28. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Во время княжения Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских племенных союзов складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств. Создавались новые (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов и т. д.), в которых и располагались князья – родственники киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодны прежние языческие культы, носившие местный характер, которые могут служить сепаратистским тенденциям.

Сразу же после того как Владимир завладел в 980 г. киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта реформа не принесла желаемого результата.

Существовало несколько вариантов выбора религии: восточно-византийский вариант христианства (православие); западноевропейский вариантхристианства (католицизм); ислам, господствовавший в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже хорошо известного на Руси православия (вспомним крещение части русской знати в 860-е гг., крещение княгини Ольги).

Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Кор-сунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсо-нес, где Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в 988–990 гг. Затем новая религия стала распространяться – частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений – по всей Руси. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии.

К концу X–XI вв. относится возникновение нескольких епископатов, создававшихся в важнейших центрах государства – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появились православное духовенство (главным образом греческое), богослужебные и иные книги на славянском языке в основном из Болгарии. Таким образом, принятие христианства приобщало Русь к сокровищам мировой культуры.

Во время княжения Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских племенных союзов складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств. Создавались новые (Владимир-Волынский, Смоленск на новом месте, Ростов и т. д.), в которых и располагались князья – родственники киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодны прежние языческие культы, носившие местный характер, которые могут служить сепаратистским тенденциям.

Сразу же после того как Владимир завладел в 980 г. киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта реформа не принесла желаемого результата.

Существовало несколько вариантов выбора религии: восточно-византийский вариант христианства (православие); западноевропейский вариантхристианства (католицизм); ислам, господствовавший в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии; иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был сделан в пользу уже хорошо известного на Руси православия (вспомним крещение части русской знати в 860-е гг., крещение княгини Ольги).

Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки, хозяйничавшего в малоазиатской части империи. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий и Константин нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии – Херсонес (Кор-сунь), взял его и тем самым принудил императоров выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсо-нес, где Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Все перечисленные события произошли в 988–990 гг. Затем новая религия стала распространяться – частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений – по всей Руси. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольской патриархии.

К концу X–XI вв. относится возникновение нескольких епископатов, создававшихся в важнейших центрах государства – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове. На Руси появились православное духовенство (главным образом греческое), богослужебные и иные книги на славянском языке в основном из Болгарии. Таким образом, принятие христианства приобщало Русь к сокровищам мировой культуры.