразу же после того как Владимир завладел в 980 г. киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта реформа не принесла желаемого результата.
Существовало несколько вариантов выбора религии: восточно-византийский вариант христианства (православие); западноевропейский вариантхристианства (католицизм); ислам, господствовавший в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже хорошо известного на Руси православия (вспомним крещение части русской знати в 860-е гг., крещение княгини Ольги).
Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Кор-сунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсо-нес, где Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в 988–990 гг. Затем новая религия стала распространяться – частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений – по всей Руси. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии.
К концу X–XI вв. относится возникновение нескольких епископатов, создававшихся в важнейших центрах государства – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появились православное духовенство (главным образом греческое), богослужебные и иные книги на славянском языке в основном из Болгарии. Таким образом, принятие христианства приобщало Русь к сокровищам мировой культуры.