2. ОСЕДЛОСТЬ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Появление оседлого образа жизни неразрывно связано с мощным скачком в развитии производительных сил при переходе от раннего к позднему палеолиту. Подъем сказался в возникновении новой техники обработки камня. Новая техника позволяла создавать специальные орудия – скребки, резцы, ножи. Наряду с камнем в употребление вошли кость и рог, из которых изготовлялись шилья, иглы с ушком.
С появлением более совершенного охотничьего оружия охота достигла высокой ступени развития. Появились первые сельскохозяйственные орудия труда. Зародились земледелие и скотоводство.
В качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними распространились большие искусственные жилища – наземные и землянки. В позднем палеолите широко представлены жилища с каркасом из костей животных.
С переходом к оседлому существованию резко изменилось число совместно проживающих людей. Общины охотников были небольшими – около 20 человек – и могли разрастаться только при достаточных запасах пищи. Роль руководителей играли старейшины – наиболее опытные люди. Они носили особое оружие, украшения и владели особыми знаниями и умениями.
Трудились в общине все, но по-разному. Люди разного пола и возраста выполняли различную работу. Поэтому ученые называют это половозрастным разделением труда. Когда люди перешли к оседлому образу жизни, они стали хоронить умерших поблизости от своих жилищ. Их ощущение связи именно с человеческими существами, жившими в прошлом, усилилось. В жизни такой общины начинают играть большую роль представления о предках, которые первыми пришли на место поселения, стали его основателями, начали обрабатывать землю.
В это время население, особенно в районах, где занимались земледелием и скотоводством, стало быстро расти. Когда людей в одной деревне становилось слишком много, часть уходила, но не очень далеко. Сородичи не враждовали друг с другом и с соседями тоже стремились наладить хорошие отношения, земли хватало, а силы воевать и настоящего мощного оружия еще не было.
Обмен в то время стал особой формой общения (денег тогда еще не было). Те, кто участвовал в нем, получали не просто материальную выгоду: обменивались нужными вещами и сырьем, заключали дружественные союзы между целыми селениями, договаривались о совместных действиях против общих врагов, заключали браки. Такие сделки сопровождались пиршествами, которые как бы закрепляли договоры. Совместная трапеза еще в первобытные времена стала знаком общности интересов людей, их добрых намерений, обрядом, который гарантировал мир и благополучие.
Представления людей нового каменного века о природе стали более содержательными и разнообразными. Расширялись познания о свойствах минералов. В эту эпоху впервые начали обрабатывать самородную медь.
Наблюдения за движением небесных светил, сменой фаз луны и изменениями в жизни животных позволили уловить связь между этими явлениями. Чтобы заручиться поддержкой сил природы, к ним обращались во время обрядов, им предлагали вкусную пищу. Охотники заклинали зверей, чтобы те согласились быть убитыми, обещая им за это угощение, а потом новое рождение.
Появление оседлого образа жизни неразрывно связано с мощным скачком в развитии производительных сил при переходе от раннего к позднему палеолиту. Подъем сказался в возникновении новой техники обработки камня. Новая техника позволяла создавать специальные орудия – скребки, резцы, ножи. Наряду с камнем в употребление вошли кость и рог, из которых изготовлялись шилья, иглы с ушком.
С появлением более совершенного охотничьего оружия охота достигла высокой ступени развития. Появились первые сельскохозяйственные орудия труда. Зародились земледелие и скотоводство.
В качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними распространились большие искусственные жилища – наземные и землянки. В позднем палеолите широко представлены жилища с каркасом из костей животных.
С переходом к оседлому существованию резко изменилось число совместно проживающих людей. Общины охотников были небольшими – около 20 человек – и могли разрастаться только при достаточных запасах пищи. Роль руководителей играли старейшины – наиболее опытные люди. Они носили особое оружие, украшения и владели особыми знаниями и умениями.
Трудились в общине все, но по-разному. Люди разного пола и возраста выполняли различную работу. Поэтому ученые называют это половозрастным разделением труда. Когда люди перешли к оседлому образу жизни, они стали хоронить умерших поблизости от своих жилищ. Их ощущение связи именно с человеческими существами, жившими в прошлом, усилилось. В жизни такой общины начинают играть большую роль представления о предках, которые первыми пришли на место поселения, стали его основателями, начали обрабатывать землю.
В это время население, особенно в районах, где занимались земледелием и скотоводством, стало быстро расти. Когда людей в одной деревне становилось слишком много, часть уходила, но не очень далеко. Сородичи не враждовали друг с другом и с соседями тоже стремились наладить хорошие отношения, земли хватало, а силы воевать и настоящего мощного оружия еще не было.
Обмен в то время стал особой формой общения (денег тогда еще не было). Те, кто участвовал в нем, получали не просто материальную выгоду: обменивались нужными вещами и сырьем, заключали дружественные союзы между целыми селениями, договаривались о совместных действиях против общих врагов, заключали браки. Такие сделки сопровождались пиршествами, которые как бы закрепляли договоры. Совместная трапеза еще в первобытные времена стала знаком общности интересов людей, их добрых намерений, обрядом, который гарантировал мир и благополучие.
Представления людей нового каменного века о природе стали более содержательными и разнообразными. Расширялись познания о свойствах минералов. В эту эпоху впервые начали обрабатывать самородную медь.
Наблюдения за движением небесных светил, сменой фаз луны и изменениями в жизни животных позволили уловить связь между этими явлениями. Чтобы заручиться поддержкой сил природы, к ним обращались во время обрядов, им предлагали вкусную пищу. Охотники заклинали зверей, чтобы те согласились быть убитыми, обещая им за это угощение, а потом новое рождение.